Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование предикативной функции речи у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №96866

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
216
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности развития предикативной функции речи у детей в 8
норме
1.2. Психолого - педагогическая характеристика детей с лёгкой степенью 15
псевдобульбарной дизартрии
1.3. Особенности развития предикативной функции речи у детей с лёгкой 18
степенью псевдобульбарной дизартрии
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО 20
РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Принципы и организация исследования 20
2.2. Методика и результаты обследования неречевых функций у детей 21
2.3. Методика и результаты изучения речевых функций у обследуемых 26
детей
2.4. Анализ взаимосвязи развития неречевых и речевых функций у детей 47
экспериментальной группы
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО 50
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ
3.1. Цели, задачи, принципы организации логопедической работы по 50
формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.2. Содержание логопедической работы по формированию предикативной 55
функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72


В данное время заметно увеличивается количество детей с речевыми патологиями, у которых нарушаются компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Лексика выступает главным несформированным элементом, оказывающим существенное влияние на развитие речи в целом [14].
Развитие речи - многоплановый процесс, ведь он связан со становлением психических процессов. Развивающаяся речь выступает как средство обозначения и общения, потом становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека [14].
Дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи, поэтому овладение языком является одним из важных приобретений в этом периоде [16].
Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Параллельно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, так как овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения [35].
Бедный словарь мешает полноценному общению и общему развитию ребёнка, а богатый словарь - признак хорошо развитой речи, показатель высокого уровня интеллектуального развития [1].
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на многие стороны личности ребёнка: затрудняется развитие познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями (Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина) [51], [52].
Тормозится развитие игровой деятельности (Л.Г. Соловьева, Т.А. Ткаченко) [51], нарушаются формы межличностного взаимодействия (Ю.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова) [15].
Совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребёнка, поэтому одно из главных мест в коррекционно - логопедической работе занимает работа по обогащению, активизации, закреплении словаря. Уточнение, расширение словаря играет большую роль в развитии логического мышления.
Самыми существенными трудностями являются проблемы в освоении глагольных конструкций, потому что глагол - самая сложная и ёмкая грамматическая категория в русском языке. Следовательно, изучение глаголов является важным не только в плане лексико - грамматического оформления речи, но и в психологическом, физиологическом плане.
На настоящем этапе развития психологии и лингвистики наблюдается интерес исследователей к проблемам развития предикативной лексики, потому что она является одним из важных компонентов становления полноценной языковой личности (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев) [16], [57].
Глагол участвует в управлении другими словами. Будучи предикатом, ремой, глагол содержит информацию об основном смысле предложения или фразы, к нему как к единице предикативного ядра примыкает большая часть второстепенных членов, обслуживающих конструктивные потребности глагола. Конструктивная функция глагола распространяется на все высказывание или текст [46].
В связи с этим, исследование специфических особенностей формирования предикативной функции реи детей старшего дошкольного возраста и определение оптимальных путей логопедической работы по её формированию является актуальной проблемой нашего магистерского исследования.
Таким образом, анализ актуальности позволил сформулировать тему нашего исследования: формирование предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования - предикативная функция речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Цель исследования - определение оптимальных путей по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Гипотеза исследования: мы исходим из того, что коррекционная работа, направленная на одновременное развитие моторной и предикативной функции речи позволит наиболее эффективно преодолевать нарушения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой определились задачи исследования:
1. Провести анализ существующей научно - методической литературы по вопросам изучения и обучения детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Выявить особенности предикативной функции речи детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии на основе констатирующего эксперимента.
3. Разработать и апробировать содержательную часть логопедической работы по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
4. Оценить эффективность логопедической работы по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Методологической и теоретической основой нашего исследования являлись: представления о закономерностях речевого онтогенеза (А.Н.
Гвоздев) [16]; концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями (Т.Б. Филичева) [39].
Теоретическая значимость исследования: данное исследование позволяет выявить специфику формирования предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, позволяет углубить и расширить научные представления о характере нарушений предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, уточнить симптоматику речевого дефекта у данной категории детей.
Практическая значимость исследования: результаты работы могут быть применены в деятельности учителей - логопедов и воспитателей при планировании коррекционно - развивающей работы по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Предлагаемая нами логопедическая работа может быть рекомендована к применению в логопедической практике на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми, имеющими речевые нарушения.
Этапы работы:
1. Изучение и анализ существующей научно - методической литературы, постановка цели исследования, определение гипотезы и задач исследования.
2. Подготовка дидактических материалов и диагностических методик для проведения констатирующего эксперимента, определение уровня сформированности предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.
3. Определение оптимальных путей по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
4. Проведение констатирующего эксперимента.
5. Анализ полученных данных.
6. Определение содержания логопедической работы по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
7. Проведение контрольного эксперимента.
8. Формулирование выводов.
Экспериментальная база исследования: филиал МАДОУ «Детский сад № 39» - МАДОУ «Детский сад № 15» города Первоуральска. Контингент испытуемых представлен детьми старшего дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в количестве 20 человек.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав (теоретической и экспериментальной), включающие таблицы, заключение, список источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблемой формирования предикативной функции речи у детей с речевыми нарушениями занимались многие исследователи (Р.Е. Левина, Л.Н. Ефименкова [20], Л.Г. Парамонова [44], Н.С. Жукова [22], Т.Б. Филичева [56], Р.И. Лалаева [33], Н.В. Серебрякова [32] и др.).
У старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии отмечается ряд особенностей отличия в формировании глагольного словапредикативной функции речи, в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. А именно, ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. Ассоциации у детей с речевой патологией в большей степени, чем у детей с нормальным речевым развитием, носят немотивированный, случайный характер.
Таким образом, изучение формирования предикативной функции речи у детей с дизартрией и разработка методов её коррекции является актуальной проблемой в теории и практике логопедии.
Целью нашего исследования являлось изучение особенностей формирования предикативной функции речи у дошкольников с дизартрией и планирование содержания логопедической работы по её формированию у данной категории детей.
Для выявления особенностей развития предикативной функции речи старших дошкольников, мы использовали методические разработки Н.М. Трубниковой [56], О.Б. Иншаковой [26], В.П. Глухова [17], Р.И. Лалаевой [34].
Результаты обследования моторной сферы показали нам, что состояние общей моторики у детей данной категории отличается общей неловкостью, нарушением произвольных движений, не полным объемом и амплитудой движений, нарушением точности и правильности выполнения поз, переключаемости движений, страдает моторная память.
По результатам обследования речевых функций мы выяснили, что импрессивная речь недостаточна сформирована, активный словарный запас ограничен. Имеются аграмматизмы, связная речь развита недостаточно. По результатам обследования глагольного словаря мы можем сделать вывод о том, что у всех детей объём глагольного словаря ограничен. У всех детей отмечается нарушение звукопроизношения: преобладают антропофонический (искажение звука) и фонологический дефекты (замена и отсутствие звука).
Результаты обследования свидетельствовали о необходимости проведения коррекционной работы.
Исходя из результатов констатирующего эксперимента были определены следующие направления работы по формированию предикативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста:
III. Развитие неречевых функций: развитие моторики органов
артикуляционного аппарата, речевых кинестезий, пространственной ориентировки, зрительно - моторной координации.
IV. Развитие речевых функций:
1. Коррекция звукопроизношения, которая ведётся параллельно:
2. Активизация словаря (пассивного и активного);
3. Активизация словообразования;
4. Активизация словоизменения;
5. Развитие синонимии и антонимии;
6. Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи.
В заключение нашего исследования мы провели контрольный эксперимент, где выявили значительное повышение уровня
сформированности предикативной функции речи у детей, которые занимались по разработанной нами программе.
Таким образом, итоги контрольного эксперимента позволяют считать эффективной приведенную нами коррекционную работу, так как у всех детей контрольной группы наблюдались положительные результаты, что значительно улучшило состояние речи в целом.
На протяжении нашего исследования была разработана тема статьи на тему: «Особенности развития предикативной функции речи у старших дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии».


1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Аркин, А. Е. Дошкольный возраст [Текст] / А. Е. Аркин. - М. : Учпедгиз, 1948. - 336 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Псевдобульбарная дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 331 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 319 с.
6. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. Д. Барменкова ; МПГУ. - Москва, 1997. -182 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова, М. : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
8. Бессонова, Т. П. Дидактический материал по обследованию речи детей [Текст] / Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова. - М. : АРКТИ, 1997. - 64 с.
9. Борякова, Н. Ю. Логопедическая работа по формированию лексико¬грамматического строя [Текст] / Н. Ю. Борякова // Логопедия сегодня. - 2009. - № 3. - С. 48-53.
10. Борякова, Н. Ю. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников [Текст] / Н. Ю. Борякова, А. В. Соболева, В. В. Ткачева ; под ред. Т. Б. Филичевой - М. : Гном-Пресс, 2004. - 64 с.
11. Васильев, Л. М. Семантика русского глагола [Текст] / Л. М. Васильев. - М. : Просвещение, 1986. 23-36 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, - 2006. - 141 с.
13. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. для дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой, - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 703 с.
14. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
15. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ