ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ 8
1.1. Определение основных понятий 8
1.2. Закономерности развития грамматики у старших дошкольников в
норме 11
1.3. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 18
1.4. Особенности грамматических конструкций старших дошкольников с общим
недоразвитием речи 24
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 29
2.2. Результаты изучения речевых функций 39
2.3. Анализ полученных экспериментальных данных 56
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 61
3.1. Теоретическое обоснование работы по формированию грамматических
конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 61
3.2. Содержание логопедической работы по формированию грамматических
конструкций у страрших дошкольников с общим недоразвитием речи 65
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 85
Актуальность темы исследования. Проблема развития детской речи вызывает большой интерес у специалистов в различных областях знаний: психологии, педагогики, лингвистики, физиологии.
Это связано с тем, что правильная речь помогает ребёнку быстро и непринуждённо наладить общение с детьми и взрослыми, а между тем количество детей страдающих речевыми нарушениями увеличивается (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, Е. Н. Правдина-Винарская, М. Б. Эйдинова и др.).
У детей с общим недоразвитием речи помимо всего отмечаются нарушения грамматического строя речи (Н. С. Жукова, Л. Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, С. Н. Шаховская и др.), поэтому особый интерес представляет развитие грамматической стороны детской речи.
А.Н. Гвоздев писал: «Предложение в развитии детской речи играет огромную роль. Представляя собой, известное высказывание, сообщение, оно является основной единицей речи как орудия мышления и общения» [26]. Следовательно, своевременное формирование, а затем развитие грамматического строя речи - важнейшее условие для развития личности ребёнка в полном объёме.
В основе понятия грамматическая сторона речи лежит умение правильно использовать словарь, что проявляется в способности выстраивать предложения в соответствие с правилами русского языка, а в дальнейшем правильно и точно излагать свои высказывания.
Под грамматическими конструкциями мы подразумеваем связанное сочетание слов подчинённое грамматическим правилам.
Известно, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня:
- Трудности в выражении своих мыслей, чувств и это влияет на социальное взаимодействие со сверстниками.
- Грамматический строй речи тяжело поддаётся коррекции т.к. требует фонетической и лексической компетенции, чего у ребёнка с ОНР нет.
- Следовательно, дети не готовы к школе.
Следует отметить, что в логопедической литературе описаны приёмы работы по формированию лексико-грамматических средств языка, но нет отдельных конкретных методик по формированию лексико-грамматических и логико-грамматических конструкций языка.
Эффективная коррекционная работа по устранению нарушений грамматических конструкций у дошкольников с общим недоразвитием речи является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. Так как проведённая коррекционная работа в дошкольном возрасте является предпосылкой к успешной адаптации в школе и подготовкой к усвоению школьных навыков.
Это доказывает актуальность темы исследования.
Объект исследования: сформированность грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание процесса формирования
грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Цель исследования: на основе экспериментального изучения
нарушений грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня определить содержание логопедической работы и проверить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по теме исследования.
2. Провести психолого-педагогическое обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Выявить особенности развития грамматических конструкций старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
4. Научно обосновать и разработать направления и содержание коррекционно-логопедической работы по формированию грамматических конструкций у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: коррекционное обучение дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня может быть более эффективно скорректировано, если организовать логопедическую работу по формированию грамматических конструкций у старших дошкольников параллельно с формированием словесно-логического мышления и пространственных представлений.
Теоретическая значимость: удалось углубить понятия лексико-грамматических и логико-грамматических конструкций, рассмотрели понятия зависимости между ними и на основе чего они формируются.
Практическая значимость: прослеживается в повседневной работе логопеда, в работе с воспитателями и родителями.
Методологической основой исследования явились:
- положения о закономерностях речевого развития ребёнка в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) положения о закономерностях психического развития ребёнка (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин и др.);
- учение об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей, о потенциальных возможностях развития ребёнка
(Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, Р. Е. Левина и др.);
- концепция о сложной структуре нарушений, возникающих в результате первичного и вторичного дефекта (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, С. Л. Рубинштейн и др.);
- теория общего недоразвития речи, теоретические основы и методы коррекции речевых дефектов (Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина и др.);
- теоретические основы системного подхода в организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (А. А. Дмитриев, В. В. Коркунов, Р. Е. Левина и др.);
- положение о системном строении языка; об определяющей коррекционно-развивающей роли обучения (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др.).
Методы исследования были выбраны с учётом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью, задачами и гипотезой работы. В работе были использованы комплексные психолого-педагогические методы исследования:
• теоретические методы: анализ психолого-педагогической, учебно-методической, психолингвистической, логопедической литературы по проблеме исследования:
- психофизиологических механизмов развития речи при ОНР;
- формирования и коррекции речи у детей дошкольного возраста;
- анализ программы обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи в старшей группе речевого детского сада (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина);
• биографические: анализ медико-психолого-педагогической
документации:
- анализ педагогической и медицинской документации;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- наблюдение и анализ деятельности дошкольников;
- беседы с педагогами и индивидуальные беседы с детьми;
• математико-статический и качественный виды анализа: методы математической статистики обработки экспериментальных данных, качественный анализ экспериментальных данных;
• эмпирические: наблюдение, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
• интерпретационные: анализ речевой продукции дошкольников;
• лонгитюдиальный: продолжительное изучение процесса формирования грамматических конструкций и его динамика.
Организация исследования. Базой исследования являлся МАДОУ № 16 г. Екатеринбурга. Настоящее исследование проводилось в 5 этапов.
Первый этап - осуществлялся подбор, изучение и анализ научной литературы, отражающей проблему исследования; подбирались методики констатирующего эксперимента.
Второй этап - проводился констатирующий эксперимент и его анализ.
Третий этап - разрабатывались направления коррекционной работы.
Четвертый этап - проводился обучающий эксперимент.
Пятый этап - проводился контрольный эксперимент и его анализ.
Теоретическое и практическое изучение грамматических конструкций подтверждает актуальность проблемы и темы обследования.
Анализ литературных источников по проблеме исследования показал, что у детей с общим недоразвитием речи в отличие от нормально развивающихся, наблюдается:
- расхождение объема активного и пассивного словаря - непонимание речи окружающих в полной мере;
- бедность и ограниченность активного словаря - неумение подбирать признаки предметов, антонимы, синонимы, однокоренные слова;
- неточное употребление многих слов;
- трудности различения грамматических форм слова;
- нарушения в словообразовании и словоизменении - трудности в изменение слова и образование новых;
- неумение структурировать словосочетания и предложения;
- неумение распространять простые предложения в сложные;
- неумение структурировать словосочетания и предложения;
- неумение составлять предложения, рассказы, пересказы.
В ходе проведенного констатирующего эксперимента были выявлены различные подгруппы и установлена закономерность развития между грамматическими конструкциями и другими компонентами речи:
чем лучше сформированы лексический запас и грамматический строй, тем лучше лексико-грамматические конструкции;
чем лучше сформированы словесно-логическое мышление и пространственные представления, тем лучше логико-грамматические конструкции;
лексико-грамматические конструкции первичны в развитие по отношению к логико-грамматическим конструкциям.
Результаты обследования, представленные в таблице № 9, позволили детей разделить на две группы экспериментальную и контрольную. Для этого за основу был взят средний балл, полученный в ходе диагностики и не смотря на то, что было выявлено 3 подгруппы, для формирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 человек методом случайной выборки.
Проведенное логопедическое и психолого-педагогическое обследование старших дошкольников с общим недоразвитием речи позволило определить диагнозы детей, структуру речевого дефекта, а также направления коррекционной работы по коррекции грамматических конструкций и пространственного представления у этих детей.
Для решения поставленных в исследовании задач была разработана единая система коррекционных мер, с учётом всех особенностей грамматических конструкций и пространственных представлений изучаемой категории детей. Она строилась на основе программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной. И проводилась следующим образом:
1. Все коррекционные занятия проводились с использованием специально подобранным комплексом упражнений, который подбирался с учётом традиционной методики и дополнялся методическими рекомендациями Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В., Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. А. и Алексеевой М. М., Яшиной Б. И., Бородич А. М.
2. Вся работа проводилась систематически и по следующим направлениям:
коррекционная работа с детьми - в подгруппах, в режимных моментах, а так же в играх с детьми и с родителями;
работа с педагогами - проведение бесед, консультаций, подбор литературы, наглядного материала, составление картотек игр и упражнений;
работа с родителями - проведение бесед, консультаций, оформление стендов, папок передвижек, составление памяток, рекомендаций.
3. Коррекционные занятия проводились с использованием инновационных технологий: Лэпбук, ИКТ-технологии, Интерактивная доска,
Sand-Art технология, ЛЕГО- и ТИКО-технологии.
Результаты контрольного эксперимента показали эффективность использованного в ходе обучающего комплекса мероприятий и подхода в обучении с учётом индивидуальных возможностей дошкольников.
Так же было выявлено, что если развивать лексический запас, грамматический строй, словесно-логическое мышление и пространственные представления, то у детей будут лучше сформированы соответственно лексико¬грамматические и логико-грамматические конструкции.
Не зависимо от того в какой бы подгруппе не находился ребёнок, если проводилась логопедическая работа был выявлен положительный результат в динамике.
Динамика развития произошла в том же самом соотношении, что и были сформированы компоненты до обучения.
В процессе исследования были решены все поставленные задачи и была достигнута цель исследования.
Результаты работы представлены:
В сборниках:
Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС: Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (2017 г.).
Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза - Часть II: Материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (2018 г.).
На сайтах:
ПЕДАГОГ+ Всероссийский конкурс «Инновационные технологии в логопедии».
Портал образования Всероссийский конкурс «Скоро в школу!».
Совушка Международная викторина К школе готов! «Русский язык».
1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям [Текст] / З. Е. Агранович. - СПб. : Детство-Пресс, 2004. - 147 с.
2. Агранович, З. Е. Овладение пониманием сложных логико-грамматических конструкций в старшем дошкольном возрасте [Текст] /
З. Е. Агранович // Дошкольная педагогика. - 2002. - № 1. - С. 26-29
3. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / З. Е. Агранович. - СПб. : «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003. - 128 с.
4. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред, пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип / М. М. Алексеева,
Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Бардышева, Т. Ю. Обучение связной речи детей 6-7 лет. Картинно-графические планы рассказов [демонстрационный материал, карточки] / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012. - 32 с.
6. Бардышева, Т. Ю. Тетрадь логопедических заданий [Текст] / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010. - 128 с.
7. Белкин, A. C. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
8. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Т. С. Будько ; под. ред. Т. С. Будько ; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. - Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
9. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
10. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И. Т. Власенко ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
11. Власенко, И. Т. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи [Текст] / И. Т. Власенко // Дефектология. - 1988. - № 4 - С. 3-11.
12. Вовчик-Блакитная, М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте [Текст] / М. В. Вовчик-Блакитная // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений ; под ред. Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. - М. : АПН РСФСР. - 1961. - 185 с.
13. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. - 144 с.
14. Волковская, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. [Текст] / Т. Н. Волковская, Г. Х. Юсупова. - М. : Книголюб, 2004. - 104 с.
15. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / Т. В. Волосовец, М. Ф. Фомичева, Е. Н. Кутепова и др. ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
...