Воспитание правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у подростков
1.1. Социально-реабилитационный центр для
7 несовершеннолетних: цель, задачи, направления деятельности
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 14
1.3. Понятие и характеристика правовой культуры 24
1.4. Принципы, формы и методы воспитания правовой
культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Североуральска
2.1. Анализ деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска по воспитанию правовой
культуры у младших подростков 40
2.2. Диагностика уровня правовой культуры у младших
подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 47
2.3. Программа по воспитанию правовой культуры у младших
подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 55
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 74
Глава 1. Теоретические основы воспитания правовой культуры у подростков
1.1. Социально-реабилитационный центр для
7 несовершеннолетних: цель, задачи, направления деятельности
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших
подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 14
1.3. Понятие и характеристика правовой культуры 24
1.4. Принципы, формы и методы воспитания правовой
культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 32
Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Североуральска
2.1. Анализ деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска по воспитанию правовой
культуры у младших подростков 40
2.2. Диагностика уровня правовой культуры у младших
подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 47
2.3. Программа по воспитанию правовой культуры у младших
подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних 55
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Приложения 74
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что совершение преступлений и правонарушений подростками всегда остается одной из серьезнейших проблем современного общества. В России имеет место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Подростки вынуждены адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду на лицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Количество подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, с каждым годом увеличивается. Большинство воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних □ подростки из неблагополучных семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей. Поступают также подростки, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних □ не детский дом, где несовершеннолетние живут постоянно, они могут провести в центре один день, а могут остаться на более длительное время. Многие, пройдя курс реабилитации, возвращаются в кровные семьи, но для некоторых это невозможно, и после лишения их родителей родительских прав такие подростки уходят либо в замещающие семьи, либо в детские дома.
Воспитание правовой культуры - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Правовая культура общества и личности является основой развития правовой системы, государственных институтов и общественной жизни в целом. Воспитание правовой культуры личности должно представлять собой системный и целенаправленный процесс, подчиненный определенным принципам и опирающийся на соответствующий юридический, политический, идеологический и иной инструментарий. У подростков должно воспитываться уважительное отношение к существующим нормам, формироваться правосознание. Воспитание правовой культуры подростков имеет на сегодняшний день большое значение. Заниматься воспитанием правовой культуры сегодня - это значит обеспечить будущее страны завтра. За основу воспитания правовой культуры необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: уважение к стране и её истории, культурным ценностям; толерантное отношение к людям; наличие гражданского и правового самосознания; гражданская ответственность.
Вопросы правовой культуры, проблемы ее повышения стали в отечественной науке предметом весьма обстоятельного анализа. В частности, целый ряд работ был посвящен различным аспектам взаимодействия права и личности, проблем формирования правовой культуры у подростков.
В этом плане следует назвать труды Е. В. Аграновской [1], Н. Н. Вопленко [10], В. Н. Карташова [21] и др.
Проблемы правовой культуры в современный период стали предметом исследований таких авторов, как И. И. Балаклеец [5], О. А. Долгополов [16], К. В. Науменкова[27], Н. И. Сухова [48] и др.
Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление. Несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Ограничение исследования: в данном исследовании рассматривается младший подростковый возраст.
Таким образом, на основе вышесказанного можно выделить следующее противоречие исследования: между необходимостью воспитания правовой культуры у младших подростков и не разработанностью соответствующей программы по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Проблема исследования: как воспитывать правовую культуру у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних?
Тема исследования: «Воспитание правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних».
Объект исследования: воспитание правовой культуры у подростков.
Предмет исследования: воспитание правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: вероятно, программа по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних будет успешно реализована, если учтены:
□ психолого-педагогические особенности младших подростков;
□ основные методы и формы воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;
□ результаты диагностики уровня правовой культуры у младших подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цель, задачи, направления деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
3. Раскрыть понятие и характеристику правовой культуры.
4. Описать принципы, формы и методы воспитания правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
4. Проанализировать деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска по проблеме воспитания правовой культуры у подростков.
5. Провести диагностику уровня правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Североуральска.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, сравнение); эмпирические (анализ документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обработка результатов).
База исследования: Государственное Автономное Учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Североуральска».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Количество подростков, находящихся в условиях социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, с каждым годом увеличивается. Большинство воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних □ подростки из неблагополучных семей, безнадзорные, оставшиеся без попечения родителей. Поступают также подростки, сбежавшие из семьи, подвергшиеся жестокому обращению. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних □ не детский дом, где несовершеннолетние живут постоянно, они могут провести в центре один день, а могут остаться на более длительное время. Многие, пройдя курс реабилитации, возвращаются в кровные семьи, но для некоторых это невозможно, и после лишения их родителей родительских прав такие подростки уходят либо в замещающие семьи, либо в детские дома.
Воспитание правовой культуры - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. Правовая культура общества и личности является основой развития правовой системы, государственных институтов и общественной жизни в целом. Воспитание правовой культуры личности должно представлять собой системный и целенаправленный процесс, подчиненный определенным принципам и опирающийся на соответствующий юридический, политический, идеологический и иной инструментарий. У подростков должно воспитываться уважительное отношение к существующим нормам, формироваться правосознание. Воспитание правовой культуры подростков имеет на сегодняшний день большое значение. Заниматься воспитанием правовой культуры сегодня - это значит обеспечить будущее страны завтра. За основу воспитания правовой культуры необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: уважение к стране и её истории, культурным ценностям; толерантное отношение к людям; наличие гражданского и правового самосознания; гражданская ответственность.
Вопросы правовой культуры, проблемы ее повышения стали в отечественной науке предметом весьма обстоятельного анализа. В частности, целый ряд работ был посвящен различным аспектам взаимодействия права и личности, проблем формирования правовой культуры у подростков.
В этом плане следует назвать труды Е. В. Аграновской [1], Н. Н. Вопленко [10], В. Н. Карташова [21] и др.
Проблемы правовой культуры в современный период стали предметом исследований таких авторов, как И. И. Балаклеец [5], О. А. Долгополов [16], К. В. Науменкова[27], Н. И. Сухова [48] и др.
Подростки испытывают затруднения в сопоставлении своего поведения и требований закона. Они склонны рассматривать свой поступок как невинную шалость, как неосторожность, а не как правонарушение или преступление. Несовершеннолетние не умеют применять правовые знания в конкретной ситуации.
Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.
Ограничение исследования: в данном исследовании рассматривается младший подростковый возраст.
Таким образом, на основе вышесказанного можно выделить следующее противоречие исследования: между необходимостью воспитания правовой культуры у младших подростков и не разработанностью соответствующей программы по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Проблема исследования: как воспитывать правовую культуру у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних?
Тема исследования: «Воспитание правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних».
Объект исследования: воспитание правовой культуры у подростков.
Предмет исследования: воспитание правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Цель исследования: на основе анализа теоретических и эмпирических данных разработать программу воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: вероятно, программа по воспитанию правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних будет успешно реализована, если учтены:
□ психолого-педагогические особенности младших подростков;
□ основные методы и формы воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних;
□ результаты диагностики уровня правовой культуры у младших подростков.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть цель, задачи, направления деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
2. Дать психолого-педагогическую характеристику подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
3. Раскрыть понятие и характеристику правовой культуры.
4. Описать принципы, формы и методы воспитания правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних.
4. Проанализировать деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска по проблеме воспитания правовой культуры у подростков.
5. Провести диагностику уровня правовой культуры у подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних г. Североуральска.
Методы исследования: теоретические (анализ, обобщение, систематизация, сравнение); эмпирические (анализ документов, наблюдение, тестирование, анкетирование, обработка результатов).
База исследования: Государственное Автономное Учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Североуральска».
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
Исследование проблемы воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре позволило сделать следующие выводы:
1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целью деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, работа с семьями несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или находящихся в социально-опасном положении.
2. Младший подростковый возраст 11-13 лет. Младших подростков, живущих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, можно охарактеризовать как: 1) подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (плохие материальные условия семьи; родители, не имеющие работы; внутрисемейные конфликты; жестокое обращение в семье; алкоголизм и наркомания родителей; неблагополучное семейное окружение). 2) как безнадзорных подростков, имеющих скудный объем знаний и кругозор, не приученных к учебной деятельности. Следовательно при воспитании правовой культуры младших подростков нужно учитывать их психолого-педагогическую характеристику.
На основе анализа научной литературы было раскрыто понятия «правовая культура». Правовая культура - это совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества. Правовая культура состоит из трех компонентов: когнитивного(включающий запас правовых знаний), эмоционально-мотивационного (характеризующий отношение к праву и проявляющийся в наличии внутренней убежденности действовать в соответствии с правовыми нормами), поведенческого (умение вести себя в соответствии с правовыми нормами).
3. .Методами воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних являются: беседа, инструктаж, разъяснение, поощрение, наказание, воспитывающие ситуации.
Используются индивидуальные и групповые формы работы, а так же такие формы, как игра, устный журнал, конкурсы рисунков и газет, викторина, круглый стол.
Исследование предполагало проведение опытно-поисковой работы по проблеме воспитания правовой культуры у младших подростков. Анализ деятельности специалистов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска показал, что с младшими подростками необходимо проводить целенаправленные занятия по воспитанию правовой культуры. В ходе исследования выявлена проблема: профилактические беседы, инструктажи, занятия с воспитанниками проводят воспитатели. Эффективнее было бы приглашать для проведения таких бесед медицинского работника, работников правоохранительных органов. Сотрудничество с инспектором по делам несовершеннолетних происходит по необходимости (на заседании совета профилактики), когда подростком уже совершено правонарушение.
4. В исследовании была проведена диагностика уровня правовой культуры у младших подростков. Диагностика выстраивалась на основе компонентов правовой культуры (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий). В исследовании принимали участие 20 воспитанников. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что правовые знания у младших подростков находятся на уровне представлений. Младшие подростки не достаточно осведомлены в правовых вопросах в информационной сфере; не верят в неизбежность наказания. На низком уровне выражены эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты. Такие показатели свидетельствуют о том, что для младших подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних характерно негативное отношение к соответствующим правовым нормам. Их поведение не соответствует нормам права.
Для дальнейшей работы с младшими подростками была разработана программу по воспитанию правовой культуры, целью которой является знакомство младших подростков с их правами и обязанностями, формирование представления о различных видах ответственности (административная, уголовная) за совершенные правонарушения. Разработанная программа поможет Данная программа способна создать условия для воспитания у младших подростков правовой культуры, как регуляторе поведения человека в обществе, формирование правовых отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
В дальнейшем планируется продолжение работы над содержанием мероприятий, расширением количества форм и методов воспитания правовой культуры у младших подростков.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута
1. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних специализированное государственное учреждение, осуществляющее профилактику безнадзорности и беспризорности, обеспечивающее временное проживание, социальную помощь и реабилитацию несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Целью деятельности социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних является осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, работа с семьями несовершеннолетних, социальная реабилитация несовершеннолетних с различными формами и степенью социальной дезадаптации, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, или находящихся в социально-опасном положении.
2. Младший подростковый возраст 11-13 лет. Младших подростков, живущих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, можно охарактеризовать как: 1) подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (плохие материальные условия семьи; родители, не имеющие работы; внутрисемейные конфликты; жестокое обращение в семье; алкоголизм и наркомания родителей; неблагополучное семейное окружение). 2) как безнадзорных подростков, имеющих скудный объем знаний и кругозор, не приученных к учебной деятельности. Следовательно при воспитании правовой культуры младших подростков нужно учитывать их психолого-педагогическую характеристику.
На основе анализа научной литературы было раскрыто понятия «правовая культура». Правовая культура - это совокупность правовых знаний, убеждений, установок личности, которые реализуются в процессе труда, общения, поведения, а также отношения к материальным и духовным ценностям общества. Правовая культура состоит из трех компонентов: когнитивного(включающий запас правовых знаний), эмоционально-мотивационного (характеризующий отношение к праву и проявляющийся в наличии внутренней убежденности действовать в соответствии с правовыми нормами), поведенческого (умение вести себя в соответствии с правовыми нормами).
3. .Методами воспитания правовой культуры у младших подростков в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних являются: беседа, инструктаж, разъяснение, поощрение, наказание, воспитывающие ситуации.
Используются индивидуальные и групповые формы работы, а так же такие формы, как игра, устный журнал, конкурсы рисунков и газет, викторина, круглый стол.
Исследование предполагало проведение опытно-поисковой работы по проблеме воспитания правовой культуры у младших подростков. Анализ деятельности специалистов социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Североуральска показал, что с младшими подростками необходимо проводить целенаправленные занятия по воспитанию правовой культуры. В ходе исследования выявлена проблема: профилактические беседы, инструктажи, занятия с воспитанниками проводят воспитатели. Эффективнее было бы приглашать для проведения таких бесед медицинского работника, работников правоохранительных органов. Сотрудничество с инспектором по делам несовершеннолетних происходит по необходимости (на заседании совета профилактики), когда подростком уже совершено правонарушение.
4. В исследовании была проведена диагностика уровня правовой культуры у младших подростков. Диагностика выстраивалась на основе компонентов правовой культуры (когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий). В исследовании принимали участие 20 воспитанников. Результаты диагностики свидетельствуют о том, что правовые знания у младших подростков находятся на уровне представлений. Младшие подростки не достаточно осведомлены в правовых вопросах в информационной сфере; не верят в неизбежность наказания. На низком уровне выражены эмоционально-мотивационный и поведенческий компоненты. Такие показатели свидетельствуют о том, что для младших подростков, проживающих в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних характерно негативное отношение к соответствующим правовым нормам. Их поведение не соответствует нормам права.
Для дальнейшей работы с младшими подростками была разработана программу по воспитанию правовой культуры, целью которой является знакомство младших подростков с их правами и обязанностями, формирование представления о различных видах ответственности (административная, уголовная) за совершенные правонарушения. Разработанная программа поможет Данная программа способна создать условия для воспитания у младших подростков правовой культуры, как регуляторе поведения человека в обществе, формирование правовых отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
В дальнейшем планируется продолжение работы над содержанием мероприятий, расширением количества форм и методов воспитания правовой культуры у младших подростков.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута
Подобные работы
- РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ ИЗ
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-
РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Социальное сопровождение детей, находящихся в конфликте с законом
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2022 - Социальная работа по профилактике девиантного поведения в подростковом возрасте: основные проблемы и пути решения (Волгоградский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



