ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 10
1.1. Характеристика содержания понятия «логическое мышление» в
научной литературе 10
1.2. Развитие логического мышления в онтогенезе 17
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 22
1.4. Особенности развития мышления у обучающихся с ЗПР 28
1.5. Роль логического мышления в обучении школьников с ЗПР 34
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР 42
2.1. Организация и методические понятия эксперимента 42
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 48
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТРИЗ 60
3.1. Характеристика теории решения изобретательских задач 60
3.2. Содержание экспериментальной работы по развитию логического
мышления 67
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 116
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 117
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 119
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 136
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 137
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 138
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 12 140
Современная система образования Российской Федерации вышла на новый виток развития. Становятся актуальными вопросы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой общеобразовательной школы. Сегодня школа призвана создать условия, отвечающие возможностям и потребностям учеников; способствовать развитию личности обучающегося в соответствия с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации.
В советской психолого-педагогической литературе детей, испытывающих трудности в обучении, не имеющих нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, не являющихся умственно отсталыми, имеющих достаточно обширную «зону ближайшего развития», отнесли в особую категорию детей с задержкой психического развития. Исследования Г.Е. Сухаревой, Т.В Егоровой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, К.С. Лебединской направлены на изучение нарушений в развитии детей с ЗПР [97, 40, 31, 75, 60, 55].
Специфичность детей с ЗПР проявляется в несформированности умений, навыков, нехватке знаний для успешной адаптации в школьном коллективе и успешном прохождении школьной программы. Сложности в обучении связаны с неподготовленностью, усугубляются ослабленной функциональностью центральной нервной системы. Эти дети нуждаются в предоставлении наиболее эффективных путей получения знаний и приёмов овладения ими, выстраивающими знания в логическую систему.
В ФГОС НОО для детей с ОВЗ, в требованиях к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития как в варианте 7.1, так и в 7.2 среди метапредметных результатов освоения АООП НОО выделяются: «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям; овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами» [101, с.241].
Развитию мышления в школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается на первый план и становится в центр среди других высших психический функций. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются неполными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность, особенно у детей с ЗПР, у которых наблюдается отставание в наглядно-образном и словесно-логических формах мышления.
В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений, заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.
Однако при всей несомненной теоретической и практической значимости, в практике работы общеобразовательного учреждения не накоплен материал, необходимый для развития логического мышления обучающихся с ЗПР. Требования к современной школе предполагают применения не только традиционных но и инновационных методов и приемов обучения.
Инновационные психолого-педагогические разработки преподавателей теории решения изобретательских задач (далее в тексте ТРИЗ) Международной Ассоциации ТРИЗ (Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В.
Зусман, Н.И. Баборыкин, О.А. Белобрыкина, И.Л. Викентьев, И.К. Каиков, А.А. Гин, С.И. Гин, Ю.П. Саламатов) показывают возросший интерес к учебным курсам по развитию творческого воображения и ТРИЗ в различных областях образовательного пространства [6, 42, 11, 12,19,32, 33, 92].
Возникает противоречие между необходимостью развития логического мышления учащихся с ЗПР и отсутствием исследований по развитию мыслительных процессов учащихся в процессе применения теории решения изобретательских задач.
Проблема формирования компонентов логического мышления у детей с ЗПР младшего школьного возраста до сих пор остается малоизученной. Актуальность исследования заключается в:
• недостаточной научной разработанности психолого-педагогических условий формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР на основе инновационных технологий , в том числе теории решения изобретательских задач;
• необходимостью определения способа оптимального
взаимодействия педагога и обучающихся с ЗПР как основы изучения теории решения изобретательских задач в условиях общеобразовательной организации.
Цель исследования: выявление и обоснование психолого¬
педагогических условий, способствующих развитию у младших школьников с ЗПР компонентов логического мышления элементами ТРИЗ.
Объект исследования: логическое мышление обучающихся младшего школьного возраста с ЗПР.
Предмет исследования: процесс формирования обобщенных
компонентов логического мышления в системе коррекционно-развивающих занятий по технологии ТРИЗ.
Предварительный анализ проблемы позволил выдвинуть следующую гипотезу исследования:
Целостное развитие логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития возможно тогда, когда используется коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности на основе элементов ТРИЗ. Соблюдаются организационные и дидактические требования к развитию логических операций, которые выступают в качестве показателей уровня развития логического мышления и могут формироваться при целенаправленном воздействии в рамках предлагаемой программы формирования логических умений.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. изучить степень разработанности выдвинутой проблемы в научно-теоретической, учебно-педагогической литературе, и определить место обобщенных логико-мыслительных компонентов в познавательной деятельности учащихся с задержкой психического развития;
2. экспериментально изучить психолого-педагогические особенности развития логического мышления обучающихся с задержкой психического развития;
3. разработать, обосновать и апробировать программу развития логического мышления обучающихся с задержкой психического развития на основе элементов ТРИЗ.
Методологическая основа исследования:
• теория Л.С. Выготского о культурно-историческом
формировании высших психических функций [24];
• теория об объективных закономерностях психического развития нормального и аномального ребенка, основы которых были раскрыты JI.C. Выготским в теории культурно-исторического развития психики[25];
• общая теория мышления (Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Иванов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) [9,17, 29, 47, 56, 91];
• труды ведущих отечественных психологов и дефектологов по проблемам задержки психического развития (Т.А.Власова, В.В.Лебединский, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский, Н.Л.Никашина, М.С., Певзнер, С.Г. Шевченко и др.) [20,55,60,61,76,106];
• теория учебной деятельности (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.В.Краевский, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин) [30,37,53,66,98,110];
• теория решения изобретательских задач (Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов, И.Л. Викентьев, И. К. Каиков.) [4, 5,6,44,45,19];
Методы исследования:
-Теоретические: анализ педагогической, философской,
психологической, методической литературы, нормативной документации по проблеме исследования;
- Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа; изучение продуктов деятельности обучающихся;
- Экспериментальные: констатирующий, формирующий, контрольный этапы психологического эксперимента;
-Методы математической обработки полученных данных.
Научная новизна:
Разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления младших школьников с ЗПР на основе элементов ТРИЗ»;
Разработана и апробирована методика по определению уровня развития логического мышления.
Практическая значимость исследования заключается в том, разработанная и апробированная коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления младших школьников с ЗПР на основе элементов ТРИЗ» показала положительную динамику в развитии логического мышления обучающихся с ЗПР.
Экспериментальной базой исследования выступила МБОУ СОШ №60 г. Каменска-Уральского. Исследование проводилось в 2-х группах: обучающиеся с ЗПР 2,3,4 классов - 10 человек; их нормально
развивающиеся сверстники, обучающиеся 2-го класса - 10 человек. Всего в эксперименте приняли участие 20 школьников. Возрастной диапазон испытуемых 8-11 лет.
Обобщая результаты проведенного исследования, мы можем утверждать, что теоретический анализ и экспериментальная работа по развитию логического у обучающихся с ЗПР элементами ТРИЗ подтвердили актуальность нашего исследования. На основании необходимости специально организованной работы нами разработана оригинальная программа по развитию логического мышления у обучающихся с ЗПР с использованием элементов ТРИЗ технологии.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
Изучение психолого-педагогической литературы позволили установить, что логическое мышление - осуществляемый при помощи логических операций процесс, использующий оперирование понятиями, суждениями, умозаключениями с использованием законов логики. Критериями оценки логического мышления является сформированность операций анализа, синтеза, сравнения, классификации и обобщения и построение умозаключений.
Исследователи клиники задержки психического развития отмечают, ЗПР - это синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально- волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Одна из главных психологических особенностей детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития состоит в том, что у данной группы детей наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Это отставание обнаруживается в наибольшей степени во время решения задач, предполагающих использование словесно-логического мышления. Анализ научной литературы по проблеме развития логического мышления у обучающихся с ЗПР и выделение направлений работы по развитию мышления нашли отражение в научной публикации [49], Приложение 12.
Для качественного и количественного изучения особенностей формирования логического мышления у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками и определение качественных уровней сформированности логического мышления в качестве основной была выбрана методика разработанная Э. Ф. Замбацявичене [41] на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра [112]. Критериями уровня развития логического мышления выступали: операция анализа; операция классификации, способность к абстрагированию с применением операций сравнения и обобщения; сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий); операции - сравнения; операция обобщения.
Подбирая диагностический материал, мы столкнулись с проблемой слабого предоставления методик по определению уровня логического мышления у младших школьников. Имеющиеся методики в качестве стимульного материала используют задания связанные с предметными заданиями, что затрудняет диагностику изучения компонентов логического мышления. Для проверки и уточнения данных основной методики Э.Ф. Замбацявичене нами разработана методика диагностики по определению уровня логического мышления, рассматривающая операции абстрагирования, умозаключения, анализа, сравнения, синтеза и классификации. Методика представляет собой вопросы, требующие полного ответа по тематике предмета «Математика» и не относящиеся к программе школьного цикла.
В исследовании приняли участие 20 школьников, обучающиеся МБОУ СОШ № 60 города Каменска-Уральского. Младшие школьники с ЗПР из 2,3,4 классов - 10 человек; их нормально развивающиеся сверстники,
обучающиеся 2-го класса - 10 человек.
В ходе диагностики основной методики эксперимента было выявлено, что логическое мышление обучающихся с ЗПР находится на среднем уровне; по нашей методике - на среднем и низком уровне. Это связано, не только с недостаточной сформированностью исследуемых мыслительных операций, но и с недостаточным и слабо дифференцированным запасом базовых знаний, представлений и словаря по предложенной тематике. Результаты работы опубликованы в статье[1], Приложение 12.
Наибольшие затруднения по результатам двух методик вызывают задания на анализ; классификацию по заданным критериям. Затруднения мы связываем с недостаточными предметными знаниями, слабым выделением существенных признаков. Операции абстрагирования, обобщения, синтеза используются младшими школьниками, но уровень их развитости значительно снижен.
Отставание в развитии операций словесно-логического мышления у младших школьников с ЗПР от нормально развивающихся сверстников поставило перед нами задачу по созданию коррекционно-развивающей программы с использованием доступных и методов и приемов обучения, а запланированная работа должна удовлетворять следующим компонентам:
Мотивационно-целевой компонент: понимание и самостоятельная постановка цели.
Стимулирующе-мотивационный компонент: формирование познавательных потребностей, стимулирование мотивов учебной деятельности.
Операционно-действенный компонент: сравнение с выделением в объектах общего и различного (сравнение); анализ с выделением и словесным обозначением в предмете разных свойств и признаков; обобщение с отвлечением от несущественных особенностей предметов (абстрагирование) и объединением на их основе общности существенных связей (синтез).
Контрольно-регулировочный компонент: контроль педагогом, самоконтроль и др.;
Оценочно-результативный: оценка педагогом и самооценка обучающимся.
Проведя анализ источников по тематике Теории решения изобретательских задач, мы считаем, что именно ТРИЗ является адекватным способом формирования компонентов мышления. Помимо развития мышления ТРИЗ направлена на воспитание креативной и творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Формированию у обучающихся таких компетенций как: умение видеть проблему, желание самостоятельно решать проблемы, а не избегать их. Методы, используемые в ТРИЗ технологии отлично подходят. Обучающиеся могут без труда овладеть умением сравнивать, анализировать, структурировать информацию, выявлять и решать противоречия, проводить исследования, решать проблемы и противоречия, а не прятаться от них. ТРИЗ инструменты предназначенные для работы с информацией универсальны.
Составленная корекционно-развивающая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления обучающихся с ЗПР на основе элементов ТРИЗ» ставит своей целью - развитие логического мышления младших школьников с ЗПР на основе системы коррекционно-развивающих занятий с использованием элементов ТРИЗ технологии. Опираясь на выделенные компоненты, были определены: цели и задачи программы, организационные условия проведения занятий, описание методов и технологий работы, описание структуры занятия, тематический план, качественные выводы реализации программы.
Контрольный эксперимент по методике Э.Ф. Замбацявичене позволил проследить, у обучающихся с ЗПР, развитие операций анализа повысилось на 18%; классификации и способности к абстрагированию на 14%; умозаключения по решению аналогий на 7%; обобщения на 8%. Трое обучающихся повысили уровень развития логического мышления до высокого, семь обучающихся остались на среднем уровне, но показали положительную динамику в рамках уровня. Результаты нормально развивающихся второклассников остаются на прежнем уровне.
Анализируя проведенную работу ориентируясь на выделенные компоненты логического мышления, мы можем сделать следующие выводы:
Мотивационно-целевой компонент - а именно умение принять цель учащимися, задача, требующая длительного времени. У обучающихся с ЗПР сохраняются трудности в самостоятельной постановке цели.
Стимулирующе-мотивационный компонент - самостоятельная познавательная активность обучающихся с ЗПР подкреплена лишь внешними мотивами, продиктованными со стороны взрослых и сверстников. По результатам исследования обучающиеся стали проявлять познавательную активность и любознательность как на занятиях по коррекционно¬развивающей программе, так и на уроках. Стоит отметить, что сохраняется проблема низкой познавательной активности и избегание умственного напряжения.
Операционно-действенный компонент - по результатам контрольного эксперимента отмечается положительная динамика формирования
мыслительных операций (анализ, абстрагирование, обобщение, классификация, умозаключение, сравнение).
Контрольно-регулировочный компонент - нашел отражение в осуществлении контроля педагогом и самоконтролем обучающимися.
Оценочно-результативный компонент - у обучающихся с ЗПР отмечается положительная динамика в умении адекватно оценивать выполненную работу в соответствии с поставленной целью.
В целом, у младших школьников с ЗПР, логические операции абстрагирования, анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации сформированы на среднем уровне. Занятия по корекционно-развивающей программе показали положительный результат. По прошествии курса занятий отмечается, что школьники с ЗПР стали более организованы на этапе постановки проблемы и рефлексии урока. Тяжело дававшаяся самооценка и оценка работы других стала доступной и применяется обучающимися на всех уроках. Обучающие стали более серьезно относиться к оценке со стороны
других, боязнь критики, боязнь показаться глупым уже не преобладает в значительной степени. Наибольшую результативность я, как учитель второго класса, и коллеги заметили на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства. Отмечено, что школьники не останавливаются на первой пришедшей в голову мысли, не боятся рассматривать несколько вариантов решения, стали рассматривать объект в непривычной функции. Пытаются делать акцент на выявлении проблем и поиске оригинальных путях решения.
Занятие были интересны для обучающихся с ЗПР, так как стимулировали творческую активность и принести положительный результат в их отношении к обучению. Занятия позволяют преподнести в материал в интересной и увлекательной форме обеспечивая развитие и прочное усвоение знаний. ТРИЗ ставит обучающихся и педагога в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
Работа по развитию логического мышления у обучающихся с ЗПР элементами ТРИЗ была эфективна, гипотеза нашего исследования подтвердилась.
Необходимо продолжать работу по созданию коррекционно-развивающей программы на основе элементов ТРИЗ позволяющей использовать полученные ранее знания и умения в нестандартных ситуациях, которые положительно влияют на коррекцию и развитие логического мышления детей с ЗПР и повышение их познавательной активности.
1. Абакумова Д.А. Изучение логического мышления у младших школьников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] /Д. А. Абакумова// Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26-27 апреля 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. - Электрон. дан. - Екатеринбург, 2018. - 1 электрон опт. диск (CD-ROM). - С.51-54.
2. Аверина, И. С. Методика экспресс-диагностики
интеллектуальных способностей (МЭДИС) детей 6-7 летнего возраста [Текст] / И.С. Аверина, Е.И. Щебланова, Е.Н. Задорина // Практ. психолопя та соц. робота. - 2011. - № 6. - С. 43-50.
3. Альтов, Г.С. И тут появился изобретатель [Текст]/ Г. С. Альтов. - М.: Дет. Лит., 1989. - 142с.
4. Альтшуллер, Г.С. Алгоритм изобретения [Текст] / Г. С. Альтшеллер. - М.: Изд-во «Московский рабочий», 1969. - 270 с.
5. Альтшуллер, Г.С. АРИЗ - значит победа. Алгоритм решения изобретательских задач, АРИЗ-85-В [Текст] / Г. С. Альтшуллер//Правила игры без правил/ сост. А.Б. Селюцкий. - Петрозаводск, 1989. - С. 11-50.
6. Альтшуллер, Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] / Г. С. Альтшуллер. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 225 с.
7. Альтшуллер, Г. С. О психологии изобретательского творчества [Текст] / Г. С. Альтшуллер, Р. Б. Шапиро // Вопросы психологии. - 1956. - № 6. - С. 37-491.
8. Альтшуллер, Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии [Текст] / Г.С. Альтшуллер, Б.Л. Злотин, А.В. Зусман, В.И. Филатов. - Кишинев, 1999. - 356 с.
9. Ананьев, Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Наука, 2010. - 24с.
10. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев // Избранные психологические труды. - М. : Наука, 1980. - 230 с.
11. Баборыкин, Н.И. Программа спецкурса ТРИЗ [Текст] /
Н. И. Баборыкин. - Ростов-на-Дону : Фирма «Аспект-ТРИЗ», 1996. - 15 с.
12. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники или на пути к
Творчеству [Текст]: методические рекомендации для родителей,
воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы / О. А. Белобрыкина. - Новосибирск, 1993. - 62 с.
13. Березина, В.Г. Детство творческой личности: встреча с чудом. Наставники. Достойная цель [Текст] / В.Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. - СПб.: Изд-во Буковского, 1995. - 60 с.
14. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] : учеб.пособие / Л. Н. Блинова. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. - 136 с.
15. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ.ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.
16. Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики [Текст]: курс лекций / Е. И. Бондарчук, Л. И. Бондарчук. - 3-е изд., стереотип. - К.: МАУП, 2002. - 168 с.
...