Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие словарного запаса у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №96824

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы99
Год сдачи2019
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 7
1.1. Основы развития словарного запаса у детей старшего дошкольного
возраста в онтогенезе 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 12
1.3. Особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 27
2.1. Организация констатирующего эксперимента 27
2.2. Изучения уровня сформированности пассивного словаря у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 28
2.3. Изучения уровня сформированности активного словаря у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 35
2.4. Сравнительный анализ развития пассивного и активного словаря
старших дошкольников с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 44
ГЛАВА 3. СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 48
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с
ОНР III уровня с легкой степенью дизартрии 48
3.2. Система логопедической работы по развитию словарного запаса у
детей с ОНР III уровня легкой степени псевдобульбарной дизартрии 50
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 98

Актуальность исследования. В стратегических документах развития образования: Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [38, с. 14]; государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. большое внимание уделяется речевому развитию дошкольников. Оно включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи дошкольника.
Статистика показывает тенденцию роста количества детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В структуре речевого дефекта у детей с общим недоразвитием речи одним из ведущих нарушений выступают нарушения развития словаря.
Актуальность проблемы вызвана все возрастающими требованиями к социальному развитию ребенка, в котором наряду с другими составляющими одно из ведущих мест занимает чистая, правильная речь и коммуникативные навыки, позволяющие ему строить межличностные отношения с окружающими.
Д. Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития корректируется, как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника [42]. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляется интенсивным обогащением словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть усвоение лексических значений слов.
Основным из ключевых компонентов развития личности является развитие речи и словаря ребенка, освоение богатства родного языка, изучение произведенных ценностей государственной культуры, непосредственно сопряженное с интеллектуальным, моральным, эстетическим развитием, представляется приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников.
В исследованиях Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной общее недоразвитие речи представлено как речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики, что отражается на формировании и развитии всей языковой личности, затрудняя ее речевую коммуникацию и социальную адаптацию в обществе.
Важным условием развития словаря старшего дошкольника с общим недоразвитием речи является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.
Следовательно, актуальность предпринятого нами исследования обусловлена необходимостью разработки системы коррекционной работы по развитию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с легкой степенью дизартрии с использованием эффективных, целесообразных методов и приёмов.
Проблема исследования: развитие словарного запаса у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с легкой степенью дизартрии как одно из условий их готовности к обучению в школе.
Объект исследования: изучение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с легкой степенью дизартрии.
Предмет исследования: система работы по развитию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать систему работы по развитию словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с легкой степенью дизартрии.
В соответствии с целью исследования были определены его задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.
2. Выявить особенности развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Определить направления и содержание работы по уточнению, обогащению и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с легкой степенью дизартрии.
4. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Методологической и теоретической основой исследования явились:
- теория о закономерностях становления лексической стороны речи (Н. И. Жинкин, А. Н. Гвоздев, Р. И. Лалаева);
- психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР III уровня (В. И. Лубовский, Р. Е. Левина, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.)
Методы исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К первым относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации на обследуемых детей.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены в системе проектирования и реализации коррекционного процесса при устранении речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи в условиях компенсирующих групп дошкольных образовательных учреждений комбинированного вида, в подготовке учебно-методического комплекса для логопедов, родителей и воспитателей.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ детский сад «Детство» комбинированного вида, структурное подразделение Детский сад № 179 «Дельфинчик» (город Нижний Тагил Свердловской области).
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе изучения и анализа научно-методической литературы можно сделать следующие выводы.
Развитие импрессивного и экспрессивного словаря дошкольников с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии существенно отличается от нормативного развития в данный возрастной период и нуждается в совершенствовании с использованием специальных средств.
Проблемой развития словаря детей с нарушениями речи занимались многие исследователи (Р. Е. Левина; Л. Н. Ефименкова; Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова и др.). Учеными отмечается резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация понятий.
Для выявления уровня развития словаря старших дошкольников с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, мы использовали методику Е. Ф. Архиповой «Исследование семантической структуры слова и лексической системности», методическое пособие И. Н. Моргачевой «Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений», а также учебно-методическое пособие Н. М. Трубниковой «Структура и содержание речевой карты».
Программа исследования состояла из двух этапов: обследования пассивного (понимание номинативного и предикативного словаря, словаря признаков, действий и пространственных обозначений) и обследования активного (обследование слов, обозначающих предметы, признаки, действия, дополнение к глаголу, пространственные наречия и предлоги) словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Ограничение словарного запаса старших дошкольников с ОНР заключалось в том, что в активном словаре детей преобладали имена существительные и глаголы, а применение слов, характеризующих признаки предметов и их пространственная соотнесенность вызывали трудности. Наблюдалось расхождение активного и пассивного словаря, незнание или неточное употребление многих общеупотребительных слов, обозначающих зрительно сходные предметы или части предметов.
С учетом результатов констатирующего эксперимента был разработан и проведен обучающий эксперимент с использованием психогимнастики и мнемотехники. Обучающий эксперимент проводился по подгруппам, которые формировались с учетом уровня развития словаря дошкольника. Основными направлениями работы явились: обогащение пассивного и активного словаря ввиду выявленных нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
После обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, целью которого выступало определение эффективности работы по развитию импрессивного и экспрессивного словаря у детей старшего дошкольного возраста, участвующих в обучении. Проанализировав результаты обследования, мы сделали вывод о том, что проведенная коррекционная работа по развитию словаря является эффективной, так как у дошкольников наблюдается положительная динамика.
Итоги работы послужили основанием для подтверждения актуальности рассматриваемой проблемы. Была достигнута цель работы и решены поставленные задачи исследования.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Антипова, Ж. В. Формирование словаря у дошкольников с общим
недоразвитием речи [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 /
Ж. В. Антипова; Моск. городской пед. ун-т. - М. , 1998. - 174 с.
3. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Ахманова, Т. В. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Т. В. Ахманова - М. : Советская энциклопедия, 1969. - 607 с.
5. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова - СПб. : Детство-пресс, 2001. - 238 с.
6. Барменкова, Т. Д. Характеристика нарушений связного высказывания у детей с общим недоразвитием речи речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Т. Д. Барменкова; Моск. пед. гос. ун-т - М. ,
1996. - 16 с.
7. Бельтюков, В. И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе [Текст] / В.И.Бельтюков // Вопросы психологии. - 1984. - №1. - С. 141-146.
8. Вершинина, О. М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] / О. М. Вершинина // Логопед. - 2004. - № 1. - С. 34 - 40.
9. Винарская, Е. Н. Современное состояние проблемы дизартрии [Текст] // Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Т. 1. - С. 268-284.
10. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Собрание сочинений: в 6-ти т. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. - 504 с.
11. Гасанова, Д. И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]: канд. пед. наук: 13.00.04 / Д. И. Гасанова; Дагестанский гос. пед. инст-т. - Махачкала, 2000. - 234 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев - М. : Учпедгиз, 1961. - 472 с.
13. Гуровец, Г. В. Клинико-педагогическая характеристика детей, страдающих стертой дизартрией и методы коррекционного воздействия [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская // Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. - М. : Просвещение, 1981. - С.69-90
14. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. - 1954. - № 6. - С. 80-94.
15. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / А. В. Захарова; Новосибирский гос. ун-т. - Новосибирск, 1975. - 23 с.
16. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 280 с.
17. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - М. : Академия, 2006. - 320 с.
18. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И. Б. Карелина // Дефектология. - 1996. - №5. - С. 10-14.
19. Коновалова, С. Н. Формирование предикативной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / С. Н. Коновалова; Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. - М., 2007. - 200 с.
20. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
21. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова - СПб. : СОЮЗ, 2001. - 224 с.
22. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : АльянС, 2013. - 367с.
23. Лопатина, Л. В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляторной моторики у детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. Межвузовский сборник научных трудов. - Л., 1987. - С. 33-37.
24. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] / Л. В. Лопатина // Дефектология. - 1986. - № 2. - С. 64-70.
25. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Образование, 1994. - 100 с.
26. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией [Текст] / Р. И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. 1. / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - С. 214-218.
27. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова - М.: Просвещение, 1985. - 203 с.
28. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др.; под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
30. Павлова, О. С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Павлова. - М. : Московский открытый социальный ун-т, 2007. - 95 с.
31. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС
1997. - 400 с.
32. Ребенок в пространстве [Текст]: подготовка дошкольников с общим недоразвитием речи к обучению письму посредством развития пространственных представлений: методическое пособие / И. Н. Моргачева.
- СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. - 102 с.
33. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст] / Н. В. Самоукина - М. : Новая школа, 1993. - 144 с.
34. Сваткова, Л. С. Использование методов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. С. Сваткова // Дошкольное образование. - 2011. - №3 - С. 15-16.
35. Соботович, Е. Ф., Чернопольская, А. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - № 4. - С. 63-68.
36. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст]: учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.
37. Ушакова, О. С. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст].
- М. : Просвещение, 1984. - 235 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст]. - М. : СФЕРА, 2016. - 65 с.
39. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис Пресс, 2007. - 209 с.
40. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С. Н. Цейтлин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
41. Чиркина, Г. В. К методике обучения детей с псевдобульбарной дизартрией [Текст] / Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1973. - № 4. - С. 15¬21.
42. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 380с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ