Глава 1. Теоретическое изучение особенностей обучения умственно отсталых детей математике в условиях инклюзивного образования 6
1.1 Понятие инклюзивного образования 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей с легкой степенью
умственной отсталости 14
1.3 Особенности обучения детей с умственной отсталостью математике .. 18
Глава 2 Экспериментальное изучение особенностей обучения математике детей с легкой степенью умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования 31
2.1 База исследования. Характеристика испытуемых 31
2.2 Анализ диагностических методик 32
2.3 Анализ и интерпретация результатов обследования. Качественный и
количественный анализ 39
Глава 3. Адаптированная рабочая программа обучения детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях инклюзивного образования .... 43
3.1 Теоретическое обоснование адаптированной рабочей программы
обучения детей с умственной отсталостью в условиях инклюзивного образования 43
3.2 Условия реализации адаптированной рабочей программы 64
3.3 Контрольные срезы формирующего эксперимента, интерпретация
результатов 66
Заключение 76
Список использованной литературы 78
Приложения 85
Портфолио 112
В настоящее время возможности реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья связаны с наличием целого комплекса проблем правового, организационно-технического, финансового, социального и педагогического характера. Особо остро встает проблема психолого-педагогического сопровождения и недостаточная разработанность методик обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Поэтапное формирование математических знаний оказывает корректирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной системы в целом.
Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
В коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых школьников. Но нет достаточного опыта адаптации и применения этих методик в условиях общеобразовательной школы. Это и обусловило выбор темы работы.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать индивидуальную адаптированную программу обучения детей с умственной отсталостью математике в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: обучение математике детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности обучения детей с умственной отсталостью математике в условиях инклюзивного образования.
Гипотезой исследования явилось предположения, что обучение детей с умственной отсталостью математике будет эффективным при соблюдении ряда условий: изменение структуры урока; индивидуальный подход; присутствие тьютора; обеспечение наглядным материалом; профессиональная переподготовка учителя; в связи с особыми образовательными потребностями, целенаправленная работа будет способствовать успешному освоению математики.
Задачи:
1) провести литературный обзор по данной проблеме;
2) подобрать систему диагностических методик по изучению особенностей обучения математике умственно отсталых детей в условиях инклюзивного образования;
3) изучить особенности обучения математике умственно отсталых детей в условиях инклюзивного образования;
4) проанализировать и дать интерпретацию полученных
результатов исследования;
5) разработать индивидуальную адаптированную программу обучения математике умственно отсталых детей в условиях инклюзивного образования, предложить практические рекомендации.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, методической и психологической литературы;
- психолого-педагогический эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
Научная новизна: получены новые данные об усвоение
математических представлений детьми с легкой степенью умственной отсталостью, которые расширяют наши представления об особенностях и содержании учебного процесса с ними в условиях инклюзивного обучения; разработана адаптированная рабочая программа по математике для 1 класса для ребенка обучающегося в инклюзивном классе; выявлены условия успешной реализации данной программы.
Практическая значимость заключается в применении методов коррекционной педагогики в условиях инклюзивного образования; в реализации адаптированной рабочей программы по математике для детей с легкой степенью умственной отсталости.
В настоящее время возможности реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья связаны с наличием целого комплекса проблем правового, организационно-технического, финансового, социального и педагогического характера. Особо остро встает проблема психолого-педагогического сопровождения и недостаточная разработанность методик обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Поэтапное формирование математических знаний оказывает корректирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, а, следовательно, всей познавательной системы в целом.
Математическая подготовка детей с нарушением интеллекта имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации.
В коррекционной педагогике накоплен определенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у умственно отсталых школьников. Но нет достаточного опыта адаптации и применения этих методик в условиях общеобразовательной школы. Это и обусловило выбор темы работы.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать
индивидуальную адаптированную программу обучения детей с умственной отсталостью математике в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования: обучение математике детей с умственной отсталостью.
Предмет исследования: особенности обучения детей с умственной отсталостью математике в условиях инклюзивного образования.
Гипотезой исследования явилось предположения, что обучение детей с умственной отсталостью математике будет эффективным при соблюдении ряда условий: изменение структуры урока; индивидуальный подход; присутствие тьютора; обеспечение наглядным материалом;
профессиональная переподготовка учителя; в связи с особыми образовательными потребностями, целенаправленная работа будет способствовать успешному освоению математики.
Задачи:
1) провести литературный обзор по данной проблеме;
2) подобрать систему диагностических методик по изучению особенностей обучения математике умственно отсталых детей в условиях инклюзивного образования;
3) изучить особенности обучения математике умственно отсталых детей в условиях инклюзивного образования;
4) проанализировать и дать интерпретацию полученных
результатов исследования;
5) разработать индивидуальную адаптированную программу обучения математике умственно отсталых детей в условиях инклюзивного образования, предложить практические рекомендации.
Методы исследования:
- теоретический анализ педагогической, методической и психологической литературы;
- психолого-педагогический эксперимент;
- количественная и качественная обработка полученных данных экспериментального исследования.
Научная новизна: получены новые данные об усвоение математических представлений детьми с легкой степенью умственной отсталостью, которые расширяют наши представления об особенностях и содержании учебного процесса с ними в условиях инклюзивного обучения; разработана адаптированная рабочая программа по математике для 1 класса для ребенка обучающегося в инклюзивном классе; выявлены условия успешной реализации данной программы.
Практическая значимость заключается в применении методов коррекционной педагогики в условиях инклюзивного образования; в реализации адаптированной рабочей программы по математике для детей с легкой степенью умственной отсталости.
1. Аббасов, М. Г. Особенности восприятия, представления и понимания времени учащимися вспомогательной школы [Текст] / М. Г. Аббасов // Дефектология. — 1983. — №2. — с. 131-153.
2. Алышева, Т. В. Математика: 2 класс : учебник для специальных образовательных учреждений 8 вида. , В 2 ч. Ч. 1, 2/ Т. В Алышева. - М.: Просвещение, 2016. - с. 128
3. Ахметгалиева, А.А. Развитие математической памяти у младшего школьника. [Текст] / А.А. Ахметгалиева // Начальная школа. - 2005. - № 6. - С. 68-73.
4. Бантова, М.А. Методика начального обучения математике. [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М. : Просвещение, 1984. - 335 с.
5. Баряева Л.Б. Формирование элементарных математических
представлений у дошкольников (с проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. [Текст] СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002. — 479 с.
6. Баскакова, И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников / И.Л. Баскакова. - Воронеж: МОДЭК; Москва : Институт практической психологии, 1995. - 64 с.
7. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе : курс лекций [Текст] / А. В. Белошистая. - Москва : ВЛАДОС, 2007. - 455 с.
8. Боданский, Ф.Г. Развитие математического мышления у младших школьников [Текст] / Ф.Г. Боданский // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности : сб. науч. трудов. - М., 1983. - С. 115-125.
9. Бойко, Е. И. Механизмы умственной деятельности [Текст] / Е. И. Бойко. — М. : Педагогика, 1979. - 248с.
10. Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися
вспомогательных школ. [Текст] - М., 1960. - 146 с.
11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.
[Текст] - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. - с. 346
12. Воронкова В.В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин- тов [Текст] М.: Школа-Пресс, 1994. - с. 416
13. Воронкова, В. В. Основные направления по повышению
эффективности урока во вспомогательной школе [Текст] / В. В. Воронкова, В. Ф. Мачихина // Дефектология. — 1981. — №2.
14. Выготский Л.С. Проблема умственной отсталости//Избранные
психологические исследования. [Текст] - М., 1956.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. — Т. 5 : Основы дефектологии [Текст] / Л. С. Выготский ; под ред. Т. А. Власовой. — М., 1983.
...