Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогического сопровождения самореализации студенческой молодежи 8
1.1. Самореализация студенческой молодежи: сущность и проблемы... 8
1.2. Возможности традиционной народной культуры в самореализации
студенческой молодежи 27
1.3. Содержание и сущность социально-педагогического
сопровождения самореализации студенческой молодежи через приобщение к традиционной культуре 43
Глава 2. Опытно-поисковая работа по социально-педагогическому сопровождению самореализации студенческой молодежи 55
2.1. Опыт деятельности свердловского областного педагогического
колледжа г. Екатеринбурга по социально-педагогическому сопровождению самореализации студенческой молодежи 55
2.2. Разработать и апробировать программу деятельности студии
«Фолк-Молодость» 75
Заключение 88
Список использованной литературы 91
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Современная социально-экономическая обстановка в мире и в стране диктует новые требования к личности. В силу глобализационных процессов происходящих в обществе под влиянием политических, экономических, социальных и культурных условий, динамичности этих процессов одним из важных вопросов стоит умение встраиваться человеку в эти процессы, умение находить свою нишу для развития и приносить тем самым пользу обществу и быть успешным. Это обстоятельство напрямую зависит от знания и понимания своих возможностей, целей, готовности их реализовывать, вкладывать усилия в развитие необходимых навыков и адекватно их оценивать. В целом это составляющие самореализации личности.
Особенно важен аспект самореализации у молодежи, находящейся на этапе выбора своего дальнейшего пути. В подростковом возрасте человек впервые начинает полноценно задумываться о себе, своих возможностях и как их реализовать. После длительного школьного этапа школьник встает не просто перед выбором профессии, он сталкивается с вопросом своего дальнейшего развития. А в условиях динамичного развития общества, доступности информации, ее большого потока и невозможности эту информацию качественно обработать и использовать такой выбор может превратиться в проблему - проблему самореализации.
Самостоятельно или, чаще, под влиянием родственников и знакомых, сделав свой выбор в сторону одной из профессий, молодой человек становиться студентом. Теперь уже в среде образовательного учреждения и ввиду усиливающихся процессов самоопределения, самореализация становиться одним из главных вопросов студенческой молодежи. Поиск собственного «Я», определение собственных жизненных ценностей и приведение их в соответствии с существующими нормами и правилами в социальном окружении, так же понимания своего профессионального развития.
Однако стоит отметить, что в вопросе самореализации, ввиду возрастных особенностей студенческой молодежи, могут возникать как личностные проблемы, так и внешние. Поэтому стоить говорить о необходимости социально-педагогического сопровождения процесса самореализации. Функции сопровождающего педагога будут находиться не только в разрешении проблемных точек, но и высока необходимость в выстраивании маршрута или разработке программы, в рамках которой и будет проходить наиболее качественно процесс самореализации. Само понятие социально-педагогического сопровождения достаточно активно обсуждает в последнее время. Особое место сопровождение занимает при работе с обучающимися, требующими особых образовательных условий.
Вопрос самореализации молодежи понимают на самом высоком уровне. Так в разделе «Молодежная политика» распоряжения Правительства РФ «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» сказано: «Целью государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны» [32].
В рамках нашей мы рассмотрим именно возможность самореализации студенческой молодежи через приобщение ее к традиционной народной культуре, сохранившую в себе вековую мудрость, качества и ценности так необходимые в современное время и в будущем. Обращение к основам народной культуры так же можем повлиять и на самоидентификацию молодого человека, его культурное и ценностное самоопределение. Сама же традиционная народная культура, в большей степени, затрагивает аспекты творческой самореализации, через обращение к народному искусству, которое в нынешнее время может быть наиболее актуальным средством для воздействия на молодежь. Важным здесь будет не просто показывать и рассказывать о народной культуре, а умело вовлекать в процесс сотворчества, когда человек сам может попробовать свои возможности.
В области социально-педагогического сопровождения мы изучали работы М. А. Галагузовой, Золоторевой А.В., Рожкова М.И., Осуховой, Н. Г., Мазеиной Ю.В. Их работы послужили основой для терминологического разбора определения «сопровождения», а так же рассмотрения его основных структурных аспектов.
В работах Кагермазовой Л.Ц., Козырев Г.И., Коростылевой Л.А., Галажинского Э.В., рассматривались вопросы самореализации. Здесь мы выделили основные позиции термина и его составляющих. Через работы Морозовой И.С. и Никашиной Н.А. мы обращались к опыту А. Маслоу, К. Роджерса и других ученых в области социологии, что помогло нам выделить проблемы самореализации.
Так в вопросах определения понятий «молодежь» и «студенческая молодежь» мы рассматривали труды Лисовского В.Т., Сергеева Р.В., Чупрова В.И., Зубок Ю.А. Особенно ценным для нас были статьи современных исследователей Михайловской С.А. и Сотниковой А.В. в области определения «студенческой молодежи», где они смогли обобщить труды предыдущих авторов.
В области исследования традиционной народной культуры мы отталкивались в первую очередь от работ авторов в области культурологии, им стали А.Н. Маркова и И.А. Галяс. Непосредственно вопросами традиционной народной культуры мы анализировали работы Вакуленко Е. Г., Невлевой И.М., Гладилиной И.П., Дёминой Л.В.,
Противоречие: между необходимостью социально-педагогическим сопровождением самореализации студентов и не достаточным использованием возможностей традиционной культуры в этом процессе.
Проблема исследования: как использовать традиционную культуру в социально-педагогическом сопровождении самореализации студенческой молодежи?
Цель исследования: разработать и опытным путем проверить результативность использования традиционной культуры как средства социально-педагогического сопровождения самореализации студентов.
Задачи:
1) изучить самореализацию студенческой молодежи, ее сущность и проблемы;
2) выделить возможности традиционной народной культуры в самореализации студенческой молодежи;
3) охарактеризовать содержание и сущность социально-педагогического сопровождения самореализации студенческой молодежи через приобщение к традиционной культуре;
4) привести опыт деятельности свердловского областного педагогического колледжа г. Екатеринбурга по социально - педагогическому сопровождению самореализации студентов;
5) представить разработку и апробацию программы деятельности студии «Фолк-Молодость».
Объект исследования: процесс самореализации студентов
Предмет исследования: способы социально-педагогического сопровождение самореализации студентов
Гипотеза исследования:
- вероятно, социально-педагогическое сопровождение через приобщение к традиционной народной культуре будет способствовать самореализации студенческой молодежи.
Методы исследования.
- теоретические: анализ, обобщение, систематизация, сравнение
- практические: анализ документов, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности, обработка данных.
Теоретическая значимость:
1) уточнено понятие «социально-педагогического сопровождения», под которым понимается: «процесс целенаправленных педагогических действий по осуществлению поддержки и помощи в самореализации личности на основе рефлексии происходящего».
2) уточнено понятие «студенческой молодежи», под которым понимается: специфическую, внутренне динамичную социальную группу людей молодого поколения, находящаяся на этапе активной самореализации своих возможностей, объединенная выполнением специальных учебных и социально функций по подготовке к будущей осознанной профессиональной деятельности, характеризующихся общностью быта, ценностных ориентаций и образа жизни;
Практическая значимость:
1) разработана и внедрена в образовательный процесс программа студии «Фолк-молодость», включающая в себя: ознакомление с элементами традиционной культуры, подготовка и проведение культурно-досуговых программ, подготовка участников студии к творческим конкурсам. Данную программу можно использовать в дальнейшем, для работы со студенческой молодежью в профессиональных образовательных учреждениях по привлечению ее внимания к ценностям традиционной народной культуры.
Структура ВКР: ВКР состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Рассматривая вопрос социально-педагогического сопровождения самореализации студенческой молодежи, мы ставили цель: разработать и опытным путем проверить результативность использования традиционной культуры как средства социально-педагогического сопровождения самореализации студентов.
Для этого мы решали следующие теоретические и практические задачи:
6) изучить самореализацию студенческой молодежи, ее сущность и проблемы;
7) выделить возможности традиционной народной культуры в самореализации студенческой молодежи;
8) охарактеризовать содержание и сущность социально-педагогического сопровождения самореализации студенческой молодежи через приобщение к традиционной культуре;
9) привести опыт деятельности свердловского областного педагогического колледжа г. Екатеринбурга по социально - педагогическому сопровождению самореализации студентов;
10) представить разработку и апробацию программы деятельности студии «Фолк-Молодость».
В ходе работы над первым вопросом по изучению самореализации студенческой молодежи, ее сущности и проблем. Мы рассматривали такое понятия как «молодежь» и «студенческая молодежь». В первом случае мы остановились на определении, данном И.С. Коном, а во втором предложили свое. Так же рассмотрели возрастные особенности и выделили, что одним из приоритетных вопросов периода студенческой молодежи является самореализация и в определении термина «самореализация» согласились с Л.А. Коростылевой. Мы выделили проблемы связанные с самореализацией студенческой молодежи.
Работая над следующей задачей, мы рассматривали вопрос возможности самореализации студенческой молодежи через традиционную народную культуру. В первую очередь мы предложили определение «традиционной народной культуре» и выделили ее основные элементы, а так же пришли к выводу, что самореализация в традиционной народной культуре возможна в трех сферах: творческой, профессиональной и социальной.
В работе над третьей задачей, рассматривая содержание и сущность социально-педагогического сопровождения, дали ему определение и предположили, что социально-педагогическим сопровождением самореализации студенческой молодежи может выступать традиционная народная культура.
В ходе анализа опыта деятельности ГБПОУ СО «СОПК» по социально - педагогическому сопровождению самореализации студенческой молодежи мы рассмотрели воспитательную среду, где в рамках работы секций и студий ведется сопровождение самореализации студенческой молодежи. А так же реализовать свои способности студенческая молодежь может в рамках участия в мероприятиях колледжа. В социально-педагогическое сопровождение реализуется с помощью методической разработки: тетради студента «Индивидуальная траектория профессионального развития студента». Проведя опрос среди студентов колледжа, мы выявили существующие проблемы самореализации и понимание важности творческой самореализации студентов для будущего профессионального становления. Вместе с тем, отметили, что практически не уделяется внимание традиционной народной культуре, что в свою очередь позволяет говорить об актуальности проекта программы студии «Фолк-молодость»
Разработав программу студии, целью которой стало способствование самореализации студенческой молодежи через приобщение к традиционной народной культуре. Мы апробировали данную программу на новых участниках студии, сделав предварительный опрос, который показал первоначальное понимание сущности понятия «традиционная народная культура» и возможностей самореализации через нее своих навыков. Вторичный опрос данной группы выявил, что студенческая молодежь, активно участвовавшая в программе студии, смогла хоть и частично реализовать свои возможности через традиционную народную культуру. Она стала лучше понимать сущность традиционной народной культуры, а так же отметила, что самореализация возможна не только в творческой сфере, как это показал первичный опрос, но и в профессиональной и социальной.
Тем самым результаты опроса и апробированной программы деятельности студии «Фолк-молодость» подтвердил гипотезу, выдвинутую нами, о том, что социально-педагогическое сопровождение через приобщение к традиционной народной культуре будет способствовать самореализации студенческой молодежи.
1. Актуальные проблемы социологии молодежи [Текст]/ под общей ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УрФУ, 2010. 679 с.
2. Благодатских, В.Г. Межнациональные отношения в современной России: проблемы и пути решения. [Текст]/ В.Г. Благодатских, А.А. Керимов// Дискурс-Пи. 2017. № 27. С. 40-47.
3. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология [Текст]. Учебное пособие./ А. К. Болотова, О. Н. Молчанова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526, с.
4. Большой толковый социологический словарь (Collins) [Текст]: словарь: пер с англ./ перевод Н.Н. Марчук. М.: Вече, АСТ, 1999. Том 1 (А-О). 544 с.
5. Вакуленко, Е. Г. Отечественная традиционная культура в системе ценностей славянских народов./ Е.Г. Вакуленко // Материалы международной научно-практической конференции «Культура и искусство: традиции и современность». 2013. С. 391 - 394.
6. Волков, Б.С. Психология юности и молодости [Текст]: учебное пособие/ Б.С. Волков. М.: Академический проект: Трикста, 2006. 256 с.
7. Галажинский, Э.В. Психологические основания изучения полноты и качества процессов самореализации личности [Текст]/ Э.В. Галажинский // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 70 76.
8. Галкина, Т.П. Социология управления: от группы к команде [Текст]: Учеб. пособие/ Т.П. Галкина. М.: Финансы и статистика, 2001. 224 с.
9. Галяс, И.А. Культурология [Текст]: курс лекций: Учеб. пособие./ И.А Галяс. Ч. 1. Севастополь: СНУЯЭиП, 2008. 108 с.
10. Гладилина, И.П. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества [Текст]/ И.П. Гладилина, Г.М. Королёва // Научно-информационный журнал армия и общество. 2012. № 4 (32). С. 23-30
11. Гугуева, А.Д. Ценности современной российской молодежи в реальном и виртуальном обществах [Текст]/ А.Д. Гугуева, О.В. Фетисова // Гуманитарий юга России. Том 21, № 5, (2016) / гл. ред. Волков Ю.Г. Ростов-на-Дону, 2016. с. 85-92.
12. Дёмина, Л.В. Традиционная народная культура в воспитании молодежи [Текст]/Л.В. Дёмина // Вестник ТГУ. 2009. . № 8 (76). С. 193 - 197
13. Золоторева, А.В. Тьюторское сопровождение одаренного ребенка. [Текст]: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры/ А.В. Золоторева, Е.Н. Лекомцева, А.Л. Пикина. 2-е изд. испр. и доп. М.: Издательства Юрайт, 2016. 215 с.; URL: ttps://studme.org/141059/pedagogika/tyutor#354(Дата обращения: 2.07. 2018)
14.Зубок, Ю.А., Социология молодежи [Текст]: учебное пособие/ Ю.А. Зубок, В.И. Чупров. М.: МИИТ, 2009. 322 с.
15. Кагермазова, Л.Ц. Возрастная психология (Психология развития)
[Электронный ресурс]: электронный учебник /Автор-составитель
Кагермазова Л.Ц URL: http://ural-education.ru/wp-
content/uploads/2018/04/%D0%92%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%81 %D1 %82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-
%D0%BF%D 1%81%D0%B8%D1 %85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F.-%D0%A3%D 1%87%D0%B5%D0%B 1%D0%BD%D0%B8%D0%BA.pdf(дата обращения: 20.06.2018).
16. Козырев, Г.И. Основы социологии и политологии [Текст]: учебник/ Козырев Г.И. М.: ИД «ФОРУМ», 2008. 240 с.
17. Козырева, Е.А. Программа психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей (с 1 по 11 кл.) [Текст]: Брошюра / Е. А. Козырева; Институт "Открытое общество". М.: Магистр, 1997. 48 с.
18. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере [Текст]/ Л.А. Коростылева. СПб.: «Речь», 2005. 222 с.
19. Культурология. История мировой культуры [Текст]: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2000. 600 с.
20. Курышева, О. В. Психологическая характеристика молодежи как
возрастной группы [Текст]/ О. В. Курышева,// Вестник ВолГУ. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. 2014. № 1 (21)/ гл. ред. Токарева С.Б. Вологда, 2014. с. 67-75.
21. Лидак, Л.В. Влияние развивающей образовательной среды вуза на динамику самореализации студента [Текст]/ Л.В. Лидак, Е.В. Гущина // Прикладная Психология и Психоанализ. 2010. Выпуск №3.
22. Мазеина, Ю.В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность,
характеристика [Электронный ресурс]/ Ю.В.Мазеина// Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014. №
№3(23); URL:http ://shgpi.edu.ru/ files/nauka/vestnik/2014/2014-3-6.pdf(Дата обращения: 23.06.2018)
23. Михайловская, С.А. Концептуализация понятий «студенческая молодежь» и «вторичная занятость» в контексте социологии управления [Текст]/ С.А. Михайловская // Вестник ЗабГУ. 2014 - № 03 (106). с. 69-74.
24. Молодёжь как социально-психологическая группа [Электронный ресурс]: URL: vuzlit.ru/546606/molodyozh_sotsialno_psihologicheskaya_gruppa(дата обращения: 5.06.2018)
25. Морозова, И.С. Структурные компоненты самореализации личности [Текст]/ И.С. Морозова, Е.В. Киенко// Вектор науки ТГУ. - 2011 - № 3(6) - с 207-209
26. Муслумов, Р. Р. Психология развития и возрастная психология [Текст]:
Учебное издание / Р. Р. Муслумов. Екатеринбург: Издательство
Уральского университета, 2014. 106 с.
27. Невлева, И.М. Теоретические основы изучения традиционной народной культуры. [Текст]/ И.М. Невлева, Ж.С. Кохан. // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. 2017. № 3 (252). Выпуск 39. С 58-61.
28. Никашина, Н.А. Критерии успешной самореализации личности. [Текст]/ Н.А. Никашина//Вектор науки ТГУ. 2011. № 2(5). С. 146 -149.
29. Никашина, Н.А. Проблема самореализации личности от античности до наших дней [Текст]/ Н.А. Никашина // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4(7). С. 207-210.
30. О государственной поддержке традиционной народной культуры в России» [Электронный ресурс] // стенографический отчет заседания Государственного совета 26 декабря 2006 г. Официальный портал: URL:http://archive.kremlin.ru/text/appears2/2006/12/26/116109.shtml. (Дата обращения: 5.05.2018)
31. О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс] // постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493. КонсультантПлюс URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 192149/8934f282d7a8444f6d660f819f372f9c3a11e247/ (дата обращения: 15.05.2018)
32. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р. КонсультантПлюс URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons doc LAW 82134/ (дата
обращения: 15.05.2018)
33. Об утверждении Основ государственной культурной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. N 808.
Система ГАРАНТ: URL:http://base.garant.ru/70828330/(дата обращения: 25.05.2018)
34. Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года N 2403-р. Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.05.2018)
35.Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология [Текст]: учебник/ Л. Ф. Обухова. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.
36. Осухова, Н. Г. Социально-психологическое сопровождение. Семья и личность в кризисной ситуации [Текст]/ Н.Г. Осухова // Психологический журнал. 2001. № 31. С. 2 - 17.
37. Павлова, Р.Е. Сущностная характеристика процесса социально¬
педагогического сопровождения семей «группы риска» [Электронный ресурс]/ Павлова Р.Е. // Студенческий научный форум. 2016. URL: https:// scienceforum.ru/2016/article/2016024217 (дата обращения:
27.06.2018)
38. Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности / М.И. Рожков. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАД ОС, 2008. 264 с.
39. Рожков, М.И., Сапожникова Т.Н. Социально-педагогическое
сопровождение трудоустройства и профессиональной адаптации выпускников детских учреждений для детей-сирот [Текст]: учебно-методическое пособие. / М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. 240 с.
40. Романькова, С.С. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория [Текст]/ С.С. Романькова // Наука,
образование и культура. - 2017. - № 21 - с. 100 - 104.
41. Сергеев, Р.В. Молодежь и студенчество как социальные группы и объект
социологического анализа [Электронный ресурс]/ Р.В. Сергеев// Вестник адыгейского государственного университета. Серия 1: регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. вып. 2; URL:
http ://vestnik.adygnet.ru/ files/2010.2/948/sergeev2010 2.pdf (дата
обращения: 21.06.2018)
42. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и духовных семинарий / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене. М.: Издательский дом «Покров», 2004. 55 с.
43. Сотникова, А.В. Студенческая молодежь: теоретические и
методологические проблемы исследования в социологической науке [Текст]/ А.В. Сотникова// Теория и практика общественного развития. - 2011. 3. с. 84-87.
44. Социально-педагогическое сопровождение детей группы риска: региональный аспект [Текст]: моногр. / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова [и др.] ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: ООО «Издательский дом „Ажур“», 2015. 224 с.
45. Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными
возможностями здоровья [Текст]: учебник для академического
бакалавриата / под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. М.: Издательство Юрайт, 2017. 343 с.
46. Социология молодежи [Текст]: учебник/ под ред. проф. В.Т. Лисовского. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 460 с.
47. Усынина, Н.И. Определение сущности понятия «молодежь» [Текст]/ Н.И. Усынина// Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2013. вып.1. С. 26-28.
48. Ушаков, Д. Н. Толковый словарь современного русского языка [Текст]/ Д.Н. Ушаков. М.: "Аделант", 2013. 800 с.
49. Философский энциклопедический словарь [Текст]: словарь / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.
50. Хасуев, А.Э. Социально-философский анализ понятий молодежь и
молодость [Электронный ресурс]/ А.Э. Хасуев// Фундаментальные исследования. 2015. № 2-7. С. 1574-1578; URL: http://fundamental-
research.ru/ru/article/view?id=37197(дата обращения: 08.10.2018).
51. Чупров, В.И Молодежь в обществе риска [Текст]/ В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, К. Уильямс. Второе издание. М.: Наука, 2003. 231с.
52. Шайхетдинов, М. А. Молодежь как субъект правовых отношений [Текст]/ М. А. Шайхетдинов //Молодой учёный: международный научный журнал. № 41 (175) / 2017 в 2 ч. / гл. ред. Ахметов А.Г. Казань, 2017. Ч. 2. С. 129 -131.
53. Щенина, О. Г. Молодежь в современной России. [Электронный ресурс] //
Молодежь как социально-демографическая группа. URL:
http://psihdocs.ru/shenina-olega-gennadeevna-molodeje-v-sovremennoj-rossii-biblio.html.(дата обращения: 21.06.2018)
54. Этнопсихологический словарь. [Текст]/ под ред. Крысько В.Г., Фельдштейн Д.И. М.: МПСИ, 1999. 343 с.