ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗНАЧЕНИЯ НАГЛЯДНОСТИВ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА К ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ 11
1.1. Общие принципы инклюзивного образования 11
1.2. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования в
Российской Федерации 15
1.3. Теоретические основы обучения математике обучающихся с
нарушением слуха 19
1.4. Использование различных видов наглядности при обучении
математике обучающихся с нарушением слуха 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО АПРОБАЦИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО МАТЕМАТИКЕ
В МАССОВОЙ ШКОЛЕ 31
2.1. Задачи, содержание и методика констатирующего
исследования 31
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по апробации пропедевтического курса с использованием различных видов наглядности
на уроках математики 50
2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования по
апробации пропедевтического курса с использованием различных видов наглядности на уроках математики при подготовке к выпускным экзаменам обучающихся с нарушением слуха 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
В классической системе образования Российской Федерации обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) получают образование в учреждениях, реализующие адаптированные образовательные программы. Ребята часто бывают оторваны не только от ровесников с обычным ходом развития, а также от своих родителей. Включение детей с ОВЗ в образовательный процесс по месту жительства - новый аспект отечественного образования. Данный подход связан с процессом, который называется «инклюзивное образование».
В большинстве стран мира инклюзивное образование считается одним из ведущих направлений реформы системы специального образования. Признание надобности изменения системы специального образования связано с социально-политическими переменами в обществе, изменением взглядов на образование, развитием массовой концепции прав человека и равных возможностей, в том числе на роль, которую выполняет специальное образование. Инклюзивное образование направлено на то, чтобы все обучающиеся, имея отклонения в развитии, обучаются и воспитываются не в специальных образовательных учреждениях, а в общеобразовательных школах, в которых учитываются их особые образовательные потребности и выполняется комплексное психолого-педагогическое сопровождение. Инклюзивное обучение обучающихся с особенностями развития
предусматривает обучение с ровесниками в одном классе.
Несмотря на то, что в настоящее время в Российской Федерации увеличивается количество обучающихся с ОВЗ, число обучающихся в специальных (коррекционных) учреждениях уменьшается. В России с каждым годом увеличивается численность детей с отклонениями в развитии, которые обучаются в массовых общеобразовательных школах.
Математика базируется на наглядно-образном, наглядно-действенном, словесно-логическом мышлении. Наглядно-образное мышление у детей обеспечивает фундамент для развития словесно-логического мышления. Без хорошо сформированного наглядно-образного мышления невозможно перейти к понятиям в мышлении. Невозможно в полном объеме использовать формулы в алгебре и геометрии, аксиомы и теоремы в геометрии. Исследователи установили, что около 80 % всей информации человек получает с помощью зрения. При правильно подобранных средствах наглядности, обучающиеся качественно воспринимают информацию, лучше усваивают программный материал и готовятся к выпускным экзаменам по математике. Наглядность способствует формированию у детей с ОВЗ математических понятий и математического мышления.
Математика включена в школьную программу на протяжении всего образовательного процесса. В инклюзивном обучение использование схем, чертежей, диаграмм, графиков, таблиц имеет определяющее значение, так как они позволяют существенно экономить время освоения теоретического материала, повышает уровень его восприятия.
В настоящее время обучающиеся с нарушением слуха могут обучаться в массовых школах. Такое обучение детей предполагает проведение коррекционной работы учителем на уроке. Глухие и слабослышащие обучающиеся - это особый контингент обучающихся. У данной категории лиц возникают значительные трудности при работе с наглядными объектами. обучающиеся с нарушением слуха больше времени изучают объект, чаще обращают внимание на выделяющиеся, но второстепенные части предмета, чем на части мало выделяющиеся. Учитель часто сталкивается с тем, что дети не понимают предлагаемый материал из-за незнания значения многих слов, не понимают смысла задания.
Поэтому при выборе методов обучения следует учитывать особенности познавательной деятельности и речевого развития обучающихся с нарушением слуха. Предпочтение отдается методам и приемам, формам организации деятельности, которые помогают более полно передавать учебную информацию в доступном для детей виде.
По утверждению психологов Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф, Н.В.Яшковой пониманию математики способствует использование различных форм представления информации, в том числе математических фактов. В математике используются три языка: словесный, символический и графический. Последние два из них искусственные, созданные специально для нужд математики. С введением символического языка появилась возможность уточнить смысл многих терминов. К сожалению, обучающиеся с нарушением слуха в среднем и в старшем звеньях, используют учебные пособия для массовых школ. Как показала практика, использование этих учебников, для таких детей невозможно, особенно при изучении точных наук. Они должны быть адаптированы с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся с нарушением слуха для создания адекватного образовательного процесса.
Методику преподавания математики для детей с нарушением слуха разрабатывали И.В.Больших, И.М. Гилевич, А. П. Гозова, А.И. Дъячков, Е.А. Жеребятьева, Н.М. Назарова, М. Н. Перова, А.М. Пышкало, Т.В.Розанова, Н.Ф. Слезина, В.Б.Сухова, В. В. Эк.
Математическая культура - это часть общекультурного уровня любого человека. Любой выпускник общеобразовательной организации, должен владеть определенным математическим аппаратом, иметь сформированные навыки мыслительно-интеллектуальной деятельности. Особую сложность составляет группа обучающихся с нарушением слуха. Недостаточная разработка методик обучения, учитывающих особенности глухих и слабослышащих учащихся, недостаточное оснащение специальными пособиями для обучения математики таких учащихся снижает качество подготовки к выпускным экзаменам учащихся с нарушением слуха.
Проблема исследования состоит в определении коррекционного значения наглядности в подготовке детей с нарушением слуха к выпускному экзамену по математике в массовой школе.
Основной формой итоговой аттестации обучающихся, в том числе и для обучающихся с нарушением слуха являются выпускные экзамены по математике (ОГЭ, ЕГЭ, ГВЭ), которые проверяют не только уровень усвоения математического материала, изучаемого в старших классах, но и владение математической компетентностью, которая формируется на протяжении всех лет обучения.
Актуальность исследования определяется следующими факторами:
- новыми требованиями к математической подготовке школьников;
- новыми подходами к построению школьного курса математики;
- необходимостью создания новых педагогических технологий и методик обучения математики обучающихся с нарушением слуха с учетом обучения их в массовой школе.
Объектом исследования является процесс подготовки обучающихся с нарушением слуха к выпускным экзаменам по математике в массовой школе.
Предметом исследования пропедевтический курс с использованием различных видов наглядности при подготовке к выпускному экзамену по математике обучающихся с нарушением слуха в массовой школе.
Целью исследования разработать и апробировать пропедевтический курс с использованием различных видов наглядности при обучении математике учащихся с нарушением слуха в выпускных классах массовой школы.
Гипотеза: пропедевтический курс с использованием различных видов наглядности на уроках математики, предполагает работу с клип-чартами, с презентациями, с заданиями по реальной математике из сборника для школ I¬II вида, задачи на готовых чертежах по геометрии из сборника для школ I-II вида и повышает качество обучения, помогает успешно подготовить к выпускному экзамену обучающихся с нарушением слуха в массовой школе.
Реализация поставленной цели потребовала решения ряда конкретных
задач:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу, выявить значение наглядности в подготовке обучающихся с нарушением слуха к выпускному экзамену по математике в общеобразовательной школе.
2. Разработать пропедевтический курс с различными видами наглядности для использования на уроках математики при подготовке к выпускным экзаменам обучающихся с нарушением слуха.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования различных видов наглядности на уроках математики при подготовке к государственной итоговой аттестации обучащихся с нарушением слуха в общеобразовательных школах.
Методологической основой исследования являются:
- системно-деятельностный подход
(JI. C. Выготский, С.А. Зыков, М.И. Кондаков, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А. И. Наумов, М.М. Поташник, С. Л. Рубинштейн и др.);
- методики преподавания математики глухим и слабослышащим учащимся
(А.П. Дъячков, К. Г. Коровин, В. Б. Сухова, Э.П. Гроза, Д.Ф. Дроздова, И.А. Михаленкова, Л.С. Мотылева, Н. Ф. Слезина, Л.И. Тигранова,
B. В. Тимохин и др.);
- положения об особенностях процесса обучения и воспитания детей
с ОВЗ
(З. И. Калмыкова, Э.И. Мещерякова, Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин
C. JI. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина и др.);
- исследования в области методов и приемов современных педагогических технологий
(В. А. Далингер, А.В.Дмитриева, О. П. Околелов, А.Я.Савельев, В.П.Беспалько, и др.);
- педагогические основы, связанные со спецификой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного образования
(М. Кинг-Сирс, Б. Персон, Д. Попойнт, Ш. Рамон, Г. Стангвик, М. Форест, В. Шмидт и др.).
Теоретическую основу исследования составляют:
- положения педагогики о ценности личности, о необходимости включения каждого ребенка с ОВЗ в образовательное пространство, закрепленные в нормативных документах о правах ребенка;
- положения деклараций об образовании лиц с особыми
потребностями;
- концепции интегрированного и инклюзивного образования (Г. Банч, Н. В. Борисова, Т. Бут, Н.Н. Малофеев, Э.К. Наберушкина, С. Н. Прушинский, Е.Р.);
- исследования сурдопсихологии об особенностях познавательной деятельности детей с нарушением слуха (Р.М. Боскис, Л.С. Выготский, С. А. Зыков, Ф.Ф. Рау, Т.В.Розанова, Ж.И. Шиф и др.);
- личностно-ориентированный подход в обучении и развитии детей (Н.В. Борисова, А.В.Петровский, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.);
- исследования по проблемам усвоения математических и естественнонаучных понятий
(О.Б. Епишева, И. Я. Лернер, Г. И. Саранцев, Н.Ф.Талызина и др.);
- исследования по использованию наглядных средств обучения
(Ю. К. Бабанский, Л.В.Занков, Я.А.Коменская, Т. К. Стуреи др.).
Теоретическая значимость:
- выделены пути повышения уровня математической подготовки учащихся с нарушением слуха для успешной сдачи выпускного экзамена.
Практическая значимость:
- определены педагогические условия обучения математике обучающихся с нарушением слуха, оптимизирующие процесс подготовки к выпускным экзаменам;
- результаты исследования помогут учителям как специальных (коррекционных) школ, так и общеобразовательных школ, внедряющих инклюзивное образование.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В ходе проведенного теоретического и экспериментального исследования получены следующие основные результаты:
1) выявлены основные проблемы, которые встречаются у обучающихся с нарушением слуха;
2) установлено, что обучение с опорой на образное мышление способствует более глубокому усвоению основных математических понятий;
3) разработан и внедрен в учебный процесс пропедевтический курс,
предполагающий использование различные виды наглядности и направленный на восполнение пробелов по математике, который обеспечивает повышение уровня математической подготовки обучающихся, а именно: повышает уровень усвоения ими базовых математических знаний, умений и навыков, активизирует познавательную деятельность.
Пропедевтический курс включает:
- разработанные презентации;
- клип-чарты для интерактивной доски;
- разработанный сборник заданий по реальной математике для учащихся школ1-11 вида;
- разработанный сборник задач на готовых чертежах по геометрии для обучающихся школ I-II вида.
4) внедрены в педагогическую практику положения и выводы, содержащиеся в исследовании;
5) экспериментально подтверждена эффективность использования в учебном процессе разработанного курса обучения математике обучающихся с нарушением слуха, с использованием различных видов наглядности.
1. Айзенк, Г. Ю. Проверьте свои способности [Текст] / Г. Ю. Айзенк.- М. : Мир, 1996. - 160 с.
2. Акири, И. К. Логические тесты на уроках математики [Текст] / И. К. Акири // Математика в школе. - 1994. - № 6. - С. 27-32.
3. Андреев, А. А. Компьютерные телекоммуникационные технологии в сфере образования [Текст] / А. А. Андреев // Школьные технологии. - 2001. - № 3. - С. 2-9.
4. Бекмуратов, Н. Ш. Пути повышения умственной работоспособности глухих учащихся [Текст] / Н. Ш. Бекмуратов // Дефектология. - 1991. - № 5. - С. 51-56.
5. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология с элементами дефектологии логопедии [Текст] / Н. Л. Белопольская. - М. : МЭГУ, 1993. - 168 с.
6. Белявский, Б. В. Современные формы и методы профессионального образования инвалидов [Текст] / Б. В. Белявский // Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и перспективы. - Новосибирск, 2003. - С. 6-16.
7. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] / В. П. Беспалько. - М.:[б. и.], 1995. - 128 с.
8. Беспалько, В. П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст] / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. - М. :Высш. шк., 1989. - 144 с.
9. Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В. П. Беспалько. - М. : Педагогика, 1989. - 190 с.
10. Борисова, Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора [Текст] : учеб.пособие / Н. В. Борисова. - М. :
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2000. - 146 с.
11. Боскис, P. M. Глухие и слабослышащие дети [Текст] / P. M. Боскис. - М. : Советский спорт, 2004. - 304 с.
12. Бударный, A. A. Индивидуальный подход в обучении [Текст] /
A. A. Бударный // Советская педагогика. - 1965. - № 7. - С. 13-21.
13. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
14. Бэкон, Ф. Новый Органон [Текст] / Ф. Бэкон. - Ленинград : ОГИЗ ; СОЦЭКГИЗ, 1935. - 583 с.
15. Витухина, И. А. Реализация принципа наглядности при изучении математики в школе для глухих детей [Текст] / И. А. Витухина // Дефектология. - 1988. - № 1. - С.51-56.
...