Формирование артикуляционной моторики в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУКЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДАЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенез формирования артикуляционной моторики и устной речи
у старших дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
дизартрией 15
1.3. Особенности формирования артикуляционной моторики и
произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Цели, задачи, принципы изучения моторной сферы у старших
дошкольников с дизартрией 28
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы 33
2.3. Анализ результатов обследования устной речи у старших
дошкольников с дизартрией 48
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 53
3.1. Цели, задачи, принципы организации логопедической работы по
формированию артикуляционной моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей с дизартрией 53
3.2. Содержание логопедической работы по артикуляционной моторики
и фонетико-фонематического недоразвития речи с дизартрией 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 90
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АРТИКУКЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ В СТРУКТУРЕ ПРЕОДАЛЕНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1. Онтогенез формирования артикуляционной моторики и устной речи
у старших дошкольников 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
дизартрией 15
1.3. Особенности формирования артикуляционной моторики и
произносительной стороны речи у старших дошкольников с дизартрией 20
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Цели, задачи, принципы изучения моторной сферы у старших
дошкольников с дизартрией 28
2.2. Анализ результатов обследования моторной сферы 33
2.3. Анализ результатов обследования устной речи у старших
дошкольников с дизартрией 48
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ МОТОРИКИ СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 53
3.1. Цели, задачи, принципы организации логопедической работы по
формированию артикуляционной моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи у детей с дизартрией 53
3.2. Содержание логопедической работы по артикуляционной моторики
и фонетико-фонематического недоразвития речи с дизартрией 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 84
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 13 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 14 90
Актуальность данной темы заключается в том, что речевая функция является одной из важнейших функций человека. Нарушения речи отрицательно влияют на развитие ребёнка в целом, затруднено общение с окружающими, задерживается формирование познавательных процессов, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности.
Для преодоления речевых нарушений наиболее благоприятным является дошкольный возраст. Один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и грамоты - это правильная речь.
Рост числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время отмечается неуклонным. В систематической коррекционной работе нуждаются дети с лёгкой степенью дизартрии, направленной на их общее развитие, развитие положительных свойств личности, максимальную поддержку и развитие общения, данной категории детей крайне важным является социальная адаптация. При логопедической работы преодоление недоразвития речи возможно лишь при наличии поэтапной и многоаспектной системы. При этом важным представляется принцип комплексного подхода, который позволяет увидеть то главное, что обеспечивает эффективность и успешность воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. На качественное решение задач образования и развития личности ребёнка является правильная логопедическая работа. В основе этого принципа лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательного процесса.
При создании вокруг ребёнка благоприятных условий, которые должны поддерживать логопед, воспитатели и родители, возможно полноценное развитие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоравливание всего организма в целом направлено на коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Такие авторы, как: Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина [20], Р. В. Лопатина [22], Р. И. Мартынова, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Т. Б. Филичева [35], М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина [35], Н. Х. Швачкин [39] и др., занимались вопросами фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников и спецификой его восприятия. В исследованиях многих авторов указывалась на связь между недостатками нарушениями фонематических процессов и звукопроизношения, то есть фонематического представлений, синтеза и анализа. Выделялась важная роль, которая играет в развитии фонематических функций и исправлений недостатков развития речи в целом, звукопроизношения, и формирования процессов письма и чтения.
Объект исследования - уровень сформированности моторики артикуляционного аппарата у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание логопедической работы у старших дошкольников по формированию моторики артикуляционного аппарата с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования - рассмотреть особенности и подходы к развитию артикуляционной моторики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить онтогенез артикуляционной моторики и фонетико -
фонематической стороной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности формирования артикуляционной моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Для преодоления речевых нарушений наиболее благоприятным является дошкольный возраст. Один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залог успешного освоения чтения и грамоты - это правильная речь.
Рост числа детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи в настоящее время отмечается неуклонным. В систематической коррекционной работе нуждаются дети с лёгкой степенью дизартрии, направленной на их общее развитие, развитие положительных свойств личности, максимальную поддержку и развитие общения, данной категории детей крайне важным является социальная адаптация. При логопедической работы преодоление недоразвития речи возможно лишь при наличии поэтапной и многоаспектной системы. При этом важным представляется принцип комплексного подхода, который позволяет увидеть то главное, что обеспечивает эффективность и успешность воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. На качественное решение задач образования и развития личности ребёнка является правильная логопедическая работа. В основе этого принципа лежат идеи единства, целостности, неразрывности образовательного процесса.
При создании вокруг ребёнка благоприятных условий, которые должны поддерживать логопед, воспитатели и родители, возможно полноценное развитие детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Развитие сенсомоторной сферы, психических процессов, воспитание личности ребёнка и оздоравливание всего организма в целом направлено на коррекционную работу с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Учитывая индивидуальные особенности каждого ребёнка с нарушениями речи, специалисты намечают единый комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Такие авторы, как: Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина [20], Р. В. Лопатина [22], Р. И. Мартынова, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, Ф. Ф. Рау, Т. Б. Филичева [35], М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина [35], Н. Х. Швачкин [39] и др., занимались вопросами фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников и спецификой его восприятия. В исследованиях многих авторов указывалась на связь между недостатками нарушениями фонематических процессов и звукопроизношения, то есть фонематического представлений, синтеза и анализа. Выделялась важная роль, которая играет в развитии фонематических функций и исправлений недостатков развития речи в целом, звукопроизношения, и формирования процессов письма и чтения.
Объект исследования - уровень сформированности моторики артикуляционного аппарата у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Предмет исследования - содержание логопедической работы у старших дошкольников по формированию моторики артикуляционного аппарата с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Цель исследования - рассмотреть особенности и подходы к развитию артикуляционной моторики и фонематических процессов у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1. Изучить онтогенез артикуляционной моторики и фонетико -
фонематической стороной речи у детей старшего дошкольного возраста.
2. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Выявить особенности формирования артикуляционной моторики у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии, в специальной литературе освещены достаточно полно (Е.Ф. Архипова, Н. И. Жинкин, А. Р. Лурия, Р. И. Мартынова, О. В. Правдина, Т. Е. Филичева и др.).
Основными симптомами дизартрии являются нарушение звукопроизношения, фонетических процессов, обусловленные нарушениями моторной сфера.
Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением.
Поэтому выявление и логопедическая коррекция этих нарушений является важной работой в дошкольный период у детей с дизартрией с целью профилактики нарушения письма и чтения.
Взаимодействие и взаимосвязь акустических и речедвигательных представлений о звуке обеспечивает последовательность развития
фонематических функций. Нарушения у детей с дизартрией этого взаимодействия, вследствие недостаточной деятельности речедвигательного анализатора препятствует полноценному формированию фонематических процессов фонематического восприятия, фонематических представлений, анализа и синтеза.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что проблема формирования фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии является актуальной для теории и практики логопедии. Из-за несформированности звукопроизношения, фонематических процессов ограничен процесс накопления словаря, затруднено овладением грамматическим строем речи. Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей с ФФНР легкой степенью дизартрии нарушены как речевые, так и неречевые функции. Таким образом, при планировании и проведении коррекционной работы следует учитывать все виды работ, направленные на развитие вышеперечисленных компонентов.
Проведенный обучающий эксперимент позволяет сделать вывод: эффективность коррекционной работы намного выше, если развитие речи сочетать и с развитием моторных функций ребёнка.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Основными симптомами дизартрии являются нарушение звукопроизношения, фонетических процессов, обусловленные нарушениями моторной сфера.
Вместе с тем, фонетико-фонематические процессы звукопроизношение, фонематический слух, фонематическое восприятие являются важными в процессе овладения ребенком письмом и чтением.
Поэтому выявление и логопедическая коррекция этих нарушений является важной работой в дошкольный период у детей с дизартрией с целью профилактики нарушения письма и чтения.
Взаимодействие и взаимосвязь акустических и речедвигательных представлений о звуке обеспечивает последовательность развития
фонематических функций. Нарушения у детей с дизартрией этого взаимодействия, вследствие недостаточной деятельности речедвигательного анализатора препятствует полноценному формированию фонематических процессов фонематического восприятия, фонематических представлений, анализа и синтеза.
Результаты констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что проблема формирования фонематических процессов у детей с легкой степенью дизартрии является актуальной для теории и практики логопедии. Из-за несформированности звукопроизношения, фонематических процессов ограничен процесс накопления словаря, затруднено овладением грамматическим строем речи. Данные констатирующего эксперимента позволили сделать вывод о том, что у детей с ФФНР легкой степенью дизартрии нарушены как речевые, так и неречевые функции. Таким образом, при планировании и проведении коррекционной работы следует учитывать все виды работ, направленные на развитие вышеперечисленных компонентов.
Проведенный обучающий эксперимент позволяет сделать вывод: эффективность коррекционной работы намного выше, если развитие речи сочетать и с развитием моторных функций ребёнка.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи выполнены.
Подобные работы
- Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях логопункта
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений звукопроизношений у старших дошкольников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления
фонетико-фонематического недоразвития речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений звукопроизношений у старших дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - Логопедические технологии формирования моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с дизартрией
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с лёгкой степенью дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2019 - Логопедическая работа по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по устранению фонетико-фонематического
недоразвития речи у старших дошкольников с легкой степенью
дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логоритмических занятиях
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



