Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика семейных дисфункций на этапе кризиса рождения первенца

Работа №96724

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава I Теоретические аспекты проблемы исследования семейных дисфункций на этапе кризиса рождения первенца 9
1.1 Понятие семейной дисфункции 9
1.2 Понятие кризиса, кризис рождения первенца 17
1.3 Профилактика дисфункций 24
Вывод по I главе 30
Глава II Практические аспекты исследования профилактики семейных дисфункций на этапе кризиса рождения первенца 31
2.1 Организация и методы исследования 31
2.2 Программа профилактики семейных дисфункций на этапе кризиса
рождения первенца 42
2.3 Анализ эффективности проведенной работы 46
Вывод по II главе 57
Заключение 59
Список литературы 63
Приложения 66

Любая семья проходит типичный и предсказуемый путь семейной жизни, каждый из которых связан с определенными трудностями или кризисами.
Первое наиважнейшее событие - это сепарация от родительской семьи. Отделение от кровной семьи происходит тогда, когда девушка или молодой человек вступают в брак, или выбирает свой путь как независимость: принимая решение жить одному или в паре с человеком или людьми.
Второй этап - заключение брака, он сопровождается этапом адаптации или выстраивания новых отношений внутри семьи и семьями каждого из супругов. Под браком мы понимаем сознательное решение создания семьи (от сожительства до рождения первого ребенка), а не только юридические процедуры.
Третьей ступенью в развитии семьи является начало периода родительства и рождение первенца. Это ключевое событие семейной, социальной психологии, оно ознаменует этап перехода к собственной семье.
Родительство - новый этап становления личности каждого из родителей. Отец и мать переходят на новый этап существования семьи, который связан со сменой обязанностей и ролей. Это ключевое изменение в семейном цикле.
Зачастую люди могут испытывать на себе давление со стороны общества, родительской семьи или супруга, которые могут вынуждать «завести» ребенка, не учитывая личностной готовности супругов к этому, без учета интересов.
Принятие решения о родительстве - серьезный шаг супругов, связанный с изменением ролей, обязанностей, которые налагает на них родительство.
Институт родительства меняет социальный статус семьи и некоторых возможностей. С появлением ребенка, особенно первенца, возрастают физические, психоэмоциональные нагрузки обоих родителей.
Некоторые причины эмоциональных нагрузок:
• Нарушение сна;
• Формирование нового порядка и правил;
• Перераспределение финансового потока в семье;
• По причинам перераспределения обязанностей повышенная конфликтность;
• Изменение привычных жизненных стереотипов и жизненного уклада.
Родительство требует от супругов перемен в их образе жизни, им приходится приспосабливаться к новым условиям. У взрослых работающих супругов есть возможность вести достаточно высокий по уровню стиль жизни, они занимаются благоустройством жилища, могут позволить себе содержать автомобиль, тратить денежные средства на путешествия, обеды в ресторанах, уделяют время активному отдыху. С появлением в семье ребенка, родителям приходится отказаться от привычного жизненного уклада, что вызывает определенный стресс.
Рождение ребенка может спровоцировать различную реакцию родителей. Причиной стрессов, трудностей и возникновению семейных дисфункций может поспособствовать даже желанный ребенок. У супругов появляются новые родительские роли, что говорит о том, что они должны принять на себя новые обязанности, которые связанны с воспитанием и уходом за новорожденным. Возрастает чувство ответственности, которая может стать гиперответсвенностью, а также может и пугать, что может привести к избеганию и игнорированию не только ребенка, но и матери, так как у них существует особенная эмоциональная связь. Новорожденный всецело зависит от родителей, требует внимания, проявляет свою индивидуальность, к которой родители вынуждены приспосабливаться.
Появление ребенка в семье обязательно изменит отношения между супругами. Пара превращается в треугольник, что способствует, в основном, ухудшению отношений между новоиспеченными родителями. Рождение ребенка, может не только не сплотить семью, а вовсе разобщить ее. Таких последствий можно избежать если оказывать взаимную поддержку, уважать друг друга, просить о помощи и быть готовым помогать.
В современном мире в условиях социально - экономических реформ, неизменно сопровождающихся нескончаемым системным кризисом и социальной нестабильностью в стране, особенно важны для личности эмоционально - благоприятный фон семейных отношений и их устойчивость. Исследования Т. В. Андреевой, Ю. А. Алёшиной, В. А. Сысенко, В. М. Целуйко, Л. Б. Шнайдер, Э. Г. Эйдемиллера и др., показывают, что взаимоотношения супругов, близких в физическом, эмоциональном и духовном отношении, оказывают как положительное так и психотравмирующее влияние на развитие каждого из партнеров.
На протяжении жизни в супружеской паре, несомненно, каждый из них изменяется, не смотря на мотивы вступления в брак. В зависимости от внешних, интеллектуальных, физических и психологических изменений меняются и их взаимоотношения в браке. Эти изменения могут как укреплять, так и оказывать негативное действие на семью в целом.
Рождение ребенка действительно ведет к серьезным изменениям семейной жизни. Рождение первенца - является особым периодом овладения новыми социальными ролями отца и матери. Резко уменьшается свободное время, семейный доход сокращается, усиливается зона ответственности и поло - ролевая дифференциация, происходит профессиональное переориентирование потребностей молодых родителей.
Проблема внутрисемейных взаимоотношений в молодой семье между супругами после рождения ребенка можно назвать актуальной, что подтверждается посвященными ей научными работами, но все таки, необходимо отметить, что данная проблема и не все вопросы данной проблематики являются решенными.
Цель исследования предупреждение семейных дисфункций, связанных с кризисом рождения первого ребенка.
Объект исследования: семейные дисфункции
Предмет исследования: семейные дисфункции на этапе кризиса рождения первенца.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие «семейные дисфункции» в трудах отечественных и зарубежных ученых;
2. Изучить семейные кризисы, рассмотреть изменения при кризисе рождения первенца;
3. Изучить методы эффективные для профилактики семейных дисфункций;
4. Провести методики, позволяющие выявить семейные дисфункции на этапе кризиса рождения первенца;
5. Составить и апробировать профилактическую программу для предупреждения семейных дисфункций в период кризиса рождения первенца;
6. Сравнить результаты программы с исходными данными методик семейных дисфункций.
Методологической основой исследования являются
основополагающие принципы психологии: системности (Б.Ф. Ломов, В.А. Барабанщиков); активности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Ломов, А.Н. Леонтьев); фундаментальные положения о личности как субъекте жизнедеятельности (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова - Славская); психического детерминизма ( В.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюк); принципы гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт).
Гипотеза: своевременная профилактика семейных дисфункций на этапе кризиса рождения первого ребенка позволяет избежать серьезных последствий данного кризиса.
Теоретическая значимость заключается в уточнении теоретических положений о семейных дисфункциях на этапе кризиса рождения первого ребенка, уточнении технических подходов к профилактике семейных дисфункций.
Практическая значимость состоит в разработке и апробации пакета диагностических методик, программы изучения и способствующих профилактике семейных дисфункций на этапе кризиса рождения первенца, а также в проверке эффективности подобранных методик.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современных условиях проблема дисфункциональности в молодой семье приобретает особую значимость, особенно на этапе кризиса. От того, насколько молодые супруги сумеют адаптироваться, освоить новые роли, создать обстановку взаимопонимания и уважения, во многом зависит прочность супружества, создание благоприятного климата для дальнейшего развития семейных отношений, рождение детей.
Проведенное теоретическое и эмпирическое исследование по проблеме дисфункциональности в молодых семьях показывает, что она вызывала и вызывает пристальный научный интерес как отечественных, так и зарубежных ученых.
По результатам проведенного исследования можно сказать, что все поставленные задачи были достигнуты в ходе исследования.
Первой задачей нашего исследования было рассмотреть молодую семью и кризис рождения первенца, как объект психологической работы, изученность вопроса российскими и зарубежными учеными.
Результатами решения этой задачи является анализ научной литературы по данной теме. Таким образом, работа с молодой семьей направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые зачастую не в состоянии решить самостоятельно.
Второй задачей нашего исследования было изучить причины возникновения и формы проявления семейных дисфункций. Результатами решения этой задачи является выделение понятия «дисфункции».
Таким образом, конструктивно разрешаемые дисфункциональные явления присущи всем супружеским союзам, обычно вызываются каким - то противоречием.
Наиболее существенна роль дисфункциональности в период формирования семьи, когда супруги только начинают приспосабливаться друг к другу. Именно на этом этапе важно определить причины спорных ситуаций, способы и пути их разрешения.
Третьей задачей нашего исследования являлась организация диагностического исследования по выявлению дисфункциональных явлений в молодой семье. Результатами решения этой задачи является реализация диагностического исследования с помощью следующих диагностических материалов:
1. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.
Е. Алешиной, Е. М. Дубровской, Л. Я. Гозмана;
2. Тест - опросник удовлетворенности браком В. В. Столина;
3. Методика «Семейные роли и распределения ролей в семье» Е. М. Дубровская, Л. Я. Гозман, Ю. Е. Алешина;
4. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой;
5. Анкета «Семейные дисфункции».
Таким образом, согласно проведенному исследованию удалось выявить, что все молодые семейные пары сталкиваются с возможностью возникновения дисфункциональных ситуаций. Применение
соответствующих методик позволило наметить основные проблемы в молодых семьях: недостаток понимания в той или иной степени, неудовлетворенность браком, конфликтного поведения супругов и т. д. Анализ возникающей, а еще лучше - только назревающей дисфункции дает возможность не только своевременно и успешно направить супружеский потенциал в конструктивное русло, но и найти способы избежать саму дисфункциональную ситуацию, предупредить ее возникновение.
Четвертой задачей нашего исследования было разработать и апробировать программу профилактики возникновения дисфункций в семье. Результатами решения этой задачи является разработка и реализация программы профилактики с комплексом занятий, целью которой было научить молодых супругов более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций, формирование навыков бесконфликтного общения.
По окончании данной программы была проведена диагностика, для участников тренинговой программы, которая позволила выявить положительные результаты, снижение конфликтного поведения в семьях, вследствие чего мы можем утверждать, что после проведения разработанной нами программы в большинстве семей результаты в целом изменились в сторону снижения уровня дисфункционального поведения.
Таким образом, гипотеза нашего исследования, которую составил ряд положений о том, что социальная профилактика дисфункций в молодой семье будет наиболее эффективна, если специалист: изучит причины возникновения и формы проявления конфликтов в молодой семье; организует диагностическое исследование по выявлению уровня конфликтного поведения молодых супругов; разработает и реализует программу профилактики дисфункционального поведения в семье, направленную на конструктивное разрешение конфликтов, нашла свое подтверждение.
В результате проделанной работы, мы можем сделать вывод о том, что благодаря реализации программы нам удалось:
• сформировать установки на своевременную диагностику и профилактику возникающих в семье дисфункциональных направлений;
• активизировать собственные ресурсы по разрешению возникающих конфликтных ситуаций в супружеских взаимоотношениях;
• повысить компетентность супругов в решении конфликтов.
Благодаря использованию критериев эффективности нам удалось отметить высокую продуктивность курса занятий в формировании коммуникативных умений, освоении эффективных приемов общения, навыков разрешения конфликтов, постановки целей.
Таким образом, нам удалось помочь супругам приобрести навыки по разрешению некоторых трудностей, которые возникают в семьях, заложить основу знаний, необходимых для построения взаимоотношений, а также мотивировали участников занятий на дальнейшее совершенствование своих коммуникативных умений, на дальнейший личностных рост и стремление к обучению и развитию.
Подводя итог, мы можем утверждать, что нам удалось разрешить задачи, поставленные в исследовании и достичь намеченной цели.



1. Авсиевич М. Т., Мельник Л. И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. — М., 2018.
2. Алешина Ю. Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально - психологические методы исследования супружеских отношений. - М.,
2017.
3. Андреева Т. В. Психология семьи. - СПБ, 2017.
4. Андреева Т. В. Психология современной семьи. - СПб, 2015.
5. Бергер П., Бергер Б., Коллинз Р. Личностно-ориентированная
социология. - М., 2014. - с. 103-127.
6. Беседин А. А. Дисфункциональная семья как фактор девиантного поведения несовершеннолетних, 2017. - 18с.
7. Бэндлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2016. - 160 с.
8. Варга А. Я. Системная семейная терапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: Речь, 2015.
9. Верб Л. Я. Под одним кровом. Советы семейного психолога. СПб, 2016.
10. Волкова А. Н., Штильбанс В. И. На пороге семьи. - Л., 2018.
11. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 2017.
12. Дружинин В. Н. Психология семьи. - М., 2016.
13. Дубровина И. В. Проблемы психологической подготовки молодежи к семейной жизни //Вопросы психологии, с. 146-151, № 4, 2018.
14. Емельянова Е. Треугольники страданий. СПб, 2017.
15. Зинкер Дж. В поисках хорошей формы: Гештальт-терапия с супружескими парами и семьями. - М.: Класс, 2018. - 320 с.
16. Зыгмантович П. Тайны взамоотношений. СПб, 2016.
17. Иванюк Т. И. Феномен любви. М., 2018.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ