Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ
1.1. Тьюторское сопровождение: понятие, сущность 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих
обучающихся
1.3. Этапы тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
2.1. Сущность, структура деятельности Уральского
государственного лесотехнического университета по тьюторскому сопровождению слабовидящих обучающихся
2.2. Оценка потребностей слабовидящих обучающихся в УГЛТУ и
составление программы тьюторского сопровождения слабовидящего обучающегося
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 109
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЬЮТОРСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ВУЗЕ
1.1. Тьюторское сопровождение: понятие, сущность 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика слабовидящих
обучающихся
1.3. Этапы тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО
ТЬЮТОРСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СЛАБОВИДЯЩИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗЕ
2.1. Сущность, структура деятельности Уральского
государственного лесотехнического университета по тьюторскому сопровождению слабовидящих обучающихся
2.2. Оценка потребностей слабовидящих обучающихся в УГЛТУ и
составление программы тьюторского сопровождения слабовидящего обучающегося
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 98
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 101
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 104
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 107
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 108
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 109
Актуальность. В современных условиях получения высшего профессионального образования, при переходе на Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО) и на личностно ориентированный подход к обучению и воспитанию, стала особенно актуальна необходимость интеграции в образовательный процесс молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Защита прав инвалидов и лиц с ОВЗ является важным направлением деятельности государства, поскольку сегодня утверждается новый подход к пониманию инвалидности, в большей мере отвечающий духу Конвенции ООН о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и ратифицированной Госдумой РФ в апреле 2012 г. Поэтому одной из основных задач, поставленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (2012) является создание и реализация условий для получения общего, среднего и высшего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Для реализации этой задачи образовательные организации разного уровня должны обеспечить медицинское и психолого-педагогическое сопровождение вышеназванных категорий граждан, а также специальные условия для их успешного обучения. В связи с этим одной из важных проблем для инвалидов и лиц с ОВЗ является обеспечение доступа к информации, образованию и дальнейшей их социальной и профессиональной адаптации.
Актуальность обращения к тьюторской системе обучения в настоящее время определяется создавшимися политико-организационными условиями развития данной системы. Так, государством реализуются такие направления модернизации российского образования как: выбор учащимися индивидуального учебного плана, внедрение моделей непрерывного профессионального образования, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования, которые способствуют внедрению тьюторской системы обучения в сферу отечественного образования. Также, основополагающими документами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и др.) поддерживаются идеи индивидуализации образования, что является основой тьюторства. Появление должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216 -н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и 11 725), и принятие квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минзравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) закрепляют официальный статус тьюторства в России. Функционирование центров тьюторства при различных крупных образовательных структурах, разработка и апробация программ повышения квалификации по тьюторству говорят о широком практическом распространении данного явления в России.
И.А. Зимняя при рассмотрении студенчества как особой социальной категории, специфической общности людей, которые организационно объединены институтом высшего образования, акцентирует внимание на выделении основных характеристик студенческого возраста. Студенчество отличается от других групп населения образовательным уровнем, повышенной познавательной мотивацией, более высокой социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Студенческий возраст с точки зрения общепсихического развития - это период интенсивной социализации человека, связанный с развитием высших психических функций, становлением всей интеллектуальной системы. Ряд авторов отмечает, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования. Следовательно, от успешной адаптации студента с ОВЗ на начальном этапе обучения в вузе во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили разработки проблемы научного осмысления категории тьюторства Л.В. Бендова, Г.М. Беспалова, Н.В. Борисова, Е. Волошина, Л.М. Долгова, Т.М. Ковалёва, Е.Б. Колосова, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, С.А Щенников, М.П. Черемных, Е.А. Челнокова и др.; основные тенденции апробации и адаптации тьюторской системы обучения в отечественной педагогике представлены в исследованиях Е.А. Александровой, В.А. Адольф, Н. Г. Зверева, Н.В. Борисовой, C.B. Дудчик., С.Г. Мануйловой, Н.В. Пилипчевская, Е.А. Сухановой, Г.А. Ястредовой и др.
Проблемы тьюторского сопровождения слабовидящих студентов в вузе в научной литературе освещены недостаточно полно.
Анализ научных исследований по проблеме тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями в вузе позволил выявить объективно существующее противоречие между:
- потребностью включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду высшего учебного заведения, требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки будущих педагогов, сопровождающих слабовидящих студентов в условиях инклюзивного образования и недостаточностью организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Обозначенное противоречие определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе.
Потребность решения проблемы, ее возрастающая значимость обусловили тему исследования: «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе». В работе введено ограничение: в качестве студентов с ограниченными возможностями здоровья будут рассматриваться слабовидящие студенты.
Объект исследования: процесс тьюторского сопровождения обучающихся в вузе.
Предмет исследования: тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе будет успешным, если:
-разработанная программа будет реализована в соответствии со следующими этапами тьюторского сопровождения: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап- рефлексивный (4 год обучения).
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Определить и выявить проблемы и потребности слабовидящих обучающихся в вузе;
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности слабовидящих обучающихся в вузе;
3. Проанализировать деятельность по тьюторскому сопровождению слабовидящих обучающихся в вузе и провести первичную диагностику;
4. Разработать и оценить программу тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных требований к выпускникам технических вузов, обобщение педагогического опыта; изучение нормативно-правовой документации, методических пособий; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов тьюторской деятельности; анализ результатов опытно-поисковой работы, статистическая обработка данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Уточнено понятие «тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе», под которым понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником слабовидящего обучающегося, с целью оказания помощи в обучении, самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно - профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
2. Определены показатели тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе: учебно-профессиональные мотивы; удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентации; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
Практическая значимость заключается в том, что создана и научно обоснована программа тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе, включающая выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов слабовидящих студентов, проведение различного рода тренингов и индивидуальных консультаций, мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями, приобщение к тьюторской деятельности студентов- старшекурсников, помощь в удовлетворении особых потребностей слабовидящих обучающихся (обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и др.), включение слабовидящих обучающихся во внеучебную/внеаудиторную деятельность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе -
продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником слабовидящего обучающегося, с целью оказания помощи в обучении, самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно-профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
2. Разработанная программа тюторского сопровождения включает следующие этапы: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап - рефлексивный (4 год обучения).
База исследования: ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет», г. Екатеринбург.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений .
Актуальность обращения к тьюторской системе обучения в настоящее время определяется создавшимися политико-организационными условиями развития данной системы. Так, государством реализуются такие направления модернизации российского образования как: выбор учащимися индивидуального учебного плана, внедрение моделей непрерывного профессионального образования, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, повышение мобильности профессионального образования, рост экспортного потенциала образования, которые способствуют внедрению тьюторской системы обучения в сферу отечественного образования. Также, основополагающими документами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО и др.) поддерживаются идеи индивидуализации образования, что является основой тьюторства. Появление должности «тьютор» в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования (приказы Минздравсоцразвития РФ от 5 мая 2008 г. № 216 -н и 217-н, зарегистрированные в Минюсте РФ 22 мая 2008 г. под № 11 731 и 11 725), и принятие квалификационных характеристик данной должности (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденный приказом Минзравсоцразвития РФ от 14 августа 2009 г. № 593) закрепляют официальный статус тьюторства в России. Функционирование центров тьюторства при различных крупных образовательных структурах, разработка и апробация программ повышения квалификации по тьюторству говорят о широком практическом распространении данного явления в России.
И.А. Зимняя при рассмотрении студенчества как особой социальной категории, специфической общности людей, которые организационно объединены институтом высшего образования, акцентирует внимание на выделении основных характеристик студенческого возраста. Студенчество отличается от других групп населения образовательным уровнем, повышенной познавательной мотивацией, более высокой социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Студенческий возраст с точки зрения общепсихического развития - это период интенсивной социализации человека, связанный с развитием высших психических функций, становлением всей интеллектуальной системы. Ряд авторов отмечает, что эффективность образовательных процессов и восстановление нравственного и психического здоровья зависят от того, как быстро студент адаптируется к новым условиям существования. Следовательно, от успешной адаптации студента с ОВЗ на начальном этапе обучения в вузе во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.
Теоретико-методологическую основу исследования составили разработки проблемы научного осмысления категории тьюторства Л.В. Бендова, Г.М. Беспалова, Н.В. Борисова, Е. Волошина, Л.М. Долгова, Т.М. Ковалёва, Е.Б. Колосова, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, С.А Щенников, М.П. Черемных, Е.А. Челнокова и др.; основные тенденции апробации и адаптации тьюторской системы обучения в отечественной педагогике представлены в исследованиях Е.А. Александровой, В.А. Адольф, Н. Г. Зверева, Н.В. Борисовой, C.B. Дудчик., С.Г. Мануйловой, Н.В. Пилипчевская, Е.А. Сухановой, Г.А. Ястредовой и др.
Проблемы тьюторского сопровождения слабовидящих студентов в вузе в научной литературе освещены недостаточно полно.
Анализ научных исследований по проблеме тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями в вузе позволил выявить объективно существующее противоречие между:
- потребностью включения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в среду высшего учебного заведения, требованиями, предъявляемыми к уровню подготовки будущих педагогов, сопровождающих слабовидящих студентов в условиях инклюзивного образования и недостаточностью организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Обозначенное противоречие определяют проблему исследования, которая состоит в недостаточной разработанности организационно-методического обеспечения процесса тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе.
Потребность решения проблемы, ее возрастающая значимость обусловили тему исследования: «Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в вузе». В работе введено ограничение: в качестве студентов с ограниченными возможностями здоровья будут рассматриваться слабовидящие студенты.
Объект исследования: процесс тьюторского сопровождения обучающихся в вузе.
Предмет исследования: тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе.
Гипотеза исследования: тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе будет успешным, если:
-разработанная программа будет реализована в соответствии со следующими этапами тьюторского сопровождения: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап- рефлексивный (4 год обучения).
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Определить и выявить проблемы и потребности слабовидящих обучающихся в вузе;
2. Раскрыть психолого-педагогические особенности слабовидящих обучающихся в вузе;
3. Проанализировать деятельность по тьюторскому сопровождению слабовидящих обучающихся в вузе и провести первичную диагностику;
4. Разработать и оценить программу тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, квалификационных требований к выпускникам технических вузов, обобщение педагогического опыта; изучение нормативно-правовой документации, методических пособий; эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов тьюторской деятельности; анализ результатов опытно-поисковой работы, статистическая обработка данных, полученных в ходе опытно-поисковой работы.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1. Уточнено понятие «тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе», под которым понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником слабовидящего обучающегося, с целью оказания помощи в обучении, самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно - профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
2. Определены показатели тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе: учебно-профессиональные мотивы; удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентации; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
Практическая значимость заключается в том, что создана и научно обоснована программа тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе, включающая выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов слабовидящих студентов, проведение различного рода тренингов и индивидуальных консультаций, мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студентов в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями, приобщение к тьюторской деятельности студентов- старшекурсников, помощь в удовлетворении особых потребностей слабовидящих обучающихся (обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и др.), включение слабовидящих обучающихся во внеучебную/внеаудиторную деятельность.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе -
продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником слабовидящего обучающегося, с целью оказания помощи в обучении, самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно-профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
2. Разработанная программа тюторского сопровождения включает следующие этапы: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап - рефлексивный (4 год обучения).
База исследования: ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет», г. Екатеринбург.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений .
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Это означает, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени зависит от качества профессиональных кадров, уровня их социализации и кооперационности. В этом контексте на предстоящий долгосрочный период должны быть определены и реализованы меры, обеспечивающие доступность качественного профессионального обучения и успешную социализацию молодежи. При этом особое внимание уделяется проблеме профессионального обучения и социализации молодых инвалидов, а также других категорий лиц с ОВЗ трудоспособного возраста как социально уязвимой группы.
В динамично меняющихся социально-экономических условиях полученная ими профессия/специальность нередко оказывается не востребованной. Конкурентоспособность на открытом рынке труда слабовидящих лиц также снижена: работодатели при прочих равных условиях в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение при приеме на работу здоровым людям.
В образовательном процессе индивидуальные особенности развития, состояние физического и психического здоровья являются тем фоном, который во многом определяет возможности получения слабовидящими лицами профессии/специальности.
Психолого-педагогические особенности слабовидящих обучающихся предопределяют создание специальных условий профессионального обучения, предполагающих изменения в содержании предметов общеобразовательного, профессионального и коррекционно-развивающего блоков, их корректировку, позволяющую слабовидящим обучающимся успешно их осваивать, развиваться и находить способы дальнейшей самореализации в жизни и выбранной профессии. Педагогическому коллективу необходимо постоянно осуществлять: поиск новых специальных приемов и методов педагогической работы, постоянное повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников. Кроме педагогических работников необходимо формировать коллектив специалистов профессионалов (дефектологов, специалистов - тифологов, специальных психологов, социальных работников и др.) для работы со слабовидящими обучающимися. Все вышеуказанное позволит повысить качество профессионального обучения и реализовать успешную социально-профессиональную адаптацию слабовидящих обучающихся в профессиональных организациях.
Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Основными видами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Вот некоторые виды тьюторского сопровождения, применяемые сегодня в практике тьюторской деятельности:
1) индивидуальная тьюторская беседа;
2) групповая тьюторская консультация;
3) тьюториал (учебный тьюторский семинар);
4) образовательное событие.
Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это общий термин, определяющий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения.
Слабовидящие - лица, у которых острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией очками составляет 0,05-0,2; нуждаются в постоянном наблюдении офтальмолога и в создании специальных условий для учебы и работы.
Таким образом, слабовидящим студентам необходимо тьюторское сопровождение, которое заключается в организации образовательного движения слабовидящего студента, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Под тьюторским сопровождением слабовидящих обучающихся в вузе нами понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания помощи в самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно - профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
Тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе проходит в несколько этапов: 1. мотивационный этап, на котором происходит первая встреча тьютора со своим подопечным (1 год обучения);
2. проектировочный этап, основное содержание которого заключается в проектировании предстоящей работы, организация сбора информации относительно зафиксированного учебно-профессионального интереса студента (2 год обучения); 3. исследовательский этап, предполагающий осуществление тьюторантом исследования, поиска и представления полученных им результатов этого исследования (3 год обучения); 4. рефлексивный этап, на котором организуется тьюторская консультация по итогам презентации, представляющей результаты учебно-профессиональной деятельности или научно-исследовательской работы тьюторанта).
В рамках выполнения исследовательского проекта нами разработана программа тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе (на базе УГЛТУ), включающая выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов слабовидящего студента, проведение различного рода тренингов и индивидуальных консультаций , мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студента в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями, приобщение к тьюторской деятельности студентов-старшекурсников, помощь в удовлетворении особых потребностей слабовидящего обучающегося (обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и др.), включение слабовидящего обучающегося во внеучебную/внеаудиторную деятельность. Критериями и показателями тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе явились: учебно-профессиональные мотивы; удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентации; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
В результате реализации данной программы у слабовидящего обучающегося было отмечено появление учебно-профессиональных мотивов, удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентаций; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
Студент, обучающийся с тьюторским сопровождением, быстрее адаптировался к постоянно меняющимся условиям жизни, с первого курса демонстрирует стабильные результаты обучения, творческий подход к практической и научно-исследовательской деятельности, а также активно участвует в жизни университета.
Таким образом, гипотеза, что тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе будет успешным, если разработанная программа будет реализована в соответствии со следующими этапами тьюторского сопровождения: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап- рефлексивный (4 год обучения), в результате опытно-поисковой работы подтвердилась.
В динамично меняющихся социально-экономических условиях полученная ими профессия/специальность нередко оказывается не востребованной. Конкурентоспособность на открытом рынке труда слабовидящих лиц также снижена: работодатели при прочих равных условиях в подавляющем большинстве случаев отдают предпочтение при приеме на работу здоровым людям.
В образовательном процессе индивидуальные особенности развития, состояние физического и психического здоровья являются тем фоном, который во многом определяет возможности получения слабовидящими лицами профессии/специальности.
Психолого-педагогические особенности слабовидящих обучающихся предопределяют создание специальных условий профессионального обучения, предполагающих изменения в содержании предметов общеобразовательного, профессионального и коррекционно-развивающего блоков, их корректировку, позволяющую слабовидящим обучающимся успешно их осваивать, развиваться и находить способы дальнейшей самореализации в жизни и выбранной профессии. Педагогическому коллективу необходимо постоянно осуществлять: поиск новых специальных приемов и методов педагогической работы, постоянное повышение квалификации и профессиональную переподготовку педагогических работников. Кроме педагогических работников необходимо формировать коллектив специалистов профессионалов (дефектологов, специалистов - тифологов, специальных психологов, социальных работников и др.) для работы со слабовидящими обучающимися. Все вышеуказанное позволит повысить качество профессионального обучения и реализовать успешную социально-профессиональную адаптацию слабовидящих обучающихся в профессиональных организациях.
Тьюторское сопровождение - это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Основными видами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации. Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер. Вот некоторые виды тьюторского сопровождения, применяемые сегодня в практике тьюторской деятельности:
1) индивидуальная тьюторская беседа;
2) групповая тьюторская консультация;
3) тьюториал (учебный тьюторский семинар);
4) образовательное событие.
Люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это общий термин, определяющий детей, для которых характерно наличие каких-либо ограничений в психическом и (или) физическом здоровье или развитии и нуждающихся в создании специальных условий обучения.
Слабовидящие - лица, у которых острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией очками составляет 0,05-0,2; нуждаются в постоянном наблюдении офтальмолога и в создании специальных условий для учебы и работы.
Таким образом, слабовидящим студентам необходимо тьюторское сопровождение, которое заключается в организации образовательного движения слабовидящего студента, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Под тьюторским сопровождением слабовидящих обучающихся в вузе нами понимается продолжительная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания помощи в самореализации в различных микросредах вуза, в осознании, каким образом в дальнейшем использовать результаты обучения в высшей школе, каким образом преобразовать учебно - профессиональную деятельность в процесс саморазвития.
Тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе проходит в несколько этапов: 1. мотивационный этап, на котором происходит первая встреча тьютора со своим подопечным (1 год обучения);
2. проектировочный этап, основное содержание которого заключается в проектировании предстоящей работы, организация сбора информации относительно зафиксированного учебно-профессионального интереса студента (2 год обучения); 3. исследовательский этап, предполагающий осуществление тьюторантом исследования, поиска и представления полученных им результатов этого исследования (3 год обучения); 4. рефлексивный этап, на котором организуется тьюторская консультация по итогам презентации, представляющей результаты учебно-профессиональной деятельности или научно-исследовательской работы тьюторанта).
В рамках выполнения исследовательского проекта нами разработана программа тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе (на базе УГЛТУ), включающая выявление индивидуальных образовательных и личностных запросов слабовидящего студента, проведение различного рода тренингов и индивидуальных консультаций , мониторинг усвоения содержания обучения, академического статуса студента в процессе учебно-методического взаимодействия тьютора с преподавателями, приобщение к тьюторской деятельности студентов-старшекурсников, помощь в удовлетворении особых потребностей слабовидящего обучающегося (обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся и др.), включение слабовидящего обучающегося во внеучебную/внеаудиторную деятельность. Критериями и показателями тьюторского сопровождения слабовидящих обучающихся в вузе явились: учебно-профессиональные мотивы; удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентации; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
В результате реализации данной программы у слабовидящего обучающегося было отмечено появление учебно-профессиональных мотивов, удовлетворенность межличностными отношениями и социальным статусом, эмоциональный комфорт, регулирование собственного эмоционального состояния при общении с группой и преподавателями; успеваемость, удовлетворенность, наличие ценностных ориентаций; активность, самостоятельность, готовность осваивать разные виды профессиональной деятельности и осуществлять рефлексию.
Студент, обучающийся с тьюторским сопровождением, быстрее адаптировался к постоянно меняющимся условиям жизни, с первого курса демонстрирует стабильные результаты обучения, творческий подход к практической и научно-исследовательской деятельности, а также активно участвует в жизни университета.
Таким образом, гипотеза, что тьюторское сопровождение слабовидящих обучающихся в вузе будет успешным, если разработанная программа будет реализована в соответствии со следующими этапами тьюторского сопровождения: 1 этап - мотивационный (1 год обучения); 2 этап - проектировочный (2 год обучения); 3 этап - исследовательский (3 год обучения); 4 этап- рефлексивный (4 год обучения), в результате опытно-поисковой работы подтвердилась.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И
ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - Организационно-методическое обеспечение процесса сопровождения тьютором обучающихся с умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПО ТИПУ СТАРШЕГО ТОВАРИЩА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ»)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2024 - Тьюторское сопровождение детей в коррекционной школе-интернате
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Психолого-педагогическое сопровождение формирования самооценки у детей с ОВЗ и инвалидностью в общеобразовательном учреждении
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - РЕАЛИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА ОСНОВЕ ТВОРЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ШКОЛЫ И ВУЗА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017



