Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования

Работа №96778

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы128
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
233
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГО -
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 7
1.1. Лингвистические аспекты понятия «коммуникативные
навыки» 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты понятия «коммуникативные
навыки» 11
1.3. Характеристика особенностей формирования коммуникативных
навыков у обучающихся с задержкой психического развития 16
1.4. Анализ требований федерального государственного стандарта для
лиц с ограниченными возможностями здоровья по обучению коммуникативным навыкам 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 26
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 43
3.1. Обоснование теории и методик формирующего эксперимента 43
3.2. Содержание обучающего эксперимента 47
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74


На современном этапе общественного развития происходят изменения в системе образования Российской Федерации. Основным направлением на данный момент выступает внедрение инклюзивного образования. Оно предполагает организацию такой образовательной среды, в которой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование совместно с другими обучающимися. Инклюзивное образование направлено на развитие личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а так же способствует облегчению их социальной адаптации.
Актуальность настоящего исследования определяется тем, что в нем рассматривается проблема овладения коммуникативными навыками, как составной частью навыков речевого общения, которые, в свою очередь являются необходимым условием успешной социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития.
В основу федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития [54] положен деятельностный и дифференцированный подход, осуществление которого предполагает развитие личности обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социальной адаптации, чем и определяется актуальность настоящего исследования.
Характеризуя современные направления научного поиска в области специальной педагогики, следует отметить, что проблема развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития до конца не раскрыта. Это подтверждает тот факт, что нет точного определения понятия «коммуникативные навыки», отсутствуют методики изучения коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития.
Совершенствование навыков речевого общения обучающихся с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности обучающихся в условиях инклюзивного образования, попытка решения которой позволит в определенной степени облегчить процесс социальной адаптации.
Объект исследования - коммуникативные навыки обучающихся с задержкой психического развития.
Предмет исследования - процесс развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Гипотеза исследования - обучающиеся с задержкой психического развития не владеют коммуникативными навыками в объеме, достаточном для свободного общения. Обучающиеся с задержкой психического развития способны овладеть необходимыми навыками, если будет реализована специальная программа, способствующая развитию коммуникативных навыков.
Цель исследования - изучение особенностей формирования коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития и разработка путей их развития.
Исходя из поставленной цели и гипотезы, были определены задачи исследования:
- проанализировать научно-методическую, психолого¬
педагогическую и специальную литературу по проблеме развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования;
- изучить организацию и содержание работы по развитию коммуникативных навыков в условиях инклюзивного образования;
- провести отбор и апробацию методик по изучению специфики развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития, проанализировать и описать полученные результаты;
- разработать и апробировать программу по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования;
- сформулировать рекомендации по развитию коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.
Методы исследования - анализ литературы по теме исследования, беседа с педагогом и обучающимися, констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент, количественный и качественный анализ результатов эксперимента.
Экспериментальная база - «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя общеобразовательная школа № 62».
Научная новизна состоит в том, что впервые формирование коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема в области инклюзивного образования.
Практическая значимость заключается в создании методики определения уровня сформированности коммуникативных навыков в речевых ситуациях общения. Программа внеклассных коррекционно¬развивающих занятий, способствующих развитию коммуникативных навыков обучающихся младших классов с задержкой психического развития, может служить основой для разработки и введения в практику.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Совершенствование навыков речевого общения обучающихся с задержкой психического развития является одной из наиболее актуальных проблем для развития личности обучающихся в условиях инклюзивного образования.
Целью данного исследования мы ставили изучение особенностей формирования коммуникативных навыков обучающихся с задержкой психического развития и разработка путей их развития.
Для достижения цели нами была проанализирована научно-методическая, психолого-педагогическая и специальная литература по проблеме развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования. В современной литературе понятие «коммуникативные навыки» не имеет однозначного толкования. Теоретическое изучение данного вопроса позволило нам предложить следующее определение:
Коммуникативные навыки - освоенные способы владения языковыми средствами общения, необходимыми для успешного взаимодействия с людьми.
В работе нами были выделены следующие компоненты коммуникативных навыков:
— умение достигать желаемой коммуникативной цели;
— осуществлять основные речевые функции;
— вступать в общение и поддерживать его в соответствии с ситуацией;
— использовать ситуативные нормы приветствия и прощания;
— выбирать жесты, мимику и эмоции в соответствии с ситуацией;
— взаимодействовать на уровне диалога.
Несмотря на множество различных исследований особенностей речевого развития детей с задержкой психического развития, формирование и развитие коммуникативных навыков, у данной категории обучающихся,недостаточно освещено в научной литературе. Было выявлено, что на текущий момент нет актуальной методики для определения уровня сформированности коммуникативных навыков у данной категории лиц. Нами была разработана, описана и апробирована данная методика. Основными критериями оценки мы выделили достижение цели коммуникации, соблюдение этикетно-речевых (употребление обращений, мотивировок, сопровождающих формул и адекватность их употребления) и культурно - речевых норм, использование паралингвистических и кинетических средств общения, способность поддержать разговор и инициативность в общении.
Результаты проведенной диагностики позволили нам определить особенности формирования и развития коммуникативных навыков. Этикетно-речевые навыки, а именно обращения, в речи использует только половина обучающихся. Мотивировки и этикетные формулы доступны детям, но частота использования находится на среднем уровне. Общение происходит в доброжелательном тоне. Инициативность в диалоге показали большинство. Часть участников, в ситуациях знакомства и просьбы, не смогли выстроить речевой акт. Обучающимся присущ разговорно-бытовой стиль речи, некоторые из них употребляют сленг. Достичь цели коммуникации детям удается не всегда.
Выявленные недостатки связаны, в том числе, с особенностями развития данной категории детей. Однако у них есть потенциальные возможности к освоению коммуникативных навыков, которые невозможно развить только в рамках предметного обучения. На основании этих данных мы разработали и апробировали программу внеклассных коррекционно-развивающих занятий, способствующую развитию коммуникативных навыков обучающихся младших классов с задержкой психического развития. В основу программы леглонесколько принципов, но основным мы выделили принцип коммуникативно-деятельностного подхода в обучении, так как он позволяет сделать обучение максимально приближенным к реальному общению.
Экспериментальной базой исследования выступало муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — средняя
общеобразовательная школа № 62. Апробация проводилась в 2017-2018 учебном году, с октября по май. Было задействовано 2 группы по 5 человек, обучающихся в 1-2 классах. Работа проводилась три раза в неделю, всего реализовано 84 занятия по 40 минут.
Коррекционная работа проходила по всем параметрам, выделенным в первой главе и с опорой на результат контрольного эксперимента, а также требования ФГОС для лиц с ОВЗ.
Повторная диагностика, проведенная по окончанию формирующего эксперимента, показала положительную динамику по всем параметрам. В речи участников экспериментальной группы появились развернутые мотивировки. Остальные этикетно-речевые нормы общения, такие как этикетные формулы и обращения, стали появляться в высказываниях детей в процессе предметного обучения. Стилистика высказываний обучающихся, как и в констатирующем эксперименте, осталась на уровне разговорно-бытового стиля, но уже не отмечалось употребление сленга. Улучшился навык достижения цели коммуникации. На контрольном этапе эксперимента больше половины обучающихся смогли достичь всех целей, предъявленных в инструкции. В целом мы отметили, что в диалогах обучающиеся стали чаще использовать распространенные предложения. Не было выявлено неадекватных ситуации высказываний или трудностей, связанных с построением речевого акта.
Также мы отметили, что обучающиеся испытывали стеснение при работе со сверстниками. Активная работа над параметрами «инициативность в общении» и «способность поддержать разговор» проходила успешно только тогда, когда ребенок стоял в паре с педагогом.Нам удалось частично решить данную проблему заменой реального собеседника на игровой персонаж.
По результатам констатирующего эксперимента была написана статья «Экспериментальное изучение особенностей развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования». Данное исследование было представлено на заключительном собрании методического объединения учителей начальной школы. Дальнейшая работа по проблеме исследования может быть направлена на преодоление психологических трудностей в процессе развития коммуникативных навыков у обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного образования.


1. Акимова, М. К. Психодиагностика: Теория и практика [Текст] : уч. для бакалавров / М. К. Акимова, К. М. Гуревич. - М. : Юрайт, 2014 - 240 с.
2. Акимова, О. И. Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст] О. И. Акимова // Инклюзивное образование. - 2011. - С. 10.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
4. Алехина, С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина // Инклюзивное образование. - 2011. - С. 20.
5. Артёмкина, Т. Е. Формирование коммуникативных навыков у младших школьников средствами фольклора [Текст] / Т. Е. Артёмкина // Вестник московского государственного областного университета. Серия: педагогика. - 2012. - № 1. - С. 21-25.
6. Архипова, Е. Ф. Организация работы с детьми, имеющими
особые образовательные потребности [Текст] / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. -
№ 6 (58).
7. Большакова, С. Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] / Е. С. Большакова. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
8. Брунов, Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Б. П. Брунов ; сост. Б. П. Брунов, В. И. Петроченко. - Красноярск : Издательство КГПУ, 2002. - 155 с.
9. Волосникова, Л. М. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования [Текст] / Л. М. Волосникова, В. М. Чимаров, Н. Н. Малярчук // Валеология. - 2015. - № 1. - С. 37-42.
10. Гальперин, П. Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий [Текст] / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. - Изд. Моск. ун-та, 1968. - 162 с.
11. Гальскова, Н. Д. Теория и практика обучения иностранным языкам [Текст] : метод. пособие / Н. Д. Гальскова, З. Н. Никитенко. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 240 с.
12. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 472 с.
13. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации [Текст] /
О. Л. Гнатюк. - М: Бакалавриат, 2012. - 360 с.
14. Грицанов, А. А Новейший философский словарь [Текст] / А. А. Грицанов. - Минск : Изд. В. М. Скакун. 1998. - 1450 с.
15. Емельянова, О. Н. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся средствами информационных технологий (на примере обучения иностранным языкам) [Текст] / О. Н. Емельянова // Новая наука: современное состояние и пути развития. - 2015. - № 6-2. - С. 28-33.
16. Жуков, В. Ю. Основы теории культуры [Электронный ресурс] : уч. пос. для студентов вузов / В. Ю. Жуков. - СПб. : СПбГАСУ, 2004. - URL : http://textb.net/30/105.html (дата обращения 20.08.2017).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ