Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционное значение уроков социально-бытовой ориентации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Работа №96833

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ КОРРЕКЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ СВЕРДЛОВСКОЙЦ ОБЛАСТИ «ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ШКОЛА ИНТЕРНАТ №11» 11.
1.1 Инклюзивное образование и особенности его реализации для
обучающихся с нарушениями слуха и с легкой степенью умственной отсталости 12
1.2 Значение уроков социально-бытовой ориентировки в коррекционной
школе для детей с ограниченными возможностями здоровья 20
1.3 Анализ программы «Социально-бытовая ориентировка» 28
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТИ 36
2.1 Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушением
слуха и с легкой степенью умственной отсталости 36
2.2 Методика проведения и анализ результатов экспериментального
исследования
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ 44
3.1 Методические рекомендации, направленные на развитие социально -
бытовых навыков 44
3.2 Анализ результатов внедрения методических рекомендаций в практику работы на уроках социально-бытовой ориентировки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного
образования 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73

Инклюзивное образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является неотъемлемой частью единой системы образования Российской Федерации. Оно рассматривается не как абсолютно самостоятельная сфера учебно-воспитательной деятельности, а как зависящее от основных психолого-педагогических, социальных, нравственных и идеологических проблем.
Особую актуальность реализация права на образование детей- инвалидов приобретает в связи с Федеральным Законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми. Наиболее обобщенно требования к условиям получения образования детьми с ОВЗ отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте, и более подробно разработаны в Проекте специального федерального государственного стандарта начального школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (под ред. Н.Н. Малофеева, О.С. Никольской, О.И. Кукушкиной 2010г).
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющие недостатки как в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико¬
педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Концепция интеграции предполагала, что ребёнок должен быть подготовлен к принятию его дошкольным учреждением, школой и обществом. Однако в настоящее время за рубежом реализуется модель, в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе. Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает. Новый взгляд не только на образование, но и на место человека в обществе в большей степени отражает термин «включение» — инклюзия.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности, так же, как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание.
В настоящее время Российской Федерации сложилось единое образовательное пространство, и интеграция стала ведущим направлением при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, что выражалось в сближении массовой и специальной образовательных систем. На сегодняшний день институт инклюзивного образования является единственным международно признанным инструментом реализации прав ребенка с ОВЗ на образование.
Инклюзивное образование выделяется как одна из форм альтернативного образования, базовыми принципами которого являются: ранняя коррекция, образовательная коррекционная помощь каждому ребенку с нарушениями в развитии, наличие положительной системы и отношений со стороны социума.
Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми — это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть, приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться под окружающие условия.
Практическая потребность обсуждения проблемы и поиска путей эффективной организации процесса инклюзии усиливается каждый день. Причина - в увеличении количестве семей, принимающих решение воспользоваться своим правом выбора вида и типа образовательного учреждения.
Проблемы развития, обучения и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья исследовали И. М. Бгажнокова, Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева, Е.Б. Аксенова, Л.Б. Баярова, О.П. Гарилушкина, М.А. Егорова, Е.С. Слепович, В.А. Степанова, Н.Д. Соколова, В.И. Любовский, М.С. Певзнер, Б.П. Пузанов, С.Я. Рубинштейн, Р.Д. Тригер, Л.М. Шипицына.
Внедрение инклюзивных технологий началось только в 90-е годы 20-го века. Социальные аспекты инклюзивного образования исследовали Л.И. Акатов, Н.В. Антипьева, Д.В. Зайцев и др.
Социально-бытовая адаптация и ориентация детей с ОВЗ существенно затруднена в силу ограничений, наложенных дефектом - нарушением познавательной деятельности. В отличие от нормальных детей, дети с различными нарушениями не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач. Личность такого ребенка сформируется только при условии целенаправленного обучения и воспитания.
У детей с ограниченными возможностями в развитии нередко выявляются резкие нарушения в психической деятельности: речи, памяти, мышления, внимания, эмоциональной сферы. В эмоционально-волевой сфере у них часто встречаются:
- невысокий адаптивный потенциал;
- апатичность;
- отсутствие мотивации к самостоятельной деятельности;
- эмоциональная вялость;
- гиперопека со сторон взрослых, в том числе родителей.
Для лиц с физическими и психическими нарушениями характерны отчужденность, отгороженность от жизни общества, неудовлетворенность своим положением, которая связана с одиночеством.
Практика показывает, что многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Это обусловлено рядом причин. Учащиеся:
• не готовы взаимодействовать с окружающими на равных, не умеют продуктивно общаться с людьми;
• у них не хватает самостоятельности;
• низкий уровень знаний об окружающей среде;
• специфические потребности в общении;
• не умеют самостоятельно продумывать и анализировать ситуацию, из- за их эмоционально-поведенческих особенностей;
• им сложно с первого раза понять и правильно оценить необходимость тех или иных действий, поступков;
• неспособность учащихся применять полученные знания в различных жизненных ситуациях;
• несформированность мотивов и интересов к хозяйственно-бытовой деятельности;
• неструктурированное восприятие социального мира;
• завышенная самооценка.
Вся учебно-воспитательная деятельность в школе в первую очередь направлена на формирование жизненной компетенции воспитанников, т. е. готовности выпускников к успешной интеграции в общество, способности реализоваться в жизни.
Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка.
Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у обучающихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Но время, отведённое на изучение социально-бытовой ориентировки, позволяет лишь ознакомить учащихся с базовыми сведениями социально-бытового характера.
Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, но, к сожалению, семьи у детей с интеллектуальной недостаточностью чаще всего бывают неблагополучные и не могут дать ребенку необходимый запас знаний для самостоятельной жизни, а порой показывают только отрицательный пример. Поэтому роль школы в организации системы социально-бытовой адаптации и ориентации детей с ограниченными возможностями развития крайне велика.
Педагогический процесс по формированию социально-бытовой компетентности детей с ограниченными возможностями основывались на системно-деятельностном подходе к обучению и воспитанию, что обеспечивает его личностно-ориентированную направленность. Такой подход опирается на данные экспериментальных исследований последнего времени (Д.А. Виткаускайте, С.Ю. Коноплястой, Т.Н. Стариченко, Е.И. Разуван и др.), теоретические положения специальной педагогики и методические рекомендации, имеющие какое-либо отношение к данной сфере, справочные и энциклопедические источники.
В условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при совместном использовании новых технологических средств, в том числе и компьютеризации, социальная адаптация выпускников образовательных учреждений становится более сложной, но вместе с тем и более значимой.
Актуальность этой проблемы и недостаточность ее разработанности обусловили выбор темы «Коррекционное значение уроков социально¬бытовой ориентировки для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».
Проблема исследования: необходимость развития социально-бытовых навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Объект: социально-бытовая ориентировка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Предмет: уроки социально-бытовой ориентировки, их значение в условиях инклюзивного образования.
Цель исследования: развитие социально-бытовых навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи исследования:
1. Изучение состояния теоретической и практической разработанности проблемы формирования навыков у обучающихся с ограниченными возможностями;
2. Изучение сформированности навыков у обучающихся с
ограниченными возможностями деятельности; на уроках и во внеклассной деятельности;
3. Развитие социально-бытовых
ограниченными возможностями. навыков у обучающихся с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования: формирование социально-бытовых навыков у учащихся с ОВЗ будет более эффективным, если они формируются на уроках, в разнообразных видах деятельности (во внеклассной работе, в работе с семьей).
Методы исследования: изучение и анализ программ и уроков по социально-бытовой ориентировке для обучающихся с ОВЗ.
Методическими основами исследования являются:
- педагогические подходы к организации развивающего обучения: системно- деятельностный, личностно-ориентированный;
- учет актуального уровня и потенциального уровня, т.е. зоны развития ребенка, индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся с ОВЗ (С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, а.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих, жизни является главной задачей образовательных организаций, обучающих детей с нарушением интеллекта.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что социальная адаптация выпускников с нарушением интеллекта становиться более сложной, но вместе с тем и более значимой. Формирование же социально-бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий СБО.
В связи с вышеизложенным возникла необходимость в разработке методических рекомендаций для педагогов, воспитателей и родителей. Эти рекомендации, по нашему мнению, могли бы способствовать успешному формированию социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.
Перед нами стояли следующие задачи: изучить психолого-педагогическую, методическую литературу по данной теме; сформированность социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта; проанализировать программу по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов; разработать методические рекомендации, направленные на развитие социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта; провести анализ результатов внедрения методических рекомендаций в практику работы с детьми старшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Мы проанализировали научные данные о содержании понятий «навык», «умение», выделили структуру, классификацию, виды навыков, рассмотрели навык как автоматизированный способ выполнения сложных действий, нами также была дана полная характеристика особенностей детей с умственной отсталостью, сложности их восприятия.
Полученный анализ привел нас к выводу, без знания особенностей формирования навыков, умений этой категории детей, их психолого- педагогических характеристик, нельзя правильно организовать процесс обучения и воспитания в специальном учреждении и подготовить его воспитанников к самостоятельной трудовой деятельности.
Во второй главе «Изучение сформированности навыков у обучающихся с нарушением слуха и лёгкой степенью умственной отсталости» мы проанализировали учебный план и программу ГКОУ СО «ЕШИ № 11» (см. приложение 1) и выявили, что 2 часов в неделю, отведенных на предмет СБО, явно недостаточно, так как за данный промежуток времени можно лишь дать информацию детям с нарушением интеллекта, ознакомить с решением насущных житейских задач, но не сформировать социально¬бытовые навыки.
Также нами было проведено исследование, направленное на изучение сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.
В нем принимало участие 6 неслышащих обучающихся с нарушением интеллекта, из 6 «Б» класса ГКОУ СО «ЕШИ № 11». Методика данного исследования состояла из самостоятельного рассказа каждого учащегося по теме «Одежда и обувь» с использованием картинок с изображением одежды и плана-таблицы с вопросами.
Целью исследования было - выявление уровня знаний и умений об одежде. В результате чего мы выделили три уровня развития социально-бытовых умений и навыков обучающихся с нарушением интеллекта. По данным на начало года в группе обучающихся мы фиксировали очень низкий уровень сформированности навыков. Это положение нашло свое отражение в методических рекомендациях к постановке организации трудовой деятельности, в том числе деятельности по самообслуживанию, где такой пооперационный метод обучения выступает как основной.
Затем мы применили разработанные нами методические рекомендации.
Работа по внедрению методических рекомендаций проводилась педагогом на уроках СБО на протяжении одного учебного полугодия. В течение полугода было проведено исследование, позволяющее убедиться в эффективности предложенных нами методик.
Во время работы мы постарались активизировать мыслительную деятельность под руководством взрослого и в процессе сотрудничества с взрослым. Это сотрудничество представляло собой специально организованное обучение.
В середине года мы опять повторили диагностику. В ходе нашего исследования были выявлены потенциальные возможности обучающихся, исходя из «зоны ближайшего развития» этих, детей, т.е. опираясь на уже полученные знания.
Через беседу мы проверили не только полноту ответа, но и насколько у обучающихся сформированы мыслительные умения; выделять главное, понимать логическую последовательность, видеть и объяснять путем рассуждения, умение переносить знания на личный опыт.
Исходя из результатов диагностики обучающихся, мы отметили, что после применения в работе разработанных нами методических рекомендаций показатели обучающихся повысились в 1,5-3 раза, т.е. произошло изменение качественной стороны социально-бытовых навыков.
В лучшую сторону изменились и показатели уровней сформированности социально-бытовых навыков у обучающихся с нарушением интеллекта.
К концу года значительно увеличилось количество детей со сформированными социально-бытовыми навыками - 4 человека; у 2-х обучающихся навыки находятся в процессе формирования; не стало детей, у которых навыки не сформированы.
В результате нашего исследования зафиксировано качественное преобразование словаря умственно отсталых обучающихся, как активного, так и пассивного; увеличение количества имен существительных, термины обобщающего и специфического характера; преобразование грамматического строя - предложения более развернутые, логически последовательные, речь стала более понятной.
Применение наглядности позволило обучающимся эффективно усвоить информацию и перенести эти навыки на другие виды деятельности. Это способствовало быстрому обучению и закреплению последовательности этапов усвоения наглядной информации, и дальнейшему самостоятельному использованию в практике.
Таким образом, мы определили, что работу по привитию социально - бытовых навыков у данной группы детей целесообразно проводить по трем направлениям: деятельность педагога на уроке, работа с родителями и внеклассная работа.
В педагогической деятельности занятия по социально-бытовой ориентировке подчиняются общей структуре урока продолжительностью 45 минут. В 6 классе два урока в неделю, поэтому в зависимости от темы допустимо спаривание уроков. Результаты обучения умственно отсталых школьников в первую очередь определяется мастерством учителя, который в условиях классно-урочной работы должен каждому из них дать знания, подготовить к самостоятельной жизни. Уроки по социально-бытовой ориентации организуются в форме классных занятий (проходят в виде сюжетно-ролевых игр) и уроков-экскурсий.
На каждом уроке необходимо предусмотреть его коррекционную направленность; соотношение фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы; методы и приемы формирования социально-значимых знаний, умений и навыков у детей с нарушением интеллекта с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, их социального опыта.
В ходе уроков создаются нужные для обучения детей ситуации, организуются сюжетно-ролевые игры, в процессе которых учащиеся воспроизводят деятельность взрослых, их взаимоотношения. Особое место занимают учебные фильмы, демонстрация которых целесообразна после прохождения темы, с целью углубления знаний, проведение экскурсионных занятий, использование электронных средств обучения, демонстрируя изучаемое с синхронным его комментарием.
На занятиях СБО представляется возможным использование контроля знаний обучающихся с помощью тестовых заданий (см. приложение 3), что обеспечивает опрос всеобщий и не занимающий много времени.
Исходя, из выше сказанного можно отметить, что формирование социально-трудовых навыков должно осуществляться систематически, целенаправленно, как на уроках, так и во внеклассной деятельности, и в непосредственном сотрудничестве с семьей.
В результате нашей работы обучающиеся показали лучшие результаты сформированности умений анализировать, обобщать и классифицировать предметы и признаки.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи нашего исследования были решены, цель достигнута.


1. Абрамова, И. В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения [Текст] / И. В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. - 2012. - № 11. - С. 98-102.
2. Адаптивные ресурсы детей с ограниченными возможностями: теория и практика [Текст] / Л. Е. Курнешова [и др.] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 5. - С. 4-10.
3. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - С. 5-16.
4. Алехина, С. Золотое сечение [Текст] : психологическая канва инклюзии / С. Алехина // Классное руководство и воспитание школьников. - 2014. - № 7/8. - С. 4-6.
5. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М. : 1987. - ?с.
6. Борякова, Н. Ю. К проблеме психолого-педагогического
сопровождения детей с задержкой психического развития в инклюзивной образовательной среде [Текст] / Н. Ю. Борякова // Практический психолог и логопед. - 2014. - № 3. - С. 11-13.
7. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида / пособие для учителя. Москва / Владос, 2006г.
8. Выготский, Л.С. Дефект и сверхкомпенсация / Л.С. Выготский // Проблемы дефектологии / М., 1995. -527с.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В.
Давыдова. - М. : Педагогика. 1991. - 480 с.
10. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
11. Гальперин, П.Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. - 1963. - № 5. - С. 61-71.
12. Гальперин, П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вестник МГУ. Сер. 14. - 1979. - № 4. - С. 54-63.
13. Гилевич И.М., Тигранова Л.И. К проблеме интеграции //
Дефектология. 1996. - № 6.-С. 44-51.
14. Гладкая, В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида : метод. пособие. - М. : НЦ ЭНАС, 2003. - 192 с.
15. Григонис, А.В. О непреднамеренном запоминании различного материала детьми-олигофренами / А.В. Григонис // Дефектология. - 1969. - №6. - С. 16-22.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ