Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблема «избрания пути» в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: анализ эпического произведения

Работа №96739

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОКИ ЗАМЫСЛА И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА» 23
1.1. Истоки замысла романа 23
1.2. Рождение образа Анны Карениной: от «отвратительной женщины» до
«усыновленной» героини 29
1.3. Изменение замысла романа: возникновение образа Левина 41
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА «ВНУТРЕННЕГО ЗАМКА» 46
2.1. «Анна Каренина» в восприятии современников 46
2.2. «Роман из современной жизни» в оценке литературоведения 62
ГЛАВА 3. КАК «СВЕДЕНЫ» «СВОДЫ»? ПРОБЛЕМА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ РОМАНА 69
3.1. Сюжетная линия Анны Карениной 70
3.2. Сюжетная линия Константина Левина 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Творчество Л. Н. Толстого, который всегда живо и мгновенно реагировал на события, происходившие в России и за её пределами, является своеобразным отражением современной ему действительности. Даже небольшое, казалось бы, частное событие могло подтолкнуть писателя на создание произведения, созвучного по поднимаемым в нем вопросам эпохе. В «Анне Карениной» нет масштабных исторических событий («замысел такой частный»), но в романе ставятся вопросы, волновавшие русское общество 1870-х годов. Недаром толки о романе Толстого сливались со злободневными политическими известиями, а одна из заметок Ф. М. Достоевского в его «Дневнике писателя», затрагивающая «Анну Каренину», называлась «Злоба дня». Вместе с тем Достоевский находил в романе «огромную психологическую разработку души человеческой» 2. Сам Толстой называл «Анну Каренину» «романом из современной жизни».
В отечественном литературоведении прочно утвердилось представление об «Анне Карениной» Л. Н. Толстого как об одном из крупнейших произведений русской классической литературы. Первое, на что обращалось внимание, - это удивительное ощущение потока современной писателю жизни, воссозданное в романе. Так, Б. И. Бурсов утверждает, что «проблемы, которые являются центральными для “Анны Карениной”, были выдвинуты самим ходом истории, самой эпохой».
В. В. Набоков в своих лекциях по русской литературе (1999) отмечал: «Хронология в “Анне Карениной” построена на уникальном для мировой литературы чувстве времени»1.
Определяя место и значение «Анны Карениной» в творческой эволюции Толстого, исследователи сопоставляли «роман из современной жизни» с предшествующим произведением писателя - «Войной и миром». Н. К. Гудзий писал: «“Война и мир” — апофеоз здоровой, полнозвучной жизни, ее земных радостей и земных чаяний... Совсем другое видим мы в “Анне Карениной”. Здесь господствует настроение напряженной тревоги и глубокого внутреннего смятения». Э. Г. Бабаев, как бы продолжая мысль Гудзия, утверждает, что внутренняя напряженность, тревога как раз и привлекли читателя, потому что этим ощущением была пропитана сама эпоха Толстого: «Устои нового времени оказались непрочными. Разорение, семейные драмы, крахи банков, катастрофы на железных дорогах — все это были “признаки времени”, которые поражали воображение человека 70-х годов, определяли его тревожное мироощущение».
По словам В. В. Ермилова, отражение в «Анне Карениной» современной Л. Н. Толстому эпохи сделало роман «произведением, столь же гениальным, как и “Война и мир”, но противоположным по своему поэтическому настроению. Вместо поэмы о счастье — роман о несчастье. Вместо торжества жизни — угроза смерти, духовной смерти человечества, если оно не найдет пути к обновлению, — “воскресению”» . М. Б. Плюханова считает возможным делать и более решительные пессимистические выводы: «Если в период “Войны и мира” основным...было для Толстого начало добра и любви, то теперь это начало теряет ясность, возможно, и смысл вообще и глядит зевом смерти».
Если в основе «Войны и мира» лежало изображение событий кампании 1805-1807 годов и, прежде всего, войны 1812 года, то «Анна Каренина» практически не имела в своем содержании описания военных действий (исключая Русско-турецкую войну, куда уже в финале романа уезжает Вронский) и крупных исторических событий. Но, тем не менее, эпоха, воссозданная в романе, отмечена глубоким драматизмом. Взаимоотношения помещиков и крестьян после реформы 1861 года, противостояние либералов и демократов, уже упомянутая русско-турецкая война (1877 - 1878), начало разлома сословных отношений в русском обществе - все это определяло глубочайшее напряжение эпохи и постоянное пребывание людей «на грани».
«В “Анне Карениной”, в отличие от “Войны и мира”, Толстой пользовался материалом обыденной жизни. Здесь нет ни одного мирового события, ни одной исторической личности. Недаром новый роман Толстого после исторической эпопеи поразил читателей “вседневностью содержания”. Но вседневность — это тоже история», - утверждает Э. Г. Бабаев. Поразившая современников «вседневность содержания» заключалась в том, что «общество, современное “Анне Карениной”, ему [Л. Н. Толстому - И. П.] гораздо ближе, чем общество людей “Войны и мира”, вследствие чего ему легче было проникнуться чувствами и мыслями современников “Анны Карениной”, чем “Войны и мира”. А это имеет громадное значение при художественном изображении жизни».
Исследователи отмечали существенное отличие первоначального замысла «Анны Карениной» от окончательного варианта романа. Так, Б. И. Бурсов напоминает, что сначала Толстой предполагал писать пьесу о Петре, но вскоре отказался от этой мысли и приступил к работе над романом. Оставив историческую тематику, Толстой начал писать роман семейно-бытовой: «Развитие событий писатель вначале предполагал полностью сконцентрировать вокруг семейной темы, - пишет М. Б. Храпченко. - Постепенно расширялись не только рамки повествования, но изменилась внутренняя перспектива произведения, его творческая концепция. Изменение замысла, внутренней структуры романа выразилось в насыщении его широким социальным содержанием».
Социальная сторона романа, то есть общественная ситуация в России 70-х годов XIX века, была в тесной связи с семейным укладом, с духовной жизнью русского общества. «Толстой видел несомненную связь между разрушением социальных основ современного общества, построенного на сохранении традиций и преемственности, и распадом семейных устоев в дворянском кругу» . «“Мысль семейная”, - пишет Э. Г. Бабаев, - приобретала особенную остроту, становилась тревожным фактором времени, потому что разлад выходил за пределы семейного круга и захватывал важные области общественного быта. Мысль, которую любил автор, является как бы мощным источником света, определяющим расположение теней в его живописи и глубину изображения. Все важнейшие общественные перемены начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире современников, в их повседневной жизни. Такова была общая мысль Толстого, как она раскрывается в его романе. Значение социальных перемен измеряется, в конечном счете, степенью их влияния на семейные распорядки века»1.
По мнению М. Б. Храпченко, в «Анне Карениной» получает новое художественное выражение «мысль народная». В понимании Толстого, «народ не только играет определяющую роль в исторических событиях, он создатель жизни, творец материальных и духовных ценностей; он - основа и источник всего того, чем живет общество. А рядом высказываются очень важные с точки зрения творческой эволюции Толстого суждения о том, что правители - люди, отрекшиеся от всего человеческого», - утверждает Храпченко.
Об этом же пишет и Б. И. Бурсов, который, признавая одним из главных предметов изображения в «Анне Карениной» «мысль семейную», обратил внимание на особенности раскрытия в романе «мысли народной»: «В “Анне Карениной” Толстой не только не отошел от проблемы народа, так широко разработанной в “Войне и мире”, но значительно углубил ее. Сопоставление “Анны Карениной” с “Войной и миром”, сделанное самим Толстым, надо, очевидно, понимать так: в “Войне и мире” непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в “Анне Карениной” — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого проблема народа в “Анне Карениной” получила своеобразную форму выражения, она дана главным образом через духовные и нравственные искания героев»».
По мнению Н. К. Гудзия, морально-психологическая тема - то есть, тема семьи - не могла существовать самостоятельно, потому что «у Толстого работа над художественным произведением всегда сопровождалась стремлением уяснить себе существенные проблемы, волновавшие его выдвигавшиеся живой современностью». Н. К. Гудзий также отмечает: «Морально-психологическая тема, легшая в основу замысла, получила всестороннее уяснение лишь после того, как она включена была в тему социально-общественную, и “Анна Каренина” оказалась романом одновременно и семейным и социальным».
По-своему проблему соотношения «мысли народной» и «мысли семейной» в «Анне Карениной» рассматривает М. Б. Плюханова: «Здесь взяты для описания события семейной и внутренней жизни двух людей, между собой не связанных, — Анны Карениной и Константина Левина». «Но, - продолжает исследовательница, - сужение масштабов означает углубление в жизнь личности и, тем самым, выход к столь глубоким проблемам бытия, что рядом с ними тема жизни народа в истории кажется некрупной» . Возникает вопрос: «некрупная» тема народа - то есть менее значимая в романе? Неясность ответа на сформулированный вопрос свидетельствует о неокончательной его решенности в литературоведении.
Одним из вопросов, неизменно привлекающих внимание исследователей (вслед за первыми читателями «Анны Карениной» и критиками-современниками, как мы увидим далее), становится автобиографическая основа романа. Исследователи, как и современники Толстого, единодушны в том, что автобиографическая основа романа явственнее всего обнаруживает себя в сюжетной линии второго главного героя «Анны Карениной» - Константина Левина. По мнению Б. И. Бурсова, «образ Левина отражает тот этап в идейных исканиях Толстого, когда он стоял уже перед фактом разрыва со своим классом, но окончательного шага в этом направлении сделать еще не мог. Толстой наделил своего героя такими качествами, благодаря которым он, согласно концепции писателя, мог достичь совершенства. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в конце концов становится для него проблемой, как дальше жить, как вести хозяйство, как относиться к крестьянам»1. Вместе с тем исследователь акцентирует внимание и на том, что «Толстой не щадит своего любимого героя, всё время выставляет его слабости, особенно главную из них — желание сохранить свои помещичьи привилегии».
Упоминает о явном автобиографизме «Анны Карениной» и В. В. Ермилов: «Толстой и в этом романе мечтает об идеале простой, естественной человеческой жизни в единении с природой, с землей, со всем миром. Константин Левин, носитель этих устремлений, является как бы представителем самого автора (недаром и фамилия его образована от имени Лев — от имени автора)». О неслучайной близости фамилии героя имени автора пишет и М. Б. Плюханова: «Фамилия образована от имени Толстого Лев, которое произносилось им самим как “Лёв”, то есть, правильнее - Лёвин»; «Толстой передает Левину весь свой опыт, обретаемый параллельно с писанием романа, кроме опыта творчества».
Н. К. Гудзий говорит об автобиографизме не только образа Левина, но и сюжетной линии Левин — Кити, в которой отразились «в существенных своих чертах личные отношения самого Толстого с его невестой, потом женой, а также духовные искания и приближавшийся духовный кризис автора романа»1. Указывает на автобиографизм сюжетной линии Левин - Кити и В. В. Набоков, считающий, что автор не скрывает своей симпатии к герою, близкому ему: «Венчание Кити и Левина и священнослужитель изображены с большой симпатией»; «из шести героев автор до конца книги сохраняет интерес лишь к Левину и Кити».
«Бесспорность» автобиографизма образа Левина не вызывает сомнения и у Г. Я. Галагана: «Путь его [Левина - И. П.] к вере отражает трагизм личных толстовских исканий “силы жизни”, уничтожающей “страх смерти”. Давно отмечены почти дословные совпадения левинских мыслей о самоубийстве и аналогичных размышлений Толстого, воспроизведенных в “Исповеди”».
Ранее об этом же писал Н. К. Гудзий: в преддверии своего собственного духовного кризиса автор романа «Анна Каренина» «наделяет Левина тем “просветлением” и тем душевным перерождением, которые несколько позднее пережиты были самим Толстым».
Подытоживая наблюдения предшественников, Э. Г. Бабаев отмечает глубокую автобиографическую основу «Анны Карениной», что находит непосредственное отражение в жизненных ситуациях и реалиях, «взятых» из жизни самого автора романа: «Анне Карениной, так же как Левину, он отдал многие из своих страданий и размышлений о жизни» ; «Толстой признавался, что должен был “употребить против себя хитрости”, чтобы вдруг не привести мысль о самоубийстве в исполнение. То же беспокойство испытывает и Левин» ; «Левина все более поглощают мысли, которые хотя и созрели в уединении, но уводили его все дальше от семейного уединения в большой народный мир тревог и забот. И тут постепенно должна была обозначиться грань непонимания между ним и его женой, как эта грань стала обозначаться уже в 70-е годы и наконец привела к семейной драме самого Толстого» 1; «Герои Толстого проходят через последние пределы отчаяния, как проходил через них и сам Толстой. В каждом из них есть нечто от его мироощущения, от его сознания мучительности самого процесса переоценки ценностей»; «Толстой по-прежнему хотел жить в согласии “с собой, с семьей”, но у него возникали новые философские и жизненные побуждения, которые приходили в противоречие с установившимся жизненным укладом барской усадьбы. То же тревожное ощущение было и у Левина. И этим он очень близок Толстому» и т.д.
По мере изучения «Анны Карениной» становилось очевидным, что самым противоречивым является вопрос о сюжетостроении романа (критики считали - см. об этом далее - роман «рыхлым», не имеющим общего стержня). Роман разделен на восемь частей, половину действия (условно) которых занимает повествование о жизни Константина Левина, а другую - о жизни Анны. Притом, если учитывать название романа, он должен был кончиться смертью героини (конец седьмой части), а роман продолжается историей Левина.
В процессе осмысления исследователи приходили к выводу о том, что между героями есть некая связь. Так, еще в 50-е годы прошлого века Б. В Рождественский настаивал на внутренней целостности романа, обусловленной «идеологическим стержнем, вокруг которого развертывается огромный тематический материал» . Стержнем романа Рождественский считал проблему, которая волновала самого Толстого: «как жить в обстановке, создавшейся после реформ 60-х годов?» . «Обращаясь к сюжету “Анны Карениной”, — пишет Б. В. Рождественский, — мы должны прежде всего отметить резко проводимый художником... принцип децентрализации... В “Анне Карениной” не один, а два ведущих героя: Анна и Левин. Соответственно этому через весь роман проходят две основных сюжетных магистрали...». И вместе с тем «связь между этими двумя линиями, несомненно, имеется, но только связь не внешняя, а внутренняя, выражающаяся в том, что обе сюжетные линии романа служат одной идеологической задаче - утверждению жизни, свободной от власти чувственных страстей, жизни, наполненной глубоким моральным смыслом».
Об этом же пишет и современный исследователь: поначалу кажется, что в романе изображается «внутренняя жизнь» двух героев, «между собой не связанных». Однако сюжетные «линии», внешне почти не пересекающиеся, взаимосвязаны «внутренне», и эта взаимосвязь мотивирована в романе. «В Анне и Левине одинаковы силы и напряжение переживания жизни, одинаковы искренность, прямота и бесстрашие, с которыми они задают свои вопросы, обращенные к неназываемым основным началам бытия».
М. Б. Храпченко, в свою очередь, утверждал, что Каренина и Левин - это не «два варианта правдоискателя», они отнюдь не антиподы, их сближает «желание жить по-иному» .
Как видим, исследователи, в отличие от критики современной Толстому (о чем мы будем писать далее), увидели связь между главными героями романа, а значит и его внутреннюю целостность.
Б. М. Эйхенбаум также отмечает: «Толстой строит роман на самых основных, стихийных силах и процессах человеческой жизни, изображая все остальные проявления и формы деятельности (наука, общественная жизнь) с иронией и недоверием. Женщина для него - воплощение этих элементарных сил; поэтому она оказалась в центре романа».
Современные исследователи, опираясь на труды предшественников (Б. М. Эйхенбаума, Э. Г. Бабаева, Б. И. Бурсова, Н. К. Гудзия, Е. Н. Купреяновой и др.), продолжают изучение «Анны Карениной», отмечая, прежде всего, созвучность романа эпохе, в которую он создавался. Так, О. В. Барабаш называет роман Л. Н. Толстого отражением современной ему эпохи. Вместе с тем, полагает исследователь, в «Анне Карениной» отразилось и мировоззрение писателя периода написания «романа из современной жизни»: «Роман “Анна Каренина” как центральное произведение JI. Н. Толстого 1870-х годов воплощает в творческой форме духовные конфликты автора и всей русской действительности в целом. В нем нашли отражение увлечение JI. Н. Толстым философией Шопенгауэра, поиски религиозно-духовного и семейного идеала, интерес писателя к “женскому вопросу”, волновавшему общественность в 1860 —1870-е годы, стремление постичь принципы подлинного реализма в искусстве».
О том, что переломная эпоха совпала с назревающим творческим кризисом писателя и наоборот (кризис с эпохой) пишет и Т. Д. Проскурина: «Обозначившийся социально-нравственный кризис общества в 70-е годы, связанный с переходом России на новый буржуазный путь развития, совпал с духовным кризисом писателей [Толстого и Салтыкова-Щедрина - И. П.]. Именно в этот период Толстой, как и Салтыков-Щедрин, глубоко задумываются о роли семьи в обществе, приходят к осмыслению ее проблем в государственном строительстве. Романы “Господа Головлёвы” и “Анна Каренина”, написанные в пореформенный период, стали зеркальным отражением времени, когда распад семейных отношений в русском обществе символизировал общую неустроенность жизни»1.
В советском литературоведении была принята и поддерживалась большинством исследователей жесткая периодизация толстовского творчества, согласно которой выделялись два резко противопоставленных друг другу периода его деятельности. Обоснованием этой периодизации служил произошедший на рубеже 1870 - 1880-х гг. так называемый «перелом» в мировоззрении писателя, вследствие которого он порвал как с прежним образом жизни, так и с прежней манерой письма. Вместе с тем этот «перелом» подготавливался постепенно, и изменения в творческой манере Толстого сказались уже в «Анне Карениной».
О. В. Барабаш же полагает, что правильнее говорить не о резком «переломе», а о «закономерном этапе в развитии индивидуального стиля писателя». По мнению исследователя, новый уровень психологизма, на который поднимается в своем творчестве писатель, обусловлен новым подходом к изображению человека. Герой Л. Н. Толстого, считает Барабаш, выступает теперь «как предмет субъективного психологического анализа с позиций духовного соответствия объективным законам действительности». Эта соотнесенность психологического анализа с «объективными законами действительности», ее «нравственно-философским анализом» и определяет, считает Барабаш, особое место «Анны Карениной» в истории русской литературы, позволяя говорить о том, что это произведение стало «новой ступенью в эволюции русского психологического романа».
О. Н. Осмоловский сосредоточивает свое внимание на том, как изменения в мировоззрении Толстого сказались на его романном мышлении и поэтике «Анны Карениной». В «Анне Карениной» исследователь видит «органический синтез романа с трагедией». Осмоловский подчеркивает, что Толстой «не отказался от эпической полноты изображения жизни». Вместе с тем внешний мир изображается в «Анне Карениной» «более избирательно», он теперь «тесно соотнесен с трагедией героев и подчинен ее объяснению». «Интерес писателя к личности и законам ее формирования» сменяется «интересом к внутренней драме, к исследованию душевных конфликтов и противоречий». В «Анне Карениной» писатель исследует «трагедию личности, духовный кризис и переворот». Внимание к кризисным, трагедийным состояниям человека, по мысли исследователя, обусловило изменения в поэтике Толстого: «снижается роль объяснительного психологического анализа, степень детализации психических явлений». Иными словами, психологический анализ становится более лаконичным.
В «Войне и мире», продолжает размышлять в том же направлении Н. Набиев, писатель «проводит своих героев через катаклизмы войны, через страдания и лишения, которые падают на долю всей страны, и тем самым приобщает человека из высшего общества к народной жизни. В «Анне Карениной» Толстой избирает иной способ раскрытия образов своих героев: он «испытывает своих героев через семью, сталкивая их с законами и объективными требованиями семьи, которые такие же ненарушимые, как законы и ход истории» .
Вместе с тем исследователи отмечают изменившийся взгляд Толстого на семью, отразившийся в «Анне Карениной». Если в «Войне и мире» Толстой, переживающий счастливый период своей семенной жизни, «твердо отстаивает ценность семейной жизни», - утверждает М. Мейер, - то в «Анне Карениной» он, по-прежнему убежденный в значимости для человека семейных ценностей, уже изображает распад семейных связей , по-разному освещая судьбы главных героев - Анны и Левина. По мысли Т. Д. Проскуриной, Толстой показывает типичность семейных отношений в условиях «переворотившейся» русской действительности, при всей «непохожести» семей, как они изображены в «Анне Карениной»: «Толстой, противопоставляя московское дворянство ориентированному на Запад Петербургу, приходит к выводу, что разрушение семейного уклада в государстве происходит в результате не только неблаговидной нравственной политики царя и его аристократического окружения, но и, - подчеркивает Проскурина, - от “духа времени”, возникающего в земной атмосфере,
способствующего появлению недобрых сил в государстве, называемых писателем “злым духом”»1.
Современные исследователи, вслед за советскими литературоведами, справедливо отмечают, что «мысль семейная» получает ясность выражения в «Анне Карениной» только в соотнесенности с «мыслью народной». Несмотря на разность социальных фонов в романах, единым, по мнению Н. Набиева, остается направление нравственных поисков главных героев и «Войны и мира» (Андрей Болконский, Пьер Безухов), и «Анны Карениной» (Константин Левин): это духовные движение к единению с народом, с «роевым» началом жизни, ведущее к отказу от эгоистического начала.
И все же внимание современных исследователей в значительной мере сосредоточено на особенностях выражения в романе именно «мысли семейной». В понимании Н. Набиева, «как не было и не могло быть человека без и вне национального организма, так и нет человека без и вне семейного организма. Именно в этом заключается и значение “мысли семейной”, который так дорожил автор “Анны Карениной”». «Личность терпит трагическое поражение, если свою индивидуальную и эгоистическую волю она противопоставляет законам и требованиям семьи (Анна Каренина), или же находит выход из трудных ситуаций, если, отказавшись от своих индивидуальных притязаний, подчиняется закону семьи и жизни (Константин Левин)».
По мнению А. К Степаненко, «мысль семейная» - «не только структурная основа сюжета, но и философский символ высшего единения, какое только возможно между людьми. Это вселенское единение предполагает наличие “ключа любви”...». Отсюда, размышляет исследователь, «особая роль в романе проблемы любви — центральной в
какой-то степени определяющей особенности его композиции...»1.
О «двух идейно-композиционных центрах» в «Анне Карениной» говорит и О. В. Барабаш: «мысль семейная» находит свое выражение «в сюжетных линиях Левина и Анны, которые соответственно олицетворяют “семейность” как спасительное начало и “бессемейность” как разрушающую силу».
Таким образом, сосредоточивая свое внимание на образах главных героев «Анны Карениной», современные исследователи неизменно возвращаются, как и советские литературоведы, к проблеме сюжетно- композиционной организации произведения, которую сам Л. Н. Толстой определял как «лабиринт сцеплений», «то есть внутренних связей мысли, воплотившихся в особом, неповторимо оригинальном построении художественного мира романа». А. К. Степаненко говорит о композиции «Анны Карениной» как о системе антитез и синтеза: «Принцип контрастного сопоставления. широко используется Л. Н. Толстым не только при построении сюжетных линий, но и во внешней форме их реализации. Вообще в построении “Анны Карениной” совмещаются принципы противопоставления и единства, слитности, связи. Синтез этих диалектически противоположных принципов — одна из ярких особенностей творческого метода Толстого в целом - наиболее отчетливо проявляется в “Анне Карениной”, создавая иллюзию “потока жизни”. В основе сюжетно-композиционной структуры романа лежит, таким образом, принцип “притяжения-отталкивания”. Эпизоды, имея самостоятельное значение, тяготеют к единому центру».
В результате предпринятого аналитического обзора имеющейся в нашем распоряжении научной литературы мы пришли к выводу, что столь пристальное внимание к роману «Анна Каренина» обусловлено сложностью его идейно-философского содержания и художественной организации. Толкование этой сложности, как с точки зрения содержания романа, так и с точки зрения его формы, очевидно, нельзя признать исчерпывающим. Поскольку всякое подлинно значительное произведение искусства никогда не может быть понято окончательно и навсегда, тем более, если речь идет о таком шедевре мирового значения, каковым является роман «Анна Каренина». Можно только бесконечно приближаться к пониманию его смысла и значения.
Поэтому мы полагаем актуальным предпринимаемое нами исследование, посвященное сюжетно-композиционной структуре романа «Анна Каренина», которая так и не была определена однозначно исследователями. Множество трактовок сюжетостроения романа возникает из-за непонимания связи двух сюжетных линий, двух главных героев - Анны Карениной и Константина Левина.
Объектом нашего исследования является роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина».
Предмет - сюжетно-композиционное своеобразие романа.
Цель - анализируя сюжетостроение романа, понять, как соотносятся между собой две сюжетные линии (Анны Карениной и Константина Левина), где тот «замок», который скрепляет воедино «своды» романа. На основании анализа сделать вывод о внутренней связи героев, и, следовательно, определить особенности композиционной структуры романа.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
• изучить отклики современников, критические статьи, литературоведческие работы, посвященные роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина»;
• опираясь на работы исследователей, понять, в чем состоит своеобразие сюжетно-композиционной организации романа;
• проанализировать сюжетную линию Константина Левина и Анны Карениной;
• понять, что объединяет двух главных героев романа, на основании этого сделать вывод об особой роли образов Анны Карениной и Константина Левина в сюжетно-композиционной структуре романа;
Научная новизна нашего исследования состоит в систематизации подходов к изучению особенностей сюжетно-композиционной организации романа и формулировании своего представления о внутренней целостности романа.
В нашей работе мы обращаемся к историко-генетическому, историко-функциональному и системно-структурному методам научного исследования.
Методологической основой нашей работы являются фундаментальные исследования, посвящённые творчеству Л. Н. Толстого, роману «Анна Каренина» в частности (Э. Г. Бабаева, Б. И. Бурсова, Э. Е. Зайденшнур, В. З. Горной, Л. Д. Громовой-Опульской, Н. К. Гудзия, Н. Н. Гусева, Е. Н. Купреяновой, Б. М. Эйхенбаума и др.)
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов при изучении творчества Л. Н. Толстого в практике вузовского, а также школьного преподавания в классах с углубленным изучением литературы.
Апробация результатов: материалы диссертационного исследования были представлены в докладах на 9 научных конференциях: LITTERATEURS: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы: Международная конференция молодых ученых (Екатеринбург, 2014, 2015, 2016, 2017); АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ: Международная научно-практическая конференция молодых учёных (Екатеринбург, 2015, 2016, 2017, 2018), V Молодежный научно-образовательный фестиваль им. Л. Н. Толстого (Казань, Казанский (Приволжский) университет, 11 -14 ноября 2018 г.) с последующей публикацией статей в сборниках:
1. История создания романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: рождение образа Левина // LITTERATEURS: Материалы III Межвузовской заочной конференции молодых ученых «Litteraterra:проблемы поэтики русской и зарубежной литературы» // Екатеринбург, 15 - 16 декабря 2014 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2014. Вып.9. С. 105 - 114.
2. Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» в восприятии современников // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ: Материалы международной научно-практической конференции молодых учёных // Екатеринбург, 19 апреля 2015 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. Вып. 12. C. 12 - 18. РИНЦ (http://elibrary.ru).
3. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого в критике: pro et contra // LITTERATERRS: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы: Материалы IV Всероссийский (с международным участием) научно¬практической конференции молодых ученых. // Екатеринбург, 4 декабря 2015 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. Вып.10. С. 185 - 194. РИНЦ (http://elibrary.ru).
4. «Толкам нет конца»: «Анна Каренина» Л. Н. Толстого в восприятии
современников // Язык. Культура. Коммуникации. 2016. №1[Электронный ресурс]: URL: http://journals.susu.ru/lcc/article/view/389. РИНЦ
(http://elibrary.ru).
5. Особенности сюжетостроения романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»:
проблема «внутреннего замка» // LITTERATEURS: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы: Материалы V Международной конференции молодых ученых // Екатеринбург, 2016 / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2016. Вып. 11. С. 26 - 40. РИНЦ (http://elibrary.ru).
6. Идейно-композиционная роль образа Левина в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ: Материалы международной научно-практической конференции молодых учёных // Екатеринбург, 28 апреля 2016/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2016. Вып. 13. С. 13-21. РИНЦ (http://elibrary.ru).
7. Рождение образа Анны Карениной: от «отвратительной женщины» до
«усыновленной» героини // LITTERA 7/-.7УЫ: проблемы поэтики русской и зарубежной литературы: Материалы VI Всероссийский (с международным участием) научно-практической конференции молодых ученых. // Екатеринбург, 1 декабря 2017 / Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург, 2017. Вып. 12. С. 65 - 75. РИНЦ (http://elibrary.ru).
8. Рождение образа Анны Карениной: от «каиновой самки» до «усыновленной» героини // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ: Материалы международной научно-практической конференции молодых учёных // Екатеринбург, 28 апреля 2017 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. Вып. 15. С. 140 - 150. РИНЦ (http://elibrary.ru).
9. Проблема «отмщения» в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого: еще раз о смысле эпиграфа //АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОЛОГИИ: Материалы международной научно-практической конференции молодых учёных// Екатеринбург, 19 апреля 2018 / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2018. Вып. 16. С. 165 - 177. РИНЦ (http://elibrary.ru).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Резюмируем результаты нашего исследования. Так для чего же Л. Н. Толстой вводит в роман две сюжетные линии? Как они сцепляются между собой?
При поверхностном прочтении может сложиться впечатление, что Анна и Левин - герои-антиподы. А значит - две сюжетные линии никак не связаны в романе между собой (если не считать единственной встречи Анны и Левина в 7-й части романа). И, следовательно, правы были первые критики романа Толстого?
Казалось бы, в романе есть все основания, чтобы так думать. Во - первых, то, на чем завязаны первоначально обе сюжетные линии, - любовный конфликт. Но главные герои проявляют себя в любви абсолютно по-разному. Анна, разрушая законный брак, вступает в «преступную» связь с Вронским и становится его любовницей, как будто бы оправдывая первоначальный замысел романа о «гадкой, преступной женщине» (322) (так говорит о себе сама Анна). Левин же, который ставит женщину на пьедестал святыни, в конце концов нежной и трепетной любовью соединяется с Кити, с «совершенством во всех отношениях», таким существом, которое в его восприятии, «превыше всего земного» (29).
В романе развивается тема двух «браков» (кстати, «Два брака» - один из вариантов названия романа) , но браки эти абсолютно разные. Левинский брак - брак законный, церковный, а у Карениной (с Вронским) - «брак» незаконный, а значит - безнравственный. К тому же Толстой постоянно акцентирует внимание и на разных типах любви: Каренина-Вронский - страсть, не просветленная духовным началом, и истинная, в понимании писателя, любовь Левина-Кити. «То чувство, которое можно было назвать восторгом любви, - утверждает Б. И. Бурсов, - Толстой воплощает в образе Левина, а не Вронского, у которого, казалось бы, ничего не было, кроме страсти к Анне»1.
Так где же тогда «внутренний» замок, о котором говорил автор «Анны Карениной»? В результате предпринятого нами исследования, мы пришли к выводу, что «внутренняя связь», а значит художественная целостность романа, обусловлена исканиями смысла жизни, которые ведут оба главных героя, но в разных направлениях. Точнее, в начале романа оба героя смысл жизни видят в одном и том же - в личном счастье. Как писал Э. Г. Бабаев, «уже первые сцены указывают на общность “путей”, на которых сталкиваются и перекрещиваются судьбы героев ... романа» . Однако понимание счастья, а главное - «избрание пути», ведущего к нему, у них оказываются разными. Отсюда разным оказывается итог их исканий.
Анна, сосредоточившись на поисках лишь своего личного счастья и заблудившись в «паутине лжи», проходит свой путь, сопровождающийся постепенным усилением отчаяния. «Все неправда, все ложь, все обман, все зло!» - вот тот вывод героини, который делает невозможной ее дальнейшую жизнь: «Я чувствую, что лечу головой вниз в какую -то пропасть, но я не должна спасаться. И не могу» (348).
Левина же, постепенно осознающего невозможность ограничения узкосемейной, пусть и счастливой жизнью, спасают его поиски веры и «дело», которое было «единственною руководительною нитью», выводившей его из «темноты» незнания: «и он из последних сил ухватился и держался за него» (386). Так Левин, тоже через отчаяние, ужас смерти, приходит к спасительному пониманию существования в жизни «несомненного смысла добра».
Левинский путь более тернист и сложен, но этот путь выводит его к свету. Неслучайно образ Левина в его исканиях добра и правды соотносится с образом плуга, «всё глубже и глубже» врезывающегося в землю. Образ же
Анны сопровождается образом-символом потухающей наступающего мрака: «И свеча, при которой она читала исполненную тревог, обманов, горя и зла книгу, вспыхнула более ярким, чем когда-нибудь, светом, осветила ей все то, что прежде было во мраке, затрещала, стала меркнуть и навсегда потухла» (363). Следовательно, если бы не было образа Левина, роман был бы безысходно трагичен. И в этом смысле прав Э. Г. Бабаев, утверждая: «без Левина не было бы и романа как целого»1.
Добавим к этому, что вопросы жизни и смерти, которыми задаются главные герои, находят отражение и в сюжетной организации романа. Смерть брата Николая и роды Карениной, смерть Карениной и роды Кити. Седьмая часть романа открывает, по словам А. А. Фета, «два видимых и вечно таинственных окна: рождение и смерть» . Зеркальное расположение этих поворотных событий в романе дает основание сделать вывод о том, что философская проблема жизни и смерти, является сквозной в романе. А главное - так автор на «внутреннем» уровне художественной структуры романа подчеркивает связь двух сюжетных линий.
Л. Н. Толстой не мог оставить в романе вопросы без ответов: «Разворачивается напряженная духовная жизнь Левина после того, как он задался вопросом: “Неужели только отрицательно?”. Это был вопрос Анны. Толстому для завершения романа нужен был ответ Левина». Так Толстой «сцепляет» две сюжетные линии, создавая единое целое. «Система “сцепления” мыслей при помощи художественных образов, - писал Н. К. Гудзий, - и сделала “Анну Каренину” произведением, в котором глубина идейного замысла органически и неразрывно сочеталась с неослабевающей мощью словесного искусства» .
Размышление писателя над проблемами жизни и смерти, смысла жизни («Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить») и принципиальная незавершенность этих размышлений (открытый финал), сосредоточенность на раскрытии внутреннего мира героев, занятых решением этих вековечных вопросов бытия (при всей разности подходов к их решению), позволяет говорить об «Анне Карениной» как о философско - психологическом романе.



1. Алексеев В. И. Воспоминания // Л. Н. Толстой : К 120-летию со дня рождения (1828—1948) : в 12 т. М. : Гос. лит. музей, 1948. Т. 2. С. 253 - 262.
2. Ахметшин Р. Б. Романы Л. Н. Толстого 60-70-х годов // URL: http://www.dissercat.com/content/romany-ln-tolstogo-60-70-kh-godov(дата обращения: 09.12. 2015).
3. Бабаев Э. Г. Роман «широкого дыхания» // Толстой Л. Н. «Анна Каренина». М. : АСТ, 2007. С. 3 - 25.
4. Бабаев Э. Г. Комментарии. «Анна Каренина» // Толстой Л. Н. Собр. Алексеев В. И. Воспоминания соч. : в 22 т. М. : Худож. лит., 1982. Т.
9. С. 448 - 460.
5. Бабаев Э. Г. Лев Толстой и русская журналистика его эпохи. М. : Изд - во Моск. ун-та, 1993. 296 с.
6. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л. Н. Толстого. М. : Худож. лит., 1978. 160 с.
7. Барабаш О. В. Психологизм как конструктивный компонент поэтики
романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologizm-kak-konstruktivnyi- komponent-poetiki-romana-ln-tolstogo-anna-karenina (дата обращения:
09.12. 2015).
8. Берс С. А. Воспоминания о графе Л. Н. Толстом // Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников : в 2 т. М. : Худож. лит., 1978. Т. 1. С. 174 - 193.
9. Бурсов Б. И., Опульская Л. Д. Л. Толстой // История русской литературы : в 10 т. М. : Изд-во АН СССР, 1956. Т. 9. Ч. 2. С. 433 - 618.
10. Венгеров С. Толстой (граф Лев Николаевич) // Энциклопедический
словарь. СПб. : Акционер. издат. об-во Ф. А. Брокгауз и И. А.
Ефрон, 1901. Т. XXXIII. С. 450 - 457.
11. Галаган Г. Я. Л. Н. Толстой // История русской литературы : в 4 т. Л. : Наука, 1982. Т. 3. С. 797 - 851.
12. Горная В. Мир читает «Анну Каренину». М. : Книга, 1979. 127 с.
13. Горький М. Лев Толстой : Отрывок // Л. Н. Толстой в русской критике: сб. ст. М. : Худож. лит., 1952. С. 494 - 500.
14. Горьковская Н. В. Художественная феноменология эмоциональной
жизни в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина»: стыд и вина // URL: http://www.dissercat.com/content/khudozhestvennaya-fenomenologiya- emotsionalnoi-zhizni-v-romane-ln-tolstogo-anna-karenina-sty (дата
обращения: 09.11. 2015).
15. Григорьев А. Л. Роман «Анна Каренина» за рубежом // Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман в восьми частях. М. : Наука, 1970. С. 856 - 890.
16. Громова - Опульская Л. Д. А. С. Пушкин у истоков «Анны Карениной» : Текстология и поэтика // Славянские литературы. Культура и фольклор славянских народов. М. : Наука, 1998. С. 162 - 171.
17. Гудзий Н. Вступительная статья и примечания. Л. Н. Толстой «Анна Каренина». Неизданные тексты // Литературное наследство. М. : Изд- во АН СССР , 1939. Т. 35-36. Л. Н. Толстой. С. 381 - 397.
18. Гудзий Н. К. Лев Толстой : Критико-биографический очерк. М. : Худож. лит., 1960. 215 с.
19. Гуреева Н. В. Поэтика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина» :
бессознательное, художественное время, цветовая образность // URL: http://www.dissercat.com/content/poetika-romana-ln-tolstogo-anna- karenina-bessoznatelnoe-khudozhestvennoe-vremya-tsvetovaya-o (дата
обращения: 19.12. 2015).
20. Гусев Н. Н. Лев Николаевич Толстой : Материалы к биографии с 1870 по 1881 год. М. : Изд-во АН СССР, 1963. 695 с.
21. Достоевский Ф. М. Дневник писателя 1877, 1880, август 1881 //
Достоевский Ф. М. Собр. соч. : в 15 т. СПб. : Наука, 1995. Т. 14. С. 227 - 239.
22. Ермилов В. В. Толстой - художник : Доклад, прочитанный 30 июня 1960 г. на Международной конференции памяти Толстого в Венеции // Литературное наследство. М. : Изд-во АН СССР, 1939. Т. 69. Л. Н. Толстой. Кн. 1. С. 23 - 32.
23. Жданов В. А., Зайденшнур Э. Е. История создания романа «Анна Каренина». Приложения // Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман в восьми частях. М. : Наука, 1970. С. 803 - 833.
24. Жданов В. А., Зайденшнур Э. Е. Текстологические пояснения // Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман в восьми частях. М. : Наука, 1970. С. 834 - 855.
25. История русской философии : учеб. пособие / под ред. М. Н. Громова. М. : ИФРАН. 1998. 203 с.
26. Ищук Г. Н. О художественном воздействии романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Филологические науки. 1978. №3. С. 21 - 29.
27. Кузминская Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной поляне : Воспоминания : в 3 ч. Тула : Тульск. кн. изд-во, 1960. Ч. 3. 560 с.
28. Кундера М. Невыносимая легкость бытия. СПБ. : Азбука-классика, 2002. 377 с.
29. Купреянова Е. Н. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. №3. С. 117 - 137.
30. Лейдерман Н. Л., Барковская Н. В. Теория литературы (вводный курс) : учеб.-метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т; Науч.-исследоват. центр «Словесник». Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2003. 72 с.
31. Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Сов. энциклопедия, 1987. 752 с.
32. Мейер М. Проблема семьи в творчестве Л. Н. Толстого, 1850-е - 70-е
годы // URL: http://www.dissercat.com/content/problema-semi-v-
tvorchestve-l-n-tolstogo-1850-e-70-e-gody (дата обращения: 09.12. 2015).
33. Михайловский Н. К. Десница и шуйца Льва Толстого // Михайловский Н. К. Литературно-критические статьи. М. : Гослитиздат, 1957. С. 59 - 180.
34. Михайловский Н. К. Еще о гр. Л. Н. Толстом // Л. Н. Толстой в русской критике : сб. ст. М. : Худож. лит., 1952. С. 299 - 320.
35. Михайловский Н. К. Личные воспоминания о гр. Толстом. - Гр. Толстой и г. Мечников, как гигиенисты // Литературные воспоминания и современная смута : в 2 т. СПБ. : Русское богатство, 1900. Т. 1. С. 205 - 214.
36. Набиев Н. Проблема человека в творчестве Л. Н. Толстого // URL: http://www.dissercat.com/content/problema-cheloveka-v-tvorchestve-l-n- tolstogo(дата обращения: 10.12. 2015).
37. Набоков В. В. Лекции по русской литературе // URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=115358 (дата обращения: 09.09. 2015).
38.Осмоловский О. Н. Достоевский и русский психологический роман XIX в. // URL: http://www.dissercat.com/content/dostoevskii-i-russkii-psikhologicheskii-roman-xix-v (дата обращения: 05. 09 2015).
39. Плюханова М. Б. Творчество Толстого. Лекция в духе Ю. М. Лотмана // Л. Н. Толстой : pro et contra. СПб. : Изд-во Рус. Христ. гуманит. инст., 2000.С. 822 - 857.
40. Покровская Н. Примечания к письму Фета А. А. к Л. Н. Толстому, 23 августа 1877 г. // Литературное наследство. М. : Изд-во АН СССР, 1939. Т. 37-38. Л. Н.Толстой. С. 208 - 238.
41. Проскурина Т. Д. Идейно-художественные особенности воплощения
«мысли семейной» в романах Л.Н. Толстого «Анна Каренина» и М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» // URL:
http://www.dissercat.com/content/ideino-khudozhestvennye-osobennosti-
voploshcheniya-mysli-semeinoi-v-romanakh-ln-tolstogo-ann (дата
обращения: 09.12. 2015).
42. Ранчин А. М. Роман Л.Н. Толстого «Анна Каренина» : замысел, смысл
эпиграфа и авторская позиция // URL: http://www.portal-
slovo.ru/philology/43318.php (дата обращения 28. 07. 2017).
43. Решетов Д. В. Романы Г. Флобера «Мадам Бовари» и Л. Н. Толстого «Анна Каренина» : Философско-эстетическое осмысление проблемы самоубийства // URL: http://www.dissercat.com/content/romany-gflobera- madam-bovari-i-ln-tolstogo-anna-karenina-filosofsko-esteticheskoe- osmyslenie(дата обращения: 29.11. 2015).
44. Рождественский Б. В. О композиции романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» // Ученые записки Московского городского пединститута. 1954. Т. XI. №4. С. 190 - 220.
45. Русанов Г. А., Русанов А. Г. Воспоминания о Льве Николаевиче Толстом. Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1972. 280 с.
46. Сергеенко П. А. Как живет и работает гр. Л. Н. Толстой. 2 изд., доп. и испр. М. : Типография тов-ва И. Д. Сытина, 1903. С. 137 - 152.
47. Степаненко А. К. Сюжетно-композиционная структура романа Л.Н.
Толстого «Анна Каренина» // URL:
http ://www.dissercat.com/content/ syuzhetno-kompozitsionnaya-struktura- romana-ln-tolstogo-anna-karenina (дата обращения: 05. 11. 2015).
48. Страхов Н. Н. Взгляд на текущую литературу // Страхов Н. Н. Литературная критика. М. : Современник, 1984. С. 402 - 404.
49. Суркова Ж. Л. Поэтика романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина» :
Идиллические мотивы и эсхатологическая символика // URL: http://www.dissercat.com/content/poetika-romana-ln-tolstogo-anna- karenina-idillicheskie-motivy-i-eskhatologicheskaya-simvolik (дата
обращения: 10.11. 2015).
50. Толстая С. А. Мои записи разные для справок // Толстая С. А. Дневники : в 2 т. М. : Худож. лит., 1978. Т.1. : 1862-1900. С. 495 - 512.
51. Толстой И. Л. Мои воспоминания. М. : Мир, 1933. 436 с.
52. Толстой Л. Н. - Страхов Н. Н. : полн. собр. переписки : в 2 т. М. : Гос. музей Л. Н. Толстого; Ottawa, 2003. 478 с.
53. Толстой Л. Н. Анна Каренина. М. : Наука, 1970. 834 с.
54. Толстой Л. Н. Анна Каренина. Черновые редакции и варианты // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. : в 90 т. М. : Худож. лит., 1939. Т. 20. 686 с.
55. Толстой Л. Н. Письмо 324 С. А. Рачинскому // Толстой Л. Н. Собр. соч. : в 22 т. М. : Худож. лит., 1984. Т. 18. Избранные письма. С. 820 - 821.
56. Толстой Л. Н. Письмо А. А. Толстой. Между 8 и 12 марта 1876 г. // Л. Н. Толстой и А. А. Толстая. Переписка (1857 - 1903). М. : Наука, 2011. С. 328 - 329.
57. Толстой С. Л. Об отражении жизни в «Анне Карениной» : Из воспоминаний // Литературное наследство. М. : Изд-во АН СССР, 1939. Т. 37-38. Л. Н. Толстой. С. 566 - 590.
58. Успенский Н. В. Гр. Л. Н. Толстой в Москве // Успенский Н. В. Из прошлого. М. : Типография Ф. Иогансона, 1889. С. 90 - 96.
59. Фет А. А. Что случилось по смерти Анны Карениной в «Русском Вестнике» // Литературное наследство. М. : Изд-во АН СССР, 1939. Т. 37-38. Л. Н. Толстой. С. 231 - 238.
60. Хализев В. Е. Теория литературы. М. : Высш. школа, 2002. 249 с.
61. Храпченко М. Б. Лев Толстой как художник // Храпченко М. Б. Собр. соч. : в 4 т. М. : Худож. лит., 1980. Т. 2. С. 168 - 228.
62. Цейтлин А. Г. И. А. Гончаров. М. : Изд-во АН СССР, 1950. 492 с.
63.Чехов А. П. Из письма А. С. Суворину, 24 февраля 1893 г. // Л. Н. Толстой в русской критике : Сб. ст. М. : Худож. лит., 1952. С. 604 - 619.
64. Чичерин А. В. Идеи и стиль. М. : Сов. писатель, 1965. 374 с.
65. Шатилов Н. И. Из недавнего прошлого // Л. Н. Толстой в
воспоминаниях современников : в 2 т. М. : Худож. лит., 1978. Т. 1. С. 248 - 252.
66.Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Семидесятые годы. Л. : Сов. писатель, 1960. 294 с.
67.Эйхенбаум Б. М. Пушкин и Толстой // Эйхенбаум Б. О прозе : сб. ст. Л. : Худож. лит., 1969. С. 167 - 185.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ