Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности самоактуализации личности с разным уровнем агрессивности

Работа №96761

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
87
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ И АГРЕССИВНОСТИ 6
1.1 Самоактуализация как психологический феномен 6
1.2 Теоретические подходы к пониманию агрессии и агрессивности.
1.3 Виды агрессивности 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИВНОСТИ 31
2.1 Организация исследования 31
2.2 Количественный и качественный анализ 40
2.2 Интерпретация результатов исследования 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема самоактуализации личности в психологии исследуется на протяжении продолжительного времени. На множество людей повлияли теории самоактуализации А. Маслоу. Теория самоактуализации является основным элементом в гуманистическом направлении, основной идеей, которой является максимальная реализация потенциала человека, так как каждый полноценно развитый человек, осознав и развив свой потенциал, может эффективно использовать свои способности и добиваться поставленных целей в любой сфере жизни получая удовлетворение от своих достижений.
Актуальность: В современном обществе в существующих социальных и экономических условиях к человеку предъявляются все более высокие требования не только к его способностям и умениям, но и к самой личности. Проблема реализации человеческого потенциала и дальнейшего его развития становиться все более актуальной, в результате возникает вопрос о создании благоприятных условий для возникновения и поддерживания мотивации к личностному росту, развитию и реализации потенциала личности. Особенно это актуально для тех чьи профессиональные обязанности подразумевают оказание помощи для других людей, для них мотивация к личностному росту, самоактуализации является значимой профессиональной характеристикой, определяющей эффективность их работы в целом.
В противном случает отсутствие условий и возможностей для самоактуализации влечет за собой кризисы и застой в различных сферах деятельности человека. Препятствование естественному процессу самоактуализации провоцирует антисоциальные процессы и межличностные конфликты. Эта потенциальная проблема является серьезной угрозой для культуры и современного общества в целом.
Из этого следует, что набирает актуальность проблема исследования возможностей для самоактуализации в постоянно изменяющихся социальных и экономических условиях современного общества.
Объект: Самоактуализация личности
Предмет: Взаимосвязь самоактуализации личности с разным уровнем агрессивности
Цель: Выявление особенностей самоактуализации личности с разным уровнем агрессивности
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Теоретическ определить психологическое содержание самоактуализации, особенности и условия самоактуализации личности с разными уровнями агрессивности.
2. Определить психодиагностический инструментарий для исследования агрессивности и самоактуализации личности.
3. Провести эмпирическое исследование самоактуализации личностей с различными уровнями агрессивности.
4. С помощью диагностических методик, методов описательной и аналитической статистики выявить статистически значимые различия в проявлении самоактуализации у людей с разными уровнями агрессивности.
5. Проинтерпретировать различия и сделать выводы.
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между уровнями самоактуализации и агрессивности.
Теоретико-методологическая основа работы: При изучении понятия самоактуализации использовались труды А.Маслоу, в которых самоактуализация рассматривается как абсолютное раскрытие личностного потенциала человека, при том что это происходит естественно, т.к заложено в нем самой природой.
Так же были проанализированы различные теоретические подходы к пониманию агрессивности в отечественной и зарубежной литературе
Согласно современному словарю психологических терминов [1], агрессивность - враждебность, свойство или черта личности, подчеркивающая ее тенденцию причинять неприятности, нападать, наносить вред другим людям и окружающему миру.
Практическая значимость: по результатам данной работы можно выявить тип, уровень агрессивности, а также Я-функции личности которые взаимосвязаны с компонентами самоактуализации и использовать эти знания для раскрытия потенциальных возможностей повышения уровня самоактуализации личности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Основная цель данного исследования заключалась в выявление особенностей самоактуализации личности с разным уровнем агрессивности.
Данная цель была в полной мере достигнута, так же были реализованы все поставленные эмпирические и теоретические задачи, а именно:
1. Проведен теоретический анализ проблемы самоактуализации личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотрены различные теоретические подходы к пониманию агрессии и агрессивности.
3. Подобран психодиагностический инструментарий и успешно проведено эмпирическое исследование
4. Обработаны и проинтерпретированы результаты.
С целью проверки гипотезы, было проведено эмпирическое исследование. Данные были подвержены математико-статистическому анализу с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена, который является непараметрическим аналогом классического коэффициента корреляции Пирсона, но при его расчете учитываются не связанные с распределением показатели сравниваемых переменных (среднее арифметическое и дисперсия), а ранги.
В исследовании приняли участие 60 человек. В выборке представлены как мужчины, так и женщины. Возрастной период от 20 до 27 лет.
С целью изучения содержания самоактуализации, а также агрессии были использованы методики:
Модифицированный опросник диагностики самоактуализации личности
САМОАЛ
Тест агрессивности "Виды агрессивности" (Опросник Л.Г. Почебут) - разработана на основе опросника Басса-Дарки
Я-структурный тест Аммона (адаптированная НИПНИ им. Бехтерева Ю.А. Тупицыным и его сотрудниками.
Опросник склонности к агрессии Басса-Перри BPAQ-24 методика создана на основе опросника враждебности Басса-Дарки (BDHI)
В результате проведенного эмпирического исследования нам удалось подтвердить гипотезу о том, что существует взаимосвязь между уровнями самоактуализации и агрессивности, так как в результате аналитической статистики было выявлено множество значимых корреляций между подавляющим большинством компонентов самоактуализации и видами агрессивности.
В ходе аналитической статистики, выявлено множество корреляций, большинство из которых имеют обратную связь и отрицательно влияют на отдельные характеристики самоактуализирущейся личности. Так же не было выявлено ни одной положительной корреляции компонентов самоактуализации ни с одним из рассматриваемых видов агрессии.
Выводы:
1. Чем выше уровень самоактуализации, тем ниже уровень агрессивности.
2. Самоактуализированная личность не является агрессивной личность, а высока агрессивность может свидетельствовать о низкой самоактуализированности личности так и быть препятствием самоактуализации.
Практическая значимость исследования по результатам данной работы можно выявить тип, уровень агрессивности, а также Я-функции личности которые взаимосвязаны с компонентами самоактуализации и использовать эти знания для раскрытия потенциальных возможностей повышения уровня самоактуализации личности.



1. Большой психологический словарь, Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2011 г.. - с. 23.)
2. Холл Кэлвин С. Теории личности. - М., 1997. -126с.
3. Хьел Л., Зинглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. - Харьков, 1997. - 144с.
4. Маклаков, А. Г. Общая психология Учеб. пособ. / Маклаков А. Г. - СПб.: Питер, 2007. -592 с.
5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности . - СПб.: Питер, 2003. - 608 с.
6. Маслоу, А. Мотивация и личность. 3-е изд. / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2010. - 352 с.
7. Лоури Р., ред. 1973. "А.Г. Маслоу: интеллектуальный портрет"
8. Братченко, С.Л., Миронова, М.Л. Личностный рост и его критерии. // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб., 1997. - с.38 — 46.
9. Трифонов А. Л. Психология агрессивности. - Лаборатория книги: 2012 г, 151 стр
10. Курбатова Т.Н. Структурный анализ агрессии // Б.Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. - СПб.: 1995. - с. 27-28.
11. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - №3, 2005. - с. 60-67.
12. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: определение и основные теории. - М.:
200З. - с. 65-67
13. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии: издантся с января 1955 года / Ред. А.М. Матюшкин, О.А. Конопкин. - 1991. - №1 январь-февраль 1991. - с. 81-88.
14. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. - М.: 20001. с. 89-133.
15. Жмуров Д.В. Насилие (агрессия) и литература. - Иркутск: АСПринт, 2005. - с. 63.)
16. Ениколопов С. Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. — 2001. — № 1.
17. Большой психологический словарь, Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2011 г.. - с. 23
18. Антонян Ю.М., Гульдан В.В. Криминальная патопсихология. - М.: 1991. - с. 142.
19. Большой психологический словарь, Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П., 2011 г. - с. 167.
20. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. - М.: 2004. - с. 417.
21. Лоренц К. Агрессия. - РИМИС. 2009 - с. 30-41
22. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная 9 психология ХХ столетия: теоретические подходы. -М.: Аспект Пресс, 2012. -288 с
23. Бандура А. Агрессия. - М.: 1999. - с. 169.
24. Бэрон Р., Ричардсон Д. «Агрессия» СПб, «Питер», 2000;
25. Левитов Н.Д. «Фрустрация как один из видов психических состояний» // Вопросы психологии 1967 №6;
26. Петрова А.Б. «Психологические аспекты агрессивного поведения несовершеннолетних правонарушителей в условиях изоляции» Рязань, 2003;
27. Балабанова Л. «Судебная патопсихология» Харьков, «Сталкер», 1998;
28. Новодержкин Б. «Терапия диффузной разрядки» М., 1996
29. Братусь Б.С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: 2003. - с. 87.
30. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 2010. - с. 140.
31. М. М. Кабанов, Н. Г. Незнанов. Очерки динамической психиатрии. СПб.: НИПНИ им. Бехтерева, 2003 (Я - структурный тест Аммона)
32. Л. Г. Почебут. Кросс-культурная и этническая психология. СПб.: Питер, 2012 (Методика «Виды агрессивности»)
33. О. В. Барканова. Методики диагностики эмоциональной сферы. Красноярск: Литера-Принт, 2009 (Опросник склонности к агрессии Басса- Перри BPAQ-24)
34. Н. П. Фетискин и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: ИИП, 2009 (Опросник диагностики самоактуализации личности САМОАЛ)
35. Tedeschi J.T. Social influence theory and aggression. In R.G. Geen & E.I. Donnerstein (Eds.) Aggression: Theoretical and empirical reviews. -New York: Academic Press , 2006. Vol. 1. - p. 135-162.
36. Dodge K.A., & Crick N.R. Social information processing bases of aggressive behavior in children. Personality and Social Psychology Bulletin,2004.-n. 16-p. 8-22.
37. Васильев В.Л. Юридическая психология СПб.: 1997. - 656с.
38. Шкуратник В. Л. Измерения в физическом эксперименте: учебник ,
Горная книга.: 2006 год. 326 стр.;
39. Лупандин В.И.Математические методы в психодиагностике / В.И. Лупандин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный ун-т им. Б. Н. Ельцина, Ин-т социал. и полит. наук. - Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2012. - 86 с.
40. Благинин А А. Математические методы в психологии и педагогике / А. А. Благинин, В. В. Торчило. - СПб. : ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. - 84 с.
41. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования : Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие / А.Д. Наследов. - 3-е изд., стереотип. - СПб. : Речь, 2007. - 392 с.
42. Наследов А.Д. SPSS: компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб.: Питер, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ