ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ДО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ ДОУ 8
1.1. Требования ФГОС ДО и образовательные программы
дошкольного общего образования 8
1.2. Образовательные программы дошкольных образовательных
учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи 16
1.3. Клинико - психолого-педагогическая характеристика детей с
ОВЗ старшего дошкольного возраста с нарушениями речи 20
1.4. Опыт организации инклюзивного образования детей старшего
дошкольного возраста с ОВЗ в России и других странах 27
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 36
2.1. Общая характеристика дошкольного образовательного
учреждения, групп, включающих детей с ОВЗ и организация констатирующего эксперимента 36
2.2. Методика и результаты исследования неречевых функций у
изучаемых детей 41
2.3. Методика и результаты изучения речевых функций у изучаемых
детей 47
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 57
3.1. Структура и содержание индивидуальных образовательных
программ для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 57
3.2. Содержание логопедической работы с детьми старшего
дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 72
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 103
Актуальность исследования. Одной из наиболее актуальных проблем в настоящее время являются индивидуальные образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Инклюзивное дошкольное образование является важнейшим этапом в коррекции нарушений и развитии детей с ОВЗ, формирующим основу для дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме. На сегодняшний день инклюзивное образование детей дошкольного возраста с нарушениями речи в России мало изучено и недостаточно разработано.
По данным О. А. Степановой, Т. Б. Филичевой, от 60% до 90% детей в дошкольных учреждениях имеют те или иные проблемы в развитии, в большинстве случаев это речевые нарушения разной степени сложности. У данной категории детей имеются нарушения, в том числе и неречевых функций, что препятствует социализации дошкольников. Таким образом, образование данной категории детей должно включать работу, как над речевыми, так и над неречевыми функциями.
Таким образом, выбор темы исследования обусловлен тем, что обучение и воспитание детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования без разработки индивидуальных образовательных программ препятствует дальнейшей успешной адаптации ребенка в социуме.
Объект: индивидуальные образовательные программы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.
Предмет:ьпроцесс реализации индивидуальных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Цель: разработать и апробировать индивидуальные образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
- проанализировать ФГОС дошкольного образования, примерные образовательные программы общего дошкольного образования, примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- изучить психологическую, психофизиологическую, психолингвистическую и специальную литературу о детях с нарушениями речи;
- организовать и провести констатирующий эксперимент; проанализировать результаты;
- разработать индивидуальные образовательные программы для данной группы детей;
- апробировать составленные индивидуальные образовательные программы для детей дошкольного возраста с нарушениями речи;
- провести контрольный эксперимент и проанализировать его результаты.
Теоретико-методологической основой исследования являются современные нейропсихологические, психолингвистические, психолого-педагогические теории и концепции:
- концепции интегрированного и инклюзивного образования (Н. Н. Малофеев, Э. К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е. Р. Ярская- Смирнова);
- концепции коррекционного обучения и воспитания детей с ТНР (Т. П. Бессонова, О. Е. Грибова, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова);
- концепция о ведущей роли обучения в развитии Л. С. Выготского;
- концепция об общих и специфических закономерностях аномального развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, В. В. Лебединский);
- концептуальные положения о специфике процесса обучения и обучаемости детей с проблемами в развитии (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, С. Л. Рубинштейн).
- концептуальные положения о необходимости включения каждого ребенка с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательное пространство, закрепленные в Конвенции о правах ребенка (1989);
- концептуальные положения Саламанской декларации об образовании лиц с особыми образовательными потребностями 1994 года [46];
- теория о закономерностях развития речи (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Ф. А. Сохин, Н. И. Жинкин).
- концептуальные положения о сохранении уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (М. Монтессори, Д. Б. Эльконин, Д. И. Фельдштейн, Я. Корчак, В. В. Зеньковский)
Методы исследования. Исследование проводилось поэтапно. На каждом этапе в зависимости от его задач применялись соответствующие методы исследования: организационные методы (сравнительный,
лонгитюдный, комплексный); эмпирические методы (наблюдение, экспериментальные, психодиагностические, праксиметрические (анализ речевой деятельности, анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования); количественный и качественный анализ полученных данных; интерпретационные.
Экспериментальная база. Исследование проводилось в ходе естественного педагогического процесса обучения детей на базе дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №48 «Радуга» г. Новоуральска.
Структура выпускной квалификационной работы на тему «Индивидуальные образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» состоит из:
- введения, в котором обоснована актуальность проблемы, определены цель, задачи исследовательской работы;
- первой главы, в которой проанализированы ФГОС ДО, примерные образовательные программы общего дошкольного образования, примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с тяжелыми нарушениями речи, представлены результаты изучения психологической, психофизиологической, психолингвистической и специальной литературы о детях старшего дошкольного возраста с нарушениями речи, описан опыт организации дошкольного инклюзивного образования в России и других странах;
- второй главы, в которой описаны организация, проведение и анализ результатов констатирующего эксперимента;
- третьей главы, в которой описаны составление индивидуальных образовательных программ и их апробация, содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, также описывается и анализируется контрольный эксперимент;
- заключения, где даётся обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы.
Нами выдвинута следующая гипотеза: работа по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования будет более эффективной при использовании индивидуальной образовательной программы.
Дети старшего дошкольного возраста с ОВЗ, такими, как тяжелые нарушения речи, задержка психического развития, имеют особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, которые обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах. Таким образом, для них в процессе организации инклюзивного образования необходимо создавать специальные условия, одним из основных является разработка индивидуальных адаптированных образовательных программ, с обязательным разделом коррекция и развитие речи.
В ходе анализа литературы по проблеме исследования были проанализированы основные документы, регулирующие организацию дошкольного образования в Российской Федерации, примерные основные образовательные программы, примерные адаптированные основные образовательные программы дошкольных образовательных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи. Программы имеют схожую структуру, при этом адаптированные включают обязательный коррекционный компонент, учитывающий специфику нарушений.
В процессе констатирующего эксперимента нами было установлено, что исследуемая группа детей характеризуется наличием нарушений в реализации речевых и неречевых функций, полиморфным нарушением звукопроизношения, нарушением фонематических процессов, лексики и грамматики, речевого общения с взрослыми и детьми, процесса практического овладения нормами речи. У всех детей отмечается органическое поражение ЦНС, что является диагностическим критерием дизартрии.
В процессе формирующего эксперимента на основе анализа теоретической, методической литературы и с учетом полученных данных констатирующего эксперимента были разработаны индивидуальные адаптированные образовательные программы и индивидуальные образовательные маршруты. Образовательная область «Речевое развитие» включала работу над коррекцией как речевых, так и неречевых функций. Логопедическая работа строилась с учетом общепедагогических и специальных принципов и проходила в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный. Также программы включали обязательные разделы по организации взаимодействия с семьями, и с педагогами, реализующими программы.
В силу специфики организации инклюзивного образования в исследовании не было возможности выделить две группы детей: экспериментальную и контрольную. В данных условиях все дети вошли в экспериментальную группу, сравнивались их собственные результаты на начало и на конец учебного года.
В результате логопедических занятий наблюдалась положительная динамика в развитии всех структурных компонентов речевой системы, а так же неречевых функций. Благодаря проведенной работе родители, педагоги и специалисты детского сада выступили полноценными субъектами коррекционно-образовательного процесса; у них повысилась теоретическая и практическая логопедическая и психолого-педагогическая компетентность, конструктивная активность в коррекции, развитии, воспитании и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные результаты исследования были представлены на всероссийских научно-практических конференциях студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС» в апреле 2017 г. и 2018 г. Материалы статей находятся в приложении 13.
На основе данных, полученных в ходе контрольного эксперимента можно сделать вывод, что работа по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования эффективна при использовании индивидуальной образовательной программы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтверждена.
Наличие положительной динамики у обучающихся с ОВЗ позволяет сделать вывод о том, что в исследовании достигнута поставленная цель, решены намеченные задачи, а также доказана актуальность исследования.
1. Аксенова, Л. И. Специальная педагогика [Текст] : Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Под ред. Н. М. Назаровой. — М. : Академия, 2000. — 400 с.
2. Артюшенко, Н. П. Организация процесса включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения / Н. П. Артюшенко. - (Наука - практике) [Текст] // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. - 2011. - N 1. -С. 57-76
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. — М. : АСТ: Астрель, 2007. — 320 с. : ил. — (Высшая школа).
4. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития : монография [Текст] / Н. В. Бабкина. - М. : Гуманитарный издат. центр ВЛАДОС, 2016. - 143 с.
5. Баряева, Л. Б. Профилактика и коррекция дискалькулии у детей [Текст] / Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, Л. В. Лопатина. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова,
Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Браткова, М. В. Пример индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольника с умственной недостаточностью [Текст] / М. В. Браткова, А. В. Закрепина // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 55-60.
8. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. центр "Владос", 1999. - 680 с.
9. Волковская, Т. Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т. Н. Волковская // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 2.
10. Гайдар, Г. М. Опыт организации лекотеки как структурного подразделения на базе дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Г. М. Гайдар, Т. Ю. Ортина // Коррекционная педагогика. - 2008. - № 1 (25). - С 48-56.
11. Герасимова, В. А. Опыт разработки индивидуальной программы сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / В. А. Герасимова, И. В. Коновалова // Традиции, задачи и перспективы развития дошкольного образования: материалы Международной научно-практической конференции 2- 4 июня 2011 г. / под ред. М. Н. Дементьевой, О. С. Ушаковой, Е. В. Савушкиной; Ряз. гос. унт им. С. А. Есенина. - Рязань 2011. - С. 304 - 308.
12. Гришвина, А. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития [Текст] : Кн.для логопеда: Из опыта работы / А. В. Гришвина, Е. Я. Пузыревская, Е. В. Сочеванова. — М. : Просвещение, 1988. — 94с.
13. Денисова, О. А. Стратегия и тактики подготовки педагогов инклюзивного образования [Текст] / О. А. Денисова // Дефектология. - 2012. - № 3. - С. 81-90.
14. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии :педагогическая помощь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / М. В. Жигорева. -М. : Академия, 2006. - 240 с.
15. Жигорева, М. В. Проектирование индивидуальных программ обучения детей с комплексными нарушениями развития : [Текст] / М. В. Жигорева // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 2(8). - С. 5-21.
16. Жинкин, Н. И. Механизмы речи [Текст] / Н. И. Жинкин ; Акад. пед. наук РСФСР, Ин-т психологии . - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1958 . - 369 с.
...