Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система работы над пониманием и употреблением в речи простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников

Работа №96870

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
116
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Нейропсихологические представления о глубинных
синтаксических структурах предложения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих
школьников 11
1.3. Особенности понимания речи слабослышащими 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ 22 ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методика и результаты исследования 23
2.3. Анализ результатов исследования 30
Глава 3. СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПОНИМАНИЕМ И УПОТРЕБЛЕНИЕМ В РЕЧИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
3.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме 33
3.2. Содержание работы над пониманием и употреблением в речи
простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников 40
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85


Актуальность исследования. Одна из важнейших задач в методике развития речи в школе для слабослышащих является, обучение восприятию, пониманию и воспроизведению речевых сообщений [20].
К группе слабослышащих относят детей с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости [11].
С умением адекватно воспринимать и осмысливать полученную информацию в большой степени связана успеваемость школьников. Усвоение знаний по всем школьным предметам во многом зависит от понимания объяснений учителя и материалов школьных учебников. Для этого школьнику необходим достаточный уровень владения навыками понимания и воспроизведения устных предложений и текстов. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что у слабослышащих умения и навыки восприятия речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Установлено, что даже у нормально развивающихся школьников по разным причинам восприятие и понимание речи никогда не достигает 100%, а иногда находится на уровне 50% и ниже (М. Р Львов). У учащихся школы слабослышащих проблема понимания предложений приобретает особую актуальность [18].
Несформированность процессов понимания связной речи у слабослышащих отрицательно сказывается на развитии
всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует
овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков понимания простых и сложных предложений приобретают особое значение для всего процесса обучения и воспитания младших школьников с нарушением слуха.
По мнению А. А. Залевской, проблема исследования процессов понимания текста является предметом изучения многих специалистов из разных областей науки [23].
В научной литературе освещаются различные аспекты исследования проблемы понимания. Психолингвистический подход изучения понимания речи наиболее полно освещен в работах А. А. Залевской, А. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина. Психологический анализ процессов понимания дают Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя и др. В сурдопедагогике данной проблемой занимались И. Г. Багрова, В. И. Бельтюков, Р М. Боскис, Е. П. Кузьмичева, Л. П. Назарова, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау и др.
Однако, общая картина процесса понимания текста у слабослышащих школьников, так и конкретные взаимосвязи различных составляющих - форм и компонентов понимания во многом не ясны. В связи с этим дальнейшего исследования требуют такие вопросы как изучение понимания предложений учащимися различных возрастных групп, анализ причин имеющихся трудностей и методические аспекты проблемы формирования навыков понимания простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия, определяют актуальность выбранной темы исследования.
Гипотеза исследования - у слабослышащих школьников отмечаются особенности развития слухового восприятия. Вероятно создание специальных психолого-педагогических условий, в основу которых положен комплексный подход к формированию и совершенствованию слухового восприятия, может способствовать повышению эффективности коррекционной работы.
Объект исследования - выявление уровня понимания и употребления в речи простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников.
Предмет исследования - определить направление и содержание работы над пониманием и употреблением в речи простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников.
Цель исследования - исследовать особенности и провести коррекционную работу над пониманием простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников, а также определить её эффективность.
В соответствии с целью были выделены задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить особенности речевого и слухового развития у слабослышащих школьников.
3. Определить содержание коррекционной работы над пониманием простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников.
4. Провести обучающий эксперимент с учетом результатов констатирующего эксперимента.
5. Уточнить эффективность коррекционной работы.
Теоретическая и методологическая основа исследования:
- положение о первичных и вторичных нарушениях развития у детей (Л. С. Выготский);
- теоретические и методические основы обучения восприятию речи на слух слабослышащих и позднооглохших школьников (И. Г. Багрова, Т. К. Королевская, Л. П. Назарова);
- теоретические и методические основы обучения языку и развития речи слабослышащих и позднооглохших школьников (Р М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин и др.);
- динамическая классификация слабослышащих детей (Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман);
- модели интеграции детей с нарушением слуха (Н. Д. Шматко).
Методы исследования:
Теоретический - анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение данных из научно-методической литературы, результатов эксперимента;
Эмпирический - сбор данных, наблюдение и изучение речи и моторики детей, проведение констатирующего эксперимента и коррекционной работы при констатирующем эксперименте;
Математический - статистическая обработка данных.
Этапы:
1. Изучение научно-методической литературы;
2. Проведение констатирующего эксперимента;
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента;
4. Планирование содержания коррекционной работы;
5. Проведение обучающего эксперимента;
6. Проведение контрольного эксперимента;
7. Анализ результатов контрольного эксперимента.
Организация: Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №13» реализующая адаптированные общеобразовательные программы, в период с сентября 2016г. по май 2017 г. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 12-14 лет.
Структура выпускной работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одна из важнейших задач в методике развития речи в школе для слабослышащих является, обучение восприятию, пониманию и воспроизведению речевых сообщений [20].
С умением адекватно воспринимать и осмысливать полученную информацию в большой степени связана успеваемость школьников. Усвоение знаний по всем школьным предметам во многом зависит от понимания объяснений учителя и материалов школьных учебников. Для этого школьнику необходим достаточный уровень владения навыками понимания и воспроизведения устных предложений и текстов.
Актуальность нашего исследования обусловлена спецификой работы, длительностью коррекции и распространенностью дефекта.
Изучая данную тему, обращались к работам известных сурдопедагогов, логопедов, психологов, лингвистов: Т В. Ахутиной, И. Г. Багровой, В. И. Бельтюкова, Р М. Боскис, А. И. Гвоздева, Е. П. Кузьмичевой, А. Р Лурия, Л. П. Назаровой, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Н. А. Хомского и др. специалистов.
С целью выявления особенностей понимания и употребления речи простых и сложных предложений, было проведено обследование детей, проходившее в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Екатеринбургская школа-интернат №13», в период с 1.09. 2016 по 30.09.2016. В констатирующем эксперименте участвовало 20 слабослышащих обучающихся 5 класса в возрасте от 12-14 лет. С односторонней и двухсторонней нейросенсорной тугоухостью от первой до четвертой степени потери слуха. Все школьники владеют и воспринимают разговорную речь в разной степени. Данная группа обучается по адаптированной общеобразовательной программе для слабослышащих с тяжелыми нарушениями речи (второго отделения).
При проведении обследования слуха были использованы материалы Л. В. Неймана. Для обследования лексико-грамматической стороны речи использовали учебно-методическое пособие Г. А. Волковой.
Целью данного исследования явилось изучение состояния слуха и лексико- грамматической стороны речи у слабослышащих школьников.
Обследование началось с изучения медицинской и педагогической документации. После этого проводилось педагогическое обследование слуха. Обследование лексико-грамматической стороны речи которое включало: исследование понимания речи, активного словаря, грамматического строя и связной речи. Подбор заданий осуществлялся с учетом возраста обучающихся и программы обучения.
В результате обследования нами были сделаны выводы. Школьники допускали ошибки в окончание слов, пропуски или перестановки, замены слов близкими по звучанию с искажением смысла и др.
Номинативная речь слабослышащих была сформирована на среднем уровне. Возникали ошибки в понимании инверсионных конструкций, грамматических форм, рода прилагательных, префиксальных глагольных форм.
В активном словаре использовали уменьшительно-ласкательную форму слов, при назывании детёнышей животных В назывании признаков предмета не могли подобрать признак предмета, противоположное значение слов В назывании действий были непонимания. Некоторые не могли последовательно разложить картинки со временами года. Задания на подбор синонимов и однокоренных слов вызвало множество затруднений.
В собственной речи чаще использовали простые распространенные предложения с простыми предлогами. Составляли рассказы и пересказы с наводящими вопросами, теряя смысл изложения. Особенные трудности возникали при выполнении упражнений на исследование навыков словоизменения и словообразования, употреблении предлогов, образовании уменьшительной формы существительного. Больше всего затруднений вызвало задание на образование сложных слов.
Исходя из полученных балльных показателей, можем составили дальнейшую коррекционную работу и выделили две группы детей для проведения обучающего эксперимента, с учетом всех особенностей школьников данной группы.
В результате можно сделать вывод, что номинативная речь слабослышащих сформирована на среднем уровне. В результате работы удалось уменьшить ошибки в понимании инверсионных конструкций, грамматических форм, рода прилагательных, префиксальных глагольных форм.
Спецификой работы являлось проведение занятий в системе с использованием материала и тем общеобразовательных уроков.
Применение предложенных приёмов работы позволило школьникам с первых дней пребывания в школе включиться в работу, значительно повысило интерес к занятиям и общеобразовательным урокам, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияло на процесс развития слуха и речи у слабослышащих школьников.
В результате проведенной работы выявилось, что школьники экспериментальной группы повысили показатель на 0,7 балла, а у детей контрольной группы балльный показатель повысился на 0,4 балла.
В активном словаре уменьшились ошибки в уменьшительно-ласкательной форме слов, при назывании детёнышей животных. В назывании признаков предмета больше подобрали признаки предмета, противоположное значение слов. Школьники могли последовательно разложить картинки со временами года. Задания на подбор синонимов и однокоренных слов вызвало меньше затруднений.
В собственной речи стали чаще использовать простые распространённые предложения с предлогами, однородными членами предложений. Стали самостоятельно составлять сложные предложения.
Таким образом, в ходе работы была достигнута цель - исследовали особенности и провести коррекционную работу над пониманием простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников, а также определили её эффективность.



1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т Г. Богдановой. - М. : Издат. центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Багрова, И. Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников [Текст] / И. Г. Багрова. - М. : ЦБНТИ речного транспорта, 1993. - 136 с.
3. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учеб. для студ. дефектолог, фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2013. - 400 с.
4. Белая, Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого общения слабослышащих дошкольников [Текст] / Н. А. Белая // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 78-87.
5. Белущенко, В. А. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха [Текст] : Методическое пособие для учителя-дефектолога / В. А. Белущенко ; под ред. О. А. Красильниковой. - СПб. : КАРО, 2006. - 112 с.
6. Богданова, Т Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 203 с.
7. Боскис, P M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
8. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Е. Вакуленко. - СПб. : «Детство-пресс», 2012. - 128 с.
9. Визель, Т Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т Г. Визель. - М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT Астрель, Хранитель, 2006. - 141с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : Детство- пресс, 2011. - 144 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ООО «Детство Пресс», 2007. - 480 с.
14. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст] : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Голович. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
15. Головчиц, Л. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития [Текст] / Л. А. Голович // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 27-33.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ