Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Традиции Олега Григорьева в современной детской поэзии

Работа №96740

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ИСТОКИ И ТРАДИЦИИ ТВОРЧЕСТВА О. ГРИГОРЬЕВА
1.1 Творчество О. Григорьева в контексте поэзии 1960-70-х гг
1.2. «Откуда поэт пришел»: источники поэзии О. Григорьева
1.2.1. Фольклорные традиции в творчестве Гиигорьева
1.2.2. Традиции поэзии ОБЭРИУ в творчестве О. Григорьева
1.3. Герой поэзии О. Григорьева в критике и литературоведении
ГЛАВА 2. СВОЕОБРАЗИЕ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ О. ГРИГОРЬЕВА. Взрослые и дети в детской поэзии 1970-80-х гг.
2.1 Дети и взрослые в книге О. Григорьева «Чудаки и другие»
2.1.1. Дети и взрослые как противники.
2.1.2. Взрослые и дети как двойники.
2.2. Поэтический мир поэзии Григорьева.
2.3. Возможности методического освоения поэзии Григорьева в школе
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИИ О. ГРИГОРЬЕВА В ПОЭЗИИ А. ГИВАРГИЗОВА
3.1. Литературный портрет Артура Гиваргизова.
3.2. Понятие литературное традиции.
3.3. Взрослые и дети в поэзии Артура Гиваргизова.
3.4. Диалог с поэтикой Олега Григорьева в стихотворениях Гиваргизова.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современная литературная ситуация связана с расцветом детской поэзии. Многообразие авторов, пестрота картины современной поэзии для детей отразилась, например, в книге М.Д. Яснова «Путешествие в Чудетство». В двух разделах этой книги представлены яркие имена современной поэзии для детей: Т.Собакин, А. Гиваргизов, П. Синявский А. Орлова, Г.Дядина и многие другие. В предшествующем разделе книги Яснова охарактеризованы те авторы, которые, по мысли Яснова, каждый в свое время сделал что-то очень важное или необычное в детской поэзии: В. Берестов, Л. Каминский, О. Григорьев. Вопрос о преемственности в детской поэзии, таким образом, сам собой вытекает при чтении этой книги: на чьи традиции опираются современные поэты, пишущие для детей? Почему эти традиции оказываются актуальными? Поскольку эти вопросы в критике и литературоведении малоизучены, полагаем, что подобное исследование будет обладать актуальностью и новизной.
Объектом исследования в данной работе станет творчество современного детского поэта А. Гиваргизова, в стихотворениях которого проявляются традиции Олега Григорьева. По мнению исследователя Бекетовой, с именем Артура Гиваргизова связан феномен «абсурда в современной детской литературе», что, безусловно, сближает его с О. Григорьевым [Бекетова].
Предмет исследования - художественные особенности поэзии А.Гиваргизова, в которых «узнаются», «откликаются» черты творческой индивидуальности О. Григорьева.
Поэзия О. Григорьева - сложный феномен, который еще недостаточно исследован, и это также говорит об актуальности исследования. О. Григорьев творил в 1960-80 годы. При жизни поэта вышло всего два сборника его детских стихов «Чудаки» (1971), [Григорьев, 1971, 60] «Витамин роста» (1980) [Григорьев, 1880, 64]. Официальные представители Союза Писателей с недоброжелательной критикой встретили его детские книги,: слишком нетипичным был его герой-ребенок, слишком неудобным для советской детской литературы. Книги Олега Григорьева начинают активно публиковаться только с 2009 года: «Чудной народ» 2010, «Шли вперед — пришли назад» 2010, «Стихи для детей» 2009. Востребованность книг поэта обусловлена, скорее всего, тем, что Олег Григорьев в чем -то оказался созвучен нашему времени, близок современному читателю -ребенку.
В силу этого предметом исследования будет выявление традиций Олега Григорьева в современной детской поэзии.
Цели:
1. понять, в чем состоит специфика поэзии О. Григорьева для детей;
2. увидеть, как отзываются традиции О. Григорьева в современной детской поэзии.
Задачи:
1. На основе работ о творчестве О. Григорьева выяснить, в чем видят специфику его дара исследователи (истоки творчества, принадлежность к литературному течению, поэтический язык, герои лирики, лирический субъект);
2. Проанализировать образы взрослых и детей и поэтический мир детской поэзии О. Григорьева;
3. Понять, как понимается «традиция» в литературе, обратившись к литературоведческим работам;
4. Понять, какие именно традиции поэзии О. Григорьева реализуются в современной детской поэзии, а конкретно в творчестве А. Гиваргизова.
Методологическую базу исследования составляют
1) работы, посвященные специфике поэтического дара О. Григорьева:
- прежде всего работы Н. Лейдермана и М. Липовецкого, М. Черняк, И. Арзамасцевой, в которых язык Григорьева связывается с традициями ОБЭРИУтов;
- работы И. Дацкевича, Н. Губайдуллиной, в которых рассматривается образная ситема поэзии Григорьева для детей (образы ребенка и взрослого, учителяи ученика);
- исследования И. Никитиной и А.Скулачева, посвященные специфике комического у Григорьева;
2) труды, исследующие специфику современной детской поэзии, в том числе особенности творчества А. Гиваргизова (И. Арзамасцева, А. Губайдуллина, О. Семагиной, А. Идиатулиной, М. Яснова)
3) работы, в которых раскрывается понятие «литературной традиции»: (Кожевников, Николаев).
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе рассматривается специфика деткой поэзии О. Григорьева. Во второй главе осмысляется понятие литературной традиции и выявляются традиции О. Григорьева в современной детской поэзии.
Практическая значимость: возможность рекомендации текстов О. Григорьева и А. Гиваргизова для детского чтения в школе в качестве материала для урочной или внеклассной деятельности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Олег Григорьев - уникальная фигура в литературном процессе 1970-80¬х гг. Он создатель ярких текстов как для детей, так и для взрослого читателя. Его творчество вызывает серьезную полемику по самым разным аспектам: ученые спорят о истоках его дара, о жанровой природе его творчества, о специфике лирического субъекта его поэзии, соотношении автора и персонажа, лирического героя и персонажа стихотворений. Остается очевидным, что поэзия О. Григорьева существенно отличается от того, что создавалось в поэзии в 1970-80-е гг.
В центре внимания в данной работе - лирика Григорьева для детей, которая, по сути, является двуадресной. Главные герои поэзии Григорьева - герои-парии; это способ представить иной, непринятый, отрицаемый, несвойственный для социума взгляд на мир. «Это достаточно «неудобная» поэзия, ибо в обоих случаях герои оказываются носителями сомнительных нравственных ценностей, и автор не стыдится и не страшится это показать». [Яснов, 2002, №23]. Герои близки Григорьеву, так как они часть его
натуры, характера, поведения. Они - выраженная «внутренняя эмиграция». Сопоставление поэзии О. Григорьева для детей с поэзией его современников - Ю. Мориц, И. Токмаковой и др. позволяет увидеть, что мир школы в лирике детских поэтов 1970-80-х гг. Ю. Мориц, И. Токмаковой, Б. Заходера- это мир, где взрослые и дети существуют в гармонии, помогают друг другу, мыслят и мечтают вместе, понимают друг друга. Если взрослый и посмеивается над ребенком, то это мягкая, добрая улыбка друга.
В школе Григорьева совместным мечтам нет места. Ребенок и учитель существуют в отношениях, скорее, вражды; взрослый воплощает догму, его язык - язык лжи и насилия, а естественные реакции ребенка на мир воспринимаются взрослым как преступление. Такое разительное отличие в образах школы можно объяснить своеобразием эстетической позиции О. Григорьева. Тем не менее в ряде стихотворений Григорьева в образах взрослых подчеркнуто присутствие детского начала.
В поэтическом мире Григорьева царит случай. Мир полон случайностей, неожиданностей, происходящих с человеком в мире города. Странное одиночное событие, происшедшее с человеком, - то, что объединяет все топосы: школу, дому, улицу. Мир Григорьева - мир одиночных, распадающихся событий. Но иногда Григорьев расширяет границы городского мира посредством традиционных образов звезд, луны, месяца, которые оказываются предметом переживания и осмысления странных героев Григорьева. Небесные светила выступают носителями, знаками иной жизни - в большей степени наполненной значением, чем повседневность.
Среди стилевых характеристик творчества Григорьева для детей следует назвать следующие. Его стихотворения лаконичны, основаны на одной жизненной ситуации, в которой автор находит что-то неожиданное, смешное, странное. Сюжеты стихотворений Григорьева построены на принципе контраста, неожиданного превращения, движения к противоположному. Григорьев-поэт использует приемы градации и гиперболы. Чаще всего короткие стихотворения Григорьева имеют кольцевую композицию, что способствует запоминанию текста и делает семантически нагруженными слова стихотворения. Стихотворения Григорьева для детей, как правило, динамичны, что достигается благодаря использованию двусложных размеров, коротких строк, повтора синтаксических конструкций, глагольных рифм парных и перекрестных по преимуществу. Чаще всего в поэзии Григорьева для детей встречается такая часть речи, как глагол. Глаголы передают динамизм происходящего, акцентируют активность героя Григорьева. Лексика, которую использует Григорьев, - бытовая, разговорная.
Творчество О. Григорьева обладает большим методическим потенциалом для освоения его в урочной и внеурочной деятельности, причем, на разных ступенях литературного образования школьников.
Личность Артура Гиваргизова на современном литературном поприще является одной из самых ярких. И его по праву можно назвать уникальной фигурой в мире современной детской поэзии.
Традиции О. Григорьева в поэзии Артура Гиваргизова отразились на абсолютно разных уровнях. Это и традиция противопоставления двух миров - взрослых и детей - на том основании, что взрослые любят порядок, дисциплину, а дети - свободу и игру; это и нелицеприятное изображение учителя в поэзии; и интерес к фигуре героя-двоечника. Традиции О. Григорьева в творчестве Гиваргизова проявляются и на уровне композиционной структуры стихотворений: стихотворение строится на одном событии, случае; в основе произведения лежит несоответствие, нередко превращающееся в парадокс и даже алогизм; нередко абсурдистская картина мира также возникает в стихотворениях Гиваргизова; оба поэта используют гротеск и гиперболу, их стихи афористичны, лаконичны.
Но при этом творчество Гиваргизова существенно отличается от поэзии Григорьева. В его мире среди взрослых есть те, что очень похожи на детей и понимают их проблемы; у Гиваргизова возможно оборотничество детей и взрослых, что приводит к комическому эффекту. Вообще, поэзия Гиваргизова в большей мере юмористична, чем у Григорьева, что лишает тексты современного поэта ощущения драматизма от довлеющей догмы, исходящей от взрослых.
Если в центре мира Григорьева герой-двоечник, хулиган, то в поэзии Гиваргизова такой герой - один из многих. Герой-хулиган Григорьева старается открывать жизненные законы, набивая себе шишки, играя и шаля. Тем самым он отличается от всех остальных. Гиваргизова интересует самый обычный ребенок, потому что как раз каждый сегодня оказывается сегодня объектом приложения учительских и родительских усилий. Ребенку в поэзии Гиваргизова мало что запрещают, перед ним ставят слишком много задач.
В отличие от мира Григорьева, в поэзии Гиваргизова показан мир, состоящий из самых разных существ - животных, птиц, насекомых, драконов, милиционеров, космонавтов. Всем есть место в мире игры, и с каждыми могут происходить превращения-перевертыши. Мир Гиваргизова - это мир игры и свободы, где автор сам встает на игровую позицию ребенка. Поэтому мы должны быть благодарны Гиваргизову за то, что мы слышим голос ребенка в его современной повседневной занятости.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ