ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ ИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 9
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного
возраста 9
1.2. Теоретические основы обучения грамматической стороне иноязычной
речи 19
1.3. Дидактический потенциал ИКТ для обучения грамматике ИЯ 34
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ПРИ ОБУЧЕНИИ
ГРАММАТИКЕ ИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 58
2.1. Модель обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с
использованием Интернет-ресурсов 58
2.2. Разработка комплекса грамматических упражнений по английскому
языку для учащихся начальной школы на основе ресурсов ИКТ 84
2.3. Экспериментальная проверка эффективности модели обучения учащихся
младшего школьного возраста с использованием ИКТ на примере разработанного комплекса упражнений 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 114
Приложение 1 124
Приложение 2 130
При работе с детьми младшего школьного возраста педагогам необходимо понимать, что первые годы обучения в школе являются сложными и важными для адаптации учащихся к новым условиям освоения непривычного для них вида деятельности - учебного. Безусловно, дети на начальном этапе обучения еще не готовы самостоятельно овладеть учебной деятельностью. В этом нелегком труде им должен помочь грамотный педагог. В связи с этим большое значение придается методам обучения.
В обучении ИЯ необходимо учитывать важность каждого аспекта данного языка и использовать его «особый вклад в целостно коммуникативно-ориентированную систему обучения» [Рогова 1991: 89]. По мнению профессора Г. В. Роговой, «невозможно оторвать грамматику от речи, без грамматики не мыслится овладение какой-либо формой речи, так как грамматика представляет собой материальную основу речи; грамматике принадлежит организующая роль» [Там же: 74].
Задача современного педагога - создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Профессор Е. С. Полат утверждает, что применение новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом особенностей учащихся, их уровня обученности, способностей и т.д. [Полат 2001: 15].
Согласно И. Н. Никитиной, использование ИКТ позволяет перейти:
- от обучения как функции запоминания к обучению как процессу умственного развития;
- от статической модели знаний к динамической системе умственных действий;
- от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения;
- от внешней мотивации обучения к внутренней нравственно волевой регуляции [Никитина 2004: 2].
Актуальность нашего исследования обуславливается недостаточной разработанностью:
- теоретических основ и практических рекомендаций по
использованию средств ИКТ и Интернет-ресурсов в обучении грамматике ИЯ в начальной школе;
- организационно-методических условий и специальных методических принципов создания модели обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с применением ИКТ;
- соответствующей модели обучения грамматике ИЯ в начальной школе с применением ИКТ, обеспечивающей возможность одновременно достигать предметных, личностных и метапредметных результатов.
Актуальность проблемы исследования подтверждается наличием ряда выявленных нами противоречий между:
- между требованиями образовательного стандарта к формированию грамматического навыка ИЯ у учащегося начальной школы и недостаточной реализацией такового на практике без включения средств ИКТ;
- между необходимостью формирования определенных ИКТ компетенций у учащегося начальной школы и недостаточной направленностью педагогических исследований на поиск и создание средств обучения, обеспечивающих этот процесс;
- между требованиями образовательного стандарта к выпускнику начальной школы касаемо умения самостоятельно приобретать знания и владеть средствами ИКТ, в том числе Интернет-ресурсами, и преобладанием традиционных технологий в обучении грамматике ИЯ.
Анализ противоречий позволяет сформулировать основную проблему диссертационного исследования, заключающуюся в поиске путей формирования грамматического навыка ИЯ у учащегося начальной школы с помощью средств ИКТ.
Недостаточная разработанность проблемы позволила определить тему: «Применение информационно-коммуникационных технологий в обучении грамматике иностранного языка учащихся начальной школы».
Целью нашей работы является теоретическое обоснование и разработка модели обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с использованием средств ИКТ.
Объектом исследования данной работы мы избрали процесс формирования грамматических навыков ИЯ у учащихся начальной школы. Предметом исследования является формирование грамматических навыков ИЯ у учащихся начальной школы на базе применения средств ИКТ.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что методика обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с применением ИКТ является эффективной.
В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста;
2) изучить теоретические основы обучения грамматической стороне иноязычной речи;
3) определить дидактический потенциал ИКТ для обучения грамматике ИЯ;
4) разработать модель обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы на базе применения средств ИКТ, на примере использования Интернет-ресурсов;
5) создать комплекс грамматических упражнений по английскому языку для учащихся начальной школы на основе ресурсов ИКТ;
6) экспериментально проверить эффективность модели обучения учащихся младшего школьного возраста с использованием ИКТ на примере разработанного комплекса упражнений.
В ходе подготовки диссертации использовались следующие методы и приемы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация,
классификация, анализ психолого-педагогической и теоретико-методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы с учениками, родителями и учителями, экспериментальное обучение, количественная и качественная обработка результатов опытно-экспериментальной проверки.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается:
- в анализе имеющихся научных концепций в области применения ИКТ при обучении грамматике ИЯ;
- в теоретическом обосновании методики обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с применением ИКТ;
- в уточнении дидактических принципов, регулирующих обучение грамматике ИЯ учащихся начальной школы с применением ИКТ.
Практическая значимость исследования заключается:
- в выделении и обосновании организационно-методических условий и специальных методических принципов обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с использованием ИКТ;
- в разработке модели обучения, нацеленной на формирование грамматических навыков иноязычной речи у учащихся начальной школы, с применением средств ИКТ, на примере использования Интернет-ресурсов.
Структура диссертации определяется задачами исследования и логикой раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Современное развитие общества сопровождается стремительной эволюцией ИКТ, а также их внедрением во все сферы деятельности человека, в том числе и образовательную, что обуславливает принципиально новые требования к задачам и результатам обучения. Так, согласно ФГОС НОО, учащиеся начальной школы становятся активными участниками образовательного процесса, способными планировать, анализировать, оценивать свою учебную деятельность и управлять образовательным процессом в соответствии со своими возможностями и потребностями, овладевая при этом всеми УУД.
Сформировать ЗУН и компетенции, заявленные в образовательном стандарте, у учащихся начальной школы невозможно без включения в процесс обучения средств ИКТ и Интернет-ресурсов. ИКТ позволяют оптимизировать и разнообразить изучение неродного языка, вовлечь в него учащихся как субъектов образовательного процесса, а также развивать творчество, самостоятельность и критичность мышления у учащихся.
В ходе проведения исследования выдвинутая нами гипотеза о том, что методика обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с применением ИКТ является эффективной, была подтверждена следующими полученными основными результатами:
1) Мы рассмотрели психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста и выявили, что для них характерны непосредственность, увлеченность, тяга к новым знаниям и способность эти знания усвоить, наблюдается импульсивность и неусидчивость. Важным переходом для младшего школьника становится переход от игрового деятельности к учебной. Сделать этот переход более мягким поможет использование в учебном процессе средств ИКТ.
2) Нам удалось определить теоретические основы обучения грамматике ИЯ, в частности его роль, основные подходы и методы, принципы данного обучения, этапы работы над грамматическим явлением, разработанные такими выдающимися деятелями как Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, И. Л. Бим, В. А. Бухбиндер, А. А. Леонтьев, В. М. Филатова, Г. В. Рогова, Е. Н. Соловова. Выявили, что грамматика является неотъемлемым аспектом языка при обучении письменной и устной форме ИЯ. Чтобы сформировать грамматические навыки и умения правильно, необходимо соблюдать ряд принципов: речевой направленности, функциональности, ситуативности, ролевой организации учебного процесса, новизны, личностной ориентации общения, коллективного взаимодействия. Формирование грамматического навыка проходит поэтапно: подготовительный, элементарный, совмещающий этапы, этап систематизирующего обобщения и включения грамматических навыков в речевую деятельность.
3) Мы выяснили, что средства ИКТ обладают обширным дидактическим потенциалом для обучения грамматике ИЯ. Средства ИКТ несут в себе двойной результат: игровой (развлекательный) и учебно - познавательный одновременно. Средства ИКТ не только помогают усвоить материал, но и развивают ребенка, его интеллект, удовлетворяя его потребности и психофизиологические особенности, мотивируют к изучению неродного языка, а также формируют умение учиться самостоятельно. Они могут быть использованы на уроках английского языка для уточнения значения и употребления изучаемых грамматических явлений, для закрепления пройденного материала и развития умения применять изученное на практике; при формировании все коммуникативных умений и навыков и при обучении всем языковым аспектам изучаемого языка.
4) В результате анализа опыта зарубежных и отечественных педагогов мы выявили дидактические принципы, организационно-методические условия и сформировали специальные методические принципы, определяющие и регулирующие методику обучения грамматике ИЯ учащихся начальной школы с использованием ИКТ. Была разработана модель обучения с применением Интернет-ресурсов, позволяющая улучшить уровень владения грамматическими навыками у учащихся начальной школы и способствующая достижению метапредметных результатов.
5) На основе разработанной модели обучения с целью проверки ее эффективности нами был создан комплекс грамматических упражнений для учащихся 2 классов, реализованный с помощью личного кабинета на Google Диске. При разработке упражнений мы учли тот факт, что знание грамматики
- это не сама цель обучения ИЯ, а только средство достижения главной цели
- коммуникативной.
6) В результате педагогического эксперимента и анализа его результатов мы проверили эффективность разработанной нами модели обучения грамматике ИЯ учащихся младшего школьного возраста с использованием Интернет-ресурсов на примере электронного комплекса грамматических упражнений для 2 класса. Тем самым мы доказали целесообразность применения ИКТ в обучении грамматике ИЯ в начальной школе. Практическая польза разработанного комплекса была отмечена учителями и родителями учащихся, которые пропустили тот или иной урок, где разбирался новый грамматический материал и ключевые понятия, необходимые для последующего понимания предмета и которым требуется больше времени для осознания грамматического материала. Каждый блок комплекса содержит видеозапись и таблицу с объяснением отрабатываемой грамматической конструкции. Таким образом, учащиеся имеют возможность в своем индивидуальном темпе усвоить материал, пройденный в классе, а также пройти задания, направленные на совершенствование грамматического навыка. Есть основания полагать, что в процессе эксперимента учащиеся экспериментальной группы не только повысили свою грамматическую грамотность ИЯ, успеваемость, сформировали УУД и мотивацию к изучению грамматики ИЯ, но также приобрели личностный смысл учения.
Такими образом, мы можем сделать вывод, что результаты педагогического эксперимента согласуются с гипотезой диссертационного исследования. Мы также достигли поставленной нами цели, дав теоретическое обоснование, разработав и апробировав в ходе эксперимента модель обучения на базе применения средств ИКТ, на примере использования Интернет-ресурсов, учащихся начальной школы, направленной на повышение уровня владения грамматической стороной иноязычной речи и достижение метапредметных образовательных результатов учащихся.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учеб. пособ. для студентов вузов по специальностям: «Психология», «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и психология». - 6-е изд. - М.: Акад. Проект Альма Матер, 2006. - 698 с.
2. Азимов Э. Г. Методические проблемы использования компьютера в обучении русскому языку как иностранному // Русский язык за рубежом. - 1987. - № 4. - С. 75-78.
3. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. - 208 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Психология" / Г. М. Андреева. - 5-е издание, исправленное и дополненное. - Москва: Аспект Пресс, 2002. - 364 с.
5. Андреева Н. В. Компьютерные технологии в обучении иностранным языкам: Учебное пособие. - Калининград: Изд-во Калининградского ун-та, 2002. - 101с.
6. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособ. для учителя /
А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 162 с.
7. Баранова Э. А. Психологическая система изучения и формирования познавательного интереса в структуре общей способности к учению в дошкольном и младшем школьном возрасте: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Нижний Новгород: Нижегор. гос. пед. ун-т, 2006. - 51 с.
8. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
9. Беспалько В. П. Слагаемые педагогических технологий. - М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
10. Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. - 255 с.
11. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков: сб. ст./ Л. И. Божович; под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - М.: Педагогика, 1972. - 351 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
13. Вахрушева Л. Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе // Начальная школа. - 2006. - № 4. - С. 63-68.
14. Верещагина И. Н. Английский язык: учебн. для 2 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий: В 2 ч. Ч.1/ И. Н. Верещагина, К. А. Бондаренко, Т. А. Притыкина. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 159 с.
15. Виноградова Е. В. Использование компьютерных программ в обучении грамматической стороне чтения в средней общеобразовательной школе (английский язык, средний этап). дис. ... канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 1995. - 252 с.
...