Глава 1. Теоретико - методологическое обоснование исследования эмоционально - волевой сферы дошкольников 9
1.1. Теоретические аспекты проблемы эмоционально-волевой сферы
дошкольников в психолого-педагогической литературе 9
1.2. Определение основных понятий темы исследования 14
1.3. Характеристика эмоционально-волевой сферы детей дошкольного
возраста 17
1.4. Психофизические особенности развития девочек старшего
дошкольного возраста 23
1.5. ОФП с элементами художественной гимнастики как средство развития
эмоционально-волевой сферы дошкольников 25
1.6. Художественная гимнастика и ее элементы как средство эмоционально¬волевого развития девочек старшего дошкольного возраста..33
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством ОФП с элементами художественной
гимнастики 38
2.1. Характеристика методов и этапов исследования 38
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 57
2.3. Разработка и апробация программы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством ОФП с элементами художественной
гимнастики 90
Заключение 106
Список литературы 111
Приложения 116
Проблема эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Поскольку социум нашей современности в целом испытывает значительное количество проблем, связанных с ускоренным ритмом жизни, профессиональными особенностями, инновационными технологиями, вызывая интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение. Современные исследования в области психологии и физиологии человека позволяют утверждать, что у взрослых и детей наблюдается недостаток ответственности, повышенный уровень тревожности, агрессивность, качественные изменения в межличностных, межгрупповых отношениях, в отношении к различным обстоятельствам жизни.
Таким образом, вопрос эмоционально-волевого развития дошкольников является актуальной темой исследования потому, что эмоциональный мир детей играет важную роль в развитии умственных и волевых процессов, в усвоении вырабатываемых обществом нравственных норм, а так же является важным этапом формирования личности в целом.
Многие авторы научных работ занимались исследованиями в области эмоционального развития, волевых усилий дошкольников. Поскольку, одной из важнейших проблем на сегодняшний день остается то, что дошкольники мало эмоциональны и затрудняются в определении эмоциональных состояний взрослых и сверстников. А с другой стороны, имеют низкий уровень физического развития и избыточную массу тела из-за малоподвижного образа жизни и неправильного питания. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста является наиболее существенным.
Проблема эмоционального развития дошкольников исследовалась такими известными психологами и педагогами как Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Неверович, В.Т. Кудрявцева, Л.П. Стрелкова и другие. Так Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. В своих работах характеризовал эмоции «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребенка».[3, с.25] Последователи Выготского, основываясь на теоретических изысканиях, развивают идею о взаимосвязи всех компонентов человеческой психики, в частности эмоционального и интеллектуального. Это особенно важно именно в дошкольном возрасте, пока основные механизмы регуляций еще не сформировались. Таким образом, данный факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
В. А. Сухомлинский, изучая взаимосвязь эмоционального состояния и умственного развития, указывает огромную возвратную силу влияния эмоционального состояния на ум, на всю интеллектуальную жизнь. Ряд авторов С. М. Бондаренко, О. Головко, Т. Репина, О. Е. Смирнова подчеркивают формирующую функцию эмоциональных психических состояний - влияние на ум, на становление личности, его характера, поведенческих особенностей в будущем. [5, с.40] Следовательно, нарушение психоэмоционального развития, запаздывание в формировании эмоций у детей приводит к отставанию в общем развитии, к устойчиво негативному поведению и искаженному развитию чувств.
Л. И. Божович подчеркивает роль педагога в процессе активного познания мира чувств и эмоций дошкольника, в период формирования личности. [3, с.58] Который сможет грамотно ознакомить детей с общечеловеческими нормами, и нравственными идеалами, ценностями, которые станут в дальнейшем базовыми ориентирами в жизни.
В области современных исследований стоит отметить систему эмоционального развития детей, построенную на основе работ отечественных психологов и педагогов. Автор работ по развитию эмоций дошкольников Н.Ежова утверждает, что «эффективность образования обусловлена степенью включенности в нее эмоциональных проявлений ребенка как заданных природой естественных ценностных форм жизни». [4, с.132] Способствовать этому может, с одной стороны, специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а с другой - Эмоциональный компонент педагогического процесса с познавательным и действенно-практическим компонентом.
В массовой практике недостаточно уделено внимания вопросам развития эмоциональной сферы дошкольников в процессе двигательной активности дошкольников.
Доказано, что физическая культура интенсивно воздействует на состояние здоровья, в том числе и психическое. О взаимосвязи между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека говорили И.М. Сеченов, Н.А. Бернштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже и другие. Так ученые И.М. Сеченов и И.П. Павлов экспериментально доказали, что психическая деятельность существует в тесной зависимости от телесной деятельности и от окружающих условий внешнего мира.[49, с. 78] Таким образом увеличение двигательной активности, развитие физических качеств оказывают стимулирующее воздействие на перцептивные, мнемические, психические и интеллектуальные процессы детей и подростков.[42, с. 70]
Двигательная активность - естественная потребность в движении, удовлетворение которой определяет психическую работоспособность, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.[52, с. 33] А в условиях возрастания объема учебно-познавательного материала, гармоническое развитие дошкольника без физического воспитания невозможно.
Значительное количество научных исследований посвящено проблемам физкультурно-оздоровительной работы с детьми, особенностям организации и методики физического воспитания в детском саду, повышению физической подготовленности, закаливанию, развитию физических качеств детей дошкольного возраста и др. (Д.В. Хухлаева, Е.Н. Вавилова, Ю.Ф. Змановский, Л.В. Карманова, С.Я. Лайзане, Н.Ф. Потехина, Л.М. Пензулаева, Л.Н. Пустынникова, Е.А. Тимофеева, Н.Т. Терехова и др.).
Перечисленные факты доказывают, что эмоциональная сфера дошкольников достаточно изучена, однако вопросы развития эмоциональной устойчивости детей в процессе физической деятельности изучены в меньшей степени. Следовательно возникает потребность поиска новых форм и методов, их внедрения и проведения исследования в области развития эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики. Здесь важно отметить, что в современной образовательной среде большое внимание уделяется инновационным образовательным технологиям, внедрению активных форм и методов обучения, поиску новых средств работы с детьми для развития тех или иных качеств.
С точки зрения психологии это исследование чувств и эмоций, воли дошкольников на этапе формирования личности. С другой стороны это взаимосвязь психологии и физиологии, та невидимая взаимосвязь, существование которой необходимо доказать. Именно поэтому интересным представляется изучить воздействие физических качеств на эмоциональное развитие детей.
Новизна исследования заключается в создании системы занятий, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством общей физической подготовки (ОФП) с элементами художественной гимнастики. Это не просто влияние двигательной активности и физкультурно-оздоровительной работы на высшие психические функции дошкольника. Это элементы большого спорта, где эмоции и воля являются важным и значимым фактором успеха будущего спортсмена. Так как ведущий вид деятельности дошкольников - это игра, то система представляет собой связь тренинговых занятий и упражнений в совокупности с комплексами ОФП и элементами художественной гимнастики. Где количество игровых упражнений постепенно будет уменьшаться, а физических - постепенно возрастать, тем самым развивая не только физические качества ребенка, но и эмоционально-волевую сферу.
Таким образом, Цель исследования - выявление особенностей эмоционально - волевой сферы дошкольников и возможности ее развития посредством общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики.
Задачи исследования:
• Провести анализ изученности проблемы эмоционально-волевого развития дошкольников и оценку ее современного состояния;
• Выявить особенности развития эмоционально-волевой сферы девочек старшего дошкольного возраста 6-7 лет;
• Проанализировать возможности средств ОФП и элементов художественной гимнастики, как средства развития эмоциональной- волевой сферы дошкольников
• Разработать и апробировать программу развития эмоционально-волевой сферы дошкольников
• Предоставить сравнительный анализ по результатам проведенного эксперимента.
Объект исследования - эмоционально-волевая сфера дошкольников.
Предмет исследования - общая физическая подготовка (ОФП) с элементами художественной гимнастики, как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Гипотеза исследования - ОФП с элементами художественной гимнастики является эффективным средством развития эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Определена необходимость использования следующих методов исследования: теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования; наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы дошкольников; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); внедрение программы развития у детей с недостаточным уровнем развития эмоциональной сферы и волевых качеств.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
- обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы и моделирование);
- психологические (психодиагностические и психолого-педагогические методики (Методика «Лесенка» (в модификации С.Г. Якобсон, В.Г. Щур), Тест «Тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), Методика «Учебная деятельность» (Л.И. Цеханская), Методика «Достань погремушку» (модификация игры «Достань погремушку» по В.Н. Шебеко), Диагностика мотивационной готовности (модификация методики к Заданию № 2 тетради «Школьный старт» по Т.В. Бегловой, М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой)).
- математико-статистические методы (сравнительный анализ по Т- критерию Вилкоксона).
Теоретическая значимость работы заключается в описании особенностей общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики, ее влияние на эмоциональную и волевую сферу дошкольников.
Результаты исследования могут быть использованы в дошкольных учреждениях с целью внедрения программы дополнительного образования, которая будет удовлетворять потребностям дошкольников в дополнительной интеллектуальной и физической активности.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 60 наименований, в том числе 1 - на иностранном языке, 32 приложений. Объем работы составляет 110 страниц без учета оглавления, списка литературы и приложений. В работе результаты исследования отражены в 6-ти диаграммах, 29-ти таблицах.
В заключении нашего исследования целесообразно подвести итоги и сформулировать выводы.
В первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты проблемы эмоционально-волевой сферы дошкольников. С каждым годом проблема эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов. Анализ психолого-педагогической литературы показал заинтересованность данным вопросом таких известных отечественных исследователей как: Л.С. Выготский, В.В. Зеньковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Неверович, В.Т. Кудрявцева, Л.П. Стрелкова и другие. Современные научные труды Н.Ежовой. В настоящее время система образования предлагает значительное количество современных средств и методов для формирования гармонично¬развитой личности дошкольников. Исходя из чего, мы пришли к выводу актуальности поиска нетрадиционных средств и методов развития эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет. Для чего изучили на методологическом уровне влияние физического состояния на психическое и обратно. Таким образом, исследования в области физического развития личности дошкольника так же представляют интерес великих ученых И.П. Павлова и И.М. Сеченова, а так же современных специалистов Д.В. Хухлаевой, Е.Н. Вавиловой, Ю.Ф. Змановского, Л.М. Пензулаевой, Л.Н. и других известных авторов.
Таким образом, мы заключили, что проблемы эмоционально-волевой сфери и физического развития в отдельности достаточно изучены, однако вопросы развития эмоциональной устойчивости детей в процессе физической деятельности являются не самой популярной областью исследования и нуждаются в поиске нетрадиционных средств. В качестве чего и были предложены средства общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики.
В качестве дальнейшей поисковой деятельности, нами определено само понятие эмоционально-волевая сфера, так же даны характеристики ее развития в старшем дошкольном возрасте. Следовательно, понимание специфики эмоционально-волевой сферы детей 6-7 лет в старшем дошкольном возрасте, позволило определить наиболее эффективные ее средства развития у данной категории детей (девочек).
Мы предположили, что эффективным направлением развития эмоционально-волевой сферы могут быть средства общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики. Это обусловлено спецификой такого вида спорта, как художественная гимнастика, элементы которой оказывают положительную динамику развития на формирование эмоционально-волевой сферы девочек, а так же способствуют гармоничному развитию становления личности, формированию физически крепкого организма и морально-волевых качеств ребенка.
В целях расширения возможностей воздействия программы, мы обратились к интеграции средств ОФП и элементов художественной гимнастики, дающие возможность формирования произвольности, как предпосылок успешного дальнейшего обучения в начальной школе, снижению уровня тревожности, повышению уровня настойчивости и устойчивой мотивационной готовности решать сложные физически- направленные задачи. А так же овладению основными элементами волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие при преодолении препятствий, оценить результат своего действия.
Во второй главе нам предстояло провести эмпирическое исследование и провести педагогический эксперимент, обобщить полученные результаты и сделать выводы.
Представленные данные эмпирического исследования позволили нам сделать предположение о том, что программа, основанная на средствах ОФП с элементами художественной гимнастики будет эффективной для развития эмоционально-волевой сферы девочек старшего дошкольного возраста.
Теоретические выводы легли в основу планирования и реализации эмпирического исследования, целью которого являлась разработка и апробация программы развития отдельных личностных качеств дошкольников.
Для проведения педагогического эксперимента были сформированы две группы девочек старшего дошкольного возраста 6-7 лет по 10 человек в каждой. Средний возраст контрольной и экспериментальной групп - 6,5 лет. Все испытуемые посещают дошкольное образовательное учреждение. Так же одним из важных этапов был отбор необходимых методик, с учетом возрастных особеннойстей, на выявление уровня таких важных составляющих эмоционально-волевой сферы как: самооценка, тревожность, произвольность поведения, настойчивость достижения целей и мотивационная готовность. Диагностика девочек дошкольного возраста проходила в два этапа - начальный (до проведения развивающей работы) и конечный (после апробации программы развития).
Выявление актуального уровня развития эмоционально-волевой сферы детей в возрасте 6-7 лет на входящем этапе показало, что уровень развития эмоционально-волевой сферы и отдельных ее показателей, таких как самооценка, тревожность, настойчивость и мотивация находится на низком и среднем уровне у большей части контрольной и экспериментальной групп. Данные результаты подтвердили актуальность разработки программы развития эмоционально-волевой сферы и доказали, что дети находятся в равных условиях относительно возраста и уровня развития психических функций. Программа разработана с учетом возрастных особенностей и образовательных потребностей дошкольников 6-7 лет.
Целью программы является развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством ОФП с элементами художественной гимнастики.
В структуру программы заложены принципы работы, методологическая основа (дополнительная образовательная программа по художественной гимнастике, положения возрастной психологии, эмоционально-волевой сферы дошкольников), необходимое оборудование, ожидаемый результат.
Условиями проведения программы являются: временной ресурс программы 24 часа: 24 занятия продолжительностью 1 астрономический час; длительность - 3 месяца, при частоте встреч - два раза в неделю. Количество - 10 девочек дошкольного возраста 6-7 лет.
Для определения эффективности программы был использован метод математического анализа по Т-критерию Вилкоксона.
Проверка эффективности программы показала положительную динамику развития эмоционально-волевой сферы дошкольников по шкале «Произвольность» в экспериментальной группе девочек 6-7 лет, при реализации программы развития эмоционально-волевой сферы дошкольников посредством ОФП с элементами художественной гимнастики.
Отсутствие статистически-значимой динамики развития эмоционально¬волевой сферы по всем исследуемым шкалам в контрольной группе девочек старшего дошкольного возраста, при повторной диагностике, также подтверждают эффективность разработанной нами программы.
Согласно приложенным выше данным, следует заметить, что динамика развития эмоционально-волевой сферы и его компонента «Произвольности» при осуществлении целенаправленного воздействия, в рамках разработанной программы развития эмоционально-волевой сферы в возрасте 6-7 лет является более выраженной и подтвержденной на статистически-значимом уровне.
Данные проведенного нами теоретического и практического исследования позволяют говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза об эффективности использования метода общей физической подготовки с элементами художественной гимнастики была доказана.
Перспективами этой работы мы видим деятельность по поиску наиболее действенных методов воздействия на формирование значимого высокого уровня таких составляющих эмоционально-волевой сферы дошкольников как самооценка, тревожность, настойчивость в достижении цели, мотивация, так как показатели других шкал эмоционально-волевой сферы, по статистическим данным эмпирического исследования, близки к границе высокого уровня, что является хорошей мотивацией к дальнейшей теоретической и практической исследовательской деятельности.
1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 80 с. (Растим детей здоровыми)
2. Бочкарева Н.Е. Формирование психологической готовности к учению у детей старшего дошкольного возраста в традиционных и инновационных психолого-педагогических условиях / Н.Е. Бочкарева // Автореф. дис. . канд. псих. наук. Н. Новгород. 2004. 23 с.
3. Божович, Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению / Л.И. Божович // Вопр. психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1995. С. 132 -142.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: НПО «Модек», 1997. - 352с.
5. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э.Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. - 2008. - №4. - С.64.
6. Велиева С.В. Психические состояния детей дошкольного возраста.: Дис. . канд. псих. наук. — Казань, 2001. 231 с.
7. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2001. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.
8. Выготский, Л.С. Собрание сочинений Текст.: в 6 т / Л.С. Выготский; -т 4.: Детская психология. М., 2001.
9. Галигузова Л.Н. Искусство общения с ребенком от года до шести лет / Л.Н.Галигузова, Е.О.Смирнова. - М.: АРКТИ, 2004. - 160 с.
10. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ Текст. / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. М.: 5 за знания, 2005. - 112 с.
11. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие / Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. - М.: Гардарики, 2003. - 480 с. С.336.
12. Громова Т.В. Страна Эмоций. Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка / Т.В.Громова. - М.: УЦ «Перспектива», 2002. - 48 с.
13. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А.Данилина.- М.: Изд-во Айрис-Пресс, 2006. - 160 с.
14. Денисова P.P. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада.: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М., 2005. - 20с.
15. Ивасева О. В., Косенко Г. В. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры // Концепт. - 2015. - Спецвыпуск № 07.
16. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э.Изард. Перевед. с английского. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с.
...