ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ КОГНИТИВНОЙ
ЛИНГВИСТИКИ 7
1.1. Подходы к исследованию концепта 7
1.2. Структура концепта и методика его описания 17
1.3. Особенности реализации концепта в текстах СМИ 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНЦЕПТА ТЕРРОРИЗМ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ
МАСС-МЕДИЙНОМ ДИСКУРСЕ 27
2.1. Анализ понятийной и образной составляющей концепта терроризм 27
2.2. Структура концепта терроризм 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
К основным проблемам современной лингвистики XXI в. относятся процессы концептуализации мира языком, его лексическим и грамматическим строем, актуальными становятся исследования языкового членения мира и его представления посредством языка. Связь языка с мышлением является многоаспектной и исследуется в рамках разных наук, прежде всего в психологии, лингвистике и философии.
Когнитивные исследования в лингвистике XXI века охватывают ряд проблем в области взаимодействия языка и культуры, языка и сознания человека, языка и психологии, языка и этноса. Проблемам когнититивистики посвящали свои труды такие ученые, как В. И. Карасик, Р.М. Фрумкина и другие. Одним из основных терминов в когнитивных исследованиях является концепт.
Актуальность данного исследования объясняется тем, что приоритетным направлением в рамках когнитивной лингвистики является изучение культурных особенностей, востребованных в обществе и пополняющих открытый список антропологически значимых понятий.
Не требует сомнений факт, что в наши дни политическая ситуация в мире нестабильна и мировое сообщество все чаще сталкивается с проблемой терроризма и угрозой новых террористических атак. Происходящие трагические события с регулярной периодичностью освещаются в средствах массовой информации. Средства массовой информации активно формируют концепты в сознании населения. Данное исследование посвящено концепту терроризм.
Исходя из смыслового содержания темы исследования и выполненного обзора основных направлений, нами были изучены ключевые особенности концепта терроризм в англоязычном масс-медийном дискурсе.
Объект исследования: реализация концепта терроризм в англоязычном масс-медийном дискурсе.
Предмет изучения: лингвокультурные особенности реализации
концепта терроризм в текстах англоязычных средств массовой информации.
Цель исследования: выявление составляющих концепта терроризм в англоязычном масс-медийном дискурсе для понимания процессов их формирования посредством масс-медийного дискурса.
Исходя из цели и учитывая специфику исследования предмета, нами были определены следующие задачи:
1. ознакомиться с основными понятиями когнитивной лингвистики и современными подходами к исследованию концепта;
2. рассмотреть структуру концепта и методику его описания;
3. ознакомиться с особенностями реализации концептов в текстах средств массовой информации;
4. выявить концептуальные признаки исследуемого концепта в английском масс-медийном дискурсе.
Методы исследования: в качестве основных в работе использованы описательный и сравнительный методы, реализованные через комплекс более частых приемов и методик анализа, таких как концептуальный анализ, сопоставительный метод, метод количественного анализа, семантический анализ, метод сплошной выборки.
В качестве материала исследования были отобраны 42 текста англоязычных СМИ, освещающих проблемы терроризма и борьбы с ним.
Теоретическая значимость работы заключается в системном подходе к исследованию концепта, детальном рассмотрении структуры концепта и методики его описания, а также в рассмотрении особенностей реализации концептов в средствах массовой информации.
Практическая ценность исследования связана с возможностью использования данного материала в дальнейших лингвистических исследованиях, при анализе отдельных составляющих изучаемого концепта в более узком аспекте.
Апробация исследования: результаты исследования были доложены на научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» в апреле 2017 года.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Библиографический список насчитывает 65 наименовани на русском и английском языках.
В рамках данной магистерской диссертации мы детально изучили понятие и природу концепта, провели анализ составляющих концепта терроризм в англоязычном масс-медийном дискурсе с целью выявления структуры концепта в сознании англоговорящего населения.
Результат работы говорит о том, что проблема определения концепта и анализ его структуры являются перспективными областями для дальнейших исследований.
В ходе исследования мы выполнили следующие поставленные задачи:
1. ознакомились с основными понятиями когнитивной лингвистики и современными подходами к исследованию концепта;
2. ознакомились с основными подходами к исследованию концепта;
3. рассмотрели структуру концепта и методику его описания;
4. выявили особенности реализации концептов в средствах массовой информации;
5. проанализировали особенности реализации концепта терроризм в англоязычном масс-медийном дискурсе.
В результате исследования мы выполнили поставленную цель - выявили основные составляющие концепта терроризм в англоязычном масс¬медийном дискурсе и определили, как представляется исследуемый концепт в сознании жителей англоговорящего мира. Проведя анализ 42 текстов англоязычных СМИ, мы пришли к выводу, что, несмотря на то, что в большинстве случаев средства массовой информации формируют отрицательный образ концепта терроризм в сознании англоговорящего населения, в структуре исследуемого концепта находятся лексические единицы, обладающие положительной семантикой. Таким образом, мы пришли к выводу, что, с точки зрения средств массовой информации, борьба с терроризмом и его тотальное искоренение представляются возможными.
1. Апресян Ю.Д. Основы семантики. - М.: Академия, 1995. - 39 с.
2. Арутюнова Н.Д. Образ, метафора, символ в контексте жизни и культуры. М.: Астрель, 2007. - 83 с.
3. Barsalou, L.: Frames, Concepts, and Conceptual Fields. In Lehrer, A. & Kittay, E.F. (eds.): Frames, Fields, and Contrasts, Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1992. - P. 21-74.
4. Вежбицкая, А. Семантические универсалии и описание языков. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с.
5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. - М.: Академия, 2005. - 301 с.
6. Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области бытования. - М.: Языки русской культуры, 2001. - С. 47-48.
7. Демьянков, В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопр. филологии. - 2001. - № 1. - С. 35-47.
8. Jackendoff R. Foundations of Language: Brain, Meaning, Grammar, Evolution. Oxford: Oxford University Press, 2002. - 211 p.
9. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Вопросы языкознания. - 1964. - № 6. - С. 26-38.
10. Кавелин К. Д. Наш умственный строй // Огагьи по философии русской истории и культуры. - М.: Правда, 1989. - 656 с.
11. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. - 226 с.
12. Караулов Ю.Н. Общая и русская идеография. - М.: Наука, 1976. - 355 с.
13. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. - М.: Гнозис, 2002. - 184 с.
14. Кубрякова Е.С. Язык и знание. На пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 560 с.
15. Langacker R. Foundations of Cognitive Grammar. Volume I. Theoretical Prerequisites. Stanford, California: Stanford University Press, 1987. - 100 p.
...