ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Раскрытие основных понятий темы 7
1.2 Психолого-педагогическая и речевая характеристика
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3 Специфические особенности коммуникации детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 22
2.1 Цели, задачи, принципы, методика и организация проведения
констатирующего эксперимента 22
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 26
2.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1 Теоретическое обоснование формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 43
3.2 Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 45
3.3 Контрольный эксперимент 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Актуальность исследования. Речевая функция считается одной из основных функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические формы познавательной деятельности и способность к концептуальному мышлению. Речевой контроль способствует осведомленности, планированию и контролю действий. Голосовое общение создает данные, необходимые для определения различных форм активности ребенка и активной социальной позиции.
Считается, что одной из основных функций речи является общение, обобщение и регуляция. Коммуникативные и обобщающие функции речи тесно связаны: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и понимает ее. В то же время речь является средством регулирования высших психических функций. При нормальном развитии регуляторная функция речи формируется между 6 и 7 годами и позволяет ребенку перейти на новый этап: обучение в школе. Неадекватное развитие регуляторной функции речи считается следствием ненормального психического развития, считают современные психологи.
В нынешних условиях все меньше и меньше детей находятся в добром здравии. Эта ситуация связана с ухудшением состояния окружающей среды, ухудшением социальной среды и увеличением нагрузки на детей.
Начало коррекционной работы, ориентированной на развитие детской речи, имеет особое значение. Авторы, такие как Г. Шашкина, Л. П. Зерновая, И. А. Зимина, считают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи ребенка, и что эффективность логопеда определяет его будущее образование.
Проблема исследования. Теоретическое обоснование и разработка содержания деятельности логопеда, согласно развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и их отличительных черт.
Цель исследования - исследовать коммуникативные навыки у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и установить степень их формирования.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента и его анализ.
3. Разработка логопедической деятельности согласно развитию
коммуникативных навыков у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - характерные черты коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической деятельности согласно развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Развитие коммуникативных навыков личности и их теоретическая база рассматривались в трудах: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лесиной, Я. Л. Коломинского, Я. А. Яноушека.
Обзор литературы и анализ практических данных по обучению навыкам общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией обсуждают ее существенные недостатки. Методы обучения коммуникативным навыкам у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией не изучены, поскольку их структура недостаточно изучена. Учитывая особенности развития детей этого возраста, очень мало внимания уделяется обучению навыкам общения; методы развития коммуникативных навыков на практике используются не в полной мере; Одно из главных условий развития - достаточная самооценка - не учитывается.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель, задачи, предмет, объект.
В первой главе «Теоретическое обоснование изучения и обучения коммуникативным навыкам у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией» мы обсуждаем основные понятия, такие как речь, общение, речевая деятельность. В этой главе даны психолого- педагогические особенности дошкольников.
Во второй главе «Констатирующий эксперимент и его анализ» описываются объект, задачи и методы проведенного эксперимента, результаты экспериментального исследования функций речевого состояния и анализируется социометрический статус дошкольников.
В третьей главе «Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией» описаны цель, задачи, принципы формирующего эксперимента, разработано и описано содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией и показаны результаты контрольного эксперимента, анализ эффективности работы по формированию речи детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В заключении сформулированы выводы по результатам исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы.
В приложении представлены: речевая карта, социометрический статус детей, таблицы.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по речевому развитию детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией мы выяснили, что дизартрия несёт в себе нарушение произносительной стороны речи.
Нами были изучены специфические особенности коммуникации детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Для изучения особенностей формирования коммуникативных навыков нами был организован эксперимент рассуждения, в процессе анализа которого были выявлены особенности развития речи и социометрический статус детей этой категории. Были нарушения в связной речи, трудности в самостоятельной формулировке предложений, было недифференцированное произношение различных звуков, ошибки в форматировании слов, использование протезов и целей.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией позволили нам определить основные направления содержания коррекционнно- логопедической работы с такой категорией детей.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности работы по речевому развитию детей. На основании представленных результатов можно сделать вывод о том, что разработанное содержание коррекционной и речевой работы для развития речи дошкольников с псевдобульбарной дизартрией эффективно для работы с детьми, его применение показало динамичность, положительное развитие речевых и коммуникативных навыков.
Эффективность разработанного содержания логопедической работы позволяет рекомендовать его использование в практической деятельности педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений, учителям - логопедам, а также воспитателям логопедических групп.
В ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
1. Агранович, З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей [Текст] / З. Е. Агранович. - СПб. : «Детство-Пресс», 2001. - 45 с.
2. Андреева, Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников [Текст] / Н.Г. Андреева. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006.— 182 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возроста [Текст] / Е.Ф.Архипова. - М. : Астрель 2007. - 220 с.
4. Безрукова, О.А. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребёнка дошкольного возраста [Текст] / О.А. Безрукова. - М. : Русская речь, 2010. - 97 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Академия, 2012. - 323 с.
6. Белова-Давид, Р. А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст] / Р. А. Белова-Давид. - М. : Просвещение, 1972. -120 с.
7. Белянин, В.П. Психолингвистика [Текст] / В.П.Белянин. - М. : Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. - 232 с.
8. Бойко, Е. И. Механизмы умственной деятельности [Текст] / Е. И. Бойко. — М. : Воронеж : Модэк, 2002. - 130 с.
9. Большакова, С. Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие [Текст] / С. Е. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 56 с.
10. Верясова, Т. В. Исследование моторного праксиса у дошкольников с нарушениями речи. Учебное пособие [Текст] / Т. В. Верясова. - Екатеринбург. : 2000. - 48 с.
11. Волкова, Л. С. Вопросы дифференциальной комплексной диагностики и коррекции аномального речевого развития [Текст] / Л. С. Волкова // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление. — Спб. : Образование, 1992. — С. 27—30.
12. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие [Текст] / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель, 2006. — 158 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. Изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л. С. Выготский. — М. : Просвещение 1987, - 224 с.
15. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М. : Просвещение, 1991. - 472 с.
16. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е.Громова - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 170 с.
17. Громова, О. Е. Логопедическая программа стимуляции речевого развития детей [Текст] / О. Е. Громова // Речь ребенка: проблемы и решения / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Институт психологии РАН, 2008. — С. 223¬262.
18. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. и доп. [Текст] / В.П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2004.— 168 с.
19. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов Текст] / В.П. Глухов. - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
20. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В.П Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 144 с.
21. Гридина, Т. А. Объяснительный словарь детских инноваций [Текст] / Т. А. Гридина. — Екатеринбург, 2012. - 75 с. 87
22. Доброва, Г. Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативности речевого онтогенеза [Текст] / Г. Р. Доброва // Лингвистика креатива — Екатеринбург, 2012. - C. 33-39.
23. Егорова, Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии [Текст] / Т.В. Егорова. — М. : Педагогика, 1973. - 149 с.
24. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения [Текст] / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология : науч.-метод. журн. - 2010. - № 1. - C.6-22 .
25. Екжанова, Е.А. Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возроста [Текст] / Е.А. Ежанова, Е.А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2008. - 330 с.
26. Елисеева, М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста [Текст] / М. Б. Елисеева. — СПб. : РГППУ им. А.И. Герцена, 2008. - 125 с.
27. Жукова, Н. С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие [Текст] / Н. С. Жукова. - М. : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
28. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. — М. : ВЛАДОС, 2011. — 279 с.
29. Исследование речевого мышления в психолингвистике [Текст] / под. ред. Е. Ф. Тарасова. — М. : Наука, 1985.-150с.
30. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова - М. : Педагогика, 1973. - 98 с.
31. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты [Текст] / А.Н. Корнев. - СПб. : Речь, 2006. - 380 с.
32. Лалаева, Р. И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи [Текст] / Р. И. Лалаева. — М. : Просвещение, 1990. - 123 с.
33. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников 88 (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. — СПб. : СОЮЗ, 1999. — 160 с.
34. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. — М. : Наука, 1982. — 167с.
35. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Просвещение, 1974.- 185 с.
36. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] М.:-/ Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. Владос, 2003. - 680 с.
37. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / И.Н. Лебедева. - М. : Просвещение, 2009. - 173 с.
38. Лопатина, Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. -М. : Союз, 2001. -187 с.
39. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга [Текст] / А. Р. Лурия. — М. : Просвещение , 1968. - 220 с.
40. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия. — М : Изд-во Моск. ун-та, 1979. — 320 с.
41. Возрастные кризисы детства: Справ.практ.психолога [Текст] / И.Г.Малкина-Пых. — М. : ЭКСМО, 2004. — 384 с.
42. Мастюкова, Е. М. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2005. - 320 с.
43. Нейропсихология индивидуальных различий. Учебное пособие [Текст] / Е. Д. Хомская, И. В. Ефимова, Е. В. Будыка, Е. В. Ениколопова. - М. : Российское педагогическое агентство, 1997. - 231 с.
44. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной.— М. : Просвещение, 1967. — 173 с.
45. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова. - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
- 400 с.
46. Правдина, О. В. Логопедия.: учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов [Электронный ресурс] / О. В. Правдина - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1973. — 272 с.
47. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно методическое пособие [Текст] / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М. : Просвещение, 2007. — 224 с.
48. Приходько, О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией [Текст] / О.Г.Приходько - М. : Каро, 2006. - 112 с.
49. Приходько, О. Г. Актуальные проблемы логопедии в российском специальном образовании [Текст] / О. Г. Приходько // Материалы Междунар. науч.-практ. конф. науч. работников, преподавателей вузов, руководителей и логопедов образовательных учреждений, реабилитационных центров, молодых ученых (21 марта 2013 г.) / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2013. - C. 12-15.
50. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. [Текст] / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М. : Просвещение, 1979. — 223 с.
51. Репина, З. А. Особенности формирования диалога у детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи [Текст] / З. А. Репина, Л. В. Ступак // Специальное образование : научно-методический журн. — 2012. — № 4. - с.66-71.
52. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи [Текст] : учеб. пособие / З. А. Репина ; Урал. гос. пед. ун-т.
— Екатеринбург, 1995. —121 с.
53. Речь ребенка: проблемы и решения [Текст] / под ред. Т. Н. Ушаковой. — М. : Изд-во «Ин-т психологии РАН», 2008. — 352 с.
54. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. — 712 с.
55. Сахарный, Л. В. Введение в психолингвистику [Текст] / Л. В. Сахарный. — М. : Просвещение, 1989. - 236 с.
56. Сизова, О. Б. Порождение именных форм в речи детей дошкольного возраста: взаимодействие синтагматического и парадигматического аспекта [Текст] / Сизова О. Б. — СПб., 2009. - 46 с.
57. Сингаевская О.В. Развитие связной речи дошкольников [Текст] / О.В Сингаевская, А.В. Соболева //Логопедия сегодня. - 2011г. - №2. - С. 26¬30
58. Соботович, Е. Ф. Особенности проявления и происхождения одной из форм косноязычия у детей дошкольного возраста [Текст] / Соботович Е. Ф. // Дефектология. - 1971. - № 5. - С. 63-68.
59. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) [Текст] / Е. Ф. Соботович. - М. : Классикс стиль, 2003. - 160 с.
60. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. - М. : Просвещение, 2000. - 150 с.
61. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. В. И. Лубовского. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
62. Тишина, Л.А. Формирование навыков краткого пересказа у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. А. Тишина. — М. : ГИТИС, 2010. 73 с.
63. Ткаченко, Т.А. Учим говорить правильно [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2003. - 112 с.
64. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] / Н. М. Трубникова. — Екатеринбург, 2005. - 69 с.
65. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. — М. : ВЛАДОС, 2004. — 288 с. 91
66. Ушакова, Т. Н. О механизмах детского словотворчества [Текст] / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. — 1970а. — № 6. - С. 114-127.
67. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. — М. : ОГИЗ, 2004. - 156 с.
68. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Российская газета. — 2013. — 23 с.
69. Федоренко, Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / Л. П. Федоренко. — М. : Просвещение, 1984. — 240 с.
70. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. — М. : Просвещение, 2000. — 314 с.
71. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст] : учеб.-метод. пособие / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. — М. : ГНОМ и Д, 2000. — 128 с.
72. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. — М. : Просвещение, 1989. — 223 с.
73. Хухлаева, О. В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников [Текст] / О. В. Хухлаева - М. : Академия, 2003. — 176 с.
74. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л. С. Цветкова. - М. : Просвещение, 1995. - 304 с.
75. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. - М. : Просвещение, 1995. - 125 с.