ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Закономерности развития произносительной стороны речи у детей
в норме 7
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с
дизартрией в старшем дошкольном возрасте 12
1.3. Особенности произносительных навыков у детей с дизартрией в
старшем дошкольном возрасте 18
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 24
2.1. Организация и проведение логопедического обследования детей с
дизартрией в старшем дошкольном возрасте 24
2.2. Результаты и анализ логопедического обследования детей с
дизартрией в старшем дошкольном возрасте 27
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 39
3.1. Принципы и организация коррекции произносительной стороны
речи у детей с дизартрией в старшем дошкольном возрасте 39
3.2. Содержание коррекционной работы на логопедических занятиях у
детей с дизартрией в старшем дошкольном возрасте 42
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 103
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Одним из важных условий для полноценного и всестороннего развития ребенка является хорошо развитая речь. Чем богаче и правильнее речь у детей, тем легче им формулировать и высказывать свои мысли, тем больше у них возможностей для познания окружающего мира. Продуктивнее и обстоятельнее складываются отношения со сверстниками и взрослыми, активнее протекает психическое развитие.
Полноценная речь положительно влияет на усвоение учебных навыков. Однако, очень часто встречаются дефекты речи, которые оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие мышления ребенка. Неправильное произношение приносит детям немало трудностей и огорчений. Они стесняются своей речи, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки. В школьном возрасте трудности значительно увеличатся, если у дошкольника не выработать правильное звукопроизношение и внятность речи. Это отрицательно скажется на развитии внимания и памяти, появятся проблемы в поведении - вялость, заторможенность, либо, наоборот, агрессивность. Несомненно, все это отразится на отношении ребенка к учебе, на его характере. Послужит причиной плохой успеваемости.
Одной из самых распространенных речевых патологий нарушения произношения является дизартрия. Дизартрия не проходит с возрастом. Доказательством этому является ее наличие у взрослых людей.
Многие специалисты занимались и продолжают заниматься проблемой диагностики и коррекции нарушения произношения при дизартрии: Т. Б. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, О. В. Правдина, К. А. Семенова, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Филичева, Г. В. Чиркина и многие другие.
Детям с дизартрией необходима длительная систематическая индивидуальная логопедическая помощь. Поскольку этот дефект достаточно распространен, значимыми остаются проблемы дифференциальной диагностики дизартрии и организации логопедической помощи таким детям.
Объект исследования: произносительная сторона речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Предмет исследования: коррекция произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Цель исследования: выявить особенности произносительной стороны речи и определить содержание логопедической работы по коррекции произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией и оценить ее эффективность.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Подобрать методики исследования и изучить произносительную сторону речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Определить содержание логопедической работы, направленной на коррекцию произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста на логопедических занятиях.
4. Провести сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов, определить эффективность логопедической работы.
Исследование проходило в несколько этапов.
1. Проведение логопедического обследования по выявлению особенностей развития произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста (15.01.2018 - 26.01.2018).
2. Составление перспективного плана логопедической работы для каждого ребенка и его апробация (29.01.2018 - 09.03.2018).
3. Проведение контрольного эксперимента для выявления результативности проведенной коррекционной работы (12.03.2018 - 23.03.2018).
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы.
2. Эмпирические: эксперимент констатирующий, формирующий, контрольный.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационный метод.
В процессе исследования произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста использовалась речевая карта Н. М. Трубниковой.
Исследование проводилось на базе структурного подразделения МАОУ «Староартинская СОШ» - детский сад села Старые Арти в период с 15 января по 23 марта 2018 года. В эксперименте принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Анализ научной литературы показывает, что проблема коррекции произносительной стороны речи у детей с дизартрией актуальна в современном мире. В изучение данной проблемы внесли свой вклад такие ученые, как Т. Б. Архипова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и другие. В работах этих авторов описаны особенности нарушения произносительной стороны речи детей с дизартрией и рассмотрены пути ее коррекции.
В ходе проведенного логопедического обследования было установлено, что для детей с дизартрией характерны нарушения моторной сферы, мышечного тонуса, фонематического слуха и восприятия, выявлены специфические особенности произносительной стороны речи. Была установлена взаимосвязь между развитием звукопроизношения и фонематическими процессами.
В результате полученных данных выявлено, что звукопроизношение старших дошкольников с дизартрией не соответствует возрастной норме. У детей преобладает антропофонический дефект (искажение звуков) и полиморфные нарушения (страдают звуки из разных фонетических групп). Наблюдается также нарушение просодической стороны речи, нарушен голос, мелодико-интонационная сторона речи. Темп речи чаще ускорен, выдох укорочен. В ходе констатирующего эксперимента установлено, что недостатки звукопроизношения и просодики вызваны слабой работой мышц речевого аппарата и нарушения его мышечного тонуса. Выполнение некоторых артикуляционных укладов представляет для детей трудности из-за ограниченной подвижности мышц языка.
На основе полученных данных констатирующего эксперимента было определено содержание логопедической работы, направленной на коррекцию произносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. Коррекционная работа проходила в виде индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий и включала упражнения по развитию моторной сферы, по нормализации речевого дыхания и голоса, постановку и автоматизацию звуков, задания по развитию фонематических процессов.
Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику в развитии произносительной стороны речи у детей с дизартрией. Следовательно, можно говорить о том, что логопедические занятия оказывают положительное влияние на звукопроизношение и другие стороны речевого развития детей с дизартрией. Однако, именно индивидуальная работа позволяет учитывать личностные особенности ребенка на этапах постановки и автоматизации звуков. Индивидуальные занятия способствуют развитию подвижности органов артикуляции, способности к быстрому и четкому переключению движений, нормализации просодической стороны речи в отношении конкретного ребенка.
Таким образом, можно сказать, что проведенная коррекционная работа оказала положительное воздействие на развитие произносительной стороны речи детей с дизартрией. Следовательно, цель работы была достигнута, поставленные задачи решены.
1. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ : Астрель : ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 343 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2008. - 254 с.
3. Бадалян, Л. О. Невропатология [Текст] : Учебник для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. / Л. О. Бадалян. - М. : Издательский центр Академия, 2003. - 317 с.
4. Беккер, К. П. Логопедия [Текст] / К. П. Беккер, М. Совак. - М., 1981. - 288 с.
5. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Заикание [Текст]. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова. - М. : Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001. - 416 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. - М. : Гуманит. изд. Центр «Владос», 1999. - 680 с.
8. Волкова, Л. С. Хрестоматия по логопедии [Текст]. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений / Л. С. Волкова, В. И. Селиверстов / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 547 с.
9. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. институтов по специальности Дефектология / Л. С. Волкова,
Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова / Под ред. Л. С. Волковой. - М. : Просвещение, 1989. - 528 с.
10. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша . - М. : Владос, 2000. - 158 с.
11. Гаркуша, Ю. Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : Просвещение, 1992. - 59 с.
12. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. - 1994. № 2. С. 56 - 73.
13. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М. : АСТ : Астрель, 2005. - 351 с.
14. Глухов, В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием [Текст] / В. П. Глухов. - М. : АРКТИ, 2002. - 144 с.
15. Екжанова, Е. А. Речь как реченька [Текст] : методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Е. А. Екжанова. - М. : Изд-во МГПУ, 2006. - 84 с.
16. Жукова Н. С. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М. : «Просвещение», 1973. - 222 с.
17. Иншакова, О. Б. Альбом для логопеда [Текст] / О. Б. Иншакова. - М. : Гуманитар. изд. Центр Владос, 2008. - 279 с.
18. Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов [Текст] / В. А. Киселева. - М. : Школьная пресса, 2007. - 83 с.
19. Кольцова, М. М. Проблемы исследования детской речи [Текст] / М. М. Кольцова // Дошкольное воспитание. - 1985. - № 6. С. 34 - 441.
20. Кочеткова, И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой [Текст] / И. Н. Кочеткова. - М. : Совет. спорт, 1989. - 31 с.
21. Лалаева, Р. И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 1999. - 160 с.
22. Левина, Е. А. Школьный логопед [Текст] / Е. А. Левина. - М. : Образование Плюс, 2006. - 264 с.
23. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Смысл, 2006. - 287 с.
24. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. - М. : Красанд, 2010. - 216 с.
25. Лопатина, Л. В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения [Текст] / Л. В. Лопатина. - СПб. : Детство-Пресс, 2000 - С. 177 - 182.
26. Лопатина, Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] : Учебное пособие / Л.В. Лопатина / Под ред. Е.А. Логиновой. - СПб. : Издательство «Союз», 2005. - 192 с.
27. Лопатина, Л. В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии [Текст] / Л. В. Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых : межвузовский сборник научных трудов. - М. , 1987. - С. 3 - 18.
28. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А. И. Максаков. - М. : Мозаика - Синтез, 2006. - 148 с.
29. Мастюкова, Е. М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом [Текст] : Кн. для логопеда / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова. - М. : Просвещение, 1985. - 192 с.
30. Мастюкова, Е. М. Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. - М. : Владос, 1997. - 167 с.
31. Нейман, Л. В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи [Текст] : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский / Под ред. В. И. Селиверстова. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
32. Нищева, Н. В. Будем говорить правильно [Текст]. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения / Н. В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 112 с.
33. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. В. Нищева. - СПб. : Детство-Пресс, 2001. - 528 с.
34. Парамонова, Л. Г. Логопедия для всех [Текст] / Л. Г. Парамонова.
- СПб. : Питер, 2009. - 408 с.
35. Поваляева, М. А. Справочник логопеда [Текст] / М. А. Поваляева.
- Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 448 с.
36. Правдина, О. В. Логопедия [Текст]. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. - Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина.
- М. : «Просвещение», 1973. - 272 с.
37. Розенгард-Пупко, Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Г. И. Розенгард-Пупко. - М. : Смысл, 2003. - 178 с.
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
39. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] / Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2008. - 74 с.
40. Ткаченко, Т. А. Коррекция фонетических нарушений у детей. Подготовительный этап [Текст] / Т. А. Ткаченко. - М. : Владос, 2005. - 40 с.
41. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты [Текст]. Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова / Урал, гос. пед. ун-т Екатеринбург, 1998. - 51 с.
42. Флерова, Ж. М. Логопедия [Текст] / Ж. М. Флерова. - Изд. 4-е. Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 319 с.
43. Филичева, Т. Б. Основы логопедии [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. , 1989. - 223 с.
44. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : Пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - М. : Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
45. Хватцев, М. Е. Логопедия. Книга 1 [Текст] / М. Е. Хватцев. - М. : Владос, 2009. - 272 с.
46. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми [Текст] : Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г. В. Чиркина. - М. : АРКТИ, 2003. - 240 с.
47. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.