Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их особые
образовательные потребности 9
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья: понятие, сущность 22
1.3. Комплексный подход в психолого-педагогическом
сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 51
2.1. Из опыта работы МБДОУ-детский сад комбинированного вида
№ 510 по психолого-педагогическому сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи 51
2.2. Разработка программы психолого-педагогического
сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и ее реализация 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 9
1.1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и их особые
образовательные потребности 9
1.2. Психолого-педагогическое сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья: понятие, сущность 22
1.3. Комплексный подход в психолого-педагогическом
сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи 38
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 51
2.1. Из опыта работы МБДОУ-детский сад комбинированного вида
№ 510 по психолого-педагогическому сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи 51
2.2. Разработка программы психолого-педагогического
сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации и ее реализация 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В современном мире на сегодняшний день происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального (коррекционного) образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования ориентировано на индивидуализацию образовательного процесса в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого ребенка. Особую актуальность это приобретает к процессу образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Как отмечают Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина, в качестве одного из важных аспектов особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья выступает потребность в качественной индивидуализации обучения, обеспечении каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечении градуированной системой помощи.
В настоящее время в нашей стране количество детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья самую многочисленную составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.
Эти дети до недавнего времени обучались в специализированных (коррекционных) учреждениях, в настоящее время в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дети с ограниченными возможностями здоровья получили право обучаться не только в специализированных коррекционных учреждениях, но и в группах общеразвивающей направленности.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Свердловской области (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года) в дошкольных образовательных организациях составляет 11 486 человек, рост за 5 лет увеличился на 31 %.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования составляет 5181 человек (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года). Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи по Адаптированным основным образовательным программам начального общего образования составляет 649 человек (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года) [16].
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Письме Минобрнауки РФ N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" обозначено, что право на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается одной из приоритетных задач государства не только в области образования, но и в областях развития Российской Федерации.
Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует возможность получения образования для всех обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, которые определяют особые условия для получения ими образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из этого, вытекает ряд проблем, одной из которых становится осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день не обозначены единые требования к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации, что существенно осложняет создание условий для индивидуализации образовательного процесса в контексте обучения и воспитания детей ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья является совместной деятельностью разных специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию помощи в преодолении трудностей.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.
Мы думаем, что наиболее результативным в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексный подход. Такой подход позволяет выделить из всего многообразия психолого-педагогических форм, методов, способов комплекс структурных элементов, которые взаимосвязаны между собой для целостного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе исследования введено ограничение: будет рассматриваться только одна категория детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети с тяжелым нарушением речи.
Таким образом возникает противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелым нарушением речи в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методической обеспеченности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи).
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования: как осуществить психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
В основу исследования положена гипотеза: психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации будет способствовать комплексный подход, предполагающий:
- работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог); -использование различных методов и форм работы;
-работу со всеми субъектами образовательных отношений.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) Выделить детей с ограниченными возможностями здоровья и их особые образовательные потребности;
2) Проанализировать понятие, сущность психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ;
3) Рассмотреть опыт работы МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510 по психолого-педагогическому сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи;
4) Апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации;
Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, систематизация, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические - наблюдение, беседа, анализ документов, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад комбинированного вида № 510 города Екатеринбурга.
Теоретическая значимость:
- уточнены понятия: психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей; психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения, где ведущая роль отводится учителю -логопеду.
- обоснована необходимость использования комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи, предполагающего взаимосвязанную работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель); работу со всеми субъектами образовательных отношений.
Практическая значимость:
Разработана структура «Адаптированной образовательной программы», разработана «Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)», которые можно использовать в деятельности дошкольных образовательных организаций.
Элементы новизны:
Разработка методического обеспечения:
- Адаптированная образовательная программа
- Программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определены понятия (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с тяжелыми нарушениями речи, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Разработаны «Адаптированная Образовательная Программа», «Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)».
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Как отмечают Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина, в качестве одного из важных аспектов особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья выступает потребность в качественной индивидуализации обучения, обеспечении каждому отдельному ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставлении возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспечении градуированной системой помощи.
В настоящее время в нашей стране количество детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ежегодно увеличивается. Из всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья самую многочисленную составляют дети с тяжелыми нарушениями речи.
Эти дети до недавнего времени обучались в специализированных (коррекционных) учреждениях, в настоящее время в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дети с ограниченными возможностями здоровья получили право обучаться не только в специализированных коррекционных учреждениях, но и в группах общеразвивающей направленности.
Численность детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях Свердловской области (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года) в дошкольных образовательных организациях составляет 11 486 человек, рост за 5 лет увеличился на 31 %.
Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья начального общего образования составляет 5181 человек (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года). Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи по Адаптированным основным образовательным программам начального общего образования составляет 649 человек (по состоянию на начало 2016/2017 учебного года) [16].
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Письме Минобрнауки РФ N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" обозначено, что право на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается одной из приоритетных задач государства не только в области образования, но и в областях развития Российской Федерации.
Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" гарантирует возможность получения образования для всех обучающихся с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования учитывает индивидуальные потребности ребенка, которые определяют особые условия для получения ими образования, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из этого, вытекает ряд проблем, одной из которых становится осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день не обозначены единые требования к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации, что существенно осложняет создание условий для индивидуализации образовательного процесса в контексте обучения и воспитания детей ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья является совместной деятельностью разных специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию помощи в преодолении трудностей.
Проблема психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования.
Мы думаем, что наиболее результативным в ходе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья является комплексный подход. Такой подход позволяет выделить из всего многообразия психолого-педагогических форм, методов, способов комплекс структурных элементов, которые взаимосвязаны между собой для целостного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В работе исследования введено ограничение: будет рассматриваться только одна категория детей с ограниченными возможностями здоровья - это дети с тяжелым нарушением речи.
Таким образом возникает противоречие между необходимостью психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелым нарушением речи в дошкольной образовательной организации и недостаточностью методической обеспеченности психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелым нарушением речи).
Обозначенное противоречие определяет проблему исследования: как осуществить психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
В основу исследования положена гипотеза: психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации будет способствовать комплексный подход, предполагающий:
- работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог); -использование различных методов и форм работы;
-работу со всеми субъектами образовательных отношений.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1) Выделить детей с ограниченными возможностями здоровья и их особые образовательные потребности;
2) Проанализировать понятие, сущность психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ;
3) Рассмотреть опыт работы МБДОУ-детский сад комбинированного вида № 510 по психолого-педагогическому сопровождению детей с тяжелыми нарушениями речи;
4) Апробировать программу психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации;
Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, систематизация, обобщение, сравнение.
2. Эмпирические - наблюдение, беседа, анализ документов, обработка данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-детский сад комбинированного вида № 510 города Екатеринбурга.
Теоретическая значимость:
- уточнены понятия: психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья , под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей; психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения, где ведущая роль отводится учителю -логопеду.
- обоснована необходимость использования комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи, предполагающего взаимосвязанную работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель); работу со всеми субъектами образовательных отношений.
Практическая значимость:
Разработана структура «Адаптированной образовательной программы», разработана «Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)», которые можно использовать в деятельности дошкольных образовательных организаций.
Элементы новизны:
Разработка методического обеспечения:
- Адаптированная образовательная программа
- Программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определены понятия (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с тяжелыми нарушениями речи, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
2. Разработаны «Адаптированная Образовательная Программа», «Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)».
Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В ходе нашего исследования мы рассмотрели понятия: ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания особых условий.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - дети, имеющие различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
В результате нашего исследования нами уточнены понятия: психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей; психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения, где ведущая роль отводится учителю-логопеду.
Обоснована необходимость использования комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи, предполагающего взаимосвязанную работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель); работу со всеми субъектами образовательных отношений.
Проведена опытно-поисковая работа по созданию методического обеспечения проблемы, в ходе которой разработаны структура Адаптированной образовательной программы, Программа психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет следующую структуру:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы,
- Значимые характеристики для разработки и реализации программы,
- Ожидаемые результаты,
- Особые образовательные условия реализации программы,
- Тематический план реализации Программы.
Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации (далее Программа Ш1С детей с ТНР) на основе индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) и индивидуальной карте развития ребенка.
Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет три этапа: подготовительный, этап реализации, заключительный.
Цель программы: осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи программы:
6. создание благоприятной образовательной среды, которая поможет ребенку с тяжелыми нарушениями речи, находится в зоне развития;
7. создание особых образовательных условий;
8. содействие ребенку с тяжелыми нарушениями речи в выборе и реализации его индивидуальной траектории развития в рамках дошкольной организации;
9. изучение, анализ, оценка потребностей, возможностей интересов и проблем (по средствам чего-то: запрос, карта, предыдущее портфолио);
10. оказание содействия в формировании и реализации индивидуальной образовательной программы.
Определены значимые характеристики для разработки и реализации программы:
- психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи), описаны 4 уровня речевого развития по классификации Левиной и Чиркиной).
Ожидаемые результаты Программы ППС детей с ТНР представлены целевыми ориентирами, которые ребенок достигает к 7 годам.
К особым условиям Программы ППС детей с ТНР относятся:
- организационное обеспечение
- информационное обеспечение
- кадровые условия
- предметно-пространственная развивающая среда
- учебно-методический комплекс
- материально-технические условия.
По результатам педагогического мониторинга видна динамика по коррекции речевых отклонений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Анкетирование родителей показало, что их удовлетворенность составляет 87%.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи служит методическим обеспечением для реализации Адаптированной образовательной программы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи - дети, имеющие различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
В результате нашего исследования нами уточнены понятия: психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим отклонения в психофизическом развитии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей; психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи, под которым понимается создание особых условий в образовательной организации для выявления и оказания ранней квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения, где ведущая роль отводится учителю-логопеду.
Обоснована необходимость использования комплексного подхода в психолого-педагогическом сопровождении детей с тяжелыми нарушениями речи, предполагающего взаимосвязанную работу разных специалистов (учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель); работу со всеми субъектами образовательных отношений.
Проведена опытно-поисковая работа по созданию методического обеспечения проблемы, в ходе которой разработаны структура Адаптированной образовательной программы, Программа психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи.
Программа психолого-педагогического сопровождения для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет следующую структуру:
- Пояснительная записка
- Цель и задачи программы,
- Значимые характеристики для разработки и реализации программы,
- Ожидаемые результаты,
- Особые образовательные условия реализации программы,
- Тематический план реализации Программы.
Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется для детей с тяжелыми нарушениями речи в дошкольной образовательной организации (далее Программа Ш1С детей с ТНР) на основе индивидуальной образовательной программы ребенка с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) и индивидуальной карте развития ребенка.
Программа психолого-педагогического сопровождения реализуется для детей с тяжелыми нарушениями речи имеет три этапа: подготовительный, этап реализации, заключительный.
Цель программы: осуществление психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи программы:
6. создание благоприятной образовательной среды, которая поможет ребенку с тяжелыми нарушениями речи, находится в зоне развития;
7. создание особых образовательных условий;
8. содействие ребенку с тяжелыми нарушениями речи в выборе и реализации его индивидуальной траектории развития в рамках дошкольной организации;
9. изучение, анализ, оценка потребностей, возможностей интересов и проблем (по средствам чего-то: запрос, карта, предыдущее портфолио);
10. оказание содействия в формировании и реализации индивидуальной образовательной программы.
Определены значимые характеристики для разработки и реализации программы:
- психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи), описаны 4 уровня речевого развития по классификации Левиной и Чиркиной).
Ожидаемые результаты Программы ППС детей с ТНР представлены целевыми ориентирами, которые ребенок достигает к 7 годам.
К особым условиям Программы ППС детей с ТНР относятся:
- организационное обеспечение
- информационное обеспечение
- кадровые условия
- предметно-пространственная развивающая среда
- учебно-методический комплекс
- материально-технические условия.
По результатам педагогического мониторинга видна динамика по коррекции речевых отклонений у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Анкетирование родителей показало, что их удовлетворенность составляет 87%.
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи служит методическим обеспечением для реализации Адаптированной образовательной программы.
Подобные работы
- Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2019 - Особенности готовности будущих педагогов-психологов к работе по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2020 - Организация службы сопровождения субъектов образовательного процесса в области поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Социально-психологическое сопровождение детей с умственной отсталостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ
РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



