ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ
1.1. Тьюторское сопровождение: понятие, сущность 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих
обучающихся
1.3. Этапы тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
2.1. Сущность, структура деятельности Уральского
государственного лесотехнического университета по тьюторскому сопровождению слабовидящих обучающихся
2.2. Оценка потребностей слабовидящих обучающихся в УГЛТУ и
составление программы тьюторского сопровождения слабовидящего обучающегося
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 109
Актуальность. В современных условиях получения высшего профессионального образования, при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) и на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию, стала особенно актуальна необходимость интеграции в образовательный процесс молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Защита прав инвалидов и лиц с ОВЗ является важным направлением деятельности государства, поскольку сегодня утверждается новый подход к пониманию инвалидности, в большей мере отвечающий духу Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и ратифицированной Госдумой РФ в апреле 2012 г. Поэтому одной из основных задач, поставленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (2012) является создание и реализация условий для получения общего, среднего и высшего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации этой задачи образовательные организации разного уровня должны обеспечить медицинское и психолого-педагогическое сопровождение вышеназванных категорий граждан, а также специальные условия для их успешного обучения. В связи с этим одной из важных проблем для инвалидов и лиц с ОВЗ является обеспечение доступа к информации, образованию и дальнейшей их социальной и профессиональной адаптации.
Актуальность обращения к тьюторской системе обучения в настоящее время определяется создавшимися политико-организационными условиями развития данной системы. Так, государством реализуются такие направления модернизации российского образования как: выбор учащимися индивидуального учебного плана, внедрение моделей непрерывного профессионального образования, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования, которые способствуют внедрению тьюторской системы обучения в сферу отечественного образования. Также, основополагающими документами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и др.) поддерживаются идеи индивидуализации образования, что является основой тьюторства. Появление должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216 -н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и 11 725), и принятие квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минзравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) закрепляют официальный статус тьюторства в России. Функционирование центров тьюторства при различных крупных образовательных структурах, разработка и апробация программ повышения квалификации по тьюторству говорят о широком практическом распространении данного явления в России.
И.А. Зимняя при рассмотрении студенчества как особой социальной категории, специфической общности людей, которые организационно объединены институтом высшего образования, акцентирует внимание на выделении основных характеристик студенческого возраста. Студенчество отличается от других групп населения образовательным уровнем, повышенной познавательной мотивацией, более высокой социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Студенческий возраст с точки зрения общепсихического развития - это период интенсивной социализации человека, связанный с развитием высших психических функций, становлением всей интеллектуальной системы. Ряд авторов отмечает, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования. Следовательно, от успешной адаптации студента с ОВЗ на начальном этапе обучения в вузе во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили разработки проблемы научного осмысления категории тьюторства Л.В. Бендова, Г.М. Беспалова, Н.В. Борисова, Е. Волошина, Л.М. Долгова, Т.М. Ковалёва, Е.Б. Колосова, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, С.А Щенников, М.П. Черемных, Е.А. Челнокова и др.; основные тенденции апробации и адаптации тьюторской системы обучения в отечественной педагогике представлены в исследованиях Е.А. Александровой, В.А. Адольф, Н. Г. Зверева, Н.В. Борисовой, C.B. Дудчик., С.Г. Мануйловой, Н.В. Пилипчевская, Е.А. Сухановой, Г.А. Ястредовой и др.
Проблемы тьюторского сопровождения слабовидящих студентов в вузе в научной литературе освещены недостаточно полно.
Анализ научных исследований по проблеме тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями в вузе позволил выявить объективно существующее противоречие между:
- потребностью включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду высшего учебного заведения, требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки будущих педагогов, сопровождающих слабовидящих студентов в условиях инклюзивного образования и недостаточностью организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Обозначенное противоречие определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе.
Потребность решения проблемы, ее возрастающая значимость обусловили тему исследования: «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе». В работе введено ограничение: в качестве студентов с ограниченными возможностями здоровья будут рассматриваться слабовидящие студенты.
Объект исследования: процесс тьюторского сопровождения обучающихся в вузе.
Предмет исследования: тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе будет успешным, если:
-разработанная программа будет реализована в соответствии со следующими этапами тьюторского сопровождения: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап- рефлексивный (4 год обучения).
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Определить и выявить проблемы и потребности слабовидящих обучающихся в вузе;
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности слабовидящих обучающихся в вузе;
3. Проанализировать деятельность по тьюторскому сопровождению слабовидящих обучающихся в вузе и провести первичную диагностику;
4. Разработать и оценить программу тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных требований к выпускникам технических вузов, обобщение педагогического опыта; изучение нормативно-правовой документации, методических пособий; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов тьюторской деятельности; анализ результатов опытно-поисковой работы, статистическая обработка данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Уточнено понятие «тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе», под которым понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником слабовидящего обучающегося, с целью оказания помощи в обучении, самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно - профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
2. Определены показатели тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе: учебно-профессиональные мотивы; удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентации; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
Практическая значимость заключается в том, что создана и научно обоснована программа тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе, включающая выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов слабовидящих студентов, проведение различного рода тренингов и индивидуальных консультаций, мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями, приобщение к тьюторской деятельности студентов- старшекурсников, помощь в удовлетворении особых потребностей слабовидящих обучающихся (обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и др.), включение слабовидящих обучающихся во внеучебную/внеаудиторную деятельность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе -
продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником слабовидящего обучающегося, с целью оказания помощи в обучении, самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно-профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
2. Разработанная программа тюторского сопровождения включает следующие этапы: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап - рефлексивный (4 год обучения).
База исследования: ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет», г. Екатеринбург.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений .
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Это означает, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени зависит от качества профессиональных кадров, уровня их социализации и кооперационности. В этом контексте на предстоящий долгосрочный период должны быть определены и реализованы меры, обеспечивающие доступность качественного профессионального обучения и успешную социализацию молодежи. При этом особое внимание уделяется проблеме профессионального обучения и социализации молодых инвалидов, а также других категорий лиц с ОВЗ трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.
В динамично меняющихся социально-экономических условиях полученная ими профессия/специальность нередко оказывается не востребованной. Конкурентоспособность на открытом рынке труда слабовидящих лиц также снижена: работодатели при прочих равных условиях в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение при приеме на работу здоровым людям.
В образовательном процессе индивидуальные особенности развития, состояние физического и психического здоровья являются тем фоном, который во многом определяет возможности получения слабовидящими лицами профессии/специальности.
Психолого-педагогические особенности слабовидящих обучающихся предопределяют создание специальных условий профессионального обучения, предполагающих изменения в содержании предметов общеобразовательного, профессионального и коррекционно-развивающего блоков, их корректировку, позволяющую слабовидящим обучающимся успешно их осваивать, развиваться и находить способы дальнейшей самореализации в жизни и выбранной профессии. Педагогическому коллективу необходимо постоянно осуществлять: поиск новых специальных приемов и методов педагогической работы, постоянное повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников. Кроме педагогических работников необходимо формировать коллектив специалистов профессионалов (дефектологов, специалистов - тифологов, специальных психологов, социальных работников и др.) для работы со слабовидящими обучающимися. Все вышеуказанное позволит повысить качество профессионального обучения и реализовать успешную социально-профессиональную адаптацию слабовидящих обучающихся в профессиональных организациях.
Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Основными видами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Вот некоторые виды тьюторского сопровождения, применяемые сегодня в практике тьюторской деятельности:
1) индивидуальная тьюторская беседа;
2) групповая тьюторская консультация;
3) тьюториал (учебный тьюторский семинар);
4) образовательное событие.
Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это общий термин, определяющий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения.
Слабовидящие - лица, у которых острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией очками составляет 0,05-0,2; нуждаются в постоянном наблюдении офтальмолога и в создании специальных условий для учебы и работы.
Таким образом, слабовидящим студентам необходимо тьюторское сопровождение, которое заключается в организации образовательного движения слабовидящего студента, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Под тьюторским сопровождением слабовидящих обучающихся в вузе нами понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания помощи в самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно - профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
Тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе проходит в несколько этапов: 1. мотивационный этап, на котором происходит первая встреча тьютора со своим подопечным (1 год обучения);
2. проектировочный этап, основное содержание которого заключается в проектировании предстоящей работы, организация сбора информации относительно зафиксированного учебно-профессионального интереса студента (2 год обучения); 3. исследовательский этап, предполагающий осуществление тьюторантом исследования, поиска и представления полученных им результатов этого исследования (3 год обучения); 4. рефлексивный этап, на котором организуется тьюторская консультация по итогам презентации, представляющей результаты учебно-профессиональной деятельности или научно-исследовательской работы тьюторанта).
В рамках выполнения исследовательского проекта нами разработана программа тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе (на базе УГЛТУ), включающая выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов слабовидящего студента, проведение различного рода тренингов и индивидуальных консультаций , мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студента в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями, приобщение к тьюторской деятельности студентов-старшекурсников, помощь в удовлетворении особых потребностей слабовидящего обучающегося (обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и др.), включение слабовидящего обучающегося во внеучебную/внеаудиторную деятельность. Критериями и показателями тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе явились: учебно-профессиональные мотивы; удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентации; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
В результате реализации данной программы у слабовидящего обучающегося было отмечено появление учебно-профессиональных мотивов, удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентаций; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
Студент, обучающийся с тьюторским сопровождением, быстрее адаптировался к постоянно меняющимся условиям жизни, с первого курса демонстрирует стабильные результаты обучения, творческий подход к практической и научно-исследовательской деятельности, а также активно участвует в жизни университета.
Таким образом, гипотеза, что тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе будет успешным, если разработанная программа будет реализована в соответствии со следующими этапами тьюторского сопровождения: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап- рефлексивный (4 год обучения), в результате опытно-поисковой работы подтвердилась.
1. Азбукина, Е. Ю. Основы специальной педагогики и психологии: учебник [Текст] / Е. Ю. Азбукина, Е. Н. Михайлова. - Томск: Изд-во Томского государственного педагогического университета, 2007. - 396 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. т.1. -СПб: Питер, 2001. - 288 с.
3. Аксенова, Л. И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики [Текст] / Л. И. Аксенова // Дефектология. - №3. - 2002. - С. 15-21
4. Бациев, В. В. Образование и реабилитация особого ребенка в условиях «монетизации льгот» [Текст]/ В. В. Бациев, Р. П. Дименштейн, И.М. Ларикова. - М.: Академия, 2001. - 134 с.
5. Беличева, С. А. Диагностика школьной дезадаптации: для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения. [Текст] / С.А. Беличева, И.А. Коробейникова, Г.Ф. Кумарина. - М, 1995. - 126 с.
6. Бертик, А. А. Региональная система непрерывного многоуровневого профессионального образования инвалидов разной этиологии: учеб.пособие [Текст] / Г.С. Птушкин., А. А Бертик. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 88 с.
7. Вилыпанская, А. Д. Содержание и методы работы учителя- дефектолога в общеобразовательной школе [Текст]/ А. Д. Вилыпанская. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 112 с.
8. Власова, Т. А. Основы дефектологии [Текст] / Т. А. Власова. - М.: Педагогика, 1983. - 34 с.
9. Волкова, Л. С. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе [Текст] / Л. С. Волкова //Дефектология. - 2002. - №3. - С. 3.
10. Всеобщая Декларация прав человека ООН. Конвенция о правах
инвалидов: равные среди равных: представительство ООН в РФ,
информационный центр ООН в Москве [Текст]. - М.: Алекс, 2008. - 57 с.
11. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]/Л.С. Выготский. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
12. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. [Текст]/ Л. С. Выготский. - М.: Просвещение,1997. - 329 с.
13. Выготский, Л.С. Развитие речи и мышления: психология. [Текст]/Л.С.Выготский. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Гаврилушкина, О.И. Психологические аспекты специального образования и новых коррекционных программ и технологий [Текст] / О. П. Гаврилушкина, Л .А. Головчиц, М. А. Егорова // Психологическая наука и образование. 2001. - № 1. С. 79.
15. Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П.Я.Гальперин. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 45 с.
16. Гегарти, С. Специальное образование в Великобритании. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия [Текст] / С. Гегарти. - СПб, 1997. - 24 с.
17. Гершунский, Б. С. Философия образования: учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений [Текст] / Б. С. Гершунский - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 432с.
18. Гилевич, И. М. К проблеме интеграции. Программа подготовки учителей массовых школ к работе с детьми с нарушением слуха [Текст] / И. М Гилевич, Л. И. Тигранова // Дефектология. - 1996. - № 6. - С. 44.
19. Гилевич, И. М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе [Текст] / И. М. Гилевич, Л .И. Тигранова // Дефектология. - 1995. - № 3. - С. 39.
20. Границкая, A. C. Научить думать и действовать: адаптивная система обучения в школе: кн. для учителя [Текст] / A. C. Границкая. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
21. Грибанова, С. В. Психолого-медико-педагогическая комиссия: методические рекомендации по организации деятельности [Текст] / С. В. Грибанова // Школьный психолог. - 2002. - С. 25.
22. Грозная, Н. А. Развитие инклюзивного образования:
международный опыт [Электронный ресурс] / Н. А. Грозная // Обзор материалов специального выпуска журнала
«InternationalJournaloflnclusiveEducation». - 2011. - Режим доступа:
//й11р://ебиореп.ги/Рог1а1з/0/Воситеп1д/т1ета1юпа1/8В_ХХ1_2010_п5_Ого7пау a.
23. Гончарова, Е. Л. «Обходные пути» в формировании «ядра» читательской компетентности у «особого» ребенка [Текст] / Е. Л. Гончарова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - №2. - С. 26.
24. Гончарова, Е. Л. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями [Электронный ресурс] / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Режим доступа: http://www.ise.iip.net.ru.
25. Громова, О. А. Образовательная сегрегация [Электронный ресурс] / О. А. Громова // Русский журнал. - 2001. - № 8. - Режим доступа: www.russ. ru/istsovr/sumerki/20010823 grom.html.
26. Данел Андерсон, X. Значимость непрерывающего диалога об изменении отношений общества к детям ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Х. Данел Андерсон // Дефектология. - 2005. - № 2 - С. 66.
27. Данилова, E. B. Инклюзивное образование как долгосрочная стратегия [Электронный ресурс] / Е. В. Данилова // Интернет-конференция. - 2007 - Режим доступа: http://www.socpo1itika. ru/conferences/3985/3986/3988 document 4052.shtml.
28. Данилюк, Л. Е. Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: дис.канд.социол.наук.: 22.00.08 / Л. Е. Данилюк. - М., 2011. - 229 с.
29. Дименштейн, Р. П. Школа становится все менее интегративной [Электронный ресурс] / Р. П. Дименштейн // Школьное обозрение. - 2004. - № 1.; Режим доступа: http//res.fromru.com/sedlzip/DIMENS09.zip.
30. Дименштейн, Р. П. Интеграция «особого» ребенка в России: законодательство, практика и перспективы [Текст]/ Р. П. Дименштейн,
И. В. Ларикова // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. - 2000. - №
З. - С. 27.
31. Дмитриев, A. A. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / А. А. Дмитриев // Дефектология. - 2005. - №4. - С. 4.
32. Драгунова, Т. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст] / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
33. Дубровина, И. В. Школьная психологическая служба. [Текст] / И. В. Дубровина - М.: Педагогика, 1991. - 232 с.
34. Дунаева, З. М. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПК [Текст] / З. М. Дунаева, И. А. Коробейников // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 4 - С. 60.
35. Елисеев, A. B. Расстройства психического развития в детско- подростковом возрасте (клинико-динамические и социально¬психологические механизмы формирования) [Текст]: автореф. дис....канд. мед.наук 14.00.33 / А. В. Елисеев. - Томск, 2006. - 46 с.
36. Ертанова, О. Н. Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски [Текст]/ О. Н. Ертанова // Институт педагогических инноваций РАО. - М., 1999. - 56 с.
37. Жаворонков, Р. Н. Сравнительно-правовой анализ федерального законодательства РФ в области реабилитации и социальной защиты инвалидов и Конвенции ООН о правах инвалидов [Текст]/ Р. Н. Жаворонков.
- СПб.: Папирус, 2009. - 352 с.
38. Жигорева, М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь. [Текст]/ М. В. Жигорева. - М.: ИЦ «Академия»,
2006. - 240 с.
39. Зайцев, Д. В. Образовательная интеграция детей с ограниченными
возможностями здоровья [Электронный ресурс] / Д. В. Зайцев // Интернет- конференция. - 2005.; Режим доступа: http://www.socpolitika.
ru/conferences/3985/3986/3988 document 4052.shtml.
40. Зайцев, Д. В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями [Текст] [Текст] / Д. В.Зайцев // Социологические исследования. - 2004. - №7. - С. 127.
41. Зикеев, А. Г. Речевая подготовленность глухих учащихся к обучению по общеобразовательным программам [Текст] / А.Г. Зикеев //Дефектология. - 1997. - №1. - С. 45.
42. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Как помочь «особому» ребенку: книга для педагогов и родителей [Текст] / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. - 96 с.
43. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. [Текст] / Х. С. Замский. - М.: Образование, 1995. - 400 с.
44. Зарецкий, В. К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей - десять шагов от инновации к норме [Текст] / В. К. Зарецкий // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 1. - С. 83.
45. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» [Текст] : [фед. закон: принят Гос.Думой 29 декабря 2012 г.: по состоянию на 19 сентября 2013]. - М., 2012.
- 84 с.
46. Закон о защите детства (Законодательство Российской Федерации о защите прав ребенка) [Текст] / Авт. Составитель: Е. М. Рыбинский. - М., 2011. - 44 с.
47. Зотова, A. M. Интеграция ребенка-инвалида в среду здоровых сверстников как метод социальной адаптации. / А. М. Зотова // Дефектология. - 1997. - №6. - С. 21.
48. Зубарева, Т. Г. Компетентностно-ориентированное повышение квалификации специалистов по созданию инклюзивной образовательной среды [Текст] : автореф. дис....кан. пед. наук: 13.00.01 / Зубарева Т. Г. - Курск, 2009. - 17 с.
49. Иванов, Е. С. Нарушение поведения учеников вспомогательной школы [Текст] / Е. С. Иванов, Л. М. Шипицина. - Великобритания: Издательство Колег Элидир Уэллс - 1992. - 120 с..
50. Ильина, О. М. Международные нормы об инклюзивном образовании и имплементации их в российскую правовую систему / О. М. Ильина // Дефектология. - 2008. - № 5. - С. 68.
51. Инклюзивное образование: за и против. Информационный бюллетень. Агенство социальной информации [Электронный ресурс] - 2006.; Режим доступа: www.asi.org.ru.
52. Инклюзивное образование: путь в будущее: ООН по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс], 2008.; Режим доступа: http://vvww.ed/bie/confinted48/4
53. Инклюзивное образование в России. [Электронный ресурс] - Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011.; Режим доступа: http: // www.educaltai.ru/files/docs/Inkliuz_obr_sbornik.pdf.
54. Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. Аналитический обзор: сборник статей [Текст]. - М.: Управление специальным образованием Министерства общего и профессионального образования РФ, 2001. - 118 с.
55. Казанцева, О. В. Основные направления психологической помощи учащимся классов коррекционно -развивающего обучения [Текст] / О. В. Казанцева. // Коррекционная педагогика. - 2003. - № 1. - С. 51 - 53.
56. Кантонистова, Н. С. Наследственность и среда в развитии психофизических функций у детей и подростков: здоровье, развитие, личность [Текст] / Н. С. Кантонистова, Т. Г. Хамаганова; / ред. Г. Н. Сердиковской. - М.: Медицина, 1990. - 194 с.
57. Капустин, А. И. Проблема дифференцированного интегрированного обучения в истории олигофренопедагогики [Текст] / А. И. Капустин // Дефектология. - 1996 - № 5. - С. 88.
58. Кесарев, Е. Д. Специальное образование в Швеции: Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира [Текст] / Е. Д. Кесарев. - СПб., 1997. -136 с.
59. Ковалевский, А.А. Обеспечение доступа к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья в России [Текст] /
А. А. Ковалевский. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
60. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13.12.2006 [Электронный ресурс]; Режим доступа: http://www.un.org/russian/ disabilities/convention/disabilitiesconv.pdf.
61. Концепция модернизации российского образования на период до
2010 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http ://www.edu.ru/db/mo/data/ d_02/393.html.
62. Кудряшова, Т. Концепция интегрированного обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья (со специальными
образовательными потребностями) [Текст] / Т. Кудряшова // Директор школы. - 2004. - № 7. - С. 89.
63. Кулагина, Е. В.. Вопросы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт коррекционных и интеграционных школ / Е. В. Кулагина. - М., 2006. - 166 с.
64. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии [Текст] /
В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов- М.: Наука, 1990. - 247с.
65. Лауве, Дж. Пути интеграции [Текст] / Дж. Лауве //Дефектология. - 1994. - № 6. -С. 76.
66. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики [Текст] /
A. Н. Леонтьев. - М.: Изд-во Московского университета, 1972. - 575 с.
67. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении
[Электронный ресурс] /М.И. Лисина. - СПб., 2009. - Режим доступа:
http: .www/litres/ru.
68. Лисовская, Т. В. Компетентностный подход в условиях инклюзивного образования [Текст] / Т. В. Лисовская // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. - Минск: Четыре четверти,
2007. - С. 147.
69. Лубовский, В. И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений [Текст] / В. И. Лубовский. / 2-е изд., испр. - М.: Изд-во «Академия», 2005. - 464 с.
70. Лусканова, Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности. Здоровье, развитие, личность [Текст] / Н. Г. Лусканова. - М.: Медицина, 1990. - 280 с.
71. Лысенко, А. Е. Этюды о реабилитации (Часть I) // Система реабилитационных услуг для людей с ограниченными возможностями в Российской Федерации: Ежеквартальный бюллетень [Текст] / А. Е. Лысенко. - 2008. - № 3 (август). - С.4-13., - С.6.
72. Максимова, В. Н. Интеграция в системе образования [Текст] /
B. Н. Максимова. - СПб., 1999. - 82 с.
73. Маллер, А. Р. Проблемы воспитания и обучения глубоко умственно отсталых детей за рубежом [Текст] / А. Р. Маллер//Дефектология.-1985.- № 5.- С. 83.
74. Малинович, В. И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным развитием [Текст] / В. И. Малинович // Дефектология. - 1999. - №3. - С. 18.
75. Малофеев, H. H. Специальное образование в России и за рубежом. Часть 1. Западная Европа (Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 2000. № 1.Книжное приложение) [Текст] / Н. Н. Малофеев. - М.: Печатный двор, 1996. - 182 с.
76. Малофеев, Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом [Электронный ресурс]. / Н. Н. Малофеев // Альманах ИКП РАО. - 1996. - Режим доступа:http://ise. edu.mhost.rU/almanah/books/specobr/0.htm.
77. Малофеев, H. H. История становления и развития национальных систем специального образования (социокультурный контекст): специальная педагогика [Текст] / H. H. Малофеев, Н. М. Назарова. - М.: 2001. - 87 с.
78. Малофеев, H. H. Базовые модели интегративного обучения [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2008. - № 1. - С. 71.
79. Малофеев, H. H. Из истории отечественной специальной школы [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2003. - № 3. - С. 3.
80. Малофеев, H. H. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 1997. - № 4. - С. 3.
81. Малофеев, Н. Н. О научных подходах к совершенствованию специального образования в России [Текст] / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2004. - № 6. - С. 67.
82. Малофеев, Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н. Н. Малофеев // Дефектология. - 2005. - № 5. - С. 17.
83. Мастюкова, Е. М. Если ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова, Н. С. Жукова. - М.: Медицина, 1993. - 112 с.
84. Медведева, З. П. Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме [Текст] / З. П. Медведева // Дефектология. - 2001. - N 3 - С. 19.
85. Международные конвенции и декларации о правах женщин и детей: сборник универсальных и региональных международных документов [Текст] - М.: ИЦ Гарант, 1997. - 264 с.
86. Миндель, А. Я. Разные возможности - равные права - общее
жизненное пространство: монография [Текст] / А. Я Миндель,
О. А. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 144 с.
87. Мисаренко, Г. М. Коррекционно-развивающие технологии: сущность и назначение [Текст] / Г. М. Мисаренко // Коррекционно¬развивающее образование. - 2008. - №1 - С. 15.
88. Наберушкина, Э. К. Политика в отношении инвалидов: социальная политика и социальная работа в изменяющейся России [Текст] / Э. К. Наберушкина. - Спб.: Питер, 2004. - 145 с.
89. Навстречу друг другу: пути интеграции (Специальное образование в массовых школах в России и Нидерландах): сборник статей [Текст] / под ред. JI. M. Шипициной и К. Ван Рейсверка. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. - 132 с.
90. Назарова, Л. П. Интегрированное обучение детей с нарушением
слуха: методические рекомендации [Текст] / Л. П. Назарова,
Л. М. Шипицына. - М.: Детство-пресс, 2001. - 64 с.
91. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: хрестоматия [Текст] / Сост. JI. M. Шипицина. - СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. - 256 с.
92. Обучение и воспитание детей «группы риска»: хрестоматия [Текст] / ред. -сост. В. М. Астапов. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 224 с.
93. Пасторова, А. Ю. Психофизиологические и психологические адаптации старших дошкольников с обычным развитием в группах
интеграции [Текст] : автореф. дис.... канд. псих.наук : 19.00.07 /
А. Ю. Пасторова. - СПб, 2006. - 23 с.
94. Первова, И. В. Включенное обучение - интеграция - реабилитация: материалы междунар.науч.-прак. конф. [Текст] / И. В. Первова. - СПб., 2001. - 83 с.
95. Пере-Клермон, А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей: пер. с фр. [Текст] / А. Н. Пере-Клермон. - М.: Педагогика, 1991. - 248 с.
96. Пиаже, Ж. Психология интеллекта [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003. - 192 с.
97. Поташник, М.М. Как развивать педагогическое творчество [Текст] / М. М. Поташник. - М.: Знание, 1987. - 78 с.
98. Потылицына, Л. А. Особенности процесса социализации людей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: автореф. дисс. канд. филос. наук: 09.00.11 / Л. А. Потылицына. - Красноярск, 2007. - 29 с.
99. Проект Закона о специальном образовании: офиц. текст [Текст] - М., 1991. - 373 с.
100. Проект федерального закона «Об образовании лиц с
ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» [Электронный ресурс].; Режим доступа:
http ://www.akdi.ru/ gd/PROEKT gd02.htm. 079252.
101. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: сборник статей [Текст] / под ред. М. С. Савиной. - М.: НИИРПО, 2008. - 96 с.
102. Прушинский, С. А. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов [Текст] / Ю. Б. Симонова, С. А. Прушинский. - М.: Региональная общественная организация Перспектива. - М.: 2007. - 48 с.
103. Рамон, Ш. Социальная эксклюзия и социальная инклюзия: хрестоматия по курсу «Социальная инклюзия в образовании» [Текст] / Ш. Рамон и В. Шмидт./ Московская высшая школа социальных и экономических наук, - М., 2003. - 123 с.
104. Резникова, Е. В. Особенности социального развития учащихся с умственной недостаточностью, вовлеченных в интегрированное обучение в общеобразовательной школе [Текст] / Е. В. Резникова // Дефектология. - 2007. - №4. - С. 26.
105. Рожков, И. А. Основные изменения, внесенные Федеральным
законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в законодательство об
образовании [Текст] / И. А. Рожков // Вопросы образования. - 2005. - № 2. -
С. 5.
106. Романов, П. В Политика инвалидности. Проблемы доступной среды и возможности занятости [Текст] / П. В. Романов, Е. Р. Ярская- Смирнова // Социологические исследования. - 2005. - № 2. - С. 44.
107. Романов, П. В. Политика инвалидности: Социальное гражданство инвалидов в современной России [Текст] / П. В. Романов, Е. Р. Ярская- Смирнова. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.
108. Романов, П. В. Социологическое исследование проблем инвалидности и реабилитация инвалидов в Российской Федерации: анализ основных результатов исследования [Текст] / П. В. Романов и др. - М.: Папирус, 2009. - 60 с.
109. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника [Текст] / С.Я. Рубинштейн - М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
110. Руководство по инклюзии в образовании: сборник материалов [Текст] - М.: Региональная общественная организация Перспектива, 2007. - 48 с.