Глава 1. Теоретический анализ проблемы подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования 7
1.1. Г отовность к школе как психолого - педагогическая проблема 7
1.2. Система подготовки детей к школе 16
1.3. Анализ возможностей дополнительного образования в процессе
подготовки детей к школе 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Опытно - поисковая работа по реализации психолого - педагогической программы подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования 35
2.1. Организация и методы исследования. Анализ результатов первичной
диагностики 35
2.2. Описание психолого - педагогической программы подготовки детей к
школе в условиях дополнительного образования 47
2.3. Анализ эффективности психолого - педагогической программы
подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования 60
Выводы по второй главе 72
Заключение 74
Список литературы 77
Приложения 84
За годы существования дошкольного образования, с момента его зарождения и многие десятилетия после, не было такого ажиотажа как в последние годы по поводу необходимости специальной подготовки детей к школе. Считалось, что вся жизнь ребенка до школы - общение в семье с родителями, во дворе - со сверстниками, воспитание в детском саду, занятия в кружках, секциях - была его естественной подготовкой к школе [13].
Проблема подготовки детей к школе актуальна в современном образовании и в настоящее время она становится все более острой в связи с модернизацией всей системы образования. Сегодня у большого количества детей имеются трудности психологической адаптации к школе, несмотря на соответствующий школьному обучению возраст и имеющиеся у них навыки и умения, вчерашние дошкольники испытывают трудности в обучении, общении, имеют эмоциональные проблемы.
Произошедшие за последнее десятилетие изменения в России привели к сокращению охвата детей системой дошкольного образования, поэтому подготовка к школе для таких детей приобрела особую значимость. В связи с этим у детей, приходящих сегодня в школу, разные стартовые возможности, т.к. часть из них не посещала детский сад. Также обилие компьютерных игр часто приводит к недостатку опыта общения ребёнка с окружающим миром, что сказывается на трудностях его социализации.
Проблемы внедрения предшкольного обучения на сегодняшний день являются актуальными, так как отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовки к школе .
Проблема готовности к школе стала предметом научных интересов таких отечественных ученых как: Ш.А. Амонашвили, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготского, Н.И. Гуткиной, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, А.Н. Леонтьева, В.В. Назаренко, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина, и др. Зарубежные исследователи, занимавшиеся вопросами дополнительного образования: Л.Ф Берцфаи, Г. Витцлак, Г. Гетцер, Я. Йирасек, А Керн, С. Штрабел.
Проблемы дополнительного образования детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах В.И. Андреева, В.В. Беловой, В.П. Беспалько, В.З. Вульфова, З.А. Красновского, М.М. Кулибабы, И.Я. Лернера, А.И. Щетинской и др.
Практически все авторы, исследовавшие уровень подготовки детей к школе, признают, что школьное обучение будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает достаточными, необходимыми для начального этапа обучения качествами, такими как: произвольность психических процессов, поведенческая саморегуляция, наличие учебной мотивации и т.д., которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
В связи с этим, можно обозначить ряд противоречий:
- между требованиями школы и готовностью детей соответствовать этим требованиям;
- между сложившейся социальной ситуацией и уровнем готовности ребенка к школьному обучению;
- между наличием широкого спектра психолого-педагогических условий обучения и воспитания и недостаточностью их разработанности в отношении формирования социально - личностной готовности к школьному обучению.
Таким образом, проблема исследования заключается в разработке программы формирования социально-личностной готовности у детей дошкольного возраста.
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и апробировать психолого - педагогическую программу подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования.
Объект работы: процесс и содержание подготовки к школе.
Предмет: психолого - педагогическая программа подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования .
Гипотеза: психолого - педагогическая программа подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования предполагает формирование социально - личностной готовности, включающая: формирование адекватной самооценки, снижения тревожности, развитие произвольных форм деятельности, коммуникативной компетентности и бесконфликтного характера отношения к сверстнику, умения договариваться и согласованно выполнять совместные действия, будет эффективной, т.к. перечисленные характеристики являются составляющими социально - личностной готовности к школьному обучению.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ проблемы готовности к школе.
2. Описать систему подготовки детей к школе.
3. Провести анализ возможностей дополнительного образования в процессе подготовки детей к школе.
4. Выявить показатели социально - личностной готовности к школе у дошкольников.
5. Описать психолого - педагогическую программу подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования, провести анализ эффективности психолого - педагогической программы подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования.
Методология и методы исследования
Теоретике - методологической основой данного исследования являются труды отечественных исследователей в области психологии и педагогики:
• Представления о готовности ребёнка к школе (Л.С. Выготский)
• Социальный аспект готовности к обучению ребёнка в школе (Р.С. Буре, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева)
• Проблема общения в дошкольном возрасте (А.В. Запорожец, Я.Л. Коломенский, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова)
• Произвольность психических процессов и поведения ребёнка (Н.Г. Салмина, Д.Б. Эльконин)
• Качества, относящиеся к мотивационной, волевой, умственной и нравственной сферам развития ребёнка (Л.А. Венгер, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина).
• Положения о внутренней позиции школьника (Л.И. Божович, Л.С. Славина)
Методы исследования
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов:
• Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
• Методики: «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Лесенка» (В.Г. Щур), «Рукавички» (Цукерман), «Картинки» (Е.О. Смирнова) «Домик» (Н.И. Гуткина);
• Метод наблюдения;
• Математическая и статистическая обработка результатов исследования. База исследования: Центр раннего развития «Наши дети» г. Асбеста
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной исследовательской работы мы рассматривали проблему подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования. В понятии «готовность к школе» в контексте рассматриваемой проблемы мы рассматриваем состояние ребенка, как итог предшествующего дошкольного развития, т.е. определенный уровень зрелости по сравнению с предыдущими этапами развития ребенка, с одной стороны, а с другой - готовность к переходу к школьному этапу обучения.
На основе теоретических моделей готовности к школе нами были выделены, составляющие ее компоненты, наиболее значимыми из которых являются самооценка, коммуникативная компетентность, включающая: доброжелательное отношение к сверстнику, развитость нравственных чувств, умения договариваться и согласованно выполнять совместные действия, развитие произвольных форм деятельности. Полученные выводы позволили сформулировать следующую гипотезу исследования: психолого - педагогическая программа подготовки детей к школе в условиях дополнительного образования предполагает формирование социально - личностной готовности, включающая: формирование адекватной самооценки, снижения тревожности, развитие произвольных форм деятельности, развитие доброжелательного отношения к сверстнику, нравственных чувств, умения договариваться и согласованно выполнять совместные действия, будет эффективной, т.к. перечисленные характеристики являются составляющими социально - личностной готовности к школьному обучению.
С целью подтверждения гипотезы мы провели опытно-поисковую работу. В исследовании участвовали 50 дошкольников в возрасте от 5,5 до 6 лет, представленные воспитанниками старшей группы МБДОУ Детский сад № 64 - 25 человек, которые составили контрольную группу и воспитанниками дополнительного образования центра раннего развития «Наши дети» - 25 человек (большая часть группы не посещает детский сад, а другая - посещает не регулярно), составившие экспериментальную группу.
На констатирующем этапе мы проанализировали актуальное состояние сформированности компонентов социально-личностной готовности у дошкольников. В экспериментальная группа показала: низкий уровень коммуникативной компетентности, низкий уровень произвольного внимания и произвольных форм поведения, повышенную тревожность, завышенный уровень самооценки, низкий уровень развития коммуникативных навыков. Дети контрольной группы показали, более высокие навыки. С учетом результатов диагностики была определена работа с экспериментальной группы.
На этапе формирующего эксперимента разработанная нами программа была апробирована. На каждом занятии программы проводились игры и упражнения, направленные формирование социальных качеств личности (доброжелательность, внимательность, способность выражать сочувствие); анализировать свое эмоциональное состояние, вербализовать собственные, переживания; формирования умения понимать чувства других, умения управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях; развитие навыков сотрудничества; на формирование адекватной самооценки; упражнения на релаксацию для снятия тревожности.
На этапе контрольного эксперимента была проведена повторная диагностика с целью проверки эффективности, разработанной программы. После реализации программы у большей части дошкольников повысились уровни: коммуникативной компетентности, уровень произвольного внимания и произвольных форм поведения. У части детей снизился уровень тревожности. Положительные сдвиги отмечаются и с уровнем самооценки.
В результате математической обработки с применением U-Критерия Манна-Уитни и Т-Критерия Вилкоксона были выявлены значительные сдвиги, статистически значимые различия в экспериментальной группе.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что разработанная нами программа формирования компонентов социально - личностной готовности к школе у детей дошкольного возраста в системе дополнительного образования является эффективной, выдвинутая гипотеза нашла свой подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута.
1. Агапова И.Ю., Чеховская В.Б., Подготовка детей к школе // Начальная школа. - 2004. - №3 - с. 19 - 20
2. Арсеневская О.Н., Учимся общаться. Игровые занятия по формированию коммуникативных навыков у детей 5 - 7 лет. ФГОС ДО / О.Н., Арсеневская, - Волгоград: Учитель, 2017. - 163 с.
3. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е., Белотелова Т.Э., Познавательная деятельность дошкольников в игровом взаимодействии. Коррекционно
- развивающие занятия. Игры / авт. - сост. Афонькина, Ю.А., Борисова, О.Е., Белотелова, Т.Э. - Волгоград: Учитель, 2017. - 52 с.
4. Афонькина Ю.А., Борисова О.Е., Белотелова Т.Э., Развитие умения управлять собой. Цикл коррекционно - развивающих занятий с детьми 5-7 лет / Ю.А., Афонькина, О.Е., Борисова, Т.Э. Белотелова, - Волгоград: Учитель, 2014. - 243 с.
5. Байбородова Л.В., Дополнительное образование детей. Психолого - педагогическое сопровождение. Учебник. - изд.: Юрайт, 2017 - 413 с.
6. Безруких М.М., Парамонова Л.А., Слободчиков В.И., Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы» // Начальное образование. - 2006. - №3.
- с. 9 - 11
7. Белоусова А.А., Методика обучения детей музыке в условиях предшкольной подготовки в системе дополнительного образования [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. М.: Буки - Веди, 2012. - с. 54 - 61
8. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
9. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С., Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект: Культура, 2005. - 240 с.
10. Борисова М.М., Малоподвижные игры и игровые упражнения: для занятий с детьми 3 - 7 лет. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2016. - 48 с.
11. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В., Дополнительное образование детей в современной школе / М.: «Сентябрь», 2005 - 192 с.
12. Буршит И.Е., Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад // Начальная школа плюс До и после. -2010. - № 10. - с. 6-9
13. Вайнер М.Э., Социально - личностная готовность детей к школе в контексте требований ФГОС ДО. Учебно - методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2015. - 96 с.
14. Верховкина М.Е., Атарова А.Н, Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах. - Санкт - Петербург: КАРО, 2015. - 112 с.
15. Виноградова Н.Ф., Программа обучения и развития детей 6 лет «Предшкольная пора» (Организация учебно - воспитательного процесса на этапе предшкольного образования) / М.: Вентана - Граф, 2005. - 243 с.
...