Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №96754

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы153
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
41
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания проблемы формирования психологически комфортной среды в УДО
1.1 Анализ понятия «психологически комфортная среда» в научной
литературе 7
1.2 Особенности психологически комфортной среды в УДО 18
1.3 Методы, формы, приемы формирования психологически комфортной
среды в УДО 27
Глава 2. Опытно-исследовательская работа по формированию психологически-комфортной среды в УДО
2.1 Организация и методы исследования 39
2.2 Программы формирования психологически комфортной среды в УДО.50
2.3 Анализ результатов исследования 58
Заключение 63
Список использованных источников 66
Приложение 1 72
Приложение 2 78
Приложение 3 82
Приложение 4 87
Приложение 5 89
Приложение 6 94
Приложение 7 142
Приложение 8 151


Актуальность исследования.
Человеческая психика - это самая обширная, загадочная и удивительная область знаний. Эта область столь обширна, что до сих пор многие процессы и явления остаются неизвестными человеку. Одной из таких мало изученных, но, безусловно, весьма важных областей считается потребность человека в психологическом комфорте. Психологический комфорт необходим человеку при выполнении любой деятельности, межличностном взаимодействии, выполнении трудовых и учебных функций.
В ст. 34 ФЗ «Об образовании» закреплено право обучающихся на защиту от всех форм физического и психологического насилия. Создание психологического комфорта в группе детей выступает, как необходимое психолого-педагогическое условие для реализации данного права [59].
В настоящее время происходит изменение системы образования. В ст. 3 ФЗ «Об образовании» одним из первых пунктов указывается «приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения» [59]. Преобладание гуманистического принципа и дифференциации обучения, приводит к повышению интереса к изучению социально-психологического климата в образовательных учреждениях. Информационное общество,
ориентированное на социализацию личности и развитие человека во время выполнения им своих обязанностей, приводит к тому, что появляется большое количество требований, ведущих к повышению уровня социально-психологического климата и эмоционального комфорта учащихся.
Социальный и психологический потенциал общества полностью находит свое отражение в совершенствовании психологически комфортной среды. В России в настоящее время наблюдается тенденция постоянной усталости студентов и школьников, их нежелание учиться, неприятие системы образование. Помимо этого внутри коллектива происходит все больше неприятных ситуаций, связанных с проявлением неприятия чужой нормы поведения, поэтому педагог и психолог должны формировать психологически комфортную среду для детей в условиях образовательного процесса. Формирование психологически комфортной среды приводит к тому, что ученики чувствуют себя уверенно и спокойно - повышается эффективность обучения. Следовательно, одной из задач общества является борьба не только за качество обучения, но и за создание психологически комфортной среды для обучения.
К тому же социально-психологический климат выражает уровень развития коллектива, психических резервов, которые могут привести к полной реализации. В свою очередь, полная реализация возможностей приводит к раскрытию творческих, познавательных способностей, что является целью обучения в учреждениях дополнительного образования. Однако, отсутствие внимания к климату внутри коллектива, личностным психическим и эмоциональным особенностям детей не рассматриваются столь подробно, сколько необходимо в современном обществе, из-за чего проблема исследования становится еще более актуальной.
Степень изученности проблемы
Проблемой взаимосвязи психологически комфортной среды и деятельности человека занимались учёные из разных областей науки таких, как социология, психология, педагогика. Тема психологического комфорта одинаково важна для человека на разных ступенях социального развития: детский сад, дополнительное образование, школа, техникум, университет, рабочая среда и даже в функционировании такого социального института, как семья, психологический комфорт носит ведущую роль.
На сегодняшний день в своих трудах тему психологического комфорта рассматривали такие учёных, как Г.М. Андреева (социальная психология), В.Н. Дружинин (психология), А.А. Радугин (социология и философия), Л.А. Григорович (психология) и др [4, 19, 23, 51].
Проблеме исследования посвящены статьи и монографии таких авторов, как Н.Н. Ниязбаева «Психологическое обоснование комфорта младших школьников в образовательной деятельности», О.И. Жданов «Социально-психологический климат в коллективе», А.К. Ишмекеева «Факторы формирования и коррекции социально-психологического климата в педагогическом коллективе», К.Г. Кречетников «Особенности обеспечения психологического комфорта обучающегося при использовании информационных обучающих технологий» и другие [26, 31, 36, 41].
За последние 20-30 лет в России произошли существенные изменения в сфере дополнительного образования. Быстрыми темпами стало увеличиваться количество учреждений, оказывающих услуги доп. образования детям и подросткам. Сфера деятельности учреждений доп. образования так же значительно расширилась. Появились новые направления в доп. образовании: новые арт-техники, скалолазанье, лего-конструирование, спортивное ориентирование, программы «учусь с мамой» для детей раннего возраста, логоритмика, активное развитие познавательной сферы детей и др.
В быстро меняющемся современном мире родители стараются, развить у своих детей многие качества и навыки, начиная с раннего или дошкольного возраста. Психика детей раннего и дошкольного возраста является очень чувствительной к воздействиям образовательной среды. В виду этого учреждения доп. образования нуждаются в формировании психологически комфортной среды на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Объектом исследования является психологически комфортная среда.
Предметом исследования является программа формирования психологически комфортной среды в группе детей дошкольного возраста в условиях УДО.
В основе гипотезы исследования лежит предположение о том, что разработанная программа поможет сформировать психологически комфортную среду в группе детей дошкольного возраста, в условиях УДО. На основе объекта и предмета исследования, а также сформированной гипотезы можно выделить цели и задачи исследования.
Цель исследования - сформировать психологически комфортную среду в объединении детей старшего дошкольного возраста в УДО.
Реализации данной цели способствуют следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «психологически комфортная среда» в научной литературе;
2. Выявить особенности психологически комфортной среды в УДО;
3. Описать методы, формы, приемы формирования психологически комфортной среды в УДО;
4. Организовать исследование и определить его методы;
5. Разработать и опробировать программу формирования
психологически комфортной среды в УДО;
6. Проанализировать результаты исследования.
Методологическую основу исследования составляют методы системного анализа и обобщения, синтеза информации, диалектического познания, а также некоторые эмпирические методы исследования, как сравнительно-поисковый, социометрический метод, которые составляют методологию исследования.
Теоретическая основа работы включает в себя правовые понятия, категории и другие положения ученых, характеризующих сущность и природу психологически комфортной среды.
Структура исследования включает в себя введение, 2 главы, 6 параграфов, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав понятие «психологически комфортна среда» в научной литературе исследователю удалось установить, что данное понятие является многокомпонентным, сложным образованием.
Выделенные компоненты психологического комфорта являются взаимозависимыми и взаимовлияющими друг на друга.
Формирование психологически комфортной среды в учреждении дополнительного образования имеет определённую специфику, в отличии от других образовательных учреждений.
Первой особенностью является значительная ограниченность пребывания ребёнка в центре дополнительного образования в сравнении с детским садом, школой. Вместе с тем, время, проведённое в центре дополнительного образования должно быть для ребёнка полезным, как для интеллектуального развития, так и для развития и сохранения психологического здоровья.
Второй особенностью является неустойчивость состава группы участников, так как учреждения дополнительного образования не относятся к строго регламентируемым учебным заведениям, в которых вхождение и выбывание из состава группы сопряжено с оформлением значительного количества документов.
Третьей особенностью представляется возможность обучающихся выбирать разные направления дополнительного образования и обучатся по ним параллельно, тем самым создаётся ситуация постоянной смены коллектива ребёнком.
При изучения «психологически комфортной среды» были выделены и подробно рассмотрены методы и приёмы формирования такой среды в детском коллективе.
Методы и приёмы формирования психологического комфорта группы тесно связаны с компонентами психологического комфорта.
При организации исследования были выбраны инструменты позволяющие, изучить состояние уровня психологического комфорта в каждом компоненте.
Для изучения деятельностного компонента психологической комфортности использовался опросник «Особенности стиля педагогической деятельности А.К. Марковой. Для определения состояния в организационном компоненте «Стили управления» Л.Д.Столяренко. Для исследования коммуникативной составляющей в системе «ученик-ученик» была выбрана социометрическая методика «Два домика» Т.Д. Марцинковской. Для фиксации состояния в системе «ученик-учитель» использовалась методика Н.П.Фетисов «Стили педагогического общения». Рассматривая личностную составляющую психологического комфорта было замечено, что данный компонент имеет большое количество параметров. Исходя из, временных ограничений не представлялось возможности изучить каждый параметр конкретно. Поэтому был выбран наиболее общий критерий оценки, позволяющий установить состояние личностного компонента комфортности. Измерения проводились по методике С.В. Велиевой.
В группе детей 5-6 лет, обучающихся по программе развития познавательной сферы дошкольников были установлены низкие результаты в коммуникативном и личностном компонентах.
Для формирования психологически комфортной среды в условиях УДО была разработана и апробирована программа.
Данная программа показала, что она эффективна. Ключевой особенностью данной программы являлось:
- её непрерывность;
- начало программы совпадало с периодом адаптации детей к новым учебным условиям;
- программа проводилась параллельно обучению по основной программе дополнительного образования, что позволяло в течение урока
воздействовать на развитие интеллектуальной и психологической составляющей;
В заключение исследования сравнительный анализ показал положительные изменения в обоих компонента психологического комфорта. Это позволяет утверждать, что психологический комфорт в данной группе был сформирован.


1. Guilford J. P., Three faces of intellect, The American Psychologist/ J. P. Guilford - 1959, 14, № 8.
2. Torrance E.P. Guiding creative talent - Englewood Cliffs, W.J./ E.P. Torrance Prentice-Holl, 1964. С. 62.
3. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие/ В.В. Абраменкова — М.: Пер Сэ, 2008. — 431 с.
4. Андреева Г. М. А Социальная психология: Учебник для высших
учебных заведений/Г. М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2003.
5. Асмолов А. Г. Содействие ребенку - развитие личности // Забота - поддержка - консультирование. Серия «Новые ценности образования» / Под ред. Н. Б. Крыловой. - Вып. 26. - М. : НОВАТОР, 1996. - С. 9- 44.
6. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - № 9. - С. 6 - 8.
7. Баева И.А. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников/ И.А. Баева, В.В., Семикин В.В. - 2005г, с.12
8. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. / под ред. С.Я. Батышева. - М. : АПО, 1999.
9. Беликов В.А. Научно-практические аспекты управления социальной адаптацией подростков: из опыта работы центра образования г. Магнитогорска: сб. тр. / отв. ред. В.А. Беликов. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999.
10. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений: диссертация, канд. пед. наук / Г.Ю. Беляев. - М., 2000. - 157 с.
11. Бородин Е.Т. Общинные отношения: их место и роль в жизни человечества/ Е.Т. Бородин - 2015.
12. Бруднов, А.К. От внешкольной работы к дополнительному
образованию / А. К. Бруднов // Внешкольник.-1996.-№ 31.- С.2.
13. Брусиловский Л. С. Музыкотерапия//Руководство по психотерапии./ Л.С. Брусиловский - Ташкент, 1979.- С.256-275.
14. Веснин, В.Р. Основы менеджмента / В.Р. Веснин. - М.: ООО ТД «Элит- 2000». - 2000. - 368 с.
15. Выготский Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский -
Москва, ЭКСМО, 2004.
16. Гайнанова А.А. Музыкотерапия, вокалотерапия: новые горизонты.// журнал Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, журнал/ А.А. Гайнанова - 2014.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ