Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедические технологии активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Работа №96805

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы168
Год сдачи2019
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
229
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 9
1.1. Закономерности формирования лексико-грамматического строя
речи у детей дошкольного возраста 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
общим недоразвитием речи 19
1.3. Особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи III уровня 26
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 31
2.1. Организация эксперимента 31
2.2. Анализ медико-психологической документации на детей с
общим недоразвитием речи 34
2.3. Результаты обследования активного и пассивного словаря детей
старшего дошкольного возраста 35
2.4. Результаты обследования понимания обращенной речи у детей
старшего дошкольного возраста 3 8
2.5. Общие исходные результаты обследования словаря детей
старшего дошкольного возраста 39
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ АКТИВИЗАЦИИ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 43
3.1. Научно-теоретическое обоснование и принципы логопедической
технологии активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 43
3.2. Содержание логопедической технологии активизации словаря
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 66

Актуальность проблемы исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, существует социальный заказ сообщества на формирование личности, способной к межличностному взаимодействию и решению коммуникативных задач, что гарантирует ее эффективную адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. Ранее, в дошкольном возрасте ребенок "должен освоить конструктивные способы и средства коммуникативного взаимодействия с другими людьми через развитие всех компонентов устной речи, включая лексико-грамматического строя речи" [47].
Во-вторых, формирование речи в дошкольном возрасте - это сложный и многогранный процесс, связанный с развитием всех психических процессов, включая речь. Последнее особенно важно, так как при отсутствии речевого общения, которое происходит в социальной сфере, человек не может стать полноценной личностью. Богатство лексической стороны речи гарантирует богатство общения, а отсутствие словарного запаса затрудняет свободное общение ребенка. У современных дошкольников часто прослеживается бедность словарного запаса, аграмматическая речь, неточность изложения и употребления слов, неспособность употреблять слова в речи в соответствии с их лексической ценностью. Это происходит под влиянием улицы, средств массовой информации (телевидение, радио), которые зачастую наполнены бессмысленной и неграмотной информацией, которую дети слушают свободно.
Словарь - единственный компонент речевого формирования ребенка. Вопросы о состоянии активной и пассивной лексики в условиях общего недоразвития речи и методике ее формирования и коррекции имеют важное значение в логопедии. Важно понимать, что замедление речевого развития, упущенное и не исправленное в дошкольном возрасте, не может быть компенсировано в будущем. Сегодня вопрос диагностики и своевременной коррекции речевых патологий дошкольника является очень актуальным. Это связано с тем, что в последние годы количество дошкольников с общим недоразвитием речи (затем-ОНР) и прочие патологии речи регулярно увеличиваются, они составляют значительную группу ребенка с нарушениями формирования. Предпосылки данного различные: нехорошая естественная среда, дестабилизация социальной среды, что тянет из-за собою напряжение, повышение процента наследственных травм и постнатальных осложнений, повышение числа болезней и разных патологий, отрицательно оказывающих большое влияние на состояние здоровья, психологическое развитие ребенка, формирование его речи. С данного становится явной значимость деятельности специалистов и преподавателей, занятых выявлением дошкольника с ОНР и коррекцией данного недоразвития.
Активизация словаря у детей дошкольного возраста является одной из основных задач детского речевого развития, так как объем активного словаря, точность понимания и употребления слов, умение использовать слова в речи в соответствии с их лексическим значением гарантируют насыщенность содержанием общения, и отсутствие словарного запаса затрудняет беспрепятственное общение детей. Активизация словаря - перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный (пассивный словарь содержит слова, которые он понимает, но не использует в собственной речи) [26, стр. 395]. Уточнение и увеличение словарного запаса имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка: "чем богаче словарный запас ребенка, тем больше он думает, тем лучше развита его речь" [3, С. 9]. Развитие активного словаря положительно влияет на развитие познавательной активности ребенка, на развитие чтения, письма, счета, т. е. подготовку к школе. Для детей с ОНР III уровня все эти процессы особенно важны, так как эти дети непосредственно испытывают значительные трудности в овладении лексикой и формировании лексико - грамматической стороны речи.
Изучением развития лексикографического резерва дошкольников занимались подобные отечественные специалисты по психологии, преподаватели, как К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, А.В. Запоржец, А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин. В трудах логопедического направления (Е.Н. Винарская, Ж.Ф. Гаркуша, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичева, Г.И. Чиркина и др.) отмечается, что при ОНР имеют место нарушения всех аспектов речи, активная и пассивная лексика отстает от нормы, что влечет за собой нарушения в общении и различных видах деятельности детей.
Несмотря на достаточно большое количество работ по формированию словаря дошкольников, проблема активизации словаря у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня еще недостаточно развита, требует дальнейшего изучения проблем, связанных с развитием логопедических технологий коррекционной деятельности у данной категории детей.
На практике в деятельности логопедов и педагогов дошкольных образовательных учреждений возникают противоречия между:
- современные потребности общества в воспитании ребенка, имеющего хорошую речь и обладающего необходимым объемом активной лексики и существующей системой коррекционного дошкольного образования, в которой отсутствуют достаточные условия для формирования этих качеств;
- необходимость активизации словаря старших дошкольников с ОНР III уровня и малым развитием речевых технологий, обеспечивает системный способ реализации этого процесса.
Эти противоречия привели к выбору темы нашего исследования "Логопедические технологии активизации словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речевого уровня III уровня".
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности технологии логопедической активации словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс формирования активного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Предмет исследования: технология логопедической активации словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования было предположение, что о том, что дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, увеличение словарного запаса будет происходить успешно, если использовать специально разработанные логопедические технологии, основанные на принципах и практике логопедии и включающие комплекс дидактических речевых игр и коррекционных упражнений, направленных на обогащение словаря детей, закреплять и стимулировать использование в речи новых слов.
Исходя из поставленной цели исследования, определения его объекта, предмета, гипотезы, были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме активизации лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Составить диагностический комплекс задач по изучению уровня формирования активной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов.
4. Разработка и апробация логопедических технологий для активизации словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речевого уровня III.
Методологической основой исследования является теория и концепция речевого развития детей дошкольного возраста с ОНР, методы логопедической коррекционной работы по формированию словаря у этих детей (Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты способствуют углублению и расширению теоретических знаний специалистов (учителей, логопедов, дефектологов и т. д.) решение проблемы активизации словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами логопедическая технология и комплекс развивающих упражнений для расширения словарного запаса дошкольников с ОНР III уровня, могут быть успешно использованы в практике логопедов, дефектологов и воспитателей детских садов, представляют практическую ценность и для родителей данной категории детей.
Исследование проводилось на базе Государственного автономного учреждения социального обслуживания Свердловской области, «Центр социальной помощи семье и детям Нижнесергинского района».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время актуальной является проблема активизации словаря дошкольников с ОНР III уровня.
Словарь является приемлемым вариантом для осуществления речевой деятельности в процессе решения задач речевого общения. Дефектная речевая деятельность, которая наблюдается у детей с ОНР, оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: развитие его познавательной деятельности затруднено, продуктивность внимания и памяти снижается, нарушается логическая и смысловая память, детям трудно овладеть умственные операции сравнения, обобщающий анализ, классификация, они нарушены, многие формы общения и межличностного взаимодействия значительно препятствуют развитию игровой деятельности, что является ведущей ценностью с точки зрения общего развития психики дошкольников.
Развитие активной лексики у ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой - с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематической и грамматической структуры речи.
Между тем, общеизвестно, что когнитивное и интеллектуальное развитие ребенка невозможно без усвоения новых слов и формирования активного словарного запаса. Уточнение, расширение и активизация словарного запаса играют важную роль в развитии логического мышления: чем богаче словарный запас ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развивается его речь.
Под активацией словаря дошкольников понимается в нашем исследовании процесс закрепления и популяризации использования новых слов в речи, развитие смысловой стороны словаря детей.
Следовательно, активизация словаря - это необходимо для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития и для подготовки детей к школе.
Под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом следует понимать как форму речевой аномалии, при которой формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой сторон речи. Причины ОНР кроются в неблагоприятных воздействиях, как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.
Неполноценность невербальных психических функций у детей с ОНР, определяет ряд особенностей развития речи ребенка, влияет на развитие словарного запаса, обуславливает его оригинальность.
У детей с общим недоразвитием речи III уровня обнаружены проявления системных нарушений, в том числе нарушение словарного запаса.
Анализ литературных данных позволил предположить, что одной из ярко выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значимое, чем обычно, различие в объеме пассивной и активной лексики. Дети с OHP понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к нормальному. Однако использование слов в выразительной речи, актуализация словаря вызывают большие трудности. Дошкольники с ОНР не знают многих действий объектов, не знают оттенков цветов, плохо различают форму объектов. В детском словаре мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы, почти нет синонимов.
Мы предполагаем, что причины психического и речевого недоразвития у детей с ОНР усугубляются анамнезом.
На основании определения теоретических основ исследования были выделены следующие направления эксперимента по изучению словарного запаса (лексики) у детей старшего дошкольного возраста с ОНР: исследование пассивной номинативной, атрибутивной и предикативной лексики, словарь синонимов и антонимов; словарный запас обобщающих слов.
В результате внедрения диагностического комплекса, включающего в себя 5 методов обследования активной и пассивной лексики детей с ОНР III уровня, на констатирующем этапе были получены следующие результаты (первичная диагностика детей).
У детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня (по сравнению со сверстниками, развивающимися нормально) развитие активной и пассивной лексики ниже возрастной нормы. Существенным недостатком восприятия у этих детей является значительное замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации.
Атрибутивный словарь не формируется у детей с OHP; поэтому они используют только прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые свойства объектов.
У детей с ОНР хуже, чем у детей с нормальным речевым развитием, разработан номинативный словарь. Это проявляется в неправильном использовании слов в словесной парафазии.
Не у всех детей с ОНР сформированы операции классификации, поэтому в их активном лексиконе часто происходит замена общих слов более конкретными значениями и замена общих слов на слова, обозначающие функциональную принадлежность, способ передвижения.
Предикативный словарь у детей дошкольного возраста с ОНР находится на низком уровне формирования в связи с ограниченным пониманием и знанием детьми окружающего мира.
Нарушение антонимии у детей с ОНР выражается в незнании многих слов, в трудности нахождения нужного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. У большинства детей с ОНР не образуются синонимические и антонимические ряды. Это связано с ограниченным количеством активной и пассивной лексики, несформированной структурой и ядром семантических полей, неспособностью детей идентифицировать основные существенные признаки в слове.
Для преодоления всех этих недостатков нами разработана и внедрена в экспериментальной группе логопедическая технология активации лексики старших дошкольников с ОНР III уровня.
Коррекционная работа по расширению словарного запаса дошкольников с III уровнем СНР проводилась в рамках организованного комплексного логопедического и педагогического воздействия с учетом общих дидактических принципов (доступность, наглядность, индивидуальный подход, специфичность, сознательность, постепенное усложнение задач и речи материал).
Основные направления логопедической технологии после активации словаря старших дошкольников с ОНР III уровня:
- работа по распознаванию слова в потоке слышимой речи ребенка;
- работу по формированию умения различать правильное и неправильное произношение слова;
- работа по систематизации слов, которые уже есть в активном и пассивном словаре ребенка;
- работа над различными типами значений слов;
- работа с синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами;
- работа по семантической совместимости слов;
- работа над активацией поиска слов, которая наиболее точно отражает идею, которую ребенок хотел бы выразить в речи;
- организация семантических полей и расширение тематических групп в соответствии с программными требованиями, интересами, потребностями и возможностями каждого ребенка.
На занятиях логопедией активация словаря детей проводилась в два этапа, сначала обогащалась пассивная лексика детей, затем перевод слов из пассивной лексики в активную с помощью активизации и закрепления.
Основными средствами активизации словаря на логопедических занятиях с детьми данной категории были дидактические речевые игры и речевые упражнения.
Результаты итоговой диагностики показали положительную динамику в развитии активной и пассивной лексики старших дошкольников с ОНР III уровня, развитии у них понимания и употребления слов номинативного лексического значения и способности быстро подбирать наиболее точные слова (синоним, антоним), правильно использовать обобщающие слова в речи. Такая положительная динамика стала возможной благодаря внедрению разработанной нами логопедической технологии активизации словарного запаса детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Таким образом, цель наших исследований достигнута, задачи решены полностью. Подтверждена гипотеза исследования: у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня успешно проводится активация словаря при использовании специально разработанной логопедической технологии, основанной на принципах и методах логопедической работы и включающей комплекс дидактических речевых игр и корректирующих упражнений, направленных на обогащение, расширение словарного запаса детей, его закрепление и стимулирование использования новых слов в речи.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. В. Алексеева. - М. : Академия, 2013. - 207 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2010. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стёртой формой дизартрии [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ, 2006. - 228 с.
4. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В. П. Балобанова. - СПб. : Детство- пресс, 2012. - 224 с.
5. Безрукова, С. А. К вопросу о формировании лексико¬грамматических средств языка у дошкольников с ОНР [Текст] / С. А. Безрукова.- Просвещение, - 2007. - С. 16-19.
6. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью [Текст] / Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанова, Э. Л. Фигередо. - М. : Просвещение, 1991. - 218 с.
7. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика [Текст] / Ш. Бутон. - М. : Прогресс, 1984. - 223 с.
8. Винарская, Е. Н. Дизартрия [Текст] / Е. Н. Винарская. - М.: Изд-во АСТ, 2012. - 143 с.
9. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г. А. Волкова. - СПб. : Речь, 2011. - 144 с.
10. Волосец, Т. В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст] / Т. В. Волосец. - М. : Институт общегуманитарных исследований В. Секачева, 2002. - 196 с.
11. Г аркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаргуша. - М. : Центр гуманитарной литературы «Рон», 2002. - 194 с.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений [Текст] / А. Н. Гвоздев - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 218 с.
13. Глухов, В. П. Формирование связной речи дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2008. - 225 с.
14. Гризик, Т. И. В мире слов: пособие по изучению и развитию словаря детей 6-7 лет [Текст] / Т. И. Гризик. - М. : Просвещение, 2012. - 48 с.
15. Ефименкова, Л. И. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР): пособие для логопедов [Текст] / Л. И. Ефименкова. - М. : Владос,
2009. - 225 с.
16. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : Просвещение, 2009. - 237 с.
17. Захарова, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст] / А. В. Захарова. - Новосибирск, 1975. - 212 с.
18. Карпова, С. Н. Психология речевого развития ребенка [Текст] / С. Н. Карпова. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2009. - 198 с.
19. Козырева, Л. М. Развитие речи [Текст] / Л. М. Козырева. - Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2012. - 145 с.
20. Лаврентьева, А. И. Этапы становления лексико-семантической системы у детей [Текст] / А. И. Лаврентьева. - СПб. : Речь, 2008. - С.137-142.
21. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : Речь, 2011. - 218 с.
22. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Ростов-н/Д. : Феникс; СПб. : Союз, 2009. - 185 с.
23. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. - М. : Просвещение, 2007. - 223 с.
24. Левина, Р. Е. Разграничение аномалий речевого развития у детей [Текст] / Р. Е. Левина. Дефектология - 1975. - №2. - С. 12-16.
25. Логинова, В. И. Формирование словаря Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / В. И. Логинова, Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2008. - С. 85-97.
26. Львов, М. Р., Методика работы над словарем [Текст] / М. Р. Львов // Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М. : Просвещение, 2009. - С. 394- 412.
27. Мастюкова, Е. М. Дизартрия [Текст] / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - М. : Просвещение, 2012. - 250 с.
28. Рубинштейн, С. Л. Общая психология [Текст] / С. Л. Седых. - М. : Академия, 2011. - 483 с.
29. Седых, Н. А. Воспитание правильной речи у детей [Текст] / Практическая логопедия Н. А. Седых. - М. : АСТ, 2012. - 279 с.
30. Смирнова, И. А. Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи [Текст] / И. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Прогресс, 2011. - 45 с.
31. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст] / Е. Ф. Соботович. - М. : Классике Стиль, 2003. - 160 с.
32. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников [Текст] / Ф. А. Сохин. - М. : Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК,
2010. - 224 с.
33. Ткаченко, Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Речь, 2013. - 194 с.
34. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи у дошкольника 4-6 лет [Текст] / Т. А. Ткаченко, Р. Е. Левина. - М. : Ювента,
2011. - 146 с.
35. Филичева, Т. Б, Дети с ОНР [Текст] : Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В Туманова. - М. : Гном-Пресс, 1999. - 226 с.
36. Филичева, Т. Б. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, А. В. Ястребова. - М. : Арти, 2005. - 240 с.
37. Филичева, Т. Б. Коррекция обучения и воспитания детей 5-ти летнего возраста с ОНР [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Просвещение, 1991. - 195 с.
38. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева. - М. : Владос, 2009. - 225 с.
39. Филичева, Т. Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - М. : Айрис-пресс, 2010. - 252 с.
40. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. - М. : Академия, 2012. - 368 с.
41. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. - М. : Детство-Пресс, 2012. - 287 с.
42. Ушакова, Т. Н. Речь: истоки и принципы развития [Текст] / Т. Н. Ушакова. - М. : Per Se, 2011. - 256 с.
43. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические труды [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. : Академический проект, 2012. - 564 с.
44. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] / С. Н. Цейтлин. - М. : Владос, 2011. - 240 с.
45. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками [Текст] / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - М. : Владос, 2013. - 228 с.
46. Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи [Текст] / Г. С. Швайко. - М. : Айрис-пресс, 2011. - 69 с.
47. Эльконин, Д. Б. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л .С. Выготского) [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Тривола, 2009. - 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ