Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интонационных умений в самостоятельной речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №96829

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы106
Год сдачи2019
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
213
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы изучения интонационных умений в самостоятельной речи у младших школьников с легкой степенью
псевдобульбарной дизартрии 7
1.1 Основные компоненты интонационного оформления высказывания 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 9
1.3 Характеристика интонационных умений младших школьников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 13
Выводы по 1 главе: 15
ГЛАВА 2. Характеристика интонационных умений младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на основании результатов констатирующего эксперимента 16
2.1 Организация и методики логопедического обследования интонационных
умений младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 16
2.2 Характеристика нарушений интонационных умений младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии на основании
анализа результатов констатирующего эксперимента 17
Выводы по 2 главе: 30
ГЛАВА 3 Логопедическая работа по формированию интонационных умений в самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 32
3.1 Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по формированию интонационных умений в самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 32
3.2 Анализ программ по формированию интонационных умений в
самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 34
3.3 Содержание логопедической работы по формированию интонационных
умений в самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 36
3.3.1 Обучение использованию интонационных умений посредством
изменения громкости голоса, темпа речи 37
3.3.2 Обучение передаче эмоциональных состояний с помощью изменения
основного тона высказывания 39
3.3.3 Обучение продуцированию высказываний различных коммуникативных
типов с применением интонационных умений 41
3.4 Результаты обучающего эксперимента и их анализ 44
Выводы по 3 главе: 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 93

В современной педагогике довольно хорошо освещен вопрос об особенностях интонационных умений младших школьников с нормальным речевым развитием.
Исследователи указывают, что обучающиеся начальной школы правильно произносят ударные и безударные слоги, ставят логическое ударение, воспроизводят различные интонационные типы. Их речь характеризуется соответствующими смыслу высказывания интонациями и эмоциональной окраской. Младшие школьники могут осмысленно изменять тембр голоса при передаче необходимой информации, варьировать громкость своего голоса в зависимости от удаленности от собеседника [28].
Однако некоторые исследователи отмечают, что недостаточная четкость мысли у младших школьников приводит к тому, что их высказывания не всегда четко синтаксически и интонационно верно оформлены, а это, в свою очередь, значительно осложняет овладение навыками письма и выразительным чтением.
Что же касается интонационных умений младших школьников с таким распространенным сегодня заболеванием, как легкая степень псевдобульбарной дизартрии, то в отечественной педагогике существует довольно мало исследований этой проблемы.
Следует отметить, однако, что у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии наблюдается нарушение голоса (голос недостаточно громкий, высота голоса несоответствующая), трудности в восприятии и воспроизведении тембра голоса и различных интонационных типов, сложности в расстановке логических ударений и пауз [37].
Несформированность интонационных умений в самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, может отрицательно повлиять на их коммуникативные способности и возможности освоения предметов школьной программы, в частности чтения и письма.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска оптимальной методики формирования интонационных умений и эффективных приемов логопедической работы по преодолению интонационных расстройств речи у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, так как в специальной педагогике сегодня имеется недостаточно рекомендаций по формированию данных умений, несмотря на их очевидную важность.
Цель данной работы: выявление главных направлений работы по формированию интонационных умений в самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Объект исследования - интонационные умения младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - процесс формирования интонационных умений в самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Задачи исследования:
1. Изучить специальные логопедические, психолого-педагогические работы по проблеме исследования и уточнить понятийный аппарат.
2. Выявить характерные особенности интонационных нарушений младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
3. Разработать на основе изученных работ оптимальную методику коррекционно-логопедической работы по формированию интонационных умений в самостоятельной речи младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Теоретической основой данного исследования стали труды: Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, Л. А. Поздняковой.
Методы исследования: теоретическое изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования; изучение медико-педагогической документации; комплексное обследование детей; наблюдение; экспериментальная работа (констатирующий, обучающий эксперимент); статистическая обработка и сравнительный анализ данных исследования.
База исследования: ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат» г. Михайловска.
Теоретическая значимость исследования - это повышение опыта работы по формированию интонационных умений младших школьников с дизартрией как важного элемента системы речи.
Практическая значимость исследования: игры, упражнения, задания и конспекты занятий, созданные, систематизированные и проверенные на практике, могут быть полезны в работе логопедам специализированных образовательных учреждений.
Структура исследования: введение, теоретическая и экспериментальная части, заключение, список источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе теоретического исследования было установлено, что в случае нарушения формирования интонационной стороны речи у младших школьников могут проявиться трудности в коммуникативной деятельности. Кроме того, интонационные нарушения у обучающихся значительно осложняют возможность овладения письмом и выразительным чтением.
У младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии интонационно-выразительная окраска речи резко снижена. Страдают голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется назальный оттенок. Темп речи ускорен.
В ходе констатирующего эксперимента у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии были выявлены нарушения мелодико-интонационной стороны речи, которые выражались в нарушении использования ударений, темпа, интонационной выразительности, тембра речи. В речи испытуемых наблюдалась нечеткая дикция, монотонность, невыразительность. Больше всего нарушений у обследуемых проявлялось в воспроизведении и восприятии интонации, логического ударения, в изменении гром-кости голоса. Был сделан вывод, что формирование интонационных умений является важным этапом в коррекционной работе по устранению проявлений псевдобульбарной дизартрии.
Обучающий эксперимент был основан на методиках Л. В. Лопатиной, Л. А Поздняковой и Т. В. Поповой. Обучение проводилось поэтапно. Первый этап был направлен на формирование физиологических основ интонации (дыхания, громкости голоса, темпа), второй этап был направлен на обучение передачи эмоциональных состояний с помощью изменения основного тона высказывания и обучение продуцированию высказываний различных коммуникативных типов. Материалом служила как стихотворная, так и прозаическая речь. Итогом этой работы являлась постановка игрового спектакля.
Участники экспериментальной группы достигли хороших результатов в овладении интонационными средствами выразительности. Успешность выполнения заданий мы констатировали по всем разделам, входившим в методику обследования. Особенно положительная динамика заметна в умении испытуемых изменять громкость голоса, осознанно и целенаправленно оформлять свои высказывания нужной интонацией, самостоятельно выделять значимое слово в фразах, изменять тембр голоса, речь стала более выразительной.



1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / Е. С. Алмазова. - М. : Просвещение, 1991. - 150 с.
2. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст] // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. - М., 1997. - С. 27-34.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учебное пособие для студентов пед. вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2007. - 224 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 319 с.
5. Артемова, Е. Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Е. Э. Артемова ; Пед. академия последипломного образования. - Москва, 2003. - 27 с.
6. Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов [Текст] / О. С. Ахманова. - М. : Советская энциклопедия, 1968. - 606 с.
7. Бабина, Г. В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией [Текст] / Г. В. Бабина, Р. Е. Идес // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство : Сб. науч.-метод. трудов. - СПб, 2003. - 180 с.
8. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Просвещение, 1964. - 90 с.
9. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛА- ДОС, 2009.-287 с.
10. Белянин, В. П. Психолингвистика [Текст] : учебник / В. П. Белянин ; гл. ред. Д. И. Фельдштейн. - М. : Флинта, 2003. - 232 с.
11. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е. А. Брызгунова. - М. : Прогресс, 1969. - 278 с
12. Веснина, А. С. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(20). URL: http://sibac.info/archive/guman/5(20).pdf(дата обращения: 27.05.2018)
13. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии [Текст] : учеб. для студ. ву-зов / Т. Г. Визель. - М. : АСТ Астрель Транзиткнига, 2005. - 384 с.
14. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика [Текст] : учеб. пособие / Е.Н. Винарская, Г. М. Богомазов. - М. : АСТ ; Астрель, 2005. - 206 с.
15. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, 2006. - 141 с.
16. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб. пособие / Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова; под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989. - 528 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 459 с.
18. Георгиева, М. П. Русская фонетика и интонация [Текст] : прак. пособ. для студентов / М. П. Георгиева, М. В. Попова. - М.: Наука и искусство 1974. - 308 с.
19. Дедюхина, Г. В. Работа над ритмом в логопед. практике [Текст] : метод. пособие / Г. В. Дедюхина. - М. : Айрис-дидактика, 2006. - 64 с.
20. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи) [Текст] : кн. для логопеда. - 2-е изд., перераб. / Л. Н. Ефименко. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
21. Жинкин, Н. И. Психологические основы развития речи [Текст] / Н. И. Жинкин. - М. : Просвещение, 1996. - 185 с.
Т1. Исенина, Е. И. Психолингвистические закономерности речевого онтогенеза [Текст] / Е. И. Исенина. - Иваново : Изд-во Ивановского ун-та, 1983. - 78 с.
23. Копачевская, Л. А. Формирование интонационной выразительности у детей с речевыми нарушениями [Текст] / Л. А. Копачевская, Е. В. Лавров // Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление : сб. науч. ст. - Москва, 1997. - С. 222-235.
24. Лаврова, Е. В. Логопедия : Основы фонопедии [Текст] / Е. В. Лаврова. - М.: 2007. - 189 с.
25. Лазаренко, О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей [Текст] / О. И. Лазаренко. - Сфера, 2009. - 137 с.
26. Ларина, Е А. Лингвистические основы изучения интонационной стороны речевой деятельности [Текст] / Е А Ларина // Теория и практика специального образования — Хабаровск, 2005. — С. 102—111.
27. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. А. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1999. - с. 156-196.
28. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями [Текст] / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова. - Спб. : Союз, 2006.
29. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст] // Хрестоматия по логопедии : учебное пособие для студентов выс¬ших и средних специальных педагогических учебных заведений : В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 214-217.
30. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Просвещение, 1997. - 254 с.
31. Парамонова, Л. С. Логопедия для всех [Текст] / Л. С. Парамонова. - СПб. : Просвещение, 2004. - 352 с.
32. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева.
- Ростов н/Д. : Феникс: 2002. - 448 с.
33. Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика [Текст] : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей до-школьного возраста / Е. А. Пожиленко. - М. : Наука, 2006. - 53 с.
34. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стёртой дизартрией [Текст] / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. - 2005. № 5. - С. 57-62.
35. Попова, Т. В. Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с дизартрией [Текст] : автореф. дис. канд. пед. наук : 02.04.2009/ Т. В. Попов ; Пед. академия последипломного образования.
- Москва, 2009. - 27 с.
36. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. / О. В. Правдина. - М. : Просвещение, 1973. - 325 с.
37. Репина, З. А. К вопросу об интонационной выразительности речи у младших школьников с ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и их сверстников с нормальных психоречевым развитием [Текст] / З. А. Рпина, Е. А. Ларина // Специальное образование. - 2009. - №3. - С. 74-83.
38. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н. Д. Светозарова. - Л. : Наука, 1982. - 123 с.
39. Семенова, К. А. Дизартрии [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Хрестоматия по логопедии : учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений : В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. С. 173-188.
40. Серебрякова, Н. В. Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Н. В. Серебрякова, - СПб.: 1996. - 170 с.
41. Соботович, Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Журнал Дефектология. - 1974. - №3. С.64-68.
42. Тонкова-Ямпольская, Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни [Текст] / Р. В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - 1968. - № 3. - С.24-29.
43. Трубникова, Н. М. Логопедическая технология обследования речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 96 с.
44. Уварова, Т. Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками [Текст] / Т. Б. Уварова. - М. : Сфера, 2009. - 64 с.
45. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина ; под ред. Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
46. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения [Текст] : Практикум по логопедии : Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М. Ф. Фомичева. - М. : Просвещение, 1989 - 239 с.
47. Цейтлин, С. Н. Язык и ребёнок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. - М. : Владос, 2000. - 240 с.
48. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е. Е. Щевцова, Л. В. Забродина. - М. : Астрель, 2009. - 108 с.
49. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в раннем детстве [Текст] / Д.Б. Эль- конин. - М.: Педагогика, 1989. - 375 с.
50. Язовицкий, Е. В. Выразительное чтение как средство эстетического воспитания [Текст] / Е. В. Язовицкий. - Л.: Учпедгиз, 1963. - 399 с.
51. Яровенко, О. И. Становление интонационной системы языка у детей младшего школьного возраста [Текст] / О. И. Яровенко // Становление речи и усвоение языка ребёнком: сб. науч. тр. - М. : Московский Университет, 1986. - 46 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ