Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе изобразительной деятельности

Работа №96864

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы103
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 9
1.1. Онтогенез словаря у детей в норме 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня 13
1.3. Характеристика словаря у дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня 16
1.4. Роль изобразительной деятельности в формировании лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО 27 РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Принципы и организация констатирующего эксперимента 27
2.2. Методика обследования словаря у дошкольников 29
2.3. Анализ результатов обследования словаря у дошкольников 31
2.4. Методика обследования изобразительной деятельности у
дошкольников 40
2.5. Анализ результатов обследования изобразительной деятельности у
дошкольников 41
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 49
3.1. Принципы и основные направления логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 49
3.2. Содержание логопедической работы по формированию лексики у
дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе изобразительной деятельности 52
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 101

Один из самых интересных видов продуктивной деятельности для детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность, которая включает в себя рисование, лепку и аппликацию. На занятиях по изобразительному искусству ребенок может выразить не только свое отношение к окружающему миру, но и свои впечатления и даже передать свои эмоции [43]. Изобразительное искусство имеет неоценимое значение для творческого развития ребёнка, в том числе и для дошкольников с ОНР III уровня.
В настоящее время родители и педагоги дошкольных организаций обращают свои усилия на познавательное развитие ребенка, занимаются его подготовкой к школе. При этом они очень часто забывают уделять внимание продуктивным видам деятельности. Изобразительное творчество имеет большое значение для развития личности и познавательной активности дошкольников. На занятиях по изобразительному творчеству у детей обогащается словарь: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений. Высказывания ребенка в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников однозначно положительно влияют на расширение словаря дошкольника. Рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка, писал Л. С. Выготский. Современные исследователи также подчеркивают связь изобразительной деятельности с развитием речи детей. Однако до сих пор остаются малоизученными механизмы, принципы влияния изобразительной деятельности на развитие детской речи. Возросло число детей с различными речевыми нарушениями, поэтому требуется создание новых средств и способов для их преодоления [10].
Нарушения речевого развития носят не только фонетический, но и лексический и грамматический характер. Постоянно увеличивается число детей с общим недоразвитием речи, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте.
Умственное воспитание ребенка связано с развитием речи. На занятиях по изобразительному творчеству дошкольников знакомят с новыми словами, словосочетаниями, значениями слов, учат понимать, различать и употреблять слова в активной речи. Ребенок знакомится с названиями предметов и действий, которые он производит с предметами, так же дошкольник может различать и употреблять слова, обозначающие внешние признаки предметов и действий [16,с.97].
Различные виды продуктивной деятельности благоприятны для формирования словаря, что при осуществлении которых легко можно создавать проблемные ситуации, способствующие проявлению речевой активности.
Анализ психолого-педагогической, научно-исследовательской и научно-методической литературы и практическая работа с детьми дошкольного возраста с ОНР позволил выявить следующие противоречия:
Между высокой значимостью проблемы формирования словаря ребенка с ограниченными возможностями здоровья и недостаточной изученностью изобразительной деятельности, как коррекционного средства обучения;
Проблема исследования состоит в том, что необходимо определить пути формирования словаря у дошкольников с ОНР III уровня на занятиях по изобразительному искусству.
Цель исследования - теоретически обосновать, разобрать и экспериментально проверить эффективность работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе изобразительной деятельности.
Объект исследования - уровень сформированности словаря и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в процессе изобразительной деятельности.
В основу исследования была положена гипотеза: вероятно, что формирование словаря у дошкольников с ОНР III уровня будет проходить эффективнее с использованием изобразительной деятельности для детей данной категории.
Задачи исследования:
1. Провести анализ существующей научно-методической литературы по вопросам изучения и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и взаимодействия развития речи и изобразительного творчества.
2. Выявить и описать уровень сформированности лексики и изобразительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, проанализировать полученные результаты.
3. Определить оптимальные и эффективные пути формирования лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня через изобразительную деятельность, определить эффективность проведенной работы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Л. С. Выготский, И.Т. Власенко, Н. И. Горелов, А. А. Леонтьев, А. Н. Леонтьев, Н. И. Жинкин и другие); о связи речи и изобразительной деятельности (В. П. Глухов, Т. С. Комарова, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.); о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных учреждениях (М. С. Певзнер, Т. А. Власова, У. В. Ульенкова, И. А. Цыпина).
Методы исследования:
1. Теоретические: аналитический обзор научно-методической, психологической, педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, анализ учебных пособий и методических материалов, разработка логопедической работы, качественный и количественный анализ полученных результатов.
2. Эмпирические: наблюдение (Приложение 1) за процессом изобразительной деятельности детей и анализ их рисунков, анализ речевых карт с целью отбора детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня для участия в эксперименте, коррекционно-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий, контрольные этапы логопедического эксперимента.
Этапы работы:
1. Изучение и анализ специальной литературы по данной теме, постановка цели исследования, определение противоречий, задач и гипотезы исследования (16.01.17 - 16.03.17);
2. Подготовка дидактических, наглядных материалов для проведения констатирующего эксперимента, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных количественных и качественных данных, определение оптимальных путей по формированию словаря и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня (12.05.17 - 29.06.17);
3. Проведение контрольного эксперимента, организация эффективной логопедической работы, анализ полученных качественных и количественных результатов, формулирование выводов (1.04.18 - 25.09.18).
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №384 «Изумрудный городок», город Екатеринбург, средняя группа «Лучики» № 12.
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка литературы (источников) и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое изучение и анализ проблемы исследования подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
Проблема формирования словаря у средних дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня актуальна и значима в настоящее время, так как от ее сформированности зависит и полнота познания окружающей действительности, и становление сознания, и развитие личности в целом. Особенно актуальной становится эта проблема по отношению к детям с общим недоразвитием речи. Эта группа детей составляет около 50% среди всех неуспевающих дошкольников, изучением данной категории детей занимались такие ученые, как Л. С. Выготский, Т. А. Власова, О. П. Гаврилушкина, В. И. Лубовский, Е. С. Слипович, Н. В. Серебрякова, У. В. Ульенкова и др.
Анализ литературных данных, а также результаты, полученные при проведении формирующего и контрольного эксперимента, позволили выявить специфические особенности словаря у средних дошкольников с общим недоразвитием речи. Они показали, что дети мало используют связную фразовую речь в процессе своей деятельности, испытывают трудности в составлении развернутых синтаксических конструкций. Для самостоятельных монологических высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны употребление преимущественно коротких фраз, ошибки в построении развернутых предложений, затруднения в выборе нужных лексем, нарушение смысловой организации высказываний, отсутствие связи между элементами сообщения.
На исходно-диагностическом этапе исследования мы определили уровень творческих способностей детей и уровень словарного запаса у средних дошкольников с ОНР III уровня, диагностика которых, показала средний и низкий уровни развития, что свидетельствует об актуальности разработанного нами логопедического проекта.
Сопоставив результаты дигностик по уровню сформированности словаря и уровню творческих умений у средних дошкольников с ОНР III уровня, мы сделали вывод о том, что есть прямая связь развития речи в процецессе изобразительной деятельности. Таким образом формирование словаря у детей среднего дошкольного возраста будет эффективным, если проводить логопедические занятия в процессе изобразительного искусства.
Был разработан комплекс комбинированных логопедических занятий и мероприятий, который направлен на формирование словарного запаса у детей с ОНР III уровня в дошкольном образовательном учреждении с помощью занятий по изобразительному творчеству.
Разработанный проект содержит методы и приемы, направленные на формирование словарного запаса (фантазирование, придумывание историй и сказок по своим работам, описание своих работ, анализ работ других ребят). Он способствует созданию творческого речевого продукта среднего дошкольника с ОНР III уровня через составление творческих рассказов, составление текстов сказочного содержания по своим рисункам.
Отсюда следует, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение и работа по формированию словарного запаса будет эффективна, если использовать методы и приемы, используемые на занятих по изобразительному искусству, в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Формирование словаря у детей с ОНР III уровня будет возможным только при условии большой логопедической работы, которая также должна способствовать расширению кругозора детей, обогащению их чувственного опыта, активизации мыслительной деятельности и развитию речи в целом.
Таким образом, гипотеза исследования, заключающая в том, что формирование словаря у дошкольников с ОНР III уровня будет проходить эффективнее с использованием изобразительной деятельности для детей данной категории, подтвердилась, и цель исследования достигнута.


1. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст [Текст] / Е. А. Аркин - М. : ГИТИС, 1948. - 334 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст] / А. Г. Арушанова - М. : Мозаика-синтез, 1999. - 276 с.
3. Бараменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей с общим недоразвитием речи [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. Д. Бараменкова ; Московский педагогический государственный университет им. В. И. Ленина - М. : 1995. - 177 с.
4. Веракса, А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве [Текст] / А. Н. Веракса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - М. : 2009. - 80 с.
5. Винарская, Е. Н. Ранее речевое развитие ребенка и проблема дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская - М. : Правда, 1987. - 189 с.
6. Волкова, Л. С. Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Л. С. Волкова - М. : ВЛАДОС, 2004. - 280 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия: учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений (5-е изд.) [Текст] / Л. С. Волкова. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 704 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Волкова, Л. С., Шаховская С. Н. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 678 с.
9. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст]/ Л. С. Выготский - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л. С. Развитие устной речи [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 1983. - 368 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] / Л. С. Выготский - М. : Педагогика, 1982. - 504 с.
13. Гаврина, С. Д. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать [Текст] / С. Д. Гаврина - Ярославль : Академия развития, 2007. - 95 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев - М. : Детство - пресс, 1961. - 472 с.
15. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию[Текст] / В. П. Глухов - М. : Академия, 1994. - 35 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ