ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ И ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 7
1.1. Закономерности формирования фонетико-фонематической стороны речи у детей 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 16
1.3. Особенности устной речи у детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 22
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ И РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИ¬ЗАРТРИИ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Принципы и методика изучения неречевых и речевых функций у
детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 29
2.2. Анализ результатов изучения неречевых и речевых функций у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 31
2.3. Взаимосвязь нарушений неречевых и речевых функций у обследованных детей 47
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 51
3.1. Принципы организации работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдо- бульбарной дизартрии 51
3.2. Содержание работы по коррекции фонетико-фонематического
недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии 53
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 135
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 151
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 158
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 186
Актуальность исследования. С каждым годом происходит увеличение количества детей, которые имеют речевые нарушения. По данным Л.Т. Жур-бы, Е.М. Мастюковой, Е.Н. Правдиной-Винарской и других исследователей увеличилось количество детей с дизартрией и другими нарушениями речи. Примерно 60% дошкольников имеют такие нарушения [23,44]. Своевременная диагностика, коррекционная работа и профилактика нарушений речи необходимы в дошкольных образовательных учреждениях для успешной подготовки детей к усвоению школьных навыков, а также успешной адаптации в школе.
Исследования Е.М. Мастюковой, Б.Н. Алмазова, Л.Т. Журбы, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Н.С. Жуковой, И.И. Пантюхиной и других говорят о росте количества детей с дизартрией, которые испытывают трудности в освоении социальной микросреды особенно при поступлении в школу.
В логопедической практике наиболее часто встречается лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии, ведущим дефектом которой является нарушение звукопроизношения из-за расстройства моторной сферы. При лёгкой степени псевдобульбарной дизартрии нарушения фонетической стороны речи являются стойкими, трудно поддаются коррекции, необходимо длительное время для их устранения, а также они могут отрицательно повлиять на развитие фонематических процессов (Л.В. Лопатина [36], Н.В. Серебрякова [59]).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия способствует безошибочному усвоению письма и чтения в процессе обучения в школе [46]. Повышение эффективности работы по коррекции звукопроизношения у дошкольников с дизартрией, в том числе с лёгкой степенью псевдобульбарной, является одной из задач дошкольного образования.
Объект исследования - фонематические процессы у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Целью исследования является изучение особенностей нарушений фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, определение путей их коррекции и проверка эффективности коррекционной работы.
Для достижения обозначенной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Анализ теоретических источников по проблеме нарушения фонетико-фонематического нарушения речи у детей дошкольного возраста с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Организация и проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ его результатов.
3. Подбор и систематизация методов и приемов логопедической работы, направленной на коррекцию фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
4. Организация и проведение формирующего эксперимента по коррекции фонетико-фонематического нарушения речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом выявленной симптоматики.
5. Организация и проведение контрольного эксперимента; количественный и качественный анализ его результатов.
Для проведения исследования были использованы следующие методы:
1) теоретический (анализ научно-методической литературы в аспекте изучаемой проблемы);
2) эмпирический (наблюдение, метод диагностических заданий, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты);
3) количественный и качественный анализ результатов эксперимента (обработка экспериментальных данных: анализ речевой деятельности).
В работе по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии приняли участие десять детей в возрасте пяти-шести лет. По заключению ПМПК у всех обследованных детей логопедическое заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, лёгкая степень псевдобульбарной дизартрии». Исследование проводилось на базе дошкольного образовательного учреждения - старшей и подготовительной групп МБДОУ детский сад № 283, города Екатеринбурга.
Практическая значимость исследования заключается в том, что она представляет методический и фактический материал для изучения неречевых и речевых функций у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии; подобраны приемы логопедического воздействия применительно к данной категории детей. Полученные данные могут быть использованы автором выпускной квалификационной работы в своей профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, 9 приложений, 26 таблиц и 14 диаграмм.
Актуальность изучения и коррекции фонетико-фонематического развития речи определяется тем, что это самый распространенный дефект среди дошкольников.
Распространенность и стойкость фонетико-фонематических нарушений среди дошкольников весьма велика и оказывает отрицательное влияние на социальную адаптацию, уровень готовности к обучению в школе. Это позволяет считать, что поиск эффективных путей преодоления речевых дефектов у детей является одной из наиболее актуальных задач работы логопедического пункта.
Проанализировав большое количество научных работ, мы можем сделать вывод о том, что вопрос об усвоении ребенком речи достаточно полно излагается в литературе. При этом работы многих авторов посвящены проблемам изучения речи при аномальном развитии детей. Для речевого раз-вития ребенка характерна поэтапность с последовательным усложнением языковых и речевых средств. Важную роль в этом процессе играет артикуляционная моторика, произносительная сторона речи и фонематический слух.
Анализ литературных источников показал, что дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеристикой которого является комбинаторность множественных нарушений моторной реализации неречевых и речевых функций, что отрицательно влияет на формирование фонематического, лексического и грамматического компонентов речи детей, вызывая вторичные отклонения в развитии. На основании этого можно сделать вывод о необходимости своевременной диагностики и оказания эффективной коррекционной помощи детям с псевдобульбарной дизартрией.
В результате анализа полученных данных констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня сформированности неречевых и речевых функций у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, применив описанную выше систему их оценивания, мы сделали вывод о том, что у данной категории детей вследствие нарушения иннервации мышц органов речевого аппарата, приводящего к параличам, парезам и асинхронности деятельности его отделов, наблюдаются различные нарушения голосовой функции. Доказана положительная корреляция между уровнем развития не-речевых и речевых функций обследованных дошкольников.
Полученные результаты позволяют сделать следующий вывод, что предложенная система работы по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи, обусловленного лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии, у детей дошкольного возраста оказалась эффективной. Этот факт подтвердил наличие влияния данного речевого дефекта у дошкольников на своеобразие становления языковой личности, требующее включения в методику логопедического воздействия работы по формированию механизмов фонетико-фонематического восприятия речи.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте [Текст] / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 26, 1950. - 148 с.
3. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 254 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 319 с.
6. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : Просвещение, 1987. - 317 с.
7. Баль, Н. Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] : учеб.-метод. пособие для учителей-дефектологов дошк. учреждений / Н. Н. Баль, Н. В. Дроздова. - Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. - 152 с.
8. Бельтюков, В. И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В. И. Бельтюков. - М. : Педагогика, 1977. - 176 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении ребёнком звуковой (фонемной) системы языка [Текст] / В. И. Бельтюков, А. Д. Салахова // Вопросы психологии. - 1975. - № 4. - С.71-76.
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
11. Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И. Т. Власенко. - М. : Педагогика, 1990. - 184 с.
12. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Астрель, Хранитель, 2006. - 142 с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвящение, 1987. - 160 с.
14. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст] / Г. А. Волкова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
16. Гальперин, П. Я. Введение в психологию [Текст] : учеб. пособие для вузов / П. Я. Гальперин. - М. : Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1961. - 472 с.
18. Гуровец, Г. В. Обучение и воспитание детей с нарушениями речи [Текст] / Г. В. Гуровец, С. И. Маевская - М. : МГПИ, 1982. - 67 с.
19. Гуровец, Г. В. Психопатология детского возраста. Учебное пособие [Текст] / Г. В. Гуровец. - М. : Владос, 2008. - 360 с.
20. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
21. Жинкин, Н. И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / Н. И. Жинкин // Советская педагогика. - 1954. - № 6. - С.79-91.
22. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.
Б. Филичева. - Екатеринбург : Издательство АРД ЛТД, 1998. - 320 с.
23. Журба, Л. Т. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни [Текст] / Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова. - М. : Медицина, 1981. - 272 с.
24. Каверина, Е. К. О развитии речи детей первых двух лет жизни [Текст] / Е. К. Каверина. - Москва : Государственное издательство медицинской литературы, 1950. - 121 с.
25. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стёртых форм дизартрии и сложной дислалии [Текст] / И. Б. Карелина // Дефектология. - 1996. - № 5. - С.10-14.
26. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] : пособие для логопеда / Г. А. Каше. - М. : Просвещение, 1985. - 207 с.
27. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 1978. - 81 с.
28. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии [Текст] : пособие для логопедов / В. А. Киселева. - М. : Школьная пресса, 2007. - 48 с.
29. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / М. М. Кольцова, М. С. Рузина - СПб.: Речь, 1998. - 245 с.
30. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка [Текст] / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1973. - 143 с.
31. Левина, Р. Е. Педагогические вопросы патологии речи у детей [Текст] / Р. Е. Левина // Специальная школа. - 1967. - Вып. 2 (122). - С.121¬130.
32. Левченко, И. Ю. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов педвузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гу- манит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. - С.247-271.
33. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1959. - 496 с.
34. Логопедия [Текст] : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛА-ДОС, 2009. - 703 с.
35. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стёртой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л. В. Лопатина // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов педвузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. - С.293-299.
36. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина ; под ред. Е. А. Логиновой. - СПб. : Издательство СОЮЗ, 2005. - 192 с.
37. Лопатина, Л. В. Приёмы обследования дошкольников со стёртой формой дизартрии, и дифференциация их обучения [Текст] / Л. В. Лопатина // Дефектология. - 1986. -№ 2. - С.64-70.
38. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии) [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Издательство СОЮЗ, 2000. - 192 с.
39. Лурия, А. Г. Язык и сознание [Текст] / А. Г. Лурия - М. : Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1979. - 319 с.
40. Лурия, А. Р Высшие корковые функции человека [Текст] / А. Р Лурия - СПб. : Питер, 2008. - 621 с.
41. Лурия, А. Р Мозг человека и психические процессы [Текст] / А. Р Лурия - М.: Педагогика, 1970. - 495 с.
42. Люблинская, А. А. Воспитателю о развитии ребенка [Текст] / А. А.
Люблинская. - М. : Просвещение, 1972. - 56 с.
43. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих лёгкими формами дизартрии и функциональной дислалией [Текст] / Р. И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии : учеб. пособие для студентов высших и средних специальных пед. учеб. заведений : в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - Т. 1. - С.214-218.
44. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] : кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
45. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Т. В. Волосовец. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
46. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : учеб. пособие для логопедов, воспитателей дет. садов, учителей нач. кл., студентов пед. училищ / под ред. Г. В. Чиркиной. - М. : АРКТИ, 2002. - 240 с.
47. Основы теории и практики логопедии [Текст] / под ред. Р. Е. Леви-ной. - М. : Просвещение, 1967. - 367 с.
48. Панченко, И. И. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия [Текст] / И. И. Панченко, Л. А. Щербакова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов педвузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. - С.119-130.
49. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : учеб. пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. ин-тов / О. В. Правдина. - М. : Просвещение,1973.- 272 с.
50. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / под ред. Т. В. Волосовец. - М. : В. Секачев, 2007. - 224 с.
51. Приходько, О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / О. Г. Приходько. - СПб. : КАРО, 2008. - 158 с.
52. Расстройства речи у детей и подростков [Текст] / под ред. С. С. Ляпидевского. - М. : Медицина, 1969. - 288 с.
53. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] : учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов / З. А. Репина. - Екатеринбург : Издатель Г. П. Калинина, 2008. -140 с.
54. Розенгард-Пупко, Г. Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Г. Л. Розенгард-Пупко. - М. : АПН РСФСР, 1963. - 96 с.
55. Семенова, К. А. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин. - М. : Медицина, 1972. - 328 с.
56. Семенова, К. А. Клинические симптомы дизартрии и общие принципы речевой терапии [Текст] / К. А. Семенова, Е. М. Мастюкова, М. Я. Смуглин // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов педвузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - Кн. 1. - С.103-118.
57. Соботович, Е. Ф. Проявления стёртых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Дефектология. -1974.- № 4. - С.20-25.
58. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма [Текст] / Л. Ф. Спирова // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 5. - 432 с.
59. Серебрякова, Н. В. Сравнительная характеристика объяснения слова младших школьников со стёртой формой дизартрии и без нарушений речи [Текст] / Н. В. Серебрякова; под ред. Р. И. Лалаевой. - Спб. : Союз, 1993. - 160 с.
60. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 2005. - 96 с.
61. Трубникова, Н. М. Теоретические основы учебного курса «Технология обследования моторных функций» [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 2012. - 98 с.
62. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст] : учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. - Екатеринбург, 1998. - 51 с.
63. Филичева, Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст] : учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М. : ГНОМ и Д, 2000. - 80 с.
64. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1989. - 223 с.
65. Филичева, Т. Б. Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - Кн. 5. - С.73-79.
66. Филичева, Т. Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада) [Текст] : учеб. пособие для логопедов и воспитателей детских садов для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : МГОПИ, 1993. - 72 с.
67. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст] / М. Ф. Фомичева - М. : Просвещение, 2005. - 320с.
68. Фомичева, М. Ф. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М. Ф. Фомичева, Т В. Волосовец, Е. Н. Кутепова и др. ; под ред. Волосовец Т.В. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
69. Хватцев, М. Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] : пособие для студентов пед. институтов, методистов и воспитателей детских садов / М. Е. Хватцев. - М. : Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1961. - 208 с.
70. Швачкин, Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Текст] / Н. Х. Швачкин // Возрастная психолингвистика [Текст] : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. - М. : Лабиринт, 2004. - 132 с.
71. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Владос, 1999. - 360 с.
72. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте (краткий очерк) [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1958. - 116 с.