Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение родителей как субъектов семейного образования

Работа №96725

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы124
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
196
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование исследования психолого-педагогического сопровождения родителей как субъектов семейного
образования 6
1.1. Семейное образование: история и современность 6
1.2. Родители как субъекты семейного образования 16
1.3.Особенности психолого-педагогического сопровождения родителей как субъектов семейного образования 26
Выводы по первой главе 33
Глава 2.Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения родителей, реализующих семейное образование детей 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Программа психолого-педагогического сопровождения родителей,
реализующих семейное образование детей 56
2.3. Проверка эффективности программы психолого-педагогического
сопровождения родителей, реализующих семейное образование детей 63
Выводы по второй главе 79
Заключение 80
Библиографический список 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 87


Изменения в сфере российского образования последних десятилетий обусловлены поиском новых ответов на вызовы постиндустриального развития общества и направлены, прежде всего, на смену методологических подходов. Существующие образовательные практики, содержание традиционного массового образования и его результаты (функциональная неграмотность человека, его пассивность в решении жизненных вопросов в ситуациях неопределённости, коммуникативная некомпетентность, неспособность творчески осваивать и изменять окружающую действительность и др.) перестали удовлетворять меняющиеся запросы и потребности человека. Данное явление в полной мере воплощается в модернизации процессов общего образования и проявляется, в частности, в возрождении и модификации формы семейного (домашнего) образования, что закреплено в части 1, статьи 17, ФЗ «Об образовании в РФ». [6,8, 13,36,39,40]
С каждым годом семейное образование становится все более востребованным. По статистике ежегодно около 100 тысяч семей в России учат детей дома. В целом, опыт семейного образования получили уже более 1,5 млн. россиян. С каждым годом увеличивается число родителей, которые отказываются от традиционной школы в пользу семейного образования [5,7].
Однако становление и развитие современного домашнего образования в России, по мнению Н.А. Вершининой, доктора педагогических наук, профессора кафедры дошкольного образования, «носит скорее стихийный, чем сколько-нибудь организованный характер, все начинают с чего придется, используя любые приглянувшиеся учебники, программы и методики...» [12]
В связи с единоличной ответственностью родителей за образование своего ребенка, родители, как субъекты семейного образования особенно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении сегодня. Несмотря на это, в современном социокультурном пространстве в рамках образовательного процесса актуальным и разработанным является психолого-педагогическое сопровождение: детей с ОВЗ в инклюзивном образовании и их родителей (С.В.
Алехина, И.В. Вачков, Е.В. Трифаничева, И.А. Чичканова и др.); семей с одаренным ребенком (В.В. Пономарева, А.С. Семенова и т.д); взаимоотношений между взрослым (родители, учителя) и ребенком на любом этапе обучения (О.В. Винокурова, А.А. Распопов, С.Г. Шабас, Г.В.Валеева, З.И. Тюмасева, Т.А. Бахман и др.); семей с детьми, склонными к девиантному поведению (А.И Санникова, Н.В Редькина, Ю. А. Герасименко, Н.А. Устинова и др.); профессионального становления и развития педагога в системе образования (А.В. Батаршев, О.В. Жукова, И.С. Макарьев, Е.А. Монова). Но наблюдается дефицит программ психолого-педагогического сопровождения родителей как субъектов семейного образования [3].
Таким образом, проблема исследования вытекает из противоречия, которое заключается в недостатке разработанных психолого-педагогических программ сопровождения родителей, как субъектов семейного образования при высоком уровне необходимости данных программ, в связи с востребованностью формы семейного образования среди родителей.
Объект - родители как субъекты семейного образования.
Предмет - психолого-педагогическое сопровождение родителей, реализующих семейное образование детей.
Цель - теоретико-эмпирическое обоснование, разработка и апробация программы психолого-педагогическое сопровождения родителей как субъектов семейного образования.
Задачи:
1. Проанализировать основные подходы к семейному образованию в зарубежной и отечественной науке.
2. Представить теоретико-методологическое обоснование проблемы исследования.
2. Провести диагностическое обследование родителей, реализующих семейное образование, с целью выявления проблемных зон, требующих сопровождения.
3. На основании полученных теоретических и эмпирических данных разработать и апробировать программу психолого-педагогического сопровождения родителей, реализующих семейное образование детей
4. Оценить эффективность разработанной программы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психолого-педагогическое сопровождение родителей, реализующих семейное образование детей, будет эффективным, если при его реализации будут созданы условия для проработки личных качеств родителей, развития их психолого-педагогической компетентности и навыков организаторской деятельности.
Теоретико - методологическая основа исследования:
Субъектно-деятельностный подход С.Л.Рубинштейна, Б.Г.Ананьева, В.Н.Мясищева, А.Н.Леонтьева где рассматривает человека как субъекта практической и теоретической деятельности, человек познает мир «изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя. Становится «субъектом активности», «субъектом жизнедеятельности», «субъектом отношений», «целеполагающим субъектом». [11]
Закон об образовании РФ; Профессиональный стандарт педагога.
Методы исследования:
• обзорно-аналитические и теоретические (анализ литературы, моделирование);
• психологические (психодиагностические и
психолого-педагогические);
• математико-статистические методы (методы описательной статистики, односторонний T-критерий Вилкоксона);
• графические методы представления полученных данных.
Методики исследования:
- Анкета «Семейное образование как альтернативная форма образования»,
- Методика Незаконченных Ситуаций (МНС) для диагностики родительской компетентности Н. Д. Михеева,
- Методика «Цель-средство-результат» А.А. Карманов,
- Опросник «Сознательное родительство» Р.В. Овчарова, М.О.Ермихина.
Теоретическая значимость: заключается в рассмотрении особенностей семейного образования сегодня, выделение причин обращения родителей к данной форме образования, определение трудностей ее реализации, выявление основных требований к родителям как субъектам семейного образования, реализующим педагогическую и организационную деятельность, обозначение важных профессиональных и личностных качеств родителей как субъектов семейного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная психолого-педагогическая программа сопровождения родителей как субъектов семейного образования может применяться при сопровождении родителей центрами помощи семье и детям, консультативными центрами по вопросам образования в семье.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С каждым годом семейное образование становится все более востребованным. По статистике ежегодно около 100 тысяч семей в России учат детей дома. Однако становление и развитие современного домашнего образования в России, «носит скорее стихийный, чем сколько-нибудь организованный характер, все начинают с чего придется, используя любые приглянувшиеся учебники, программы и методики...» В связи с единоличной ответственностью родителей за образование своего ребенка, родители, как субъекты семейного образования особенно нуждаются в психолого¬педагогическом сопровождении сегодня.
В ходе исследования, нами была достигнута следующая цель: теоретико¬эмпирическое обоснование, разработка и апробация программы психолого-педагогическое сопровождения родителей как субъектов семейного образования.
Для достижения поставленной цели, мы реализовали следующие задачи:
1. Мы выяснили, что существует разница в терминологии в различных странах. За рубежом распространен термин homeschooling, в дословном переводе в нашей стране этот термин соответствует домашнему обучению, которое отличается от формы семейного образования. Семейное образование в России - специальная форма организации процесса обучения, направленная на обеспечение всестороннего развития ребенка, осуществляемая родителями, как субъектами семейного образования, которые реализуют педагогическую и организационную деятельность.
2. Определили, что современный родитель, как субъект семейного образования, должен не только овладеть рядом профессиональных навыков и компетенций в соответствии с профстандартом, а также учитывать специфику возраста своего ребенка, владеть навыками тайм-менеджмента, знать законодательную базу, обладать профессионально-важными качествами и главное быть готовым взять на себя ответственность не только как родитель, но и как педагог и «менеджер». А также обладать развитым самосознанием, иметь высокий уровень саморегуляции и считать качественное образование собственной ценностью. Такие высокие требования, накладывают на родителя слишком высокую ответственность и необходимость им соответствовать, поэтому так важно сопровождать родителя при реализации семейного образования, оказывать ему психолого-педагогическую помощь.
3. С целью выявления наличия данных знаний, умений, навыков, компетенций и личных качеств родителя нами была проведена диагностика, по результатам которой мы разработали программу психолого-педагогического сопровождения родителей, реализующих семейное образование детей.
4. После проведения программы нами была выполнена повторная диагностика с целью оценки эффективности программы. Результаты показали: программа ППС позволила повысить уровень родительской осознанности, родительской компетентности в педагогической деятельности и навыков постановки цели, подбора средств осуществления деятельности. Сдвиг показателей в сторону роста наблюдается по всем замеряемым параметрам.
Таким образом, выдвинутая гипотеза о эффективности программы при создании условий для проработки личных качеств родителей, развития их психолого-педагогической компетентности и навыков организаторской деятельности подтверждена.



1. Адушкина, К.В., Лозгачева, О.В. Психолого-педагогическое сопровождение субъектов образования [Текст] /К.В. Адушкина, О.В. Лозгачева// Урал. Гос. Пед. Ун-т - Екатеринбург, 2017. - 166с.
2. Аксенова, Г.И., Аксенова, П.Ю. Технология субъектно-развивающего обучения студентов [Текст]/Г.И.Аксенова, П.Ю.Аксенова// Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах ФСИН России Сборник материалов межрегионального научно-практического семинара с международным участием. Под общей редакцией Л.Н. Федосеевой, Н.П. Тюменевой, Т.Е. Алексеевой. -2017. - С. 243¬249.
3. Алехина, С.В, Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании [Текст]/С.В.Алехин, И.В.Вачков//Сибирский педагогический журнал. - № 5.- 2014.-С.97-104
4. Архиреева, Т. В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста [Текст]: дис. .. .канд. психол. наук: 19.00.07 /Т. В. Архиреева; Акад. пед. наук СССР. НИИ общ, и пед. психологии. -М., 1990. -169 с.
5. Белоусов, К.Ю, Яшина, М.Н. Развитие семейного образования в
России[Текст]/К.Ю.Белоусов, М.Н.Яшина//Общество: социология,
психология, педагогика. -2016.
6. Борт, О.Н. Об особенностях выбора семейного образования родителями (законными представителями) в области получения альтернативного образования [Текст]/О.Н.Борт//Перспективы развития науки в современном мире Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. В 5-ти частях. 2017. С. 29-37.
7. Вайнер, М.Э. Анализ международного и российского опыта по проблеме семейного образования и воспитания [Текст]/М.Э.Вайнер//Вестник РМАТ.- 2014.- С. 98-105
8. Вайнер, М.Э. Семейное образование как инновационная образовательная практика[Текст]/М.Э.Вайнер//Вестник МИТХТ. -2014.-№3.- С.8-13
9. Васягина, Н. Н. Психология субъекта деятельности [Текст]: учеб. пособие /Н.Н.Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. -Екатеринбург: [б. и.], 2007. - 79 с.
10. Васягина, Н.Н. Обучение как форма психолого-педагогического сопровождения родителей [Текст]/Н.Н.Васягина//Педагогическое образование в России. -2011.-№3.-С.126-132
11. Васягина, Н.Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России [Текст]: монография / Н.Н. Васягина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.],2013. - 364 с.
12. Вершинина, Н. А. Лагутина, Ю. В. Нормативно-правовые основы домашнего дошкольного обучения и воспитания в современной России. Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - C.46-56
13. Геда, Н. Создаем рабочую карту домашнего образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://goo.gl/S2P5Ep (дата обращения: 12.03.2018).
14. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М„ «Педагогика», 1977.136 с. с ил.
15. Ермихина, М. Ю. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов [Текст]: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 /М. Ю. Ермихина; Казан. гос. техн. ун-тим. А.Н. Туполева. - Казань, 2004. - 168 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ