Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №96751

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
173
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретический анализ проблемы подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования 7
1.1. Г отовность к школе как психолого - педагогическая проблема 7
1.2. Система подготовки детей к школе 16
1.3. Анализ возможностей дополнительного образования в процессе
подготовки детей к школе 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно - поисковая работа по реализации психолого - педагогической программы подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования 35
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 35
2.2. Описание психолого - педагогической программы подготовки детей к
школе в условиях дополнительного образования 47
2.3. Анализ эффективности психолого - педагогической программы
подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования 60
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 84


За годы существования дошкольного образования, с момента его зарождения и многие десятилетия после, не было такого ажиотажа как в последние годы по поводу необходимости специальной подготовки детей к школе. Считалось, что вся жизнь ребенка до школы - общение в семье с родителями, во дворе - со сверстниками, воспитание в детском саду, занятия в кружках, секциях - была его естественной подготовкой к школе [13].
Проблема подготовки детей к школе актуальна в современном образовании и в настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Сегодня у большого количества детей имеются трудности психологической адаптации к школе, несмотря на соответствующий школьному обучению возраст и имеющиеся у них навыки и умения, вчерашние дошкольники испытывают трудности в обучении, общении, имеют эмоциональные проблемы.
Произошедшие за последнее десятилетие изменения в России привели к сокращению охвата детей системой дошкольного образования, поэтому подготовка к школе для таких детей приобрела особую значимость. В связи с этим у детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, т.к. часть из них не посещала детский сад. Также обилие компьютерных игр часто приводит к недостатку опыта общения ребёнка с окружающим миром, что сказывается на трудностях его социализации.
Проблемы внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальными, так как отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовки к школе .
Проблема готовности к школе стала предметом научных интересов таких отечественных ученых как: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, В.В. Назаренко, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, и др. Зарубежные исследователи, занимавшиеся вопросами дополнительного образования: Л.Ф Берцфаи, Г. Витцлак, Г. Гетцер, Я. Йирасек, А Керн, С. Штрабел.
Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др.
Практически все авторы, исследовавшие уровень подготовки детей к школе, признают, что школьное обучение будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает достаточными, необходимыми для начального этапа обучения качествами, такими как: произвольность психических процессов, поведенческая саморегуляция, наличие учебной мотивации и т.д., которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
В связи с этим, можно обозначить ряд противоречий:
- между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям;
- между сложившейся социальной ситуацией и уровнем готовности ребенка к школьному обучению;
- между наличием широкого спектра психолого-педагогических условий обучения и воспитания и недостаточностью их разработанности в отношении формирования социально - личностной готовности к школьному обучению.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке программы формирования социально-личностной готовности у детей дошкольного возраста.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого - педагогическую программу подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования.
Объект работы: процесс и содержание подготовки к школе.
Предмет: психолого - педагогическая программа подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования .
Гипотеза: психолого - педагогическая программа подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования предполагает формирование социально - личностной готовности, включающая: формирование адекватной самооценки, снижения тревожности, развитие произвольных форм деятельности, коммуникативной компетентности и бесконфликтного характера отношения к сверстнику, умения договариваться и согласованно выполнять совместные действия, будет эффективной, т.к. перечисленные характеристики являются составляющими социально - личностной готовности к школьному обучению.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы готовности к школе.
2. Описать систему подготовки детей к школе.
3. Провести анализ возможностей дополнительного образования в процессе подготовки детей к школе.
4. Выявить показатели социально - личностной готовности к школе у дошкольников.
5. Описать психолого - педагогическую программу подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования, провести анализ эффективности психолого - педагогической программы подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования.
Методология и методы исследования
Теоретике - методологической основой данного исследования являются труды отечественных исследователей в области психологии и педагогики:
• Представления о готовности ребёнка к школе (Л.С. Выготский)
• Социальный аспект готовности к обучению ребёнка в школе (Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева)
• Проблема общения в дошкольном возрасте (А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова)
• Произвольность психических процессов и поведения ребёнка (Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин)
• Качества, относящиеся к мотивационной, волевой, умственной и нравственной сферам развития ребёнка (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина).
• Положения о внутренней позиции школьника (Л.И. Божович, Л.С. Славина)
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• Методики: «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Лесенка» (В.Г. Щур), «Рукавички» (Цукерман), «Картинки» (Е.О. Смирнова) «Домик» (Н.И. Гуткина);
• Метод наблюдения;
• Математическая и статистическая обработка результатов исследования. База исследования: Центр раннего развития «Наши дети» г. Асбеста
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данной исследовательской работы мы рассматривали проблему подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования. В понятии «готовность к школе» в контексте рассматриваемой проблемы мы рассматриваем состояние ребенка, как итог предшествующего дошкольного развития, т.е. определенный уровень зрелости по сравнению с предыдущими этапами развития ребенка, с одной стороны, а с другой - готовность к переходу к школьному этапу обучения.
На основе теоретических моделей готовности к школе нами были выделены, составляющие ее компоненты, наиболее значимыми из которых являются самооценка, коммуникативная компетентность, включающая: доброжелательное отношение к сверстнику, развитость нравственных чувств, умения договариваться и согласованно выполнять совместные действия, развитие произвольных форм деятельности. Полученные выводы позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: психолого - педагогическая программа подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования предполагает формирование социально - личностной готовности, включающая: формирование адекватной самооценки, снижения тревожности, развитие произвольных форм деятельности, развитие доброжелательного отношения к сверстнику, нравственных чувств, умения договариваться и согласованно выполнять совместные действия, будет эффективной, т.к. перечисленные характеристики являются составляющими социально - личностной готовности к школьному обучению.
С целью подтверждения гипотезы мы провели опытно-поисковую работу. В исследовании участвовали 50 дошкольников в возрасте от 5,5 до 6 лет, представленные воспитанниками старшей группы МБДОУ Детский сад № 64 - 25 человек, которые составили контрольную группу и воспитанниками дополнительного образования центра раннего развития «Наши дети» - 25 человек (большая часть группы не посещает детский сад, а другая - посещает не регулярно), составившие экспериментальную группу.
На констатирующем этапе мы проанализировали актуальное состояние сформированности компонентов социально-личностной готовности у дошкольников. В экспериментальная группа показала: низкий уровень коммуникативной компетентности, низкий уровень произвольного внимания и произвольных форм поведения, повышенную тревожность, завышенный уровень самооценки, низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети контрольной группы показали, более высокие навыки. С учетом результатов диагностики была определена работа с экспериментальной группы.
На этапе формирующего эксперимента разработанная нами программа была апробирована. На каждом занятии программы проводились игры и упражнения, направленные формирование социальных качеств личности (доброжелательность, внимательность, способность выражать сочувствие); анализировать свое эмоциональное состояние, вербализовать собственные, переживания; формирования умения понимать чувства других, умения управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; развитие навыков сотрудничества; на формирование адекватной самооценки; упражнения на релаксацию для снятия тревожности.
На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика с целью проверки эффективности, разработанной программы. После реализации программы у большей части дошкольников повысились уровни: коммуникативной компетентности, уровень произвольного внимания и произвольных форм поведения. У части детей снизился уровень тревожности. Положительные сдвиги отмечаются и с уровнем самооценки.
В результате математической обработки с применением U-Критерия Манна-Уитни и Т-Критерия Вилкоксона были выявлены значительные сдвиги, статистически значимые различия в экспериментальной группе.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что разработанная нами программа формирования компонентов социально - личностной готовности к школе у детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования является эффективной, выдвинутая гипотеза нашла свой подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.


1. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б., Подготовка детей к школе // Начальная школа. - 2004. - №3 - с. 19 - 20
2. Арсеневская О.Н., Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5 - 7 лет. ФГОС ДО / О.Н., Арсеневская, - Волгоград: Учитель, 2017. - 163 с.
3. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е., Белотелова Т.Э., Познавательная деятельность дошкольников в игровом взаимодействии. Коррекционно
- развивающие занятия. Игры / авт. - сост. Афонькина, Ю.А., Борисова, О.Е., Белотелова, Т.Э. - Волгоград: Учитель, 2017. - 52 с.
4. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е., Белотелова Т.Э., Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционно - развивающих занятий с детьми 5-7 лет / Ю.А., Афонькина, О.Е., Борисова, Т.Э. Белотелова, - Волгоград: Учитель, 2014. - 243 с.
5. Байбородова Л.В., Дополнительное образование детей. Психолого - педагогическое сопровождение. Учебник. - изд.: Юрайт, 2017 - 413 с.
6. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И., Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. - 2006. - №3.
- с. 9 - 11
7. Белоусова А.А., Методика обучения детей музыке в условиях предшкольной подготовки в системе дополнительного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. М.: Буки - Веди, 2012. - с. 54 - 61
8. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
9. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект: Культура, 2005. - 240 с.
10. Борисова М.М., Малоподвижные игры и игровые упражнения: для занятий с детьми 3 - 7 лет. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 48 с.
11. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Дополнительное образование детей в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005 - 192 с.
12. Буршит И.Е., Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад // Начальная школа плюс До и после. -2010. - № 10. - с. 6-9
13. Вайнер М.Э., Социально - личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 96 с.
14. Верховкина М.Е., Атарова А.Н, Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. - Санкт - Петербург: КАРО, 2015. - 112 с.
15. Виноградова Н.Ф., Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» (Организация учебно - воспитательного процесса на этапе предшкольного образования) / М.: Вентана - Граф, 2005. - 243 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ