ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ.... 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся начальной школы с
точки зрения обучения иностранному языку 6
1.2. Стратегии и приемы обучения лексике
14
1.3. Метод полного физического реагирования в обучении иностранному языку 18
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 27
2.1. Анализ учебников для начальных классов на выявление применения
принципов метода полного физического реагирования 27
2.2. Специфика реализации метода полного физического реагирования в
обучении иностранному языку 36
2.3. Методические рекомендации по использованию метода полного физического реагирования в процессе обучения школьников младших классов 43
2.4. Создание комплекса игр для изучения английского языка в рамках метода
полного физического реагирования 49
2.5. Опытно-экспериментальная работа по внедрению приемов метода полного физического реагирования в обучение английскому языку в начальных классах
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 75
На сегодняшний день владение иностранным языком, особенно английским, считается не только престижным, но и необходимым, даже для повседневной жизни. Знание иностранного языка значительно облегчает понимание различных типов дискурса, ведь многие термины имеют иностранные корни. Изучение иностранного языка - залог не только личного развития человека, но и развития международных отношений и различных отраслей внутри отдельных стран. Владение иностранными языками рождает квалифицированных специалистов во всех сферах деятельности, которые способствуют выведению своих стран на новый уровень на мировой арене.
Необходимо осознавать, что предпосылки к успешному и мотивированному овладению иностранным языком закладываются в дошкольном и раннем школьном возрасте. Работа педагога в данном случае заключается, в первую очередь, в привитии и поддержании интереса к изучению иностранного языка, и, наиболее достоверный способ достигнуть этой цели - это показать обучающимся практический выход предлагаемых знаний, реализуемый здесь и сейчас и отвечающий потребностям обучающихся обозначенного возраста. Таким образом, возникает потребность в поиске оптимальных методов и приемов работы, которые будут являться наиболее эффективными в обучении иностранному языку.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена изучению метода полного физического реагирования, как одного из современных методов обучения иностранному языку, специализирующихся на обучении устной коммуникации.
Объектом данного исследования является процесс обучения английскому языку в начальной школе.
Предметом исследования является использование метода полного физического реагирования при обучении английскому языку школьников начальных классов.
Цель данного исследования - выявить условия наиболее эффективного применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку обучающихся начальных классов.
Для достижения поставленной цели мы определили ряд задач:
1) определить основные особенности обучения школьников начального звена иностранному языку;
2) выявить принципы обучения иностранному языку в рамках метода полного физического реагирования;
3) изучить специфику обучения лексике;
4) исследовать наиболее применяемые методические пособия для начальных классов для оценки качества и количества предлагаемых упражнений при обучении английскому языку;
5) разработать комплекс игр для обучающихся начальных классов, реализующий приемы обучения лексике в рамках метода полного физического реагирования, а также ряд рекомендаций по их внедрению в учебный процесс;
6) провести опытно-экспериментальную работу по внедрению приемов метода полного физического реагирования в обучение английскому языку в начальных классах и апробировать результаты, полученные в ходе эксперимента.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что: обучение
иностранному языку школьников начальных классов будет эффективным, если в процессе обучения будет использоваться метод полного физического реагирования.
Научную новизну исследования составляет выявленная возможность и эффективность использования метода полного физического реагирования для изучения лексики в начальной школе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрыты положения метода полного физического реагирования при обучении лексике обучающихся начальной школы.
Практическая значимость исследования состоит в разработке комплекса игр для обучающихся начальных классов, базирующегося на приемах обучения лексике в рамках метода полного физического реагирования.
Для написания данного исследования были использованы такие методы, как: анализ литературы, обобщение, синтез, моделирование, эксперимент, обобщение результатов исследования.
В качестве теоретической базы были использованы работы, прежде всего, основателя изучаемого метода Джеймса Ашера (James Asher), а также его последователей, таких, как Тодд Маккей (Todd McKay), Рамиро Гарсия (Ramiro Garcia), Франциско Кабелло (Francisco Cabello) и других.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в котором отражена актуальность исследования, цель исследования, его объект и предмет, задачи и методы исследования, теоретической и практической глав, которые описывают выполнение поставленных задач, заключения и списка источников и литературы.
Иностранные языки в современном обществе приобретают все большую значимость, вместе с этим растет и потребность в высоком уровне владения ими. Именно поэтому методика преподавания иностранного языка является очень важным аспектом, которому учитель должен уделять повышенное внимание.
Раннее обучение развивает психические функции ребенка, удовлетворяет его познавательные потребности, создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважению к языкам и культурам других народов. Чем раньше ребенок начнет изучать иностранный язык, тем быстрее он освоит его, будет чувствовать себя комфортно при дальнейшем изучении.
В ходе нашего исследования мы рассмотрели такой инновационный метод обучения иностранному языку как метод полного физического, определили его принципы, преимущества, недостатки, рассмотрели специфику его применения. Как результат, мы выяснили, что наиболее успешным будет его применение в обучении школьников начального звена. Так, мы рассмотрели точки зрения ученых, психологов и педагогов на психологические особенности младших школьников, особенности обучения детей данного возраста, в особенности иностранному языку. Из этого, мы сделали вывод, что при обучении школьников начального звена важно задействовать все каналы восприятия информации, а именно, слух, зрение и тактильные ощущения. Поэтому необходимо использовать различные источники и приемы представления и закрепления информации, а именно мультимедийные технологии, использование реалий и флэш карт, игр, в том числе и активных. Таким образом, упражнения, отвечающие принципам метода полного физического реагирования, наилучшим образом подойдут при работе с младшими школьниками.
На следующем этапе мы исследовали наиболее применяемые методические пособия для начальных классов на предмет наличия упражнений, реализующих принципы метода полного физического реагирования. Анализ трех учебников показал, что ни один из них не только не реализует принципы метода 68
полного физического реагирования, но и не уделяют достаточного внимания формированию лексических навыков, ввиду нехватки упражнений, их однообразия, отсутствия игровых технологий и дидактических материалов. Так, мы подтвердили актуальность создания нашего комплекса игр, отражающих принципы метода полного физического реагирования. Мы также составили ряд методических рекомендаций к их использованию.
В заключение, нами была проведена опытно-экспериментальная работа, включающая четыре этапа. В ходе эксперимента мы выяснили, что школьники, в обучении которых активно использовались игровые технологии, основанные на принципах TPR метода, добились больших успехов в усвоении лексического материала. Следовательно, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза, заключающаяся в том, что обучение иностранному языку школьников начальных классов будет эффективным, если в процессе обучения будет использоваться метод полного физического реагирования, подтвердилась.
В результате данной исследовательской работы, мы осуществили все поставленные задачи, и как следствие достигли поставленной цели исследования, а именно выявили условия наиболее эффективного применения метода полного физического реагирования при обучении иностранному языку обучающихся начальных классов.
В перспективе данное исследование может стать базой для изучения применения основ метода TPR в России в различных условиях обучения иностранному языку, а также, для расширения содержания предложенных методических рекомендаций и адаптации игр к различным УМК или в соответствии со спецификой обучающихся.
1. Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка / Е.В. Алесина // Иностранные языки в школе. - 1987. - № 4. - С. 66-67.
2. Артёмов В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам. // Иностранные языки в школе - 1969. - № 6. - С. 54 - 61.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.// Вопросы психологии. - 1996. - 536 с.
4. Выготский Л.С. Из записок конспекта Л.С. Выготского к лекциям по
психологии детей дошкольного возраста//Психология игры. - 1999. - №2 -
С.293.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. - M.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
6. Гальскова Н.Д. Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2006. - 336 с.
7. Горошко Е. И., Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента (монография). — Харьков: Ра-Каравелла, 2013. - 320 с.
8. Дегтярникова Т. A. Activity sheets - как способ повышения мотивации в
изучении английского языка - 2012 [Электронный ресурсЦЖ!/
http://festival.1september.ru/articles/310709/ (дата обращения 17.03.2017).
9. Жирнова Е.В. Влияние раннего обучения иностранному языку на развитие детей.// Вестник Московского государственного областного университета. - 2014. - №2. - C.61 - 64.
10. Иванова В. В., Иванова Е.В. Использование языковых игр на уроках английского языка в начальных классах - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1 september.ru/articles/595446/ (дата обращения 17.03.2017).
11. Иванова Т. А. Групповая форма работы на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 2012. - № 6. - С. 42 - 44.
12. Ильин Е.П. Двигательная память и память на движения - синонимы? // Вопросы психологии . - 1990. - № 4. - С.134 - 140.
13. Ищенко А.А., Кокорина Л.А. Раннее обучение иностранным языкам в
начальной школе - 2007 [Электронный ресурс]. URL:
http://festival.1 september.ru/articles/415959/ (дата обращения 17.03.2017).
14. Кочнева Н.В. Некоторые приемы повышения эффективности урока иностранного языка в начальной школе - 2014 [Электронный ресурс]. URL: http: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/inostrannyi-yazyk/doklad-na-temu-nekotorye- priemy-povysheniya-effektivnosti-uroka (дата обращения 19.02.2018).
15. Крапивник Л.Ф. Методика преподавания русского языка как иностранного: лекции для иностранных учащих. - Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1995. - 43 с.
...