Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое просвещение родителей несовершеннолетних обучающихся

Работа №96764

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 8
1.1. Сущность и значение правового просвещения родителей
несовершеннолетних обучающихся 8
1.2. Цели, задачи и содержание правового просвещения родителей
несовершеннолетних 15
1.3. Оказание образовательной организацией правовой и педагогической
помощи родителям несовершеннолетних обучающихся 21
1.4. Выводы по первой главе 26
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 28
2.1. Основные направления работы образовательных организаций по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся .. 28
2.2. Выводы по второй главе 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ (5, 6, 7
КЛАССЫ) НА ТЕМУ «ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ» 39
3.1. Методические рекомендации по подготовке родительского собрания и
выборе форм и методов его проведения 39
3.2. Сценарий родительского собрания на тему «Обязанности родителей в
воспитании несовершеннолетних детей» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Приложение № 1 66
Приложение № 2


Актуальность магистерской диссертации. Согласно Конституции Российской Федерации - Россия демократическое правовое государство (ст. 1 Конституции РФ), главной обязанностью которого является гарантия соблюдения и защиты законных интересов, прав и свобод граждан [29]. В связи с этим первоочередной целью политики государства является гарантия равенства граждан перед законом, создание условий для развития полноценного гражданского общества, в котором будет сформирован высокий уровень правовой культуры граждан в частности и общества в целом.
Для того чтобы мы могли говорить о развитом в правовом плане гражданском обществе, необходимо понимать, такое общество должно обладать высокой правовой культурой и грамотой, без которых невозможно в полной мере реализовывать базовые принципы жизни общества (верховенство закона, приоритет прав человека, его защищенность и т.д.). Все это дает нам право говорить об уровне сформированности гражданского общества [44].
Политика государства в области повышения правовой грамотности общества преследует цель воспитать законопослушную личность, научить граждан уважать законы своей страны, следовать им в повседневной жизни, что в свою очередь является одним из путей формирования правового государства. Для достижения поставленной цели нужно выстраивать такую систему правового образования и просвещения, которая носила бы системный, многоступенчатый и непрерывный характер, то есть, работа, начатая в дошкольном возрасте, должна, усложняясь, продолжаться в начальной, средней и старшей школе, вузе, охватывая, в том числе и педагогов образовательных организаций и родителей несовершеннолетних [6444].
Те знания, которые приобретаются личностью в ходе правового просвещения, могут считаться усвоенными, если у человека появляется прочная установка следовать закону и его предписаниям не потому что так нужно, а потому, что это его личное убеждение, его внутренняя потребность (примером такой потребности является, например правовая и политическая активность граждан).
Существенное влияние на формирование правосознательности граждан оказывается в период обучения в образовательной организации, перед которыми поставлены задачи не только обучения, воспитания культурно и духовно развитой личности, но и формирование законопослушности, уважения к обществу и государству. Немаловажна роль образовательных учреждений и в просвещении (в том числе и правовом) родителей несовершеннолетних обучающихся.
Роль образовательных организаций очень велика, ведь они, своего рода, базы просветительской работы, нацеленной как на учеников школы, так и их родителей и/или законных представителей (опекунов, попечителей).
Обосновав актуальность исследуемой темы, мы можем сформулировать объект и предмет исследования.
Объект исследования - отношения, возникающие между родителями (и/или законными представителями) и образовательной организацией в сфере правового просвещения.
Предмет исследования - формы и методы правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в ходе взаимодействия образовательной организации и родителей.
Цель выпускной квалификационной работы: выявление и реализация наиболее эффективных методов правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации на примере подбора методических рекомендаций к разработке и проведению родительского собрания.
Для реализации поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ научной и нормативно-правовой литературы по теме исследования;
2. Определение основных понятий, связанных с правовым просвещением родителей несовершеннолетних обучающихся.
3. Выявление эффективных форм и методов правового просвещения родителей как превентивная мера деятельности организаций различного уровня по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
4. Разработка методических рекомендаций для составления сценария родительского собрания на тему «Обязанность родителей в воспитании несовершеннолетних детей» (для родителей обучающихся 5-7 классов).
Гипотеза исследования: методические рекомендации по подбору материала для родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних будут эффективны, если:
- определить цели и задачи правового просвещения родителей в
соответствии с государственным заказом, исходя из которого, определяется роль образовательных организаций по правовому просвещению
родителей;
- выявить наиболее эффективные методы и формы правового просвещения;
- разработать и апробировать сценарий родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии с предложенными методическими рекомендациями по подбору материалов .
Для реализации поставленных задач применялись следующие методы исследования:
- Теоретический: анализ научной литературы (психолого-
педагогической, юридической, социологической), нормативно-правовых актов различных уровней (муниципальных, региональных, федеральных, международных);
- Эмпирический: анализ статистических данных, исходя из
которого, возникает необходимость просветительской работы в области права;
- Обобщение и систематизация информации, полученной из педагогических и психологических источников;
- Проектировочные: подбор методических материалов и
разработка сценария родительского собрания.
Теоретическая и практическая значимость исследования: определены цели и задачи правового просвещения родителей, разработаны методические материалы и сценарий родительского собрания для правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся «Обязанность родителей в воспитании несовершеннолетних детей».
Методология и методика магистерской диссертации.
В процессе написания магистерской диссертации был произведен анализ научной литературы (психолого-педагогической, юридической, социологической), нормативно-правовых актов различных уровней (муниципальных, региональных, федеральных, международных)
Были изучены новинки в области педагогики, психологии, социологии, права; проанализированы монографии, научные статьи и учебно-методические пособия, рекомендации по правовому просвещению населения от Министерства юстиции, изучены Приказы президента по правовому просвещению.
Научная новизна исследования: при проработке данного исследования нам удалось определить роль образовательного учреждения и органов исполнительной власти в правовом просвещении родителей несовершеннолетних обучающихся, становлении правовой компетентности родителей. Определены основные понятия, цели и задачи, а также деятельность образовательной организации по правовому просвещению родителей, повышению их правовой грамотности и компетентности в области права.
Структура магистерской диссертации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог исследования, мы можем сделать ряд выводов. Во- первых, на сегодняшний день уровень правовой просвещенности современного общества недостаточно высокий, чтобы мы могли говорить о становлении в России правового государства и гражданского общества. Поэтому государственная политика в области правового просвещения, ставит перед социальными институтами задачи по ведению просветительской деятельности. Одним из ключевых институтов являются образовательные организации, так как период обучения в школе является сензитивным в жизни ребенка, способствует становлению у него определенных психических свойств и видов поведения. Именно поэтому деятельность образовательных организаций должна быть направлена на обучение ребенка правовым нормам и правовое просвещение родителей, чтобы обеспечить единство методов воздействия на сознание ребенка.
Во-вторых, образовательная организация может решить вопрос правового просвещения родителей и правового воспитания обучающихся через подбор активных методов вовлечения родителей в деятельность класса, школы и т.д. Одной из действенных форм включения родителей в просветительскую деятельность являются родительские собрания, содержание которых будет построено на принципах изучения родителями обучающихся нормативно-правовых актов разного уровня, защищающими права каждого человека.
На начальном этапе исследования была сформулирована его цель: выявить и реализовать наиболее эффективные методы правового просвещения родителей несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации на примере разработки методических рекомендаций и сценария проведения родительского собрания. Исходя из цели, были сформулированы задачи, которые позволили разделить реализацию цели на цепочку последовательных шагов, позволяющих более подробно раскрыть суть исследования.
Гипотеза исследования нашла свое отражение в исследовании и подтвердилась благодаря определению целей и задач правового просвещения родителей, роли образовательных организаций в правовом просвещении родителей. Также были выявлены наиболее эффективные методы и формы правового просвещения, разработан и апробирован сценарий родительского собрания по правовому просвещению родителей несовершеннолетних обучающихся в соответствии с предложенными методическими рекомендациями по подготовке родительского собрания и выборе форм и методов его проведения.
Несмотря на это, мы видим, что на практике деятельность по правовому просвещению осуществляется не в полной мере, либо вообще отсутствует. Причин такого явления очень много, но основная- это большая загруженность педагогических кадров, которые должны заниматься просветительской деятельностью. Вторая распространенная причина отсутствия просветительской деятельности- отсутствие квалифицированных кадров, способных на должном уровне осуществлять правопросветительскую деятельность. Третья причина- отсутствие со стороны родителей интереса к получению правовых знаний.
Решением данных проблем мы видим в освобождении педагогов от излишней отчетности, подготовке кадров за счет средств образовательной организации и материальное стимулирование за ведение просветительской деятельности. Привлечение родителей к деятельности школы задача сложнее, но решаема. Можно в начале года на организационном родительском собрании составить план работы и выбрать те темы, которые интересны родителям, и привлекать на собрания представителей правоохранительных органов, юридических организаций. Таким образом, у образовательного учреждения появится возможность эффективного функционирования просветительской деятельности в области права, направленной на правовое просвещение родителей несовершеннолетних обучающихся, что обеспечит единство воспитательного воздействия на правосознание детей.



1. Андреева, Е.Е. Об эффективных формах правового просвещения граждан Российской Федерации / Е.Е. Андреева, Г.Б. Морозов. Журнал «Педагогическое образование в России» № 1 - 2016г. с. 75-80.
2. Атагимова, Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути их решения // Мониторинг правоприменения. 2015. № 1 (14). С. 65-68.
3. Атагимова, Э.И. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. - 76 с.
4. Атагимова, Э.И. Правовое просвещение: проблемы и пути решения /Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. // Журнал «Мониторинг правоприминения» №4 (13) - 2014г., с. 64-68.
5. Бондарев, А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении / Вестник пермского университета № 2 (8) - 2010, с. 8-15
6. Бондарев, А.С. Правосознание - неотъемлемая и ведущая часть правовой культуры / Вестник пермского университета № 1(31) -2016, с. 6-15.
7. Вавилин, М.В. К вопросу о совершенствовании системы правового просвещения в Российской Федерации // Журнал «Вестник экономики, права и социологии» № 3 - 2015г., с. 127-129.
8. Гарашкин, Н.А. Сущность и формы социально-правового просвещения населения // Журнал «Вестник ТГУ» выпуск 12(92) - 2010, с. 85-91
9. Горбачева, Е.В., Атагимова Э. И. Методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса. М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. 76 с.
10. Ильин, И.А.: О монархии // Вопросы философии. 1991. № 4, 5; Основы законоведения. Общее учение о праве и государстве. СПб.: 1995.
11. Коротков, В.В. Формирование правовой среды
общеобразовательного учреждения: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01 / В.В. Коротков; Волжская гос. пед. академия .
- Нижний Новгород, 2003 - 168 с.
12. Костригин, А.А. Актуальные вопросы распространения
специальных знаний из области педагогики, психологии и социологии среди населения: новые вызовы / А.А. Костригин, Т.М. Хусяинов, Л.Ф. Чупров // Наука. Мысль. 2015. № 5. с. 17-24.
13. Лакомова, А. А. Значение правового просвещения в современной России / А.А. Лакомова, Т.М. Хусяинов. // Научный журнал Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири» № 2 - 2016г., с. 15-22.
14. Малюшина, Ю.А. Психологические особенности формирования правовой социализации и правосознания несовершеннолетних правонарушителей / Актуальные проблемы российского права № 2 - 2010г. с. 234-243
15. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1998. с. 570
16. Перевалов, Д.В. Теория государства и права: учебник / В.Д.
Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2009. - 496 с.
17. Перевалов, Д.В. Теория государства и права: учебник / В.Д.
Перевалов - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 341 с.
- Серия: Профессиональное образование.
18. Петрова, И.М., Никитская, Е.А. Правовое просвещение родителей как направление профессиональной деятельности социального педагога// Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 3-5.; URL: й11р://ебийегаШ.ги/ш/агйс1е/у1е’№?1б=18474 (дата обращения: 11.09.2018).
19. Показатели преступности России // Портал правовой статистики. URL:ййр://сг1шез1а1.ги/21.(дата обращения: 12.09.2018).
20. Право знать право: методические рекомендации по организации правового просвещения участников образовательного процесса / авторы-сост.
Э.И. Атагимова, Е.В. Горбачева. - М.: ФБУ НЦПИ при Минюсте России, 2016. - 76 с.: Серия «Правовое просвещение населения».
21. Рыбаков, В.А. Правосознание: к вопросу о понятии / Журнал «Вестник Омского госуниверситета» - 2015, № 3 (44),с. 23-28.
22. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студентов среднего профессионального образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 496 с.
23. Степанова, И.А. Правовое просвещение в России в XVIII веке // Журнал «Педагогическое образование» - 2007. № 1. с. 133-134.
24. Тимонина, И.В. Правовое образование граждан Российской Федерации / И.В. Тимонина // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 2: Юридические науки № 2(7) - 215г. с. 3-5.
25. Федотова, В.О. Влияние семейного воспитания на формирование правосознания несовершеннолетних нарушителей / Ювенология: социально-правовые аспекты / Общество и право № 2(24) - 2010г., с. 256-259.
26. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // "Российская газета", 10.12.1998.
27. "Декларация прав ребенка" (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) //
28. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993.
29. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//
"Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
30. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017) // "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
31. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223 - ФЗ (ред. от 03.08.2018) // "Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
32. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63- ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.08.2017) // "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
33. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 29.07.2017) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.08.2017) // "Ведомости СНД РФ и ВС РФ", 20.02.1992, N 8, ст. 366.
34. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // "Собрание законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
35. Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 28.11.2011, N 48, ст. 6725.
36. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации" // "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
37. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 12, 22.03.2010.
38. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от
31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
"Квалификационные характеристики должностей работников образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638).
39. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2011.
40. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от
29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 N 24480) // "Российская газета", N 139, 21.06.2012.
41. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550).
42. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // "Собрание законодательства РФ", 08.06.2015, N 23, ст. 3357.
43. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2012, N 23, ст. 2994.
44. "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" (утв.
Президентом РФ 28.04.2011 N Пр-1168) // "Российская газета", N 151, 14.07.2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ