Правовое просвещение родителей несовершеннолетних обучающихся
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8
1.1. Сущность и значение правового просвещения родителей
несовершеннолетних обучающихся 8
1.2. Цели, задачи и содержание правового просвещения родителей
несовершеннолетних 15
1.3. Оказание образовательной организацией правовой и педагогической
помощи родителям несовершеннолетних обучающихся 21
1.4. Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 28
2.1. Основные направления работы образовательных организаций по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся .. 28
2.2. Выводы по второй главе 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ (5, 6, 7
КЛАССЫ) НА ТЕМУ «ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ» 39
3.1. Методические рекомендации по подготовке родительского собрания и
выборе форм и методов его проведения 39
3.2. Сценарий родительского собрания на тему «Обязанности родителей в
воспитании несовершеннолетних детей» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение № 1 66
Приложение № 2
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8
1.1. Сущность и значение правового просвещения родителей
несовершеннолетних обучающихся 8
1.2. Цели, задачи и содержание правового просвещения родителей
несовершеннолетних 15
1.3. Оказание образовательной организацией правовой и педагогической
помощи родителям несовершеннолетних обучающихся 21
1.4. Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 28
2.1. Основные направления работы образовательных организаций по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся .. 28
2.2. Выводы по второй главе 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ (5, 6, 7
КЛАССЫ) НА ТЕМУ «ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ» 39
3.1. Методические рекомендации по подготовке родительского собрания и
выборе форм и методов его проведения 39
3.2. Сценарий родительского собрания на тему «Обязанности родителей в
воспитании несовершеннолетних детей» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение № 1 66
Приложение № 2
Актуальность магистерской диссертации. Согласно Конституции Российской Федерации - Россия демократическое правовое государство (ст. 1 Конституции РФ), главной обязанностью которого является гарантия соблюдения и защиты законных интересов, прав и свобод граждан [29]. В связи с этим первоочередной целью политики государства является гарантия равенства граждан перед законом, создание условий для развития полноценного гражданского общества, в котором будет сформирован высокий уровень правовой культуры граждан в частности и общества в целом.
Для того чтобы мы могли говорить о развитом в правовом плане гражданском обществе, необходимо понимать, такое общество должно обладать высокой правовой культурой и грамотой, без которых невозможно в полной мере реализовывать базовые принципы жизни общества (верховенство закона, приоритет прав человека, его защищенность и т.д.). Все это дает нам право говорить об уровне сформированности гражданского общества [44].
Политика государства в области повышения правовой грамотности общества преследует цель воспитать законопослушную личность, научить граждан уважать законы своей страны, следовать им в повседневной жизни, что в свою очередь является одним из путей формирования правового государства. Для достижения поставленной цели нужно выстраивать такую систему правового образования и просвещения, которая носила бы системный, многоступенчатый и непрерывный характер, то есть, работа, начатая в дошкольном возрасте, должна, усложняясь, продолжаться в начальной, средней и старшей школе, вузе, охватывая, в том числе и педагогов образовательных организаций и родителей несовершеннолетних [6444].
Те знания, которые приобретаются личностью в ходе правового просвещения, могут считаться усвоенными, если у человека появляется прочная установка следовать закону и его предписаниям не потому что так нужно, а потому, что это его личное убеждение, его внутренняя потребность (примером такой потребности является, например правовая и политическая активность граждан).
Существенное влияние на формирование правосознательности граждан оказывается в период обучения в образовательной организации, перед которыми поставлены задачи не только обучения, воспитания культурно и духовно развитой личности, но и формирование законопослушности, уважения к обществу и государству. Немаловажна роль образовательных учреждений и в просвещении (в том числе и правовом) родителей несовершеннолетних обучающихся.
Роль образовательных организаций очень велика, ведь они, своего рода, базы просветительской работы, нацеленной как на учеников школы, так и их родителей и/или законных представителей (опекунов, попечителей).
Обосновав актуальность исследуемой темы, мы можем сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования - отношения, возникающие между родителями (и/или законными представителями) и образовательной организацией в сфере правового просвещения.
Предмет исследования - формы и методы правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в ходе взаимодействия образовательной организации и родителей.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление и реализация наиболее эффективных методов правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации на примере подбора методических рекомендаций к разработке и проведению родительского собрания.
Для реализации поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научной и нормативно-правовой литературы по теме исследования;
2. Определение основных понятий, связанных с правовым просвещением родителей несовершеннолетних обучающихся.
3. Выявление эффективных форм и методов правового просвещения родителей как превентивная мера деятельности организаций различного уровня по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
4. Разработка методических рекомендаций для составления сценария родительского собрания на тему «Обязанность родителей в воспитании несовершеннолетних детей» (для родителей обучающихся 5-7 классов).
Гипотеза исследования: методические рекомендации по подбору материала для родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних будут эффективны, если:
- определить цели и задачи правового просвещения родителей в
соответствии с государственным заказом, исходя из которого, определяется роль образовательных организаций по правовому просвещению
родителей;
- выявить наиболее эффективные методы и формы правового просвещения;
- разработать и апробировать сценарий родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии с предложенными методическими рекомендациями по подбору материалов .
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- Теоретический: анализ научной литературы (психолого-
педагогической, юридической, социологической), нормативно-правовых актов различных уровней (муниципальных, региональных, федеральных, международных);
- Эмпирический: анализ статистических данных, исходя из
которого, возникает необходимость просветительской работы в области права;
- Обобщение и систематизация информации, полученной из педагогических и психологических источников;
- Проектировочные: подбор методических материалов и
разработка сценария родительского собрания.
Теоретическая и практическая значимость исследования: определены цели и задачи правового просвещения родителей, разработаны методические материалы и сценарий родительского собрания для правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся «Обязанность родителей в воспитании несовершеннолетних детей».
Методология и методика магистерской диссертации.
В процессе написания магистерской диссертации был произведен анализ научной литературы (психолого-педагогической, юридической, социологической), нормативно-правовых актов различных уровней (муниципальных, региональных, федеральных, международных)
Были изучены новинки в области педагогики, психологии, социологии, права; проанализированы монографии, научные статьи и учебно-методические пособия, рекомендации по правовому просвещению населения от Министерства юстиции, изучены Приказы президента по правовому просвещению.
Научная новизна исследования: при проработке данного исследования нам удалось определить роль образовательного учреждения и органов исполнительной власти в правовом просвещении родителей несовершеннолетних обучающихся, становлении правовой компетентности родителей. Определены основные понятия, цели и задачи, а также деятельность образовательной организации по правовому просвещению родителей, повышению их правовой грамотности и компетентности в области права.
Структура магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Для того чтобы мы могли говорить о развитом в правовом плане гражданском обществе, необходимо понимать, такое общество должно обладать высокой правовой культурой и грамотой, без которых невозможно в полной мере реализовывать базовые принципы жизни общества (верховенство закона, приоритет прав человека, его защищенность и т.д.). Все это дает нам право говорить об уровне сформированности гражданского общества [44].
Политика государства в области повышения правовой грамотности общества преследует цель воспитать законопослушную личность, научить граждан уважать законы своей страны, следовать им в повседневной жизни, что в свою очередь является одним из путей формирования правового государства. Для достижения поставленной цели нужно выстраивать такую систему правового образования и просвещения, которая носила бы системный, многоступенчатый и непрерывный характер, то есть, работа, начатая в дошкольном возрасте, должна, усложняясь, продолжаться в начальной, средней и старшей школе, вузе, охватывая, в том числе и педагогов образовательных организаций и родителей несовершеннолетних [6444].
Те знания, которые приобретаются личностью в ходе правового просвещения, могут считаться усвоенными, если у человека появляется прочная установка следовать закону и его предписаниям не потому что так нужно, а потому, что это его личное убеждение, его внутренняя потребность (примером такой потребности является, например правовая и политическая активность граждан).
Существенное влияние на формирование правосознательности граждан оказывается в период обучения в образовательной организации, перед которыми поставлены задачи не только обучения, воспитания культурно и духовно развитой личности, но и формирование законопослушности, уважения к обществу и государству. Немаловажна роль образовательных учреждений и в просвещении (в том числе и правовом) родителей несовершеннолетних обучающихся.
Роль образовательных организаций очень велика, ведь они, своего рода, базы просветительской работы, нацеленной как на учеников школы, так и их родителей и/или законных представителей (опекунов, попечителей).
Обосновав актуальность исследуемой темы, мы можем сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования - отношения, возникающие между родителями (и/или законными представителями) и образовательной организацией в сфере правового просвещения.
Предмет исследования - формы и методы правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в ходе взаимодействия образовательной организации и родителей.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление и реализация наиболее эффективных методов правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации на примере подбора методических рекомендаций к разработке и проведению родительского собрания.
Для реализации поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научной и нормативно-правовой литературы по теме исследования;
2. Определение основных понятий, связанных с правовым просвещением родителей несовершеннолетних обучающихся.
3. Выявление эффективных форм и методов правового просвещения родителей как превентивная мера деятельности организаций различного уровня по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
4. Разработка методических рекомендаций для составления сценария родительского собрания на тему «Обязанность родителей в воспитании несовершеннолетних детей» (для родителей обучающихся 5-7 классов).
Гипотеза исследования: методические рекомендации по подбору материала для родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних будут эффективны, если:
- определить цели и задачи правового просвещения родителей в
соответствии с государственным заказом, исходя из которого, определяется роль образовательных организаций по правовому просвещению
родителей;
- выявить наиболее эффективные методы и формы правового просвещения;
- разработать и апробировать сценарий родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии с предложенными методическими рекомендациями по подбору материалов .
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- Теоретический: анализ научной литературы (психолого-
педагогической, юридической, социологической), нормативно-правовых актов различных уровней (муниципальных, региональных, федеральных, международных);
- Эмпирический: анализ статистических данных, исходя из
которого, возникает необходимость просветительской работы в области права;
- Обобщение и систематизация информации, полученной из педагогических и психологических источников;
- Проектировочные: подбор методических материалов и
разработка сценария родительского собрания.
Теоретическая и практическая значимость исследования: определены цели и задачи правового просвещения родителей, разработаны методические материалы и сценарий родительского собрания для правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся «Обязанность родителей в воспитании несовершеннолетних детей».
Методология и методика магистерской диссертации.
В процессе написания магистерской диссертации был произведен анализ научной литературы (психолого-педагогической, юридической, социологической), нормативно-правовых актов различных уровней (муниципальных, региональных, федеральных, международных)
Были изучены новинки в области педагогики, психологии, социологии, права; проанализированы монографии, научные статьи и учебно-методические пособия, рекомендации по правовому просвещению населения от Министерства юстиции, изучены Приказы президента по правовому просвещению.
Научная новизна исследования: при проработке данного исследования нам удалось определить роль образовательного учреждения и органов исполнительной власти в правовом просвещении родителей несовершеннолетних обучающихся, становлении правовой компетентности родителей. Определены основные понятия, цели и задачи, а также деятельность образовательной организации по правовому просвещению родителей, повышению их правовой грамотности и компетентности в области права.
Структура магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Подводя итог исследования, мы можем сделать ряд выводов. Во- первых, на сегодняшний день уровень правовой просвещенности современного общества недостаточно высокий, чтобы мы могли говорить о становлении в России правового государства и гражданского общества. Поэтому государственная политика в области правового просвещения, ставит перед социальными институтами задачи по ведению просветительской деятельности. Одним из ключевых институтов являются образовательные организации, так как период обучения в школе является сензитивным в жизни ребенка, способствует становлению у него определенных психических свойств и видов поведения. Именно поэтому деятельность образовательных организаций должна быть направлена на обучение ребенка правовым нормам и правовое просвещение родителей, чтобы обеспечить единство методов воздействия на сознание ребенка.
Во-вторых, образовательная организация может решить вопрос правового просвещения родителей и правового воспитания обучающихся через подбор активных методов вовлечения родителей в деятельность класса, школы и т.д. Одной из действенных форм включения родителей в просветительскую деятельность являются родительские собрания, содержание которых будет построено на принципах изучения родителями обучающихся нормативно-правовых актов разного уровня, защищающими права каждого человека.
На начальном этапе исследования была сформулирована его цель: выявить и реализовать наиболее эффективные методы правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации на примере разработки методических рекомендаций и сценария проведения родительского собрания. Исходя из цели, были сформулированы задачи, которые позволили разделить реализацию цели на цепочку последовательных шагов, позволяющих более подробно раскрыть суть исследования.
Гипотеза исследования нашла свое отражение в исследовании и подтвердилась благодаря определению целей и задач правового просвещения родителей, роли образовательных организаций в правовом просвещении родителей. Также были выявлены наиболее эффективные методы и формы правового просвещения, разработан и апробирован сценарий родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии с предложенными методическими рекомендациями по подготовке родительского собрания и выборе форм и методов его проведения.
Несмотря на это, мы видим, что на практике деятельность по правовому просвещению осуществляется не в полной мере, либо вообще отсутствует. Причин такого явления очень много, но основная- это большая загруженность педагогических кадров, которые должны заниматься просветительской деятельностью. Вторая распространенная причина отсутствия просветительской деятельности- отсутствие квалифицированных кадров, способных на должном уровне осуществлять правопросветительскую деятельность. Третья причина- отсутствие со стороны родителей интереса к получению правовых знаний.
Решением данных проблем мы видим в освобождении педагогов от излишней отчетности, подготовке кадров за счет средств образовательной организации и материальное стимулирование за ведение просветительской деятельности. Привлечение родителей к деятельности школы задача сложнее, но решаема. Можно в начале года на организационном родительском собрании составить план работы и выбрать те темы, которые интересны родителям, и привлекать на собрания представителей правоохранительных органов, юридических организаций. Таким образом, у образовательного учреждения появится возможность эффективного функционирования просветительской деятельности в области права, направленной на правовое просвещение родителей несовершеннолетних обучающихся, что обеспечит единство воспитательного воздействия на правосознание детей.
Во-вторых, образовательная организация может решить вопрос правового просвещения родителей и правового воспитания обучающихся через подбор активных методов вовлечения родителей в деятельность класса, школы и т.д. Одной из действенных форм включения родителей в просветительскую деятельность являются родительские собрания, содержание которых будет построено на принципах изучения родителями обучающихся нормативно-правовых актов разного уровня, защищающими права каждого человека.
На начальном этапе исследования была сформулирована его цель: выявить и реализовать наиболее эффективные методы правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации на примере разработки методических рекомендаций и сценария проведения родительского собрания. Исходя из цели, были сформулированы задачи, которые позволили разделить реализацию цели на цепочку последовательных шагов, позволяющих более подробно раскрыть суть исследования.
Гипотеза исследования нашла свое отражение в исследовании и подтвердилась благодаря определению целей и задач правового просвещения родителей, роли образовательных организаций в правовом просвещении родителей. Также были выявлены наиболее эффективные методы и формы правового просвещения, разработан и апробирован сценарий родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии с предложенными методическими рекомендациями по подготовке родительского собрания и выборе форм и методов его проведения.
Несмотря на это, мы видим, что на практике деятельность по правовому просвещению осуществляется не в полной мере, либо вообще отсутствует. Причин такого явления очень много, но основная- это большая загруженность педагогических кадров, которые должны заниматься просветительской деятельностью. Вторая распространенная причина отсутствия просветительской деятельности- отсутствие квалифицированных кадров, способных на должном уровне осуществлять правопросветительскую деятельность. Третья причина- отсутствие со стороны родителей интереса к получению правовых знаний.
Решением данных проблем мы видим в освобождении педагогов от излишней отчетности, подготовке кадров за счет средств образовательной организации и материальное стимулирование за ведение просветительской деятельности. Привлечение родителей к деятельности школы задача сложнее, но решаема. Можно в начале года на организационном родительском собрании составить план работы и выбрать те темы, которые интересны родителям, и привлекать на собрания представителей правоохранительных органов, юридических организаций. Таким образом, у образовательного учреждения появится возможность эффективного функционирования просветительской деятельности в области права, направленной на правовое просвещение родителей несовершеннолетних обучающихся, что обеспечит единство воспитательного воздействия на правосознание детей.
Подобные работы
- Методика правового просвещения родителей
несовершеннолетних
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Правовое просвещение родителей в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовое просвещение родителей воспитанников ДОО
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - Правовое просвещение родителей детей младшего школьного возраста в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ КАК УСЛОВИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОПОСЛУШНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Правовое просвещение в общеобразовательной организации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Реализация программ правового просвещения в общеобразовательной организации как способ профилактики аддиктивного поведения обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2019 - Разработка системы профилактики административных правонарушений среди несовершеннолетних в условиях профессиональной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2019



