Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ МОЛОДОЙ СЕМЬИ

Работа №96727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы150
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
230
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1 Специфика семьи как социального института
1.1 Семья, как институт социализаци 8
1.2 Молодая семья как объект психологического сопровождения 19
1.3 Технология, модель и виды психологического сопровождения 35
молодой семьи
Выводы по главе 1 44
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по внедрению модели психологического сопровождения молодой семьи.
2.1 Характеристика выборки, методов и результатов первичной 47
диагностики
2.2. Модель психологического сопровождения молодой семьи 62
2.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 72
Выводы по главе 2 80
Заключение 83
Список литературы 86
Приложение 1 95
Приложение 2 106
Приложение 3 119
Приложение 4 125
Приложение 5 128
Приложение 6 131
Приложение 7 133
Приложение 8 140
Приложение 9 145


Актуальность
В современном обществе семья является одним из фундаментальных институтов общества, а также малой группой - одной из наиболее стабильных и постоянных ячеек общества. Роль семьи в жизни каждого человека неоспоримо велика: именно семья способствует процессу адаптации и социализации, а также удовлетворению наиболее важных личностных потребностей человека [6;8].
В семье происходит формирование и развитие личности человека, освоение необходимых социальных навыков, знаний, изучение культурных норм и правил, восприятие общепринятых ценностей и идеалов, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни в социуме. В семье личность может получить необходимую ей поддержку, защиту, взаимопонимание, так как только семья сможет обеспечить выполнение необходимых базовых, основных потребностей, таких как физиологические потребности (питание, отдых и другие), потребность в любви, заботе, потребность в безопасности, защищенности и другие [20;22].
Данные, полученные в ходе научных исследований, проведенных в настоящее время, доказали, что для полноценного развития личности необходимо семейное воспитание, так как именно в семье удовлетворяются бозовые потребности ребенка, формируются положительные жизненные представления [22].
Исследованием семьи и роли семейного воспитания в жизни человека занимались многие ученые, среди которых были П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, Н. В. Шелгунов и другие. Исследователи обращали особое внимание на семейное воспитание как на главную обязанность родителей или как самостоятельное и творческое всестороннее развитие личности, при этом отмечалась необходимость изучения семьи как естественной среды для жизни ребенка в ячейке общества [7].
Семья, являясь составной частью общества, реагирует на его развитие и изменения. В настоящее время в российском обществе осуществляется модернизация важнейших сфер его жизнедеятельности, определяются долгосрочные перспективы социально-экономической политики
Правительства Российской Федерации. В соответствии с ними должен установиться приоритет гражданина над государством, когда самореализация каждого члена общества может обеспечить последовательное повышение жизненного уровня населения, укрепление экономической и политической роли страны в мировом сообществе. Объектом и субъектом такой политики является молодежь и молодая семья [36].
Молодые семьи выделяются в особую категорию населения, наиболее легко реагирующую на различные общественные социально-экономические изменения. Такие особенности молодых семей как их формирование, структура, состав, тип семейного уклада отражают общественные изменения, происходящие на сегодняшний день [45].
В формировании и развитии молодой семьи исследователями выделяется ряд особенностей, присутствующих исключительно у данной категории семей. Среди них наиболее выделяются следующие:
1. Низкий или недостаточный уровень материальной обеспеченности, отсутствие собственной жилой площади, что способствует развитию дополнительных проблем и разногласий между супругами в молодой семье [45].
2. Возраст молодых супругов, так как именно в данный период человек проходит определенные уровни социализации, такие как получение необходимого образования по профессии, а также поиск рабочего места по полученной специальности [36].
3. Необходимость адаптации супругов в молодой семье к смене социальных ролей, стиля поведения, стереотипов, появлению новых родственников, появлению собственных детей [36].
В настоящее время учеными было проведено достаточное количество исследований, в которых они изучали различные аспекты работы с семьей. Так, например, Ю. А. Алешина, И. С. Даниленко, А. Ф. Евченко, В. И. Зацепин, А. А. Клецин, И. И. Савинов и др. описали процесс становления и укрепления семьи, Н. Т. Молчанов, Н. И. Стрекалова, И. В. Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др. занимались исследованием воспитательной деятельности и психологического климата в семье, А. К. Агишева, Э. К. Васильева, Б. З. Вульфов, В. Н. Дружинин, Ю. С. Моздонова, и др. занимались разработкой психолого - педагогической помощи семье [17;27;42].
В данной исследовательской работе предлагается разработать, апробировать и рассмотреть эффективность модели психологического сопровождения молодой семьи.
Предлагаемая в диссертации модель психологического сопровождения молодой семьи может быть использована в качестве психологического инструментария, который позволит оказывать помощь и поддержку молодым семьям, а также реализовывать программу психологического сопровождения молодой семьи.
Объект исследования: молодая семья
Предмет исследования: процесс психологического сопровождения молодой семьи.
Цель исследования: разработать и реализовать модель
психологического сопровождения молодой семьи.
Гипотеза исследования: психологическое сопровождение молодой семьи будет успешным, при условии разработки модели психологического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Изучить научно - методическую литературу по психологическому сопровождению молодой семьи.
2. Выявить сущность и структуру процесса психологического сопровождения молодой семьи.
3. Разработать и реализовать модель психологического сопровождения молодой семьи.
4. Оценить эффективность реализованной модели психологического сопровождения молодой семьи.
Теоретико-методологической базой исследования явились научные положения о диалектическом характере социальных отношений и представления о семье как социальном явлении, которое находится в единстве и взаимодействии со всеми сферами общества (Г. Гегель, К. Маркс), философско-психологическая концепция вопросов брака и семьи (И. Кант, И.Г. Фихте), теория социально-преобразующей деятельности, ее роли и месте в социальном развитии личности (С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм), концепция социализации личности (И. С. Кон, А. В. Мудрик), педагогика индивидуальности (О .С. Гребенюк), исследования семьи как социального института (А. И. Антонов, Н. А. Бердяев, В .В. Елизаров, М. С. Мацковский, В. М. Медков, И. И. Савинов, B. C. Торохтий), концепция социального закаливания (М. И. Рожков).
Методы научного исследования:
1. Теоретические: анализ педагогической, психологической и
методической литературы по теме исследования;
2. Эмпирические: проведение первичной диагностики, разработка и реализация модели психологического сопровождения молодой семьи, оценка её эффективности.
3. Методы обработки полученных результатов: количественный и качественный анализ результатов, полученных в результате исследования.
Методы диагностики:
1) Методика «Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре» («РОП»), А. Н. Волкова - для определения значимости различных сфер семейной жизни [15].
2) Методика «Особенности общения между супругами», Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская - для изучения межличностных отношений супругов в молодых семьях [4].
3) Методика «Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ)», В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко - для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы [68].
Практическая значимость работы заключается в разработке Модели психологического сопровождения молодой семьи, которая может быть полезна специалистам Центров сопровождения семьи, психологам ВУЗов, организаций и предприятий, взаимодействующих с молодыми семьями.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное научное исследование было направлено на изучение особенностей молодой семьи, а также разработку и реализацию модели психологического сопровождения молодой семьи.
Для эффективной реализации поставленной цели были решены следующие задачи: 1. Изучить научно - методическую литературу по психологическому сопровождению молодой семьи. 2. Выявить сущность и структуру процесса психологического сопровождения молодой семьи. 3. Разработать и реализовать модель психологического сопровождения молодой семьи. 4. Оценить эффективность реализованной модели психологического сопровождения молодой семьи.
Данная исследовательская работа была посвящена исследованию молодых семей, а также разработке и реализации модели психологического сопровождения молодой семьи. На сегодняшний день данная проблема является достаточно актуальной, так как семья является одним из фундаментальных институтов общества. Семья способствует процессу адаптации и социализации, в семье происходит формирование и развитие личности человека, освоение необходимых социальных навыков, знаний, изучение культурных норм и правил, восприятие общепринятых ценностей и идеалов, необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни в социуме.
На современном этапе исследователями были изучены различные аспекты работы с семьей. Так, например, Ю. А. Алешина, И. С. Даниленко, А. Ф. Евченко, В. И. Зацепин, и др. описали процесс становления и укрепления семьи, Н. Т. Молчанов, И. В. Гребенников, О. А. Добрынина, М. С. Мацковский и др. занимались исследованием воспитательной деятельности и психологического климата в семье, А. К. Агишева, Э. К. Васильева, Б. З. Вульфов, В. Н. Дружинин, Ю. С. Моздонова, и др. занимались разработкой психолого - педагогической помощи семье.
Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что для полноценного развития личности необходимо семейное воспитание, так как именно в семье удовлетворяются базовые потребности ребенка, формируются положительные жизненные представления. По данным В. А. Сысенко, период молодой семьи является наиболее опасным и трудным для благополучного развития стабильного семейного уклада. Это объясняется сложностью решения некоторых проблем, связанных с рождением и воспитанием ребенка, перераспределением домашних и социальных обязанностей, изменения в досуговой деятельности, постепенном накоплении физической и эмоциональной усталости и негативным влиянием на проявления душевного тепла и любви супругов по отношению друг к другу.
Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что что целью психологического сопровождения молодой семьи является выявление содержания проблемы клиента совместно со специалистом, исследование и использование скрытых ресурсов семьи для решения поставленных задач, а также обучение членов молодой семьи необходимым техникам, методам и приемам для самостоятельного преодоления возникающих в дальнейшем проблем. Психологическое сопровождение молодой семьи направлено на коррекцию, восстановление или преобразование семейных взаимоотношений между членами семьи и с членами других социальных групп.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день молодая семья сталкивается с психологическими проблемами, требующими целенаправленного организованного
психологического сопровождения.
В рамках данной исследовательской работы бал проведен констатирующий эксперимент, анализ данных которого показал наличие у молодых семей недостаточную степень согласования семейных ценностей или их рассогласованность (35% супружеских пар), недостаточную адекватность ролевого поведения (15% супружеских пар), негативные особенности общения (35% супружеских пар), низкую степень удовлетворенности браком (20% супружеских пар). Была разработана и апробирована модель психологического сопровождения молодой семьи, определены направления и содержание работы по коррекции выявленных проблем с учетом индивидуальных особенностей членов молодых семей, а также принципов психологического сопровождения.
Для оценки эффективности работы по психологическому сопровождению молодой семьи был проведен контрольный эксперимент, целью которого было проведение сравнительного анализа данных по аналогичным методикам первичного обследования для проверки эффективности разработанной модели психологического сопровождения молодой семьи. Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о том, что в контрольной группе положительная динамика наблюдается в интимно- сексуальной сфере, сфере социальной активности, доверительности общения, взаимопонимания у 10% супружеских пар, что может быть обусловлено стремлением супругов к саморазвитию, укреплению собственных отношений. В экспериментальной группе положительная динамика наблюдается в сфере социальной активности, проведения совместного досуга, хозяйственно - бытовой сфере. У 40% молодых семей улучшилось взаимопонимание, стали более схожими взгляды на жизненные обстоятельства, стало более легким общение, появились новые общие символы. Удовлетворенность браком повысилась 0,6% у 20% молодых семей.
Сравнительный анализ показателей контрольного эксперимента, а также показатели метода U-критерия Манна-Уитни позволяют сделать вывод о том, что разработанная модель психологического сопровождения молодой семьи является эффективной.



1. Авдеева, Л. Н. Психолого-педагогическое сопровождение студенческой семьи: [Текст] автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Н. Авдеева. — Астрахань: [б.и.], 2009. — 25 с.
2. Алешина, Ю Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование— 2-е изд. [Текст] / Ю. Е. Алешина — М.: Класс, 2000. — 208с.
3. Алешина, Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы [Текст] / Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. — 2011. — №2. — С.45-52.
4. Алешина, Ю. Е. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. [Текст] / Ю. Е. Алешина, Л. Я. Гозман, Е. М. Дубовская —М.: МГУ, 2012. — 164с.
5. Алешина, Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст] / Ю. Е. Алешина // Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия /Сост. Л. Б. Шнейдер — М.; Воронеж, 2004. — Ч.1. — С.341-349
6. Андреева, Т. В. Психология современной семьи [Текст]: монография / Т. В. Андреева. — СПб. : Речь, 2005. — 436 с
7. Андреева, Т. В. Психология семьи [Текст] / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2007. — 384 с.
8. Бабунова, Е. С. Психология семьи и семейного воспитания [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.С. Бабунова. — 2-е изд., стер. — М. : Флинта, 2015. — 62 с.
9. Бачурина, А. В. Роль территориального комплекса социального обслуживания семьи и детей в реализации государственной семейной политики на территории в повышении эффективности социального обслуживания семьи и детей [Текст] / А.В. Бачурина // Семья и будущее России : материалы междунар. науч.- практ. конф. (10-13 февр. 2008 г.). — Екатеринбург, 2008. — С. 16-17.
10. Беляева, М. А. Деятельность специалиста социальной работы по профилактике проблем репродуктивного поведения молодежи в профильных медико-социальных учреждениях [Текст] / М.А. Беляева// Социальная работа и сестринское дело в системе здравоохранения: проблемы профессиональной деятельности и инновации в подготовке кадров: материалы второй межрегион. науч.-практ. конф. (17-19 ноября 2009 г.) / Урал. гос. мед. академ. — Екатеринбург, 2009. — С.101 - 106.
11. Берн, Э. Супружеские игры. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры [Текст] / Общ. ред. М.С. Мацковского. — СПб.: Лениздат, 1992. — С.73-90.
12. Бэндлер, Р. Семейная терапия. [Текст] / Р. Бэндлер, Дж. Гриндер, В. Сатир — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 1999. — 160 с
13. Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов. Методический материал [Текст] / Н. Н. Васильев— СПб.:Речь, 2003 —170с.
14. Васягина, Н. Н. К вопросу о самосознании матери [Текст] / Н. Н. Васягина // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных трудов / Урал. гос. пед. ун-т, Фак. психологии, Каф. психологии личности ; отв. ред. Н. Н. Васягина. — Екатеринбург., 2005. — № 3. — С. 29-34.
15. Волкова, А. Н., Методические приемы диагностики супружеских отношений. [Текст] / А. Н. Волкова, Т. Н. Трапезникова // Вопросы психологии, СПб., 2009. — №5. —С.110-116.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ