Особенности формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией в средней группе ДОУ V вида
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Раскрытие основных понятий темы 7
1.2 Психолого-педагогическая и речевая характеристика
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3 Специфические особенности коммуникации детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 22
2.1 Цели, задачи, принципы, методика и организация проведения
констатирующего эксперимента 22
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 26
2.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1 Теоретическое обоснование формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 43
3.2 Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 45
3.3 Контрольный эксперимент 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ИФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Раскрытие основных понятий темы 7
1.2 Психолого-педагогическая и речевая характеристика
дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 12
1.3 Специфические особенности коммуникации детей дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 22
2.1 Цели, задачи, принципы, методика и организация проведения
констатирующего эксперимента 22
2.2 Результаты констатирующего эксперимента 26
2.3 Особенности формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1 Теоретическое обоснование формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 43
3.2 Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 45
3.3 Контрольный эксперимент 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 106
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 110
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 111
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 113
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 114
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 115
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Актуальность исследования. Речевая функция считается одной из основных функций человека. В процессе развития речи формируются высшие психические формы познавательной деятельности и способность к концептуальному мышлению. Речевой контроль способствует осведомленности, планированию и контролю действий. Голосовое общение создает данные, необходимые для определения различных форм активности ребенка и активной социальной позиции.
Считается, что одной из основных функций речи является общение, обобщение и регуляция. Коммуникативные и обобщающие функции речи тесно связаны: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и понимает ее. В то же время речь является средством регулирования высших психических функций. При нормальном развитии регуляторная функция речи формируется между 6 и 7 годами и позволяет ребенку перейти на новый этап: обучение в школе. Неадекватное развитие регуляторной функции речи считается следствием ненормального психического развития, считают современные психологи.
В нынешних условиях все меньше и меньше детей находятся в добром здравии. Эта ситуация связана с ухудшением состояния окружающей среды, ухудшением социальной среды и увеличением нагрузки на детей.
Начало коррекционной работы, ориентированной на развитие детской речи, имеет особое значение. Авторы, такие как Г. Шашкина, Л. П. Зерновая, И. А. Зимина, считают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи ребенка, и что эффективность логопеда определяет его будущее образование.
Проблема исследования. Теоретическое обоснование и разработка содержания деятельности логопеда, согласно развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и их отличительных черт.
Цель исследования - исследовать коммуникативные навыки у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и установить степень их формирования.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента и его анализ.
3. Разработка логопедической деятельности согласно развитию
коммуникативных навыков у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - характерные черты коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической деятельности согласно развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Развитие коммуникативных навыков личности и их теоретическая база рассматривались в трудах: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лесиной, Я. Л. Коломинского, Я. А. Яноушека.
Обзор литературы и анализ практических данных по обучению навыкам общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией обсуждают ее существенные недостатки. Методы обучения коммуникативным навыкам у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией не изучены, поскольку их структура недостаточно изучена. Учитывая особенности развития детей этого возраста, очень мало внимания уделяется обучению навыкам общения; методы развития коммуникативных навыков на практике используются не в полной мере; Одно из главных условий развития - достаточная самооценка - не учитывается.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель, задачи, предмет, объект.
В первой главе «Теоретическое обоснование изучения и обучения коммуникативным навыкам у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией» мы обсуждаем основные понятия, такие как речь, общение, речевая деятельность. В этой главе даны психолого- педагогические особенности дошкольников.
Во второй главе «Констатирующий эксперимент и его анализ» описываются объект, задачи и методы проведенного эксперимента, результаты экспериментального исследования функций речевого состояния и анализируется социометрический статус дошкольников.
В третьей главе «Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией» описаны цель, задачи, принципы формирующего эксперимента, разработано и описано содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией и показаны результаты контрольного эксперимента, анализ эффективности работы по формированию речи детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В заключении сформулированы выводы по результатам исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы.
В приложении представлены: речевая карта, социометрический статус детей, таблицы.
Считается, что одной из основных функций речи является общение, обобщение и регуляция. Коммуникативные и обобщающие функции речи тесно связаны: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и понимает ее. В то же время речь является средством регулирования высших психических функций. При нормальном развитии регуляторная функция речи формируется между 6 и 7 годами и позволяет ребенку перейти на новый этап: обучение в школе. Неадекватное развитие регуляторной функции речи считается следствием ненормального психического развития, считают современные психологи.
В нынешних условиях все меньше и меньше детей находятся в добром здравии. Эта ситуация связана с ухудшением состояния окружающей среды, ухудшением социальной среды и увеличением нагрузки на детей.
Начало коррекционной работы, ориентированной на развитие детской речи, имеет особое значение. Авторы, такие как Г. Шашкина, Л. П. Зерновая, И. А. Зимина, считают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития и формирования речи ребенка, и что эффективность логопеда определяет его будущее образование.
Проблема исследования. Теоретическое обоснование и разработка содержания деятельности логопеда, согласно развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и их отличительных черт.
Цель исследования - исследовать коммуникативные навыки у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией и установить степень их формирования.
Задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента и его анализ.
3. Разработка логопедической деятельности согласно развитию
коммуникативных навыков у ребенка с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - характерные черты коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание логопедической деятельности согласно развитию коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Развитие коммуникативных навыков личности и их теоретическая база рассматривались в трудах: Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, М. И. Лесиной, Я. Л. Коломинского, Я. А. Яноушека.
Обзор литературы и анализ практических данных по обучению навыкам общения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией обсуждают ее существенные недостатки. Методы обучения коммуникативным навыкам у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией не изучены, поскольку их структура недостаточно изучена. Учитывая особенности развития детей этого возраста, очень мало внимания уделяется обучению навыкам общения; методы развития коммуникативных навыков на практике используются не в полной мере; Одно из главных условий развития - достаточная самооценка - не учитывается.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель, задачи, предмет, объект.
В первой главе «Теоретическое обоснование изучения и обучения коммуникативным навыкам у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией» мы обсуждаем основные понятия, такие как речь, общение, речевая деятельность. В этой главе даны психолого- педагогические особенности дошкольников.
Во второй главе «Констатирующий эксперимент и его анализ» описываются объект, задачи и методы проведенного эксперимента, результаты экспериментального исследования функций речевого состояния и анализируется социометрический статус дошкольников.
В третьей главе «Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у детей с псевдобульбарной дизартрией» описаны цель, задачи, принципы формирующего эксперимента, разработано и описано содержание коррекционно-логопедической работы с детьми с псевдобульбарной дизартрией и показаны результаты контрольного эксперимента, анализ эффективности работы по формированию речи детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В заключении сформулированы выводы по результатам исследования на основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и экспериментальной работы.
В приложении представлены: речевая карта, социометрический статус детей, таблицы.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы по речевому развитию детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией мы выяснили, что дизартрия несёт в себе нарушение произносительной стороны речи.
Нами были изучены специфические особенности коммуникации детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Для изучения особенностей формирования коммуникативных навыков нами был организован эксперимент рассуждения, в процессе анализа которого были выявлены особенности развития речи и социометрический статус детей этой категории. Были нарушения в связной речи, трудности в самостоятельной формулировке предложений, было недифференцированное произношение различных звуков, ошибки в форматировании слов, использование протезов и целей.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией позволили нам определить основные направления содержания коррекционнно- логопедической работы с такой категорией детей.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности работы по речевому развитию детей. На основании представленных результатов можно сделать вывод о том, что разработанное содержание коррекционной и речевой работы для развития речи дошкольников с псевдобульбарной дизартрией эффективно для работы с детьми, его применение показало динамичность, положительное развитие речевых и коммуникативных навыков.
Эффективность разработанного содержания логопедической работы позволяет рекомендовать его использование в практической деятельности педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений, учителям - логопедам, а также воспитателям логопедических групп.
В ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
Нами были изучены специфические особенности коммуникации детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Для изучения особенностей формирования коммуникативных навыков нами был организован эксперимент рассуждения, в процессе анализа которого были выявлены особенности развития речи и социометрический статус детей этой категории. Были нарушения в связной речи, трудности в самостоятельной формулировке предложений, было недифференцированное произношение различных звуков, ошибки в форматировании слов, использование протезов и целей.
Полученные данные об особенностях речевого развития детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией позволили нам определить основные направления содержания коррекционнно- логопедической работы с такой категорией детей.
После формирующего эксперимента был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности работы по речевому развитию детей. На основании представленных результатов можно сделать вывод о том, что разработанное содержание коррекционной и речевой работы для развития речи дошкольников с псевдобульбарной дизартрией эффективно для работы с детьми, его применение показало динамичность, положительное развитие речевых и коммуникативных навыков.
Эффективность разработанного содержания логопедической работы позволяет рекомендовать его использование в практической деятельности педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений, учителям - логопедам, а также воспитателям логопедических групп.
В ходе проведенного исследования были решены основные задачи, выдвинутые в соответствии с целью исследования.
Таким образом, цель исследования была достигнута.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию фонематического слуха у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ НАЧАЛЬНОГО ЛЕКСИКОНА У ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Формирование логико-грамматических конструкций языка у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2020 - Особенности проявления и механизмы дисграфии у учащихся 3-х классов с задержкой психического развития
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017



