ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8
1.1. Теоретические исследования акмеологического подхода в научной
литературе 8
1.2. Основные подходы к пониманию профессионального самоопределения в
научной литературе 17
1.3. Особенности развития профессионального самоопределения
старшеклассников 30
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 38
2.1. Характеристика выборки и методов исследования, анализ результатов
исследования 38
2.2. Разработка и апробация программы развития профессионального самоопределения у старшеклассников средствами акмеологического подхода 53
2.3. Анализ эффективности программы развития профессионального
самоопределения у старшеклассников средствами акмеологического подхода
61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Аннотация
К выпускной квалификационной работе: «Акмеологический подход к развитию профессионального самоопределения старшеклассников».
Выпускная квалификационная работа выполнена на 73 листах машинописного текста (без учета приложений).
Количество диаграмм - 4 (без учета приложений).
Ключевые термины: акмеологический подход, профессиональное самоопределение, старший школьный возраст, развитие профессионального самоопределения средствами акмеологического подхода.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В теоретической части рассматриваются основные теоретико-методологические подходы к определению феномена «профессиональное самоопределение» в научной литературе, рассмотрено понятие акмеологического подхода в научной литературе, определены особенности профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте.
Во второй главе представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте средствами акмеологического подхода. Представлена разработанная и апробированная программа развития профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте средствами акмеологического подхода. Эмпирически подтверждена эффективность разработанной программы.
В заключении подведены итоги работы в соответствии с поставленными задачами.
Традиционно под профессиональным самоопределением понимается «деятельность человека, обретающая то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как объекта труда» [9].
На сегодняшний день, процесс профессионального самоопределения отошел от первоначальной его трактовки, которая предполагала только идею профессиональной ориентации, то есть процесс направления личности извне, не затрагивая внутриличностных аспектов.
Стандарт общего среднего образования направлен на формирование личностных характеристик будущего выпускника и обозначен как «портрет выпускника школы». В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркнуто, что одним из важнейших показателей эффективности модернизации российского образования является успешность профессиональной ориентации. Предыдущий закон, принятый в 1992 году, определял профессиональную ориентацию исключительно в контексте дополнительного образования. Современный же закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о том, что профессиональная ориентация «детей и молодёжи обеспечивается профессионально ориентированным содержанием среднего общего образования (ст. 66, ч. 3), дополнительным образованием (ст. 75, ч. 1) и психолого-педагогической, медицинской и социальной помощью обучающимся (ст. 42, ч. 2)» [27].
Понимание психологических закономерностей и особенностей старшего школьного возраста, позволяет говорить о том, что данный возраст является наиболее сензитивным периодом для профессионального самоопределения личности.
Категория «профессионализма» и «самоопределения» является ведущей для акмеологического подхода [31]. Таким образом, необходимость реализовывать программы профориентационной направленности с применением принципов, приемов и методов акмеологического подхода
является актуальной. Данный подход применительно к помощи в профессиональном самоопределении позволит наиболее эффективно реализовать работу, направленную на формирование профессионального становления личности в соответствии с определенными государственной политикой целевыми ориентирами в сфере образования, а также с потребностями и психологическими особенностями старшеклассников.
В рамках данного подхода процесс профессионального самоопределения предполагает выбор того направления деятельности, работа внутри которого позволит личности максимально реализовать свой творческий потенциал в профессии.
Анализ научной периодики и авторефератов к диссертационным исследованиям, посвященным проблеме акмеологического подхода
к профессиональному самоопределению, позволяет утверждать, что интересы исследователей, на сегодняшний день, ведутся в основном в следующих направлениях:
- профессиональная подготовка отдельных категорий
специалистов на базе высших учебных заведений, профессиональных училищ и колледжей [38, 46,48, 54];
- развитие некоторых профессиональных качеств педагога [16];
- поддержка и непрерывное образование руководящих кадров [11].
В работе В.Н. Максимовой акмеологический подход рассмотрен применительно к школьному (гимназическому) образованию. Здесь он трактуется как вытекающая из акмеологии школьного образования новая методология. Опять же данная методология ориентирована скорее на педагогический коллектив в целом, чем на личность обучающегося [36].
Очевидными являются противоречия между:
- наиболее сензитивным периодом для личностного и профессионального самоопределения, которым является старший школьный возраст.
- отсутствием научных, методических разработок и исследовательских трудов, на тему профессионального самоопределения старшеклассников в рамках акмеологического подхода.
- определенными государственной политикой целевыми ориентирами в сфере образования, направленными на формирование личности выпускника.
- бессистемностью реализации проводимых для старших школьников профориентационных мероприятий, которые носят по большей части ситуативный характер и сводятся преимущественно к диагностике с дальнейшим указанием наиболее предпочтительных для респондента сфер профессиональной деятельности.
В этом свете интересной представляется проблема изучения акмеологического подхода к профессиональному самоопределению старшеклассников.
Объектом данного исследования является профессиональное самоопределение.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение
старшеклассников с применением акмеологического подхода.
Цель: разработать эффективную программу профессионального
самоопределения старшеклассников с точки зрения акмеологического подхода.
Задачи:
1. На основе анализа научной литературы изучить понятие акмеологического подхода.
2. Рассмотреть основные подходы развития профессионального самоопределения в научной литературе.
3. Особенности развития профессионального самоопределения старшеклассников.
4. Провести эмпирическое исследование профессионального самоопределения старшеклассников.
5. Разработать программу развития профессионального самоопределения старшеклассников с точки зрения акмеологического подхода.
Гипотеза исследования: специально разработанная на основе
акмеологического подхода программа развития профессионального
самоопределения старшеклассников позволит повысить уровень развития качеств, значимых для профессионального самоопределения
старшеклассников.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1. Основополагающие принципы психологии: системности,
единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн).
2. Некоторые общеметодологические принципы акмеологии:
аксиологический, основанный на базовых человеческих ценностях и вытекающий из гуманистического, направленного на признание способности человека к самосовершенствованию
(А. Маслоу, К. Роджерс и Г. Олпорт.); социальной детерминации
(Б.Г. Анаьев, К.Б. Альбуханова-Славская).
3. Положения о связи самосознания и профессионального самосознания (Е.А. Климов, И.И. Чеснокова, Л. М. Митина, И.В. Вачков).
4. Рассмотрение профориентации как научного управляемого процесса профессионального самоопределения (П. А. Шавир и др.);
5. Научные труды, посвященные изучению акмеологического подхода к развитию личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, А.Ю. Панасюк, К.А. Абульханова-Славская).
В нашем исследовании использовались следующие основные методы:
1. Теоретические: анализ психологической, педагогической,
социологической, методической литературы.
2. Эмпирические: анализ документов, тестирование.
3. Математико-статистические методы: дескриптивная статистика, сравнительный, интерпретационные методы обработки данных.
Для упорядочивания и сортировки полученных данных использовалась программа MS Excel, для количественной обработки данных - программа SPSS 20.0 для среды Windows.
4. Психодиагностические и психолого-педагогические методики:
Методика А.А. Азбель, А.Г. Грецовой «Определение статуса профессиональной идентичности».
Методика «Большая пятерка личностных качеств» (А.Г. Грецов).
Методика УСК (уровень субъективного контроля) - Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд.
Методика «Самооценка личности старшеклассника» О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов и психологов в образовательном учреждении для разработки программ профессионального самоопределния старшеклассников.
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит библиографию из 55 наименований, 9 приложений. Объем работы составляет 73 страницы. В работе результаты исследования отражены в 4 диаграммах, 1 схеме.
В соответствии с целью и задачами нашего исследования мы провели теоретический анализ таких понятий как «профессиональное самоопределение», «акмеологический подход» и рассмотрели особенности профессионального самоопределения старшеклассников.
Суть акмеологического подхода состоит в реализации комплексного исследования и восстановления целостности субъекта в период зрелости, когда его индивидуальные, личностные и субъектно-деятельностные качества изучаются в единстве всех взаимосвязей с той целью, чтобы способствовать достижению им тех оптимумов, на которые может подняться каждый. Соответственно, акмеологический подход к проблеме профессионального самоопределения старшеклассников является актуальным подходом к формированию качеств личности будущих специалистов на пороге выбора ими специальности или дальнейшего профессионального пути.
Понятие «личностное самоопределение» можно трактовать как определение индивидом себя в соответствии с выработанными в обществе (и принятыми конкретным индивидом) параметрами становления личности и последующая реализация себя с точки зрения этих параметров. Данный процесс является естественным процессом, и относится к личностному новообразованию подросткового возраста.
В свою очередь, профессиональное самоопределение - это искусственно организованный процесс, который заключается в определении человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых данным человеком) критериев профессионализма. Суть профессионального самоопределения заключается в осознанном выборе человеком профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий.
Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.
Далее нами была проведена диагностика уровня сформированности качеств, значимых для профессионального самоопределения. Диагностика проводилась по следующим методикам:
— Методика А.А. Азбель, А.Г. Грецовой «Определение статуса профессиональной идентичности».
— Методика «Большая пятерка личностных качеств» (А.Г. Грецов).
— Методика УСК (уровень субъективного контроля) - Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд.
— Методика «Самооценка личности старшеклассника»
О. Н. Истратова, Т.В. Эксакусто.
В соответствии с выдвинутой целью, задачами и гипотезой эмпирическая часть исследования состояла из следующих этапов:
1) Констатирующий эксперимент (сентябрь - октябрь 2017 года). На данном этапе была проведена первичная диагностика выборки и выделена проблемная группа.
2) Формирующий эксперимент (ноябрь 2017 года - апрель 2018 года). Непосредственное проведение программы по развитию профессионального самосознания студентов - психологов.
3) Контрольный эксперимент (апрель 2018 года - май 2018 года). Проведение вторичной диагностики профессионального самоопределения старшеклассников.
В исследовании принимали участие обучающиеся Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя
общеобразовательная школа № 1 г.Первоуральска (МАОУ СОШ № 1).
Для упорядочивания и сортировки полученных данных использовалась программа MS Excel, для количественной обработки данных - программа SPSS 20.0 для среды Windows.
Далее нами была разработана и апробирована программа развития профессионального самоопределения старшеклассников средствами акмеологического подхода.
После чего мы провели итоговую диагностику на контрольной и экспериментальной группах. Результаты диагностики были
проанализированы по средствам сравнительного анализа по Т-критерию Уилкоксона. Данные сравнительного анализа позволили нам сделать вывод о том, что разработанная нами программа развития профессионального самоопределения старшеклассников является эффективной.
Цели и задачи, поставленные в нашей работе можно считать достигнутыми.
Гипотеза о том, что специально разработанная на основе акмеологического подхода программа развития профессионального
самоопределения старшеклассников позволит повысить уровень развития качеств, значимых для профессионального самоопределения
старшеклассников, подтверждена.
1. Адольф, В.А., Ильина, Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / Агентство образования адм. Краснояр. края, Краснояр. краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования. - Красноярск: Поликом, 2007. - 190 с.
2. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
3. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2002. С. 272
4. Анисимов, О.С. Акмеологические факторы повышения эффективности
стратегического мышления руководителя. Научно-практический
рецензируемый журнал «Акмеология». 2016; (4):53-58. URL:
https://acmeology.elpub.ru/jour/article/view/34 (дата обращения: 11.05.2018).
5. Афонькина, Ю.А. Профессиональное развитие как предмет психологич еского исследования: научный анализ отечественных концепций // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. №2 (4). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-razvitie-kak-predmet- psihologicheskogo-issledovaniya-nauchnyy-analiz-otechestvennyh-kontseptsiy (дата обращения: 13.04.2018).
6. Бадашкеев, М.В. Профориентация старшеклассников в условиях сельской школы // Таврический научный обозреватель. 2015. №4-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proforientatsiya-starsheklassnikov-v-usloviyah- selskoy-shkoly (дата обращения: 10.07.2018).
7. Балданова, Л.А. Акмеологический подход в повышении качества
образования // Вестник МГУКИ. 2010. №1. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-v-povyshenii- kachestva-obrazovaniya (дата обращения: 07.07.2018).
8. Бегалиева, С.Б. Акмеологический подход - новая парадигма в совершенствовании подготовки будущих специалистов // Успехи современного естествознания. - 2013. - № 7. - С. 123-126.
9. Бекузарова Н. В., Миронов А. Г. Современные тенденции развития
образовательного законодательства России в сфере профориентационной деятельности // Вестник КрасГАУ. 2013. №12. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-tendentsii-razvitiya- obrazovatelnogo-zakonodatelstva-rossii-v-sfere-proforientatsionnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.05.2018)
10. Бесклубная А. В. Особенности профессионального самоопределения
современных старшеклассников // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-
professionalnogo-samoopredeleniya-sovremennyh-starsheklassnikov (10.05.2018)
11. Беспалов И.А.. Профессиональный акмеологический потенциал руководящих кадров государственной службы российской федерации. Автореф. дис. на соиск. уч. степени канд. псих.наук. Москва - 2008.
12. Бодалёв, А.А. Акмеология развития человека: феноменология,
закономерности, механизмы // ЧиО. 2007. №3-4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/akmeologiya-razvitiya-cheloveka-fenomenologiya- zakonomernosti-mehanizmy (дата обращения: 10.04.2018).
13. Божович, Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - С. 87-101.
14. Бочарова, Е.П. Акмеологический подход к образованию //
Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZakmeologicheskiy-podhod-k-
obrazovaniyu (дата обращения: 10.05.2018).
15. Быков О. В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2000. № 1. С. 13-15
...