Введение
Глава 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению временной перспективы и глубинных убеждений личности
1.1 Теоретические подходы к изучению временной направленности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Психологические особенности понятия временная направленность, структура временной направленности
1.3. Теоретические подходы к изучению глубинных убеждений в отечественной и зарубежной психологии
1.4. Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование связи глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников
2.1 Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования глубинных убеждений старшеклассников
2.3. Выводы по второй главе.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Время в жизни человека играет важную роль. Отношение человека ко времени влияет на использование им данного ресурса: ценность времени, отношение к прошедшему и будущему времени - все это определяет целеполагание личности, ее стремления, а соответственно и успех. Феномен времени в жизни человека определен тождественными понятиями временной перспективы и временной направленности личности. Временную перспективу определяют, как жизненный путь или психологическое время личности, субъективную картину жизненного пути личности. Феномен временной перспективы включает в себя изучение отношения человека к собственному времени, его способность прогнозировать будущее и его удовлетворенность прожитым временем (т.е. прошлым). Изучая временную перспективу личности, невозможно обойти стороной феномены, которые оказывают влияние на нее. Среди таких феноменов мы теоретически выделяем глубинные убеждения. Глубинные убеждения - это ключевые представления человека о себе, которые формируются в детстве, когда ребенок взаимодействует со значимыми людьми и приобретает жизненный опыт.
Проблемы временной перспективы рассмотрены К.А. Абульхановой- Славской, Е.И. Головахой, А.А. Кроником, В.Н. Украинцем; Особенности глубинных убеждений рассматривали Аарон Бек, Джудит Бек, М. А. Падун, А. В. Котельникова.
Таким образом, глубинные убеждения теоретически связаны с формированием временной перспективы. Например, негативные глубинные убеждения могут формировать негативное отношение к прошлому, настоящему и препятствовать формированию будущего.
Исходя из этого, формируется проблематика нашего исследования: недостаточная теоретическая и эмпирическая изученность связи глубинных убеждений и формирования временной перспективы. Изучить данный вид взаимосвязи, мы решили, выбрав старшеклассников в виду того, что у них временная перспектива активно формируется.
Всем этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель данной работы: изучить связь глубинных убеждений и временной перспективы старшеклассников.
Объект исследования - глубинные убеждения и временная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования - Связь глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению временной перспективы.
2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению глубинных убеждений.
3. Экспериментально изучить глубинные убеждения и формирование временной перспективы у старшеклассников.
4. Проанализировать связь глубинных убеждений с формированием временной перспективы у старшеклассников.
Гипотеза: существует корреляционная связь между глубинными убеждениями временной перспективой.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.Левин) и когнитивный подход в психологии и психотерапии (А. Бек, Ж. Пиаже и др.).
Теоретическое основание исследования: субъектно-деятельностный (C.JI. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) и системный (Б.Ф. Ломов) подходы в психологии, идеи о роли механизма интериоризации в формировании высших психических функций (Л.С.Выготский), исследования восприятия времени (Ю.М. Забродин, Ф.Е. Иванов, Е.Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.), положения когнитивной психологии, когнитивных теорий личности и когнитивной психотерапии (Ф. Бартлетт, У. Найсер, Ж.Пиаже, Дж. Келли, А. Бек, А. Эллис, М. Горовитц, В.Гвидано, Дж.Лиотти).
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме временной перспективы и глубинных убеждений личности;
• эмпирический анализ данных;
• шкала базисных убеждений (WAS);
• Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI);
• Методика «Вербальная фантазия»: сочинение «Моя история»;
• Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева;
• Математические методы.
Теоретическая значимость исследования определена в теоретическом обобщении научных представлений о временной направленности и глубинных убеждениях; в нашем исследовании теоретически обосновывается связь отношения ко времени с глубинными убеждениями личности.
Практическая значимость работы заключается в возможности корректировать глубинные убеждения старшеклассников с целью формирования наиболее адекватной временной перспективы.
База исследования. Общая выборка исследования составила 50 учащихся школ, в возрасте от 13 до 15 лет.
С целью выявления связи глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников нами было проведено эмпирическое исследование.
В результате исследования глубинных убеждений было выявлено, что для старшеклассников характерны такие глубинные убеждения как: убежденность в недоброжелательности окружающего мира, недостаточная убежденность в справедливом устройстве мира, убежденность в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, убежденность в собственной неудачливости и невезучести, убежденность в возможности контролировать свою жизнь и происходящие в ней события.
В результате исследования временной перспективы было выявлено, что особенностями временной перспективы старшеклассников являются: низкая степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, боль и разочарования; средняя степень принятия прошлого, при котором любой опыт способствует развитию; гедонистическое, рискованное отношение к жизни, ориентация на получение удовольствия; низкая степень видения настоящего как независимого от воли личности, изначально предопределенным; высокая ориентация на будущее.
В результате исследования особенностей конструирования будущего было выявлено, что особенностями конструирования будущего у старшеклассников являются: оптимистичное желаемое будущее, образ достижения успеха, острое чувство времени, ощущаемое как протекающее более быстро, позитивное отношение к будущему, связанное с низким уровнем тревожности и высокой осмысленностью жизни.
В результате исследования особенностей смысловой сферы личности было выявлено, что смысловая сфера личности старшеклассников характеризуется такими особенностями как: сформированная потребность в самоактуализации, направленность на пассивное принятие окружающей действительности, отсутствие получения удовольствия от собственной деятельности, фиксирование на собственных проблемах и низкая интегрированность в социум, ценность свободы и независимости на фоне чувства вины.
Корреляционный анализ позволил установить, что старшеклассники, имеющие высокую степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, боль и разочарования, убеждены в недоброжелательности окружающего мира, в доброте других людей. Старшеклассники, высоко ориентированные на будущее, убеждены в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, имеют положительный образ Я. Старшеклассники, имеющие образ достижения успеха, оптимистичное желаемое будущее, убеждены в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, имеют положительный образ Я. Старшеклассники, имеющие положительное отношение к собственному будущему, убеждены в том, что могут в некоторой степени контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Старшеклассники, имеющие пессимистичное отношение к собственному будущему, убеждены в том, что не могут контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Старшеклассники, имеющие гедонистическое, рискованное отношение к жизни, ориентацию на удовольствие, убеждены в несправедливости устройства мира, в том, что распределение событий, которые происходят с людьми, не осуществляется по принципу справедливости. Старшеклассники, высоко ориентированные на будущее, убеждены в необходимости самосовершенствоваться, имеют потребность в самореализации. Старшеклассники, проявляющие низкую степень видения настоящего как независимого от воли личности, изначально предопределенным, а личность подчиненным судьбе, имеют направленность на пассивное принятие окружающей действительности.
Интерпретируя полученные данные можно сделать вывод, что негативные глубинные убеждения формируют у старшеклассников пассивность, недоверие к окружающему миру и отсутствие временной перспективы. В то время как позитивные глубинные убеждения делают подростков более активными, ответственными, стремящимися к самосовершенствованию, формируют у них положительный образ «Я» и их временная перспектива ориентирована на достижение успеха.
Гипотеза исследования о том, что существует корреляционная связь между глубинными убеждениями и временной перспективой старшеклассников, подтвердилась.
1. Абульханова - Славская К.А. Стратегии жизни. [Текст] - М.: Мысль, 2007. - 299 с.
2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. [Текст] - СПб.: Алетейя, 2007. - 304 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в трудах отечественных психологов. [Текст] - СПб: Питер, 2000. - С. 279-297.
4. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. [Текст] - М.: Наука, 2001. -С. 19-45.
5. Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2011. С. 6.
6. Ананьев, Б.Г. Психология человека / Б.Г. Ананьев - СПб. Питер, 2007
7. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. - 1994. Т. 15. - № 1.
8. Асеев В.Г. Значимость и временная стратегия поведения [Текст] // Психологический журнал. - 2007. - №6.
9. Астахова Е.Н. Взаимосвязь базисных убеждений личности и социально- психологической адаптации в стрессовых ситуациях // Материалы межвузовских психолого-педагогических чтений, посвященных 75- летию заслуженного деятеля науки РФ, доктора педагогических наук, профессора А.В. Иващенко. Сост. и науч. ред. А.В. Иващенко, Н.Б. Карабущенко, Е.Н. Полянская. - 2012.
10. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная психотерапия депрессии. СПб.: Питер, 2003.
11. Бек Джудит. Когнитивная терапия. Полное руководство. - Вильямс, 2006.
12. Богомаз С.А., Рубанова А.Л., Шухлова Ю.А. Позитивная система базисных убеждений как фундамент развития личностной зрелости у 92 студентов-первокурсников // Медицинская психология в России. - 2014. - № 2 (25).
13. Болотова А.К. Психология организации времени [Текст]: Учебн. Пособие. - М.: Аспект Пресс, 2007.
14. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
15. Братусь Б.С. К изучению смысловой сферы личности / Б.С. Братусь // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. № 2.
16. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / Вопросы психологии, 2001. №3.
17. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. [Текст] - СПб.: Питер, 2001.
18. Головаха Е.И. Формирование и развитие жизненной перспективы личности в юности и зрелом возрасте // Жизненный путь личности / Вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. / Отв. ред. Л.В. Сохаль. - Киев, 2001.
19. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. [Текст] - Киев.: Наука, 2007.
20. Дилтс Роберт. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. - Питер, 2012 г.
21. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. [Текст] - СПб. Питер, 2005.
22. Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Исследование типов базовых жизненных установок // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2009. Т. 68. № 4.
23. Ковалев В.И. Личностное время и жизненный путь личности // Психология личности и время жизни человека. [Текст] - Черновцы, 2001.
24. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2005.
25. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003.
26. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии// Вопросы психологии, 2001. №1. С. 103-108.
27. Гричаникова И.А. Формирование нравственных понятий и убеждений студентов технического вуза: автореф. дис. . канд. социол. наук: 22.00.06 / И.А.Гричаникова. Курск, 2000.
28. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений / Г.Е.Залесский. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1982.
29. Залесский Г.Е. Психологические основы формирования убеждений: автореф. дис. . д-ра психол. наук: 19.00.07 / Г.Е.Залесский; М., 1991. 49 с.
30. Леонтьев А.Н. Психология образа / А.Н.Леонтьев // Вестник МГУ. Сер. 14. - Психология. - 1979. - №2.
31. Леонтьев А.Н. Образ мира / А.Н.Леонтьев // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983.
32. Леонтьев Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа / Д.А.Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 1988. - №2.
33. ЛеонтьевД.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 1999.
34. Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов / Д.А.Леонтьев. М.: Смысл, 2000.
35. Леонтьев Д.А. Мировоззрение / Д.А.Леонтьев // Человек: философско-энциклопедический словарь / под ред. И.Т.Фролова. -М., 2000.
36. ЛеонтьевД.А. Мировоззрение как миф и мировоззрение как деятельность / Д.А.Леонтьев // Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе / под ред.
37. Леонтьев Д.А. Психодиагностические возможности методики предельных смыслов / Д.А.Леонтьев, М.А.Филатова // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1999. - №2.
38. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии. / Р.МакМаллин. СПб.: Речь, 2001.
39. Муздыбаев К. Переживание времени в период кризисов [Текст] // Психол. журн. 2000. Т. 21, No 4.
40. Ньютен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего [Текст] / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2004.
41. Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, переживших травматический стресс. - М., 2003.
42. Падун М. Развитие понятия когнитивных схем и убеждений в философии и психологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: traumatherapy.com.ua/.../ psihicheskaya-travma-i-bazisnye-kognitivn.
43. Падун М.А., Котельникова А.В. Модификация методики исследования базисных убеждений личности Р. Янофф-Бульман // Психологический журнал. - 2008. Т. 29. - № 4.
44. Середа Е.И. Базисные убеждения личности как внутренний ресурс ее психологической безопасности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 8.
45. Серый А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый; науч. ред. М. С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004.
46. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Издательство АН Грузинской ССР, 1961.
47. Франкл, В. Человек в поисках смысла: введение в логотерапию / Доктор и душа / В. Франкл. СПб.: Ювента, 1997.
48. Флейвелл Дж. Генетическая психология Жана Пиаже : Пер. с англ. / Дж. Флейвелл. - М.: Просвещение, 1967.
49. Холмогорова А. Б. Отечественная психология мышления и когнитивная терапия // Консультативная психология и психотерапия. 2001. № 4.
50. Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений // Вопросы психологии. - № 3. - 1990.
51. Чупахина Ю.А. Влияние иррациональных убеждений родителей на иррациональные убеждения детей к юношескому возрасту: автореф. дис. . канд. психол. наук / Ю.А.Чупахина; С.-Петербургский гос. ун-т. СПб., 2002.
52. Шаповалова В.С. Роль базисных убеждений в интенсивности проявления студенческих страхов // Научный результат. Серия: Педагогика и психология образования. - 2015. Т. 1. - № 2 (4).
53. Ширшова И.А. Развитие гуманистических убеждений
старшеклассников в межличностных отношениях: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 / И.А.Ширшова; М., 1996.