Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Авторское метафорическое моделирование в дискурсе С. Джио

Работа №96796

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. Метафора и символизм как основные категории процесса познания мира 7
1.1. Исторические подходы к изучению метафор 7
1.2. Основные подходы к изучению метафоры в когнитивной лингвистике
11
1.3. Основные подходы к трактовке понятий «символ» и «символизм»... .19
ГЛАВА 2. Авторское метафорическое моделирование в дискурсе С. Джио. .25
2.1. Метафорическая модель цветок - жизнь 26
2.2. Метафорическая модель цветок - красота 37
2.3. Метафорическая модель цветок - воспоминания 46
2.4. Метафорическая модель цветок - наука 54
2.5. Метафорическая модель цветок - власть 57
2.6. Метафорическая модель цветок - опасность 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71

Настоящая диссертация посвящена исследованию метафорических моделей, используемых в дискурсе С. Джио «Последняя камелия». Исследование материала позволяет выявить значение символизма в художественном произведении как результата когнитивного процесса, а также даёт возможность правильно интерпретировать композиционную составляющую романа.
Актуальность исследования. На формирование картины мира этноса оказывает влияние целый ряд факторов — это история, религия, язык, традиции, ландшафт, природа, характерная для ареала существования этноса флора и фауна. Роль понятийной сферы «мир растений» в концептуализации различных сфер действительности в последнее время начинает привлекать пристальное внимание лингвистов. Это привело к созданию целого ряда ярких работ, ориентированных на изучение различных языковых картин мира [Балашова 1999; Богуславский 1994; Кондратьева 2014; Кропотухина 2011; Купчик 2014; Рыжкова 2003; Чудинов 2001 и др.].
Целью такого рода исследований является выявление и описание фрагмента языковой картины мира. Безусловно, изучение отдельных метафорических моделей является воплощением новой реальности, где сконцентрированы знания о лингвистических и экстралингвистических связях, характерным носителям той или иной лингвокультуры. Также стоит отметить, что любые языковые категории, в том числе и концепты, являются элементами целой системы функционирующей во взаимосвязи.
Известно, что растительная лексика является неотъемлемой частью бытия и развития различных сфер непредметного мира, этапов жизни человека, связи поколений внутри рода, внешнего облика человека и его внутреннего мира. Соответственно использование знаний о растительном мире как средств характеризующих человека методом сравнения и сопоставления, поиска и подобия образам реального мира природы является закономерным этапом развития человеческого знания о себе.
Все это обусловило актуальность данного исследования, проведенного на материале романа С. Джио «Последняя камелия».
Объект диссертационного исследования — метафорические модели, формирующие символизм цветка камелии в творчестве современной американской писательницы С. Джио.
Предмет диссертационного исследования — концептуальные метафоры, оформляющие метафорические модели и участвующие в создании образа камелии в творчестве современной американской писательницы С. Джио.
Цель настоящей диссертации — рассмотрение содержания и функции фитоморфных образов в романе современной американской писательницы; классификация и систематизация концептуальных метафор, участвующих в их создании, а также выявление семантики символизма и индивидуального авторского стиля.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить теоретические основы когнитивно-дискурсивного анализа метафоры как средства моделирования в романе С. Джио;
• провести анализ метафорических словоупотреблений в творчестве современной американской писательницы С. Джио;
• охарактеризовать общие и специфические черты авторского метафорического моделирования в дискурсе на материале современного художественного романа «Последняя камелия».
В качестве материала для исследования использовалось около 130 метафорических словоупотреблений, полученных путем сплошной выборки из произведения С. Джио «Последняя камелия». Методология настоящего исследования сложилась под влиянием теории концептуальной
метафоры и теории метафорического моделирования (Дж. Лакофф, М. Джонсон, А. Н. Баранов, Э. В. Будаев, Е. С. Кубрякова, А. П. Чудинов). Работа также опирается на достижения дискурс-анализа (Т. А. Ван Дейк, Р. Водак, М. Фуко, Е. И. Шейгал, Н. Фэркло, Л. Чоулиараки и др.) и лингвокультурологии (С. А. Аскольдов, О. О. Борискина, С. Г. Воркачов, В. И. Карасик, В. В. Красных, Е. С. Кубрякова, М.В. Пименова).
В качестве основных в исследовании использовались описательный и сравнительный метод, реализованные через комплекс более частных методик и приемов анализа, таких как моделирование, классификация, контекстуальный и структурно-семантический анализ.
Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования её результатов в трудах по проблемам стилистики художественного текста, когнитивной лингвистики и дискурсивного анализа. В работе выявлены метафорические модели, доминантные для концептуальной картины мира современного американского дискурса.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовании её материалов и теоретических обобщений в курсах по стилистике современного английского языка, лингвистике текста, а также на занятиях по филологическому анализу художественного текста.
Научная новизна работы заключается в исследовании нового языкового материала. Впервые выявляются и анализируются авторские метафорические модели в творчестве современной американской писательницы С. Джио, а также предлагается методика анализа художественного текста, учитывающая приёмы и принципы как когнитивной лингвистики, авторское миропонимание и интерпретация языковой картины мира сквозь призму метафоры.
Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на ежегодной конференции Уральского государственного педагогического университета «Актуальные проблемы лингвистики и методики — 2017». По материалам диссертационного исследования было опубликовано 5 научных работ, в том числе 3 на платформе РИНЦ.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Библиографический список насчитывает 103 наименования, основное содержание диссертации изложено на 80 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Метафора как многогранный языковой феномен давно и тщательно изучается учёными-лингвистами. В свете данных научных представлений метафора видится не только как языковое явление, но и как средство концептуализации действительности, как гносеологический механизм, средство отражения нового знания в языке. Данное языковое средство помогает нам преобразовать существующую в сознании адресата языковую картину мира, ввести новую категоризацию в представление, казалось бы, хорошо известных феноменов. Важную роль при этом играет эстетический потенциал метафоры и её способность представлять эмоциональную оценку действительности.
Изначально нами были рассмотрены исторические подходы к изучению метафор, теоретические основы когнитивно-дискурсивного анализа метафоры как средства моделирования, а также изучено определение символа, его роль и функционирование в разных сферах жизни.
Методом сплошной выборки из произведения С. Джио «Последняя камелия» было выделено около 130 метафорических словоупотреблений. Полученные из источника лексические единицы были объединены в группы по метафорическим моделям с разной сферой-мишенью. В заключение 2-й главы работы были представлены выводы о том, что метафоры с исходной сферой «мир растений» являются значимым способом концептуализации жизни человека, в особенности в художественном дискурсе. Это во многом обусловлено детальной структурированностью исходной сферы и её принадлежностью к кругу ближайших интересов человека. Познавая, что представляет собой любовь, наука, семья, жизнь и каковы её основные свойства, человек активно использует аналогию с растительным миром, при этом основанием переноса становятся такие прототипические свойства растений, как их жизненная сила, развитие, красота, необходимость в бережном уходе. В большинстве случаев в англоязычной лингвокультуре фитоморфные метафоры используются для репрезентации эмоциональной жизни человека, душевного состояния, а также для обозначения этапов жизни, духовного и социального роста. Особо следует отметить, что фитоморфные метафоры обладают ярко выраженным позитивным прагматическим потенциалом, акцентируют идею взаимосвязанности человека и природы, идею естественности и непрерывности развития.
Давая характеристику особенностям авторского стиля, в романе были отмечены различные стилистические средства, метафорические модели, психологический параллелизм, а также две сюжетные линии повествования. Художественная символика позволяет глубже понять идейно-тематическую составляющую романа, а во-вторых, значительно обогащает язык и сюжет романа. Цветовой символизм романа передаёт общие культурные представления, подтверждает стереотипы читателей и в то же время позволяет автору настроить их на определённый эмоциональный лад и буквально манипулировать эмоциями. Важные прототипические признаки концепта цветок «красота», «хрупкость», «недолговечность» - актуализируются и манифестируются в творчестве современной американской писательницы С. Джио и соотносятся с основными мотивами жизни, любви и смерти.
Анализом, проведённым в рамках данного научного исследования, не исчерпывается глубина предложенной темы. В работе были освещены лишь некоторые аспекты роли фитомофной метафоры в современном романе. Данная работа может быть использована в курсах по стилистике современного английского языка, лингвистике текста, а также на занятиях по филологическому анализу художественного текста.



1. Андреева К. А. Роль цветообозначений в создании эмотивной картины мира поэтического текста / Лексические и грамматические категории в свете типологии языков и лингвокультурологии/ М-лы Всеросс. науч. конф. Уфа: Изд-во БашГУ, 2007. - 10 с.
2. Андреева К. А. Три этюда, посвященных роли авторских цветовых преференций в передаче концептов «любовь», «печаль», «смерть» (на материале трех стихотворений Д. Г. Лоуренса) // Вестник, 2010. - № 1. - С. 131-141.
3. Антология концептов / Под ред. В. И. Карасика, И. А. Стернина. - М.: Гнозис, 2007. - 512 с.
4. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель; пер. В. Г. Аппельрота. - М., 1957. - 184 с.
5. Аристотель. Поэтика: соч. в 4 т. / Аристотель; пер. М. Л. Гаспарова. - М., 1984. - С. 645-680.
6. Арутюнова Н. Д. Референция и проблемы текстообразования: Сб. науч. тр. - М.: Наука, 1988 - 238 с.
7. Арутюнова Н. Д. Теория метафоры / вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; общ. ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. - М.: Прогресс, 1990. - 512 с.
8. Астахова Я. А. Художественный текст как источник сведений о лингвоцветовой картине мира // Преподаватель XXI ВЕК, 2013. - № 3-2. - С. 330-337.
9. Байрамова Л. Социально-языковая номинация с цветолексемами / Слово. Текст. Время. Новые средства языковой номинации в новой Европе. Материалы VII международной научной конференции / под. ред. М. Алексеенко, М. Кучинска. - Щецин, 2004. - 478 с.
10. Банин В. А. Метафора как оценочная номинация // Advanced Science, 2017. - № 2. - С. 48.
11. Барышева С. Г. Экзистенциальные архетипы и художественная литература ХХ века. Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. - 184 с.
12. Бахтин М. М. Человек у зеркала. - Соч.: в 8 т. Т. 5. М., 1997. - С. 71.
13. Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Сугай. - М.: Республика, 1994. - 528 с.
14. Березина Т. Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология, 2011. - № 3. - С. 59-69.
15. Березина Т. Н. Эмоционально обонятельный язык бессознательных коммуникаций в процессе человеческого общения // Национальный психологический журнал, 2013. - № 4 (12). - С. 20-30.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ