ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТИМИЗАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ 8
1.1. Подходы к понятию межличностных отношений 8
1.2. Особенности формирования межличностных отношений у детей
с тяжелыми нарушениями речи 12
1.3. Условия дошкольного инклюзивного образования 18
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТЫХ
ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1. Анализ методик исследования межличностных отношений для
детей дошкольного возраста 25
2.2. Организация констатирующего этапа эксперимента 29
2.3. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
ГЛАВА 3 ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖЛИЧНОСТЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ 38
3.1. Игра как метод формирования межличностных отношений 38
3.2. Содержание и апробация программы по оптимизации
межличностных отношений детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования 50
3.3. Анализ результатов контрольного этапа эксперимента 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 83
Проблема становления межличностных отношений детей дошкольного возраста является актуальной и привлекает внимание многих специалистов, поскольку своеобразие их развития отражается на социальном самочувствии дошкольников и сказывается на процессе социальной адаптации.
Дошкольный возраст выступает как период жизни, в ходе которого интенсивно формируются детские взаимоотношения. У детей появляется устойчивый интерес к совместной деятельности, повышается активность и самостоятельность - важные предпосылки организованного поведения. У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) возникают серьезные проблемы в отношениях со сверстниками, так как основой межличностных отношений является речь, а у данной категории детей низкая речевая активность.
В настоящее время в образование активно внедряется процесс инклюзии. В инклюзивной практике реализуется создание необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми, а также обеспечение равного доступа к получению образования. Одним из важнейших условий достижения данной цели является формирование благоприятных межличностных взаимоотношений между детьми с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками.
Особенности межличностного взаимодействия в инклюзивном образовании исследованы мало. Главной причиной дефицита исследований является новизна проблемы - «стаж» инклюзивного образования исчисляется несколькими годами. Эта проблема не является специфической для нашей страны. Все страны, присоединившиеся к Саламанкской декларации, отмечают дефицит исследований в этой области. Мы наблюдаем процесс становления самой системы инклюзивного образования со всеми трудностями первого этапа. Кроме того, организация исследования взаимодействий в условиях инклюзии трудна и по другим причинам: мало инклюзивных образовательных учреждений; имеющиеся настроены на получение помощи, а не на участие в исследованиях; трудно сравнивать результаты локальных «замеров» из-за различия материальных условий и особенностей групп детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Взаимоотношения дошкольников формируются в игровой деятельности как ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Л. С. Выготский обращает внимание на неповторимую специфику дошкольной игры, которая состоит в том, что, с одной стороны, в игре ребенок обладает свободой и самостоятельностью. С другой стороны, отмечается строгое подчинение правилам. Такое подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязаны извне взрослым, а вытекают из содержания игры, ее задач и когда их выполнение представляет для ребенка интерес, и он готов выполнять и соблюдать эти правила, поскольку от них зависит ход игры и ее особенности [17 ].
Считается, что в сюжетно-ролевой игре создаются благоприятные условия для развития межличностных взаимоотношений детей. Поскольку игра позволяет детям самостоятельно использовать разные формы общения, в игре имеющиеся у детей симпатии постепенно углубляются, перерастая во взаимную привязанность.
В межличностных отношениях происходит процесс развития навыков самопознания, самооценки для ребенка. Он начинает глубже понимать себя, свою личность и происходит это именно через отношение к другим детям, что является более высоким уровнем по сравнению с более младшим возрастом, в котором понимание своих возможностей осуществляется через практическую деятельность.
Движущей силой развития межличностных отношений в игре, по мнению Н. В. Краснощековой, является то, что в ней естественная потребность ребенка к общению сталкивается с неумением контактировать и согласовывать свои действия с действиями партнеров по общению[23]. Возникает внутренняя борьба, конфликтность противоречий, и в результате нее дети для того, чтобы остаться равноправными членами игрового коллектива учатся уступать, отказываться от личных интересов и желаний ради общего интереса, что формирует основу для развития межличностных отношений.
По мнению В. С. Мухиной положительные качества детей, проявленные в игре, служат основой для формирования дружеских отношений, в которых развиваются такие качества личности детей, как доброта, терпеливость, смелость, умение разрешать конфликты [5]. В группе сверстников формируется определенное общественное мнение, взаимная оценка, которая оказывает большое влияние на развития ребенка.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что игра поможет дошкольникам с ТНР становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими.
Объект исследования - межличностные отношения детей дошкольного возраста с ТНР в условиях инклюзивного образования.
Предмет исследования -процесс оптимизации межличностных
отношений у детей дошкольного возраста с ТНР в игровой деятельности.
Гипотеза: использование игры, моделирующей поведение детей в условиях инклюзивного образования, может способствовать оптимизации межличностных отношений дошкольников с ТНР.
Цель - оптимизация межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ТНР в игровой деятельности в условиях инклюзивного образования.
Задачи:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме.
2. Экспериментальное изучение особенностей межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ТНР.
3. Составление и апробация программы по оптимизации межличностных отношений у детей дошкольного возраста с ТНР посредством игры.
4. Определение эффективности составленной и апробированной программы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-метод анализа теоретической литературы;
- метод наблюдения;
- методика «Цветовой тест отношений» автор А. И. Лутошкина.;
- метод проблемных ситуаций «Одень куклу».
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение — детский сад №39 г. Екатеринбурга.
Проведенное исследование показало, что эффективность коррекционной работы на занятиях по оптимизации межличностных отношений посредством игры увеличилась, так как дети стали активно взаимодействовать между собой. Дети стали более уверенны в своих поступках, у них исчез страх самовыражения, уменьшилось чувство неполноценности.
Для того чтобы проследить, каким образом формируются межличностные отношения детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования, нами была организована опытно-экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании принимали участие 10 детей с различными речевыми нарушениями и 2 ребенка с нейротипичным речевым развитием. Дети были разделены на две группы. Одна из них была контрольной.
Первоначально коммуникативный уровень детей с тяжелыми нарушениями речи был определен на низком уровне.
С детьми была проведена работа с использованием игр, моделирующих поведение детей, это способствовало не только развитию межличностных отношений, но и доставляло детям радость и чувство удовлетворения. По окончании специальных занятий был проведен контрольный этап эксперимента.
Для работы была составлена и апробирована программа, включающая игровые занятия. Занятия были составлены с учетом возможностей детей, их интересов, а также учитывались возрастные особенности данной категории детей. Благодаря этому на контрольном этапе нашего исследования мы пронаблюдали положительную динамику в развитии межличностных отношений.
Перед составлением программы проводилось наблюдение за детьми. Исследовались инициативность, чувствительность к воздействиям сверстника, преобладающий эмоциональный фон. Изучили внутренние, глубинные характеристики отношений друг к другу. Важным показателем для составления программы был критерий, как дети взаимодействуют друг с другом в проблемных ситуациях.
Анализ контрольного этапа эксперимента показал, что у детей контрольной группы видна положительная динамика относительно того или иного критерия, входящего в определение уровня коммуникативного развития
Следовательно, выдвинутая гипотеза, подтвердилась: использование игры, моделирующей поведение детей в условиях инклюзивного образования, способствует оптимизации межличностных отношений дошкольников с ТНР.
Материалы исследования были представлены на научно-практической конференции.
1. Абраменкова, В. В. Психология развивающейся личности [Текст] / В. В. Абраменкова. - М.: 1987. - 260 с.
2. Авдулова, Т. П. Психология игры [Текст]/ Т. П. Авдулова. - М., 2009. - С. 30.
3. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина // Дефектология. - 2011. - №1.- с.83-92
4. Андреева, Г. М. Межличностное восприятие в группе [Текст]/ Г. М. Андреева. - М.: 1981. - 72 с.
5. Андреенко, Т. А. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников [Текст] / Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. - 96 с.
6. Андриенко, Е. В. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для студентов/ Е. В. Андриенко. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
7. Аксенова, Н. Д. Педагогическое взаимодействие в работе с детьми с ОВЗ [Текст] / Н. Д. Аксенова, И. Н. Татаринцева, Н. А. Галкина. - Волгоград: Учитель., 2015. - 125 с.
8. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Академа, 2007. - 255 с.
9. Богдан, Н. Н. Специальная психология[Текст] / Н. Н. Богдан, М. М. Могильная; под ред. Л. И. Александровой. - Владивосток: ВГУЭС, 2003. - 220 с.
10. Богуславская, В. М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / В. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М.: «Просвещение», 2001. - 256 с.
11. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском саду [Текст] / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
12. Большая педагогическая энциклопедия: в 2 т / председатель
научно-ред. Совета А. М. Прохоров, - М.: Большая российская
энциклопедия, 1999.
13. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /
А. К. Бондаренко. - М.: 1985. - 85 с.
14. Бондаренко, М. А. Исследование межличностных отношений в отечественной психологии [Текст] / М. А. Бондаренко // Научное обозрение. - 2013. - №4. - с. 140-151.
15. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Т. В. Марцинковская. - М.: Академия, 2011. - 330 с.
16. Волкова, Т. Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. Н. Волкова, Г. Х. Юсупова; под научной ред. И. Ю. Левченко. - М.: Национальный книжный центр, 2014. - 96 с.
...