Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях по изобразительной деятельности

Работа №96810

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы103
Год сдачи2019
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
55
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Закономерности формирования словаря прилагательных у детей
дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика ОНР у детей 12
1.3. Использование средств изобразительной деятельности для развития речи 17
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ 25
2.1. Организация эксперимента 25
2.2. Результаты обследования словаря прилагательных в импрессивной речи 26
2.3. Результаты обследования словаря прилагательных в экспрессивной речи 31
2.4. Результаты обследования изобразительных навыков 37
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОНР 45
3.1. Анализ методической научной литературы 45
3.2. Организация и содержание формирующего эксперимента 49
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы. В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Всесторонний анализ речевых нарушений у этих детей представлен в трудах Р.Е. Левиной [26], Т.Б. Филичевой [43], Г.В. Чиркиной [48] и др.
Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и в затруднениях звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Это отмечается в работах исследователей: Л.И. Ефименковой [9], Н.С. Жуковой [10], Р.И. Лалаевой [25], Р.Е. Левиной [27], Н.А. Никашиной [27], Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой [43] и др.
Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.
Данные многих литературных источников информируют о существенных отклонениях от возрастных нормативов, ограниченности лексического запаса, неточности употребления слов, своеобразии использования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. В работах Б.М. Гриншпун, В.Н. Ереминой, И.Ю. Кондратенко, Р.Е. Левиной [27], В.А. Ковшикова, Н.В. Серебряковой, Т.Б. Филичевой [42], С.Н. Шаховской [28] и др. указывается значимость лексики для речевого развития в целом, для процесса коммуникации и для развития познавательной деятельности детей с ОНР.
Речевое развитие рассматривается в психологии и педагогике как общая основа обучения и воспитания (Л.С. Выготский [5], А.Р. Лурия [29], Л.С. Цветкова и др.). Формирование лексики является одной из главных задач развития речи. Уже в период дошкольного возраста ребенок должен овладеть объемом словаря, достаточным для того, чтобы понимать речь взрослых и сверстников.
Исследования С.Н. Шаховской показывают, что дети не используют полностью имеющийся у них запас лингвистических единиц. Отмечается преобладание предметного словаря по отношению к другим частям речи, число глаголов очень мало, очень ограничено употребление прилагательных.
В настоящее время вопрос формирования словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи считается по-прежнему актуальным. Несмотря на то, что в научной литературе много внимания уделяется методике формирования активного словаря прилагательных у детей с ОНР, остается необходимость дальнейшей разработки этой задачи.
Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов, и, прежде всего, логопеда и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Одной из них являются занятия по изобразительной деятельности. С.А. Миронова считала, что любая деятельность, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Особенно для детей с общим недоразвитием речи. Это приобретает особую важность в логопедии в связи с тем, что традиционные логопедические методики по формированию словаря прилагательных со временем становятся для ребенка привычными и обыденными. И тут выступает изобразительная деятельность, как уникальное, оригинальное средство познания окружающей действительности. Все виды изобразительной деятельности позволяют ребенку опосредованно отражать окружающий мир, помогают самому создавать красоту, исходя из своих возможностей, обогащать и насыщать свой чувственный опыт, углублять представления об окружающем. Данная деятельность существенным образом влияет на умственное и речевое развитие ребенка, тем самым дает возможность эффективно формировать недостатки речи.
Л.С. Выготский [4] писал, что рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка. Решая основные для этого вида деятельности задачи, на подобных занятиях можно знакомить дошкольников с новыми словами, уточнять их лексические оттенки, активизировать в речи признаки предметов, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций, отработанных с логопедом.
Таким образом, использование на занятиях средств изобразительного творчества повышает мотивацию детей к работе над словарным запасом, пробуждает интерес и желание к познанию новых слов, приводит к позитивным изменениям во всей речевой системе. В этом заключается актуальность настоящего исследования.
В данной работе объектом исследования являются особенности словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: определение направления и содержания работы по формированию словаря прилагательных на занятиях по изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по данной теме;
2) провести констатирующий эксперимент;
3) спланировать содержание коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР на занятиях по изобразительной деятельности.
4) провести контрольный эксперимент и сравнить результаты исследования.
Методы исследования: при написании выпускной квалификационной работы использовались теоретические и практические (констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент) методы научного исследования.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Использование изобразительной деятельности с целью развития речи встречается крайне редко. Проделанная работа позволила соотнести особенности развития изобразительных навыков с развитием речи, в частности с развитием лексической стороны речи в области словаря прилагательных дошкольников с ОНР III уровня.
Эксперимент осуществлялся в соответствии с поставленными задачами, которые полностью удалось реализовать в ходе работы.
Согласно высказываниям выдающегося ученого Л.С. Выготского о том, что рисование нельзя рассматривать без речевого сопровождения процесса создания рисунка, можно сделать вывод, что наряду с решением основных для этого вида деятельности задач, на таких занятиях можно знакомить воспитанников с новыми словами, уточнять их лексические оттенки, активизировать в речи признаки предметов, автоматизировать все типы предложений и предложных конструкций.
В связи с этим обследование словарного запаса прилагательных осуществлялось на специально организованных занятиях по изобразительной деятельности.
Итог констатирующего эксперимента по исследованию словаря прилагательных и изобразительных навыков показал, что у детей с ОНР III уровня имеются недостатки на всех этапах обследования. У дошкольников присутствует ограниченный словарный запас в употреблении прилагательных. Кроме того, выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Полученные данные состояния словаря прилагательных в импрессивной и экспрессивной речи находят свое подтверждение результатам исследований профессора Р.Е. Левиной.
Экспериментальные данные оценки изобразительных навыков позволили увидеть недочеты и в этом виде исследования.
Таким образом, выявленные недостатки констатирующего эксперимента доказывают, что дети с общим недоразвитием речи III уровня нуждаются в проведении специально организованной коррекционной логопедической помощи по всем видам формирования лексики в отношении прилагательных, а также в помощи по устранению недочетов изобразительных навыков.
В связи с этим, было спланировано и разработано содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на:
- уточнение, обогащение и активизация словаря прилагательных;
- работу в отношении изобразительных навыков (соблюдать форму, строение, пропорции предметов, композиционное размещение, выполнять характерные линии, передачу движений, цветопередачу, а также проявлять творческие задумки в рисовании).
В содержании работы необходимо было использовать максимум методов и приемов для усвоения материала, формирования навыков и развития способностей каждого ребенка в той или иной области деятельности.
После проведенной коррекционной работы по формированию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР на занятиях изобразительной деятельностью, которая длилась на протяжении двух месяцев, был проведен контрольный эксперимент, который показал у детей с ОНР III уровня положительную динамику во всех видах обследования. Проведенная логопедическая коррекционная работа по формированию словаря прилагательных и изобразительных навыков свидетельствует о том, что дошкольники шагнули вперед в отношении этих направлений. Уровень владения словарем прилагательных в импрессивной и экспрессивной речи стал выше у всех детей, но, как и прежде, наблюдается отставание активного словаря над пассивным. Экспериментальные данные оценки изобразительных навыков позволили увидеть, что многие недочеты в рисовании больше не наблюдаются.
Таким образом, данные контрольного эксперимента доказывают, что логопедическое воздействие помогло дошкольникам устранить недостатки, выявленные на этапе констатирующего эксперимента. Тем не менее, детям с общим недоразвитием речи III уровня необходимо продолжение специально организованной коррекционной логопедической помощи по формированию словаря прилагательных, которую целесообразно осуществлять систематически в условиях образовательного процесса, в рамках разнообразной деятельности, в том числе и изобразительной.



1. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст [Текст] / Е. А. Аркин. - М. : Просвещение, 2008. - 335 с.
2. Блинкова, Н. В. Развитие творчества и изобразительности у логопедов [Текст] / Н. В. Блинкова // Педагогическое обозрение. - 2007. - № 1. - С.17-22.
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 1991. - С. 345-349.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 367 с.
7. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] / Г. Г. Григорьева. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 257 с.
8. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [Текст] / Т. Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2004. - №4. - С. 33-39.
9. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). [Текст] : Книга для логопеда / Л. Н. Ефименкова. - М. : Просвещение, 1985. - 112 с.
10. Жукова, Н. С. Преодоление ОНР у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. Н. Мастюкова, Т Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1990. - 416 с.
11. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] : учебное пособие для вузов / С. Е. Игнатьев. - М. : Академический проект : Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
12. Исаева, Т. И. Особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня на логопедических занятиях [Текст] / Т. И. Исаева // Школьный логопед. - 2006. - № 4. - С. 17-30.
13. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т. Г. Казакова. - М. : Просвещение, 2013. - 194с.
14. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : Просвещение, 1973. - 187 с.
15. Кольцова, М. М. Развитие сигнальных систем действительности у детей [Текст] / М. М. Кольцова. - Л. : Наука, 1980. - 164 с.
16. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 226 с.
17. Комарова, Т. С. Диагностика изобразительной деятельности детей 6-7 лет [Текст] / Т. С. Комарова // Обруч. - 2007. - №1. - С. 24-27.
18. Комарова, Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития
художественно-творческих способностей [Текст] / Т. С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С. 65-67.
19. Комарова, Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.- 112 с.
20. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 192 с.
21. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т. С. Комарова. - М. : Просвещение, 1990. - 342 с.
22. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования [Текст] : учебное пособие / Т. С. Комарова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Педагогическое общество России, 2011.- 176 с.
23. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В. Б. Косминская и др. - М. : Просвещение, 1977. - 372 с.
24. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : учебное пособие для студентов пед. институтов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Р. Г. Казакова и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Просвещение, 2011. - 255 с.
25. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Союз, 2001. - 379 с.
26. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Альянс, 2013. - 367с.
27. Левина, Р. Е. Характеристика ОНР у детей. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина. - М. : Просвещение, 1968. - С. 67-85.
28. Логопедия : учебник для студентов дефектологического факультета пед. вузов [Текст] / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М. : ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
29. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии [Текст] / А. Р. Лурия. - М. : ACADEMIA, 2006. - 408 с.
30. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду :
планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа [Текст] / И. А. Лыкова. - М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2009. - 208с.
31. Методы обследования речи детей [Текст] / под ред. Г. В. Чиркиной. - 4-е изд., доп. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
32. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1968. - 367 с.
33. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2013. - 516 с.
34. Парамонова, Л. Г. Развитие словарного запаса у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. - СПб. : Детство-Пресс, 2007. - 80 с.
35. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. - М. : Академия, 2005. - 144 с.
36. Саккулина, Н. П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н. П. Саккулина. - М. : ГУМАНИТ, 1999. -340 с.
37. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1982. - 208 с.
38. Тимонен, Е. И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Е. И. Тимонен. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 288 с.
39. Ткаченко, Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2003. - 317 с.
40. Туманова, Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Т. В. Туманова. - М. : Просвещение, 2002. - 276 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] // Российская газета. - Федеральный выпуск № 6241. - 2013. - С. 4-11.
42. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические
рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. - М. : Дрофа, 2009. - 192 с.
43. Филичева, Т. Б. Дети с общим недоразвитием речи [Текст] /
Т. Б. Филичева, Т. В Туманова. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 437 с.
44. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. М. : Профессиональное образование, 1993. - 232с.
45. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1993. - 442 с.
46. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : АЙРИСПРЕСС, 2004. - 362 с.
47. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Флерина. - М. : Учпедгиз, 1956. - 160с.
48. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /под общ. ред. Г. В. Чиркиной. — 2-е изд., испр. - М. : АРКТИ, 2005. - 240с.
49. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений [Текст] / А. В. Ястребова. - М. : АРКТИ, 2004. - 209 с.
50. Ястребова, А. В. Учителю о детях с недостатками речи [Текст] / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. - М. : Просвещение, 1996. - 158 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ