Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурно-досуговая деятельность с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования

Работа №96880

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
262
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы культурно-досуговой деятельности с младшими школьниками 6
1.1. Учреждения дополнительного образования: характеристика, цели,
задачи 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников.... 16
1.3. Культурно-досуговая деятельность: понятия, направления, формы,
принципы 27
Глава 2. Опытно-поисковая работа по культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста в «Центре дополнительного образования «Согласие» 39
2.1. Анализ культурно-досуговой деятельности в «Центре дополнительного
образования «Согласие» 39
2.2. Фестиваль культурно-досуговой деятельности «Звёзды зажигаются в
Согласии» 51
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложения


Актуальность исследования определяется необходимостью в культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования и недостаточностью проведения мероприятий, нацеленных на привлечение новых обучающихся, а так же мотивации к занятиям в других различных направлениях. Существует несколько факторов возникновения проблемы в культурно-досуговой деятельности младших школьников: низкий уровень предлагаемых форм культурно-досугового общения и материально-технической базы учреждений дополнительного образования, а так же отсутствие комплекса мероприятий культурно-досуговой деятельности детей.
Возможность выбора любимых занятий в учреждениях дополнительного образования влияет на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности ребенка, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческому потенциалу детей.
Анализ ситуации, которая складывается в детской среде, свидетельствует о том, что отсутствие внимания общества к культурно-досуговой деятельности детей ведет к самым негативным последствиям: рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений девиантного поведения.
Культурно-досуговая деятельность содержит колоссальный потенциал возможностей для формирования характера ребенка. Реализация данной деятельности способствует формированию у детей культуры общения, укреплению семейных связей, создаёт условия для самореализации и самовоспитания личности. Содержательный и занимательный досуг, образование и удовлетворение основных потребностей ребёнка играют большую роль в его развитии и становлении как личности. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стресса, а так же снятию напряжения.
Интерес к проблемам детей носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике, социально-культурной и культурно-досуговой деятельности.
Противоречие исследования: между необходимостью создания комплекса мероприятий по культурно-досуговой деятельности с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования и недостаточностью мероприятий, демонстрирующих результаты обучающихся по представленным направлениям культурно-досуговой деятельности.
Проблема исследования: как организовать культурно-досуговую деятельность с младшими школьниками в учреждении дополнительного образования?
Тема исследования: «Культурно-досуговая деятельность с младшими школьниками в учреждениях дополнительного образования».
Объект исследования: культурно-досуговая деятельность.
Предмет исследования: направления и формы культурно-досуговой деятельности в учреждениях дополнительного образования.
Цель исследования - на основе теоретических и полученных эмпирических знаний разработать фестиваль культурно-досуговых мероприятий с младшими школьниками «Звёзды зажигаются в Согласии».
Гипотеза исследования: заключается в предположении о том, что культурно-досуговая деятельность будет более результативна, если разработать фестиваль, направленный на демонстрацию достижений детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить цели, задачи учреждений дополнительного образования.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику младших школьников.
3. Раскрыть понятие культурно-досуговой деятельности, её принципы, направления и формы;
4. Проанализировать культурно-досуговую деятельность в «Центре дополнительного образования «Согласие».
База исследования: «Центр дополнительного образования «Согласие» в городе Екатеринбург.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, систематизация и обобщение;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос.
Структура: состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дополнительное образование - это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном существовании и не сопровождается повышением уровня образования [62].
Учреждения дополнительного образования - тип образовательного учреждения в Российской Федерации, осуществляющее свою деятельность на основании лицензии, целью которого является мотивация личности к познанию и творчеству, а так же реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности.
Обучающимся представлена возможность заниматься по разным направлениям в учреждениях дополнительного образования: туристско- краеведческой и эколого-биологической деятельностью, художественным и техническим творчеством, спортом и исследовательской работой. Все это возможно благодаря современной системе дополнительного образования. Дополнительное образование позволяет детям сделать выбор в обучении, исходя из собственных интересов, потенциальных возможностей и желаний.
Младший школьный возраст - это возраст интенсивного интеллектуального и физического развития. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Данный возрастной период является значимым периодом жизни для детей младшего школьного возраста, так как именно в это время закладываются основы характера и поведения, а так же проявляется темперамент.
Главная задача возраста - постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. В этом возрасте формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.
Культурно-досуговая деятельность - это процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей.
Культурно-досуговая деятельность на практике по своим масштабам воздействия на личность должна выходить далеко за рамки свободного времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой - разностороннее развитие личности ребенка.
Сущностью культурно-досуговой деятельности детей младшего школьного возраста является их творческое поведение в свободной для выбора рода занятий и степени активности среде, детерминированное потребностями и интересами, направляемое (но не навязываемое) педагогами - специалистами в области организации детского досуга совместно с другими взрослыми.
Культурно-досуговая деятельность должна стать совместной развивающей деятельностью детей и взрослых. При этом необходимо предоставлять детям самостоятельность, обеспечивать смену ролей и деятельности каждого ребёнка, развивать интересы, умения, способности детей.
В результате проделанной работы мы пришли к выводу, что необходимо:
• Регулярно изучать интересы детей;
• Планировать работу культурно-досуговой деятельности детей с учетом психолого-педагогической характеристики;
• Организовывать и осуществлять работу кружков разных профилей;
• Привлекать большее количество детей в кружки;
• Использовать в работе различные формы культурно-досуговой деятельности;
• Вести согласованную работу культурно-досуговой деятельности детей с другими социальными институтами (школа, детский сад, библиотека).
Проанализировав опыт работы Центра дополнительного образования «Согласие», нами разработан комплекс мероприятий, направленный на культурно-досуговую деятельность, который необходимо учитывать для совершенствования работы учреждения для мотивации детей младшего школьного возраста к другим направлениям и привлечения новых обучающихся в Центр дополнительного образования.
Нами было проведено исследование, позволяющее сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность младшего школьного возраста с учётом их интересов способствует улучшению настроения детей, установлению позитивного эмоционального климата в детском коллективе. Были предусмотрены мероприятия, в которых можно проявить себя в спорте, в интеллектуальной, творческой деятельности. Мероприятия содержали разнообразные игры, шутки, конкурсы, загадки, музыкальные номера, спортивные игры, интересные и познавательные для детей младшего школьного возраста.
Анализ культурно-досуговой деятельности с младшими школьниками в Центре дополнительного образования «Согласие» города Екатеринбург показал, что в Центре «Согласие» выявляются интересы младших школьников, формируется эстетическое восприятие действительности, проявляются их творческие способности. Культурно-досуговая деятельность обучающегося Центра способствует развитию в нем качеств личности, составляющих ее фундамент, определяющих и ее характер.
Таким образом, задачи исследования решены, его цель достигнута. Гипотеза нашла свое подтверждение.


1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации / Г.А. Аванесова. М.: Аспект Пресс, 2016. 236 с.
2. Акимова М.К. Психофизические особенности школьников: учет и коррекция: учеб. пособие для студ. вузов / М.К. Акимова. М.: Академия, 2012. 158 с.
3. Алферов А.Д. Формирование ответственного отношения к обучению / А.Д. Алферов: Учеб. пособ. М., 2012. 180 с.
4. Ариарский М.А. Прикладная культурология: монография / М.А. Ариарский изд. 2-е, исп. и доп. СПб.: ЭГО, 2011. 287 с.
5. Ариарский М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления. СПб.: АРТ-студия «Концерт», 2008. 792 с.
6. Астраханцева С.В. Свободное время ребенка как педагогическая проблема / С.В. Астраханцева // Вестник МГУКИ, 2017. №2 с. 82-86.
7. Асмолова А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. №9. С. 7-8.
8. Балашова Е.Ю. Успешность обучения школьников в современных условиях // Педагогика и психология. 2008. №10. С 36-38.
9. Березина В. А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие. М.: Диалог культур, 2007. 258 с.
10. Блонский П.П. Психология младшего школьника / П. П. Блонский. М.; Воронеж: Ин-т практ. псих.; МОДЭК, 2017 575 с.
11. Божович Л.И. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. М.: ВЛАДОС, 2000. 184 с.
12. Бочарова Н.И. Организация досуга детей в семье: учеб. пособие / Н.И. Бочарова, О.Г. Тихонова М.: Академия, 2011 203 с.
13. Брижатова С.Б. Технология формирования региональных программ социокультурного развития в современной России / С.Б. Брижатова 2-е изд. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2010 91 с.
14. Бруднов А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Воспитание школьников. 2005. №2 с 16-17.
15. Василькова Ю.В. Социальная педагогика. М.: Академия 2005. 207 с.
16. Виноградова Н.Ф. Примерные программы начального общего образования - путь реализации государственных образовательных стандартов второго поколения // Педагогика. 2009. №4. С. 41-46.
17. Воловик А. Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик М.: МПСИ; Флинта, 2015 235 с.
18. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. М.: ВЛАДОС, 2000. 360 с.
19. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов сузов и вузов 4-е изд., стер. М.: Академия, 2011. - 287 с.
20. Галузинский В.М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев: Радьян. шк., 2002. 285 с.
21. Головко Т.И. Культурно-воспитательная деятельность с детьми- сиротами: учеб. пособие. Барнаул, 2013. 97 с.
22. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. Учебное пособие М.: Флинта, 2016. 272.
23. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка // в 2 тт. Т. 1: А О.М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
24. Домаренко Е.В. Возрастные (дифференциальные) социально-культурные технологии: учеб. пособие / Е. В. Домаренко. Орёл: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2013. 131 с.
25. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей: учебник для студ. пед. училищ и колледжей. М.: Владос, 2004. 321 с.
26. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. М.: ВЛАДОС, 2014. 221 с.
27. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и иск. / А.Д. Жарков. - 2-е изд. перераб. и доп. М.: МГУКИ, ИПО «Профиздат», 2012. 288 с.
28. Жаркова Л.С. Организация деятельности учреждений культуры: уч- к для студентов вузов культуры и искусств. М.: Изд. дом МГУКИ, 2010. 396 с.
29. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. СПБ.: Питер 2000. 512 с.
30. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: уч-к. / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. М.: МГУКИ, 2014. 420 с.
31. Кларин М.В., Семенов И.Н. Гуманистические тенденции в развитии непрерывного образования взрослых в России и США. М.: ИТПиМИО РАО, 1994. 189 с.
32. Козлова Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий / Т. В. Козлова. М.: АПРИКТ, 2016. 171 с.
33. Коричко А.В. Культура, наука, образование: проблемы и
перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической
конференции. Нижневартовск: НВ, 2013. 187 с.
34. Культурно-досуговая деятельность: уч-к / под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. М.: МГУКИ, 2011. 461 с.
35. Курганский С.М. Организация досуга младших школьников // Завуч начальной школы. 2014. - №6. с. 89-113.
36. Лавренцова С.В. Пути реализации культуросозидающего потенциала досуга: научное издание / С.В. Лавренцова. СПб., 2014. 86 с.
37. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры / Ю.М. Лотман: под ред. Е.В. Пермякова // Труды по знаковым системам. Тарту, 1967. Вып. 3. с 23.
38. Лукинов С.П. Энциклопедия досуга / С.П. Лукинов. Ростов-на- Дону, 2016. 605 с.
39. Медведенко В.В. Празднично - игровые технологии формирования культуры корпоративного досуга (на примере предприятий туристического бизнеса) / В.В. Медведенко, Г.В. Оленина. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2009. 191 с.
40. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с. «Тезисы о Фейербахе» (1845, опубл. 1888).
41. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: уч-к для студ. вузов / В.С. Мухина. 9-е изд., стер. М.: Академия, 2014. 453 с.
42. Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности / Г.Н. Новикова. М.: МГУКИ, 2014. 356 с.
43. Нужнова Н.М. Методы организации зрелищно - игрового досуга / Н.М. Нужнова. Улан - Удэ, 2013. 126 с.
44. Организация внешкольного досуга: Сценарии, программы игр и представлений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 384 с.
45. Панфилов В.В. Режиссеру праздника. Игра / В.В. Панфилов // Праздник. 2016. №3. С. 25 - 29.
46. Первушина О.В. Социально-культурная деятельность (теоретические основы): учеб. Пособие для студентов вузов / О.В. Первушина. Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008. 95 с.
47. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.
48. Пономарев В.Д. Игровая технология как система профессиональной социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. 2014. №4. с. 37.
49. Пономарев В.Д. Педагогика формирования игровой культуры досуга: дис. Д-ра пед. Наук / В. Д. Пономарев. СПБ: СПБ ГУКИ, 2015. 384 с.
50. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. № 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» // Российская газета - Федеральный выпуск №5859 (186), 15 августа 2012 г.
51. Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность: Теория и методика организации деятельности общественных объединений: учеб. Пособие. СПб: Изд-во СПБГУП, 2016. 336 с.
52. Слуднова О.С. Молодежные и детские некоммерческие общественные объединения как фактор гражданского воспитания / О.С. Слуднова // Воспитание школьников. 2017. №10 с.39
53. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. Пособие для студ. Гуман. Вузов и вузов культуры под ред. Е.И. Григорьевой. Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012. 504 с.
54. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. СПБ. СПБГУП, 2013. 204 с.
55. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. Пособие / Ю.А. Стрельцов. изд. 2-е. М.: МГУКИ, 2013. 298 с.
56. Сущность социальных технологий. Технологии социальной работы: уч-к под общей ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА М, 2011. 400 с.
57. Сценарно-режиссерские технологии культурно-досуговой деятельности: сценарные технологии: краткий курс лекций / сост. Т.Т. Фисюк. 2-е изд., доп. и перераб. Барнаул: изд-во АлтГАКИ, 2009. 103 с.
58. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей: учеб. метод, пособие / М.Е. Сысоева. М.: ВЛАДОС, 2013. 176 с.
59. Титов Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб. 1997. 215 с.
60. Третьякова Н.В. Мастерство организатора развлекательно-игровых программ: учеб, пособие / Н.В. Третьякова. Барнаул: АГИИК, 2011. 146 с.
61. Федеральная целевая программа «Культура России» (2012- 2018гг.)», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2012 года № 186 // Правовая база Консультант-плюс.
62. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
63. Фомина А.И. Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников. 2015. №3. С.34-36.
64. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 2001. 195 с.
65. Фришман И.И. Организация летнего отдыха детей и подростков: идеи и концепции, 2013. № 3. С. 28-29.
66. Чем развлечь гостей: журнал // ред. В.В. Хаустов. Курган: Курганский дом печати. 2012. №3. с. 28-34.
67. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб, пособие для студентов вузов / Д. Б. Эльконин. 4-е изд. стер. М.: Академия, 2007. 384 с.
68. Ярошенко Н.Н. История и методология теории социально-культурной деятельности: уч-к. М.: МГУКИ, 2007. 360 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ