Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания младших подростков в образовательной организации 6
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста 6
1.2 Патриотическое воспитание: понятие, цели, задачи, формы и средства 16
1.3 Школа как образовательная организация 23
Глава 2. Опытно-поисковая работа по патриотическому воспитанию младших подростков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 95 32
2.1 Анализ деятельности МБОУ СОШ № 95 по патриотическому
воспитанию младших подростков 32
2.2 Диагностика уровня патриотического воспитания младших
подростков в МБОУ СОШ № 95, г. Екатеринбург 38
2.3 Программа патриотического воспитания младших подростков 49
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения 63
Актуальность исследования. Современный мир предъявляет высокие требования к человеку, формирует идеал человека сильного, волевого, независимого, успешного, лидера. Наше время требует человека гибкого, разностороннего, готового воспринимать и осваивать нечто для него новое, причем желательно в максимально короткие сроки, человека творческого, активного, готового брать на себя новые социальные роли, толерантного в выстраивании межличностных отношений.
Школьная программа нацелена на создание такого универсального человека. Это идеал, но реалии таковы, что соответствовать этому идеалу, хотя бы приблизительно, на сегодняшний момент способны лишь единицы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что образование является единым и целенаправленным процессом обучения и воспитания, при этом определяющимся, как общественно значимое благо и осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупностью приобретаемых им знаний, умений и навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций, определенных объема и сложности, в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворяя его образовательные потребности и интересы. Также Федеральный закон определяет воспитание, как деятельность, направленную на развитие личности, создающую условия для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правилах и нормах поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Противоречие исследования: между необходимостью воспитания младших подростков в образовательной организации и недостаточностью методических пособий и рекомендаций для специалистов образовательной организации по данному вопросу.
В своём исследовании мы вводим ограничение, из всех видов воспитания, мы будем рассматривать патриотическое воспитание. А так же в качестве образовательной организации, мы будем рассматривать школу.
Проблема исследования: каковы направления патриотического воспитания детей младшего подросткового возраста в образовательной организации?
Объект исследования: процесс воспитания младших подростков.
Предмет исследования: патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитания младших подростков в образовательной организации.
Цель исследования: на основании теоретических и полученных эмпирических данных разработать и обосновать программу по патриотическому воспитанию младших подростков в образовательной организации, которая могла бы быть реализована в школе.
Гипотеза исследования: вероятно, что патриотическое воспитание младших подростков будет успешным, если будут:
• привлечены разные специалисты образовательной организации (психолог, преподаватели и администрация школы);
• включены в программу по патриотическому воспитанию для младших подростков направления: краеведческое, военно-патриотическое, гражданское, духовно-нравственное.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе решались следующие задачи:
• дать психолого-педагогическую характеристику младшего подросткового возраста;
• раскрыть понятие, цели, задачи, формы и средства патриотического воспитания;
• рассмотреть школу как образовательную организацию;
• проанализировать деятельность МБОУ СОШ № 95 г. Екатеринбурга по патриотическому воспитанию детей младшего подросткового возраста;
• провести диагностику уровня патриотического воспитания с детьми младшего подросткового возраста в МБОУ СОШ № 95 г. Екатеринбурга;
• разработать программу по патриотическому воспитанию детей младшего подросткового возраста.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: теоретический анализ, обобщение, сравнение, синтез, классификация.
• эмпирические: анализ документов, анкетирование, математическая и графическая обработка результатов исследования.
База исследования: МБОУ СОШ № 95 г. Екатеринбург.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, и приложений.
В своей работе мы рассмотрели все компоненты заявленной темы "Патриотическое воспитание младших подростков в образовательной организации".
Перед нами был ряд исследовательских задач, во-первых, нужно было рассматривать школу как образовательную организацию. Нам удалось выяснить, что школа, как образовательная организация, имеет своей целью предоставление бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, государственного заказа и формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на самореализацию в образовательной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья учащихся, адаптации учащихся к жизни в обществе, формирование общей культуры личности обучающихся, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ для студентов, формированию здорового образа жизни для студентов. Таким образом, школа является благоприятной средой для реализации патриотического воспитания.
В ходе решения второй задачи, мы выяснили, что младший подростковый возраст 10-12 лет и характеризуется асинхронность, дисгармоничным развитием, проявлением чувства взрослости, период полового созревания. Интерес к учебе постепенно слабеет, и на его место приходит желание общаться со сверстниками. Подростковый возраст - время становления ответственного действия. Поэтому школа должна допускать проявление этой ответственности за счет разработки формы деятельности подростков, организации самоуправления, формирования у подростков представлений о праве личности на неприкосновенность, уважение человеческого достоинства.
Патриотическое воспитание в школах сегодня - это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей. Результативность работы школы по патриотическому воспитанию измеряется степенью готовности и стремлением школьников к выполнению своего гражданского и патриотического долга, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества, родного края и малой родины.
Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.
Проанализирован опыт МБОУ СОШ№ 95 патриотического воспитания. Нам удалось сделать следующие выводы:
• работа по патриотическому воспитанию в МБОУ СОШ №95 проводится регулярно;
• в учениках воспитывается уважение к старшим, любовь к родному краю и стране;
• ученики регулярно посещают музеи, выставки и тематические мероприятия;
• участвуют в военно-патриотических мероприятиях, соревнованиях.
Основываясь на полученных данных, мы разработали программу патриотического воспитания младших подростков.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждается, достигнута цель исследования. Эта работа может быть полезна студентам педагогических специальностей, учителям, завучам по воспитательной работе в образовательных учреждениях.
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. М.: ВАКО, 2016. 368 с.
2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М.: Айрис-пресс, 2012. 224 с.
3. Агибова И.М., Бобрышов СВ., Ваганова Е.Ф., Крещенко И.Н. Воспитательная система в СГПУ: Концепция. Ставрополь: СГПУ, 2005. 53 с.
4. Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2015. №4. С.23.
5. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. Т.4. М.: АН СССР, 1954.676 с.76
6. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании России // Педагогика, 2018. № 3. С.30-35.
7. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2018. 734 с.
8. Болотина Т.В. Тенденции развития гражданско-патриотического образования в РФ // Методист. 2012. № 1. С.7-10.
9. Буйлова Л.Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования // Внешкольник. 2013. № 6. С. 39-48.
10. Буторина Т.С., Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования. СПб.: КАРО, 2015. 350 с.
11. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания // Педагогика.
2017. № 2. С. 37-42.
12. Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивныхигр. Волгоград: «Учитель», 2016. 125 с.
13. Витовтова М.С. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учителя // Народное образование. 2017. № 9. С. 32.
14. Воронова Е.А. Воспитательная работа в современной школе: советы опытного педагога. Ростов н/Д.: Феникс, 2017. 404 с.
15. Выготский Л.С. Проблема возраста. М.: МГУ, 1998. 79 с.
16. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2011. № 9. С. 54.
17. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // Народное образование. 2016. № 6. С. 59-62.
18. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» от 16 февраля 2001 г.
19. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» от 30 декабря 2015 г. № 1493.
20. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 5 октября 2010 г. № 795
21. Гревцева Г.Я. Основные проблемы и подходы к гражданскому образованию в современной школе // Вестник ЧГПУ. Челябинск: ЧГПУ, 2014.№ 6. С. 20-24.
22. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: Педагогика, 2002. 348 с. 76
23. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников - 2015 № 8 - С. 17
24.Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности. М.: Мысль, 2016. 278 с.
25.Замостьянов А.А. Просвещение и патриотизм. М.: Народное образование, 2017. 302 с.
26. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. 2-е изд., доп. Шадринск: ШГПИ, 2018. 84 с. 78
27. Касимова Т.А. Система патриотического воспитания ДТ ДМ «Истоки» в общеобразовательном пространстве // Внешкольник. 2018. № 4. С. 43
28. Кибанов А.Я., Лукьянова Т.В. Реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. М.: НИЦ ИНФРА,
2018. 150 с.
29. Климов О.А., Коряковцева О.А. Государственная молодежная политика в современной России: Развитие гражданской активности молодежи //
30. Кобылянский В.А. Национальная идея и воспитание патриотизма // Педагогика, 1998. № 5. С. 112
31. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2017. 176 с.
32. КольбергЛ. The development of children's orientations toward a moral order // Vita Humana. 2009. № 6. С. 11-35.
33. Коменский Я.А. Великая дидактика. М., 1955 г.
34. Концепция патриотического воспитания граждан Российской
Федерации. М., 2014. 45 с.
35. Кочуков С.К. Наша общая память и слава // Тамбовская жизнь. №3. 2013. С. 6.
36. Кравцов И.Е. Пролетарский интернационализм, отечество и патриотизм. Киев. 2018.
37. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. М.: Просвещение, 2009. 302 с.
38. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков. М.: Владос,2018. 267 с
39. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д: Феникс, 2016. 508 с.
40. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. 5-е изд. М.: УРАО, 2018. 175 с.
41. Кумицкая Т.М. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. М.: 5 за знания 2018. 15 с.
42. Кун Ю.Ю. След в сердцах // Директор школы. 2016. № 1. С. 97-103.
43. Лейтес Н.С. Психология детей и подростков. М.: Академия, 2015. 416 с.
44. Леонтьева Т.Н. Физическая культура и спорт как инструмент патриотического воспитания // Дополнительное образование и воспитание.2014. № 1. С. 36-39.
45. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях. М.: Просвещение, 2018. 128 с.
46. Макаренко A.C. Воспитание гражданина. М.: Просвещение, 2004. 304 с.
47. Мизова М.Х. Школа как образовательная система: Современный взгляд // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.;
48. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников:
учебно-методическое пособие. Белгород: НИУ «БелГУ», 2018. 156 с.
49. Новикова Л.И., Караковский В.А., Селиванова Н.Л. Концептуальные основы теории воспитательных систем // Современные концепции воспитания: матер.конф. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2013. С.28-45
50. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: «Учитель», 2016. 130 с.
51. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики / под ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2013. 274 с.
52. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика
и психология. Учебное пособие для студентов пед. ВУЗов и духовных семинарий. М.: Покров, 2014. 55 с.
53. Сухомлинский, В.А. Год: 1981 Издание: Педагогика.
54. Усова А. В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. - М. : Педагогика, 2016. - 176 с.
55. Федеральная целевая программа «Молодежь России (1998-2000 годы)». М., 1997.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2015 г. № 1897
57. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2017. №6. С. 63-66.
58. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 2018. - 520 с
59. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды // Воспитание в школе. 2013. № 3. С. 24¬32.
60. Циулина М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды // Воспитание в школе. 2016. № 3. С. 24¬32.
61. Якобсон П.М. Психология чувств. Ч.2. Изучение чувств детей и подростков: развитие нравственных оценок у школьников. М.: АПН РСФСР,2017. 213 с.