Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации

Работа №96741

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их особые
образовательные потребности 9
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья: понятие, сущность 22
1.3. Комплексный подход в психолого-педагогическом
сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 51
2.1. Из опыта работы МБДОУ-детский сад комбинированного вида
№ 510 по психолого-педагогическому сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи 51
2.2. Разработка программы психолого-педагогического
сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и ее реализация 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


В современном мире на сегодняшний день происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального (коррекционного) образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования ориентировано на индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка. Особую актуальность это приобретает к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как отмечают Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина, в качестве одного из важных аспектов особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья выступает потребность в качественной индивидуализации обучения, обеспечении каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечении градуированной системой помощи.
В настоящее время в нашей стране количество детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья самую многочисленную составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.
Эти дети до недавнего времени обучались в специализированных (коррекционных) учреждениях, в настоящее время в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дети с ограниченными возможностями здоровья получили право обучаться не только в специализированных коррекционных учреждениях, но и в группах общеразвивающей направленности.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Свердловской области (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года) в дошкольных образовательных организациях составляет 11 486 человек, рост за 5 лет увеличился на 31 %.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования составляет 5181 человек (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года). Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи по Адаптированным основным образовательным программам начального общего образования составляет 649 человек (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года) [16].
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Письме Минобрнауки РФ N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" обозначено, что право на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается одной из приоритетных задач государства не только в области образования, но и в областях развития Российской Федерации.
Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует возможность получения образования для всех обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, которые определяют особые условия для получения ими образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из этого, вытекает ряд проблем, одной из которых становится осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день не обозначены единые требования к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации, что существенно осложняет создание условий для индивидуализации образовательного процесса в контексте обучения и воспитания детей ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья является совместной деятельностью разных специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию помощи в преодолении трудностей.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.
Мы думаем, что наиболее результативным в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексный подход. Такой подход позволяет выделить из всего многообразия психолого-педагогических форм, методов, способов комплекс структурных элементов, которые взаимосвязаны между собой для целостного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе исследования введено ограничение: будет рассматриваться только одна категория детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети с тяжелым нарушением речи.
Таким образом возникает противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелым нарушением речи в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методической обеспеченности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи).
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования: как осуществить психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
В основу исследования положена гипотеза: психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации будет способствовать комплексный подход, предполагающий:
- работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог); -использование различных методов и форм работы;
-работу со всеми субъектами образовательных отношений.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) Выделить детей с ограниченными возможностями здоровья и их особые образовательные потребности;
2) Проанализировать понятие, сущность психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ;
3) Рассмотреть опыт работы МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510 по психолого-педагогическому сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи;
4) Апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации;
Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, систематизация, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические - наблюдение, беседа, анализ документов, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад комбинированного вида № 510 города Екатеринбурга.
Теоретическая значимость:
- уточнены понятия: психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей; психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения, где ведущая роль отводится учителю -логопеду.
- обоснована необходимость использования комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи, предполагающего взаимосвязанную работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель); работу со всеми субъектами образовательных отношений.
Практическая значимость:
Разработана структура «Адаптированной образовательной программы», разработана «Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)», которые можно использовать в деятельности дошкольных образовательных организаций.
Элементы новизны:
Разработка методического обеспечения:
- Адаптированная образовательная программа
- Программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определены понятия (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с тяжелыми нарушениями речи, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Разработаны «Адаптированная Образовательная Программа», «Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)».
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы рассмотрели понятия: ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания особых условий.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - дети, имеющие различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
В результате нашего исследования нами уточнены понятия: психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей; психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения, где ведущая роль отводится учителю-логопеду.
Обоснована необходимость использования комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи, предполагающего взаимосвязанную работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель); работу со всеми субъектами образовательных отношений.
Проведена опытно-поисковая работа по созданию методического обеспечения проблемы, в ходе которой разработаны структура Адаптированной образовательной программы, Программа психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет следующую структуру:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы,
- Значимые характеристики для разработки и реализации программы,
- Ожидаемые результаты,
- Особые образовательные условия реализации программы,
- Тематический план реализации Программы.
Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации (далее Программа Ш1С детей с ТНР) на основе индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) и индивидуальной карте развития ребенка.
Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет три этапа: подготовительный, этап реализации, заключительный.
Цель программы: осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи программы:
6. создание благоприятной образовательной среды, которая поможет ребенку с тяжелыми нарушениями речи, находится в зоне развития;
7. создание особых образовательных условий;
8. содействие ребенку с тяжелыми нарушениями речи в выборе и реализации его индивидуальной траектории развития в рамках дошкольной организации;
9. изучение, анализ, оценка потребностей, возможностей интересов и проблем (по средствам чего-то: запрос, карта, предыдущее портфолио);
10. оказание содействия в формировании и реализации индивидуальной образовательной программы.
Определены значимые характеристики для разработки и реализации программы:
- психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи), описаны 4 уровня речевого развития по классификации Левиной и Чиркиной).
Ожидаемые результаты Программы ППС детей с ТНР представлены целевыми ориентирами, которые ребенок достигает к 7 годам.
К особым условиям Программы ППС детей с ТНР относятся:
- организационное обеспечение
- информационное обеспечение
- кадровые условия
- предметно-пространственная развивающая среда
- учебно-методический комплекс
- материально-технические условия.
По результатам педагогического мониторинга видна динамика по коррекции речевых отклонений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Анкетирование родителей показало, что их удовлетворенность составляет 87%.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи служит методическим обеспечением для реализации Адаптированной образовательной программы.



1. Алехина, С.А. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии [текст] / сост.: С.А. Алехина, М.Р. Битянова. - М.: 2015. - 18 с.
2. Алехина, С.А. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции [текст] / под ред. С.В. Алехиной. - М.: МГППУ, 2015. - 528 с.
3. Алехина, С.А. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство [текст] :методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / С.В. Алехина [и др.]. - М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. - 147 с.
4. Алехина, С.А. Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду [текст]: сборник методических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В.Алехина. М.: МГППУ, 2014. - 203 с.
5. Алехина, С.А. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях [текст] : Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. — М.: МГППУ, 2012. - 92 с.
6. Алехина С.А. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования [Электронный ресурс] // URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2015/09/Alehina.pdf (дата обращения: 02.11.2018).
7. Афонькина, Ю.А. Технология комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка дошкольного возраста [Текст]: методические разработки для специалистов дошкольного образования / Ю.А. Афонькина, И.И. Усанова, О.В. Филатова. - Мурманск, 2010. - 8 с.
8. Ауппе, И.М. Сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования [Текст]: Справочник педагога-психолога № 4 / Ауппе И.М., Морозова И.С., Чепракова Е.А. - М, 2014. -4 с.
9. Баряева, Л.Б. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. / Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.
10. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М.Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998. - 289 с.
11. Гонеев, А.Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Д. Гонеев, Н. И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. - 2-е изд., перераб. - М.:
Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
12. Государственная программа РФ «Развитие образования на 2013¬2020 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295. М. - 2014. - с.155.
13. Государственная программа РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годы», утв. постановлением Правительства РФ от 1.12.2015 г. № 1297. -2014. - 164 с.
14. Гущина, Г.Н. Педагогическое сопровождение развития
субъектности обучающегося [Текст]: Педагогика: научно-теоретический
журнал. М. - 2012. - № 2. - С. 50-57.
15. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, перспективы
[Электронный ресурс]:иКГ:ййр://’№№№.ашдрди.ги/ир1оаб/1Ь1оск/еЬ8/зегеЬгешкоуа_уи_у_шк1уuzivnoe_obrazovanie_opyt_prob1emy_perspektivy.pdf (дата обращения:
02.11.2018)
16. Инклюзивное образование: нормативно-правовое и ресурсное
обеспечение образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: Семинар-совещание ГАОУ ДПО СО
«Институт развития образования». Екатеринбург. - 2017.
17. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] : Методическое пособие - М.: Гуманитарный изд. центр Владос, 2011. - 167 с.
18. Карашвили, Е.А. Медико-психологическая служба в ДОУ [Текст] : Организация работы/ под ред. Е.А. Карашвили - М.: ТЦ Сфера, 2007.25 с.
19. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [Электронный ресурс] / Р. Э. Кодермятов // Молодой ученый. - 2015. - №11. - С. 1738-1740. - URL: https://moluch.ru/archive/91/20080/(дата обращения: 02.11.2018).
20. Козырева, О.А. Особенности и специфика образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / О.А. Козырева // Журнал «Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики» - 2014. URL: http://www.nauteh- journal.ru/index.php/ru/--gn14-09/1297-a(дата обращения: 04.11.2018).
21. Лапшин, В.А. Основы дефектологии [Текст]: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.А.Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Просвещение, 1991. -143 с.
22. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии. [Текст] / Р.Е. Левина - М.: Просвещение, 1968. - 251 с.
23. Лубовский В.И. Психологическая наука и образование [Электронный ресурс] // журнал psyedu.ru. 2013. URL: http://psyedu.ru/files/articles/3989/pdf_version.pdf (дата обращения: 04.11.2018).
24. Лятифова Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2014. URL: https://moluch.ru/archive/78/13543/(дата обращения: 10.11.2018).
25. Назарова, Н.М. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / под ред. Н. М. Назаровой. - 3- е изд., испр. - М.: Издательский центр
«Академия», 2004. - 400 с.
26. Неваров, А. А. К истории становления отечественной коррекционной педагогики [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2010. URL: https://moluch.ru/arehive/15/1457/(дата обращения: 10.11.2018).
27. Никандров В. В. Неэмпирические методы психологии [Текст]: Учеб. Пособие / В. В. Никандров. - СПб.: Речь, 2003. - 53 с.
28. Нищева, Н. В. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст]: Издание 3-е, перераб. и доп. в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2016. - 240 с.
29. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами", 2008.
30. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс] // 2014. URL: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (дата обращения: 01.11.2018).
31. Прочухаева, М.М. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду [Текст] / авт. -сост.: М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. Вып. 4. - М.: Школьная книга,2010. - 240 с.
32. Саввиди, М.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] / журнал.
2015. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015439 (дата обращения: 02.11.2018).
33. Самсонова, Е.В. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе [Текст] : Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012.
- 84 с.
34. Самсонова, Е.В. Организация образовательного процесса для детейс ограниченными возможностями здоровья в детском саду [Текст] : сборникметодических рекомендаций / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В.Алехина. - М.: МГППУ, 2014. - 203 с.
35. Самсонова, Е.В. Инклюзивное образование. Выпуск 4. [Текст] :
Методические рекомендации по организации инклюзивного
образовательного процесса в детском саду. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 240 с.
36. Семаго, Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы [Текст] : учебно-методическое пособие / журнал «Первое сентября». - М., 2014. - С. 38
37. Семаго, Н.Я. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики [Текст] :
Методическое пособие / Под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 156 с.
38. Скибицкий, Э.Г. Комплексный подход как методологическая основа разработки дидактического обеспечения образовательного процесса в ВУЗЕ [Текст] // журнал Менеджмент и образование., 2016. - № 1. - С.149¬150.
39. Соловьева, С. В. Проектирование индивидуальных
образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: методические рекомендации / С. В. Соловьева. - Екатеринбург: ИРО, 2011. - 140 с.
40. Соловьева, С. В. Индивидуальная образовательная программа в образовательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы обл. науч.- практ. конференции 12 февраля 2008 г. / Екатеринбург: ИРРО, 2008. - С. 280 - 283.
41. Соловьева, С.В. Программно-методическое обеспечение
индивидуального сопровождения ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы
Международной научно-практической конференции 2 - 4 июня 2011 г. / под ред. М.Н. Дементьевой, О.С. Ушаковой, Е.В. Савушкиной; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. - Рязань 2011. - С. 325 - 328.
42. Соловьева, С. В. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: материалы Всеросс. конф. «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы» / С. В. Соловьева - Самара: «Современные образовательные технологии», 2010. - С. 125-132.
43. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155. - М.: СФЕРА, 2015. - 21с.
44. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" М.: СФЕРА, 2015. - 144 с.
45. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ. М., 2018. - 48с. (дата обращения: 01.11.2018).
46. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497. [Электронный ресурс] // URL: http://base.garant.ru/71044750/
47. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст]: Монография / Т. Б. Филичева - М., 2000. - С.234-250.
48. Шестакова, Е.Ю. Создание специальных образовательных условий для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи [Текст]: Методические рекомендации для специалистов ПМПК / Е.Ю.Шестакова, учитель- дефектолог ГБУ НСО «ОЦДК», Л.В.Марголина, учитель-логопед ГБУ НСО «ОЦДК», О.И.Волосач, учитель-логопед ГБУ НСО «ОЦДК». - Новосибирск,
2016. - 79 с.
49. Шипицына, Л. М. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста [Текст]: Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
50. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова - Ростов: Феникс, 2011. - 300с.
51. Якштес В.С. Коррекционная педагогика [Электронный ресурс] // журнал Начальная школа. Всё для учителя. 2015. URL:/ http://www.e- osnova.ru/PDF/osnova_12_48_13473.pdf(дата обращения: 02.11.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ