Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование лексики у детей с синдромом Дауна

Работа №96853

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы121
Год сдачи2019
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 6
1.1. Закономерности развития лексики у детей в норме 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с синдромом
Дауна 16
1.3. Особенности формирования лексики у детей с синдромом Дауна
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Принципы и организация констатирующего эксперимента 30
2.2. Методика обследования словаря у детей с синдромом Дауна 32
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА 53
3.1. Теоретическое обоснование формирования лексики у детей с
синдромом Дауна 53
3.2. Логопедическая работа по формированию словаря у детей с
синдромом Дауна 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Важнейшим показателем всестороннего и полноценного развития ребенка является речь и сам процесс овладение речью. Возможности познания окружающего мира и общения с окружающей действительностью зависят от богатства и правильности речи ребенка. Поэтому так важно предупреждать и исправлять различные нарушения с целью своевременного формирования речи детей, чистоты и правильности высказываний.
Серьезные сложности в освоении речи испытывают дети с синдромом Дауна. Их отличительная особенность заключается в том, что они лучше воспринимают речь, нежели говорят сами. Отсутствие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики у них определяется следующими характеристиками развития: отсутствие инициативы в общении с взрослым, игнорирование или отказ от совместных действий, трудности в адаптации в новых условиях, неустойчивый зрительный контакт, слабое подражание действиям взрослого, активная речь выражена простыми вокализациями и элементарной фразовой речью.
Специфические отклонения в развитии внимания, памяти и нарушение слуха приводят к несформированности всех компонентов языковой системы ребенка с синдромом Дауна.
Важнейшим условием развития детей с синдромом Дауна является их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Кроме того, дети с синдромом Дауна нередко обладают личностными особенностями, осложняющими их обучение и воспитание: негативизм, агрессивность, раздражительность, капризность, пассивность.
Стимулирование речевой активности и развитие словарного запаса является одним из важнейших процессов для побуждения речи таких детей.
Анализом развития лексической стороны речи занимались такие ученые как Л.С. Выготский [7, 8], В.К. Воробьева [6], Д.Б. Эльконин [52], С.Н. Карпова [18], Г.И. Лалаева [27], А.А. Леонтьев [22], Л.В. Лопатина [24], Е.Ф. Соботович [35], Ф.А. Сохин [32], А. М. Шахнарович [49, 50].
Изучению детей с синдромом Дауна посвящен ряд исследований Д.А. Дивенни [12], Л. Кумин [20], П.Л. Жиянова [14], Т.П. Есипова [19], Т.П. Медведева [26]. Автор Либби Кумин [20] описывал в своих работах особенности навыков общения у детей с синдромом Дауна. Обращаясь к родителям американский специалист представляет картину последовательного формирования этих навыков, отмечает характерные трудности в освоении речи таких детей. Стоит отметить, что исследования в области развития речи у детей с синдромом Дауна в России практически отсутствуют.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной разработанностью этой проблемы и ее значимостью для успешности обучения и социализации детей с синдромом Дауна.
Объектом исследования является уровень сформированности словаря у детей с синдромом Дауна.
Предметом исследования является содержание логопедической работы по формированию словаря у детей с синдромом Дауна.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка, теоретическое обоснование и апробация логопедической работы по формированию словаря у детей с синдромом Дауна.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1) Изучить и проанализировать литературу по теме, выявить особенности лексического развития детей с синдромом Дауна;
2) Подобрать диагностические методики для выявления особенностей лексической стороны речи у детей с синдромом Дауна, провести констатирующий эксперимент, проанализировать его результаты
3) Разработать и апробировать систему логопедической работы по формированию словаря у детей с синдромом Дауна, произвести сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение за педагогическим процессом, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования, статистическая обработка полученных материалов.
База исследования: культурно-образовательный и психолого-логопедический центр «Кристаллик», г. Екатеринбург. В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с синдромом Дауна.
Диагностический инструментарий: методические рекомендации Н.М. Трубниковой [37]; методика исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой [27].
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы определяется установлением особенностей овладения пассивным и активным словарем детьми с синдромом Дауна и необходимостью получения углубленного представления о стимулировании речи с помощью различных методов коррекции.
Практическая значимость заключается в возможности использования материалов исследования для коррекционно-логопедической работы с детьми с синдромом Дауна.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
В первой главе представлен анализ теоретических источников по проблеме формирования лексики у детей с синдромом Дауна.
Во второй главе проведен констатирующий эксперимент, который выявил проблемы изучения и преодоления нарушений пассивного и активного словаря у детей с синдромом Дауна.
В третьей главе определены основные направления и задачи логопедической работы по формированию словаря у детей с синдромом Дауна.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведенного анализа психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме формирования лексики у детей с синдромом Дауна были сделаны следующие выводы.
Процесс формирования лексического строя речи у детей в норме достаточно хорошо изучен, но остается не полностью охваченным вопрос формирования лексической стороны речи у детей с синдром Дауна.
Теоретическое изучение проблемы овладения лексикой позволяет говорить об определенной общности речевого развития детей с синдромом Дауна и детей в норме. Но дети с синдромом Дауна и нормальные дети проходят основные стадии речевого развития в разные возрастные сроки и речь детей с синдромом Дауна, развиваясь аномально, имеет ряд существенных отклонений.
Наряду с бедностью словарного запаса, у детей с синдромом Дауна формируется неточность употребления слов, пассивный словарь преобладает над активным словарем, возникают трудности активизации слов в активный словарь, отсутствует понимание структуры значения слова. Следует заметить, что низкий уровень развития словарного запаса создает трудности при общении таких детей с окружающими его детьми и взрослыми. Понимание обращенной речи к ним развивается раньше, чем умение говорить. Это в свою очередь ведет к трудностям социальной адаптации в обществе.
В процессе исследования был проведен констатирующий эксперимент.
Эксперимент был реализован с помощью методических рекомендаций Н.М. Трубниковой и методики исследования лексики Н.В. Серебряковой, Л.С. Соломоховой.
Цель исследования: выявление нарушений в формировании словаря у детей с синдромом Дауна.
В исследовании участвовало 10 детей в возрасте 6-7 лет с синдромом Дауна. Важно отметить, что все обследуемые дети уже несколько лет посещают культурно-образовательного и психолого-логопедического центра «Кристаллик» и получают квалифицированную помощь специалистов - психологов и логопедов.
По результатам констатирующего эксперимента были сделаны следующие выводы:
1) Трудности вызвали все этапы обследования. Дети не всегда с первого раза понимали задание, отвлекались на посторонние предметы, звуки. Часто приходилось оказывать помощь, выделяя значимые слова задания интонацией. Ни один ребенок самостоятельно не справился с предложенными заданиями полностью.
2) Пассивный словарь детей с синдромом Дауна развит на среднем уровне. Следует отметить, что, имея минимальный пассивный словарь, дети пользуются им весьма неохотно, при ответах на вопросы долго думают, оживляются на игровую ситуацию, не вникая в суть вопроса, часто отвлекаются.
3) Активный словарь детей с синдромом Дауна ограничен, беден и находится на низком уровне. Ошибки детей в основном связаны с непониманием значения слова, заторможенностью звуковых ассоциативных связей слова. Отрицательный результат на данном этапе обследования подтверждает слабое развитие активного словаря детей, их неумение подбирать признаки предметов, рассказывать о заданном предмете.
Таким образом, анализ активного и пассивного словаря детей с синдромом Дауна показал:
- пассивный словарь преобладает над активным словарем;
- активный словарь детей беден и ограничен, что подтверждает необходимость в проведении логопедических занятий, направленных на развитие словарного запаса.
Анализ литературы и результатов констатирующего эксперимента позволил определить направления логопедической работы по формированию словаря (пассивного и активного) у детей с синдромом Дауна.
Логопедическая работа по формированию словаря у детей с синдромом Дауна основывалась на элементах различных методик, предлагаемых В.К. Воробьевой, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой и Т.Б. Филичевой.
Разработка планов коррекции и организация логопедической работы осуществлялась в процессе прохождения преддипломной практики в сроки с 15.01.2018 г. по 03.03.2018 г.
Основой составления плана коррекционных мероприятий являлось обоснованное предположение о том, что предметная и игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка с синдромом Дауна на протяжения всего периода взросления.
Индивидуальное планирование осуществлялось поэтапно и включало следующие направления:
1) Развитие моторной сферы и понимание речи с помощью такого средства стимулирования речевой активности как сказка.
2) Стимуляция общения, формирование новых слов и соотнесение их с предметной деятельностью при помощи дидактических игр.
План логопедической работы включал:
1) Фронтальные занятия по тематике «Сказки». Было реализовано четыре варианта фронтальных занятий, в которые были включены сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и «Теремок».
2) Дидактические настольно-печатные игры «Ходилки-говорилки»: «Я - человек» - лексическая тема: «Человек. Части тела», «Что растет на грядке?» - лексическая тема: «Овощи», «На прогулку» - лексические темы: «Одежда. Времена года» и «Кто в лесу живет?» - лексическая тема: «Дикие животные и их детеныши».
Каждая сказка и разработанная игра может усложняться, наращиваться новым дидактическим материалом. В игре можно использовать дополнительные карточки, фишки, разнообразить игру подвижными элементами, пальчиковыми играми, чтением стихов, скороговорок и др.
Дидактические настольно-печатные игры «Ходилки-говорилки» можно использовать не только для развития и обогащения словаря, но и для коррекции звукопроизношения на этапе автоматизации звука и для формирования грамматического строя речи.
Контрольный эксперимент и анализ его результатов был проведен для оценки эффективности логопедической работы по формированию лексики у детей с синдромом Дауна.
При проведении контрольного эксперимента были использованы методические рекомендации Н.М. Трубниковой, включающие два блока: «Обследование понимания речи» (понимание номинативной стороны речи и понимания предложений) и «Обследование активного словаря».
Методические рекомендации Н.М. Трубниковой были применены в связи с ограничениями во времени в процессе контрольного эксперимента, а также в связи с тем, что при проведении констатирующего эксперимента дети с синдромом Дауна быстро уставали, теряли интерес к заданиям и часто отказывались отвечать на вопросы. Это приводило к серьезным временным задержкам и перерывам в процессе работы с детьми. Параметры оценки остались прежними.
По результатам обследования понимания речи (пассивный словарь) на этапе контрольного эксперимента, можно сделать следующие выводы:
1) Дети с синдромом Дауна улучшили показатели понимания номинативной стороны речи - 6 детей из 10 имеют процент правильного выполнения предъявляемых проб более 90%;
2) Улучшился уровень понимания предложений - 5 детей из 10 соответствуют среднему уровню.
Результаты контрольного эксперимента показали улучшение процесса формирования активного словаря у всех детей. В первую очередь это связано с проведение логопедической работы по формирования лексики.
Положительное влияние оказали занятие с дидактическими настольно-печатными играми, которые расшили словарный запас детей с синдромом Дауна по темам: «Овощи», «Дикие животные и их детеныши», а также «Времена года».
В то же время хотелось бы отметить проблемы в формировании лексики:
1) в пассивном словаре трудность вызывает самостоятельный подбор наиболее подходящих по смыслу слов, исправление предложений и выявление причинно-следственных связей.
2) в активном словаре вызывают серьезные затруднения и непонимание детей слова, обозначающие действия, образованные приставочным способом, а также подбор слов с противоположным значением и синонимов. Аналогичная ситуация по подбору однокоренных слов.
Таким образом, проведенная логопедическая работа по формированию лексики у детей с синдромом Дауна положительно повлияла на словарный запас детей, но в то же время следует продолжать активные и систематические занятия с целью достижения лучших результатов.



1. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е. А. Аркин. - М. : Владос, 2013. - 233 с.
2. Арушанова, А. Г. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении [Текст] / А. Г. Арушанова, Е. С. Рычагова, К. Я. Сигал и др. - М. : Ключ-С, 2014. - 341 с.
3. Бабаян, В. В. Состояние здоровья детей с синдромом Дауна [Текст] / В. В. Бабаян // Рос. Вестн. Перинатологии и педиатрии. - 2016. - № 1. - С. 24¬28.
4. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 2012. - 260 с.
5. Белякова, Л. И. Заикание [Текст] : учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. — М. : В. Секачев, 1998. - 304 с.
6. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова. - СПб. : Библиополис, 2014. - 190 с.
7. Воробьева, В. К. Методика развития речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] : учеб. пособие. / В. К. Воробьева. - М. : Астрель ; Транзиткнига. 2006. - 158 с.
8. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 126 с.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 2009. - 352 с.
10. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2011. - 160 с.
11. Грибина, Г. А. Методы развития мелкой моторики у детей с синдромом Дауна [Электронный ресурс] / Г. А. Грибина, Е. Л. Ермолаева, Е. С. Илюшина, Л. А. Федосеева // Современные научные исследования и инновации. - 2017. - № 6. - URL : http://web.snauka.ru/issues/2017/06/83364(дата обращения: 23.09.2018).
12. Дивенни, Д. А. Люди с синдромом Дауна [Электронный ресурс] / Д. А. Дивенни. - URL : https://downsideup.org/ru/pravilnaya-terminologiya(дата обращения: 20.10.2018).
13. Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] / М. Б. Елисеева. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 143 с.
14. Жиянова, П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна [Текст] : метод. пособие / П. Л. Жиянова. - М. : Даунсайд Ап, 2002. - 197 с.
15. Заводчиков, О. Индивидуальный подход к развитию речи детей [Текст] / О. Заводчиков // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 21-25.
16. Ипполитова, М. В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом [Текст] / М. В. Ипполитова, Е. М. Мастюкова. - М. : Академия, 2015. - 180 с.
17. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1995. - 190 с.
18. Карпова, С. Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками [Текст] / С.Н. Карпова. - М. : МГУ, 1967. - 329 с.
19. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна раннего возраста [Текст] : рекомендации для родителей / авт.-сост. Т. П. Есипова, Е. А. Кобякова, А. В. Мерковская. - Новосибирск : ГООИ «Общество «ДАУН СИНДРОМ», 2014. - 36 с.
20. Кумин, Л. Дети с синдромом Дауна: их особенности, влияющие на развитие речи (Ч.1) [Электронный ресурс] / под ред. Н. Баженовой; перевод и реферирование О. Лисенковой. - URL : http://pedlib.ru/Books/5/0388/5_0388- 13.shtml(дата обращения: 18.09.2018).
21. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е.
Левина. - М. : Альянс, 2013. - 367 с.
22. Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : НПО «МОДЭК», 2011. - 448 с.
23. Логопедия. Методическое наследие [Текст] : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. - 304 с.
24. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - 192 с.
25. Лубовский, В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Лубовский. - М. : Синтез, 2008. - 190 с.
26. Медведева, Т. П. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна [Текст] : пособие для родителей / Т. П. Медведева. - М. : Монолит, 2007. - 80 с.
27. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. - М. : Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 303 с.
28. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009. - 460 с.
29. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007. - 400 с.
30. Поле, Е. В. Синдром Дауна. Факты [Текст] : учеб. пособие / Е. В. Поле. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 180 с.
31. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. / О. В. Правдина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1973. - 272 с.
32. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф.А. Сохина, изд. 3-е, испр. и доп. - М. : Просвещение, 1984. - 225 с.
33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2002. - 712 с.
34. Смирнова, Е. О. Психология ребенка [Текст] : учеб. для
педагогических училищ и вузов. - М. : Юнити-Дана, 2007. - 215 с.
35. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его
коррекции [Текст] : учеб. пособие для студентов. - М. : Классика Стиль, 2003. - 160 с.
36. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] / Е. И. Тихеева ; под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Педагогика, 1981. - 111 с.
37. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учеб.-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург : Урал. Гос. пед. Ун-т, 2005. - 280 с.
38. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития [Текст] : лекции 5-8. / О. С. Ушакова. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2010. - 80 с.
39. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. / О. С. Ущакова, Е. М. Струнина. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 288 с.
40. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 2013. - 232 с.
41 Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : Гном-Пресс, 2009. - 290 с.
42. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника [Текст] : метод. пособие / Т. Б. Филичева, А. Р. Соболева. - Екатеринбург : Изд-во «АРГО», 2006. - 80 с.
43. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: практикум по логопедии [Текст] : учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989. - 239 с.
44. Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] : книга для преподавателей и студентов пед. Вузов / М. Е. Хватцев ; под науч. Ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 2009. - 390 с.
45. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2009. - 720 с.
46. Цветков, В. О. Интегрированный подход к социализации семей с синдромом Дауна [Текст] / В. О. Цветков // Детская и подростковая реабилитация. - 2010. - № 2. - С. 16-21.
47. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / С. Н. Цейтлин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
48. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 360 с.
49. Шахнарович, А. М. Избранные статьи [Текст] / А. М. Шахнарович // Проблемы экспериментальной лингвистики и онтогенеза речи: К 60-летию А.М. Шахнаровича. - М.: Гуманитарий, 2004. - С. 9-42.
50. Шахнарович, А. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. Психолингвистические проблемы овладения общением в онтогенезе [Текст] / А. М. Шахнарович Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов. - 2-е изд. - М. : КД «ЛИБРО-КОМ», 2009. - 480 с..
51. Швачкин, Н. Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : хрестоматия
/ сост. К. Ф. Седова. - М. : Лабиринт, 2016. - 330 с.
52. Эльконин, Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. - М. : ИНТОР, 2008. - 112 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ