СВЯЗЬ ГЛУБИННЫХ УБЕЖДЕНИЙ И ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАШЕКЛАССНИКОВ
|
Введение
Глава 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению временной перспективы и глубинных убеждений личности
1.1 Теоретические подходы к изучению временной направленности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Психологические особенности понятия временная направленность, структура временной направленности
1.3. Теоретические подходы к изучению глубинных убеждений в отечественной и зарубежной психологии
1.4. Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование связи глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников
2.1 Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования глубинных убеждений старшеклассников
2.3. Выводы по второй главе.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Глава 1. Теоретические и эмпирические подходы к изучению временной перспективы и глубинных убеждений личности
1.1 Теоретические подходы к изучению временной направленности в отечественной и зарубежной психологии
1.2. Психологические особенности понятия временная направленность, структура временной направленности
1.3. Теоретические подходы к изучению глубинных убеждений в отечественной и зарубежной психологии
1.4. Выводы по первой главе
Глава 2. Эмпирическое исследование связи глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников
2.1 Методы и организация исследования
2.2. Анализ результатов исследования глубинных убеждений старшеклассников
2.3. Выводы по второй главе.
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Время в жизни человека играет важную роль. Отношение человека ко времени влияет на использование им данного ресурса: ценность времени, отношение к прошедшему и будущему времени - все это определяет целеполагание личности, ее стремления, а соответственно и успех. Феномен времени в жизни человека определен тождественными понятиями временной перспективы и временной направленности личности. Временную перспективу определяют, как жизненный путь или психологическое время личности, субъективную картину жизненного пути личности. Феномен временной перспективы включает в себя изучение отношения человека к собственному времени, его способность прогнозировать будущее и его удовлетворенность прожитым временем (т.е. прошлым). Изучая временную перспективу личности, невозможно обойти стороной феномены, которые оказывают влияние на нее. Среди таких феноменов мы теоретически выделяем глубинные убеждения. Глубинные убеждения - это ключевые представления человека о себе, которые формируются в детстве, когда ребенок взаимодействует со значимыми людьми и приобретает жизненный опыт.
Проблемы временной перспективы рассмотрены К.А. Абульхановой- Славской, Е.И. Головахой, А.А. Кроником, В.Н. Украинцем; Особенности глубинных убеждений рассматривали Аарон Бек, Джудит Бек, М. А. Падун, А. В. Котельникова.
Таким образом, глубинные убеждения теоретически связаны с формированием временной перспективы. Например, негативные глубинные убеждения могут формировать негативное отношение к прошлому, настоящему и препятствовать формированию будущего.
Исходя из этого, формируется проблематика нашего исследования: недостаточная теоретическая и эмпирическая изученность связи глубинных убеждений и формирования временной перспективы. Изучить данный вид взаимосвязи, мы решили, выбрав старшеклассников в виду того, что у них временная перспектива активно формируется.
Всем этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель данной работы: изучить связь глубинных убеждений и временной перспективы старшеклассников.
Объект исследования - глубинные убеждения и временная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования - Связь глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению временной перспективы.
2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению глубинных убеждений.
3. Экспериментально изучить глубинные убеждения и формирование временной перспективы у старшеклассников.
4. Проанализировать связь глубинных убеждений с формированием временной перспективы у старшеклассников.
Гипотеза: существует корреляционная связь между глубинными убеждениями временной перспективой.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.Левин) и когнитивный подход в психологии и психотерапии (А. Бек, Ж. Пиаже и др.).
Теоретическое основание исследования: субъектно-деятельностный (C.JI. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) и системный (Б.Ф. Ломов) подходы в психологии, идеи о роли механизма интериоризации в формировании высших психических функций (Л.С.Выготский), исследования восприятия времени (Ю.М. Забродин, Ф.Е. Иванов, Е.Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.), положения когнитивной психологии, когнитивных теорий личности и когнитивной психотерапии (Ф. Бартлетт, У. Найсер, Ж.Пиаже, Дж. Келли, А. Бек, А. Эллис, М. Горовитц, В.Гвидано, Дж.Лиотти).
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме временной перспективы и глубинных убеждений личности;
• эмпирический анализ данных;
• шкала базисных убеждений (WAS);
• Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI);
• Методика «Вербальная фантазия»: сочинение «Моя история»;
• Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева;
• Математические методы.
Теоретическая значимость исследования определена в теоретическом обобщении научных представлений о временной направленности и глубинных убеждениях; в нашем исследовании теоретически обосновывается связь отношения ко времени с глубинными убеждениями личности.
Практическая значимость работы заключается в возможности корректировать глубинные убеждения старшеклассников с целью формирования наиболее адекватной временной перспективы.
База исследования. Общая выборка исследования составила 50 учащихся школ, в возрасте от 13 до 15 лет.
Проблемы временной перспективы рассмотрены К.А. Абульхановой- Славской, Е.И. Головахой, А.А. Кроником, В.Н. Украинцем; Особенности глубинных убеждений рассматривали Аарон Бек, Джудит Бек, М. А. Падун, А. В. Котельникова.
Таким образом, глубинные убеждения теоретически связаны с формированием временной перспективы. Например, негативные глубинные убеждения могут формировать негативное отношение к прошлому, настоящему и препятствовать формированию будущего.
Исходя из этого, формируется проблематика нашего исследования: недостаточная теоретическая и эмпирическая изученность связи глубинных убеждений и формирования временной перспективы. Изучить данный вид взаимосвязи, мы решили, выбрав старшеклассников в виду того, что у них временная перспектива активно формируется.
Всем этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель данной работы: изучить связь глубинных убеждений и временной перспективы старшеклассников.
Объект исследования - глубинные убеждения и временная перспектива старшеклассников.
Предмет исследования - Связь глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению временной перспективы.
2. Рассмотреть теоретические подходы к изучению глубинных убеждений.
3. Экспериментально изучить глубинные убеждения и формирование временной перспективы у старшеклассников.
4. Проанализировать связь глубинных убеждений с формированием временной перспективы у старшеклассников.
Гипотеза: существует корреляционная связь между глубинными убеждениями временной перспективой.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К.Левин) и когнитивный подход в психологии и психотерапии (А. Бек, Ж. Пиаже и др.).
Теоретическое основание исследования: субъектно-деятельностный (C.JI. Рубинштейн, А.В. Брушлинский) и системный (Б.Ф. Ломов) подходы в психологии, идеи о роли механизма интериоризации в формировании высших психических функций (Л.С.Выготский), исследования восприятия времени (Ю.М. Забродин, Ф.Е. Иванов, Е.Н. Соколов, П. Фресс и др.), переживания времени (Д. Гарбетте, Р. Кнапп и др.), временной перспективы (Р. Кастенбаум, Дж. Нюттен и др.), положения когнитивной психологии, когнитивных теорий личности и когнитивной психотерапии (Ф. Бартлетт, У. Найсер, Ж.Пиаже, Дж. Келли, А. Бек, А. Эллис, М. Горовитц, В.Гвидано, Дж.Лиотти).
Методы исследования:
• теоретический анализ литературы по проблеме временной перспективы и глубинных убеждений личности;
• эмпирический анализ данных;
• шкала базисных убеждений (WAS);
• Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI);
• Методика «Вербальная фантазия»: сочинение «Моя история»;
• Методика предельных смыслов Д.А. Леонтьева;
• Математические методы.
Теоретическая значимость исследования определена в теоретическом обобщении научных представлений о временной направленности и глубинных убеждениях; в нашем исследовании теоретически обосновывается связь отношения ко времени с глубинными убеждениями личности.
Практическая значимость работы заключается в возможности корректировать глубинные убеждения старшеклассников с целью формирования наиболее адекватной временной перспективы.
База исследования. Общая выборка исследования составила 50 учащихся школ, в возрасте от 13 до 15 лет.
С целью выявления связи глубинных убеждений личности и временной перспективы старшеклассников нами было проведено эмпирическое исследование.
В результате исследования глубинных убеждений было выявлено, что для старшеклассников характерны такие глубинные убеждения как: убежденность в недоброжелательности окружающего мира, недостаточная убежденность в справедливом устройстве мира, убежденность в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, убежденность в собственной неудачливости и невезучести, убежденность в возможности контролировать свою жизнь и происходящие в ней события.
В результате исследования временной перспективы было выявлено, что особенностями временной перспективы старшеклассников являются: низкая степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, боль и разочарования; средняя степень принятия прошлого, при котором любой опыт способствует развитию; гедонистическое, рискованное отношение к жизни, ориентация на получение удовольствия; низкая степень видения настоящего как независимого от воли личности, изначально предопределенным; высокая ориентация на будущее.
В результате исследования особенностей конструирования будущего было выявлено, что особенностями конструирования будущего у старшеклассников являются: оптимистичное желаемое будущее, образ достижения успеха, острое чувство времени, ощущаемое как протекающее более быстро, позитивное отношение к будущему, связанное с низким уровнем тревожности и высокой осмысленностью жизни.
В результате исследования особенностей смысловой сферы личности было выявлено, что смысловая сфера личности старшеклассников характеризуется такими особенностями как: сформированная потребность в самоактуализации, направленность на пассивное принятие окружающей действительности, отсутствие получения удовольствия от собственной деятельности, фиксирование на собственных проблемах и низкая интегрированность в социум, ценность свободы и независимости на фоне чувства вины.
Корреляционный анализ позволил установить, что старшеклассники, имеющие высокую степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, боль и разочарования, убеждены в недоброжелательности окружающего мира, в доброте других людей. Старшеклассники, высоко ориентированные на будущее, убеждены в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, имеют положительный образ Я. Старшеклассники, имеющие образ достижения успеха, оптимистичное желаемое будущее, убеждены в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, имеют положительный образ Я. Старшеклассники, имеющие положительное отношение к собственному будущему, убеждены в том, что могут в некоторой степени контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Старшеклассники, имеющие пессимистичное отношение к собственному будущему, убеждены в том, что не могут контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Старшеклассники, имеющие гедонистическое, рискованное отношение к жизни, ориентацию на удовольствие, убеждены в несправедливости устройства мира, в том, что распределение событий, которые происходят с людьми, не осуществляется по принципу справедливости. Старшеклассники, высоко ориентированные на будущее, убеждены в необходимости самосовершенствоваться, имеют потребность в самореализации. Старшеклассники, проявляющие низкую степень видения настоящего как независимого от воли личности, изначально предопределенным, а личность подчиненным судьбе, имеют направленность на пассивное принятие окружающей действительности.
Интерпретируя полученные данные можно сделать вывод, что негативные глубинные убеждения формируют у старшеклассников пассивность, недоверие к окружающему миру и отсутствие временной перспективы. В то время как позитивные глубинные убеждения делают подростков более активными, ответственными, стремящимися к самосовершенствованию, формируют у них положительный образ «Я» и их временная перспектива ориентирована на достижение успеха.
Гипотеза исследования о том, что существует корреляционная связь между глубинными убеждениями и временной перспективой старшеклассников, подтвердилась.
В результате исследования глубинных убеждений было выявлено, что для старшеклассников характерны такие глубинные убеждения как: убежденность в недоброжелательности окружающего мира, недостаточная убежденность в справедливом устройстве мира, убежденность в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, убежденность в собственной неудачливости и невезучести, убежденность в возможности контролировать свою жизнь и происходящие в ней события.
В результате исследования временной перспективы было выявлено, что особенностями временной перспективы старшеклассников являются: низкая степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, боль и разочарования; средняя степень принятия прошлого, при котором любой опыт способствует развитию; гедонистическое, рискованное отношение к жизни, ориентация на получение удовольствия; низкая степень видения настоящего как независимого от воли личности, изначально предопределенным; высокая ориентация на будущее.
В результате исследования особенностей конструирования будущего было выявлено, что особенностями конструирования будущего у старшеклассников являются: оптимистичное желаемое будущее, образ достижения успеха, острое чувство времени, ощущаемое как протекающее более быстро, позитивное отношение к будущему, связанное с низким уровнем тревожности и высокой осмысленностью жизни.
В результате исследования особенностей смысловой сферы личности было выявлено, что смысловая сфера личности старшеклассников характеризуется такими особенностями как: сформированная потребность в самоактуализации, направленность на пассивное принятие окружающей действительности, отсутствие получения удовольствия от собственной деятельности, фиксирование на собственных проблемах и низкая интегрированность в социум, ценность свободы и независимости на фоне чувства вины.
Корреляционный анализ позволил установить, что старшеклассники, имеющие высокую степень неприятия собственного прошлого, вызывающего отвращение, боль и разочарования, убеждены в недоброжелательности окружающего мира, в доброте других людей. Старшеклассники, высоко ориентированные на будущее, убеждены в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, имеют положительный образ Я. Старшеклассники, имеющие образ достижения успеха, оптимистичное желаемое будущее, убеждены в том, что они достойные любви и уважения молодые люди, имеют положительный образ Я. Старшеклассники, имеющие положительное отношение к собственному будущему, убеждены в том, что могут в некоторой степени контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Старшеклассники, имеющие пессимистичное отношение к собственному будущему, убеждены в том, что не могут контролировать свою жизнь и происходящие в ней события. Старшеклассники, имеющие гедонистическое, рискованное отношение к жизни, ориентацию на удовольствие, убеждены в несправедливости устройства мира, в том, что распределение событий, которые происходят с людьми, не осуществляется по принципу справедливости. Старшеклассники, высоко ориентированные на будущее, убеждены в необходимости самосовершенствоваться, имеют потребность в самореализации. Старшеклассники, проявляющие низкую степень видения настоящего как независимого от воли личности, изначально предопределенным, а личность подчиненным судьбе, имеют направленность на пассивное принятие окружающей действительности.
Интерпретируя полученные данные можно сделать вывод, что негативные глубинные убеждения формируют у старшеклассников пассивность, недоверие к окружающему миру и отсутствие временной перспективы. В то время как позитивные глубинные убеждения делают подростков более активными, ответственными, стремящимися к самосовершенствованию, формируют у них положительный образ «Я» и их временная перспектива ориентирована на достижение успеха.
Гипотеза исследования о том, что существует корреляционная связь между глубинными убеждениями и временной перспективой старшеклассников, подтвердилась.



