Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96881

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы121
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Онтогенез фонематических процессов у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 17
1.3. Характеристика нарушений фонематических процессов у
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторной сферы,
звукопроизношения, фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы,
звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 48
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
коррекции речевого недоразвития у детей с псевдобульбарной дизартрией 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 118


Процесс социализации человека и способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речью. Речь - это важнейшая психическая функция человека. На основе речи в процессе социального взаимодействия формируются высшие формы познавательной деятельности. Л.С. Выготский указывает, что речь является не только «высшим регулятором человеческого поведения», но и ведущим средством всестороннего развития личности ребенка [10]. В связи с этим, проблемы и нарушения речевого развития затрудняют не только общение, но и отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка в целом.
В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями, в частности, многочисленную группу составляют дети с нарушениями в формировании фонематических процессов, обусловленных псевдобульбарной дизартрией.
Псевдобульбарная дизартрия, по мнению Е.Н. Винарской, характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, недостаточностью фонематического восприятия, оказывающим негативное влияние на звукобуквенный анализ и синтез [6]. Нарушение фонематических процессов проявляется как вторичное недоразвитие. Отсутствие полноценного функционирования фонематической системы делает невозможным правильное произношение звуков. Более того, дети с нарушением фонематических процессов не могут овладеть на должном уровне словарным запасом и грамматическими средствами языка , и как следствие, происходит отставание в развитие связной монологической и диалогической речи.
Существует целый ряд работ и исследований, посвященных вопросам, связанным с особенностями фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Проблема взаимоотношений речедвигательного и речеслухового анализаторов исследуется такими авторами как В.И. Бельтюков [2], Н.И. Жинкин [14], Н.Х. Швачкин [53]; многоуровневая структура процесса восприятия речи изучается И.А. Зимней [16] и Л.А. Чистович [51]. Закономерности формирования фонематических функций в онтогенезе, вопросы о психофизиологических механизмах фонематических нарушений рассматриваются в работах Л.Е. Левиной [21], В.К. Орфинской [28], Д.Б. Эльконина [55]. Особенности фонематических нарушений у детей с псевдобульбарной дизартрией исследуются в работах Л.И. Беляковой [3], Е.Н. Винарской [6], Е.М. Мастюковой [18], К.А. Семеновой [34], Н.В. Серебряковой [25], а коррекции фонематических нарушений - Л.С. Волковой [22, 23], Л.Н. Ефименковой [13], Л.В. Лопатиной [24, 25], Т.Б. Филичевой [46, 47], Г.В. Чиркиной [45].
Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью раннего распознавания нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста для предупреждения впоследствии возможных затруднений в усвоении грамоты и правописания.
Объект исследования: уровень сформированности фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель работы: определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести данную работу и оценить ее эффективность.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонематическими нарушениями речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования неречевых и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести обследование и проанализировать его результаты.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Диагностический инструментарий использовался в виде заданий и осуществлялась на основе диагностической литературы таких авторов, как Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, З.А. Репина и Н.М. Трубникова [41], также использовался логопедический альбом О.Б. Иншаковой [17].
База исследования: культурно-образовательный и психолого-логопедический центр «Кристаллик», г. Екатеринбург. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР, ОНР III уровень).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


По результатам проведенного теоретического исследования психолого-педагогической и логопедической литературы в первой главе были сделаны следующие выводы.
Под фонематическим слухом подразумевается процесс узнавания и различения отдельных фонем и фонематических рядов, слов. Если фонематический слух сформирован, то дифференциация слов происходит по значению и слухопроизносительным образам звуков.
Фонематические процессы начинают формироваться с первых недель и, при нормальном интеллектуальном развитие, завершается в младшем школьном возрасте.
Фонематическое нарушения при псевдобульбарной дизартрии можно определить, как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематические нарушения представляют серьезное препятствие на пути овладения навыками письма, чтения и является риск - фактором развития дисграфии и дислексии.
В соответствии с задачами исследования в работе был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление и анализ нарушений фонематической стороны речи и планирование коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией старшего дошкольного возраста.
В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР, ОНР III уровень).
Для проведения констатирующего эксперимента были подобраны соответствующие диагностические методики таких авторов, как Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, З.А. Репина и Н.М. Трубникова, также использовался логопедический альбом О.Б. Иншаковой.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать общий вывод:
1) У детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения моторной сферы:
- нарушения общей моторики проявляются общей неловкостью и нарушением переключаемости движений;
- нарушения мелкой моторики проявляются в нарушении движений, кинестетических ощущений, смазанности выполнения движений, нарушении переключаемости движений;
- нарушения артикуляционной моторики характеризуется нарушением двигательной функции органов артикуляционного аппарата, обусловленная недостаточной точностью, координацией и переключаемостью движений, особенно тонких дифференцированных движений губ, языка, наличием неврологической симптоматики в виде меняющегося тонуса.
2) У всех детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся:
- в полиморфном характере нарушений звуков;
- нестабильном характере звукопроизношения;
- в парасигматизмах шипящих и свистящих звуков, отсутствием звука [Р], параротацизма, искажении и смешении звуков.
- в выраженном затруднении в воспроизведении звуков, изолированно произносимых правильно, в потоке речи, в словах сложной слоговой структуры, в словах при наличии фонетически близких звуков.
Дети находятся примерно на одном уровне развития моторной сферы и звукопроизношения. Можно сказать, что чем выше показатель развития моторной функции и звукопроизношения, тем выше показатель фонематического восприятия.
Развитие моторной сферы имеет тесную связь с развитием фонематической стороны речи, но так как, моторная сфера у детей развита недостаточно, то и сформированность речи не соответствует возрастным нормам.
3) При анализе фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией выявлены:
- на уровне фонематического слуха и восприятия - нарушение восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференция; ошибки в воспроизведении цепочки слогов, при выборе слова с заданным звуком; низкий уровень речевой памяти.
- на уровне фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений - отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого и последнего звука из слов; при определении местоположения звука в слове; при последовательном, количественном и позиционном анализе, а также при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности.
Недостаточный уровень развития звукопроизношения, связан с недоразвитием фонематических процессов: при нарушенном звукопроизношении формируются неправильные кинестетические ощущения, которые приводят к нарушению акустического образа звуков, в результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа.
Полученные результаты показали необходимость проведения логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Изучив методики формирования фонематических процессов Л.В. Лопатиной [23] и Л.Н. Ефименковой [13], было выяснено, что логопедическая работа должна строиться с опорой на анализаторы и поэтапно, в соответствии с изученными способами устранения несформированности фонематических процессов.
Коррекционная работа была направлена на решение следующих задач:
1) Развитие слуховой памяти и внимания, так как эти процессы непосредственным образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.
2) Развитие и совершенствование общей и речевой моторной сферы детей с псевдобульбарной дизартрией.
3) Коррекция звукопроизношения: постановка отсутствующих звуков и автоматизация и дифференция нарушенных звуков в речи
4) Коррекция фонематической стороны речи, нарушение которой является вторичным признаком для детей с псевдобульбарной дизартрией.
На основании выявленных нарушений, полученных на констатирующем этапе эксперимента и анализа методик Л.В. Лопатиной и Л.Н. Ефименковой, были определены направления коррекционной у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Логопедическая работа по коррекции фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией включала следующие этапы:
- развитие моторной сферы;
- постановка отсутствующих звуков, автоматизация и дифференция нарушенных звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия.
Первый этап коррекционной работы - развитие моторной сферы состоял из заданий на развитие общей и мелкой моторики, мимической, речевой и дыхательной гимнастики и работы по нормализации голоса. Для всех детей были разработаны три варианта заданий на развитие моторной сферы. Задания варьировались в процессе проведения логопедических занятий.
Второй этап коррекционной работы включал в себя:
- постановку отсутствующих у детей звуков - [Р] и [Р’], которые не сформированы у 8 детей;
- отработку правильной артикуляции, закрепления и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков - [С], [Ш]. [Л’], [Л], [Р];
- дифференциацию поставленных или сохранных звуков в произношении: [С]- [З], [С] - [Ш], [Ж] - [З], [Ж] - [Ш], [Р] - [Р’].
Был разработано календарно-тематическое планирование логопедических занятий с каждым ребенком.
Третий этап коррекционной работы включал задания на развитие фонематического слуха и восприятия:
1) Задание на развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».
2) Задание на развитие фонематического анализа.
3) Задание на развитие фонематического синтеза.
Для развития фонематического анализа и синтеза был разработан комплекс дидактических игр и упражнений на развитие фонематических процессов. Дидактические игры и упражнения были разработаны на перспективу для индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми.
После реализации коррекционных занятий детьми был проведен контрольный эксперимент. Содержание и структура повторного обследования состояния фонематических процессов у детей аналогично содержанию и структуре первичного обследования в констатирующем эксперименте.
По итогам контрольного эксперимента был сделан общий вывод:
- на уровне фонематического слуха - остались нарушения восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференция.
- на уровне фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений - также отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого, последнего и звука в середине слова, а также при синтезе слов из отдельных звуков.
- положительным фактором является настрой самих детей на занятия. Дети стали более собранные, стараются вслушиваться в речь, проговаривать буквы, слоги и слова про себя, прежде чем повторить вслух. Несмотря на то, что с пробами дети справлялись частично, при возникновении ошибок они сами пытались исправлять их, им уже не требовалось многократное повторение инструкций.
- у детей повысилось слуховое внимание, поэтому они реже стали заменять слоги, нарушая структуру слогового ряда. Это свидетельствует и об улучшении у детей речевой памяти.
Таким образом, результаты контрольного обследования подтвердили эффективность проведенной коррекционной работы и перспективность избранных логопедических методик коррекции.



1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2007. - 280 с.
2. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 2012. - 260 с.
3. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
4. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : В. Секачев, 1998. - 304 с.
5. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова. - СПб. : Библиополис, 2014. - 190 с.
6. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : АСТ АСТРЕЛЬ, 2005. - 220 с.
7. Волкова, С. В. Предпосылки фонематических расстройств у детей с органическими поражениями головного мозга различного генеза [Текст] / С. В. Волкова // Специальное образование. - 2015. - № 2. - С.29-38.
8. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие / В. К. Воробьева. - М. : Астрель ; Транзиткнига. 2006. - 158 с.
9. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 126 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2009. - 352 с.
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 160 с.
12. Гуровец, Г. В. К генезису фонетико-фонематических расстройств: обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская. - М. : Академия, 2012. - 257 с.
13. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М. : Книголюб, 2001. - 143 с.
14. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Лабиринт, 1998. - 366 с.
15. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников [Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2011. - № 11. - С. 41-46.
16. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст] / И.
А. Зимняя. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. - 432 с.
17. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 315 с.
18. Ипполитова, М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - М. : Академия, 2015. - 180 с.
19. Лалаева, Р. И. Теория речевой деятельности [Текст] / Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Т.А. Титова. - СПб. : Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 413 с.
20. Ларина, Е. А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е. А. Ларина // Коррекционная педагогика. - 2009. - №1. - С. 5-14.
21. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Альянс, 2013. - 367 с.
22. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой : в 5 кн. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 304 с.
23. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
24. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : учеб. пособие / под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2014. - 192 с.
25. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена ; «СОЮЗ», 2011. - 192 с.
26. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : Издательство МГУ, 2008. - 314 с.
27. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться [Текст] / Г. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С. 105-112.
28. Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте [Текст] / В. К. Орфинская. - М. : Тр. ЛГИПИ им. А. И. Герцена, 1946. - 44 с.
29. Оскольская, Н. А. Типология индивидуальных различий в структуре фонетико-фонематического недоразвития речи [Текст] / Н. А. Оскольская // Дефектология. - 2001. - №2. - С. 28-36.
30. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред.
В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
31. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
32. Рау, Ф. Ф. Устная речь глухих [Текст] / Ф. Ф. Рау. - М. : Педагогика, 1973. - 304 с.
33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2002. - 712 с.
34. Семенова, К. А. Дизартрии [Текст] : хрестоматия по логопедии / К. А. Семенова ; под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : Академия, 1997. - 680 с.
35. Сенкевич, В. И. Фонетика и фонология русского языка [Текст] : учеб. пособие. / В. И. Сенкевич. - Брест : Изд-во УО БрГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - 172 с.
36. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] : учеб. для педагогических училищ и вузов / Е. О. Смирнова. - М. : Юнити-Дана, 2007. - 215 с.
37. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. - М. : Классика Стиль, 2003. - 160 с.
38. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] : хрестоматия по логопедии / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 1997. - 380 с.
39. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Педагогика, 1981. - 111 с.
40. Трефилова, Т. Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии [Текст] / Т. Н. Трефилова // Вопросы психологии. - 1997. - №5. -
С. 108 -114.
41. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учеб.-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал. Гос. пед. Ун-т, 2005. - 280 с.
42. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2011. - 272 с.
43. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития [Текст] : лекции 5-8. / О. С. Ушакова. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 80 с.
44. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ущакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
45. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 2013. - 232 с.
46. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Гном-Пресс, 2009. - 290 с.
47. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] : метод. пособие / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург : Изд-во «АРГО», 2006. - 80 с.
48. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.
49. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] : книга для преподавателей и студентов пед. Вузов / М. Е. Хватцев ; под науч. ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 390 с.
50. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2009. - 720 с.
51. Чистович, Л. А. Физиология речи. Восприятие речи человеком [Текст] / Л. А. Чистович, А. В. Венцов, М. П. Гранстрем. - Л. : Наука, 1976. - 388 с.
52. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 360 с.
53. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : хрестоматия / сост. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2016. - 330 с.
54. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М. : Академия, 2007. - 384 с.
55. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - М. : ИНТОР, 2008. - 112 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ