Логопедическая работа по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности освоения фонематической стороны речи в
процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Характеристика формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 19
2.1. Принципы и организация логопедического обследования 19
2.2. Методики и результаты логопедического обследования неречевых
функций у детей изучаемой группы и их анализ 22
2.3. Методики и результаты логопедического обследования речевых
функций у детей изучаемой группы и их анализ 28
2.4. Результаты логопедического обследования неречевых и речевых
функций у детей экспериментальной группы и их анализ 40
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 47
3.1. Принципы и организация логопедической работы направленной на коррекцию фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 47
3.2. Содержание обучающего эксперимента 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложения
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности освоения фонематической стороны речи в
процессе онтогенеза 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Характеристика формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 13
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 19
2.1. Принципы и организация логопедического обследования 19
2.2. Методики и результаты логопедического обследования неречевых
функций у детей изучаемой группы и их анализ 22
2.3. Методики и результаты логопедического обследования речевых
функций у детей изучаемой группы и их анализ 28
2.4. Результаты логопедического обследования неречевых и речевых
функций у детей экспериментальной группы и их анализ 40
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 47
3.1. Принципы и организация логопедической работы направленной на коррекцию фонематической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 47
3.2. Содержание обучающего эксперимента 52
3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87
Приложения
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми нарушениями, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [42].
Актуальность темы. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией составляют основную группу среди детей имеющих отклонения в речевом развитии.
Категорию детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выделила впервые Р. Е. Левина, в психолого-педагогической классификации речевых нарушений.
Фонетико-фонематическим недоразвитием речи может выступать, как самостоятельный дефект или быть проявлением различных речевых расстройств таких как: дизартрия, ринолалия, заикание [46].
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту и имеют стойкий характер. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы [15].
Проблему дизартрии описали в литературе: Е. Н. Винарская, Е. М. Жукова, М. В. Ипполитова, Г. А. Каше, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, Г. Е. Чиркина и др. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи, отмечают М. В. Ипполитова [31], Е. М. Мастюкова.
Чаще всего при дизартрии встречается псевдобульбарная форма. Она имеет разные степени нарушения речевой и артикуляционной моторики. Отмечают три степени псевдобульбарной дизартрии: тяжёлую, среднюю и лёгкую [43].
У детей с легкой степенью дизартрии кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса, слабость речевого дыхания и выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушается: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук и артикуляционная моторика.
В дошкольном возрасте у ребенка складываются специальные аналитические операции, которые связанны с различением фонем в составе слова, определением их количества и последовательности, т. е. фонематическое восприятие. Оно формируется на базе фонематического слуха и является необходимым условием для полноценного овладения не только устной речью, операциями звукового анализа и синтеза, а впоследствии письмом и чтением. Отсутствие умения точно дифференцировать на слух фонемы родного языка препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза [46].
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией первично страдает звукопроизношение, вторично фонематический слух и фонематическое восприятие. А это является главной базой для обучения грамотой.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией нуждаются в длительной, систематической, индивидуальной логопедической помощи. [4].
Раннее и своевременное выявление нарушений речевого развития и раннее проведение коррекционной работы позволит достичь наибольших результатов и поможет детям в дальнейшем успешно овладеть чтением и письмом.
Объект исследования - состояние фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: изучение фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии и определение содержания логопедической работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование состояния фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
3. Проанализировать данные полученные в ходе контрольного исследования.
4. Спланировать содержание коррекционной работы и провести эксперимент с детьми экспериментальной группы.
5. Организовать и провести обучающий эксперимент с детьми экспериментальной группы.
6. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов обучающего эксперимента.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами:
1) Теоретические:
- анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
- сбор и изучение анамнестических данных детей экспериментальной
группы.
2) Интерпретационный метод.
3) Качественный анализ экспериментальных данных.
4) Количественный анализ экспериментальных данных.
Организация исследования:
I этап: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, постановка целей, задачи.
II этап: теоретическое обоснование выбранных методик по теме исследования, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.
III этап: организация и проведение обучающего эксперимента и анализ его результатов, формулирование основных положений, выводов.
База исследования: опытно-экспериментальный этап работы реализовывался в МБДОУ, детский сад № 99 города Екатеринбурга.
Контингент: 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, зачисленные на логопедический пункт по заключению логопеда ДОУ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с разными речевыми нарушениями, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем [42].
Актуальность темы. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией составляют основную группу среди детей имеющих отклонения в речевом развитии.
Категорию детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи выделила впервые Р. Е. Левина, в психолого-педагогической классификации речевых нарушений.
Фонетико-фонематическим недоразвитием речи может выступать, как самостоятельный дефект или быть проявлением различных речевых расстройств таких как: дизартрия, ринолалия, заикание [46].
Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту и имеют стойкий характер. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы [15].
Проблему дизартрии описали в литературе: Е. Н. Винарская, Е. М. Жукова, М. В. Ипполитова, Г. А. Каше, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, Т. Б. Филичева, Г. Е. Чиркина и др. Структуру речевого дефекта составляет нарушение звукопроизносительной стороны речи, отмечают М. В. Ипполитова [31], Е. М. Мастюкова.
Чаще всего при дизартрии встречается псевдобульбарная форма. Она имеет разные степени нарушения речевой и артикуляционной моторики. Отмечают три степени псевдобульбарной дизартрии: тяжёлую, среднюю и лёгкую [43].
У детей с легкой степенью дизартрии кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса, слабость речевого дыхания и выраженные просодические нарушения. Вместе с тем в разной степени нарушается: общая моторика, мелкая моторика пальцев рук и артикуляционная моторика.
В дошкольном возрасте у ребенка складываются специальные аналитические операции, которые связанны с различением фонем в составе слова, определением их количества и последовательности, т. е. фонематическое восприятие. Оно формируется на базе фонематического слуха и является необходимым условием для полноценного овладения не только устной речью, операциями звукового анализа и синтеза, а впоследствии письмом и чтением. Отсутствие умения точно дифференцировать на слух фонемы родного языка препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза [46].
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией первично страдает звукопроизношение, вторично фонематический слух и фонематическое восприятие. А это является главной базой для обучения грамотой.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией нуждаются в длительной, систематической, индивидуальной логопедической помощи. [4].
Раннее и своевременное выявление нарушений речевого развития и раннее проведение коррекционной работы позволит достичь наибольших результатов и поможет детям в дальнейшем успешно овладеть чтением и письмом.
Объект исследования - состояние фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по коррекции фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования: изучение фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии и определение содержания логопедической работы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования.
2. Организовать и провести экспериментальное исследование состояния фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрии.
3. Проанализировать данные полученные в ходе контрольного исследования.
4. Спланировать содержание коррекционной работы и провести эксперимент с детьми экспериментальной группы.
5. Организовать и провести обучающий эксперимент с детьми экспериментальной группы.
6. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов обучающего эксперимента.
Методы исследования были выбраны с учетом специфики предмета и объекта, в соответствии с целью и задачами:
1) Теоретические:
- анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования;
- сбор и изучение анамнестических данных детей экспериментальной
группы.
2) Интерпретационный метод.
3) Качественный анализ экспериментальных данных.
4) Количественный анализ экспериментальных данных.
Организация исследования:
I этап: изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, постановка целей, задачи.
II этап: теоретическое обоснование выбранных методик по теме исследования, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и систематизация полученных данных.
III этап: организация и проведение обучающего эксперимента и анализ его результатов, формулирование основных положений, выводов.
База исследования: опытно-экспериментальный этап работы реализовывался в МБДОУ, детский сад № 99 города Екатеринбурга.
Контингент: 10 детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, зачисленные на логопедический пункт по заключению логопеда ДОУ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Анализ литературы по проблеме исследования показал, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией имеют свои особенности. Достаточно подробно в литературе раскрыты вопросы онтогенеза фонетико-фонетической стороны речи и даны характерные особенности данной категории детей.
У детей с псевдобульбарной дизартрией степень выраженности нарушений речевой, артикуляционной, общей и мелкой моторики может быть различной. Нарушение моторики артикуляционного аппарата влияет на звукопроизношение. В зависимости от речедвигательного нарушения наблюдаются отклонения в фонематическом восприятии. Они вызваны недостаточным артикуляционным опытом. И отсутствием четкого кинестетического образа звука. Также отмечены трудности при овладении звуковым анализом слова.
Результаты обследования неречевых и речевых функций позволили нам определить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Обследование детей проводилось по речевой карте Н. М. Трубниковой, с учетом медицинской и педагогической документации. Была проведена беседа с родителями, сбор сведений о ребёнке. У обследованных детей было выявлено нарушение неречевых и речевых функций.
Знание особенностей детей с псевдобульбарной дизартрией позволило наиболее точно поставить логопедическое заключение. И на основании этого составить план коррекционной работы. С соблюдением обще дидактических и специфических принципов логопедии, а также при взаимодействии специалистов ДОУ и родителей.
Вся коррекционная работа проводилась в игровой форме и имела комплексный характер. Была создана благоприятная атмосфера, положительный настрой. Был подобран материал для обследования, разработаны пособия, игры.
В результате проведения обучающего эксперимента, направленного на коррекцию и развития фонематических процессов у детей выявлена положительная динамика на данном временном отрезке, цель работы достигнута.
Требуется дальнейшая коррекционная работа речевых и неречевых функций более длительный период. Так как недоразвитие этих функций препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза. Приводит к затруднениям в овладении письмом и чтением
У детей с псевдобульбарной дизартрией степень выраженности нарушений речевой, артикуляционной, общей и мелкой моторики может быть различной. Нарушение моторики артикуляционного аппарата влияет на звукопроизношение. В зависимости от речедвигательного нарушения наблюдаются отклонения в фонематическом восприятии. Они вызваны недостаточным артикуляционным опытом. И отсутствием четкого кинестетического образа звука. Также отмечены трудности при овладении звуковым анализом слова.
Результаты обследования неречевых и речевых функций позволили нам определить содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией.
Обследование детей проводилось по речевой карте Н. М. Трубниковой, с учетом медицинской и педагогической документации. Была проведена беседа с родителями, сбор сведений о ребёнке. У обследованных детей было выявлено нарушение неречевых и речевых функций.
Знание особенностей детей с псевдобульбарной дизартрией позволило наиболее точно поставить логопедическое заключение. И на основании этого составить план коррекционной работы. С соблюдением обще дидактических и специфических принципов логопедии, а также при взаимодействии специалистов ДОУ и родителей.
Вся коррекционная работа проводилась в игровой форме и имела комплексный характер. Была создана благоприятная атмосфера, положительный настрой. Был подобран материал для обследования, разработаны пособия, игры.
В результате проведения обучающего эксперимента, направленного на коррекцию и развития фонематических процессов у детей выявлена положительная динамика на данном временном отрезке, цель работы достигнута.
Требуется дальнейшая коррекционная работа речевых и неречевых функций более длительный период. Так как недоразвитие этих функций препятствует полноценному формированию звукового анализа и синтеза. Приводит к затруднениям в овладении письмом и чтением
Подобные работы
- Использование дидактических игр в логопедической работе по
коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами технологии логопедического массажа
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция нарушений артикуляционной моторики у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами
технологии логопедического массажа
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Использование дидактических игр в логопедической работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с
дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ И ДИСЛАЛИЕЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у младших
школьников с дизартрией, как основа предупреждения дисграфии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей
старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной
дизартрии во взаимодействии учителя-логопеда и воспитателя
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022



