Введение 3
Глава 1. Историко-теоретические основы изучения жанра антиутопии 9
1.1. Утопия и антиутопия: проблема жанра, типология, сходства и различия 20
1.2. Российские антиутопии: история и современность
1.3. Художественный мир антиутопии и способы его
моделирования в современных антиутопиях 33
1.4. Игровые аспекты представления текста художественной
литературы: компьютеризация и интертекстуальность
Глава 2. Исследование специфики миромоделирования в
антиутопиях Д. Глуховского на примере «Метро 2033» и «Будущее» 45
2.1. Главный герой и система персонажей антиутопии «Метро
2033» и «Будущее» Дмитрия Глуховского 56
2.2. Принципы устройства антиутопического мира в романах
Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и «Будущее» 67
2.3. Хронотоп в антиутопиях «Будущее» и «Метро 2033». Особенности времени и пространства в произведениях Дмитрия Глуховского... 83
2.4. Игровая модель мира в произведении. Компьютеризация
литературы Д. Глуховского на примере романов «Метро 2033» и «Будущее» 97
2.5. «Метро 2033» и «Будущее» Дмитрия Глуховского в контексте современных антиутопий мировой литературы. Западные и российские
взаимосвязи в современных антиутопиях
Заключение
Список источников литературы
Приложение
Развитие литературы всегда идет по пути обновления приемов, поиска новых форм существования произведения. Еще Ю.Н. Тынянов в свое время говорил о литературном процессе как системе изменяющихся и сменяющих друг друга приемов . Сегодня писатели экспериментируют с формой произведения, стремятся разрушить границы обычного, устоявшегося, традиционного, найти новые способы продвижения своего произведения, использовать методы и приемы других видов искусств. Развитие специфического литературно-философского жанра антиутопии в русской литературе продолжается. Этот жанр подтвердил свою актуальность на разных этапах литературного процесса, особенно возросла его идейно - эстетическая роль в последнее время. Имея богатый опыт традиций, русская антиутопия отличается активным новаторством, поиском новых жанровых разновидностей и художественных принципов. Поэтому совершенно не случайно, что интерес к жанру антиутопии как предупреждению не утихает и сегодня привлекателен для многих современных писателей.
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что проблемы утопии и антиутопии до сих пор являются актуальными проблемами современного зарубежного и отечественного литературоведения. На данный момент в литературе наблюдается всплеск антиутопических настроений, жанр антиутопии популярен среди читающей аудитории. Человек хочет знать, что будет с этим миром дальше и находит варианты развития цивилизации именно среди книг жанра антиутопии.
Постмодернистская эстетическая и культурная ситуация в общемировом масштабе благоприятствует развитию антиутопии в ее пародийных и иронических отношениях с утопией. На этом фоне изучение ярких образцов современной антиутопической литературы очень важно и своевременно. Актуальность видится и в том, что в интерпретации текста как игрового до сих пор еще остается место для нового ракурса рассмотрения этой проблемы.
Степень разработанности проблемы. В современной истории и теории литературы, а также в различных гуманитарных сферах - литературоведческой, лингвистической, философской, исторической, культурологической - современное прочтение и определение реального значения утопий и антиутопий в литературном процессе начала XX века до сих пор представляет широкой диапазон для изучения. В России изучение жанра антиутопии возникло позже, чем на Западе. Большинство исследований в этой области приходится на 80-90-е годы XX века, когда наблюдался возросший интерес вокруг утопии, особенно литературной.
Обобщения в области теории жанра антиутопии и утопии, а также места литературной утопии среди утопий другого типа (социальных, философских и пр.) представлены в работах М.М. Бахтина, В.В. Кожевникова, В.Я. Кирпотина, Ю.М. Лотмана, Б.О. Кормана, Д.С. Лихачева, В.А. Чаликовой, К.В. Чистова, А.И. Клибанова, Р. Гальцевой, Е. Шацкого, Л. Геллера, М. Ласки, А.Л. Мортона, Ф.Е. Манюэля и др. Работы, посвященные поэтике и эстетике жанра антиутопии: Е.Н. Ковтун Е.Л. Черткова, В.Д. Бакулов и др.
Необходимо отметить, что в современной отечественной науке существует две точки зрения на жанровую природу антиутопии. Согласно первой, антиутопия, как и утопия, принадлежит к разряду внежанровых образований (Э. Баталов, Л. Хабибуллина). Другая точка зрения признает жанровый характер антиутопии (Н. Арсентьева, А. Зверев, Б. Ланин, Ю. Латынина, А. Любимов и др.). До настоящего времени проблема статуса антиутопии не разрешена и остается открытой проблемой. В контексте темы исследования, посвященного изучению российских антиутопий, важно подчеркнуть, что традиционализация жанрового канона литературной антиутопии связана с началом ХХ века, а именно романом Е. Замятина «Мы». Существует мнение, что антиутопия изначально сопряжена с романной формой (В.А. Чаликова). Другого мнения придерживается исследователь Н. Арсентьева, которая соотносит антиутопию и к крупным, и к малым формам. Таким образом, в теории жанра существуют спорные вопросы.
В контексте историко-культурологического дискурса, связанного с разработкой теории игры, раскрытием ее сущности и ценности для человеческого бытия, основополагающими являются труды Й. Хейзинги, Е. Финка, Г.-Г. Гадамера, К. Гросса и др. В отечественной научной школе теоретико-методологические аспекты феномена игры представлены в работах Т.А. Апинян, Г.С.Виноградова, В.Н. Всеволодского-Гернгросса, М.А. Коськова, А.А. Новиковой, Т.Л. Ретюнских и др. Изучение игры как культурного текста отражено в работах ученых, которые использовали семиотический подход в проработке данной проблемы: Р. Кайуа, К. Леви- Стросс, Ю.М. Лотман, Ч.С. Пирс, В.Н. Торопов, Б.А. Успенский и др.
Исследованиями творчества Д. Глуховского, как представителю массовой литературы, посвящено не так много работ, в основном это отдельные статьи, посвященные роману-антиутопии «Метро 2033», представленные исследователями:
- в области исследования художественного мира антиутопии «Метро 2033» (Ловицкий Н., Григоровская А.В., Черкас А.Е.);
- изучение лексических средств создания антиутопического мира «Метро 2033» (Гуанцзе Ч., Просвиркина И.И., Колесова Е.В.);
- нравственные аспекты в романе «Метро 2033» (Орлов С.В.);
- место и роль в писательской практике и литературном процессе (Сарин Л.).
Также нами выявлена диссертационная работа Григоровской А.В. «Пространственно-временная организация и мотивная структура в антиутопии 2000-х годов («ЖД» Д. Быкова и «Метро 2033» Д. Глуховского)»
2. в которой автор исследует топонимику произведений, уделяет много внимания мотиву катастрофы, выясняющие жанровую специфику антиутопии в ее современной модификации.
Цель исследования - исследование специфики модели мира в современных российских антиутопиях.
В соответствии с целью определены следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «утопия», «антиутопия» и выявить проблемы жанра и его типологию в исторической и теоретической проекциях;
2. Рассмотреть русские антиутопии и охарактеризовать способы моделирования, представленные в этом жанре;
3. Рассмотреть игровые аспекты представления текста художественной литературы посредством компьютеризации и интертекстуальных включений;
4. Провести исследование специфики миромоделирования в современных антиутопиях на примере произведений Д. Глуховского «Метро 2033» и «Будущее» в сравнительно-сопоставительном ключе:
- с позиции изучения их сквозь призму игровых аспектов (интертекстуальности и компьютеризации);
2Григоровская А.В. Пространственно-временная организация и мотивная структура в антиутопии 2000-х годов: («ЖД» Д. Быкова и «Метро 2033» Д. Глуховского): автореф. дисс. на соиск. ... к. филол. н. - Тюмень, 2012. - 24 с. [Электронный ресурс]. - URL: http://tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/10.01.01/3819.pdf
- с позиции многоуровнего анализа (хронотопа, устройства мира, системы персонажей), раскрывающего специфику модели исследуемых антиутопий.
Объект исследования - антиутопия как литературно-философский жанр.
Предмет исследования - модель мира в современных антиутопиях на примерах произведений Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и «Будущее».
Материалом для исследования послужили произведения: антиутопии Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и «Будущее».
Гипотеза исследования состоит в том, что современные российские антиутопии имеют игровое начало в моделировании художественного мира, как на уровне текста, так и за счет использования приемов и средств других видов искусства и технологий.
Научная новизна исследования заключается в том, что исследование проводится в сравнительно-сопоставительном ключе в ходе всего исследования: в первой теоретической главе сопоставляются черты утопии и антиутопии, выявляется общее и различное; также проводится сравнительный анализ в отношении произведений Дмитрия Глуховского в контексте проявления в данных произведениях игрового начала.
Методы исследования: историко-типологический метод позволил нам изучить типологию жанра антиутопии в его историческом развитии, были использованы принципы жанрового анализа при рассмотрении субъектной организации, хронотопа, ассоциативного фона, описательный метод, литературоведческий анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, системно-структурный метод, интермедиальный.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности учета выводов и интерпретаций для исследования творчества Д. Глуховского, при составлении специальных вузовских курсов по истории и теории жанра антиутопии, сравнительного изучения современной отечественной литературы, в подготовке работ реферативного характера.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Во введении определены актуальность и научная новизна темы исследования, степень изученности проблемы, охарактеризованы объект и предмет исследования, сформулированы цели и задачи, выявлены методы, определена теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Историко-теоретические основы изучения жанра антиутопии» рассматривается художественная специфика жанра утопии и антиутопии, сущность, факторы возникновения и бытование на современном этапе; дается определение понятиям «антиутопия», «утопия», выявляются черты сходства и различия утопии и антиутопии; уточняются понятия элементов антиутопического псевдокарнавала: «ритуализация», «театрализация» и «квазиноминация»; рассматриваются элементы художественного мира жанра антиутопии и обосновывается понятие «модель мира», анализируются способы моделирования; рассматриваются проблемы изучения текста художественной литературы с позиции их компьютеризации интертекстуальности.
Во второй главе «Исследование специфики миромоделирования в антиутопиях: Д. Глуховского «Метро 2033» и «Будущее» данные произведения анализируются в сравнительно-сопоставительном ключе и различных подходах к изучению представленной в них модели мира. Исследуется главный герой, система персонажей, принципы устройства антиутопического мира, хронотоп и игровая модель в выбранных произведениях, рассматриваются взаимосвязи российских и западных антиутопий.
Заключение содержит выводы по проведенной работе, оценку и рекомендации по практическому использованию ее результатов, подводится итог исследования, намечаются перспективы изучения поднятых проблем.
Библиографический список включает в себя 54 источника.
В данной работе было проведено теоретическое и практическое исследование модели мира современной антиутопии на примере текстов Дмитрия Глуховского «Метро 2033» и «Будущее». Кроме того, были задействованы тексты современных зарубежных авторов, такие как «Дивергент», «Инсургент», «Эллигент» Вероники Рот, «Бегущий в лабиринте», «Испытание огнем», «Лекарство от смерти» Джеймса Дэшнера, «Голодные игры», «И вспыхнет пламя», «Сойка-пересмешница» Сьюзен Коллинз.
В теоретической главе была поднята и изучена проблема жанра утопии и антиутопии, проанализированы их сходства и различия, рассмотрена эволюция антиутопии от зарождения до современности, раскрыты способы миромоделирования в современных антиутопиях, выявлены приемы интертекстуальности и компьютеризации текста.
В практической главе была рассмотрена модель мира в антиутопиях Дмитрия Глуховского, была изучена система персонажей (герой - антигерой), особенности хронотопа в его произведениях (закрытое пространство, оппозиция «верх» - «низ», мотив остановленного времени, ретроспективность времени и т.д.), изучены способы компьютеризации литературы и сопоставлены с текстами «Метро 2033» и «Будущее» (сюжетообразующая миссия, путь героя, наличие инвентаря, линейный сюжет и т.д.), была представлена сравнительная характеристика по выбранным критериям современных антиутопий западных и российских.
Гипотеза нашего исследования гласила, что современные российские антиутопии имеют игровое начало в моделировании художественного мира, как на уровне текста, так и за счет использования приемов и средств других видов искусства и технологий. В результате нашего исследования, мы пришли к выводу, что антиутопии Дмитрия Глуховского действительно имеют игровое начало в моделировании художественного мира.
1. Глуховский Д. Метро 2033. - Эксмо, 2005. - 544 с.
2. Глуховский Д. Будущее. - АСТ, 2013. - 477 с.
3. Дэшнер Д. Бегущий в лабиринте / Джеймс Дэшнер; перевод с английского Д.Евтушенко. - Москва: АСТ, 2014. - 444.
4. Коллинз С. Голодные игры. И вспыхнет пламя. Сойка-пересмешница: [перевод с английского] / Сьюзен Коллинз. - Москва: АСТ, 2014. - 894.
5. Рот В. Дивергент: [перевод с английского] / Вероника Рот. - Москва: Эксмо, 2018. - 416.
Литература
6. Арсентьева H.H. Становление антиутопического жанра в русской литературе. М.: Изд-во МИГУ, 1993. - 355 с.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., 1986. - 445 с.
8. Бесчётникова С. В. Утопическая парадигма художественного мышления переходной культурной эпохи (на материале русской прозы рубежа ХХ - XXI вв.): Монография. - Донецк: Лебедь, 2007. - 500 с.
9. Булгакова А.А. Топика в литературном процессе: пособие / А.А. Булгакова. Гродно: ГрГУ, 2008. - 107 с.
10. Введение в литературоведение. Учебное пособие // Иод ред. Л.В. Чернец. - М.: Высшая школа, 2000. - 556 с.
11. Гуревич И.С. Основы философии: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 480 с.
12. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: Св. 136000 словарных статей, ок. 250000
семантических единиц: В 2 т. - М.: Рус. яз., 2000.
13. Замятин Е. Мы: Роман, рассказы, повесть / Сост. О. Михайлов. - М.: Мол. Гвардия, 1990. - 365 с.
14. Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000: Учебное пособие. // Иод ред. Л.Г. Андреева. - М.: Высшая школа, 2001. - 335 с.
15. Зверев А. Крушение утопии // Иностранная литература. - 1988. - №11.
16. Иванова Н. И птицу паулин изрубить на каклеты / Н. Иванова // Знамя. - 2001.- №3.- С. 219-221.
17. Константинов Д.В. Антиутопии: будущее без человека/Вестник Томск. гос. ун-та, 2013. - № 366.
18. Крылов В. Минувший век и текущий день в зеркале антиутопий // Север. 2003. - №9-10. - С.196-210.
19. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 270 с.
20. Ланин Б. Русская литературная антиутопия. - М., 1993. - 199 с.
21. Ланин Б.А. Русская литературная антиутопия XX века. Автореферат дисс. доктора филолог. наук. М., 1993. - 35 с.
22. Липков А. И. Проблемы художественного воздействия: принцип
аттракциона. М.: Наука, 1990. - 240 с.
23. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия / Под ред. проф. Горкина А.П - М.: Росмэн.. 2006. - 1680 с.
24. Малышева Е.В. Структурно-композиционные и лингвостилистические особенности антиутопии как особого типа текста. Автореферат дис. канд. филолог. наук. - СПб, 1998. - 15 с.
25. Николенко О. Н., Копач Е. Современная русская антиутопия: традиции и новаторство. - Полтава: ООО «Фирма Техсервис», 2006.
26. Новиков В. Возвращение к здравому смыслу // Знамя, 1989. №7.
27.Олесина Е.П. Сетература - новая форма или новый смысл? // Мир психологии. - 2014. - №4. - С. 183-190.
28. Ортега-и-Гассет Х. «Дегуманизация искусства» и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. - М.: Радуга, 1991. - 639 с.
29. Павлова О.А. Метаморфозы литературной утопии: теоретический аспект. Волгоград: Волгоград. науч. изд-во, 2004. - 472 с.
30. Ратаева В.И. К вопросу о рассмотрении категории текстового времени и пространства в произведении жанра антиутопии // Вестник магистратуры. - №2 (17). - 2013.
31. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М.: Политиздат, 1991. - 366 с.
32. Словарь философских терминов / Науч. Ред. Проф. В.Г. Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 731 с.
33. Солдатов В.Е., Тузовский И.Д. Социокультурное пространство в антиутопиях: основные черты моделируемого социума // Вестник ЧГАКИ.- №3 (23). - 2010.
34. Толстая Т. Кысь. - М.: Эксмо, 2006. - 368 с.
35. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. - 576 с.
36. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежн. лит.: Пер. с разн. яз./Сост., общ. ред. и предисл. В. А. Чаликовой. - М.: Прогресс, 1991. - 405 с.
37. Фесенко Э.Я. Теория литературы. М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2008. - 780 с.
38. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 2000. - 398 с.
39. Хейзинга Й. Homo Ludens / Человек играющий: статьи по истории культуры / Й. Хейзинга / пер. с нидерланд. и сост. Д.В. Сильверстова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 496 с.
40.Чаликова В.А. Утопия и свобода. М.: Весть, 1994.- 184 с.
41. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польс. / Общ. Ред. В.А. Чаликовой.
- М.: Прогресс, 1990. - 456 с.
42. Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы. - М.: ИМЛИ РАН, 2005. - 319 с.
Интернет-источники
43. Будущее. Дмитрий Глуховский. Интернет-проект [Электронный ресурс] - URL: http://futu.re/
44. Воробьева А.Н. Русская антиутопия XX-начала XXI веков в контексте
мировой антиутопии. Автореф. дисс. д. филол. н., Саратов, 1999. [Электронный ресурс] - URL: http://oldvak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/filolog/2009/13-04/VorobyovaAN.doc
45. Вселенная метро 2033. Дмитрий Глуховский. Интернет-проект [Электронный ресурс] - URL: http://www.metro2033.ru/index.php
46. Григоровская А.В. Пространственно-временная организация и мотивная
структура в антиутопии 2000-х годов: («ЖД» Д. Быкова и «Метро 2033» Дмитрия Глуховского): автореф. дисс. на соиск. ... к. филол. н. - Тюмень, 2012. - 24 с. [Электронный ресурс]. - URL:
http ://tmnlib.ru/jirbis/files/upload/abstract/ 10.01.01/3819.pdf
47. Компьютерные игры как искусство. [Электронный ресурс] - URL: http:// gamesisart.ru
48. Крикливец Е.В. Топос как структурный элемент хронотопа и объект
научного исследования (на примере творчества В. Астафьева и В. Козько) // Ученые записки УО ВГУ им. П.М.Машерова. - 2013. - №2. - Т.16. - С.126-131. [Электронный ресурс] - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_21948762_23203866.pdf
49. Ланин Б. Анатомия литературной антиутопии. - [Электронный ресурс] - URL: http://ecsocman.hse.ru/data/120/386/1217/017_LANIN.pdf
50. Ланин Б. Воображаемая Россия в современной русской антиутопии. -
[Электронный ресурс]. - URL: http://src-
h.slav.hokudai.ac.jp/coe21/publish/no17_ses/18lanin.pdf
51. Литературная энциклопедия. [Электронный ресурс] - URL: http://enc-dic.com/enc_lit/Alljuzija-217.html
52. Лукашенок И.Д. Антиутопия как социокультурный феномен начала XXI
века // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4. - Т. 1
(Гуманитарные науки). - С. 286-288. - [Электронный ресурс]. - URL: http://vestnik.yspu.org/
53. Сарин Л. Литературный проект Д. Глуховского «Вселенная метро 2033» в контексте раз-вития отечественной сетевой словесности // Вестник ВГУ: Филология. Журналистика. - 2017. - № 1. - С. 53-56. - [Электронный ресурс] - URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/phylolog/2017/01/2017-01-13.pdf
54.Чаликова В.А. Утопия рождается из утопии. [Электронный ресурс] - URL: http://chalikova.ru/utopiya-rozhdaetsya-iz-utopii-kniga.html