Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование артикуляционной моторики в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией

Работа №96858

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
197
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУКЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДАЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенез формирования артикуляционной моторики и устной речи
у старших дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
дизартрией 15
1.3. Особенности формирования артикуляционной моторики и
произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Цели, задачи, принципы изучения моторной сферы у старших
дошкольников с дизартрией 28
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы 33
2.3. Анализ результатов обследования устной речи у старших
дошкольников с дизартрией 48
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 53
3.1. Цели, задачи, принципы организации логопедической работы по
формированию артикуляционной моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей с дизартрией 53
3.2. Содержание логопедической работы по артикуляционной моторики
и фонетико-фонематического недоразвития речи с дизартрией 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 90

Актуальность данной темы заключается в том, что речевая функция является одной из важнейших функций человека. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребёнка в целом, затруднено общение с окружающими, задерживается формирование познавательных процессов, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.
Для преодоления речевых нарушений наиболее благоприятным является дошкольный возраст. Один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и грамоты - это правильная речь.
Рост числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время отмечается неуклонным. В систематической коррекционной работе нуждаются дети с лёгкой степенью дизартрии, направленной на их общее развитие, развитие положительных свойств личности, максимальную поддержку и развитие общения, данной категории детей крайне важным является социальная адаптация. При логопедической работы преодоление недоразвития речи возможно лишь при наличии поэтапной и многоаспектной системы. При этом важным представляется принцип комплексного подхода, который позволяет увидеть то главное, что обеспечивает эффективность и успешность воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. На качественное решение задач образования и развития личности ребёнка является правильная логопедическая работа. В основе этого принципа лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательного процесса.
При создании вокруг ребёнка благоприятных условий, которые должны поддерживать логопед, воспитатели и родители, возможно полноценное развитие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоравливание всего организма в целом направлено на коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Такие авторы, как: Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина [20], Р. В. Лопатина [22], Р. И. Мартынова, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Т. Б. Филичева [35], М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина [35], Н. Х. Швачкин [39] и др., занимались вопросами фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников и спецификой его восприятия. В исследованиях многих авторов указывалась на связь между недостатками нарушениями фонематических процессов и звукопроизношения, то есть фонематического представлений, синтеза и анализа. Выделялась важная роль, которая играет в развитии фонематических функций и исправлений недостатков развития речи в целом, звукопроизношения, и формирования процессов письма и чтения.
Объект исследования - уровень сформированности моторики артикуляционного аппарата у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание логопедической работы у старших дошкольников по формированию моторики артикуляционного аппарата с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования - рассмотреть особенности и подходы к развитию артикуляционной моторики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить онтогенез артикуляционной моторики и фонетико -
фонематической стороной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности формирования артикуляционной моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии, в специальной литературе освещены достаточно полно (Е.Ф. Архипова, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Р. И. Мартынова, О. В. Правдина, Т. Е. Филичева и др.).
Основными симптомами дизартрии являются нарушение звукопроизношения, фонетических процессов, обусловленные нарушениями моторной сфера.
Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением.
Поэтому выявление и логопедическая коррекция этих нарушений является важной работой в дошкольный период у детей с дизартрией с целью профилактики нарушения письма и чтения.
Взаимодействие и взаимосвязь акустических и речедвигательных представлений о звуке обеспечивает последовательность развития
фонематических функций. Нарушения у детей с дизартрией этого взаимодействия, вследствие недостаточной деятельности речедвигательного анализатора препятствует полноценному формированию фонематических процессов фонематического восприятия, фонематических представлений, анализа и синтеза.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что проблема формирования фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии является актуальной для теории и практики логопедии. Из-за несформированности звукопроизношения, фонематических процессов ограничен процесс накопления словаря, затруднено овладением грамматическим строем речи. Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей с ФФНР легкой степенью дизартрии нарушены как речевые, так и неречевые функции. Таким образом, при планировании и проведении коррекционной работы следует учитывать все виды работ, направленные на развитие вышеперечисленных компонентов.
Проведенный обучающий эксперимент позволяет сделать вывод: эффективность коррекционной работы намного выше, если развитие речи сочетать и с развитием моторных функций ребёнка.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.


1. Архипова, Е. Ф. Коррекционная работа с детьми церебральным параличом. Доречевой период [Текст] : кн. для логопеда / Е. Ф. Архипова. - М. : Просвещение, 1989. - 76 с.
2. Бадаллян, Л. О. Детская невралгия [Текст] / Л. О. Бадалян - М. : Медицина, 1984. - 575 с.
3. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать [Текст] / А. С. Белкин. - М. : Просвещение, 1991. - 176 с.
4. Белкин, А. С. Технология развивающих занятий у детей младшего школьного возраста [Текст] : метод. рекоменд. ур. гос. пед. ун-т /
A. С. Белкин, И. С. Зимина, В. И. Яковлева. - Екатеринбург, 1995. - 48 с.
5. Белова-Давид, Р. А. Нарушение речи у дошкольников [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 1972. - 232 с.
6. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] /
B. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 91 с.
7. Бот, О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с задержкой речевого развития [Текст] / О. С. Бот // Обучение и воспитание детей с нарушением речи. - М. : 1982. - С.59-66.
8. Верясова ,Т. В. Раз, два, три, четыре, пять - вышли пальчики гулять [Текст] : уч. пособ. - Екатеринбург, 1996. - 96 с.
9. Выготский, Л. С. Мышления и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М.,
1996. - 415 с.
10. Дефектология [Текст] : словарь-справочник / авт.-сост.
C. С. Степанов ; под ред. Б. П. Пузанова. - М. : ТЦ СФЕРА, 2005. - 208 с.
11. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова. - М., 1985. - 110 с.
12. Жинкин, Н. И. Механизм речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
13. Жинкин, Н. И. Язык. Речь. Творчество [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Новый век, 1998. - 290 с.
14. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М., 1990. - 239 с.
15. Журба, Л. Т. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни [Текст] / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. - М., 1987. - 230 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] - 2 изд. /
O. Б. Иншакова.- М. : Владос, 2008. - 279 с.
17. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у
дошкольников [Текст] / Е. В. Колесникова. - М. : Гном и Д, 2000. - 96 с.
18. Кольцова, Н. М. Ребенок учиться говорить [Текст] /
Н. М. Кольцова. - М, 1979. - 160 с.
19. Левина, Р. Е. Воспитание правильной речи у детей [Текст] /
P. Е. Левина. - М, 1958. - 31 с.
20. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. - М. : Просвещение, 2001. - 400 с.
21. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой ; С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
22. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л. В. Лопатина. - М. : Союз, 2005. - 192 с.
23. Лопатина, Л. В. Научно-теоретические основы изучения фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией: Теоретический и прикладные проблемы обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб.,
1997. - 120 с.
24. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2001. - 192 с.
25. Лурия, А. Р. Двигательный анализатор [Текст] / А. Р. Лурия // Вопросы психологии. - 1956. - № 2. - С. 13-18.
26. Мастюкова, Е. М. Клиническая диагностика в оценке психомоторного развития и прогноза у детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова // Дефектология. - 1966. - № 5. - С. 3-7.
27. Методы обследования речи у детей [Текст] : пособ. по диаг. реч. наруш. / под ред. Г. В. Чиркиной, И. Г. Власенко. - 4-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
28. Мешкова, Л. В. Речь дошкольника и ее исправление [Текст] / Л. В. Мешкова. - М. : Просвещение, 1967. - 96 с.
29. Новоторцева, Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи. На звуки Ж - Ш [Текст] / Н. В. Новоторцева. - Ярославль : Академия развития : Академия Холдинг, 2003. - 64 с.
30. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология.
Монографический сборник [Текст] / Отв.ред. Л. И. Белякова. - М., 2005. - 228 с.
31. Соботович, Е. Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] / Е. Ф. Соботович. - М. : Просвещение, 1982. - 197 с.
32. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 20-26.
33. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал.гос.пед.ун-т, 1998. - 50 с.
34. Филичева, Т. Б. Основы дошкольной логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, О. С. Орлова, Т. В. Туманова . - М. : Эксмо, 2015. - 320 с.
35. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 200 с.
36. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2008. - 224 с.
37. Филичева, Т.Б. Психолого - педагогические основы коррекции ОНР у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева, Т. В. Чиркина // Дефектология. - 1983. - № 3. - С. 72-78.
38. Чиркина, Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1973. - № 4. - С. 45¬50.
39. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия в раннем возрасте [Текст] / Н. Х. Швачкин. - М., 1948. - 267 с.
40. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Просвещение, 1958. - 215 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ