ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙКАРЬЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 8
1.1. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 8
1.2. ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 16
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20
2.2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОЙ
ШКОЛЕ ИСКУССТВ № 7 ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 29
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ № 7 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
Глобальные тенденции развития государства и общества в настоящее время доказывают, что одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи как социальной группе.
Молодежь является наиболее восприимчивой и мобильной частью российского общества. Следовательно, новые вызовы, связанные с глобальными изменениями в мире, новые цели социально-экономического развития страны, требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики [4]. Такие цели определены в концептуальном нормативно-правовом акте, которым являются «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.
Отсутствие жизненного опыта, несформированность нравственных ориентиров приводят к появлению таких явлений как:
- деструктивное информационное влияние, следствием которого может стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, социальное напряжение в обществе [4];
- проблемы жизненных перспектив молодого поколения, куда входит проблема образования, начала трудовой деятельности, формирования семьи, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей, статуса;
- безработица, мотивация выбора профессии склоняется не к выбору в зависимости от склонностей, интересов и способностей, а к выбору уровня заработной платы;
- криминализация молодежной среды, массовое распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма объясняется стремлением ухода молодых людей от жизненных реалий в иллюзорный мир.
Поэтому проблема личностно-нравственного развития, профессионального самоопределения молодежи и выделение ее в число актуальнейших проблем развития российского государства явилась результатом возникновения того, что молодежь не всегда готова использовать стартовые возможности при получении профессионального образования, к преобразованию общественных процессов, не адаптирована во всех сферах жизнедеятельности.
Данная проблема является в настоящее время одной из самых актуальных как для общества в целом, так и для конкретного молодого человека.
В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами становятся инициативность, креативность, готовность выбирать свою дальнейшую траекторию развития, ответственность [50, С. 64].
Формированию и развитию таких качеств способствует, в том числе, система дополнительного образования, которая является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения молодых людей [50, С. 64].
Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации. В настоящее время в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ отмечается, что «...образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...» [1], где «.воспитание - деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося.» [1]. Таким образом, целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие, использование новых технологий, направленных на культурно-нравственное становление личности в современном обществе.
Личностно-нравственное развитие человека начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету принимает школа и дополнительное образование.
Для успешного целостного развития необходимо учить молодых людей вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому актуальным является вопрос о возможности управления данным процессом в условиях дополнительного образования с использованием проектных технологий.
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Одним из эффективных способов педагогического обеспечения такого развития являются проектные технологии.
Кроме того, на современном этапе в обществе назрела потребность в квалифицированных кадрах творческих специальностей, а в школах искусств наблюдается отсутствие системной работы по организации проектнойдеятельности, которая способствует успешному развитию, ранней профессиональной ориентации обучающихся.
Поэтому тема «Проектная деятельность в системе дополнительного образования» является в настоящее время актуальной.
В отечественной и зарубежной науке проблемой проекта и проектирования занимались такие авторы как ДЖ. К. Джонс, К.М. Кантор, Н.Г. Алексеев, Л.И. Гурье, Н.П. Сибирская. Они дают определение понятия проекта и проектирования.
Проблема педагогического проектирования, его этапы рассматриваются Л.В. Байбородовой, М.И. Рожковым, М.М. Поташником, А.М. Моисеевой.
Этапы проектирования выделяются на основе определения этой деятельности в работах таких авторов как Е.С. Заир-Бек, В.Р. Имакаев, Т.И. Шамова.
Объект исследования: проектная деятельность организации
дополнительного образования детей и взрослых, реализующей дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусства.
Предмет исследования: организация проектной деятельности детской школы искусств.
Цель исследования: проанализировать работу по организации проектной деятельности в детской школе искусств как фактора личностно-нравственного развития молодых людей.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических, нормативных основ с целью определения функций учреждений дополнительного образования.
2. Анализ опыта работы по использованию проектных технологий в организации дополнительного образования как условие личностно-нравственного развития молодых людей.
Гипотеза: успешное личностно-нравственное развитие обучающихся организации дополнительного образования будет эффективнее при системном использовании проектной деятельности.
Методы исследования: эмпирические - наблюдение, сравнение, анализ документов, теоретические - формализации, анализ литературы по социологии, педагогике, менеджменту, дедуктивный метод, общелогические - обобщение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
В первой главе рассматривается понятие проекта и проектной деятельности, выделяются основания для классификации проектов, выделяются виды проектов и этапы проектной деятельности.
Во второй главе проводится анализ системы дополнительного образования в Российской Федерации в целом, а также анализируется система дополнительного образования в области искусства в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Анализируется состояние проектной деятельности детских школ искусств на примере муниципального бюджетного учреждения культуры дополнительного образования «Детская школа искусств № 7», рассматривается опыт организации проектной
деятельности на примере летнего творческого объединения как формы организации летнего досуга.
Результаты исследования показали необходимость системной работы детской школы искусств в проектной форме, так как это приводит к положительным социальным эффектам личностно-нравственного развития воспитанников.
Прежде всего, это проявляется в формировании навыков культуры общения, коллективизма, интеллектуальной готовности к коммуникации. Во- вторых, это мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, негативного поведения. В-третьих, активизация познавательной самостоятельности, в получении, расширении и углублении знаний в различных областях жизнедеятельности, в том числе в области культуры и искусства. Использование проектных технологий в организации образовательной, культурно-досуговой составляющих детской школы искусств позволяют развивать коммуникативную культуру, родители обеспечивают интерес ребенка, поддерживают детскую инициативу, школа в целом поддерживает собственный имидж и повышает качество предоставления услуг дополнительного образования, уровень образования и культуры.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что успешное личностно-нравственное развитие обучающихся организации дополнительного образования будет эффективнее при системном использовании проектной деятельности.
Ставив целью исследования проанализировать работу по организации проектной деятельности в детской школе искусств как фактора личностно-нравственного развития молодых людей, нам удалось:
- изучить теоретические, нормативные основы с целью определения функций учреждений дополнительного образования;
- проанализировать опыт работы по использованию проектных технологий в организации дополнительного образования как условие личностно-нравственного развития молодых людей.
Данная деятельность позволила выявить социальные эффекты успешного использования проектных технологий в деятельности детских школ искусств как условие личностно-нравственного развития молодежи.
Достоверность любого исследования в значительной степени
определяется методами, которые были использованы для его проведения.
В ходе работы над исследованием был осуществлен анализ документов, были проанализированы интернет-сайты образовательных организаций дополнительного образования и представленная на них информация. Нас интересовала наличие или отсутствие системной проектной деятельности. Анализ показал, что большая часть организаций дополнительного образования в сфере искусства в большей степени принимают участие в проектах, организованных Управлением культуры города Екатеринбурга. Ряд образовательных организаций используют в своей деятельности проектные формы организации творческой, образовательной и социокультурной деятельности. Эти образовательные организации имеют прочные позиции и позволяют создавать условия личностно-нравственного развития молодых людей средствами художественного образования.
Кроме того, был разработан и реализован проект летнего творческого объединения «Музыка, движение, интеграция» на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры дополнительного образования «Детская школа искусств № 7». В ходе реализации данного проекта проведено социологическое исследование в форме раздаточного анкетирования для воспитанников и их родителей (законных представителей). На основе сбора первичной информации сделаны выводы о востребованности и качестве организации и реализации вышеназванного проекта, определены социальные эффекты.
Данная работа не претендует на полное и окончательное решение проблемы использования проектных технологий в деятельности организации дополнительного образования в сфере искусства. В ней рассмотрен лишь один из возможных подходов в решении актуальной практической задачи.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» № 240 от 29.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41954
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. URL: http: //static. government. ru/
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403¬р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http: //rg. ru/2014/12/08/molodej-site-dok. html
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства" [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/sZ1Pt6qoNGaXsiXVpTXlSJc3svtwE2HE.p df
6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Одобрена коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 г. [Текст] // Внешкольник. - 2004. - №12. - Вкладка: С. 4-7.
7. Агапов Е.П. Методика исследований в социальной работе [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Агапов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. -224 с.
8. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Текст] / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - №2. - С. 92 - 115.
9. Андреев В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
10. Байбородова Л.В. Проектирование педагогической деятельности школы: из опыта работы школы комплекса №87 г. Ярославля [Текст]/ Л.В.Байбородова, О.Г.Бажнова, М.И.Рожков. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1997. - 77 с.
11. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст]: канд. диссерт. /В.А. Березина. - М., 2002. - 38 с.
12. Березина В. А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
13. Бим-Бад Б.М. Образование [Текст] / Б.М. Бим-Бад // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / ред.кол.: В.В. Давыдов (гл. ред.) и др. - Т. 2. - М.: Большая рос. Энцикл., 1999. - С. 62-63.
14. Бим-Бад Б.М. Петровский А.В. Образование в контексте социализации [Текст] / Б.М. Бим-Бад , А.В. Петровский // Педагогика. - 1996. - № 1. - с. 3-8.
15. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=35022&sl=enc
...