ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Нейропсихологические представления о глубинных
синтаксических структурах предложения 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабослышащих
школьников 11
1.3. Особенности понимания речи слабослышащими 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ 22 ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Организация исследования 22
2.2. Методика и результаты исследования 23
2.3. Анализ результатов исследования 30
Глава 3. СИСТЕМА РАБОТЫ НАД ПОНИМАНИЕМ И УПОТРЕБЛЕНИЕМ В РЕЧИ ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ 33
3.1. Анализ научно-методической литературы по проблеме 33
3.2. Содержание работы над пониманием и употреблением в речи
простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников 40
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85
Актуальность исследования. Одна из важнейших задач в методике развития речи в школе для слабослышащих является, обучение восприятию, пониманию и воспроизведению речевых сообщений [20].
К группе слабослышащих относят детей с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих характеризуется большим разнообразием: от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости [11].
С умением адекватно воспринимать и осмысливать полученную информацию в большой степени связана успеваемость школьников. Усвоение знаний по всем школьным предметам во многом зависит от понимания объяснений учителя и материалов школьных учебников. Для этого школьнику необходим достаточный уровень владения навыками понимания и воспроизведения устных предложений и текстов. В современных психологических и методических исследованиях отмечается, что у слабослышащих умения и навыки восприятия речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Установлено, что даже у нормально развивающихся школьников по разным причинам восприятие и понимание речи никогда не достигает 100%, а иногда находится на уровне 50% и ниже (М. Р Львов). У учащихся школы слабослышащих проблема понимания предложений приобретает особую актуальность [18].
Несформированность процессов понимания связной речи у слабослышащих отрицательно сказывается на развитии
всей речемыслительной деятельности учащихся, препятствует
овладению школьными знаниями, поэтому специальные методические поиски путей и средств формирования умений и навыков понимания простых и сложных предложений приобретают особое значение для всего процесса обучения и воспитания младших школьников с нарушением слуха.
По мнению А. А. Залевской, проблема исследования процессов понимания текста является предметом изучения многих специалистов из разных областей науки [23].
В научной литературе освещаются различные аспекты исследования проблемы понимания. Психолингвистический подход изучения понимания речи наиболее полно освещен в работах А. А. Залевской, А. А. Леонтьева, Ю. А. Сорокина. Психологический анализ процессов понимания дают Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя и др. В сурдопедагогике данной проблемой занимались И. Г. Багрова, В. И. Бельтюков, Р М. Боскис, Е. П. Кузьмичева, Л. П. Назарова, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау и др.
Однако, общая картина процесса понимания текста у слабослышащих школьников, так и конкретные взаимосвязи различных составляющих - форм и компонентов понимания во многом не ясны. В связи с этим дальнейшего исследования требуют такие вопросы как изучение понимания предложений учащимися различных возрастных групп, анализ причин имеющихся трудностей и методические аспекты проблемы формирования навыков понимания простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия, определяют актуальность выбранной темы исследования.
Гипотеза исследования - у слабослышащих школьников отмечаются особенности развития слухового восприятия. Вероятно создание специальных психолого-педагогических условий, в основу которых положен комплексный подход к формированию и совершенствованию слухового восприятия, может способствовать повышению эффективности коррекционной работы.
Объект исследования - выявление уровня понимания и употребления в речи простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников.
Предмет исследования - определить направление и содержание работы над пониманием и употреблением в речи простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников.
Цель исследования - исследовать особенности и провести коррекционную работу над пониманием простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников, а также определить её эффективность.
В соответствии с целью были выделены задачи исследования:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
2. Изучить особенности речевого и слухового развития у слабослышащих школьников.
3. Определить содержание коррекционной работы над пониманием простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников.
4. Провести обучающий эксперимент с учетом результатов констатирующего эксперимента.
5. Уточнить эффективность коррекционной работы.
Теоретическая и методологическая основа исследования:
- положение о первичных и вторичных нарушениях развития у детей (Л. С. Выготский);
- теоретические и методические основы обучения восприятию речи на слух слабослышащих и позднооглохших школьников (И. Г. Багрова, Т. К. Королевская, Л. П. Назарова);
- теоретические и методические основы обучения языку и развития речи слабослышащих и позднооглохших школьников (Р М. Боскис, А. Г. Зикеев, К. В. Комаров, К. Г. Коровин и др.);
- динамическая классификация слабослышащих детей (Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман);
- модели интеграции детей с нарушением слуха (Н. Д. Шматко).
Методы исследования:
Теоретический - анализ, синтез, обобщение, классификация и сравнение данных из научно-методической литературы, результатов эксперимента;
Эмпирический - сбор данных, наблюдение и изучение речи и моторики детей, проведение констатирующего эксперимента и коррекционной работы при констатирующем эксперименте;
Математический - статистическая обработка данных.
Этапы:
1. Изучение научно-методической литературы;
2. Проведение констатирующего эксперимента;
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента;
4. Планирование содержания коррекционной работы;
5. Проведение обучающего эксперимента;
6. Проведение контрольного эксперимента;
7. Анализ результатов контрольного эксперимента.
Организация: Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №13» реализующая адаптированные общеобразовательные программы, в период с сентября 2016г. по май 2017 г. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 12-14 лет.
Структура выпускной работы: введение, три главы, заключение, список литературы, приложение.
Одна из важнейших задач в методике развития речи в школе для слабослышащих является, обучение восприятию, пониманию и воспроизведению речевых сообщений [20].
С умением адекватно воспринимать и осмысливать полученную информацию в большой степени связана успеваемость школьников. Усвоение знаний по всем школьным предметам во многом зависит от понимания объяснений учителя и материалов школьных учебников. Для этого школьнику необходим достаточный уровень владения навыками понимания и воспроизведения устных предложений и текстов.
Актуальность нашего исследования обусловлена спецификой работы, длительностью коррекции и распространенностью дефекта.
Изучая данную тему, обращались к работам известных сурдопедагогов, логопедов, психологов, лингвистов: Т В. Ахутиной, И. Г. Багровой, В. И. Бельтюкова, Р М. Боскис, А. И. Гвоздева, Е. П. Кузьмичевой, А. Р Лурия, Л. П. Назаровой, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Н. А. Хомского и др. специалистов.
С целью выявления особенностей понимания и употребления речи простых и сложных предложений, было проведено обследование детей, проходившее в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Екатеринбургская школа-интернат №13», в период с 1.09. 2016 по 30.09.2016. В констатирующем эксперименте участвовало 20 слабослышащих обучающихся 5 класса в возрасте от 12-14 лет. С односторонней и двухсторонней нейросенсорной тугоухостью от первой до четвертой степени потери слуха. Все школьники владеют и воспринимают разговорную речь в разной степени. Данная группа обучается по адаптированной общеобразовательной программе для слабослышащих с тяжелыми нарушениями речи (второго отделения).
При проведении обследования слуха были использованы материалы Л. В. Неймана. Для обследования лексико-грамматической стороны речи использовали учебно-методическое пособие Г. А. Волковой.
Целью данного исследования явилось изучение состояния слуха и лексико- грамматической стороны речи у слабослышащих школьников.
Обследование началось с изучения медицинской и педагогической документации. После этого проводилось педагогическое обследование слуха. Обследование лексико-грамматической стороны речи которое включало: исследование понимания речи, активного словаря, грамматического строя и связной речи. Подбор заданий осуществлялся с учетом возраста обучающихся и программы обучения.
В результате обследования нами были сделаны выводы. Школьники допускали ошибки в окончание слов, пропуски или перестановки, замены слов близкими по звучанию с искажением смысла и др.
Номинативная речь слабослышащих была сформирована на среднем уровне. Возникали ошибки в понимании инверсионных конструкций, грамматических форм, рода прилагательных, префиксальных глагольных форм.
В активном словаре использовали уменьшительно-ласкательную форму слов, при назывании детёнышей животных В назывании признаков предмета не могли подобрать признак предмета, противоположное значение слов В назывании действий были непонимания. Некоторые не могли последовательно разложить картинки со временами года. Задания на подбор синонимов и однокоренных слов вызвало множество затруднений.
В собственной речи чаще использовали простые распространенные предложения с простыми предлогами. Составляли рассказы и пересказы с наводящими вопросами, теряя смысл изложения. Особенные трудности возникали при выполнении упражнений на исследование навыков словоизменения и словообразования, употреблении предлогов, образовании уменьшительной формы существительного. Больше всего затруднений вызвало задание на образование сложных слов.
Исходя из полученных балльных показателей, можем составили дальнейшую коррекционную работу и выделили две группы детей для проведения обучающего эксперимента, с учетом всех особенностей школьников данной группы.
В результате можно сделать вывод, что номинативная речь слабослышащих сформирована на среднем уровне. В результате работы удалось уменьшить ошибки в понимании инверсионных конструкций, грамматических форм, рода прилагательных, префиксальных глагольных форм.
Спецификой работы являлось проведение занятий в системе с использованием материала и тем общеобразовательных уроков.
Применение предложенных приёмов работы позволило школьникам с первых дней пребывания в школе включиться в работу, значительно повысило интерес к занятиям и общеобразовательным урокам, при закреплении изученного материала. Всё это положительно повлияло на процесс развития слуха и речи у слабослышащих школьников.
В результате проведенной работы выявилось, что школьники экспериментальной группы повысили показатель на 0,7 балла, а у детей контрольной группы балльный показатель повысился на 0,4 балла.
В активном словаре уменьшились ошибки в уменьшительно-ласкательной форме слов, при назывании детёнышей животных. В назывании признаков предмета больше подобрали признаки предмета, противоположное значение слов. Школьники могли последовательно разложить картинки со временами года. Задания на подбор синонимов и однокоренных слов вызвало меньше затруднений.
В собственной речи стали чаще использовать простые распространённые предложения с предлогами, однородными членами предложений. Стали самостоятельно составлять сложные предложения.
Таким образом, в ходе работы была достигнута цель - исследовали особенности и провести коррекционную работу над пониманием простых и сложных предложений в процессе слухового восприятия у слабослышащих школьников, а также определили её эффективность.
1. Андреева, Л. В. Сурдопедагогика [Текст] : учеб. для студ. высш. учеб. Заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т Г. Богдановой. - М. : Издат. центр «Академия», 2005. - 576 с.
2. Багрова, И. Г. Развитие речевого слуха слабослышащих школьников [Текст] / И. Г. Багрова. - М. : ЦБНТИ речного транспорта, 1993. - 136 с.
3. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : учеб. для студ. дефектолог, фак. высш. пед. учеб. заведений / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2013. - 400 с.
4. Белая, Н. А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речевого общения слабослышащих дошкольников [Текст] / Н. А. Белая // Дефектология. - 2016. - № 4. - С. 78-87.
5. Белущенко, В. А. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха [Текст] : Методическое пособие для учителя-дефектолога / В. А. Белущенко ; под ред. О. А. Красильниковой. - СПб. : КАРО, 2006. - 112 с.
6. Богданова, Т Г. Сурдопсихология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т Г. Богданова. - М. : Академия, 2002. - 203 с.
7. Боскис, P M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / Р М. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
8. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / М. Е. Вакуленко. - СПб. : «Детство-пресс», 2012. - 128 с.
9. Визель, Т Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студентов вузов / Т Г. Визель. - М. : АСТАстрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
10. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : ACT Астрель, Хранитель, 2006. - 141с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
12. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического
обследования детей с нарушениями [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : Детство- пресс, 2011. - 144 с.
13. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - СПб. : ООО «Детство Пресс», 2007. - 480 с.
14. Головчиц, Л. А. Дошкольная сурдопедагогика [Текст] : Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Голович. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
15. Головчиц, Л. А. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с недостатками слуха, имеющих комплексные нарушения развития [Текст] / Л. А. Голович // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 27-33.
...