ГЛАВА 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 3
1.1. Лингвистические основы преподавания орфографии и выработки
орфографического навыка 7
1.2. Психолого - педагогические основы развития орфографической
зоркости 18
1.3. Характеристика речевого и познавательного развития обучающихся
с задержкой психического развития 27
1.4. Специфика овладения навыками письма обучающимися с задержкой
психического развития 40
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ КЛАССАХ 49
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 49
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 55
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДШИХ
КЛАССАХ 67
3.1. Обоснование содержания и методики обучающего эксперимента 67
3.2. Содержание экспериментального обучения 77
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Преподавание отечественного языка в первоначальном обучении составляет предмет главный, центральный, входящий во все другие предметы и собирающий их результаты.
Достижение высокого качества орфографических навыков по- прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Важность формирования орфографической грамотности у обучающихся обусловлена тем, что:
1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;
2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.
Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность обучающихся с задержкой психического развития не достигает достаточно высокого уровня. Одной из причин недостаточно высокой орфографической грамотности младших школьников с задержкой психического развития является несформированность их орфографической зоркости, т.е. неумение «видеть» орфограммы.
Этой проблемой в нашей стране занимается ряд ученых. А.Р. Лурия описал с научной точки зрения психофизиологию письма [44].
И.Н. Садовникова освещает предпосылки формирования письма в норме и механизмы нарушений, приводящих к стойким специфическим ошибкам [66]. Разработкой диагностического материала по обследованию речи детей занимаются Т.П. Бессонова, А.В. Ястребова [91].
А.В. Ястребова представила характеристики проявления неполноценного развития устной и письменной речи, вскрыла причины трудностей усвоения родного языка детьми с речевой патологией. Она занимается разработкой методов коррекционно-развивающего обучения детей [90].
Методика обучения орфографии не совершенна: в ней не предусмотрено специальное обучение, направленное на развитие орфографической зоркости.
Теоретический материал курса русского языка представляет для младшего школьника некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. Обучающиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки, применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Некоторые обучающиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Проблема обучения детей грамотному письму всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа - это его культура. Поэтому достижение высокого качества орфографического навыка - одна из наиболее актуальных и сложных задач начального обучения. Это и определило выбор темы нашей квалификационной работы.
Объект исследования - орфографическая зоркость обучающихся с задержкой психического развития в младших классах.
Предмет исследования - процесс целенаправленного развития орфографической зоркости обучающихся с задержкой психического развития в младших классах.
Цель исследования - выявить эффективные способы формирования орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития, разработать и апробировать комплекс орфографических упражнений для ее выработки.
Задачи:
1. Определить теоретические основы исследования;
2. Определить методическую обеспеченность обучения орфографии, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для обучающихся начальных классов;
3. Разработать комплекс упражнений по формированию орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития и проверить эффективность предложенного комплекса посредством экспериментальной работы в школе.
Гипотеза - предполагается, что формирование орфографической зоркости младших школьников будет проходить более успешно, если в ходе обучения будет применяться комплекс упражнений, направленный на формирование умений находить и классифицировать орфограммы по заданным признакам.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические методы исследования - анализ лингвистической, дидактической, методической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования орфографической зоркости у младших школьников с задержкой психического развития; наблюдение за учебным процессом в школе.
Эмпирические методы исследования - исследование констатирующего, формирующего и контрольного характера, качественный и количественный анализ результатов.
Практическая значимость результаты данного исследования могут оказать помощь педагогам на уроках русского языка у младших школьников с задержкой психического развития, для формирования орфографической зоркости посредством занимательных упражнений.
База исследования: данная работа проводилась на базе МАОУ- гимназии №13 г. Екатеринбурга. Экспериментальной площадкой послужил 2 «В» класс. В исследовании приняли участие 25 детей.
Структура дипломной работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, основной части: главы 1, главы 2, главы 3, заключения, имеется список источников и литературы, включающий девяносто четыре источника и шесть приложений.
В рамках данной работы нами были решены как теоретические, так и практические задачи исследования. Прежде всего, нами были рассмотрены лингвистические основы преподавания орфографии и выработки орфографического навыка, психолого - педагогические основы развития орфографической зоркости, выявлены особенности речевого и познавательного развития обучающихся с задержкой психического развития, также были рассмотрены особенности овладения навыками письма обучающимися с задержкой психического развития.
Орфографическая зоркость является базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию. Орфографическая зоркость - это способность, умение быстро обнаруживать в тексте, в словах и их сочетаниях орфограммы, а также определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим. Формирование умения обнаруживать орфограммы происходит постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Мы установили, что в методическом аппарате учебников система обучения не предполагает целенаправленной работы по формированию орфографической зоркости. К наиболее распространенному орфографическому упражнению относится упражнение на вставку пропущенных букв. При выполнении заданий обучающимся не приходится задумываться над «ошибкоопасным» местом: на месте орфограммы они уже видят пропуски букв, соответственно, у них нет необходимости пользоваться умением «видеть» место орфограммы - оно уже указано. Существенно не изменяют положения и такие упражнения, как подчеркивание и группирование орфограмм в написанных словах. Также, в основном, орфографические упражнения направлены на закрепление только одного правила. Работу над упражнениями следует организовывать так, чтобы шло сопоставление новых знаний с ранее изученными.
Проведенная диагностика 2 «В» показала, что обучающиеся усвоили, что такое опасное сочетание звуков и букв, но затрудняются найти его в тексте, видят в тексте следующие орфограммы: заглавная буква в именах собственных, разделительный мягкий знак (ь), мягкий знак (ь): показатель мягкости. В нахождении и выделении орфограмм: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне и на конце слов, правописание ЖИ- ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН у обучающихся возникают затруднения. Большинство диагностируемых не умеет различать тип орфограммы по присущим ей признакам.
Сравнивая уровни орфографических умений обучающихся с задержкой психического развития и нормотипичных детей на этапе констатирующего эксперимента мы видим, что обучающиеся показали разный результат, то есть группы с разным уровнем развития. Высокий уровень показали 24% нормотипичных обучающихся, обучающихся с ЗПР на высоком уровне нет. На среднем уровне находятся 62% нормотипичных детей, детей с ЗПР - 28%. На низком уровне находятся 72% обучающихся с ЗПР и 14% обучающихся в норме.
На основании данных результатов исследования обучающихся с задержкой психического развития и нормотипичных детей можно утверждать о необходимости систематического и целенаправленного применения методической системы заданий и упражнений, направленной на формирование орфографической зоркости.
На этапе обучающего эксперимента мы разработали и апробировали систему упражнений применяемых на уроке русского языка в начальной школе, направленную на развитие орфографической зоркости у обучающихся в младших классах.
Задания сформированы по блокам:
1. Зона актуального развития - включает в себя орфограммы на изученные правила: безударная гласная в корне слова, звонкие и глухие согласные в корне и конце слова, сочетание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, мягкий знак: разделительный и смягчающий, заглавная буква в именах собственных.
2. Зона ближайшего развития - включает в себя задания, содержащие орфограммы на неизученные правила. При обучении орфографии в начальных классах учителю следует организовать работу над группами опознавательных признаков.
После реализации коррекционно - пропедевтического комплекса нами была проведена вторичная диагностика. Мы опирались на ранее выделенные критерии, уровни и получили следующие результаты диагностического исследования: у нормотипичных детей высокий уровень увеличился 9%, средний уровень снизился на 7%, низкий уровень на 4%. У детей с ЗПР мы так же наблюдаем положительную динамику: увеличение детей на 16%, находящихся на среднем уровне, снижение среднего показателя низкого уровня на 16%.
Увеличение числа обучающихся с высоким уровнем орфографических умений за счёт имеющихся потенциальных возможностей обучающихся со средним уровнем, а также вследствие целенаправленной и систематической работы со стороны учителя на уроках русского языка, т.к. систематическое попутное повторение изученного способствует тому, что обучающиеся хорошо запоминают написание трудных слов. Так же можем наблюдать у обучающихся снижение количества детей с низким уровнем развития орфографических умений. Полученные данные указывают на то, что орфографические умения испытуемых нормотипичных детей находятся на более высоком уровне формирования.
Проведенная нами диагностика показала, что обучающиеся усвоили, что такое опасное сочетание звуков и букв, могут найти его в тексте, видят и выделяют в тексте следующие орфограммы: правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН, заглавной букве в именах собственных, мягком знаке: разделительном и смягчающем (ь); безударных гласных в корне слова, парных согласных в корне и на конце слов, большинство диагностируемых научились различать тип орфограммы по присущим ей признакам, видят орфограммы на неизученные правила.
Разработанный нами комплекс по формированию орфографической зоркости у обучающихся с задержкой психического развития доказал свою эффективность. Следовательно, выдвинутая гипотеза, подтвердилась: предполагается, что формирование орфографической зоркости младших школьников будет проходить более успешно, если в ходе обучения будет применяться комплекс упражнений, направленный на формирование умений находить и классифицировать орфограммы по заданным признакам.
Корекционно-пропедевтический комплекс, направленный на формирование орфографической зоркости у обучающихся в младших классах может оказать помощь педагогам на уроках русского языка.
Основные результаты исследования были представлены на всероссийских научно-практических конференциях студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей «Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС» в апреле 2018 г. Материалы статей находятся в приложении 6.
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова.- М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с.
2. Агаркова, Н. Г. Азбука. 1 класс [Текст] : учебник по обучению грамоте и чтению / под ред. М. Л. Каленчук. - М. : Академ-книга, 2016. - 128 с.
3. Аксенова, А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова. - М. : Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 215 с.
4. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст] / Н. Н. Алгазина. - М., 1987. - 432 с.
5. Алферов, А. Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) [Текст] / А. Д. Алферов. - 3 изд. - М. : Тип. Г. Лисснера, 1996. - 556 с.
6. Аристова, Т. А. Образование младших школьников [Текст] / Т. А. Аристова, С. В. Кривых. - СПб. : ИПК СПО-НОУ «Экспресс», 2010. - 194 с.
7. Арямова, О. С. Обучение решению орфографических задач [Текст] / О. С. Арямова // Начальная школа. - 1988. - № 4. - С. 21-38.
8. Арямова, О. С. Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической карты урока [Текст] : учебное пособие по методике обучения русскому языку и литературе / О. С. Арямова [и др.]. - Пенза : ПГУ, 2013. - 142 с.
9. Ахутина, Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму [Текст] / Т. В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. СПб., 2001. - С. 115-118.
10. Багичева, Н. В. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Текст] : учебное пособие / Н. В. Багичева, М. Л. Кусова, Е. И. Плотникова, С. В. Плотникова, В. А. Шуритенкова. - М. : ФЛИНТА ; Наука, 2011. - 272 с.
11. Бакулина, Г. А. Новый подход к словарно-орфографической работе на уроках русского языка [Текст] / Г. А. Бакулина // Начальная школа. - 2000. - № 7. - С. 34-37.
12. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе [Текст] / М. Т. Баранов. - М., 2000. - 368 с.
13. Богоявленский, Д. Д. Психология усвоения орфограмм [Текст] / Д. Д. Богоявленский. - М. : Просвещение, 1966. - 344 с.
14. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. - 2003.- № 4 - С. 39-48.
15. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002. - 164 с.
16. Буковцова, Н. И. Овладение системой фонем языка учащимися с задержкой психического развития на подготовительном этапе коррекционно¬логопедической работы при дисграфии [Текст] / Н. И. Буковцова, И. Н. Макарова // Логопедия. - 2004. - № 1. - С. 32-36.
...