Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Воспитание правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних

Работа №96869

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у подростков
1.1. Социально-реабилитационный центр для
7 несовершеннолетних: цель, задачи, направления деятельности
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 14
1.3. Понятие и характеристика правовой культуры 24
1.4. Принципы, формы и методы воспитания правовой
культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Североуральска
2.1. Анализ деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска по воспитанию правовой
культуры у младших подростков 40
2.2. Диагностика уровня правовой культуры у младших
подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 47
2.3. Программа по воспитанию правовой культуры у младших
подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 55
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 74


Актуальность темы исследования обусловлена тем, что совершение преступлений и правонарушений подростками всегда остается одной из серьезнейших проблем современного общества. В России имеет место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Подростки вынуждены адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду на лицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Количество подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, с каждым годом увеличивается. Большинство воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних □ подростки из неблагополучных семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей. Поступают также подростки, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних □ не детский дом, где несовершеннолетние живут постоянно, они могут провести в центре один день, а могут остаться на более длительное время. Многие, пройдя курс реабилитации, возвращаются в кровные семьи, но для некоторых это невозможно, и после лишения их родителей родительских прав такие подростки уходят либо в замещающие семьи, либо в детские дома.
Воспитание правовой культуры - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Правовая культура общества и личности является основой развития правовой системы, государственных институтов и общественной жизни в целом. Воспитание правовой культуры личности должно представлять собой системный и целенаправленный процесс, подчиненный определенным принципам и опирающийся на соответствующий юридический, политический, идеологический и иной инструментарий. У подростков должно воспитываться уважительное отношение к существующим нормам, формироваться правосознание. Воспитание правовой культуры подростков имеет на сегодняшний день большое значение. Заниматься воспитанием правовой культуры сегодня - это значит обеспечить будущее страны завтра. За основу воспитания правовой культуры необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: уважение к стране и её истории, культурным ценностям; толерантное отношение к людям; наличие гражданского и правового самосознания; гражданская ответственность.
Вопросы правовой культуры, проблемы ее повышения стали в отечественной науке предметом весьма обстоятельного анализа. В частности, целый ряд работ был посвящен различным аспектам взаимодействия права и личности, проблем формирования правовой культуры у подростков.
В этом плане следует назвать труды Е. В. Аграновской [1], Н. Н. Вопленко [10], В. Н. Карташова [21] и др.
Проблемы правовой культуры в современный период стали предметом исследований таких авторов, как И. И. Балаклеец [5], О. А. Долгополов [16], К. В. Науменкова[27], Н. И. Сухова [48] и др.
Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление. Несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Ограничение исследования: в данном исследовании рассматривается младший подростковый возраст.
Таким образом, на основе вышесказанного можно выделить следующее противоречие исследования: между необходимостью воспитания правовой культуры у младших подростков и не разработанностью соответствующей программы по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Проблема исследования: как воспитывать правовую культуру у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних?
Тема исследования: «Воспитание правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних».
Объект исследования: воспитание правовой культуры у подростков.
Предмет исследования: воспитание правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: вероятно, программа по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних будет успешно реализована, если учтены:
□ психолого-педагогические особенности младших подростков;
□ основные методы и формы воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;
□ результаты диагностики уровня правовой культуры у младших подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цель, задачи, направления деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
3. Раскрыть понятие и характеристику правовой культуры.
4. Описать принципы, формы и методы воспитания правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
4. Проанализировать деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска по проблеме воспитания правовой культуры у подростков.
5. Провести диагностику уровня правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Североуральска.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, сравнение); эмпирические (анализ документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обработка результатов).
База исследования: Государственное Автономное Учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Североуральска».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Исследование проблемы воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре позволило сделать следующие выводы:
1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целью деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, работа с семьями несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или находящихся в социально-опасном положении.
2. Младший подростковый возраст 11-13 лет. Младших подростков, живущих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, можно охарактеризовать как: 1) подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (плохие материальные условия семьи; родители, не имеющие работы; внутрисемейные конфликты; жестокое обращение в семье; алкоголизм и наркомания родителей; неблагополучное семейное окружение). 2) как безнадзорных подростков, имеющих скудный объем знаний и кругозор, не приученных к учебной деятельности. Следовательно при воспитании правовой культуры младших подростков нужно учитывать их психолого-педагогическую характеристику.
На основе анализа научной литературы было раскрыто понятия «правовая культура». Правовая культура - это совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества. Правовая культура состоит из трех компонентов: когнитивного(включающий запас правовых знаний), эмоционально-мотивационного (характеризующий отношение к праву и проявляющийся в наличии внутренней убежденности действовать в соответствии с правовыми нормами), поведенческого (умение вести себя в соответствии с правовыми нормами).
3. .Методами воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних являются: беседа, инструктаж, разъяснение, поощрение, наказание, воспитывающие ситуации.
Используются индивидуальные и групповые формы работы, а так же такие формы, как игра, устный журнал, конкурсы рисунков и газет, викторина, круглый стол.
Исследование предполагало проведение опытно-поисковой работы по проблеме воспитания правовой культуры у младших подростков. Анализ деятельности специалистов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска показал, что с младшими подростками необходимо проводить целенаправленные занятия по воспитанию правовой культуры. В ходе исследования выявлена проблема: профилактические беседы, инструктажи, занятия с воспитанниками проводят воспитатели. Эффективнее было бы приглашать для проведения таких бесед медицинского работника, работников правоохранительных органов. Сотрудничество с инспектором по делам несовершеннолетних происходит по необходимости (на заседании совета профилактики), когда подростком уже совершено правонарушение.
4. В исследовании была проведена диагностика уровня правовой культуры у младших подростков. Диагностика выстраивалась на основе компонентов правовой культуры (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий). В исследовании принимали участие 20 воспитанников. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что правовые знания у младших подростков находятся на уровне представлений. Младшие подростки не достаточно осведомлены в правовых вопросах в информационной сфере; не верят в неизбежность наказания. На низком уровне выражены эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты. Такие показатели свидетельствуют о том, что для младших подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних характерно негативное отношение к соответствующим правовым нормам. Их поведение не соответствует нормам права.
Для дальнейшей работы с младшими подростками была разработана программу по воспитанию правовой культуры, целью которой является знакомство младших подростков с их правами и обязанностями, формирование представления о различных видах ответственности (административная, уголовная) за совершенные правонарушения. Разработанная программа поможет Данная программа способна создать условия для воспитания у младших подростков правовой культуры, как регуляторе поведения человека в обществе, формирование правовых отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
В дальнейшем планируется продолжение работы над содержанием мероприятий, расширением количества форм и методов воспитания правовой культуры у младших подростков.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута



1. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 2014. 142 с.
2. Алексеева, Л. С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии Социс , 2003. С. 124.
3. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. / С.Ф. Анисимов. 2-е изд. доп. М.: «Мысль», 1985. 158 с.
4. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 715 с.
5. Балаклеец И.И. Роль правовой культуры в обеспечении национальной безопасности России. М., 2015. 190
6. Баранов В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание. М.: «Лань», 2003. 492 с.
7. Блохина С.И., Козлова В.П., Старишнова А.Л. К вопросу об организации детских реабилитационных центров в России // Российский журнал социальной работы. 2006. № 1. С. 53 - 56
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л. И. Божович ; Ред. Д. И. Фельдштейн;Рос. акад. образования (РАО),Моск. психолого-соц. ин-т (МПСИ) . 3-е изд . М.: Изд-во МПСИ, 2001 . 352 с. (Психологи Отечества)
9. Васильев А.А. Миф о низкой правовой культуре в России: проблема самоидентификации правовой системы // Современное право. 2016. № 3. С. 3-10.
10. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010. 52 с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Собр. соч.: В 6т. М., 2013.Т.З.328 с.
12. Гафаров З.М. Методика правового воспитания молодёжи: курс лекций. Ташкент, 2000. 43 с.
13. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. М.; Тула, 2002. 455 с.
14. Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. ... канд. социол. наук. Белгород, 2006.
15. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю.А.Якушева, Г. Х. Батынова. Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа. Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. 52с.
16. Долгополов О.А. Организация правового воспитания в современной России: Дисс. ... канд. юрид. наук. Рязань: Академия права и управления МВД РФ, 2004.
17. Дронова Е.Н., Баргатина В.В. Профессиональная помощь несовершеннолетним с девиантным поведением в условиях социально-реабилитационного центра // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3181(дата обращения: 12.12. 2018).
18. Камаева Г. И. Воспитательный дом как модель организации реабилитационного пространства для дезадаптированных детей // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы 2007. №1. С. 68-73
19. Каминская В. И. Правовая культура и вопросы правового воспитания. М.: Астрель, 2014. 232 с.
20. Карпова И.А. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных детей в условиях социального приюта: автореф. дис. канд. Пед наук: 13.00.01/ Карпова Ирина Александровна М., 2005. 12с.
21. Карташов В.Н. Правовая культура: понятие, структура, функции - Ярославль: ЯрГУ, 2014. 200 с.
22. Кузина И. Г., Теория социальной работы Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. 232 с.
23. Липский И.А. Вопросы профилактики и жестокого обращения с детьми в семьях: метод. матер. в помощь специалистам учреждений социального обслуживания семьи и детей / И.А. Липский М. 2010. 308с.
24. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации у детей и подростков / А. Е. Личко. Л.:Аврора, 2005. 198 с.
25. Мельникова, Э. И. Дети и подростки жертвы негативных явлений, 2007. С.175
26. Михайлов, С. В. Методология правовых ценностей: понятийнокатегориальный анализ. М., 2015.
27. Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков. М., 2016.
28. Нижних И.К. Использование игры в формировании правовой культуры старших подростков группы риска в условиях системы дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2014. Вып. 4 (132). С. 70-74.
29. Никитин В. А. Начала социальной педагогики : учеб. пособие. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. 148 с.
30. Никитин, Л.А. Культурология: теория, философия, история культуры : учебник / Л.А. Никитич. Москва: Юнити-Дана, 2015. 560 с. (Cogito ergo sum). Библиогр. в кн. ISBN 978-5-238-01316-9; То же [Электронный ресурс].ПРЕ: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115402(09.12.2018).
31. «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних». Федеральный закон РФ от 24.06.1999 г. № 120 ФЗ (ред. от 13.10.2009)
32. Ожегов С.И. и Шведова. Н.Ю. Толковый словарь русского языка:72500 слов и 7500 фразеол. выражений / Российская А. Н. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. М.: Азъ Ltd., 1992. 960 с.
33. Осухова Н.Г., психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях Изд.: Академия, 2012.
34. Паатова М.Э./Человек и образование/ М.Э.Паатова// , 2013. №4. с.99¬101.
35. Пашкович И. А. Правовое воспитание: система работы. Волгоград: Азбука, 2013. 158 с.
36. Певцова Е.А. Правовое образование в России: формирование правовой культуры современного общества. М.: АПКиПРО, 2002. 195 с.
37. Платонова Н. М. Введение в теорию социальной работы. М.: Санкт- Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2016. 188 c.
38. Поддубная Т.Н Социальная защита детства в России и за рубежом: учеб, пособие для студентов высш. учеб. заведений /Т.Н. Поддубная. М.: Академия, 2014. 320 с.
39. Положение о социально-реабилитационном центре для
несовершеннолетних, утверждено Постановлением Правительство РФ 27 ноября 2000 года.
40. Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2009. N 6. С. 4.
41. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2008. 544с.
42. Пуни А. Ц. Правовая культура и основы волевой подготовки малолетних осужденных. М.: Азбука, 2005. 38 с.
43. Ретуш, Л. А. Наш проблемный подросток: понять и договориться / под ред. Л. А. Ретуш. СПб.: 2001. 297 с.
44. Савинов А.Н. организация работы социальной защиты : учеб. пособие для студентов для учреждений сред. проф. образования /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. 2е изд., стереотип. М.: Академия, 2012. 192 с.
45. «Семья и родительство в современной России. Отчет о результатах исследования». М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Институт социологии РАН. 2009.
46. Слуцкий, Е. Г. Беспризорность в России: вновь грозная реальность. Социс. №3, 2007. С. 117.
47. Социальная безопасность семьи и детства: Материалы межрегиональной научно-практической конференции 29-30 апреля 2014 года. Кемерово: Изд-во Арт-студия «Презент», 2014. 254 с.
48. Сухова Е.Г., Комова Т.М. Права ребенка (семейные проекты) // Ребенок в детском саду, 2008. №3. С. 19-23.
49. Тарханова И.Ю. Социально-педагогическая реабилитация безнадзорных подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2009. 28 с.
50. Терехина, В. В. Безнадзорным детям особое внимание. Социальное обеспечение. 2002. С. 58.
51. Торохтий В. С. Технологии психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьёй. М., 2000. Ч.1 238 с.
52. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка /
Д.Н. Ушаков. Москва : Аделант, 2014. - 800 с. - ISBN 978-5-93642-345-1; То же [Электронный ресурс].
URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241944(09.01.2019).
53. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ), глава 1,статья 1.
54. Федеральный закон от 24 июня 1999г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних»
55. Федоров В.В. Влияние качества законодательства на правовую культуру общества в Российской Федерации // Вестник Уральской государственной юридической академии. 2013. №5. С. 36-40.
56. Фещенко Е. К. Особенности воспитания правовой культуры. СПб., 2002. 32 с.
57. Харчев, А.Г. Социология воспитания. / А.Г. Харчев. М.: Политиздат, 1990.
58. Холостова Е. И. Социальная реабилитация : учеб. пособие / Е. И.
Холостова, Н. Ф. Дементьева. М Дашков и К0, 2002. 340 с.
59. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте // Вопр. психол. 1971. № 4. С. 6-20.
60. Ядов, В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А. Ядов // Социол. журнал. 1994. № 1. 70 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ