Формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования 7
1.1. Закономерности становления фонетико-фонематической стороны
речи у детей 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 17
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов ... 23
2.1. Принципы и организация логопедического обследования 23
2.2. Методики и результаты логопедического обследования моторных
функций у детей обследуемой группы 26
2.3. Методики и результаты логопедического обследования
звукопроизношения у детей изучаемой группы 32
2.4. Методики и результаты логопедического обследования
фонематического восприятия у детей экспериментальной группы 47
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием и псевдобульбарной дизартрией 53
3.1. Организация и основные направления обучающего эксперимента 53
3.2. Проведение и анализ результатов контрольного эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
ГЛАВА 1. Теоретический анализ литературы по теме исследования 7
1.1. Закономерности становления фонетико-фонематической стороны
речи у детей 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 12
1.3. Характеристика фонематического восприятия у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией 17
ГЛАВА 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов ... 23
2.1. Принципы и организация логопедического обследования 23
2.2. Методики и результаты логопедического обследования моторных
функций у детей обследуемой группы 26
2.3. Методики и результаты логопедического обследования
звукопроизношения у детей изучаемой группы 32
2.4. Методики и результаты логопедического обследования
фонематического восприятия у детей экспериментальной группы 47
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием и псевдобульбарной дизартрией 53
3.1. Организация и основные направления обучающего эксперимента 53
3.2. Проведение и анализ результатов контрольного эксперимента 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Язык представляет собой средство коммуникации между людьми. Формирование связной речи у детей находится в тесной связи с усвоением грамматического строя речи, а также усвоением звуковой структуры речи.
Во многих научных работах показано огромное значение формирования фонематических процессов, в том числе и фонематического восприятия у детей с нарушением речи. Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия может считаться гарантией отчетливого произнесения звуков, безошибочно построенной слоговой структуры слов и фундаментом простоты овладения грамматическим строем языка, что приведет к успешному освоению письма и чтения [21].
Большинство детей весьма рано перенимают базовые звуки языка. Они хорошо чувствуют нюансы произношения, но из-за физиологического своеобразия строения артикуляционного аппарата не могут корректно производить все фонемы родного языка. С младенчества ребёнок начинает слышать звуки языка согласно их фонетическим характеристикам. К пяти - шести годам становление фонематического восприятия должно быть сформировано на высоком уровне развития. В этот период корректно определяются тонкие и дифференцированные звуковые образы, как слов, так и отдельных звуков.
У детей с нормальным фонематическим восприятием речь чистая, так как они чётко воспринимают все звуки родной речи. Наряду с этим, у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают трудности как с произношением звуков, так и в восприятии речи. Дети не в силах отделить сходные по звучанию фонемы, и слова с данными фонемами для них кажутся одинаковыми, к примеру: бак - мак, лак - рак, кочка - почка [21].
При отсутствии нормального восприятия фонем их корректное произношение становится невозможным. Недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия не предоставляет основы детям для овладения на необходимом уровне как словарным запасом, так и грамматическим строем, что приводит к торможению развития связной речи в общем. Это говорит нам о том, что коррекция фонематического восприятия невозможна без устранения тяжёлых дефектов речи.
Наиболее встречающимся речевым нарушением считается псевдобульбарная дизартрия, которая может совмещаться также с другими нарушениями речи, например, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием.
Анализируя все вышесказанное, делаем вывод, что проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на сегодняшний день считается актуальной, ведь развитие фонематического анализа и синтеза оказывает позитивное воздействие на развитие всей системы речи [34].
Фонематические процессы подразумевают:
• фонематический слух;
• фонематическое восприятие;
• фонематические представления.
Д.Б. Эльконин в своих работах выделил 3 речевые операции, которые включает фонематическое восприятие [50]:
• навык выделять линейную последовательность звуков в слове;
• навык выделять позицию звука в слове по отношению к его местоположению;
• понимание либо подсчет числа звуков в слове.
Раннее распознание детей старшего дошкольного возраста с недостаточным развитием фонематического восприятия помогает корректировать речевую функцию, предотвращая такие проблемы как возникновение дисграфии и дислексии [50].
Цель исследования: изучить сформированность фонематического восприятия; по результатам констатирующего эксперимента, спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: сформированность фонематического восприятия и пути его формирования у старших дошкольников с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста и псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. На фоне изученной литературы определить методики обследования и шкалу оценок показателей сформированности фонетико-фонематической стороны речи детей.
3. Экспериментальным путем определить сформированность компонентов фонематического восприятия дошкольников с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
4. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать и спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста и псевдобульбарной дизартрией.
5. Проверить эффективность работы над фонематическим восприятием в процессе формирования неречевых и речевых функций .
Методы исследования:
Jанализ психолого-педагогической литературы;
Jколичественная и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют нарастить и расширить представления об особенностях развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
Поиск эффективных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективной коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, благоприятствует преодолению у них имеющихся речевых нарушений. Позволяет стимулировать последующую учебную деятельность, предупреждает развитие дисграфии, усиливает коммуникативные возможности, и как следствие способствует социализации, что определяет практическую значимость исследования.
Структура выпускной квалификационной работы.
1) . Введение. Аргументирована актуальность проблемы, определены цель, задачи исследовательской работы.
2) . Глава 1. Проведен анализ специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Рассматриваются особенности развития фонематических процессов при ОНР и псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
3) . Глава 2. В данном разделе описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента. Проведено обследование неречевых функций и произносительной стороны речи детей исследуемой группы. Показан анализ результатов данного обследования.
4) . Глава 3. Описание проведения обучающего эксперимента, рассмотрены принципы, методы, направления и этапы коррекционной работы. Показаны результаты коррекционно-педагогического обучения в контрольном эксперименте.
5) Заключение. Сформулированы основные выводы, даётся теоретическое обобщение результатов исследования.
Во многих научных работах показано огромное значение формирования фонематических процессов, в том числе и фонематического восприятия у детей с нарушением речи. Это свидетельствует о том, что формирование фонематического восприятия может считаться гарантией отчетливого произнесения звуков, безошибочно построенной слоговой структуры слов и фундаментом простоты овладения грамматическим строем языка, что приведет к успешному освоению письма и чтения [21].
Большинство детей весьма рано перенимают базовые звуки языка. Они хорошо чувствуют нюансы произношения, но из-за физиологического своеобразия строения артикуляционного аппарата не могут корректно производить все фонемы родного языка. С младенчества ребёнок начинает слышать звуки языка согласно их фонетическим характеристикам. К пяти - шести годам становление фонематического восприятия должно быть сформировано на высоком уровне развития. В этот период корректно определяются тонкие и дифференцированные звуковые образы, как слов, так и отдельных звуков.
У детей с нормальным фонематическим восприятием речь чистая, так как они чётко воспринимают все звуки родной речи. Наряду с этим, у детей с неразвитым фонематическим восприятием возникают трудности как с произношением звуков, так и в восприятии речи. Дети не в силах отделить сходные по звучанию фонемы, и слова с данными фонемами для них кажутся одинаковыми, к примеру: бак - мак, лак - рак, кочка - почка [21].
При отсутствии нормального восприятия фонем их корректное произношение становится невозможным. Недостаточный уровень сформированности фонематического восприятия не предоставляет основы детям для овладения на необходимом уровне как словарным запасом, так и грамматическим строем, что приводит к торможению развития связной речи в общем. Это говорит нам о том, что коррекция фонематического восприятия невозможна без устранения тяжёлых дефектов речи.
Наиболее встречающимся речевым нарушением считается псевдобульбарная дизартрия, которая может совмещаться также с другими нарушениями речи, например, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, общим недоразвитием речи, заиканием.
Анализируя все вышесказанное, делаем вывод, что проблема формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на сегодняшний день считается актуальной, ведь развитие фонематического анализа и синтеза оказывает позитивное воздействие на развитие всей системы речи [34].
Фонематические процессы подразумевают:
• фонематический слух;
• фонематическое восприятие;
• фонематические представления.
Д.Б. Эльконин в своих работах выделил 3 речевые операции, которые включает фонематическое восприятие [50]:
• навык выделять линейную последовательность звуков в слове;
• навык выделять позицию звука в слове по отношению к его местоположению;
• понимание либо подсчет числа звуков в слове.
Раннее распознание детей старшего дошкольного возраста с недостаточным развитием фонематического восприятия помогает корректировать речевую функцию, предотвращая такие проблемы как возникновение дисграфии и дислексии [50].
Цель исследования: изучить сформированность фонематического восприятия; по результатам констатирующего эксперимента, спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования: сформированность фонематического восприятия и пути его формирования у старших дошкольников с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического восприятия у детей с ОНР старшего дошкольного возраста и псевдобульбарной дизартрией.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. На фоне изученной литературы определить методики обследования и шкалу оценок показателей сформированности фонетико-фонематической стороны речи детей.
3. Экспериментальным путем определить сформированность компонентов фонематического восприятия дошкольников с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
4. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать и спланировать содержание логопедической работы по формированию фонематического восприятия у детей с ОНР дошкольного возраста и псевдобульбарной дизартрией.
5. Проверить эффективность работы над фонематическим восприятием в процессе формирования неречевых и речевых функций .
Методы исследования:
Jанализ психолого-педагогической литературы;
Jколичественная и качественная обработка результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют нарастить и расширить представления об особенностях развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и псевдобульбарной дизартрией.
Поиск эффективных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективной коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, благоприятствует преодолению у них имеющихся речевых нарушений. Позволяет стимулировать последующую учебную деятельность, предупреждает развитие дисграфии, усиливает коммуникативные возможности, и как следствие способствует социализации, что определяет практическую значимость исследования.
Структура выпускной квалификационной работы.
1) . Введение. Аргументирована актуальность проблемы, определены цель, задачи исследовательской работы.
2) . Глава 1. Проведен анализ специальной, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Рассматриваются особенности развития фонематических процессов при ОНР и псевдобульбарной дизартрии у детей старшего дошкольного возраста.
3) . Глава 2. В данном разделе описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента. Проведено обследование неречевых функций и произносительной стороны речи детей исследуемой группы. Показан анализ результатов данного обследования.
4) . Глава 3. Описание проведения обучающего эксперимента, рассмотрены принципы, методы, направления и этапы коррекционной работы. Показаны результаты коррекционно-педагогического обучения в контрольном эксперименте.
5) Заключение. Сформулированы основные выводы, даётся теоретическое обобщение результатов исследования.
Проблематика формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста изучалась в психолого-педагогической литературе (М.М. Алексеева, Л.С. Выготский, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, А.И. Максаков, Ф.А. Сохин, Г.А. Тумакова, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и другие). Формирование фонематического восприятия является важнейшей задачей в работе с детьми дошкольного возраста. Акцентируется значение развития фонематических процессов как процессов становления и развития речи, для подготовки к обучению грамоте.
Выводы по итогам исследования:
- по результатам констатирующего эксперимента видим, что недостаточное развитие неречевых (моторных) функций, неспособность различения фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу и синтезу;
- коррекционная работа не представляется возможной без исследования моторных функций, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического слуха, а также определения специфики фонематического восприятия;
- применяемые методики обследования являются отличным диагностическим инструментом с целью определения специфики развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста;
- успех педагогической работы с целью развития фонематического восприятия детей гарантирован при условии объединения усилий педагогов, логопедов и родителей. Помимо этого, при развитии слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков опознавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, различении слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.
На основании качественного и количественного анализа результатов логопедического обследования на этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития фонематического восприятия у детей исследуемой группы и установлены основные особенности его развития. Высокий уровень ни показал, ни один ребенок. Средний уровень отмечен у 7 (70%) детей (Аня С., Олег Б., Оля Б., Лена Р., Юля Г., Андрей В., Кенан А.); в уровень ниже среднего попали 3 (30%) ребенка (Лиза Г., Максим А., Ринат М.) из общего количества обследуемых - 10 (100%).
Наблюдается зависимость между качеством произношения звуков и нарушением восприятия: чем лучше ребенок различает фонемы на слух, тем больше звуков дифференцирует в произношении.
Формирование фонематического восприятия особенно эффективно осуществляется при следующих условиях:
- воспитательная работа должна основываться на следующих принципах: комплексности, системности, поэтапности, индивидуальных особенностей, формирования речевых навыков в условиях натуральной речевой коммуникации;
- методика обучения должна содействовать реализации предпосылок к формированию фонематического восприятия, которые имеются у детей;
- необходимо образовать информационно-методическое обеспечение педагогов и родителей.
При изучении методической литературы были отобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые ориентированы на формирование фонематического восприятия. Данные игры и упражнения использовались при коррекционной работе с детьми.
Параллельно с развитием фонематического восприятия проводилась работа с целью коррекции звукопроизношения, ведь коррекция нарушений речи осуществляется лишь при опережающем формировании фонематического восприятия.
Исходя из результатов эксперимента, можно полагать, что целенаправленная деятельность с детьми предоставила возможность повысить уровень фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа. Из 10 (100%) детей экспериментальной группы высокий уровень фонематического восприятия показали 4 (40%) Аня С., Олег Б., Лена Р., Андрей В.; средний уровень - 6 (60%) детей (Оля Б., Юля Г., Максим А., Лиза Г., Ринат М, Кенан А.). Уровень ниже среднего не показал ни один ребенок. Можно сделать вывод, что осуществленное исследование подтверждает тот факт, что фонематическое восприятие представляет собой комплексные мыслительные операции, которые совершенствуются у детей в течение специального обучения.
Выводы по итогам исследования:
- по результатам констатирующего эксперимента видим, что недостаточное развитие неречевых (моторных) функций, неспособность различения фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу и синтезу;
- коррекционная работа не представляется возможной без исследования моторных функций, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического слуха, а также определения специфики фонематического восприятия;
- применяемые методики обследования являются отличным диагностическим инструментом с целью определения специфики развития фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста;
- успех педагогической работы с целью развития фонематического восприятия детей гарантирован при условии объединения усилий педагогов, логопедов и родителей. Помимо этого, при развитии слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков опознавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу, различении слогов, дифференциации фонем, навыков элементарного звукового анализа.
На основании качественного и количественного анализа результатов логопедического обследования на этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития фонематического восприятия у детей исследуемой группы и установлены основные особенности его развития. Высокий уровень ни показал, ни один ребенок. Средний уровень отмечен у 7 (70%) детей (Аня С., Олег Б., Оля Б., Лена Р., Юля Г., Андрей В., Кенан А.); в уровень ниже среднего попали 3 (30%) ребенка (Лиза Г., Максим А., Ринат М.) из общего количества обследуемых - 10 (100%).
Наблюдается зависимость между качеством произношения звуков и нарушением восприятия: чем лучше ребенок различает фонемы на слух, тем больше звуков дифференцирует в произношении.
Формирование фонематического восприятия особенно эффективно осуществляется при следующих условиях:
- воспитательная работа должна основываться на следующих принципах: комплексности, системности, поэтапности, индивидуальных особенностей, формирования речевых навыков в условиях натуральной речевой коммуникации;
- методика обучения должна содействовать реализации предпосылок к формированию фонематического восприятия, которые имеются у детей;
- необходимо образовать информационно-методическое обеспечение педагогов и родителей.
При изучении методической литературы были отобраны разнообразные дидактические игры и упражнения, которые ориентированы на формирование фонематического восприятия. Данные игры и упражнения использовались при коррекционной работе с детьми.
Параллельно с развитием фонематического восприятия проводилась работа с целью коррекции звукопроизношения, ведь коррекция нарушений речи осуществляется лишь при опережающем формировании фонематического восприятия.
Исходя из результатов эксперимента, можно полагать, что целенаправленная деятельность с детьми предоставила возможность повысить уровень фонематического восприятия и навыков элементарного звукового анализа. Из 10 (100%) детей экспериментальной группы высокий уровень фонематического восприятия показали 4 (40%) Аня С., Олег Б., Лена Р., Андрей В.; средний уровень - 6 (60%) детей (Оля Б., Юля Г., Максим А., Лиза Г., Ринат М, Кенан А.). Уровень ниже среднего не показал ни один ребенок. Можно сделать вывод, что осуществленное исследование подтверждает тот факт, что фонематическое восприятие представляет собой комплексные мыслительные операции, которые совершенствуются у детей в течение специального обучения.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и
фонематического восприятия у старших дошкольников с общим
недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Формирование интонационных средств у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Игра как средство коррекции общего недоразвития речи у детей старшего
дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Игра как средство коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Формирование фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией средствами специальных дидактических игр
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Коррекция общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2021



