Формирование фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Онтогенез фонематических процессов у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 17
1.3. Характеристика нарушений фонематических процессов у
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторной сферы,
звукопроизношения, фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы,
звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 48
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
коррекции речевого недоразвития у детей с псевдобульбарной дизартрией 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 118
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 6
1.1. Онтогенез фонематических процессов у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 17
1.3. Характеристика нарушений фонематических процессов у
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 23
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Организация, принципы и методика исследования моторной сферы,
звукопроизношения, фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 30
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы,
звукопроизношения и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста 34
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 48
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
коррекции речевого недоразвития у детей с псевдобульбарной дизартрией 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
фонематических процессов у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 54
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 118
Процесс социализации человека и способы социальных контактов обеспечиваются, прежде всего, речью. Речь - это важнейшая психическая функция человека. На основе речи в процессе социального взаимодействия формируются высшие формы познавательной деятельности. Л.С. Выготский указывает, что речь является не только «высшим регулятором человеческого поведения», но и ведущим средством всестороннего развития личности ребенка [10]. В связи с этим, проблемы и нарушения речевого развития затрудняют не только общение, но и отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка в целом.
В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями, в частности, многочисленную группу составляют дети с нарушениями в формировании фонематических процессов, обусловленных псевдобульбарной дизартрией.
Псевдобульбарная дизартрия, по мнению Е.Н. Винарской, характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, недостаточностью фонематического восприятия, оказывающим негативное влияние на звукобуквенный анализ и синтез [6]. Нарушение фонематических процессов проявляется как вторичное недоразвитие. Отсутствие полноценного функционирования фонематической системы делает невозможным правильное произношение звуков. Более того, дети с нарушением фонематических процессов не могут овладеть на должном уровне словарным запасом и грамматическими средствами языка , и как следствие, происходит отставание в развитие связной монологической и диалогической речи.
Существует целый ряд работ и исследований, посвященных вопросам, связанным с особенностями фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Проблема взаимоотношений речедвигательного и речеслухового анализаторов исследуется такими авторами как В.И. Бельтюков [2], Н.И. Жинкин [14], Н.Х. Швачкин [53]; многоуровневая структура процесса восприятия речи изучается И.А. Зимней [16] и Л.А. Чистович [51]. Закономерности формирования фонематических функций в онтогенезе, вопросы о психофизиологических механизмах фонематических нарушений рассматриваются в работах Л.Е. Левиной [21], В.К. Орфинской [28], Д.Б. Эльконина [55]. Особенности фонематических нарушений у детей с псевдобульбарной дизартрией исследуются в работах Л.И. Беляковой [3], Е.Н. Винарской [6], Е.М. Мастюковой [18], К.А. Семеновой [34], Н.В. Серебряковой [25], а коррекции фонематических нарушений - Л.С. Волковой [22, 23], Л.Н. Ефименковой [13], Л.В. Лопатиной [24, 25], Т.Б. Филичевой [46, 47], Г.В. Чиркиной [45].
Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью раннего распознавания нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста для предупреждения впоследствии возможных затруднений в усвоении грамоты и правописания.
Объект исследования: уровень сформированности фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель работы: определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести данную работу и оценить ее эффективность.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонематическими нарушениями речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования неречевых и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести обследование и проанализировать его результаты.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Диагностический инструментарий использовался в виде заданий и осуществлялась на основе диагностической литературы таких авторов, как Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, З.А. Репина и Н.М. Трубникова [41], также использовался логопедический альбом О.Б. Иншаковой [17].
База исследования: культурно-образовательный и психолого-логопедический центр «Кристаллик», г. Екатеринбург. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР, ОНР III уровень).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В настоящее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями, в частности, многочисленную группу составляют дети с нарушениями в формировании фонематических процессов, обусловленных псевдобульбарной дизартрией.
Псевдобульбарная дизартрия, по мнению Е.Н. Винарской, характеризуется полиморфным нарушением звукопроизношения, недостаточностью фонематического восприятия, оказывающим негативное влияние на звукобуквенный анализ и синтез [6]. Нарушение фонематических процессов проявляется как вторичное недоразвитие. Отсутствие полноценного функционирования фонематической системы делает невозможным правильное произношение звуков. Более того, дети с нарушением фонематических процессов не могут овладеть на должном уровне словарным запасом и грамматическими средствами языка , и как следствие, происходит отставание в развитие связной монологической и диалогической речи.
Существует целый ряд работ и исследований, посвященных вопросам, связанным с особенностями фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Проблема взаимоотношений речедвигательного и речеслухового анализаторов исследуется такими авторами как В.И. Бельтюков [2], Н.И. Жинкин [14], Н.Х. Швачкин [53]; многоуровневая структура процесса восприятия речи изучается И.А. Зимней [16] и Л.А. Чистович [51]. Закономерности формирования фонематических функций в онтогенезе, вопросы о психофизиологических механизмах фонематических нарушений рассматриваются в работах Л.Е. Левиной [21], В.К. Орфинской [28], Д.Б. Эльконина [55]. Особенности фонематических нарушений у детей с псевдобульбарной дизартрией исследуются в работах Л.И. Беляковой [3], Е.Н. Винарской [6], Е.М. Мастюковой [18], К.А. Семеновой [34], Н.В. Серебряковой [25], а коррекции фонематических нарушений - Л.С. Волковой [22, 23], Л.Н. Ефименковой [13], Л.В. Лопатиной [24, 25], Т.Б. Филичевой [46, 47], Г.В. Чиркиной [45].
Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью раннего распознавания нарушений фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста для предупреждения впоследствии возможных затруднений в усвоении грамоты и правописания.
Объект исследования: уровень сформированности фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Цель работы: определить основные направления и содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести данную работу и оценить ее эффективность.
В соответствии с целью работы решались следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы, связанные с фонематическими нарушениями речи у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. На основе анализа специальной литературы подобрать методики обследования неречевых и речевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести обследование и проанализировать его результаты.
3. Определить направления и содержание логопедической работы по коррекции недоразвития фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Диагностический инструментарий использовался в виде заданий и осуществлялась на основе диагностической литературы таких авторов, как Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, З.А. Репина и Н.М. Трубникова [41], также использовался логопедический альбом О.Б. Иншаковой [17].
База исследования: культурно-образовательный и психолого-логопедический центр «Кристаллик», г. Екатеринбург. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР, ОНР III уровень).
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
По результатам проведенного теоретического исследования психолого-педагогической и логопедической литературы в первой главе были сделаны следующие выводы.
Под фонематическим слухом подразумевается процесс узнавания и различения отдельных фонем и фонематических рядов, слов. Если фонематический слух сформирован, то дифференциация слов происходит по значению и слухопроизносительным образам звуков.
Фонематические процессы начинают формироваться с первых недель и, при нормальном интеллектуальном развитие, завершается в младшем школьном возрасте.
Фонематическое нарушения при псевдобульбарной дизартрии можно определить, как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематические нарушения представляют серьезное препятствие на пути овладения навыками письма, чтения и является риск - фактором развития дисграфии и дислексии.
В соответствии с задачами исследования в работе был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление и анализ нарушений фонематической стороны речи и планирование коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией старшего дошкольного возраста.
В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР, ОНР III уровень).
Для проведения констатирующего эксперимента были подобраны соответствующие диагностические методики таких авторов, как Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, З.А. Репина и Н.М. Трубникова, также использовался логопедический альбом О.Б. Иншаковой.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать общий вывод:
1) У детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения моторной сферы:
- нарушения общей моторики проявляются общей неловкостью и нарушением переключаемости движений;
- нарушения мелкой моторики проявляются в нарушении движений, кинестетических ощущений, смазанности выполнения движений, нарушении переключаемости движений;
- нарушения артикуляционной моторики характеризуется нарушением двигательной функции органов артикуляционного аппарата, обусловленная недостаточной точностью, координацией и переключаемостью движений, особенно тонких дифференцированных движений губ, языка, наличием неврологической симптоматики в виде меняющегося тонуса.
2) У всех детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся:
- в полиморфном характере нарушений звуков;
- нестабильном характере звукопроизношения;
- в парасигматизмах шипящих и свистящих звуков, отсутствием звука [Р], параротацизма, искажении и смешении звуков.
- в выраженном затруднении в воспроизведении звуков, изолированно произносимых правильно, в потоке речи, в словах сложной слоговой структуры, в словах при наличии фонетически близких звуков.
Дети находятся примерно на одном уровне развития моторной сферы и звукопроизношения. Можно сказать, что чем выше показатель развития моторной функции и звукопроизношения, тем выше показатель фонематического восприятия.
Развитие моторной сферы имеет тесную связь с развитием фонематической стороны речи, но так как, моторная сфера у детей развита недостаточно, то и сформированность речи не соответствует возрастным нормам.
3) При анализе фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией выявлены:
- на уровне фонематического слуха и восприятия - нарушение восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференция; ошибки в воспроизведении цепочки слогов, при выборе слова с заданным звуком; низкий уровень речевой памяти.
- на уровне фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений - отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого и последнего звука из слов; при определении местоположения звука в слове; при последовательном, количественном и позиционном анализе, а также при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности.
Недостаточный уровень развития звукопроизношения, связан с недоразвитием фонематических процессов: при нарушенном звукопроизношении формируются неправильные кинестетические ощущения, которые приводят к нарушению акустического образа звуков, в результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа.
Полученные результаты показали необходимость проведения логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Изучив методики формирования фонематических процессов Л.В. Лопатиной [23] и Л.Н. Ефименковой [13], было выяснено, что логопедическая работа должна строиться с опорой на анализаторы и поэтапно, в соответствии с изученными способами устранения несформированности фонематических процессов.
Коррекционная работа была направлена на решение следующих задач:
1) Развитие слуховой памяти и внимания, так как эти процессы непосредственным образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.
2) Развитие и совершенствование общей и речевой моторной сферы детей с псевдобульбарной дизартрией.
3) Коррекция звукопроизношения: постановка отсутствующих звуков и автоматизация и дифференция нарушенных звуков в речи
4) Коррекция фонематической стороны речи, нарушение которой является вторичным признаком для детей с псевдобульбарной дизартрией.
На основании выявленных нарушений, полученных на констатирующем этапе эксперимента и анализа методик Л.В. Лопатиной и Л.Н. Ефименковой, были определены направления коррекционной у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Логопедическая работа по коррекции фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией включала следующие этапы:
- развитие моторной сферы;
- постановка отсутствующих звуков, автоматизация и дифференция нарушенных звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия.
Первый этап коррекционной работы - развитие моторной сферы состоял из заданий на развитие общей и мелкой моторики, мимической, речевой и дыхательной гимнастики и работы по нормализации голоса. Для всех детей были разработаны три варианта заданий на развитие моторной сферы. Задания варьировались в процессе проведения логопедических занятий.
Второй этап коррекционной работы включал в себя:
- постановку отсутствующих у детей звуков - [Р] и [Р’], которые не сформированы у 8 детей;
- отработку правильной артикуляции, закрепления и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков - [С], [Ш]. [Л’], [Л], [Р];
- дифференциацию поставленных или сохранных звуков в произношении: [С]- [З], [С] - [Ш], [Ж] - [З], [Ж] - [Ш], [Р] - [Р’].
Был разработано календарно-тематическое планирование логопедических занятий с каждым ребенком.
Третий этап коррекционной работы включал задания на развитие фонематического слуха и восприятия:
1) Задание на развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».
2) Задание на развитие фонематического анализа.
3) Задание на развитие фонематического синтеза.
Для развития фонематического анализа и синтеза был разработан комплекс дидактических игр и упражнений на развитие фонематических процессов. Дидактические игры и упражнения были разработаны на перспективу для индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми.
После реализации коррекционных занятий детьми был проведен контрольный эксперимент. Содержание и структура повторного обследования состояния фонематических процессов у детей аналогично содержанию и структуре первичного обследования в констатирующем эксперименте.
По итогам контрольного эксперимента был сделан общий вывод:
- на уровне фонематического слуха - остались нарушения восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференция.
- на уровне фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений - также отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого, последнего и звука в середине слова, а также при синтезе слов из отдельных звуков.
- положительным фактором является настрой самих детей на занятия. Дети стали более собранные, стараются вслушиваться в речь, проговаривать буквы, слоги и слова про себя, прежде чем повторить вслух. Несмотря на то, что с пробами дети справлялись частично, при возникновении ошибок они сами пытались исправлять их, им уже не требовалось многократное повторение инструкций.
- у детей повысилось слуховое внимание, поэтому они реже стали заменять слоги, нарушая структуру слогового ряда. Это свидетельствует и об улучшении у детей речевой памяти.
Таким образом, результаты контрольного обследования подтвердили эффективность проведенной коррекционной работы и перспективность избранных логопедических методик коррекции.
Под фонематическим слухом подразумевается процесс узнавания и различения отдельных фонем и фонематических рядов, слов. Если фонематический слух сформирован, то дифференциация слов происходит по значению и слухопроизносительным образам звуков.
Фонематические процессы начинают формироваться с первых недель и, при нормальном интеллектуальном развитие, завершается в младшем школьном возрасте.
Фонематическое нарушения при псевдобульбарной дизартрии можно определить, как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Фонематические нарушения представляют серьезное препятствие на пути овладения навыками письма, чтения и является риск - фактором развития дисграфии и дислексии.
В соответствии с задачами исследования в работе был проведен констатирующий эксперимент.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление и анализ нарушений фонематической стороны речи и планирование коррекционной работы у детей с псевдобульбарной дизартрией старшего дошкольного возраста.
В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (ФФНР, ОНР III уровень).
Для проведения констатирующего эксперимента были подобраны соответствующие диагностические методики таких авторов, как Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова, З.А. Репина и Н.М. Трубникова, также использовался логопедический альбом О.Б. Иншаковой.
По итогам констатирующего эксперимента можно сделать общий вывод:
1) У детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения моторной сферы:
- нарушения общей моторики проявляются общей неловкостью и нарушением переключаемости движений;
- нарушения мелкой моторики проявляются в нарушении движений, кинестетических ощущений, смазанности выполнения движений, нарушении переключаемости движений;
- нарушения артикуляционной моторики характеризуется нарушением двигательной функции органов артикуляционного аппарата, обусловленная недостаточной точностью, координацией и переключаемостью движений, особенно тонких дифференцированных движений губ, языка, наличием неврологической симптоматики в виде меняющегося тонуса.
2) У всех детей с псевдобульбарной дизартрией имеются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся:
- в полиморфном характере нарушений звуков;
- нестабильном характере звукопроизношения;
- в парасигматизмах шипящих и свистящих звуков, отсутствием звука [Р], параротацизма, искажении и смешении звуков.
- в выраженном затруднении в воспроизведении звуков, изолированно произносимых правильно, в потоке речи, в словах сложной слоговой структуры, в словах при наличии фонетически близких звуков.
Дети находятся примерно на одном уровне развития моторной сферы и звукопроизношения. Можно сказать, что чем выше показатель развития моторной функции и звукопроизношения, тем выше показатель фонематического восприятия.
Развитие моторной сферы имеет тесную связь с развитием фонематической стороны речи, но так как, моторная сфера у детей развита недостаточно, то и сформированность речи не соответствует возрастным нормам.
3) При анализе фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией выявлены:
- на уровне фонематического слуха и восприятия - нарушение восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференция; ошибки в воспроизведении цепочки слогов, при выборе слова с заданным звуком; низкий уровень речевой памяти.
- на уровне фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений - отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого и последнего звука из слов; при определении местоположения звука в слове; при последовательном, количественном и позиционном анализе, а также при синтезе слов из отдельных звуков в ненарушенной и нарушенной последовательности.
Недостаточный уровень развития звукопроизношения, связан с недоразвитием фонематических процессов: при нарушенном звукопроизношении формируются неправильные кинестетические ощущения, которые приводят к нарушению акустического образа звуков, в результате чего, неправильными становятся и операции звукового анализа.
Полученные результаты показали необходимость проведения логопедической работы по развитию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Изучив методики формирования фонематических процессов Л.В. Лопатиной [23] и Л.Н. Ефименковой [13], было выяснено, что логопедическая работа должна строиться с опорой на анализаторы и поэтапно, в соответствии с изученными способами устранения несформированности фонематических процессов.
Коррекционная работа была направлена на решение следующих задач:
1) Развитие слуховой памяти и внимания, так как эти процессы непосредственным образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме.
2) Развитие и совершенствование общей и речевой моторной сферы детей с псевдобульбарной дизартрией.
3) Коррекция звукопроизношения: постановка отсутствующих звуков и автоматизация и дифференция нарушенных звуков в речи
4) Коррекция фонематической стороны речи, нарушение которой является вторичным признаком для детей с псевдобульбарной дизартрией.
На основании выявленных нарушений, полученных на констатирующем этапе эксперимента и анализа методик Л.В. Лопатиной и Л.Н. Ефименковой, были определены направления коррекционной у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Логопедическая работа по коррекции фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией включала следующие этапы:
- развитие моторной сферы;
- постановка отсутствующих звуков, автоматизация и дифференция нарушенных звуков;
- развитие фонематического слуха и восприятия.
Первый этап коррекционной работы - развитие моторной сферы состоял из заданий на развитие общей и мелкой моторики, мимической, речевой и дыхательной гимнастики и работы по нормализации голоса. Для всех детей были разработаны три варианта заданий на развитие моторной сферы. Задания варьировались в процессе проведения логопедических занятий.
Второй этап коррекционной работы включал в себя:
- постановку отсутствующих у детей звуков - [Р] и [Р’], которые не сформированы у 8 детей;
- отработку правильной артикуляции, закрепления и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков - [С], [Ш]. [Л’], [Л], [Р];
- дифференциацию поставленных или сохранных звуков в произношении: [С]- [З], [С] - [Ш], [Ж] - [З], [Ж] - [Ш], [Р] - [Р’].
Был разработано календарно-тематическое планирование логопедических занятий с каждым ребенком.
Третий этап коррекционной работы включал задания на развитие фонематического слуха и восприятия:
1) Задание на развитие фонематического восприятия. Игра «Поймай звук».
2) Задание на развитие фонематического анализа.
3) Задание на развитие фонематического синтеза.
Для развития фонематического анализа и синтеза был разработан комплекс дидактических игр и упражнений на развитие фонематических процессов. Дидактические игры и упражнения были разработаны на перспективу для индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми.
После реализации коррекционных занятий детьми был проведен контрольный эксперимент. Содержание и структура повторного обследования состояния фонематических процессов у детей аналогично содержанию и структуре первичного обследования в констатирующем эксперименте.
По итогам контрольного эксперимента был сделан общий вывод:
- на уровне фонематического слуха - остались нарушения восприятия фонетически похожих звуков и недостаточная их дифференция.
- на уровне фонематического восприятия, анализа, синтеза и фонематических представлений - также отмечается большое количество ошибок: при вычленении первого, последнего и звука в середине слова, а также при синтезе слов из отдельных звуков.
- положительным фактором является настрой самих детей на занятия. Дети стали более собранные, стараются вслушиваться в речь, проговаривать буквы, слоги и слова про себя, прежде чем повторить вслух. Несмотря на то, что с пробами дети справлялись частично, при возникновении ошибок они сами пытались исправлять их, им уже не требовалось многократное повторение инструкций.
- у детей повысилось слуховое внимание, поэтому они реже стали заменять слоги, нарушая структуру слогового ряда. Это свидетельствует и об улучшении у детей речевой памяти.
Таким образом, результаты контрольного обследования подтвердили эффективность проведенной коррекционной работы и перспективность избранных логопедических методик коррекции.
Подобные работы
- Развитие фонематических процессов у дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией на занятиях по обучению грамоте
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематического
слуха у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование фонематических процессов у дошкольников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в подготовительной группе детского сада
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений звукопроизношения как основа формирования фонематических процессов у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по формированию фонематических процессов у
старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022



