Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ современности в новейшей подростковой прозе

Работа №96742

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4995 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ДЕТСКОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7
1.1. Детская литература как особый элемент всеобщей литературы 7
1.2. Художественное своеобразие подростковой литературы 13
ГЛАВА 2. ОБРАЗ СОВРЕМЕННОСТИ В НОВЕЙШЕЙ ПОДРОСТКОВОЙ ПРОЗЕ 22
2.1. Взаимоотношение подростка со «взрослым» миром 22
2.2. Образ школы в современной подростковой прозе 43
2.3. Взаимоотношение подростка с культурным пространством и
природным миром 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74

Подростки - излюбленный предмет художественного изображения в русской литературе как классического, так и последующих периодов. Становление подростка как личности напрямую зависит от получаемой им информации. Огромную роль в этом процессе играют средства массовой информации, а также книга. Именно книги, созданные специально для детского восприятия способны дать нравственное, интеллектуальное и эстетическое развитие. Книга способна питать воображение, открывать ребенку другие миры, показать разные модели поведения людей. Поэтому очень важным является то, что будет читать ребенок, а затем и подросток.
Современная литература для подростков предлагает юному читателю богатый ассортимент книг на разные тематики. Писатели, учитывая интерес подростков читать о сверстниках, отображают в своих произведениях то, с чем ежедневно сталкивается любой тинейджер: конфликты внутри семьи, проблемы в учебе, установление отношений в коллективе сверстников, первая любовь и т.д. Подростковая литература помогает ребенку заглянуть внутрь себя, а также понять сложный мир «взрослых», в который им предстоит вступить.
В подростковый период для ребенка большое значение играет установление отношений между ним и социумом. Именно поэтому на передний план значимости для подростка выходит познание себя и своего места в этом мире. Немаловажную роль в процессе формирования личности подростка играет семья. Мировоззрение, привычки, взгляды, традиции ребенок усваивает именно в семье. Именно в ней закладываются базовые ценности ребенка, которые будут значимы для него на протяжении всей жизни.
Огромное влияние на подрастающую личность также оказывает школа как основное местопребывание ребенка вне дома. Кроме тяжестей учебы, в школе подростку приходится выстраивать отношения среди одноклассников: учиться договариваться, отстаивать свою точку зрения, не бояться просить о помощи. Зачастую в школе подросток сталкивается с конфликтами не только со сверстниками, но и с учителями. Непонимание между детьми и взрослыми - основная проблема, поднимаемая литературой для подростков.
Конечно, на формирование личности подростка также играет и культурная среда, в которой проживает ребенок: особенности менталитета, религии и т.п. напрямую влияют на него. Семья, школа, культурная среда - это то, что воспитывает человека, формирует его взгляды и приоритеты. И именно от того, что подчерпнет из этих сфер ребенок, зависит его будущее. Увидеть, как современность преломляется в новейшей подростковой прозе, выявить художественную специфику и семантику «взрослого мира», принципы организации окружающей реальности, с которой взаимодействует подросток сегодня - является целью нашей диссертации.
Актуальность исследования объясняется теми процессами, которые происходят в современной детской литературе и подростковой прозе: поиски новой концепции героя, трансформация образа мира, попытки авторов предложить подростку различные художественные версии современной реальности и диалог с читателем о системе взаимодействия с ней в новых условиях сегодняшнего дня.
Объектом исследования являются произведения, обращенные к аудитории младших и старших подростков, созданные в последнее десятилетие, призеры литературного конкурса в области детской литературы «Книгуру» разных лет. Из множества произведений нами отобран круг текстов, содержащих не только увлекательные для юного читателя истории, но и тех произведений, в которых делается попытка создать новый оригинальный характер героя-подростка, и тех произведений, где так или иначе моделируется социальная реальность, культурное пространство, внутренние психологические процессы, межличностные взаимодействия в современном мире. В своей работе мы рассмотрели следующие произведения: повесть Л. Романовской «Удалить эту запись?», повесть Г. Нугмановой «Школота», цикл А. Жвалевского и Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось», а также повесть Е. Рудашевского «Куда уходит кумуткан».
Предмет исследования: образ взрослеющей личности в современной детской литературе, авторская картина мира, восприятие современности, обращенное сегодня к юному читателю.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы исследования детской литературы, поэтики подростковой прозы.
2. Обратиться к истории подростковой прозы, выявить, какие модели взрослого сообщества, социальной действительности предлагались подросткам в прошлом.
3. Проанализировать диалог детей и взрослых в книгах для подростков, увидеть черты «взрослого мира» в книгах для подростков.
4. Рассмотреть образ школы в современной подростковой прозе.
5. Выявить, как в современной прозе для подростков раскрывается процесс взаимодействия с разными сферами жизни: природным миром, культурным пространством, социальной системой, иррациональным миром.
Методы исследования:
1. Историко-генетический. Данный метод позволил увидеть истоки детской и подростковой литературы, а также проследить динамику этих явлений в современной литературе.
2. Историко-литературный, который помог отследить влияние того или иного исторического периода на детскую и подростковую литературы.
3. Описательный метод был использован нами при анализе рассматриваемых нами литературных произведений.
Методологической базой исследования будут труды современных исследователей по детской и юношеской литературе - И.Н. Арзамасцевой, М.А. Литовской, М.И. Мещеряковой, Е.В. Посашковой, И.Г. Минераловой и др. авторов, занимающихся изучением поэтики подростковой прозы, труды по истории русской детской литературы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении основных качеств современной концепции героя подростковой литературы и художественной специфики модели мира, предлагаемой юному читателю современными авторами.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано в курсе занятий по внеклассному чтению, филологическому анализу художественного текста.
Апробация работы: материалы исследования послужили основой для доклада на научной конференции «Актуальные проблемы филологии» (Екатеринбург, УрГПУ) в 2017-2018 учебном году и последующей публикации в сборнике научных трудов.
Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав (с выделением параграфов), заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной магистерской диссертации мы рассмотрели то, как раскрывается образ современности в новейшей подростковой прозе. Первая глава нашей работы несла теоретический характер, в ней мы собрали и проанализировали материал об особенностях детской и подростковой литературы. В первом параграфе мы выяснили то, как разными исследователями понимается феномен детской литературы, и какую, по их мнению, должны ставить задачу перед собой детские писатели. Во втором параграфе мы выявили особенности подростковой прозы: художественное своеобразие сюжетов, образов и мотивов данной части литературы.
Вторая глава носила практический характер, в ней мы рассмотрели произведения, ставшими призерами литературного конкурса «Книгуру» разных лет и попытались увидеть то, как представляется образ современного мира подростка в этих книгах. Современные авторы пишут для подростков на разные темы. Заинтересовать юного читателя может лишь то, что волнует его самого. Семья, школа, социум - это то, что составляет маленький мир ребенка, который напрямую на него влияет. Зачастую подросток еще не нашел верный путь в этом мире, из-за чего возникают конфликты с родителями, друзьями и учителями.
Самое большое значение на формирование личности ребенка оказывает семья. Базовые ценности, нормы поведения, обычаи и традиции ребенок перенимает от тех, с кем он живет под одной крышей каждый день. То, как выстраивает свои отношения с миром «взрослых» герой -подросток мы показали на примере повести Л.А. Романовской «Удалить эту запись?», где главная героиня Вера за один учебный год проходит тяжелый путь от недопонимания с родителями, учителем и друзьями до полной гармонии во взаимоотношении с ними. Девушка значительно меняет свое мировоззрение, избавляется от всего фальшивого и ненужного, обретает себя. Вера поняла истинный смысл жизни - это ее близкие люди. Семья становится главной ценностью для героини.
Огромным оказывается влияние и школы на формирование личности подростка. Школа - тот социальный институт, где ребенку приходится пройти множество испытаний: трудности в учебе, конфликты с одноклассниками и учителями, первая любовь и т.д. Роль школы в жизни подростка мы рассмотрели на примере цикла А.В. Жвалевского и Е.Б. Пастернак «Шекспиру и не снилось», а также повести Г.Ш. Нугмановой «Школота». Проанализировав эти произведения, мы пришли к нерадостному выводу о том, что школа в этих произведениях представляется как место, где ученики и учителя находятся в постоянных конфликтах, где обе стороны не хотят услышать позицию друг друга. Также, и со стороны родителей в данных произведениях нет никакой поддержки, так как они без конца заняты исключительно своими делами. Но, несмотря на недопонимание с взрослыми, подростки смогли объединиться, услышать и понять друг друга, вместе преодолеть трудности. Такая особенность сюжета в обоих произведениях говорит о том, что для подростков очень значимым является отношения в кругу сверстников.
Также мы не обошли вниманием влияние культурной среды на становящуюся личность. В этом аспекте наше внимание привлекло произведение Е. В Рудашевского «Куда уходит кумуткан». На главных героев, Максима, Аюну и Сашу огромное влияние оказали обычаи семьи шаманов, в которой выросли главные герои. Истории, рассказанные настоящим шаманом - отцом Аюны и отчимом Максима, дети слушали с самого детства, из-за чего искренне поверили в нематериальность мира, в существование добрых и злых духов. Вера в сверхъестественное отразилась на играх детей: в них они проделывали многие элементы обрядов шаманов. Позже эти игры обретают материальный вид, во время того, когда ребята остаются одни среди голой ледяной пустыни. Здесь им приходится спасать жизни маленьких кумутканов, но, также, опасность угрожает и самим детям. Несмотря на преодоление всех трудностей, подростков не покидало ощущение одиночества. Герои даже сравнивают себя с кумутканами, ведь они оказались такими же брошенными и непонятыми взрослыми.
Перед тем, как ребенку стать взрослым, он должен усвоить нормы и принципы «взрослого» мира. На то, каким будет будущий член общества, влияют семья, окружение и культурная среда. Из проанализированных нами произведений можно сделать вывод о том, что подростку в современном мире приходится несладко. Самая главная проблема, с которой сталкиваются герои - недопонимание со взрослыми. Проблема «отцов и детей» - вечная тема литературы, которая всегда будет актуальной. Меняется мир, а вместе с ним непременно меняются взгляды людей. Каждое новое поколение никогда не поймет старое и наоборот. Поэтому важным является желание понять друг друга, умение найти общий язык. В проанализированных нами произведениях отчетливо заметна динамика в изображении образов героев- подростков. От начала к концу произведения читатель замечает, что герои неизменно становятся лучше, взрослее. А это значит, что, несмотря на все трудности и конфликтные ситуации, герои все-таки нащупывают верный путь, по которому им стоит идти в жизни.



1. Арзамасцева И.Н. Детская литература : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. - 8-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 576 с. - (Сер. Бакалавриат).
2. Аскарова В. Подросток и взрослые: трудный диалог по поводу книги / В. Аскарова, Н. Сафонова // Библиотека. - 2007. - № 1. - С. 34 - 36.
3. Волынская И. Литература для подростков: Погоня за Бет Глатисант, или «Я не догоняю!» / И. Волынская, К. Кащеев. - ЦКЪ: http://www.eksmo.ru/news/authors/483417
4. Воронина Е.И. Взгляд с другой стороны стола. Эксперимент и инновации в школе № 6, 2011, С. 29-32.
5. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для пед. вузов. М.: Academia, 2004.
6. Детская литература: учебник / Е.Е.Зубарева, В.К.Сигов,
В.А.Скрипкина и др.; под ред. Е.Е.Зубаревой. М.: Высш. шк., 2007.
7. Детская литература сегодня. Материалы научно-практического семинара. Екатеринбург, 2010.
8. Драгунова Т. В. Подросток. М.: Знание, 1976. - 342 с.
9. Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б. Шекспиру и не снилось //
Режим доступа: http://kniguru.info/short-list-vtorogo-sezona/shekspiru-i-ne-
snilos
10. Краткая литературная энциклопедия. Режим доступа:http://feb- web.ru/feb/litenc/encyclop
11. Лазарева Т. А. Отражение социальной нормы в ценностных ориентациях подростка. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 102, 2009, С. 371-378.
12. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70 гг. - Свердловск. 1982. - С. 32.
13. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки: монография. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1992.
14. Литовская М.А. «Время всегда хорошее»: социальная
психология для современного подростка // Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - 154 с.
15. Лупанова И.П. Полвека. Советская детская литература. 1917 - 1967 М., 1969.
16. Материалы журнала «Литература» изд. дома «1 сентября» http://lit. 1september.ru/urok/
17. Мелетинский Е.М. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. - Т. 1. - С. 245-247.
18. Мещерякова М.И. Русская детская, подростковая и юношеская проза 2 половины XX века: проблемы поэтики: Монография - М.: Мегатрои, 1997. -380с.
19. Минералова И.Г. Детская литература : учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Г. Минералова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 333 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
20. Михайлова А. Современный ребенок и сказка: Проблемы диалога М., 2008.
21. Михалева, Т.И. Великая Отечественная война в литературе для детей и юношества (60 - 80-е гг.). М., 1992.
22. Носкова В.Б., Хрящева Н.П. Взрослые «ужасы» и новый детский герой? // Филологический класс. 2006. № 16.
23. Нугманова Г.Ш. Школота // Режим доступа:
http://kniguru.info/korotkiy-spisok-sedmogo-sezona/shkolota
24. Посашкова Е.В. Повесть «нравственного урока» (на материале прозы А. Алексина и А. Лиханова) // Русская литература XX века: направления и течения, ежегодник, выпуск №2, Екатеринбург: УрГПУ, 1995. - 132 с.
25. Романовская Л. В.: «Писатель пишет, чтобы все, что мы пережили, не ушло в космос, а осталось тут, как облако» // Режим доступа: https ://www.papmambook.ru/articles/3140/
26. Романовская Л.А. Лариса Романовская о себе // Режим доступа: https ://fantlab.ru/autor20944
27. Романовская Л.А. Удалить эту запись? // Режим доступа:
http://kniguru.info/korotkiy-spisok-sedmogo-sezona/udalit-etu-zapis
28. Рудашевский Е. В. Куда уходит кумуткан? // Режим доступа: http://kniguru.info/korotkiy-spisok-sedmogo-sezona/kuda-uhodit-kumutkan
29. Светловская Н.Н. Детская книга и детское чтение: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Academia, 1999.
30. Сетин Ф.И. История русской детской литературы (конец Х - первая половина XIX вв.). М.: Просвещение, 1990.
31. Сивоконь С. Уроки детских классиков. М., 1990.
32. Фантастика и фэнтези в круге детского и юношеского чтения // Режим доступа:http ://www.rusf.ru
33. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно -
содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 608 с.
34. Химич В.В. Автор и читатель в ситуации игры: «Детская книга» Б.Акунина // XII Всероссийская научно-практическая конференция словесников. Екатеринбург, 2006. Ч.1. Пленарные доклады.
35. Черняк М.А. Литература для тинейджеров в контексте экспериментов новейшей прозы XXI века // Вестник Череповецкого государственного университета, 2011, №4, стр 89 - 93.
36. Черняк М.А. Феномен массовой литературы ХХ века. СПб.: Изд - во РГПУ им. А.И.Герцена, 2005
37. Черняк М.А. Школа как диагноз: опыт современной прозы //Детская литература сегодня: Сб. науч. ст. - Екатеринбург: УрГПУ, 2010. - 154 с
38. Эльяшкевич А. Литературе семидесятых. //Звезда. - 1979. -МЗ. - С.203.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ