Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение русского языка детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Работа №96817

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
45
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 6
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие «Инклюзивное образование» 6
1.2. Задержка психического развития как форма дизонтогенеза 9
1.3. Русский язык как предмет изучения детьми с задержкой 15 психического развития
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ 21
ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Характеристика навыка письма 21
2.2. Виды нарушений письма у детей с ЗПР 24
2.3. Особенности формирования навыка письма у детей с ЗПР 26
2.4. Констатирующий этап исследования уровня сформированности 28 навыка письма у учащихся с ЗПР
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО 42 ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА У ДЕТЕЙ С ЗПР
3.1. Содержание формирующего этапа исследовательской 42
деятельности
3.2. Ход работы на формирующем этапе исследовательской 45
деятельности
3.3. Диагностика уровня сформированности навыка письма у младших 50
школьников с ЗПР по итогам коррекционной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73

Современное общество остро нуждается в изменении стиля мышления и способов построения межличностных контактов. Свидетельством этому является общее снижение нравственности, выражающееся в неумении грамотно взаимодействовать с социумом, развивать высшие чувства, ограничивать потребительскую позицию в пользу альтруистических поступков. Показателем существующего низкого уровня развития нравственности является, ко всему прочему, нежелание проявлять опеку над близкими людьми, о чем свидетельствует широкое распространение в России детских домов и домов престарелых. Однако государство выявило данную ситуацию. Предпринимаются активные действия, направленные на изменение мышления граждан. Одним из примеров изменения мышления социума может служить введение инклюзии в общеобразовательные учреждения. Инклюзию можно рассматривать и как прогрессивное направление помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, и как попытку реанимировать общественное сознание, длительно остававшееся без должного внимания. Таким образом, инклюзия представляет собой новый шаг в формировании положительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема введения инклюзии, помимо достаточно радикальных целей, имеет цели вполне практические - помочь ребенку с ОВЗ социализироваться и, как следствие, сделать новый шаг в развитии своей личности.
Однако, наряду с очевидно положительными факторами, сопутствующими введению инклюзии, возникает и ряд проблем. Так, отмечается недостаточная разработанность методической базы и сопутствующая этому низкая практическая подготовленность педагогических кадров.
В данном исследовании рассматривается такая категория детей с ОВЗ, как дети с временной задержкой психического развития (дети с ЗПР).
Существует потребность в разработке конкретных методов, способов обучения детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования. В частности, необходимо накопление методической базы для проведения уроков русского языка. Известно, что формируемый на уроках русского языка навык письма является наиболее трудным для усвоения детьми с задержкой психического развития. В работе рассматривается одно из направлений в обучении русскому языку детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, а именно процесс формирования навыка письма у данной категории обучающихся.
Теоретическую основу исследования составили работы М.С. Певзнер, Т.А. Власовой, К.С. Лебединской, Г.Е. Сухаревой, Э.Г. Симерницкой, А.В. Семенович.
Цель исследования: разработать и апробировать цикл уроков русского языка, направленный на формирование навыка письма у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: навык письма у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Предмет исследования: процесс формирования навыка письма у младших школьников с ЗПР в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования: если использовать инновационные методики, направленные на формирование навыка письма на уроках русского языка у детей с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования, то эффективность процесса обучения значительно повысится.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности инклюзивного образования;
2. Изучить причины и формы задержки психического развития;
3. Выявить особенности формирования навыка письма у учащихся с задержкой психического развития;
4. Разработать цикл занятий с детьми с ЗПР по русскому языку в условиях
инклюзивного образования;
5. Проверить эффективность разработанного цикла занятий.
Методы исследования:
- теоретические (анализ специальной литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (экспериментальное исследование навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития);
- статистические (исследование количественной стороны данных эксперимента).
Базой для проведения исследования является МАОУ СОШ №105 г. Екатеринбурга Чкаловского района.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время педагогическая наука находится на этапе апробирования новых форм, методов, приемов обучения детей с различными формами дизонтогенеза. Для прочного укоренения новых идей необходима их практическая проверка, доказывающая целесообразность внесения нового в уже имеющуюся, действенную педагогическую и коррекционную практику.
Проведенная исследовательская работа доказала актуальность выбранной темы. Уроки русского языка в первом классе, для учащихся с ЗПР проведенные инклюзивно, предоставляют возможности для формирования у учащихся навыка письма.
В результате исследования были реализованы поставленные задачи:
• изучены особенности инклюзивного образования: в настоящее время под инклюзивным образованием понимают процесс совместного обучения учащихся с различными формами дизонтогенеза и детей с онтогенезом без патологий. Инклюзивное образование призвано интегрировать ребенка с отклонениями в развитии в социум, подстроившись под его образовательные потребности и предоставив условия для полноценного усвоения образовательных программ;
• изучены причины, формы ЗПР: ЗПР как форма дизонтогенеза проявляется вследствие различного рода нарушений в развитии височно-лобных отделов левого полушария, дисфункции правого полушария мозга, а также вследствие билатеральной дисфункции левого и правого полушарий. Причины возникновения ЗПР различны: от заболеваний матери в период пренатального развития ребенка до воздействия непосредственно на ребенка негативных факторов семьи;
• выяснены особенности формирования навыка письма у учащихся с ЗПР. Так, данной категории учащихся овладение письмом дается крайне сложно, что выражается в различных видах дисграфий, таких, как дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, дисграфия, возникшая вследствие нарушений фонематического распознавания; оптическая дисграфия; артикуляционно-акустическая дисграфия. Наиболее распространены оптическая дисграфия и дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза;
• в опытно-поисковой работе апробирован разработанный цикл занятий с детьми с ЗПР по русскому языку в условиях инклюзивного образования, направленный на формирование навыка письма. Уроки проводились инклюзивно с использованием методики Е.Н. Потаповой и привлечением дополнительных занятий во внеурочное время;
• количественный и качественный анализ результатов показал, что использование авторской методики Е.Н. Потаповой на уроках русского языка в первом классе оказывает положительное влияние на формирование навыка письма у учащихся с ЗПР. Выявлен сдвиг сформированности навыка письма от уровня "ниже среднего" к "среднему".
Таким образом, результаты проведенного контрольного исследования навыка письма у младших школьников с задержкой психического развития подтвердили выдвинутую нами гипотезу: инклюзивная работа на уроках русского языка с использованием инновационных методик повышает уровень сформированности навыка письма у учащихся с ЗПР, т. е. повышается эффективность процесса обучения в целом, что и доказывает результативность инклюзивной формы образования. Цель работы достигнута, задачи решены.
Однако, для полноценной коррекционной работы необходимо привлечение дополнительных внеурочных занятий.



1. Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - М., 1955. - вып. 70. - С. 104 - 148.
2. Бабкина, Н. В. Формирование саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР в различных условиях обучения [Текст] / Н. В. Бабкина // Дефектология. - 2003. - № 6. - С. 46-50.
3. Безруких, М.М. Психофизиологические критерии трудностей обучения письму и чтению у школьников младших классов [Текст] / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко // Физиология человека. - 2004. - Т. 30, N 5. - С. 24-29.
4. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.
Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М. : Прайм-Еврознак, 2003. - 868 с.
5. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития [Текст] / Н.Ю. Борякова // Дефектология. - 1983. - №3. - С. 9 -15
6. Брызгалова, С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. - 2010. - № 3. - С. 14-20.
7. Васильева, И. Г. Особенности коррекционно-педагогической работы с младшими школьниками с задержкой психического развития [Текст] / И. Г. Васильева // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 5 - С. 75-78.
8. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : «Просвещение», 1973. - 154 с.
9. Всеобщая декларация прав человека [Текст] : принята и провозглашена Генер. Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
10. Глухов В. П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] : пособ. для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / С. Г. Шевченко. - М. : АРКТИ, 2001. - 224 с.
12. Дунаева З. М. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития [Текст] : методическое пособие / З. М. Дунаева ; Ин-т коррекционной педагогики РАО. - Москва : Советский спорт, 2006. - 213 с.
13. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения [Текст] : учеб.- метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. - М. : Дрофа, 2008. - 286 с.
14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] : учебник / Л.Н. Ефименкова - М. : Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
15. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст] / авт.- сост. В. Жмуров. - 2-е изд. - М. : Джангар, 2012. - 864 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ