Логопедическая работа по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности освоения фонематической стороны речи в
процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Характеристика формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 19
2.1. Принципы и организация логопедического обследования 19
2.2. Методики и результаты логопедического обследования неречевых
функций у детей изучаемой группы и их анализ 22
2.3. Методики и результаты логопедического обследования речевых
функций у детей изучаемой группы и их анализ 28
2.4. Результаты логопедического обследования неречевых и речевых
функций у детей экспериментальной группы и их анализ 40
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 47
3.1. Принципы и организация логопедической работы направленной на коррекцию фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 47
3.2. Содержание обучающего эксперимента 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложения
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми нарушениями, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [42].
Актуальность темы. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией составляют основную группу среди детей имеющих отклонения в речевом развитии.
Категорию детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выделила впервые Р. Е. Левина, в психолого-педагогической классификации речевых нарушений.
Фонетико-фонематическим недоразвитием речи может выступать, как самостоятельный дефект или быть проявлением различных речевых расстройств таких как: дизартрия, ринолалия, заикание [46].
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту и имеют стойкий характер. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы [15].
Проблему дизартрии описали в литературе: Е. Н. Винарская, Е. М. Жукова, М. В. Ипполитова, Г. А. Каше, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, Г. Е. Чиркина и др. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи, отмечают М. В. Ипполитова [31], Е. М. Мастюкова.
Чаще всего при дизартрии встречается псевдобульбарная форма. Она имеет разные степени нарушения речевой и артикуляционной моторики. Отмечают три степени псевдобульбарной дизартрии: тяжёлую, среднюю и лёгкую [43].
У детей с легкой степенью дизартрии кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса, слабость речевого дыхания и выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушается: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук и артикуляционная моторика.
В дошкольном возрасте у ребенка складываются специальные аналитические операции, которые связанны с различением фонем в составе слова, определением их количества и последовательности, т. е. фонематическое восприятие. Оно формируется на базе фонематического слуха и является необходимым условием для полноценного овладения не только устной речью, операциями звукового анализа и синтеза, а впоследствии письмом и чтением. Отсутствие умения точно дифференцировать на слух фонемы родного языка препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза [46].
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией первично страдает звукопроизношение, вторично фонематический слух и фонематическое восприятие. А это является главной базой для обучения грамотой.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией нуждаются в длительной, систематической, индивидуальной логопедической помощи. [4].
Раннее и своевременное выявление нарушений речевого развития и раннее проведение коррекционной работы позволит достичь наибольших результатов и поможет детям в дальнейшем успешно овладеть чтением и письмом.
Объект исследования - состояние фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: изучение фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии и определение содержания логопедической работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование состояния фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
3. Проанализировать данные полученные в ходе контрольного исследования.
4. Спланировать содержание коррекционной работы и провести эксперимент с детьми экспериментальной группы.
5. Организовать и провести обучающий эксперимент с детьми экспериментальной группы.
6. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов обучающего эксперимента.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами:
1) Теоретические:
- анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
- сбор и изучение анамнестических данных детей экспериментальной
группы.
2) Интерпретационный метод.
3) Качественный анализ экспериментальных данных.
4) Количественный анализ экспериментальных данных.
Организация исследования:
I этап: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, постановка целей, задачи.
II этап: теоретическое обоснование выбранных методик по теме исследования, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.
III этап: организация и проведение обучающего эксперимента и анализ его результатов, формулирование основных положений, выводов.
База исследования: опытно-экспериментальный этап работы реализовывался в МБДОУ, детский сад № 99 города Екатеринбурга.
Контингент: 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, зачисленные на логопедический пункт по заключению логопеда ДОУ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией имеют свои особенности. Достаточно подробно в литературе раскрыты вопросы онтогенеза фонетико-фонетической стороны речи и даны характерные особенности данной категории детей.
У детей с псевдобульбарной дизартрией степень выраженности нарушений речевой, артикуляционной, общей и мелкой моторики может быть различной. Нарушение моторики артикуляционного аппарата влияет на звукопроизношение. В зависимости от речедвигательного нарушения наблюдаются отклонения в фонематическом восприятии. Они вызваны недостаточным артикуляционным опытом. И отсутствием четкого кинестетического образа звука. Также отмечены трудности при овладении звуковым анализом слова.
Результаты обследования неречевых и речевых функций позволили нам определить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Обследование детей проводилось по речевой карте Н. М. Трубниковой, с учетом медицинской и педагогической документации. Была проведена беседа с родителями, сбор сведений о ребёнке. У обследованных детей было выявлено нарушение неречевых и речевых функций.
Знание особенностей детей с псевдобульбарной дизартрией позволило наиболее точно поставить логопедическое заключение. И на основании этого составить план коррекционной работы. С соблюдением обще дидактических и специфических принципов логопедии, а также при взаимодействии специалистов ДОУ и родителей.
Вся коррекционная работа проводилась в игровой форме и имела комплексный характер. Была создана благоприятная атмосфера, положительный настрой. Был подобран материал для обследования, разработаны пособия, игры.
В результате проведения обучающего эксперимента, направленного на коррекцию и развития фонематических процессов у детей выявлена положительная динамика на данном временном отрезке, цель работы достигнута.
Требуется дальнейшая коррекционная работа речевых и неречевых функций более длительный период. Так как недоразвитие этих функций препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза. Приводит к затруднениям в овладении письмом и чтением
1. Александрова, Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. В. Александрова. - СПб. : Детство-пресс, 2005. - 48 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учебное пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2006. - 319 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
4. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособ. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Агафонов, В. В. Подружись с упрямым звуком [Текст] /
В. В. Агафонов. - М. : Дрофа, 2013. - 80 с.
6. Батяева, С. В. Большой альбом по развитию речи [Текст] / В. С. Володина, Е. В. Савостьянова. - М. : РОСМЕН, 2015. - 280 с.
7. Бардышева, Т. Ю. Логопедические задания для детей 5 - 6 лет / Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова. - М. : Издательство «Скрипторий», 2003. - 144 с.
8. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2009. - 287 с.
9. Борозинец, Н. М. Логопедические технологии [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Борозинец, Т. С. Шеховцова. - Ставрополь. : 2008. - 224 с.
10. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : книга для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко. - 2 - е изд., дораб. - М. : Просвещение, 1991. - 123 с.
11. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика [Текст] : методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
12. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 384 с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 223с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектологического фак. пед. вузов / Л. С. Волкова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2008. - 703 с.
15. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений : в 2 т. / Л. С. Волкова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1997.
Т. I / Хрестоматия по логопедии. - 1997. - 560 с.
16. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 144 с.
17. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектологического фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.
18. Выготский, Л. С. Словарь [Текст] / Л. С. Выготский ; под редакцией А. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2007. - 286 с.
19. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : ACT : Астрель, 2005. - 351 с.
20. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования [Текст] : методическое пособие / О. Е. Грибова. - М. : Айрис- пресс, 2005. - 96 с.
21. Громова, О. Е. Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз [Текст] / О. Е. Громова. - М. : Просвещение, 2007. - 29 с.
22. Гуськова, А. А. Развитие речевого дыхания у детей 3 - 7 лет [Текст] / А. А. Гуськова. - М. : ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
23. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М Мастюкова, Т. Б Филичева. - М : 1990. -96 с.
24. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 279 с.
25. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты [Текст] / А. Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2006. - 380 с.
26. Косинова, Е. М. Уроки логопеда [Текст] / Е. М. Косинова, А. В. Кардашука. - М. : Эксмо : ОЛИСС, 2012. - 192с.
27. Кисилёва, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии [Текст] / В. А. Кисилёва. - М. : Школьная пресса, 2007. - 72 с.
28. Кривощекова, М. В. Веселые картинки для автоматизации сложных звуков русского языка [Текст] / М. В. Кривощекова. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 16 с.
29. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина ; под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
30. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : изд. «Союз», 2000. - 192 с.
31. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е. М Мастюкова, М В. Ипполитова. - М. : Просвещение, 1985. -203 с.
32. Нищева, Н. В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) [Текст] : наглядно-методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017. - 16 с.
33. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - 4-е изд. - М. : ООО «А Темп», 2006. - 944 с.
34. Поваляева, М. А. Настольная книга логопеда [Текст] /
М. А. Поваляева. - М. : Астрель, 2009. - 608 с.
35. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева.
- Ростов-н/Дону : «Феникс», 2002. - 448 с.
36. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О. В. Правдина. 2-е - изд., допол. и перераб. - М. : «Просвещение», 1973. - 272с.
37. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех [Текст] / Л. Г. Парамонова.
- СПб. : Питер, 2009. - 370 с.
38. Справочник логопеда [Текст] / О. Д. Абрамович [и др.]. - М. : Эксмо, 2007. - 117 с.
39. Савушкина, А. Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) [Текст] /А. Г. Савушкина. - Волгоград : Корифей, 2005. - 96 с.
40. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты
[Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т, 1998. - 50 с.
41. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. у-т, 2005. - 96 с.
42. Филичева, Т. Б. Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : МГОПИ, 1993. -232 с.
43. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223с.
44. Филичева, Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] : учеб. пособ. для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М. : МГОПИ, 1993. - 72 с.
45. Филичева, Т. Б. Малышу три года [Текст] : учеб-метод. пособие / Т. Б. Филичева, С. Н. Шаховская, А. В. Собалева. - М. : Соц. Полит. Журнал, 1995. - 46 с.
46. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / разраб. в соответствии с ФГОС / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова. - М. : Эксмо, 2015. - 320с.
47. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова [и др.] ; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
48. Хватцев, М. Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших пед. учебных заведений [Текст] : в 2-х кн.
Книга 1 / М. Е. Хватцев ; под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманитарное изд. центр «ВЛАДОС», 2009. - 272 с.
49. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.
50. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. Пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин ; ред. - сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 387 с.