Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность в системе дополнительного образования

Работа №96847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ПРОЕКТНАЯДЕЯТЕЛЬНОСТЬДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ФАКТОР ПОСТРОЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙКАРЬЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ 8
1.1. СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 8
1.2. ЛИЧНОСТНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ
СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 16
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 20
2.1. ПОНЯТИЕ ПРОЕКТ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 20
2.2. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОЙ
ШКОЛЕ ИСКУССТВ № 7 ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА 29
2.3. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ ЛЕТНЕГО
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ № 7 40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58


Глобальные тенденции развития государства и общества в настоящее время доказывают, что одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи как социальной группе.
Молодежь является наиболее восприимчивой и мобильной частью российского общества. Следовательно, новые вызовы, связанные с глобальными изменениями в мире, новые цели социально-экономического развития страны, требуют системного обновления, развития задач и механизмов государственной молодежной политики [4]. Такие цели определены в концептуальном нормативно-правовом акте, которым являются «Основы государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года № 2403-р.
Отсутствие жизненного опыта, несформированность нравственных ориентиров приводят к появлению таких явлений как:
- деструктивное информационное влияние, следствием которого может стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, социальное напряжение в обществе [4];
- проблемы жизненных перспектив молодого поколения, куда входит проблема образования, начала трудовой деятельности, формирования семьи, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей, статуса;
- безработица, мотивация выбора профессии склоняется не к выбору в зависимости от склонностей, интересов и способностей, а к выбору уровня заработной платы;
- криминализация молодежной среды, массовое распространение наркомании, токсикомании, алкоголизма объясняется стремлением ухода молодых людей от жизненных реалий в иллюзорный мир.
Поэтому проблема личностно-нравственного развития, профессионального самоопределения молодежи и выделение ее в число актуальнейших проблем развития российского государства явилась результатом возникновения того, что молодежь не всегда готова использовать стартовые возможности при получении профессионального образования, к преобразованию общественных процессов, не адаптирована во всех сферах жизнедеятельности.
Данная проблема является в настоящее время одной из самых актуальных как для общества в целом, так и для конкретного молодого человека.
В условиях модернизации и инновационного развития российского общества важнейшими качествами становятся инициативность, креативность, готовность выбирать свою дальнейшую траекторию развития, ответственность [50, С. 64].
Формированию и развитию таких качеств способствует, в том числе, система дополнительного образования, которая является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей, интересов, социального и профессионального самоопределения молодых людей [50, С. 64].
Становление личности существенно зависит от совокупности условий, характерных для определенной социально-экономической ситуации. В настоящее время в процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ отмечается, что «...образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения...» [1], где «.воспитание - деятельность, направленная на
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося.» [1]. Таким образом, целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие, использование новых технологий, направленных на культурно-нравственное становление личности в современном обществе.
Личностно-нравственное развитие человека начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету принимает школа и дополнительное образование.
Для успешного целостного развития необходимо учить молодых людей вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому актуальным является вопрос о возможности управления данным процессом в условиях дополнительного образования с использованием проектных технологий.
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия - через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Одним из эффективных способов педагогического обеспечения такого развития являются проектные технологии.
Кроме того, на современном этапе в обществе назрела потребность в квалифицированных кадрах творческих специальностей, а в школах искусств наблюдается отсутствие системной работы по организации проектнойдеятельности, которая способствует успешному развитию, ранней профессиональной ориентации обучающихся.
Поэтому тема «Проектная деятельность в системе дополнительного образования» является в настоящее время актуальной.
В отечественной и зарубежной науке проблемой проекта и проектирования занимались такие авторы как ДЖ. К. Джонс, К.М. Кантор, Н.Г. Алексеев, Л.И. Гурье, Н.П. Сибирская. Они дают определение понятия проекта и проектирования.
Проблема педагогического проектирования, его этапы рассматриваются Л.В. Байбородовой, М.И. Рожковым, М.М. Поташником, А.М. Моисеевой.
Этапы проектирования выделяются на основе определения этой деятельности в работах таких авторов как Е.С. Заир-Бек, В.Р. Имакаев, Т.И. Шамова.
Объект исследования: проектная деятельность организации
дополнительного образования детей и взрослых, реализующей дополнительные предпрофессиональные и общеразвивающие программы в области искусства.
Предмет исследования: организация проектной деятельности детской школы искусств.
Цель исследования: проанализировать работу по организации проектной деятельности в детской школе искусств как фактора личностно-нравственного развития молодых людей.
Задачи исследования:
1. Изучение теоретических, нормативных основ с целью определения функций учреждений дополнительного образования.
2. Анализ опыта работы по использованию проектных технологий в организации дополнительного образования как условие личностно-нравственного развития молодых людей.
Гипотеза: успешное личностно-нравственное развитие обучающихся организации дополнительного образования будет эффективнее при системном использовании проектной деятельности.
Методы исследования: эмпирические - наблюдение, сравнение, анализ документов, теоретические - формализации, анализ литературы по социологии, педагогике, менеджменту, дедуктивный метод, общелогические - обобщение.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
В первой главе рассматривается понятие проекта и проектной деятельности, выделяются основания для классификации проектов, выделяются виды проектов и этапы проектной деятельности.
Во второй главе проводится анализ системы дополнительного образования в Российской Федерации в целом, а также анализируется система дополнительного образования в области искусства в муниципальном образовании «город Екатеринбург». Анализируется состояние проектной деятельности детских школ искусств на примере муниципального бюджетного учреждения культуры дополнительного образования «Детская школа искусств № 7», рассматривается опыт организации проектной
деятельности на примере летнего творческого объединения как формы организации летнего досуга.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Результаты исследования показали необходимость системной работы детской школы искусств в проектной форме, так как это приводит к положительным социальным эффектам личностно-нравственного развития воспитанников.
Прежде всего, это проявляется в формировании навыков культуры общения, коллективизма, интеллектуальной готовности к коммуникации. Во- вторых, это мотивация к ведению здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, негативного поведения. В-третьих, активизация познавательной самостоятельности, в получении, расширении и углублении знаний в различных областях жизнедеятельности, в том числе в области культуры и искусства. Использование проектных технологий в организации образовательной, культурно-досуговой составляющих детской школы искусств позволяют развивать коммуникативную культуру, родители обеспечивают интерес ребенка, поддерживают детскую инициативу, школа в целом поддерживает собственный имидж и повышает качество предоставления услуг дополнительного образования, уровень образования и культуры.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что успешное личностно-нравственное развитие обучающихся организации дополнительного образования будет эффективнее при системном использовании проектной деятельности.
Ставив целью исследования проанализировать работу по организации проектной деятельности в детской школе искусств как фактора личностно-нравственного развития молодых людей, нам удалось:
- изучить теоретические, нормативные основы с целью определения функций учреждений дополнительного образования;
- проанализировать опыт работы по использованию проектных технологий в организации дополнительного образования как условие личностно-нравственного развития молодых людей.
Данная деятельность позволила выявить социальные эффекты успешного использования проектных технологий в деятельности детских школ искусств как условие личностно-нравственного развития молодежи.
Достоверность любого исследования в значительной степени
определяется методами, которые были использованы для его проведения.
В ходе работы над исследованием был осуществлен анализ документов, были проанализированы интернет-сайты образовательных организаций дополнительного образования и представленная на них информация. Нас интересовала наличие или отсутствие системной проектной деятельности. Анализ показал, что большая часть организаций дополнительного образования в сфере искусства в большей степени принимают участие в проектах, организованных Управлением культуры города Екатеринбурга. Ряд образовательных организаций используют в своей деятельности проектные формы организации творческой, образовательной и социокультурной деятельности. Эти образовательные организации имеют прочные позиции и позволяют создавать условия личностно-нравственного развития молодых людей средствами художественного образования.
Кроме того, был разработан и реализован проект летнего творческого объединения «Музыка, движение, интеграция» на базе Муниципального бюджетного учреждения культуры дополнительного образования «Детская школа искусств № 7». В ходе реализации данного проекта проведено социологическое исследование в форме раздаточного анкетирования для воспитанников и их родителей (законных представителей). На основе сбора первичной информации сделаны выводы о востребованности и качестве организации и реализации вышеназванного проекта, определены социальные эффекты.
Данная работа не претендует на полное и окончательное решение проблемы использования проектных технологий в деятельности организации дополнительного образования в сфере искусства. В ней рассмотрен лишь один из возможных подходов в решении актуальной практической задачи.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. URL:http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
2. Указ Президента Российской Федерации «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» № 240 от 29.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/41954
3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. URL: http: //static. government. ru/
4. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403¬р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http: //rg. ru/2014/12/08/molodej-site-dok. html
5. Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 N 1375-р "Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства" [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/sZ1Pt6qoNGaXsiXVpTXlSJc3svtwE2HE.p df
6. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года. Одобрена коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2004 г. [Текст] // Внешкольник. - 2004. - №12. - Вкладка: С. 4-7.
7. Агапов Е.П. Методика исследований в социальной работе [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Агапов. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К"; Ростов н/Д: Наука-Спектр, 2010. -224 с.
8. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление [Текст] / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - №2. - С. 92 - 115.
9. Андреев В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Андреев - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
10. Байбородова Л.В. Проектирование педагогической деятельности школы: из опыта работы школы комплекса №87 г. Ярославля [Текст]/ Л.В.Байбородова, О.Г.Бажнова, М.И.Рожков. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1997. - 77 с.
11. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития [Текст]: канд. диссерт. /В.А. Березина. - М., 2002. - 38 с.
12. Березина В. А. Дополнительное образование детей в России [Текст] / В.А. Березина. - М.: Диалог культур, 2007. - 512 с.
13. Бим-Бад Б.М. Образование [Текст] / Б.М. Бим-Бад // Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. / ред.кол.: В.В. Давыдов (гл. ред.) и др. - Т. 2. - М.: Большая рос. Энцикл., 1999. - С. 62-63.
14. Бим-Бад Б.М. Петровский А.В. Образование в контексте социализации [Текст] / Б.М. Бим-Бад , А.В. Петровский // Педагогика. - 1996. - № 1. - с. 3-8.
15. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.299.ru/word.php?id=35022&sl=enc
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ