Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционное значение наглядности в подготовке детей с нарушением слуха к выпускному экзамену по математике в массовой школе

Работа №96792

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы159
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗНАЧЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИВ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ 11
1.1. Общие принципы инклюзивного образования 11
1.2. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в
Российской Федерации 15
1.3. Теоретические основы обучения математике обучающихся с
нарушением слуха 19
1.4. Использование различных видов наглядности при обучении
математике обучающихся с нарушением слуха 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
В МАССОВОЙ ШКОЛЕ 31
2.1. Задачи, содержание и методика констатирующего
исследования 31
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по апробации пропедевтического курса с использованием различных видов наглядности
на уроках математики 50
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по
апробации пропедевтического курса с использованием различных видов наглядности на уроках математики при подготовке к выпускным экзаменам обучающихся с нарушением слуха 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ


В классической системе образования Российской Федерации обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) получают образование в учреждениях, реализующие адаптированные образовательные программы. Ребята часто бывают оторваны не только от ровесников с обычным ходом развития, а также от своих родителей. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс по месту жительства - новый аспект отечественного образования. Данный подход связан с процессом, который называется «инклюзивное образование».
В большинстве стран мира инклюзивное образование считается одним из ведущих направлений реформы системы специального образования. Признание надобности изменения системы специального образования связано с социально-политическими переменами в обществе, изменением взглядов на образование, развитием массовой концепции прав человека и равных возможностей, в том числе на роль, которую выполняет специальное образование. Инклюзивное образование направлено на то, чтобы все обучающиеся, имея отклонения в развитии, обучаются и воспитываются не в специальных образовательных учреждениях, а в общеобразовательных школах, в которых учитываются их особые образовательные потребности и выполняется комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Инклюзивное обучение обучающихся с особенностями развития
предусматривает обучение с ровесниками в одном классе.
Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации увеличивается количество обучающихся с ОВЗ, число обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях уменьшается. В России с каждым годом увеличивается численность детей с отклонениями в развитии, которые обучаются в массовых общеобразовательных школах.
Математика базируется на наглядно-образном, наглядно-действенном, словесно-логическом мышлении. Наглядно-образное мышление у детей обеспечивает фундамент для развития словесно-логического мышления. Без хорошо сформированного наглядно-образного мышления невозможно перейти к понятиям в мышлении. Невозможно в полном объеме использовать формулы в алгебре и геометрии, аксиомы и теоремы в геометрии. Исследователи установили, что около 80 % всей информации человек получает с помощью зрения. При правильно подобранных средствах наглядности, обучающиеся качественно воспринимают информацию, лучше усваивают программный материал и готовятся к выпускным экзаменам по математике. Наглядность способствует формированию у детей с ОВЗ математических понятий и математического мышления.
Математика включена в школьную программу на протяжении всего образовательного процесса. В инклюзивном обучение использование схем, чертежей, диаграмм, графиков, таблиц имеет определяющее значение, так как они позволяют существенно экономить время освоения теоретического материала, повышает уровень его восприятия.
В настоящее время обучающиеся с нарушением слуха могут обучаться в массовых школах. Такое обучение детей предполагает проведение коррекционной работы учителем на уроке. Глухие и слабослышащие обучающиеся - это особый контингент обучающихся. У данной категории лиц возникают значительные трудности при работе с наглядными объектами. обучающиеся с нарушением слуха больше времени изучают объект, чаще обращают внимание на выделяющиеся, но второстепенные части предмета, чем на части мало выделяющиеся. Учитель часто сталкивается с тем, что дети не понимают предлагаемый материал из-за незнания значения многих слов, не понимают смысла задания.
Поэтому при выборе методов обучения следует учитывать особенности познавательной деятельности и речевого развития обучающихся с нарушением слуха. Предпочтение отдается методам и приемам, формам организации деятельности, которые помогают более полно передавать учебную информацию в доступном для детей виде.
По утверждению психологов Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф, Н.В.Яшковой пониманию математики способствует использование различных форм представления информации, в том числе математических фактов. В математике используются три языка: словесный, символический и графический. Последние два из них искусственные, созданные специально для нужд математики. С введением символического языка появилась возможность уточнить смысл многих терминов. К сожалению, обучающиеся с нарушением слуха в среднем и в старшем звеньях, используют учебные пособия для массовых школ. Как показала практика, использование этих учебников, для таких детей невозможно, особенно при изучении точных наук. Они должны быть адаптированы с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с нарушением слуха для создания адекватного образовательного процесса.
Методику преподавания математики для детей с нарушением слуха разрабатывали И.В.Больших, И.М. Гилевич, А. П. Гозова, А.И. Дъячков, Е.А. Жеребятьева, Н.М. Назарова, М. Н. Перова, А.М. Пышкало, Т.В.Розанова, Н.Ф. Слезина, В.Б.Сухова, В. В. Эк.
Математическая культура - это часть общекультурного уровня любого человека. Любой выпускник общеобразовательной организации, должен владеть определенным математическим аппаратом, иметь сформированные навыки мыслительно-интеллектуальной деятельности. Особую сложность составляет группа обучающихся с нарушением слуха. Недостаточная разработка методик обучения, учитывающих особенности глухих и слабослышащих учащихся, недостаточное оснащение специальными пособиями для обучения математики таких учащихся снижает качество подготовки к выпускным экзаменам учащихся с нарушением слуха.
Проблема исследования состоит в определении коррекционного значения наглядности в подготовке детей с нарушением слуха к выпускному экзамену по математике в массовой школе.
Основной формой итоговой аттестации обучающихся, в том числе и для обучающихся с нарушением слуха являются выпускные экзамены по математике (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ), которые проверяют не только уровень усвоения математического материала, изучаемого в старших классах, но и владение математической компетентностью, которая формируется на протяжении всех лет обучения.
Актуальность исследования определяется следующими факторами:
- новыми требованиями к математической подготовке школьников;
- новыми подходами к построению школьного курса математики;
- необходимостью создания новых педагогических технологий и методик обучения математики обучающихся с нарушением слуха с учетом обучения их в массовой школе.
Объектом исследования является процесс подготовки обучающихся с нарушением слуха к выпускным экзаменам по математике в массовой школе.
Предметом исследования пропедевтический курс с использованием различных видов наглядности при подготовке к выпускному экзамену по математике обучающихся с нарушением слуха в массовой школе.
Целью исследования разработать и апробировать пропедевтический курс с использованием различных видов наглядности при обучении математике учащихся с нарушением слуха в выпускных классах массовой школы.
Гипотеза: пропедевтический курс с использованием различных видов наглядности на уроках математики, предполагает работу с клип-чартами, с презентациями, с заданиями по реальной математике из сборника для школ I¬II вида, задачи на готовых чертежах по геометрии из сборника для школ I-II вида и повышает качество обучения, помогает успешно подготовить к выпускному экзамену обучающихся с нарушением слуха в массовой школе.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных
задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, выявить значение наглядности в подготовке обучающихся с нарушением слуха к выпускному экзамену по математике в общеобразовательной школе.
2. Разработать пропедевтический курс с различными видами наглядности для использования на уроках математики при подготовке к выпускным экзаменам обучающихся с нарушением слуха.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования различных видов наглядности на уроках математики при подготовке к государственной итоговой аттестации обучащихся с нарушением слуха в общеобразовательных школах.
Методологической основой исследования являются:
- системно-деятельностный подход
(JI. C. Выготский, С.А. Зыков, М.И. Кондаков, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А. И. Наумов, М.М. Поташник, С. Л. Рубинштейн и др.);
- методики преподавания математики глухим и слабослышащим учащимся
(А.П. Дъячков, К. Г. Коровин, В. Б. Сухова, Э.П. Гроза, Д.Ф. Дроздова, И.А. Михаленкова, Л.С. Мотылева, Н. Ф. Слезина, Л.И. Тигранова,
B. В. Тимохин и др.);
- положения об особенностях процесса обучения и воспитания детей
с ОВЗ
(З. И. Калмыкова, Э.И. Мещерякова, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин
C. JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);
- исследования в области методов и приемов современных педагогических технологий
(В. А. Далингер, А.В.Дмитриева, О. П. Околелов, А.Я.Савельев, В.П.Беспалько, и др.);
- педагогические основы, связанные со спецификой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования
(М. Кинг-Сирс, Б. Персон, Д. Попойнт, Ш. Рамон, Г. Стангвик, М. Форест, В. Шмидт и др.).
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения педагогики о ценности личности, о необходимости включения каждого ребенка с ОВЗ в образовательное пространство, закрепленные в нормативных документах о правах ребенка;
- положения деклараций об образовании лиц с особыми
потребностями;
- концепции интегрированного и инклюзивного образования (Г. Банч, Н. В. Борисова, Т. Бут, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р.);
- исследования сурдопсихологии об особенностях познавательной деятельности детей с нарушением слуха (Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, С. А. Зыков, Ф.Ф. Рау, Т.В.Розанова, Ж.И. Шиф и др.);
- личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей (Н.В. Борисова, А.В.Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
- исследования по проблемам усвоения математических и естественнонаучных понятий
(О.Б. Епишева, И. Я. Лернер, Г. И. Саранцев, Н.Ф.Талызина и др.);
- исследования по использованию наглядных средств обучения
(Ю. К. Бабанский, Л.В.Занков, Я.А.Коменская, Т. К. Стуреи др.).
Теоретическая значимость:
- выделены пути повышения уровня математической подготовки учащихся с нарушением слуха для успешной сдачи выпускного экзамена.
Практическая значимость:
- определены педагогические условия обучения математике обучающихся с нарушением слуха, оптимизирующие процесс подготовки к выпускным экзаменам;
- результаты исследования помогут учителям как специальных (коррекционных) школ, так и общеобразовательных школ, внедряющих инклюзивное образование.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты:
1) выявлены основные проблемы, которые встречаются у обучающихся с нарушением слуха;
2) установлено, что обучение с опорой на образное мышление способствует более глубокому усвоению основных математических понятий;
3) разработан и внедрен в учебный процесс пропедевтический курс,
предполагающий использование различные виды наглядности и направленный на восполнение пробелов по математике, который обеспечивает повышение уровня математической подготовки обучающихся, а именно: повышает уровень усвоения ими базовых математических знаний, умений и навыков, активизирует познавательную деятельность.
Пропедевтический курс включает:
- разработанные презентации;
- клип-чарты для интерактивной доски;
- разработанный сборник заданий по реальной математике для учащихся школ1-11 вида;
- разработанный сборник задач на готовых чертежах по геометрии для обучающихся школ I-II вида.
4) внедрены в педагогическую практику положения и выводы, содержащиеся в исследовании;
5) экспериментально подтверждена эффективность использования в учебном процессе разработанного курса обучения математике обучающихся с нарушением слуха, с использованием различных видов наглядности.



1. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности [Текст] / Г. Ю. Айзенк.- М. : Мир, 1996. - 160 с.
2. Акири, И. К. Логические тесты на уроках математики [Текст] / И. К. Акири // Математика в школе. - 1994. - № 6. - С. 27-32.
3. Андреев, А. А. Компьютерные телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] / А. А. Андреев // Школьные технологии. - 2001. - № 3. - С. 2-9.
4. Бекмуратов, Н. Ш. Пути повышения умственной работоспособности глухих учащихся [Текст] / Н. Ш. Бекмуратов // Дефектология. - 1991. - № 5. - С. 51-56.
5. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология с элементами дефектологии логопедии [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : МЭГУ, 1993. - 168 с.
6. Белявский, Б. В. Современные формы и методы профессионального образования инвалидов [Текст] / Б. В. Белявский // Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы. - Новосибирск, 2003. - С. 6-16.
7. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М.:[б. и.], 1995. - 128 с.
8. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. :Высш. шк., 1989. - 144 с.
9. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 190 с.
10. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора [Текст] : учеб.пособие / Н. В. Борисова. - М. :
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2000. - 146 с.
11. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / P. M. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
12. Бударный, A. A. Индивидуальный подход в обучении [Текст] /
A. A. Бударный // Советская педагогика. - 1965. - № 7. - С. 13-21.
13. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
14. Бэкон, Ф. Новый Органон [Текст] / Ф. Бэкон. - Ленинград : ОГИЗ ; СОЦЭКГИЗ, 1935. - 583 с.
15. Витухина, И. А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей [Текст] / И. А. Витухина // Дефектология. - 1988. - № 1. - С.51-56.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ